Разное

Механизм нравственного воспитания: Механизм нравственного воспитания. — Студопедия

Механизм нравственного воспитания. — Студопедия

Поделись  

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств.

Нравственное развитие дошкольников – процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения.

Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть органичен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.

Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учит ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Методологическую основу нравственного воспитания составляет учение о морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Нормы морали – предписания, требования общества к поведению людей. Правила поведения детализируют моральные нормы, предназначаются определенной возрастной группе. Нормы и правила морали выступают в роли регуляторов поведения людей, служат критериями оценки поступков и действий с точки зрения таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие.

Механизм нравственного воспитания.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства продолжают потребность в их практической реализации – в

поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + +(навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.



Статья “Механизм нравственного воспитания дошкольников”

Механизм нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Содержание и формы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые прийти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Основные понятия нравственного воспитания

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.

Цель нравственного воспитания на сегодня — это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведения, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

 личностные качества ребенка,

 отношение детей к другим людям,

 духовные ценности,

 гласные и негласные правила этикета,

 патриотические чувства и уважение к власти.

Учреждение детского воспитания стараются работать во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры . Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

 формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,

 взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,

 закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,

 воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,

 умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,

 культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

 Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.

 Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка

 Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.

 Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

 Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.

 Существование формы мягкого доверительного воздействия.

 Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы. Для детей разного возраста понятие будет включать следующие действия:

Период раннего детства

 Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,

 Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.

Ребенок младшего дошкольного возраста

 Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.

 Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

 Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.

 Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.

 Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.

 Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.

Старший дошкольный возраст

 Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.

Нравственное воспитание с акцентом на духовность

Цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести.

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях.

Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах.

Социально-нравственное воспитание

Его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц.

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном

Есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении.

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства

Современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.

Нравственно-трудовое воспитание

Существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага.

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, эта сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем.

Нравственно-эстетическое воспитание

Все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;

2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;

3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов – самая первая и ответственная ступень дальнейшего становлении личности. Перед детским учреждение стоит серьёзная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.

Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Инновационный способ нравственного воспитания: барьеры и стратегии | Duojie

Инновации в способе нравственного воспитания: барьеры и стратегии

Danzhi Duojie


Abstract

В этой статье сначала исследуются три основные особенности школьных способов нравственного воспитания, затем анализируются способы социального нравственного воспитания соответственно. углубляется источник барьеров для школьного нравственного воспитания, основанный на выяснении взаимосвязи между режимом нравственного воспитания и барьерами нравственного воспитания, и, наконец, предлагает основные стратегии устранения
барьеры.


Ключевые слова

Мораль; Образовательный режим; Социальное образование; Школьное образование


Полный текст:
PDF

Ссылки

Дьюи, Дж. (1966). Демократия и образование

. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Дьюи, Дж. (1994). Опыт и образование . Нью-Йорк: Издательство Kappa Delta.

Гу, М. (1998). Учебный словарь. Китай: Шанхайское образовательное издательство.

Ху, Д. (1998). Принцип педагогики . Ланьчжоу, Китай: Образовательное издательство Ганьсу.

Ли, Б. и Ли, Д. (2001). Теория обучения . Пекин: Народная образовательная пресса.

Сато, М. (2006). Принципы преподавания. Пекин: Издательство по науке и образованию.

Тан, К. (2007). Принципы нравственного воспитания . Китай: Издательство Пекинского педагогического университета.

Ван, К. (1985). Эссе по теории преподавания . Китай: Народная образовательная пресса.

Чжун, К., и Чжан, Х. (2000). Учебный план и методика обучения . Китай: Шанхайское образовательное издательство.


DOI: http://dx.doi.org/10.3968/%25x

Рефбеки

  • На данный момент рефбеков нет.

Авторское право (с)


Поделитесь с нами:    


Напоминание

  • Как подать онлайн-заявку в другой журнал?
  • Если вы уже зарегистрированы в журнале А, то как вы можете отправить еще одну статью в журнал Б? Для этого нужно выполнить два шага:

1. Зарегистрируйтесь в журнале B в качестве автора

  • Найдите журнал, в который вы хотите отправить материалы, в КАТЕГОРИЯХ, нажмите «ПРОСМОТРЕТЬ ЖУРНАЛ», «Онлайн-подача». », «ПЕРЕХОД К ВХОДУ» и «Редактировать мой профиль». Отметьте «Автор» на странице «Редактировать профиль», затем «Сохранить».

2. Представление

Отправить статью:

http://cscanada.org/index.php/css/submission/wizard

  • 111. и ompmission/wizard

    • 0710710710710 7110710710710 гг. нажмите «Автор» под названием журнала B. Вы можете начать новую отправку, нажав «НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ».
    • Мы используем только три почтовых ящика для решения вопросов, связанных с приемом бумажных документов, оплатой и отправкой электронных версий наших журналов в базы данных: [email protected]; [email protected]; [email protected]

     Статьи, опубликованные в Canadian Social Science   , находятся под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 (CC-BY).

    CANADIAN SOCIAL SCIENCE Редакция

    Адрес : 1020 Bouvier Street, Suite 400, Quebec City, Quebec, G2K 0K9, Canada.

    Веб-сайт:

     Http://www.cscanada.net Http://www.cscanada.org 
    Электронная почта [email protected], [email protected]

    Авторское право © Канадская академия восточной и западной культуры

    Исследование нравственного воспитания с точки зрения психологии

    Vol. 11 № 1 (2020), Статьи по основным темам

    Vol. 11 № 1 (2020)

    Статьи по основным темам

    https://doi.org/10.14746/eip.2020.1.7

    Опубликовано 2020-06-09

    • Чжан Цзин +
    • Ли Сутинг +

    Чжан Цзин

    Университет Хохай

    https://orcid.org/0000-0002-8809-3357

    Ли Сутин

    Университет Фудань

    https://orcid.org/0000-0001-5704-0917

    Ключевые слова

    нравственное воспитание аффинити
    психический процесс
    психологический механизм
    генерация аффинити

    культивирование сродства

    Как цитировать

    Цзин З. и Сутин Л. (2020). Исследование нравственного воспитания сродства с точки зрения психологии. ЭТИКА В ПРОГРЕССЕ , 11 (1), 120–132. https://doi.org/10.14746/eip.2020.1.7

    Abstract

    Нравственно-воспитательная близость оказывает очень важное влияние на плавное развитие нравственно-воспитательной деятельности и повышение эффективности воспитательной работы. С точки зрения психологии потребности и эмоции воспитанников являются ее мотивационным механизмом, воля воспитанников – ее поддерживающим механизмом, психологическая совместимость – ее гарантирующим механизмом, а учебная психология воспитанников – механизмом подкрепления. Формирование нравственно-воспитательной близости – это процесс активного межличностного влечения воспитателей, применения положительного психологического воздействия, изменения отношения воспитателей, психологического обмена и взаимодействия воспитателей и воспитателей. Основной способ воспитания нравственно-педагогической близости состоит в том, чтобы в полной мере обращать внимание на потребности или изменения обучаемых, прилагать усилия для стимулирования и усиления учебной мотивации, сохранения основного статуса и роли обучаемых, повышения привлекательности и привязанности обучаемых. образовательный процесс через единство знания и действия.

    https://doi.org/10.14746/eip.2020.1.7

    использованная литература

    Арендс Р. И. 2005. Учимся учить. 6-е изд. Сиань, Китай: Издательство Шаньсиского педагогического университета.

    Чепмен Э. С. и МакГрегор С. Э. 2002. «Влияние межличностного влечения на результаты совместного обучения учащихся средних школ», Текущие исследования в области социальной психологии 7 (18): 311–325.

    Деси Э. и Райан Р. 1985. «Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека». Нью-Йорк: Академическая пресса. DOI: 10.2307/2070638.

    Гарнет Д. 2016. «Близость и интерпретация в устных историях художественного образования», Международный журнал исследований и методов в образовании 40 (4): 1743–7288. DOI: https://doi.org/10.1080/1743727X.2016.1139081.

    Хабермас Дж. 1985. Автономия и солидарность. Интервью с Юргеном Хабермасом, изд. и введен П. Дьюсом. Лондон – Нью-Йорк: Оборотная сторона.

    Хасия Д., Лиу Р.-С. и Эллстранд А. 2020. «Навигация по новым нормам: политическая близость и результаты транснациональных корпораций после приобретения», Журнал управленческих исследований 57 (3). DOI: https://doi.org/10.1111/joms.12545.

    Лю П. П., Савиц-Ромер М., Перелла Дж., Хилл Н. Э. и Лян Б. 2018. «Представление учащимися диадических и глобальных отношений между учителем и учеником: воспринимаемая забота, негативность, близость и различия между полами и расами / Этническая принадлежность», Современная педагогическая психология, 54:281–296. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.07.005.

    Ли Цюй и Цюй Ян. 2019. «Моделирование и анализ отношений учитель-ученик», Хиндави. Дискретная динамика в природе и обществе 1–7. DOI: https://doi.org/10.1155/2019/5481926.

    Маслоу А. Х. 1943. «Теория мотивации человека», Психологический обзор 50: 370–396. DOI: https://doi.org/10.1037/h0054346; https://doi.org/10.1177/0022487118788838.

    Нунан Дж. 2019. «Склонность к обучению: личность учителя и мощное профессиональное развитие», Журнал педагогического образования 70 (5): 526–537.

    Пинто М. С. и Пурнананда Д. С. 2017. «Родство со СМИ: значение, которое студенты придают газетам, телевидению и Интернету», Mass Communicator: International Journal of Communication Studies 11(1):9–14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *