Разное

Методы воспитания дошкольников: «Методы воспитания дошкольника, характеристика и функциональное назначение» | Материал:

Методы воспитания дошкольников | Консультация на тему:

Консультация на тему: «Методы воспитания дошкольников»

Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. На данной консультации речь пойдет о методах воспитания дошкольников.

Следует сказать о том, что дошкольное образование базируется на ФГОС, то есть на федеральном государственном образовательном стандарте. Он является той основой, на которой строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

А сейчас поговорим подробнее о методах воспитания дошкольников.

В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.

Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

При этом педагоги отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу.

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.

Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

Классификация методов воспитания

В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в основе которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблинская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

• цель – что человек хочет;

• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

• средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

• отношение человека к результатам и процессу самой деятельности.

Уже в структуре деятельности заложены определенные воспитательные возможности.

Исходя из этой структуры деятельности выделяется четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, диспут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные методы этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лекция, диспут).

Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосознания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.

В дошкольном образовательном учреждении особенное место отводится рассказу.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.

Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть небольшими группами, строить песочные дома и крепости индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познавательных речевых и математических конкурсах, играх.

3. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки.

На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

Таким образом, анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не применяются изолированно друг от друга. Все они взаимосвязаны, и в зависимости от ситуации одни методы переходят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в основе которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

10 эффективных методик воспитания детей — karpachoff.com

Воспитать ребёнка счастливым, здоровым и успешным сейчас намного проще, чем 100 лет назад. И всё это благодаря наработкам учёных, педагогов и психологов.

Кроме привычных методов «кнута и пряника», убеждения, личного примера и обучающих ситуаций, существует минимум 20 полноценных систем воспитания, начиная методиками Фридриха Фребеля и доктора Спока и заканчивая музыкальной методикой Железновых. Одни уже устарели, другие уделяют внимание только одной стороне развития ребёнка, третьи слишком сложны для домашнего использования.

Поэтому рассмотрим только 10 самых эффективных методик воспитания детей и остановимся на достоинствах и недостатках, чтобы помочь вам выбрать свой вариант.

1. Система Марии Монтессори

Система Марии Монтессори — одна из самых распространённых методик воспитания и обучения ребёнка, созданная ещё в начале ХХ века. Изначально система разрабатывалась для детей с задержкой развития, а потом уже была адаптирована для всех остальных.

В центре методики находится ребёнок, который волен заниматься, чем ему захочется. Затем идёт обучающая среда, представленная разными зонами для занятий чтением, письмом, математикой, творчеством и т.д. И только потом на сцену выходит взрослый, чья роль — предложить ребёнку варианты и «помочь ему всё сделать самому» (девиз методики). Главный упор при этом делается на обучении письму, так как автор системы считала, что этот навык важнее остальных.

Свобода выбора и индивидуальный подход дают прекрасные результаты. Ребёнок растёт самостоятельным, дисциплинированным и эмпатичным.

При этом его не оценивают и не оставляют на второй год — каждый развивается в собственном темпе.

Не обошлось без минусов. Во-первых, создать обучающее пространство, поделенное на специальные зоны, обойдётся недёшево. Во-вторых в качестве недостатков системы специалисты отмечают отрицание активной роли педагога, недооценку значения ролевых игр и недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей.

Читайте также: Непослушный ребенок: советы психолога, как справиться с «маленьким чудовищем»

2. Вальдорфская школа Рудольфа Штайнера

Как и предыдущий вариант, система была создана в начале ХХ века. Рудольф Штайнер, создатель антропософии, открыл при табачной фабрике в Вальдорфе школу для детей сотрудников, чтобы воплотить свои наработки в жизнь. Со временем его идеи завоевали популярность во всём мире.

Вальдорфская методика

основана на творчестве и культуре. Дети поют, участвуют в театральных представлениях, занимаются живописью, эвритмическими танцами и изготовлением поделок из натуральных материалов. Эвритмия — уникальная задумка методики, по которой дети несколько раз в день активно двигаются, хлопают, танцуют, поют и читают стихи.

Два главных принципа, на которых стоит школа, — это так называемое «не опережающее» воспитание и подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры.

Штайнер считал, что у ребёнка нельзя забирать детство, поэтому интеллектуальное обучение начинается не раньше 7 лет.

Особое отношение у системы наблюдается к технике. Использование телевизора, компьютера и гаджетов максимально ограничивается, поскольку считается, что они пагубно влияют на развитие ребёнка.

Вальдорфскую методику критикуют

за то, что она слишком поздно начинает обучать детей, упуская драгоценное время, когда они могут научиться всему быстрее и легче. В минус ей также ставят создание тепличных условий, которые усложняют социализацию ребёнка и переход в обычную школу. Но примеры Дженнифер Энистон, Сандры Буллок и Фердинанда Александра Порше доказывают не только состоятельность школы, но и её результативность.

Посмотрите видео – Дмитрий Карпачёв рассказывает, как научиться правильно понимать ребенка, чтобы подобрать подходящую методику воспитания:

3.

Карточки Гленна Домана

Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал методику восстановления для детей с поражением нервной системы, которая помогла их не только вылечить, но и позволила подтянуть интеллектуальное развитие. Затем он адаптировал систему для здоровых детей.

Главная идея методики — раннее физическое и умственное развитие в тесной взаимосвязи.

Ребёнка ни в коем случае не следует пеленать и ограничивать его движения — пусть учится ползать как можно раньше. А с 6 месяцев уже пора начинать его обучение с помощью специальных карточек.

Что это за карточки? Это крупные белые карточки, на которых изображены красные точки для обучения счету и слова для обучения чтению. Также в коллекцию входят картинки с изображениями растений, животных и других объектов. Российский учёный Андрей Маниченко адаптировал карточки под особенности русской грамматики. Их можно купить или изготовить самостоятельно.

Задача родителей — несколько десятков раз в день показывать ребёнку эти карточки. Системное использование карточек обеспечивает раннее развитие речи, письма и в дальнейшем скорочтения, большого словарного запаса и любознательности.

Недостатком системы считают пассивность детей при восприятии информации — они только получают данные, но ничего с ними не делают. Плюс такой метод не подойдёт детям с развитой кинестетикой — вместо того, чтобы изучать, они захотят потрогать и попробовать карточки на вкус.

4. Усовершенствованная методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — человек, усовершенствовавший методику Гленна Домана, используя исключительно собственный опыт матери двух дочерей.

Сесиль сделала акцент на индивидуальном подходе к ребёнку, поэтому расширила вариант карточек Домана, добавив слуховые и тактильные элементы. Хочет ребёнок не только смотреть, но и трогать — предоставьте ему необходимые образцы. Нравится издавать звуки из предметов — пусть стучит по всему, до чего дотянется.

Также Сесиль добавила упражнения из всех сфер знания: географии, истории, музыки, рисования, уделив особое внимание плаванию. Причём она настаивала, что с ребёнком заниматься надо с самого рождения.

Кроме очевидных плюсов всестороннего развития ребёнка, есть один минус у этой методики — маме малыша понадобится почти всё её время на занятия и упражнения с ребёнком. Без надёжного помощника справиться будет сложно.

5. Воспитание счастливого ребёнка по методике Жан Ледлофф

Поехав однажды в Венесуэлу в поисках алмазов, американская писательница Жан Ледлофф вскоре забыла о драгоценностях и сосредоточилась на наблюдении за индейцами племени екуана. Впоследствии она возвращалась к ним ещё 4 раза, чтобы детально изучить приёмы воспитания детей.

В результате исследований Жан Ледлофф на свет появилась неоднозначная книга «Как вырастить ребёнка счастливым».

Неоднозначна она тем, что практически полностью отвергает западные традиции воспитания и предлагает так называемый естественный подход к ребёнку:

  • «ручной период» длится столько, сколько хочет ребёнок;

  • ребёнок участвует во всех делах мамы — это ускоряет процесс его социализации;

  • кормить малыша надо не по расписанию, а по требованию;

  • мама не опекает ребёнка, а даёт ему свободу получать любой опыт;

  • разрешается оценивать только поступки ребёнка, но не его самого.

Такой вариант естественного воспитания в среде индейцев екуана приводил к тому, что дети практически не плакали, росли счастливыми и искренними.

Некоторые элементы не применимы в современных условиях (мы всё-таки не индейцы, живущие в дикой природе), но в целом методика довольно эффективна.

6. Система Масару Ибуки

«После трёх уже поздно» — нашумевшая и единственная книга сооснователя корпорации Sony, которому пришлось глубоко копаться в методах воспитания из-за болезни сына.

Главный посыл книги — мозг ребёнка формируется в первые три года жизни, и надо постараться вложить в него за этот период максимум знаний и навыков. Предпочтение отдаётся обучению иностранным языкам и музыке на академическом уровне.

Масару Ибуки утверждает, что для детей нет понятий легко и сложно, поэтому они одинаково воспринимают как игрушки, так и образцы мирового культурного наследия, из чего следует, что последним стоит уделять больше времени. Игрушек вообще должно быть мало — они ограничивают фантазию ребёнка и рассеивают внимание.

Физическое развитие тоже не на последнем месте, причём в самых разнообразных формах — от прыжков на скакалке до катания на коньках. Здорово, если физические упражнения выполняются по расписанию.

Система Ибуки не до конца подтверждена научными фактами, но сразу получила широкое распространение в Японии и за её пределами. Единственный элемент, за который

критикуют метод Масару Ибуки, — разрешение применять телесные наказания до 2-х лет.

7. Методика Никитиных

Борис и Елена Никитины — ещё одни родители, разработавшие методику воспитания, опираясь на личный опыт. Они начали создавать свою систему с рождением первого ребёнка и совершенствовали с каждым последующим (всего детей в семье 7).

Миссию родителей Никитины видели в том, чтобы научиться прислушиваться к сигналам ребёнка, предоставлять ему полную свободу в выборе занятий и интересов и воспитывать самостоятельную целостную личность.

Поэтому много внимания в методике уделяется созданию специальной среды для обучения (таблицы, схемы, карты на стенах), тренировок (тренажёры, специальные упражнения) и развивающих пособий для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет (кубики, пирамидки, головоломки, задачи). Эти приспособления помогают ребёнку найти множество вариантов решения той или иной задачи и выявляют его способности и склонности в раннем возрасте.

Методика Никитиных сегодня ещё сохраняет свою актуальность, хоть и была разработана в советских реалиях. Осторожным быть стоит только с одним из центральных элементов методики — закаливанием. Перед тем, как превращать ребёнка в «моржа», стоит проконсультироваться с педиатром.

8. Складовое чтение Николая Зайцева

Как научить ребенка читать в 4 года? Используя новаторскую методику складового чтения Николая Зайцева.

Он разработал комплекс, в основе которого кубики с нарисованными складами. Не буквы, не звуки, не слоги, а именно склады — пары гласных и согласных букв или согласных с мягким/твёрдым знаком. Кубики разных размеров, цветов, веса и звучания, в зависимости от наполнителя.

Играя такими кубиками, веселясь и складывая их в башенки и паровозики, уже через несколько сеансов ребёнок без проблем читает целые предложения. Он получает начальное представление о русском языке в столь раннем возрасте, что даёт фору в развитии по сравнению со сверстниками.

И это ещё не всё. Знаменитый педагог разработал подобные комплексы для обучения математике и английскому языку.

Николай Зайцев настаивает, что занятия нужно проводить с 2-х лет. Критики же заявляют, что раннее чтение приведёт к ошибкам на письме, а также сложностям при повторном обучении буквам и чтению по слогам в начальной школе.

9. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Гуманная педагогика профессора Амонашвили — это даже не методика воспитания и обучения, скорее философия, в своё время совершившая революцию во взаимоотношениях взрослых и детей.

Любить и уважать всех детей, какими бы они ни были — центральная идея всей системы.

Автор считает, что не бывает плохих детей, бывают родители и учителя, которые их не понимают. Поэтому он предлагает развитие через сотрудничество — взрослые не контролируют, не принуждают ребёнка и не оценивают его, а относятся к нему, как к равному, и действуют сообща.

В результате ребёнок вырастает самостоятельным и всесторонне развитым, а между родителями и детьми устанавливается прочная связь доверия и уважения.

Минусов данный подход не имеет, поэтому идеи Шалвы Амонашвили продолжают набирать популярность по всему миру.

10. Музыкальные методики

О влиянии музыки на развитие ребёнка ученые говорят давно, поэтому постоянно разрабатываются новые методики воспитания, основанные на музыкальном образовании. Проверенные варианты — «музыка с мамой» Железновых и метод доктора Шиничи Сузуки.

«Музыка с мамой» — это комплекс упражнений (игры, пальчиковая гимнастика, зарядка, массаж) для развития моторики и речи, обязательно сопровождаемые музыкой. Преимущество метода в том, что он не требует дополнительного образования и серьёзного оборудования, ведь включать музыку малышам можно уже с первых недель жизни.

Методика доктора Сузуки отличается тем, что не ограничивается включением музыки. Шиничи Сузуку считает, что все дети от природы талантливы и их можно научить игре на любом инструменте. Если раннее детство ребёнка сопровождает классическая музыка, он растёт более мягким, способным тонко чувствовать настроение и состояние других людей, любящим и понимающим искусство.

Как бы то ни было, цель любой музыкальной методики воспитания — не вырастить виртуоза, а создать всесторонне развитую личность, интеллигентного и благородного человека.

Большинство методик воспитания ребёнка концентрируются на каком-то одном факторе воспитания: раннее чтение, приоритет письма, музыкальное образование.

Но всех их объединяет два важных принципа: отказ от оценивания и тезис о раннем развитии (кроме Вальдорфской школы), что и делает их такими эффективными.

Тем не менее, выбор всегда за родителями.

Каждый ребёнок — это уникальная личность, развивающаяся в своём темпе и имеющая собственные интересы и предпочтения. Чтобы раскрыть потенциал, вовремя выявить таланты и вырастить самостоятельного ребёнка, рекомендуем изучить все методики, выбрать подходящие именно вашему малышу элементы и комбинировать их.

Главное — чтобы и ребёнку, и вам было интересно и весело, ведь помимо блестящих показателей в обучении важно, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым.

Различные методы обучения, используемые в дошкольных учреждениях

Дошкольным учреждениям никогда не уделяется должного внимания, даже несмотря на то, что они являются ступеньками в светлое будущее поколения Z. И хотя первый шаг ребенка к образованию считается важным, школе и методу обучения не придается должного значения, это может привести к тому, что ребенок столкнется с проблемами в ближайшие годы.

Когда мы только начинали учиться, методы обучения не были так развиты, как сейчас, и у нас не было внедренных инновационных методов обучения, чтобы учить нас интересным образом. Наше воображение с точки зрения методов дошкольного воспитания очень скудно, в основном потому, что мы не имеем ни малейшего представления. Перед учителями стоит очень тяжелая задача помочь каждому ребенку развиваться, уделяя каждому ребенку отдельное внимание.

Читайте также : Ваш ребенок заслуживает образования, которое соответствует современному миру , и игра не только делает ребенка счастливым, но и преподает ему важные уроки, развивая его двигательные навыки и улучшая его умственные и когнитивные способности. Если учитель проявляет изобретательность, он может изобретать игры, которые могут помочь детям в изучении различных вещей, таких как цвета, алфавиты и т. д.

  • Метод Реджо-Эмилия- Разработанный в Италии, этот метод направлен на предоставление ребенку пространства и опыта для развития его навыков. Это побуждает ребенка выстраивать свои собственные отношения с обществом, создавая для себя пространство. Этот метод предполагает, что ребенок принимает активное участие в том, чему следует учить, а не просто получает какие-то случайные инструкции.
  • Метод Вальдорфа- Этот метод был разработан в Германии Рудольфом Стеньером. Этот метод направлен на развитие воображения ребенка путем рассказывания историй, создания произведений искусства из доступных материалов, прогулок и выполнения развлекательных мероприятий, которые помогут в развитии когнитивного развития ребенка. Этот метод ориентирован не только на детей дошкольного возраста, он также подходит для начальных школ и высших учебных заведений.
  • Метод Монтессори- Этот метод был разработан Марией Монтессори, врачом и одним из первых пионеров современного образования. Она считала, что легко формировать ум ученика, когда он еще молод, и это учение фокусируется на кумулятивном развитии ребенка, в основном следуя пяти принципам, которые сформулированы для улучшения когнитивных и социальных навыков учеников. Этот метод обучения основан на уважении к детям, помогает им учиться у своего окружения и дает им время для самообучения.
  • Метод Bank-Street- Этот метод похож на метод Playway school, но разница заключается в методе игр, в которые играют дети. Метод Бэнк-Стрит включает в себя строительные блоки, головоломки и пластилин, чтобы выявить творческие и логистические навыки ребенка.
  • Мы в Skoodos позаботимся о том, чтобы создать для вас лучшие доступные школы, чтобы ваш ребенок получил лучшее образование. Мы перечисляем школы во всей их красе, предоставляя им платформу для демонстрации своих достоинств и достижений, что позволяет провести справедливое сравнение между школами и упростить выбор для родителей.


    Опубликовано: 05 мая 2022 г.

    Рекомендация

    Курс подготовки учителей дошкольного образования: Монтессори, Реджо-Эмилия Подход

    Важность дошкольного образования закреплена в Целях устойчивого развития, которые направлены на обеспечение того, чтобы к 2030 году «все девочки и мальчики имели доступ к качественному образованию , чтобы они были готовы к начальному образованию». Общепризнано, что первые годы жизни детей являются наиболее важными для их развития и роста, поскольку обучение происходит с непревзойденной скоростью. Содействие использованию инновационные методы обучения в дошкольном образовании могут заложить основу для успехов детей в школе и во взрослой жизни. Вот почему для воспитателей дошкольных учреждений стало жизненно важным найти новые инновационные способы вовлечения своих детей в классную комнату и за ее пределами. Этот курс позволяет участникам познакомиться, поэкспериментировать и попрактиковаться в наиболее актуальных инновационных методах обучения для учителей дошкольных учреждений, таких как Outdoor Education , Project-Based Learning , Неформальное образование и Творчество – в безопасной среде обсуждение и обмен передовым опытом и опытом с европейскими учителями и педагогами.


    ​Результаты обучения

    Этот курс предоставляет участникам обзор современных инновационных методов обучения, а также совместных, вдохновляющих и стимулирующих пространств , где можно экспериментировать и практиковать новые инструменты, стратегии и подходы для применения в дошкольных учреждениях.
    Общая цель этого курса состоит в том, чтобы способствовать совершенствованию и инновациям путем расширения возможностей и вдохновения воспитателей дошкольных учреждений, инструкторов, директоров школ и других работников образования на использование инновационных методов обучения со своими учениками при обмене передовым опытом и опытом с другими участниками и инструкторами на протяжении всего курса. Европе, получая также более широкое понимание дошкольного образования в Европе.

    Благодаря этому курсу участники:

    • познакомятся с новыми тенденциями и эффективными инновационными подходами в дошкольном и дошкольном образовании;
    • Ознакомиться с ключевыми принципами и компонентами проектного обучения детей;
    • Откройте для себя преимущества использования природы и биоразнообразия в дошкольных мероприятиях;
    • Испытайте и практикуйте вдохновляющие образовательные мероприятия на свежем воздухе;
    • Узнайте, как разрабатывать, готовить и проводить практические и творческие учебные мероприятия;
    • Знакомьтесь и экспериментируйте с обучающими играми и занятиями, которые стимулируют творчество, познавательное и социальное развитие детей;
    • Обменивайтесь передовым опытом и опытом в области дошкольного образования с учителями и работниками сферы образования, приезжающими со всей Европы.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *