Методика домана методика обучения: Методика Домана. С какого возраста и как заниматься по карточкам Домана – Интернет-магазин
Обучение чтению по методике Домана
Автор admin На чтение 4 мин Просмотров 620 Опубликовано
Содержание
Если вы хотите легко научить малыша читать, сделать это можно с помощью методики Глена Домана. Причем, чем
раньше вы начнете обучение чтению, тем плодотворнее оно будет. По методике Домана обучение чтению происходит быстрее и легче, если учить ребенка читать не складывая звуки в слоги, а слоги в слова, а читать слово целиком. Ведь маленький ребенок не имеет представления о том, что слово состоит из букв, знаковое определение буквы для него ничего не значит. А вот слова малыш слышит с самого рождения. Так, по методике Домана, малыша следует сначала научить читать слова целиком, а в дальнейшем объяснить ему, что слова состоят из букв.
Для обучения чтению по методике Домана, родителям необходимо заготовить карточки со словами. Чем больше будет карточек, тем лучше.
Первый этап обучения чтению
На первом этапе обучения используйте карточки с простыми и понятными ребенку словами, такими, как «мама», «папа», «баба», «кот», «мяч». Лучше, если сначала слова будут состоять из 3-4 букв. В первый день покажите ребенку всего лишь пять карточек. Демонстрируя карточку, просто назовите слово, которое на ней написано. Рассматривать карточку рекомендуется 1-2 секунды. Итак, в первый день проводите три коротеньких занятия, показывая все те же карточки. На второй день показываете малышу пять уже изученных карточек, а также добавляете пять новых карточек. Таким образом, вы проводите шесть занятий по 10 -15 секунд.
В третий день к изученному материалу добавляете еще пять новых карточек, а на четвертый еще пять. Занимайтесь по тому же принципу: сначала изученный материал, потом не раньше, чем через полчаса –новый материал. На каждом занятии рассматриваете по пять карточек, итого 12 занятий в день, на которые вы потратите в день не более трех минут.
Второй этап обучения чтению
После того, как малыш усвоит материал, усложните задачу. Приготовьте еще 20 новых карточек с более сложными словами, т.е. с большим количеством букв, но знакомые и понятные малышу. Проводите занятия также по 10-15 секунд, постепенно заменяя изученные слова новыми. Глен Доман советовал заменять по одной карточке, после того, как вы показывали ее ребенку в течении семи дней, и так далее. Также Доман рекомендовал не тестировать ребенка раньше времени, так как это может отбить у малыша желание заниматься. Не забывайте, что дошкольник способен воспринимать обучение только в игровой форме. Если же вы превратите все в учебный процесс, то ребенку может это быстро наскучить. Стоит также придерживаться того, что каждая карточка показывается в течении 1-2 секунд, и не больше 15 секунд за занятие.
Третий этап обучения чтению
На третьем этапе обучения можно вводить карточки с простыми, понятными малышу глаголами: «идет», «стоит», «лежит». В комплект карточек введите одно существительное, например «кошка». Так, ваш малыш сможет читать уже простые предложения: «кошка идет». Принцип обучения тот же, каждый день вы добавляете по пять новых карточек, а освоив 20 слов, начинаете постепенно заменять их на новые. Обучаясь, таким образом, ребенок постепенно поймет принцип сложения букв в слова, и тогда он сможет самостоятельно, без помощи карточек читать новые слова. Не заставляйте ребенка читать слова, читайте их сами, а ребенок по –прежнему смотрит и слушает. На этом этапе занятия могут быть более продолжительными, но главное прекращать занятия необходимо прежде, чем оно наскучит малышу. Ребенок должен заниматься с удовольствием, ждать занятия с нетерпением. В таком случае, результаты не заставят себя долго ждать.
На сайте http://readik.ru вы можете ознакомиться с другими методиками обучения детей чтению.
Обучение чтению: методика Глена Домана
Основатель: Глен Доман — ученый — нейрофизиолог
Самое важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Глена Домана — ни в коем случае не забывайте о том, что обучение — это не работа, а увлекательная игра.
Материалы Домана были созданы на основе многолетней экспериментальной работы группы учёных. Его методика состоит из пяти основных этапов.
Отдельные слова
Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману. Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.
Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.
За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут.
В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.
На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.
Как же выбрать первые 15 слов? Они должны быть самыми близкими и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, занятий, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.
Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере интереса ребёнка к обучению.
Вот какие результаты обещает вам Глен Доман после 3 дней следования его рекомендациям:
- малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак от другого;
- он сможет прочитать слова.
Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.
Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.
Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.
Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.
Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.
Словосочетания
Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.
Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.
Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».
Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».
И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.
Простые предложения
На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения.
Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.
На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.
Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.
Распространённые предложения
К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.
Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению.
В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».
На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.
Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.
Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно.
Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:
- уменьшить размер шрифта;
- увеличить количество слов;
- изменить цвет букв с красного на черный.
Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.
Книги
На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.
Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.
Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:
- она должна содержать от 50 до 100 слов;
- состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
- в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
- высота печатного шрифта — не менее 1 см;
- текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
Содержание книги — очень важный аспект. Если она покажется вам интересной, почти наверняка она понравится и вашему малышу. Если при этом вы сочтёте понравившуюся вам книгу трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе чтения, чем занимать его слишком простой задачей, которая может ему наскучить.
Есть несколько рекомендаций родителям, которые хотят научить своего малыша читать книги по методу Глена Домана:
- прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;
- текст должен быть крупным и разборчивым;
- убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
- сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;
- прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.
Плюсы методики Глена Домана
- обучение происходит в игре;
- ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,
- у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;
- метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.
Минусы
- изготовлениение карточек занимает очень много времени, но этот минус преодолим. Загляните на родительский форум в интернете, и вы обязательно найдете готовые наборы карточек;
- зачастую малыши, читающие карточки, не узнают эти же самые слова, написанные, предположим, другим цветом;
- многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется потом со школьной программой, у него чаще возникают проблемы с грамотностью.
Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит.
Скачать карточки Домана:
Карточки Домана / Учимся читать с рождения
Карточки со словами по методике Домана (сборник, 8 подборок)
Карточки Глена Домана / О методике Домана
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
Мы в соцсетях
Пять способов, которыми метод Домана произвел революцию в обучении чтению — Официальный веб-сайт Doman International®
Автор Noah Doman
Обучение детей с особыми потребностями чтению по методу Гленна Домана:
Пять способов, которыми метод Домана произвел революцию в обучении чтению особые потребности. Дети с особыми потребностями часто испытывают трудности с чтением, математикой, выполнением инструкций и речью. Гленн Доман более 50 лет назад понял, что дети с аутизмом, церебральным параличом, трисомией 21, СДВ/СДВГ и другими особыми потребностями часто не умеют читать в школе. Вместо того, чтобы внедрять новые методы, разработанные специально для обучения детей чтению, предполагалось, что эти дети терпят неудачу из-за своих проблем с обучением, и школьная система часто разочаровывалась в них.
Гленн Доман не согласен с тем, что некоторые дети «необучаемы». В 1964 году он написал «Как научить ребенка читать» — знаменательную книгу, которая научила родителей тому, как научить своих детей читать. Хотя эта книга была написана в первую очередь для родителей нейротипичных детей, Гленн объясняет, что он узнал о потенциале маленьких детей, когда увидел трехлетнего мальчика Томми с поврежденным мозгом, который читал ему вслух. Он понял, что дети (особенно дети с особыми потребностями) гораздо более способны, чем приписывала им система образования.
Он разработал систему обучения чтению, которая идеально подходит для детей, особенно для детей с трудностями в обучении. Что делает Метод Гленна Домана в обучении чтению таким особенным? В этом методе есть несколько важных элементов:
Метод Гленна Домана включает в себя обучение слов на карточках: трудности чтения. Во-первых, от детей не требовалось читать вслух — большая трудность для детей с проблемами речи. Подавляющее большинство детей с особыми потребностями имеют трудности с речью, поэтому требование, чтобы они читали вслух, делает чтение более трудным и пугающим для них. Пассивное обучение детей чтению слов по мере того, как взрослый читает их вслух, делает процесс обучения более легким и расслабленным.
Этот метод делает упор на короткие учебные занятия, проводимые часто: Многим детям не нравится сидеть в течение длительного периода времени во время обучения, особенно гиперактивным детям, которые легко отвлекаются! Этот метод делает сеансы короткими (менее 10 секунд), но достаточно частыми в течение дня, чтобы дети могли научиться читать. Часто слова показываются до 15 раз в день. Эта высокая частота помогает детям научиться читать, но занятия достаточно короткие, чтобы им нравились занятия.
Метод фокусируется на радостном обучении: Программа чтения Гленна разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Слова, которые ребенок учится читать, основаны на его любимых вещах — именах членов семьи, любимых блюдах, любимых занятиях, самых любимых животных и местах! Кто бы не хотел учиться, если это основано на их любимых вещах? Этот метод также позволяет избежать тестирования, что дети часто ненавидят. Благодаря персонализации программы и уменьшению факторов стресса (таких как чтение вслух и тестирование) ребенок получает больше удовольствия от программы и заинтересованности в ней!
Гленн Доман понял, что большой размер шрифта необходим: Увеличив размер шрифта и набрав его жирным шрифтом, детям с нарушениями зрения было легче научиться читать. Очень часто у детей с особыми потребностями плохое зрение и трудности с чтением мелкого шрифта. Увеличение размера слов устранило эту проблему и облегчило чтение!
Текст и картинки разделены: Гленн Доман отметил, что авторы детских книг из лучших побуждений часто размещают текст и картинки на одной странице, и что в школе слова-видимки часто сочетаются с картинками. Проблема в том, что изображения отвлекают ребенка от текста. Разделение текста и изображений имело решающее значение для того, чтобы помочь детям научиться сосредотачиваться на тексте и научиться его читать.
Есть много причин, по которым программа чтения Гленна Домана стала выдающимся достижением в раннем чтении и грамотности. Эти пять преимуществ метода Гленна Домана являются одними из многих причин, по которым эта программа идеально подходит для детей, пытающихся научиться читать. Кроме того, это позволяет родителям обучать своих маленьких детей еще до того, как они достигнут школьного возраста. Это может привести к серьезным изменениям в развитии ребенка с особыми потребностями и оказать долгосрочное влияние на образование и будущее этого ребенка.
Ной Доман
Что такое метод Домана? — Официальный веб-сайт Doman International®
Автор Noah Doman
Когда родители детей с особыми потребностями ищут ответы, чтобы помочь своим детям, они часто слышат о «Методе Домана» и работе Doman International и ее подходе к помощи детям с особыми потребностями. Однако иногда родителям неясно, что такое метод Домана и как он работает.
Во-первых, чтобы понять метод Домана, нужно понять его историю и то, как он начинался. Все началось в 1955 году, когда Гленн Доман, молодой физиотерапевт, создал свой первый реабилитационный центр в Филадельфии. Работая с доктором Темпл Фэй, главным нейрохирургом Университетской больницы Темпл, Гленн начал разрабатывать свои собственные программы лечения, чтобы помочь взрослым, перенесшим инсульт. Инсульты приводят к повреждению головного мозга, и Гленн обнаружил, что физиотерапия, которую он изучал в школе, не помогала его взрослым пациентам. Он обнаружил, что причина, по которой эти методы лечения не помогали пациентам, заключалась в том, что лечение было сосредоточено на симптомах, а не на реальной проблеме, которая была в мозгу. Он понял, что традиционная физическая и речевая терапия были сосредоточены только на симптомах, но давали плохие результаты, поскольку на самом деле они не устраняли источник проблемы.
Итак, вместе с доктором Фэй Гленн создал свои собственные программы лечения для своих пациентов, которые воздействовали непосредственно на мозг, а не на симптомы. Эти пациенты поправлялись намного быстрее и лучше, чем он когда-либо надеялся. Было ясно, что он и его команда на правильном пути. Так начался метод Домана.
Гленн Доман, основатель метода Домана
Гленн расширил свою деятельность, чтобы помочь детям с особыми потребностями, так как у них самих были неврологические заболевания. В то время как детям могли ставить диагнозы аутизма, церебрального паралича, задержки развития, СДВ/СДВГ, PDD-NOS, трисомии 21 и других генетических аномалий, эпилепсии, трудностей в обучении, речевой апраксии и множества других диагнозов — Гленн обнаружил, что эти у детей было неврологическое заболевание, и если бы их мозг мог улучшиться, их функции также улучшились бы. Для многих из этих детей Гленн узнал, что общество имело тенденцию «навешивать ярлыки и ограничивать» этих детей — что диагноз был поставлен, но с ним не было никакой надежды. Он не приписывал этому способу мышления.
Несмотря на то, что он добился отличных результатов с детьми, которых видел, он обнаружил, что именно тогда, когда семьи детей проводили лечение дома, они добивались наилучших результатов. Гленн начал обучать семьи основам роста и развития мозга, а также тому, как проводить лечебные программы дома. Переход от модели лечения, основанной на терапевте, к модели лечения, основанной на семье, стал изменением парадигмы в области лечения. Это была, пожалуй, величайшая эволюция в истории метода Домана, которая продолжается и сегодня.
Метод Домана расширялся по мере открытия и внедрения новых методов лечения. Метод не является единичным лечением или мероприятием; это целостная система лечения, которая включает физиологические, пищевые, физические, сенсорные и когнитивные методы лечения. По этой причине для обучения семей этим методам лечения необходима команда экспертов в этих различных областях. В Doman International команда учителей инструктирует родителей, как выполнять программы интегративного лечения дома, что помогает их детям полностью раскрыть свой потенциал.
Итак, чтобы ответить на исходный вопрос: «Что такое метод Домана?»
Метод Домана — это система домашнего лечения, предназначенная для помощи детям с особыми потребностями в развитии и прогрессе во всех областях деятельности с конечной целью — оздоровление.
В Doman International родители учатся применять метод Домана дома, чтобы помочь своим детям полностью раскрыть свой потенциал. Все начинается с обучающего семинара для родителей «Метод Домана: от особых потребностей к здоровому образу жизни», который проводит Doman International. Многие родители, которые посещают этот курс, продолжают возвращаться в Doman International, чтобы их дети прошли оценку и им была назначена домашняя программа для их ребенка.
Сегодня семья Доман продолжает нести открытия и учения Гленна Домана и работает над тем, чтобы воплотить его мечту в реальность — помочь всем детям во всем мире полностью раскрыть свой потенциал. В Doman International пять членов семьи Доманов продолжают обучать методу Домана семьи по всему миру. Дуглас Доман, сын Гленна, работает директором Doman International. Его жена, Розалинда Доман, является клиническим директором. Внучка Гленна, Морган, является главным операционным директором. Я внук Гленна и работаю директором по инновациям Doman International. Моя жена Мелисса — директор отдела физического развития.
Дуглас Доман, основатель и президент Doman International
Метод Домана продолжает развиваться.