Матрешка тверская: Тверские матрёшки – купить по лучшей цене
Русская матрешка | Русский дом
Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.
Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря «русским сезонам» С.П. Дягилева в Париже.
Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной «Русским обществом пароходства и торговли», с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.
Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению — преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.
В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек — Горбунок » П.П. Ершова, басня «Квартет» И.А. Крылова и другие.
100-летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников — профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.
История матрешки
История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова «Детское воспитание», его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.
Вообще, Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников.
Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.
Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.
Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово «mater», что в переводе означает «мать». Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.
Вообще-то матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. На средства меценатов создавались художественные мастерские, различные кружки, в моде были разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле, считается, что мода на «все русское» в начале XX века появилась во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
Сергиев Посад очень старый центр специализирующийся на производстве деревянных игрушек, часто его даже называют «игрушечной столицей», еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Скорее всего, массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Также популярности матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года ежегодный Берлинский базар кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Позднее “Русское общество пароходства и торговли”, создало передвижную выставку и познакомила с русской матрешкой Грецию, Турцию и Ближний Восток.
В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и , вероятно, своеобразной данью моде. Спрос на матрешек с каждым годом увеличивался. В этом же году товарищество «Русские кустари» открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде Нижегородской губернии) — ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.
Сейчас существует множество видов матрешек, самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки.
С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.
В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемые авторские матрешки, выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.
Виды матрешек
Сергиевская или загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в Загорск). В Сергиевом Посаде родилась на свет первая матрешка. Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Семеновская матрешка (Семеновский район Нижегородской области). Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек. Первая семеновская артель, изготавливающая этих куколок, появилась в 1929 году. Хотя город Семеново знаменит больше своей хохломской росписью, изготовление матрешек стало для семеновских мастеровых дополнительным ремеслом. В наше время в Семеново есть фабрика, на которой делает отличных деревянных кукол по доступной цене.
Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области). Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Их матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые» и др.
Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.
Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.
Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.
История “архитектурной матрешки” на Тверской – Москва 24, 27.11.2017
История “архитектурной матрешки” на Тверской
Суд рассмотрит дело о разводе Джигарханяна 27 ноября
Эксперты посоветовали тщательно подходить к подбору съемного жилья
Проехавший по тротуару у стен Кремля москвич сдался полиции
“Утро”: пасмурная сухая погода ожидается в столичном регионе 27 ноября
“Утро”: затруднено движение на шоссе Энтузиастов в направлении области
Аэропорт острова Бали закрыли из-за извержения вулкана
Около 20 миллионов россиян отоварились в магазинах в “Черную пятницу”
Пользователи соцсетей помогли глухонемому парню найти родных после участия в ДТП
Потенциально опасный пешеходный переход появился на улице Боженко
Парадная сталинская Тверская. Чтобы появились стройные ряды могучих домов, отделанных гранитом, в 1930-х годах улицу расширяют, а почти все старые здания сносят.
С 18 века в одном из домов располагалась гостиница “Север”. В ней в свое время даже Пушкин останавливался. Однако он, как и сама гостиница, тогда еще не были так широко известны, как станут через полвека. В конце уже 19-го столетия здание перестраивают. Его делают выше, а гостиницу переименовывают. Из “Севера” она становится “Дрезденом”. После такого ребрендинга начинается настоящий наплыв интеллигенции. Будто следуя примеру Пушкина, снимают комнаты хирург Пирогов, писатели Тургенев и Островский, поэт Некрасов. Дважды там останавливался и писатель Чехов.
Именно “Дрезден” выбирает для себя художник Суриков. Ослабленный, с подорванным здоровьем, он въезжает туда в 1915 году. Незадолго до этого художники перенес приступ плеврита, и гостиница, отличавшаяся тогда от многих своими теплыми, сухими комнатами и наличием лифта, была для него очень кстати. Комфортный “Дрезден” продлил жизнь Сурикову на год. В марте 1916 года он скончался в своем номере. Вскоре после этого и сама гостиница, будто отдавшая последние жизненные силы умирающему живописцу, исчезает в потоке революции.
Позднее сам дом растворяется в сталинском плане монументальной архитектуры. Имперскую гостинцу поглотило здание Главмостстроя. Треугольные крыши башенок сделали плоскими и надстроили двумя этажами.
Туда, где раньше постояльцы останавливались за деньги, также начали вселять людей. Однако уже за заслуги. Квартиры располагались на верхних этажах. Внизу же в 1937 году открылся и работает до сих пор ресторан грузинской кухни “Агарви” – в свое время культовый.
Когда уже в наши дни в здании стали делать капитальный ремонт, выяснилось, что оно гораздо старше, чем предполагалось. Гостиница “Дрезден” – вовсе не жертва, а хищник, также поглотивший в свое время палаты 17 века. До сих пор доподлинно не известно, как именно выглядели те палаты и кому они принадлежали. Однако, судя по сохранившемуся убранству, человеку очень богатому.
Получается, здание на Тверской – эдакая “архитектурная матрешка”. Палаты 17-го века вошли в состав здания 18-го века. Его, в свою очередь, будто колпаком, накрыла гостиница 19-го века, а ее – дом века 20-го. Подробнее – в сюжете телеканала Москва 24.
видео город культура Иван Базанов Ксения Седунова Виталий Калашников
Матрешка – это действительно русская кукла?
Матрешка – самый любимый славянский подарок и сувенир из России, но не все знают историю этой игрушки. Это не только украшение или сувенир. Продолжайте читать, чтобы узнать больше об истории этих русских подарков.
Что такое Матрешка?Представляет собой набор из семи деревянных кукол уменьшающегося размера, которые помещаются друг в друга, одна за другой. Каждый разделен пополам посередине и открывается, чтобы показать еще один меньший, встроенный внутрь. Традиционная обычно круглая и декоративно раскрашенная, чтобы напоминать хорошенькую крестьянку с молодым лицом, одетую в экстравагантный костюм, традиционную русскую одежду. Как правило, это расписной платок или кокошник и растительный орнамент. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубочек, теплый шарф и даже валенки, возможно, для того, чтобы уберечь ее от холодов, характерных для известных суровых и долгих зим Россия.
Кажется, у этой красочной игрушки богатая история. На самом деле игрушка была впервые изготовлена в конце XIX века в одной из московских мастерских. Создателем стал художник Сергей Малютин. А вы знали, что японская кукла была прообразом матрешки? Диковинную вещицу, внутри которой было шесть кукол поменьше, привезла из Японии жена Саввы Мамонтова – Елизавета. Эта сложная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его по-домашнему. Первый набор матрешек состоял из восьми предметов. Все куклы были раскрашены по-разному: среди них были и девочки, и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая «сестра» держала в руках черного петуха. Этот набор, написанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.
Что символизируют русские матрешки? Имя Матрена раньше было очень популярно в России. Когда мы слышим это имя, то обычно представляем себе многодетную мать. У этой женщины коренастая фигура, и она носит обычную традиционную одежду. Первое рукоделие Сергея Малютина стало воплощением древнейшего символа русской культуры.
Несмотря на то, что родиной матрешки считается Россия, самая крупная находится в китайском городе Маньчжурия.
Многие туристы непременно захотят приобрести в подарок эту деревянную красочную игрушку, ведь она непременно ассоциируется с русским народным творчеством. Однако сегодня в сувенирных лавках можно найти множество видов этой игрушки.
Какие бывают матрешки?Вятская матрешка
Является самым северным из существующих на данный момент. В шестидесятые годы 20 века эта матрешка была одной из самых популярных. Отличительной особенностью вятской росписи является использование особых приемов. Одним из таких можно назвать роспись варёной ржаной соломой.
Сергиево-Посадская матрешкаОтличительной особенностью данного вида матрешки является то, что используется технология выжигания по дереву, после чего матрешка покрывается золотой краской.
Семеновская Матрешка
Одно из основных современных производств, где вся продукция расписана вручную, находится в Нижегородской области в городе Семенов.
Здесь делают самые красивые матрешки. Отличительной чертой является хохломская роспись. Использование цветочных узоров, сочетание золотого, черного и красного цветов позволяет создавать из каждой матрешки маленькие шедевры.
Расписная деревянная кукла теперь не просто народная игрушка, она стала традиционным подарком и хранительницей самобытной культуры. Это русская красавица, подарок, известный во всем мире.
Где купить Матрешку в Москве?Матрешку можно найти на сувенирных рынках, которые обычно располагаются возле Красной площади и во время различных городских праздников на московских бульварах.
Матрешка: история создания – Trésors de Russie
Матрешка — расписная деревянная съемная кукла с куклами меньшего размера внутри.
Какой была самая первая матрешка?
Автора первого эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин, зовут Сергей Малютин, несмотря на то, что Василий Звездочкин ни разу не упоминал Малютина в своих мемуарах.
Матрешка – расписная деревянная съемная кукла с куклами меньшего размера внутри. Эта игрушка по праву считается самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы.
Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская кукла, в которую вложили еще несколько кукол, символизировала местных богов счастья.
Съемные куколки существовали и в других культурах, например в Индии и Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, скорее всего, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновленную славянскими образами. Василий Звездочкин, мастер из подмосковного Подольска, изобрел форму матрешки в 1890-х годах, утверждая, что никогда раньше не видел японских деревянных игрушек. Происхождение знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.
Какой была самая первая матрешка? Автора эскиза к игрушке, которую создал Василий Звездочкин, зовут Сергей Малютин, несмотря на то, что Василий Звездочкин ни разу не упоминал Малютина в своих мемуарах. Сергей Малютин работал в кооперативе «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. На первой матрешке была изображена девочка с черным петухом в руках; внутри нее были другие куклы, самая маленькая из которых оказалась младенцем в пеленках.
Название новой игрушки, несомненно, произошло от очень популярного в то время имени Матрион. В 1900 году матрешку отправили на Всемирную выставку в Париж, где она получила бронзовую награду. После этого эту игрушку стали делать не только в «Детском образовании». Изготовлением матрешки занялись мастера из Сергиева Посада; также усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, потому что это хвойный древесный материал, который не растрескивается при высыхании. Древесина ольхи или березы использовалась реже.
В начале 20 века русские деревянные игрушки приобрели огромную популярность, побывав еще на нескольких зарубежных выставках того времени. Матрешка до сих пор остается первым и самым желанным сувениром для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В наше время можно увидеть матрёшки всех видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платках.
- исторические деятели,
- литературные персонажи,
- герои народных сказок и басен.
Современные мастера могут отходить от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров по производству матрешек. Широко известны:
- Семеновская матрешка;
- Загорская матрешка;
- Тверская матрешка;
- Вятская матрешка.
Каждый из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.
Матрешки различаются по технике исполнения, манере росписи и материалу изготовления. Во многих городах России есть музеи русских матрешек, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.
Есть такие музеи
- в Сергиевом Посаде;
- В Нижнем Новгороде;
- В Ногинске;
- В Вознесенском.