Методы воспитания дошкольников: «Методы воспитания дошкольника, характеристика и функциональное назначение» | Материал:
Методы воспитания дошкольников | Консультация на тему:
Консультация на тему: «Методы воспитания дошкольников»
Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. На данной консультации речь пойдет о методах воспитания дошкольников.
Следует сказать о том, что дошкольное образование базируется на ФГОС, то есть на федеральном государственном образовательном стандарте. Он является той основой, на которой строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
А сейчас поговорим подробнее о методах воспитания дошкольников.
В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.
Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.
Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).
При этом педагоги отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу.
Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.
Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.
Классификация методов воспитания
В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в основе которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.
В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблинская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:
• цель – что человек хочет;
• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;
• средства, используемые для достижения поставленной цели;
• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;
• отношение человека к результатам и процессу самой деятельности.
Уже в структуре деятельности заложены определенные воспитательные возможности.
Исходя из этой структуры деятельности выделяется четыре группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, диспут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные методы этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лекция, диспут).
Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.
Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосознания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.
В дошкольном образовательном учреждении особенное место отводится рассказу.
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.
Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть небольшими группами, строить песочные дома и крепости индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познавательных речевых и математических конкурсах, играх.
3. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.
4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки.
На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.
Таким образом, анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не применяются изолированно друг от друга. Все они взаимосвязаны, и в зависимости от ситуации одни методы переходят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в основе которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.
С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.
10 эффективных методик воспитания детей — karpachoff.com
Воспитать ребёнка счастливым, здоровым и успешным сейчас намного проще, чем 100 лет назад. И всё это благодаря наработкам учёных, педагогов и психологов.
Кроме привычных методов «кнута и пряника», убеждения, личного примера и обучающих ситуаций, существует минимум 20 полноценных систем воспитания, начиная методиками Фридриха Фребеля и доктора Спока и заканчивая музыкальной методикой Железновых. Одни уже устарели, другие уделяют внимание только одной стороне развития ребёнка, третьи слишком сложны для домашнего использования.
Поэтому рассмотрим только 10 самых эффективных методик воспитания детей и остановимся на достоинствах и недостатках, чтобы помочь вам выбрать свой вариант.
1. Система Марии Монтессори
Система Марии Монтессори — одна из самых распространённых методик воспитания и обучения ребёнка, созданная ещё в начале ХХ века. Изначально система разрабатывалась для детей с задержкой развития, а потом уже была адаптирована для всех остальных.
В центре методики находится ребёнок, который волен заниматься, чем ему захочется. Затем идёт обучающая среда, представленная разными зонами для занятий чтением, письмом, математикой, творчеством и т.д. И только потом на сцену выходит взрослый, чья роль — предложить ребёнку варианты и «помочь ему всё сделать самому» (девиз методики). Главный упор при этом делается на обучении письму, так как автор системы считала, что этот навык важнее остальных.
Свобода выбора и индивидуальный подход дают прекрасные результаты. Ребёнок растёт самостоятельным, дисциплинированным и эмпатичным.
При этом его не оценивают и не оставляют на второй год — каждый развивается в собственном темпе.
Не обошлось без минусов. Во-первых, создать обучающее пространство, поделенное на специальные зоны, обойдётся недёшево. Во-вторых в качестве недостатков системы специалисты отмечают отрицание активной роли педагога, недооценку значения ролевых игр и недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей.
Читайте также: Непослушный ребенок: советы психолога, как справиться с «маленьким чудовищем»
2. Вальдорфская школа Рудольфа Штайнера
Как и предыдущий вариант, система была создана в начале ХХ века. Рудольф Штайнер, создатель антропософии, открыл при табачной фабрике в Вальдорфе школу для детей сотрудников, чтобы воплотить свои наработки в жизнь. Со временем его идеи завоевали популярность во всём мире.
Вальдорфская методика основана на творчестве и культуре. Дети поют, участвуют в театральных представлениях, занимаются живописью, эвритмическими танцами и изготовлением поделок из натуральных материалов. Эвритмия — уникальная задумка методики, по которой дети несколько раз в день активно двигаются, хлопают, танцуют, поют и читают стихи.
Два главных принципа, на которых стоит школа, — это так называемое «не опережающее» воспитание и подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры.
Штайнер считал, что у ребёнка нельзя забирать детство, поэтому интеллектуальное обучение начинается не раньше 7 лет.
Особое отношение у системы наблюдается к технике. Использование телевизора, компьютера и гаджетов максимально ограничивается, поскольку считается, что они пагубно влияют на развитие ребёнка.
Вальдорфскую методику критикуют
Посмотрите видео – Дмитрий Карпачёв рассказывает, как научиться правильно понимать ребенка, чтобы подобрать подходящую методику воспитания:
3.

Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал методику восстановления для детей с поражением нервной системы, которая помогла их не только вылечить, но и позволила подтянуть интеллектуальное развитие. Затем он адаптировал систему для здоровых детей.
Главная идея методики — раннее физическое и умственное развитие в тесной взаимосвязи.
Ребёнка ни в коем случае не следует пеленать и ограничивать его движения — пусть учится ползать как можно раньше. А с 6 месяцев уже пора начинать его обучение с помощью специальных карточек.
Что это за карточки? Это крупные белые карточки, на которых изображены красные точки для обучения счету и слова для обучения чтению. Также в коллекцию входят картинки с изображениями растений, животных и других объектов. Российский учёный Андрей Маниченко адаптировал карточки под особенности русской грамматики. Их можно купить или изготовить самостоятельно.
Задача родителей — несколько десятков раз в день показывать ребёнку эти карточки. Системное использование карточек обеспечивает раннее развитие речи, письма и в дальнейшем скорочтения, большого словарного запаса и любознательности.
Недостатком системы считают пассивность детей при восприятии информации — они только получают данные, но ничего с ними не делают. Плюс такой метод не подойдёт детям с развитой кинестетикой — вместо того, чтобы изучать, они захотят потрогать и попробовать карточки на вкус.
4. Усовершенствованная методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан — человек, усовершенствовавший методику Гленна Домана, используя исключительно собственный опыт матери двух дочерей.
Сесиль сделала акцент на индивидуальном подходе к ребёнку, поэтому расширила вариант карточек Домана, добавив слуховые и тактильные элементы. Хочет ребёнок не только смотреть, но и трогать — предоставьте ему необходимые образцы. Нравится издавать звуки из предметов — пусть стучит по всему, до чего дотянется.
Также Сесиль добавила упражнения из всех сфер знания: географии, истории, музыки, рисования, уделив особое внимание плаванию. Причём она настаивала, что с ребёнком заниматься надо с самого рождения.
Кроме очевидных плюсов всестороннего развития ребёнка, есть один минус у этой методики — маме малыша понадобится почти всё её время на занятия и упражнения с ребёнком. Без надёжного помощника справиться будет сложно.
5. Воспитание счастливого ребёнка по методике Жан Ледлофф
Поехав однажды в Венесуэлу в поисках алмазов, американская писательница Жан Ледлофф вскоре забыла о драгоценностях и сосредоточилась на наблюдении за индейцами племени екуана. Впоследствии она возвращалась к ним ещё 4 раза, чтобы детально изучить приёмы воспитания детей.
В результате исследований Жан Ледлофф на свет появилась неоднозначная книга «Как вырастить ребёнка счастливым».
Неоднозначна она тем, что практически полностью отвергает западные традиции воспитания и предлагает так называемый естественный подход к ребёнку:
«ручной период» длится столько, сколько хочет ребёнок;
ребёнок участвует во всех делах мамы — это ускоряет процесс его социализации;
кормить малыша надо не по расписанию, а по требованию;
мама не опекает ребёнка, а даёт ему свободу получать любой опыт;
разрешается оценивать только поступки ребёнка, но не его самого.
Такой вариант естественного воспитания в среде индейцев екуана приводил к тому, что дети практически не плакали, росли счастливыми и искренними.
Некоторые элементы не применимы в современных условиях (мы всё-таки не индейцы, живущие в дикой природе), но в целом методика довольно эффективна.
6. Система Масару Ибуки
«После трёх уже поздно» — нашумевшая и единственная книга сооснователя корпорации Sony, которому пришлось глубоко копаться в методах воспитания из-за болезни сына.
Главный посыл книги — мозг ребёнка формируется в первые три года жизни, и надо постараться вложить в него за этот период максимум знаний и навыков. Предпочтение отдаётся обучению иностранным языкам и музыке на академическом уровне.
Масару Ибуки утверждает, что для детей нет понятий легко и сложно, поэтому они одинаково воспринимают как игрушки, так и образцы мирового культурного наследия, из чего следует, что последним стоит уделять больше времени. Игрушек вообще должно быть мало — они ограничивают фантазию ребёнка и рассеивают внимание.
Физическое развитие тоже не на последнем месте, причём в самых разнообразных формах — от прыжков на скакалке до катания на коньках. Здорово, если физические упражнения выполняются по расписанию.
Система Ибуки не до конца подтверждена научными фактами, но сразу получила широкое распространение в Японии и за её пределами. Единственный элемент, за который критикуют метод Масару Ибуки, — разрешение применять телесные наказания до 2-х лет.
7. Методика Никитиных
Борис и Елена Никитины — ещё одни родители, разработавшие методику воспитания, опираясь на личный опыт. Они начали создавать свою систему с рождением первого ребёнка и совершенствовали с каждым последующим (всего детей в семье 7).
Миссию родителей Никитины видели в том, чтобы научиться прислушиваться к сигналам ребёнка, предоставлять ему полную свободу в выборе занятий и интересов и воспитывать самостоятельную целостную личность.
Поэтому много внимания в методике уделяется созданию специальной среды для обучения (таблицы, схемы, карты на стенах), тренировок (тренажёры, специальные упражнения) и развивающих пособий для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет (кубики, пирамидки, головоломки, задачи). Эти приспособления помогают ребёнку найти множество вариантов решения той или иной задачи и выявляют его способности и склонности в раннем возрасте.
Методика Никитиных сегодня ещё сохраняет свою актуальность, хоть и была разработана в советских реалиях. Осторожным быть стоит только с одним из центральных элементов методики — закаливанием. Перед тем, как превращать ребёнка в «моржа», стоит проконсультироваться с педиатром.
8. Складовое чтение Николая Зайцева
Как научить ребенка читать в 4 года? Используя новаторскую методику складового чтения Николая Зайцева.
Он разработал комплекс, в основе которого кубики с нарисованными складами. Не буквы, не звуки, не слоги, а именно склады — пары гласных и согласных букв или согласных с мягким/твёрдым знаком. Кубики разных размеров, цветов, веса и звучания, в зависимости от наполнителя.
Играя такими кубиками, веселясь и складывая их в башенки и паровозики, уже через несколько сеансов ребёнок без проблем читает целые предложения. Он получает начальное представление о русском языке в столь раннем возрасте, что даёт фору в развитии по сравнению со сверстниками.
И это ещё не всё. Знаменитый педагог разработал подобные комплексы для обучения математике и английскому языку.
Николай Зайцев настаивает, что занятия нужно проводить с 2-х лет. Критики же заявляют, что раннее чтение приведёт к ошибкам на письме, а также сложностям при повторном обучении буквам и чтению по слогам в начальной школе.
9. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили
Гуманная педагогика профессора Амонашвили — это даже не методика воспитания и обучения, скорее философия, в своё время совершившая революцию во взаимоотношениях взрослых и детей.
Любить и уважать всех детей, какими бы они ни были — центральная идея всей системы.
В результате ребёнок вырастает самостоятельным и всесторонне развитым, а между родителями и детьми устанавливается прочная связь доверия и уважения.
Минусов данный подход не имеет, поэтому идеи Шалвы Амонашвили продолжают набирать популярность по всему миру.
10. Музыкальные методики
О влиянии музыки на развитие ребёнка ученые говорят давно, поэтому постоянно разрабатываются новые методики воспитания, основанные на музыкальном образовании. Проверенные варианты — «музыка с мамой» Железновых и метод доктора Шиничи Сузуки.
«Музыка с мамой» — это комплекс упражнений (игры, пальчиковая гимнастика, зарядка, массаж) для развития моторики и речи, обязательно сопровождаемые музыкой. Преимущество метода в том, что он не требует дополнительного образования и серьёзного оборудования, ведь включать музыку малышам можно уже с первых недель жизни.
Методика доктора Сузуки отличается тем, что не ограничивается включением музыки. Шиничи Сузуку считает, что все дети от природы талантливы и их можно научить игре на любом инструменте. Если раннее детство ребёнка сопровождает классическая музыка, он растёт более мягким, способным тонко чувствовать настроение и состояние других людей, любящим и понимающим искусство.
Как бы то ни было, цель любой музыкальной методики воспитания — не вырастить виртуоза, а создать всесторонне развитую личность, интеллигентного и благородного человека.
Большинство методик воспитания ребёнка концентрируются на каком-то одном факторе воспитания: раннее чтение, приоритет письма, музыкальное образование.
Но всех их объединяет два важных принципа: отказ от оценивания и тезис о раннем развитии (кроме Вальдорфской школы), что и делает их такими эффективными.
Тем не менее, выбор всегда за родителями.
Каждый ребёнок — это уникальная личность, развивающаяся в своём темпе и имеющая собственные интересы и предпочтения. Чтобы раскрыть потенциал, вовремя выявить таланты и вырастить самостоятельного ребёнка, рекомендуем изучить все методики, выбрать подходящие именно вашему малышу элементы и комбинировать их.
Главное — чтобы и ребёнку, и вам было интересно и весело, ведь помимо блестящих показателей в обучении важно, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым.
Различные методы обучения, используемые в дошкольных учреждениях
Дошкольным учреждениям никогда не уделяется должного внимания, даже несмотря на то, что они являются ступеньками в светлое будущее поколения Z. И хотя первый шаг ребенка к образованию считается важным, школе и методу обучения не придается должного значения, это может привести к тому, что ребенок столкнется с проблемами в ближайшие годы.
Когда мы только начинали учиться, методы обучения не были так развиты, как сейчас, и у нас не было внедренных инновационных методов обучения, чтобы учить нас интересным образом. Наше воображение с точки зрения методов дошкольного воспитания очень скудно, в основном потому, что мы не имеем ни малейшего представления. Перед учителями стоит очень тяжелая задача помочь каждому ребенку развиваться, уделяя каждому ребенку отдельное внимание.
Читайте также : Ваш ребенок заслуживает образования, которое соответствует современному миру , и игра не только делает ребенка счастливым, но и преподает ему важные уроки, развивая его двигательные навыки и улучшая его умственные и когнитивные способности. Если учитель проявляет изобретательность, он может изобретать игры, которые могут помочь детям в изучении различных вещей, таких как цвета, алфавиты и т. д.


Мы в Skoodos позаботимся о том, чтобы создать для вас лучшие доступные школы, чтобы ваш ребенок получил лучшее образование. Мы перечисляем школы во всей их красе, предоставляя им платформу для демонстрации своих достоинств и достижений, что позволяет провести справедливое сравнение между школами и упростить выбор для родителей.
Опубликовано: 05 мая 2022 г.
Рекомендация