Методики развития памяти у детей дошкольного возраста: игры, упражнения, методики и прочее
как развить память у ребенка дошкольного возраста, методики развития внимания у детей
Детский мозг имеет поистине колоссальные возможности. Чем младше человек, тем больше он способен запоминать, причем знания, полученные в раннем возрасте, чаще откладываются надолго. Взрослый может забывать даже недавние события, но при этом отлично помнить подробности своей детской жизни. У пожилых людей это видно особенно наглядно: рассказывая о себе, мы можем вспомнить многое про каждый год, прожитый нами с 5 до 20 лет, но потом мы акцентируем внимание лишь на основных событиях жизни: свадьбе, рождении детей, интересных событиях.
Именно поэтому настолько важно не упустить самое благоприятное время для таких занятий, как развитие памяти и внимания у детей, и начать заниматься с ними как можно раньше.
Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?
Еще одним наглядным фактом того, что наши мыслительные способности максимально активны в детском периоде, служит факт того, что активный лексический словарь, то есть слова, которыми мы пользуемся, формируется именно в первые десять лет жизни.
Но зачастую родители и педагоги стремятся вложить в детей побольше информации, обучая его математике, чтению и заставляя запоминать точные факты. При этом очень мало внимания уделяется тому, как развить у ребёнка память и внимание, а ведь навыки скоростного мышления – это основная база, на которой должно строиться успешное обучение.
Кроме того, на взрослого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, и, чтобы в ней ориентироваться, у нас в голове складывается чёткое её разделение на главную, необходимую для нашего будущего, и второстепенную. Для детей же почти вся информация оказывается главной, поэтому малыш без труда может назвать услышанные однажды названия всех двенадцати спутников Юпитера, в то время как взрослый может и не вспомнить, что у Юпитера они вообще есть, даже если прочитает несколько книг по астрономии.
Но невнимательность и неспособность долго концентрироваться на одном и том же могут стать причиной плохой памяти ребёнка. Как её развить? Несложными упражнениями и заданиями, о которых будет сказано ниже.
Другая причина, по которой важно начинать занятия для лучшего усвоения именно в раннем возрасте – это свободное сознание. Для маленького человека ещё не существует никаких табу, в его голове не возникает сковывающая сознание взрослого мысль «Этого не может быть!». Малыш с готовностью готов поверить и в Деда Мороза, и в невидимых существ и с такой же лёгкостью он готов представить абстрактные понятия. Так для детей представить объёмную геометрическую фигуру не составляет труда, тогда как для многих взрослых даже наглядный рисунок может не помочь.
Что мы запоминаем?
Память построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются у нас в голове и прочно сплетаются друг с другом. И чем ярче эмоции, которые мы испытывали, узнавая о чем-то, тем крепче будут наши воспоминания. Человек сохраняет на всю жизнь впечатления о походе в горы всей семьёй, вкус похлёбки, приготовленной на костре, или неожиданно выскочившего зайца, принёсшего бурю эмоций. А математические формулы или формулы химических соединений запоминаются с огромным трудом и очень легко выветриваются из нашей головы, поскольку они не вызывают у нас никаких ассоциаций и эмоций.
По этой причине практически все методики развития памяти строятся на углублении ассоциативных и образных связей.
Виды мозговой деятельности у ребёнка
Существует множество классификаций, позволяющих разделить виды мозговой деятельности ребёнка по тому или иному признаку:
-
по времени хранения информации: кратковременная и долговременная;
-
по способу запоминания: механическая, логическая, оперативная;
-
по типу запоминаемой информации: двигательная, зрительная, слуховая.
Но для любого вида существует единое правило развития памяти дошкольников: запоминаемое должно вызвать яркие ассоциации. Чтобы запомнить абстрактную информацию, ребёнок должен её «раскрасить» – то есть представить в виде слуховых, зрительных или тактильных образов и постараться прочувствовать то, что необходимо запомнить. Малыша нужно учить слушать свои эмоции, размышлять о них. Такое «прислушивание к себе» поможет ему не только хорошо и надолго усвоить материал, но ещё и обогатит его внутренний мир, научит понимать свои чувства и переживания.
Как развивается мыслительная деятельность в раннем возрасте?
Первое, чем овладевает новорождённый – это двигательная деятельность. В первые месяцы своей жизни карапуз пробует выполнять различные действия – переворачиваться, держать игрушку, сидеть. И если что-то получается однажды, он стремится сделать это ещё и ещё, стараясь повторять те же действия, которые раньше приводили к желаемому результату: чтобы перевернуться, малыш сначала закидывает ногу, потом старается ручкой и плечом помочь себе выполнить переворот. Тем самым происходит запоминание. Многие мамы, уделяющие внимание вопросу «как развить память у ребёнка», с удивлением замечают, что если их юный исследователь изначально научился ползать или садиться нестандартным способом (например, ползать только назад или отталкиваясь пятками, сидя на попе), то впоследствии он будет повторять именно эту манеру выполнения действия.
Детское запоминание в первые месяцы жизни носит, скорее, рефлекторный характер: спокойствие при ощущении маминых рук, испуг от резких движений или громкой музыки. Более или менее осознанно грудничок начинает усваивать свои эмоции в возрасте полугода: он начинает воспринимать лица близких людей, настороженно относиться к незнакомым и непривычным звукам.
Ближе к году карапуз начинает овладевать образной деятельностью. Он запоминает вкус продуктов, структуру игрушек, расположение предметов, но в его голове сохраняется, прежде всего, не сама информация, а ощущения и ассоциации, связанные с тем или иным предметом.
Зрительная
Как показывает практика, основной объем информации мы получаем с помощью зрения. Поэтому развитие детской памяти не может обойтись без активизации зрительного восприятия. Проверить, насколько учащийся владеет способностью воспринимать зрительные образы можно с помощью всем знакомых картинок «найди отличия». Если данное задание вызывает у него затруднения, значит, со зрительным вниманием необходимо серьёзно работать.
Существует огромное количество упражнений на улучшение зрительного восприятия, их очень любят печатать в детских журналах и пособиях для занятий родителей с детьми. Один из работающих методов – давать ученику картинку. Он должен смотреть на неё в течение какого-то времени, а потом, закрыв изображение, попытаться описать то, что он увидел. С каждым разом можно уменьшать время, а также выбирать более сложные картинки – сюжетные, с мелкими деталями, более прорисованные.
Вы будете удивлены, насколько ваше чадо станет наблюдательнее и внимательнее. Как вариант, можно предложить нарисовать то, что он запомнил.Двигательная
Развитие памяти у детей школьного возраста невозможно без совершенствования двигательной активности. Её формированию способствуют трудовые навыки. Помимо уроков труда, детей можно отдать в различные секции, где они будут учиться создавать что-нибудь своими руками, а также в спортивные кружки. При запоминании, сохранении и воспроизведении определенного порядка движений дети совершенствуют также внимательность, концентрацию и усидчивость.
Тактильная
Мелкой моторике, то есть ощущению и прикосновению, сегодня посвящено очень много внимания как в рамках дошкольной программы и образования младших школьников, так и в методиках работы родителей с малышами. И не зря, ведь тактильная деятельность напрямую связана с работой мыслительных процессов. Развитие памяти у детей дошкольного возраста всегда начинается с умения писать, рисовать, лепить и вырезать.
Для улучшения тактильного восприятия эффективно использовать следующее упражнение: на доску наклеить разные по своей структуре и форме материалы (ткань, дерево, бумагу). Учащийся с закрытыми глазами должен на ощупь понять, что перед ним. Как разновидность можно вылепить из пластилина объемную аппликацию или же слова и даже целые фразы для детей постарше.
Другой способ активизации тактильных ощущений – игра «Пощупай меня». Ученику с завязанными глазами предлагается потрогать любой предмет. После чего объект детского исследования необходимо спрятать, глаза развязать, а малышу предложить нарисовать то, что он держал в руках. Кроме моторных навыков, данное задание поможет развить воображение ребёнка.
Когда начинать проводить занятия?
Если Вы задаетесь вопросом «Как помочь ребёнку развить память и внимание?», всегда помните, что разные виды восприятия развиваются постепенно и слишком ранние или же наоборот, запоздалые занятия не принесут ожидаемого эффекта.
Запоминать надолго дети начинают не раньше, чем в 2-2,5 года. В это время можно пробовать разучивать с малышом стихи, рассматривать картинки, учиться лепить, строить, рисовать.
До этого времени можно работать над тактильной и двигательной активностью малыша, над усвоением зрительных образов.
Но, в любом случае, до 5-6-лет усвоение материала у ребёнка имеет непроизвольный характер. И усаживать его за стол, заставляя специально разучивать стихи, не стоит. Лучше проводить все занятия в игровой форме, привлекая наглядно-образное мышление: например, разыграть действие стихотворения или нарисовать образы.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста имеет уже более осмысленный характер. Уже к 5-6 годам он владеет произвольным запоминанием и, при наличии мотивации, способен выполнить задание самостоятельно.
Примеры и особенности занятий
В копилке хороших педагогов имеется несколько универсальных способов, как развивать память и лучше запоминать детям, которые могут оказаться полезными и взрослым. Работая с детьми, родители также тренируют и себя.
-
Сказка перед сном. Сегодня, в век развития коммуникаций, педагоги бьют тревогу: родители детям не читают. Без ежедневного чтения возникают нарушения внимания и воображения. А вместе с ними и теряется мотивация к чтению у детей в будущем. Ежедневное чтение книг должно стать обязательным ритуалом. Причем видеть родителей, увлеченно читающих свои взрослые книги для маленького наблюдателя не мене важно, чем слушать детские истории.
-
Игра – лучшее занятие. Возьмите в привычку постоянно увлекать учеников развивающими задачами. Для тех, у кого не хватает времени специально заниматься с ними, такой вариант очень удобен – кучу времени мы находимся в дороге, стоим в очередях, а ведь это время можно потратить на игры в «слова», «отгадай предмет», «найди отличия» и другие. Например, спросите, чем вчерашнее утро отличалось от настоящего, на что похоже облако.
-
Ассоциации. В том, как развивать память и лучше запоминать детям, лучше всего помогают ассоциации. Для лучшего запоминания непонятных слов помогите малышу представить объект или предмет. Можно разбить его на составляющие и проследить этимологию слова.
-
Чем позже ваш ребёнок начнет осваивать гаджеты – тем лучше. Конечно, бессмысленно советовать родителям совсем запретить использовать современные компьютерные технологии, но ограничивать школьника зачастую становится просто необходимо. Уже сейчас человек перестает запоминать надолго, поскольку гораздо проще посмотреть информацию в интернете.
Если Вы задумались над вопросом, как развить у ребёнка память и внимание, то это значит, что первый шаг на пути к исправлению ситуации Вы уже сделали. Главное – побольше общайтесь с ним, задавайте вопросы о прошедшем дне, о полученных знаниях, интересуйтесь его жизнью тогда, вместе с хорошим запоминанием, придёт и взаимопонимание. Ежедневные занятия помогут малышу не только лучше справляться с учебой, но и поможет ему стать более успешным человеком в будущем.
Способы развития памяти дошкольников
Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020
УДК 159.9
Дата публикации 27.03.2020
Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Черва Анастасия Валериковна
студентка 4 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Аннотация: В статье раскрыта сущность понятия «память», даны ее основные характеристики, приведены критерии выделения памяти на виды (по характеру психической активности, преобладающей деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности), ее виды, а также раскрыты особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. В рамках изучения данного вопроса проанализированы методы (разучивание стихотворений, воспроизведение рассказа, описание увиденного, запоминание важной информации) развития памяти дошкольников. В статье анализируется роль разучивания стихотворений в процессе развития памяти детей дошкольного возраста. Приведены методы заучивания стихотворений, применяемые педагогами в ДОУ (визуализация, двигательный, слуховой, логический, постепенное увеличение объема заучиваемого материала, пересказ стихов своими словами), а также правила заучивания стихотворений.
Ключевые слова: Память, произвольное и непроизвольное запоминание, мнемоника, мнемотехника, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, разучивание стихотворений
Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Cherva Anastasia Valerikovna
4 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Abstract: The essence of the concept of «memory» is disclosed in the article, its main characteristics are given, the criteria for allocating memory into types (by the nature of mental activity, the prevailing activity, by the nature of the goals of the activity, by duration), its types are described, and the features of the development of memory in preschool children are disclosed age. As part of the study of this issue, the methods (learning poems, playing a story, describing what was seen, remembering important information) of the development of memory of preschoolers are analyzed. The article analyzes the role of learning poems in the development of the memory of preschool children. The methods of memorizing poems used by teachers in preschool educational institutions (visualization, motor, auditory, logical, gradual increase in the volume of memorized material, retelling of verses in their own words), as well as the rules for memorizing poems are given.
Keywords: Memory, voluntary and involuntary memorization, mnemonics, mnemonics, preschool children, preschool educational institutions, learning poems
На протяжении всей жизни человека память имеет огромное значение. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей его умственной деятельности. Содержание памяти используется людьми в разных видах деятельности: в труде, учении, игре, без нее не могут возникнуть образы воображения, развиваться фантазия, творчество.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития многих психических процессов, в том числе и для становления форм произвольного запоминания. Игровая деятельность, являющаяся основной на данном возрастном этапе, неминуемо актуализирует проблему запоминания материала, без чего невозможно успешное развитие ребенка. Поэтому овладение ребенком мнемической функцией является в этот возрастной период наиболее эффективной и важной в развитии детей.
Вопросы развития памяти вызывают большие споры в психологической науке. При всей бесспорности и очевидной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
Проблема развития памяти детей дошкольного возраста раскрывается в работах таких известных психологов и педагогов, как П.П. Блонский, Л. М. Житникова, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.А. Смирнов и других.
П.И. Зинченко первым начал систематическое изучение непроизвольного запоминания, показывая его главенствующее значение в жизни и в обучении [1, с.102]. С.Л. Рубинштейн ставил перед собой задачи изучения психики и сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются [2, с.89]. П.П. Блонский развивая идею эволюции памяти, показал, что четыре вида памяти – моторная, аффективная, образная и вербальная – представляют собой последовательные стадии психического развития человека (с момента рождения примерно до школьного возраста), причем дошкольный возраст является возрастом кульминационного развития вербальной памяти [3, с.57].
Изучением специфики памяти детей дошкольного возраста в различные периоды занимались ученые Т.Ю. Аскоченская, Ю.А. Афонькина, Т.Ф. Беляев, П.И. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Е.И. Ковальская, Н.А. Корниенко, А.Д. Кошелева, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, А. А. Смирнов, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова, Э.А. Фарапонова, М.И. Чистякова.
Психический мир людей многообразен и разносторонен.Все, что человек узнает, переживает,оставляет след в памяти, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов [4, с.247].
Ученые, разделяя память на виды, основываются, прежде всего, на особенностях деятельности, в которой и выполняются процессы воспроизведения и запоминания материала. В качестве наиболее общего основания для обозначения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от специфики деятельности человека.
Отдельные виды памяти выделяются, опираясь на три основные критерии (рисунок 1).
По характеру психической активности, преобладающей деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности можно говорить о непроизвольной и произвольной памяти. По продолжительности – кратковременная, долговременная и оперативная, промежуточная и генетическая.
Рисунок 1. Критерии выделения видов памяти (по А.Г. Маклакову) [4, с.255]
Являясь основной характеристикой любых психических процессов, память напрямую влияет на формирование целостности и единства человеческой личности. В дошкольном возрасте, когда активно развивается психика, проблема развития памяти – одна из важнейших задач работы педагога, так как память во многом определяет успешность протекания личностного развития ребенка [5, с.25]. Стремительное овладение знаниями, умениями и навыками, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных изменениях памяти детей: память заключается в узнавании, запоминании,а также воспроизведении необходимого материала. Ребенок может без труда рассказать выученное стихотворение, пользоваться изученными правилами в ходе игры. Однако бывает и так, что ребенку не удается вспомнить то или иное название или, стихотворение, описать объект, но с легкостью узнает эти предметы, когда в очередной раз их воспринимает. В этом случае воспроизведение материала отсутствует, но имеет место узнавание, которому предшествовало запоминание.
Главной задачей обучения является создание таких условий в усвоении знаний, при которых ребенок с легкостью сможет воспользоваться ими. Точность, легкость и полнота воспроизведения в большинстве случаев зависит от того, как устанавливается запоминание и как проводится обучение запоминанию.
Совершенствование памяти в дошкольном возрасте происходит через игровую деятельность, в которой ребенок приобретает различные способы и стратегии запоминания. Однако,без специальной работы педагогов, процесс развития памяти происходит стихийно, поэтому и необходимы специальные практические занятия по развитию памяти дошкольников.
Как показывает практика, детям дошкольного возраста намного проще запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?»,ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».
В связи с изучением особенностей памяти у детей мы, вслед за Л.В. Черемушкиной понимаем, что «Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания отмечается у детей,которые пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал» [6, с.148]. Поэтому главным направлением, по которому должен идти педагог, развивая память детей – это учить детей осмысленному запоминанию.
По мере усложнения заданий дети неизбежно оказываются перед необходимостью искать приемы запоминания.Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы приемы, приведенные на рисунке 2.
Рисунок 2. Мыслительные приемы запоминания (по Л.В. Черемошкиной) [6, с. 28 ]
Исследования, направленные на изучение возможностей формирования вышеуказанных приемов у детей дошкольного возраста, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
- формирование самого умственного действия;
- использование его как средства запоминания [7, с.470].
Под влиянием разнообразных видов деятельности, требований, которые предъявляются дошкольнику взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – уметь сосредотачиваться и концентрировать внимание, запоминать и воспроизводить материал.Основной проблемой, связанной с развитием памяти дошкольников является приобщение детей к художественной литературе, которая оказывает большое влияние на развитие речи и памяти ребенка.В этой связи встает вопрос о методах, применяемых педагогами для развития памяти детей. На рисунке 3 приведены основные методы развития памяти, среди которых метод разучивания стихотворений является одним из самых эффективных. Поэзия, являющаяся одним из жанров литературы, представляет собой источник и средство обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.С раннего детства должна закладываться любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму,мелодию и ритм родного языка.
Рисунок 3. Методы развития памяти дошкольников [8, с.56]
Поэзия вызывает у дошкольников эмоциональные переживания. Читая и заучивая стихи, дети улавливают мелодию речи, у них формируется звуковая культура речи, дети овладевают средствами звуковой выразительности, вырабатывается четкая дикция и память. Самым главным условием в развитии памяти детей является учет педагогами особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.
Исследования детской памяти А.А. Люблинской и А.А. Смирнова показали, что продуктивность произвольного (волевого) запоминания зависит прежде всего от тех методов, к которым прибегает педагог по научению ребенка заучивать стихотворения [8, с. 198].
Анализируя практику работы педагогов дошкольных образовательных учреждений с уверенностью можно сказать, что для лучшего запоминания детьми стихотворений используются различные методы, среди которых: визуальный, логический, двигательный, слуховой, логический, постепенное увеличение объема заучиваемого материала, пересказ стихов своими словами (рисунок 4).
Рисунок 4. Методы заучивания стихотворений в ДОУ [8, с.103]
Визуальный метод часто путают с показом книжных иллюстраций. Однако это не так. Картинка необходима каждому дошкольнику в связи с характерным для них наглядно-образным мышлением. Этот метод заключается в том, что педагог читая стихотворение, построчно зарисовывает (возможно и схематично) то, о чем говорится в строчке, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Затем, по «картинному плану» педагога дети несколько раз воспроизводят стихотворение и опора убирается.
Двигательный метод заключается на наматывании нити в клубок одновременно с проговариванием стихотворения. Педагог вместе с ребенком ритмично наматывает каждую строчку стихотворения, а затем – разматывает и т.д. несколько раз. Затем руки ребенка прячутся вместе с клубочком за спину и стихотворение наматывается понарошку. Здесь основным принципом является необходимость не только посмотреть, послушать, но и потрогать, что для детей-кинестетиков является чрезвычайно важным: ребенку дается необходимая для запоминания опора и запоминание подкрепляется двигательным актом.
Слуховой метод является самым распространенным. Сначала стихотворение прочитывается педагогом, ребенок – слушает. Затем стихотворение повторяется ребенком и педагогом вместе. Потом ребенок повторяет, а за ним снова педагог. Здесь непременно необходимо обратить внимание на то, что в данном методе педагог опирается не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой – происходит слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.
Логический метод опирается на логическую память ребенка. При прочтении стихотворения педагог останавливается и предлагает ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читается строка произведения, а потом снова предлагается ребенку рассказать, что было дальше. Этот метод побуждает детей опираться на смысловые связи: во второй раз, после прочтения педагогом четверостишия, ребенок должен вспомнить, как точно автор говорит, какими словами, о том или ином явлении.
Метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Педагог изначально предлагает детям такие стихотворения, которые априори дети заучивают наизусть «с первого предъявления». В последствии,объем поэтических произведений увеличивается. В данном методе важен пример педагога на интонацию, акцент на определенных словах, эмоциональный фон произведения.
Пересказ стихотворения своими словами предполагает прочтение произведения педагогом и последующий его пересказ детьми. Основной целью пересказа является понимание того, о чем говорится в стихотворении, а также
установление смысловых связей между отдельными элементами текста, что значительно облегчает процесс запоминания.
В работе с дошкольниками по развитию памяти, педагогу необходимо научить ребенка всем методам заучивания стихотворений, чтобы, в последствии, он мог использовать их одновременно. Лучше соблюдать такой алгоритм запоминания:
– чтение стихотворения педагогом;
– пересказ произведения детьми;
– заучивание стихотворения по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
Правильно подобранные методы работы по заучиванию стихотворений в дошкольных учреждениях будут способствовать развитию памяти детей.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста данных методов повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление и способности к замещению, а так же активизируется речь детей в целом: пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.
Однако, педагогу еще необходимо соблюдать и правила заучивания стихотворений. Правила и их содержание представлены в таблице 1.
Таблица 1. Правила заучивания стихотворений детьми в ДОУ
Таким образом, проведя итог вышесказанному, следует отметить, что память является важной чертой психической жизни человека, а также важной характеристикой любых психических процессов, которая напрямую влияет на формирование целостности и единства человеческой личности.
Дошкольное детство является сензитивным периодом развития памяти детей. Без памяти невозможно усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность. Большое значение в запоминании имеют устойчивое внимание к предмету запоминания, положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к занятиям, формирование устойчивых познавательных интересов.
Заучивание стихотворений совершенствует устную речь, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихотворений способствует развитию памяти дошкольников.
Список литературы
1. Зинченко П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 1979. – 243с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000.– 344с.
3. Блонский П.П. Психология и педагогика. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 184 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001 – 592 с.
5. Боднар А.М. Психология памяти: учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 97 с.
6. Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 277 с.
7. Малинкина А.В. Формирование мнемических приемов запоминания у детей // Молодой ученый. – 2017. – № 16. – С. 470-471.
8. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 304 с.
← Предыдущая статьяПроблема влияния успешности в учебной деятельности на самооценку младших школьников
Следующая статья →Использование инновационных технологий в обучении специалистов авиационного профиля
Расскажите о нас своим друзьям:
Память ребенка – как улучшить
В настоящее время у дошкольников часто возникают проблемы с памятью. Это заставляет многих родителей задаться вопросом, как улучшить память своего ребенка, потому что это важно для ребенка не только в детском саду, но и в школе и за ее пределами. Важно иметь в виду, что плохая память у детей встречается редко, и чаще всего это означает, что память ребенка просто недостаточно созрела. Поэтому мы обсудим, как добиться улучшений с помощью простых методов, таких как чтение книг, словесные игры, правильная диета и многое другое.
Как улучшить рабочую память у детей в школе
Ваш ребенок с трудом запоминает математические правила и другие инструкции? Часто ли она теряет ход мыслей? Если это так, ваш ребенок может бороться с проблемами рабочей памяти.
Рабочая память, также известная как оперативная память, представляет собой способность «удерживать в уме» краткие фрагменты знаний, необходимые для текущей умственной деятельности. Это связано с управлением информацией, хранящейся в кратковременной памяти. Часто дети напрямую используют свои навыки рабочей памяти в процессе обучения. Активно используя специальные средства для улучшения памяти в своей повседневной жизни, вы можете помочь своему ребенку развить память.
- Игры для улучшения памяти. Это один из самых эффективных и приятных способов улучшить память ребенка в школе. Например, учителя могут попросить ребенка повторить 10 слов, которые они ему называют. Таким образом, можно усложнить задание, попросив учеников перечислить слова, относящиеся к определенной теме (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы находятся в комнате и т. д.). Повторение информации, которую ребенок не может запомнить, также широко используется в режиме обучения.
Игровые занятия предпочтительнее проводить с дошкольниками 3-4 лет, чтобы они быстро и легко запоминали все, что привлекает их внимание. В этом возрасте особенно важно читать сказки, рассказы и стихи с эмоциональным подтекстом. Подростку очень легко вспомнить новую информацию, когда она вызывает сильные чувства.
- Использование чисел : Вы можете пропустить их или сосчитать персонажей в сказках или песнях в этом возрасте, чтобы улучшить память. В качестве иллюстрации, рассказав ребенку сказку, в которой было три зайчика, можно спросить: «Вы помните, сколько кроликов было в той сказке?» . Благодаря этому простому приему ребенок, как следствие, начинает запоминать.
- Чтение книг. Эта привычка побуждает детей читать самостоятельно, когда они становятся достаточно взрослыми, так что книга становится их лучшим другом. После этого лучше всего попросить ребенка описать прочитанное.
- Развивайте внимание ребенка. Многочисленные действия требуют концентрации, в том числе определение различий между двумя изображениями. Обычно ребенок может заниматься этой деятельностью, одновременно развивая у себя внимание и навыки творческого мышления.
Способность воспроизводить объекты, которые помнили в детстве (4-5 лет), резко возрастает. На самом деле, дети начинают намеренно решать, что они хотят запомнить конкретную информацию, и практиковать ее до тех пор, пока не овладеют ею. Они учатся читать, понимают основные математические процессы и способны классифицировать информацию, чтобы лучше ее запоминать.
- Изучение иностранного языка. Изучение второго языка — отличный способ улучшить память, а также очень полезен для развития памяти у детей. Достаточно заучивать от пяти до десяти новых слов каждый день. Кроме того, игра на музыкальном инструменте или танцы — еще два способа улучшить память.
- Занятия спортом. Физическая активность полезна для памяти ребенка, а также для его физического здоровья. Упражнения усиливают приток крови к мозгу и положительно влияют на его работу, особенно когда они выполняются на улице.
- Здоровое питание. В развитии рабочей памяти молодого организма решающее значение имеет и питание. Важно включать в рацион больше продуктов, богатых питательными веществами, необходимыми для усиления работы мозга и улучшения памяти. Лучшие продукты для запоминания включают бананы, грецкие орехи, морковь, шпинат, брокколи, бананы и рыбу.
- Не нагружайте ребенка слишком сильно. Не давите на ребенка слишком сильно, если он устал. Вместо этого дайте их разуму отдохнуть. Это связано с тем, что информация либо не воспринимается вообще, либо плохо воспринимается утомленным человеком.
- Вкладывание в голову ребенка только полезной информации. Дети должны иметь возможность фильтровать информацию, которую им представляют. Поэтому старайтесь игнорировать повторяющуюся и лишнюю информацию, так как такие данные не нужны и просто засоряют мозг.
- От получаса до часа быстрой ходьбы или простой ходьбы увеличивается приток крови к мозгу на 15%. Мозг стимулируется регулярной ходьбой, которая значительно улучшает память и концентрацию. Удаление метаболических отходов из мозга, что помогает предотвратить болезнь Альцгеймера, является еще одним преимуществом.
- Счастья! На память человека напрямую влияет гормон радости, который вырабатывается организмом, когда он счастлив. Наука показала, что радостные дети быстрее и эффективнее запоминают новые знания и реже устают. Исследователи из немецкого Магдебургского университета установили прямую связь между долговременной памятью и гормоном счастья (известным также как дофамин). Уровни дофамина от 20 до 30 процентов считаются подходящими для памяти.
Дети смогут запоминать тексты, людей, числа и слова в 2–5 раз лучше после того, как выполнят все приведенные ниже рекомендации в школе. Не останется незамеченным и улучшение способности дольше удерживать информацию и ускоренное вспоминание нужной информации. Вы также можете помочь своему ребенку развить память, не отвлекаясь от повседневных задач и забот.
На самом деле, большинство перечисленных выше задач предназначены для тренировки памяти в реальных условиях, потому что нам нужно уметь быстро и точно вспоминать информацию независимо от обстоятельств. Вам не нужно выделять время на тренировку памяти. Это можно делать в школе, дома и в путешествии. Научите малыша запоминать материал первого урока.
Как улучшить рабочую память в домашних условиях
Рабочая память — это важнейшая функция мозга, которая закладывает основу для обучения и роста. Начинать развивать ее лучше всего в раннем возрасте, и в этом помогут конкретные занятия по улучшению детской памяти, которые родители могут выполнять дома или во время прогулок с детьми.
Самая важная задача — постоянно тренировать память и стать тренажёром памяти вашего ребёнка или, возможно, своей собственной. Память ребенка можно улучшить и укрепить в любой момент – для этого не требуется специального занятия. Необходимыми условиями являются признание желания ребенка и включение игры в обучение.
Формирование памяти требует комплексных домашних усилий в дополнение к постоянной тренировке памяти, включающей:
- Убедитесь, что ребенок получает достаточно еды. Им необходимо потреблять достаточное количество витаминов, особенно витаминов группы В, жирных кислот и магния.
- Обеспечение правильного распорядка дня. Ребенку необходимо высыпаться. Сон необходим для исцеления и снятия нервного напряжения, которое в противном случае могло бы затруднить припоминание или воспроизведение информации.
- Занятия спортом стимулируют мозг.
- Больше прогулок гарантирует, что у ребенка будет возможность получить достаточное количество кислорода.
- Присоединяйтесь к своему ребенку в изучении техники дыхания. Его научат управлять своим телом, снимется лишнее напряжение, улучшится оксигенация мозга.
Домашние задания для улучшения оперативной памяти
Крайне важно вовлечь ребенка в интересные беседы и узнать о его дошкольном опыте и мечтах. В этом возрасте ребенок уже может ясно представлять. Это может быть животное или фигурка из сказки, и вы можете использовать его для игры в течение дня. Наиболее важна способность ребенка визуализировать и вызывать в воображении мысленную картину.
Если это автомобиль, узнайте о его внешнем виде, цвете, размере и возможностях. Можно в шутку попросить ребенка вспомнить эту машину в течение дня, чтобы он хотя бы раз еще ее описал. Малыш все время вспоминает, а в какой-то момент может даже начать вспоминать и представлять в голове эту конкретную сцену настолько четко, что может ее нарисовать.
Утренняя зарядка для улучшения рабочей памяти
Каждый день должен начинаться с утренней зарядки, которую не зря называют зарядкой, потому что она прогоняет последние следы сонливости и дает энергию на остаток дня. Он используется на протяжении всей жизни человека, начиная с раннего детства.
Утренняя гимнастика улучшает дыхание, кровоток, мышечную силу, рабочую память и активацию центральной нервной системы. Ежедневная физическая активность воспитывает у ребенка потребность в подвижности, улучшает сердечно-сосудистую систему, повышает иммунитет и вызывает счастливое эмоциональное состояние. Только когда гимнастикой занимаются регулярно, методично, пока она не перейдет в привычку или в необходимость, она приносит пользу.
Как развивать память вашего ребенка
Распространяйте любовь
Дети постоянно развиваются во многих направлениях, каждый день. Однако, как известно каждому родителю, у многих маленьких детей возникают проблемы с концентрацией внимания на заданиях на запоминание. Если ваши дети часто забывают свои портфели, домашнее задание или другие повседневные дела, не все еще потеряно. Ум детей продолжает расти по мере взросления, и определенные методы могут улучшить их мозг и память. В то время как некоторые люди считают, что память в основном развивается в дошкольном возрасте, некоторые исследования предполагают продолжение развития памяти после 7 лет.0005
Независимо от того, когда вы считаете, что дети полностью используют память, вы можете улучшить качество этих функций мозга, выполнив несколько простых задач.
Заложите основу для памяти
Чтобы разум вашего ребенка раскрыл свой потенциал, вам необходимо подпитывать его для оптимального развития мозга. К счастью, есть несколько ключевых продуктов, которые, как было доказано, улучшают память у детей. Внесение некоторых изменений в диету может привести к улучшению развития памяти у растущих умов.
Попробуйте включить яйца в рацион вашего ребенка для буррито на завтрак, пирогов с заварным кремом и закусок. Вместо гогурта попробуйте полножирный греческий йогурт, содержащий полезные белки и жиры. Вы можете добавить жареные или сырые орехи к любому блюду или подавать в качестве закуски, стимулирующей работу мозга. Листовая зелень, как известно, хороша для развития памяти и легко прячется в запеченных лазаньях, макаронах или смузи. Попробуйте шпинат и капусту для достижения наилучших результатов. Включите органические яблоки и сливы в распорядок дня вашего ребенка с кожурой. Эти особые фрукты действительно могут повысить остроту ума. Наконец, познакомьте своих детей с различными рыбами. Часто сложная пища может значительно улучшить развитие мозга.
Конечно, питание — не единственный способ улучшить развитие памяти у детей. Есть несколько игр и занятий, которые вы можете начать еще в младенчестве, чтобы помочь этому процессу.
Деятельность младенцев
Развитие памяти начинается еще до рождения. Итак, начните помогать ребенку создавать связи с самого начала. Избегайте детского лепета, поскольку было доказано, что он оказывает негативное влияние на развитие. Детям необходимо четкое понимание общения, чтобы помочь в сохранении памяти. Четкая речь и использование подходящих слов помогут вашему ребенку быстрее достичь речевых навыков.
Кроме того, чтение ребенку поможет ему развить рабочую память. Следите пальцем за словами, когда вы идете, и сделайте чтение увлекательной рутиной. Вы также можете петь вместе с ребенком и слушать музыку. Музыка – известный стимулятор развития мозга.
Занятия для малышей
Для малышей, увеличивайте время чтения или пения, попросив их визуализировать то, что они слышат или читают. Затем попросите их нарисовать воображаемую сцену или описать ее вам. Эта веселая игра помогает развить рабочую память и подходит для малышей и старше.
Объясняйте вещи или давайте указания небольшими шагами. Длинные и сложные инструкции только расстроят вашего малыша. Кроме того, рассмотрите возможность использования визуальных органайзеров, календарей и планировщиков для распорядка дня вашего ребенка.
Элементарные занятия
Когда ваш ребенок немного подрастет, у вас появится множество других идей, которые вы можете попробовать для развития памяти. Игральные карты — это забавный инструмент для развития памяти, как и игры на развитие памяти. Вы даже можете создавать свои собственные игры, играя в I-spy после того, как ваши дети закроют глаза, или повторяя номерные знаки во время вождения.
Чтение продолжает способствовать развитию детей старшего возраста. По мере взросления вашего ребенка поощряйте активное чтение, чтобы помочь ему запоминать информацию. Попросите их выделить, написать на полях или сделать заметки в книгах, которые им нравятся.