Разное

Малышу год: Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Содержание

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Детский сон играет важнейшую роль в здоровом развитии. Родителям важно знать, как улучшить сон ребенка: как обеспечить безопасность во время сна, как лучше организовать режим сна и ритуал отхода ко сну и как в целом сформировать у малыша хорошие привычки, связанные со сном.

Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка засыпать самостоятельно и какие методы могут подойти лучше всего вам и вашему ребенку.

Что такое sleep training?

В английском есть термин sleep training («тренировка сна»), это процесс, в течение которого малыш обучается сам успокаиваться и засыпать по своему графику. Также в это же время родители помогают ребенку научиться самому засыпать, когда он просыпается среди ночи (при условии, что он здоров, не голоден и ему не нужно поменять подгузник).

Если вы решили научить ребенка засыпать самостоятельно, первый шаг – понаблюдать за естественным режимом малыша (когда он хочет спать, как долго спит), а также создать ритуал перед отходом ко сну.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно: с чего начать

Маленьким детям комфортно, когда есть режим и ритуалы, связанные с дневным и ночным сном. Если вы решили, что пора наладить сон ребенка, вот несколько приемов, с которых стоит начать:

  • Перед сном важно соблюдать успокаивающий ритуал. Такой ритуал представляет собой повторяющуюся цепочку действий, которые помогают ребенку понять, что пришло время спать. Старайтесь начинать ритуал каждый день в одно и то же время. Что же может входить в вечерний ритуал? Например, купание (если оно действует на малыша успокаивающе), чтение книжки при приглушенном свете, тихое пение, объятия. Начинайте вечерний ритуал заранее – до момента, когда малыш уже совсем уставший.

  • Когда малыш сонный, но еще не заснул, положите его в кроватку. Это поможет создать ассоциацию между кроваткой и расслабленным засыпанием. Обязательно следуйте правилам безопасного детского сна : укладывайте малыша спать на спинку, используйте простынь на резинке, не держите в кроватке игрушки, одеяльца, подушки, а также бамперы. В кроватке должен быть только твердый матрас с туго натянутой простыней.

  • Ребенку потребуется какое-то время, чтобы утихнуть и заснуть. Когда вы выйдете из комнаты, ребенок может забеспокоиться и заплакать. Подождите несколько минут – малыш может успокоиться сам. Если плач продолжается, подойдите к кроватке, поговорите ласково с ребенком и снова выйдите из комнаты. Иногда, чтобы заснуть, ребенку просто надо знать, что вы рядом.

  • Попробуйте предложить малышу соску. Соска может помочь ему успокоиться и в результате заснуть. На соске не должно быть цепочки.

  • Позаботьтесь о спокойной обстановке вечером. Ближе к моменту отхода ко сну приглушите свет и не включайте яркий свет ночью, когда кормите ребенка или меняете подгузник. Постарайтесь все делать плавно и говорите тихим нежным голосом. Перед отходом ко сну ребенку не стоит проводить время у экрана, выключите и телевизор, даже если он работает «фоном».

  • В первые месяцы жизни ребенка спите с ним в одной комнате. In the first few months, it’s safest to keep your baby in the same room as you, but in his own bassinet or crib. This helps reduce the risk of SIDS (Sudden Infant Death Syndrome). The sleep clothing he wears should keep him warm but not too hot. В первые несколько месяцев жизни малыша самый безопасный вариант – это чтобы он спал в отдельной кроватке или люльке в одной комнате с родителями. Это помогает снизить риск СВДС (синдром внезапной детской смерти). Одежда для сна должна держать малыша в тепле, но не перегревать его.

  • Время отхода ко сну сдвигайте постепенно. Например, ваш ребенок обычно засыпает около 22, а вы хотите, чтобы он ложился спать на 2 часа раньше. Заложите несколько дней на смену режима. Каждый вечер укладывайте ребенка на 20-30 минут раньше, пока не дойдете до желаемых 20 часов. После того, как вы изменили режим сна ребенка, в течение нескольких дней понаблюдайте, удачное ли это решение. Если вы видите, что такой вариант не сработал, попробуйте поменять время еще раз. Если вы правильно подобрали время, ребенок будет, скорее всего, хорошо спать по новому графику и бодро себя чувствовать в промежутках.

Play IconCreated with Sketch.

Когда начинать приучать ребенка засыпать самостоятельно

Обычно между 4 и 6 месяцами родители начинают замечать закономерности в режиме сна ребенка. Постепенно он учится сам себя убаюкивать после того, как вы кладете его в кроватку, или проснувшись ночью (если он не голоден и не надо поменять подгузник). Этот период может быть хорошим моментом, чтобы начать приучать его к режиму.

В первые недели и месяцы жизни малыша важно отталкиваться от естественных потребностей ребенка в сне и не ожидать, что он подстроится под ваш режим.

Если вы следуете ритмам новорожденного, в будущем, когда малыш станет постарше и будет спать в течение более продолжительных отрезков времени, отладить режим может быть проще.

Как проще всего научить ребенка засыпать самостоятельно

Есть несколько методов тренировки режима сна. Решая, какой метод подходит вам и вашему ребенку, в первую очередь определитесь, готовы ли вы к сценарию, когда малыш плачет, пока не уснет, и как долго вы сможете ждать, пока он проплачется.

Педиатр сможет дать вам индивидуальную рекомендацию, а мы расскажем о популярных методах, как научить ребенка засыпать самостоятельно в определенное время:

Ассоциации на засыпание

Ассоциации на засыпание – это обстановка (его кроватка), в которой малыш привык засыпать. Цель этого способа – чтобы нахождение в кроватке настраивало на сон.

Положите ребенка в кроватку, пока он сонный, но еще не уснул. Затем каждые 5-10 минут проверяйте, не плачет ли он. Если ребенок плачет, нежно погладьте его, но не берите на руки.

  • Плюсы: Это простой метод, который способствует организации сна с младенчества. Комфортный для родителей, так как вы находитесь рядом и сможете успокоить ребенка до того, как он начнет громко плакать.

  • Минусы: Ребенку может быть сложно уснуть где-либо, кроме своей кроватки, так как ассоциация на засыпание будет именно с ней. Ребенок может также привыкнуть, что вы регулярно к нему подходите, и, если вы будете делать это не так часто, начнет плакать.

Дать проплакаться

Идея этого метода в том, что вы не подходите к ребенку, пока он плачет (кроме случаев, когда ваше вмешательство действительно необходимо).

  • Плюсы: Скорее всего, в итоге малыш все равно уснет. Если малышу уже около годика, и вы меньше реагируете на его плач в кроватке, он привыкнет и уже не будет продолжать плакать, ожидая, что вы подойдете. И, скорее всего, научится засыпать самостоятельно.

  • Минусы: Если ребенок плачет очень долго, в итоге сильный стресс может помешать ему заснуть. Для родителей тоже может быть очень непросто не приходить на крик малыша.

Сон в одной комнате

Один из вариантов – это когда ребенок спит с вами в одной комнате, но в отдельной кроватке.

  • Плюсы: Близость к ребенку упрощает ночные кормления.

  • Минусы: Вы можете побеспокоить или разбудить ребенка, если вы ложитесь спать позже него. И ваш сон тоже может часто прерываться.

Сон в одной кровати

Этот метод можно попробовать, когда ребенку исполнится год. Спать в одной кровати с малышом до года не рекомендуется, так как возрастает риск СВДС (синдром внезапной детской смерти), удушения и других инцидентов.

Организация сна и дневной сон

Дневной сон влияет на качество ночного сна, поэтому его тоже нужно включать в процесс организации сна. Ритуал стоит создать и перед дневным сном.

Полезно знать про дневной детский сон:

  • В первые несколько месяцев жизни ребенка вам станет понятно, в какое время днем ваш ребенок спит. Малыш становится сонным, беспокоится, капризничает – значит, ему пора поспать.

  • Пускай днем ребенок спит столько, сколько хочет, если у него нет проблем с засыпанием вечером. Если ребенок плохо спит ночью и подолгу спит днем, обсудите с педиатром, стоит ли его будить, сокращая дневной сон, чтобы он был более уставший к ночи.

  • Днем дома должно быть светло. Так ребенок учится различать день и ночь.

  • Днем укладывайте малыша спать в более оживленной зоне вашего дома, где может присутствовать фоновый шум.

  • Последний дневной сон не должен быть близко по времени к ночному сну. Чтобы легко уснуть вечером, ребенок должен быть уставшим.Чем старше становится ребенок, тем меньше сна ему нужно. В 9 месяцев вы можете попробовать убрать вечерний сон и тогда сдвинуть пораньше время отхода ко сну.

Play IconCreated with Sketch.

Сколько нужно спать ребенку?

Сколько часов в сутки необходимо спать – зависит от возраста ребенка и его индивидуальных потребностей. Но обычно все дети по мере взросления постепенно начинают спать меньше.

Позволить малышу спать в соответствии с его биоритмами важнее, чем гнаться за соблюдением рекомендаций по нормам сна. Вы заметите, что на протяжении дня будут моменты, когда ребенок становится сонным. Укладывайте малыша спать в такие моменты, и качество его сна в целом будет лучше.

Вот нормы сна для детей до года, на которые можно ориентироваться:

  • Новорожденный. Как минимум 16 часов в сутки. Младенец не различает день и ночь и в первые недели жизни, скорее всего, будет спать короткими интервалами по 2-3 часа и просыпаться от голода или грязного подгузника.

  • 4 месяца. Начиная с 4 месяцев большинству детей хватает 2-3 дневных снов, а также удлиняются интервалы ночного сна. Общее количество часов сна в сутки – меньше 16. Первые два дневных сна обычно в первой половине дня (вскоре после пробуждения и в районе полудня), и многим детям нужен еще один сон вечером. В первые 6 месяцев большинство детей не спят дольше, чем 5-6 часов ночью. Время ночного сна постепенно увеличивается с возрастом ребенка.

  • 6 месяцев. Около 14 часов в сутки. Когда ребенку исполнится 9 месяцев, попробуйте убрать вечерний сон. Так ребенок будет готов отправиться в кровать на ночной сон пораньше. К возрасту 8 месяцев дети могут спать ночью от 10 до 12 часов, не просыпаясь на кормление.

  • 12 месяцев. 12-14 часов. В этом возрасте ребенок может начать пропускать первый дневной сон. Если так случится, вы можете попробовать сдвинуть время отхода ко сну вечером на 20-30 минут раньше. В 50% случаев детям в возрасте 15 месяцев достаточно одного дневного сна.

Позволять ли ребенку плакать, пока он не уснет?

Плач – это способ ребенка сообщать о своих потребностях и желаниях. За первые недели жизни малыша вы научитесь отличать разные виды плача.

К примеру, вы будете понимать, когда плач означает «я голоден», а когда «мне некомфортно», или когда малыш плачет из-за коликов.

В первые недели жизни малыша старайтесь не допускать, чтобы он подолгу плакал, например проснувшись ночью или после дневного сна. Чтобы успокоить младенца, можно ему негромко попеть, покачать или включить спокойную музыку. Вечером перед сном свет в комнате оставляйте приглушенным. Если нужно, возьмите ребенка на руки на 5-10 минут, а потом уложите обратно в кроватку.

В первые месяцы, заботясь о комфорте и спокойствии малыша, вы помогаете ему получать необходимый здоровый сон. Кроме того, у ребенка формируются положительные ассоциации со сном.

То, что ребенок начинает плакать, когда вы выходите из комнаты, – это естественно. Дети иногда плачут, разряжая напряжение от усталости от накопившихся за день новых впечатлений.

Иногда достаточно подождать пару минут, и малыш затихнет сам. Просто ему нужно время, чтобы «обработать» новый опыт и уснуть.

Начиная со второго месяца иногда можно давать ребенку поплакать чуть дольше перед тем, как он уснет. Это позволяет ребенку научиться успокаиваться без вашего вмешательства. Также ребенок постепенно понимает, что, уходя, вы не покидаете его навсегда.

Что может привести к проблемам со сном

Отладить режим и детский сон не всегда так просто. Придерживайтесь этих советов для лучших результатов:

  • Кладите ребенка в кроватку до того, как он заснет. Если ребенок будет засыпать исключительно на руках, например от укачивания, то ему будет необходим этот ритуал каждый раз, чтобы уснуть.

  • Не спите с ребенком в одной кровати. Это повышает риск удушения и СВДС. Кроме того, это мешает малышу научиться успокаиваться и засыпать в своей кроватке.

  • Не давайте ребенку засыпать во время кормлений. Привычка засыпать с бутылочкой грудного молока или смеси во рту может привести к развитию кариеса молочных зубов и коренных. Это также увеличивает риск ушных инфекций. Если ребенок привыкнет засыпать во время кормлений, ему будет сложно заснуть иначе.

Что может иногда мешать сну

Ребенок не сможет уснуть или будет просыпаться, если у него грязный подгузник, он голоден, ему слишком жарко, слишком холодно или дискомфортно по каким-то другим причинам.

Кроме того, бывают периоды, когда режим сна малыша меняется на фоне развития.

Причины, почему иногда ребенок не может уснуть или просыпается:

  • Болезнь или боль. Если у малыша ушная инфекция, колики или режутся зубки, то нарушения сна естественны. За советом, как облегчить боль и дискомфорт, обратитесь к педиатру. И помните, что это временные состояния, они пройдут, и малыш со временем снова будет засыпать сам.

  • Индивидуальные особенности. Некоторые дети более чувствительны к шуму, движению, а некоторым сложнее успокоиться. Иногда родителям помогает просто проявить терпение или немного изменить подход. За помощью можно обратиться к педиатру, психологу или к группе поддержки родителей в схожей ситуации.

  • Сепарационная тревога. В возрасте от 6 до 8 месяцев ребенок может начать хуже спать из-за тревоги сепарации, естественного этапа в эмоциональном развитии. Малыш знает, что вы ушли, но еще не понимает, что вы вернетесь. Это будет вызывать тревогу, но со временем он будет помнить, что вы возвращаетесь, и начнет полагаться на прошлый опыт. Лучшие средства в этой ситуации – любовь и последовательность. Сепарационная тревога обычно начинает проходить после того, как ребенку исполняется 2 года. Вот как вы можете помочь малышу, переживающему сепарационную тревогу:

  • Предупреждайте ребенка, когда вам нужно уйти. Даже малышу говорите: «Я сейчас вернусь», если вам нужно на минутку выйти из комнаты.

  • Оставлять малыша лучше с няней, к которой он привык. Если няня новая – лучше, чтобы она пришла к вам заранее, пока малыш не спит, а вы дома, чтобы ребенок привык. Когда вы уходите, отвлеките ребенка: дайте игрушку или попросите няню занять его игрой. Затем попрощайтесь (так, чтобы малыш заметил) и быстро уходите.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

  • В течение какого времени можно давать ребенку «проплакаться»?

    Старайтесь исключать ситуации, когда новорожденный ребенок долго плачет.
    Когда ребенок становится постарше, подождать 5 или чуть больше минут – нормально. Конечно, кроме случаев, когда ваше вмешательство требуется, например если ребенок болен.

  • В каком возрасте лучше всего начать приучать ребенка засыпать самостоятельно?

    Начинать организацию детского сна никогда не рано. К 4-6 месяцам у ребенка уже выработается свой режим и появится способность засыпать самостоятельно. Тогда и стоит начинать приучать ребенка к самостоятельному засыпанию.

Не будьте слишком строги к себе, пытаясь отладить детский сон. Не всегда будет все удаваться. Будут моменты, когда малышу сложнее уснуть и не просыпаться. Будьте последовательны и не забывайте о важности ритуалов. Изменение режима сна – это поступательный процесс, поэтому наберитесь терпения.

Перед тем, как укладывать ребенка, обязательно меняйте ему подгузник. Сэкономить, запасаясь подгузниками, можно, покупая их по специальной цене.

Как отметить первый день рождения ребенка: идеи

Первый день рождения ребенка — это всегда долгожданное и волнительное событие, которое большинство родителей хотят весело отметить! Сам праздник может длиться всего несколько часов, но наши советы помогут вам оставить чудесные воспоминания на всю жизнь.

1.

Посадите дерево

Дерево будет расти вместе с вашим малышом, и с каждым годом вы будете видеть, как оно становится выше и тянет к солнцу свои ветви. Каждый год можно фотографировать ребенка рядом с его собственным деревом. Так у него на всю жизнь останется память, и он научится ценить связь с природой.

2.

Сшейте на первый день рождения ребенка лоскутное одеяло

Это милый способ подарить вторую жизнь тем распашонкам и штанишкам, которые у вас рука не поднимается выбросить. Соберите вместе одежду, одеяльца и пеленки, которые вам нравились, порежьте их на квадратные кусочки и сшейте из них одеяло. Этот подарок малыш оценит, когда подрастет, — полезная вещь, в которую буквально «зашиты» воспоминания о самом раннем детстве.

3.

Записывайте истории, которые происходили с вашим крохой

Выберите свои любимые фотографии за последние 12 месяцев и сделайте альбом. Напишите небольшой рассказ или сделайте слайд-шоу, где будут отмечены все интересные и важные события, произошедшие за год.

4.

Сделайте слепок ножки или ручки

Воспользуйтесь набором для лепки, чтобы запечатлеть след стопы или ладошки вашего малыша. Сделайте двустороннюю рамку — с одной стороны можно поместить отпечаток, а с другой — фотографию годовалого малыша.

5. Запечатайте капсулу времени

Соберите предметы, которые воплощают основные моменты первого года жизни вашего ребенка: фотография вашего дома, кусочек любимого одеяльца, любимую погремушку и любые другие памятные вещи на ваш вкус. Сложите все в коробку и запечатайте, чтобы подарить ее имениннику на 18-летие.

Малышу 1 год | Friso Russia

Малышу 1 год: РАЗВИТИЕ

Поздравляем, Ваш малыш отпраздновал свой первый День Рождения! Устройте в честь малыша настоящий праздник. Можно уже подвести итоги первого года жизни малыша. К этому времени он уже многого добился в своем развитии: научился сам вставать на ножки, сидеть на высоком стуле, пить из чашки и держать в руках ложку. Главным итогом прошлого года стали первые шаги и первые слова. И теперь крохе предстоит перейти новый рубеж – освоить уверенную самостоятельную походку.

Развиваем навыки ходьбы

Приблизительно в год ребенок делает свои первые шаги, однако для овладения ходьбой ему требуется еще несколько месяцев. Помогите вашему крохе освоить этот навык, выполняя с ним упражнения для укрепления мышц и развития координации движений.

Ходьба по дорожке

Нарисуйте мелом дорожку шириной 35-40 см и длиной 2 метра. Пусть ребенок самостоятельно пройдет по ней, стараясь не выходить за очерченные границы.

Проползание под веревкой

Натяните веревку на высоте 25-35 см. Положите яркую игрушку по другую сторону веревки, побуждая кроху проползти под ней и затем выпрямиться.

Догонялки

Предложите детям поиграть в догонялки. Проследите, чтобы во время игры на земле не лежали палки, камни или игрушки, о которые малыш мог бы споткнуться.

Развиваем представления о свойствах предметов

К началу второго года Ваш кроха умеет различать предметы по форме, размеру, цвету и материалу, и начинает играть с ними на основе их свойств. Так, круглые предметы малыш спускает по желобку, наблюдая за тем, как они катятся, квадратные ставит друг на друга, а фигурные опускает в соответствующие формочки. Предлагаем вам несколько развивающих игр для закрепления этих навыков и знаний:

  • Большой и маленький

Вы выкладываете на пол шарики разной величины и показываете, как нужно их собирать: меньший шарик – в маленькую корзину, больший – в большую корзину. Малыш должен правильно разложить все шарики в соответствии с их размером, при необходимости опираясь на ваши подсказки, помощь братика или сестрички.

  • Цвета по аналогии

Разложите на полу много шариков различных цветов, затем покажите крохе красный шарик и попросите найти такой же. Повторите упражнение несколько раз с разными цветами. Предложите старшему ребёнку нарисовать несколько картинок разными фломастерами, и пусть малыш найдёт рисунки одного цвета.

Предложите крохе несколько предметов разного размера, которые можно вкладывать друг в друга. Например, малыш с удовольствием будет собирать матрешку или пирамиду из пластиковых стаканчиков. Затем усложните задачу, положив перед крохой предметы разного размера и разной формы: маленький шарик, чуть большую по диаметру формочку и еще большую коробочку. Догадается ли малыш, что их тоже можно собрать вместе? Скорее всего, ребенку потребуется ваша подсказка: терпеливо покажите ему, как можно вложить предметы друг в друга, а затем предложите ему повторить опыт самому.

  • Развиваем понимание речи

Малыш уже знает названия многих действий, предметов и животных, но его пассивный словарь необходимо расширять и дальше. Вот несколько полезных упражнений:

Просите малыша выполнять различные поручения по дому, состоящие из одного простого действия. Сначала используйте только слова, знакомые малышу, не подкрепляя указания жестами: помаши ручкой; покажи, где носик; найди ботиночки; возьми мыльце. Затем вводите 1-2 поручения с новыми словами, объясняя их значения жестами: принеси папе газету (протягиваете крохе газету), положи носочки в тазик (показываете рукой на тазик). Обратите внимание, что кроха лучше всего запоминает название предметов, с которыми он сам выполняет какие-либо действия.

Поиграйте с ребенком в куклу, называя разные части ее тела, а затем показывая их у себя, у малыша, у его братика или сестрички. Затем разыграйте небольшой спектакль с участием куклы, комментируя все ее действия: кукла машет ручкой и говорит «привет», кукла прыгает и бегает, кукла падает (бо-бо, жалеем куклу: гладим ее по головке и целуем).

  • Развиваем активную речь

К началу второго года жизни малыш уже может произносить многие облегченные слова (бо-бо, пи-пи, киса, на), а к полутора годам в его лексиконе появляются и первые полные, правильные слова (например, вместо «би-би» говорит «машина»). Чтобы развить активную речь ребенка, чаще с ним разговаривайте, рассказывайте обо всем, что вас окружает, и непременно делайте паузы, чтобы он мог вам ответить. Играйте с малышом в веселые речевые игры:

Показывайте малышу фотографии близких людей и спрашивайте: «Это кто?». Пусть малыш пока отвечает односложно: мама, папа, баба, деда. Затем усложните задачу, показывая малышу игрушки – некоторые простые названия малыш уже может произнести сам: киса, машинка, кукла. Эти упражнения можно совместить, например:

– Это кто?

– Братик.

– Что держит братик?

– Машинку.

– Как делает машинка?

– би-би.

И пусть некоторые слова еще недостаточно разборчивы, обязательно хвалите малыша и стимулируйте его дальнейшее речевое развитие.

Малышу 1 год: ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ

Питанию детей от 1 года до 3 лет уделяется меньше внимания, чем детям первого года. Происходит это, видимо, по той причине, что более важным считается первый год жизни, и по традиции ребенка, которому исполнился год, вскоре переводят на «общий» стол.

Но такой взгляд вряд ли можно считать оправданным. На самом деле, трудно себе представить, что после 1 года жизни обмен веществ, потребности и физиологические особенности детей изменяются кардинальным образом.

Сейчас не вызывает сомнения, что полноценное питание в раннем возрасте имеет кардинальное значение для последующего физического и нервно-психического развития ребенка. Существует так называемая «теория программирования питанием», согласно которой основы здоровья человека (как и причины некоторых заболеваний у взрослых) во многом определяются характером питания в раннем возрасте.

Среди различных продуктов питания человека важное место занимают молоко и молочные продукты. В первые годы жизни «молочная составляющая» диеты ребенка особенно велика и значима. И об этом важно помнить!

Скорость роста детей старше 12 месяцев постепенно уменьшается по сравнению с первым годом жизни. По мере снижения темпов роста несколько снижается и аппетит. В физическом развитии ребенка основные достижения заключаются в развитии тонкой моторики. Примерно в 12-месячном возрасте ребенок может брать мелкие кусочки пищи и «отправлять» их в рот. На втором году жизни дети охотно подражают поведению родителей и других родственников. К двухлетнему возрасту большинство детей осваивает навыки еды с помощью вилки и ложки. Темпы социального и умственного развития, эмоциональной сферы очень впечатляющи. Развитие речи к 3 годам позволяет ребенку строить короткие фразы и вести беседу. Это важный период познавания мира и развития мышления.

В развитии ребенка старше года преобладает усложнение моторного и нервно-психического развития. В это время большинство детей уже умеет ходить, а несколько позже – и бегать. К сожалению, в семейной педагогике порой недооценивается роль непосредственного вербального общения родителей с ребенком, чтение вслух, совместное пение. Эти элементы воспитания нельзя заменить никакими современными «электронными учителями» или звуковыми воздействиями.

В плане выбора блюд в меню ребенка все больше проявляются индивидуальные черты по принципу «хочу – не хочу». Родители должны прислушиваться к желаниям ребенка, но ни в коем случае не идти у него на поводу.

Желательно обращать внимание на так называемый «пищевой стереотип» конкретной семьи. Ведь существуют как позитивные традиции – культура поведения за столом, разнообразное и полноценное, но не избыточное питание, – так и негативные привычки (обильное питание, склонность к высококалорийной пище, пристрастие к сладкому), которые, увы, почти автоматически распространяются и на ребенка.

С развитием вкусовых пристрастий дети становятся привередливей в выборе пищи, иногда проявляя негативизм. Надо иметь в виду, что дети предпочитают полужидкую пищу более густой, сладкую пищу – пресной. Если ребенок в этом возрасте плохо ест, то возможными причинами могут быть:

  • неспокойная обстановка за столом
  • спешка при кормлении ребенка
  • какое-то блюдо не нравится
  • ребенок слишком устал

В большинстве семей, после того как ребенку исполнился годик, постепенно осуществляется переход на пищу, приготовленную в домашних условиях – так называемый «семейный стол». В него входят молочные каши, вермишель, свежие овощи кусочками или пюрированные, вареные овощи в виде гарнира, рубленое мясо, рыба. Продукты (блюда) готовят преимущественно в рубленом или пюреобразном виде, ведь родителям не следует забывать об особенностях кулинарной обработки для детей от 1 до 3-х лет.

Кратность кормлений на 2-м году составляет 5 раз, нередко, начиная с 1,5 лет – 4 раза в день. Разовый объем пищи составляет приблизительно 350 г.

Не будем забывать, что молоку и молочным продуктам принадлежит заметное место в рационе питания детей первых лет жизни. Молоко и молочные продукты вносят существенный вклад в обеспечение такими пищевыми веществами как белок, кальций, фосфор, витамин В2.

Если в питании ребенка использовать цельное коровье молоко – в рационе будет содержаться избыточное количество белка и минеральных солей (повышается почечная солевая нагрузка), но вместе с тем окажется очень низким потребление и усвоение железа и йода, витаминов А и D и ряда других веществ. Созданные по современным технологиям, сбалансированные по составу “третьи формулы» помогают укрепить иммунитет малыша и к тому же содержат необходимые вещества для развития мозга и зрения.

 

Календарь развития ребенка: 1 год

До 12 месяцев ребенок находится в тесной эмоциональной связи с мамой и воспринимает себя как ее часть. А в год он становится более автономным, его личность начинает формироваться. В этот период у ребенка происходит первый внутренний конфликт: с одной стороны, он привык к тому, что мама всегда находится с ним рядом и исполняет все его желания, но в то же время ему хочется самостоятельности. Когда у него что-то не получается, он может начать капризничать, плакать и злиться. Родителям необходимо поддерживать малыша в его развитии, грамотно корректируя его поведение.

Что умеет ребенок в 1 год?

Годовалый малыш способен:

  • произносить самостоятельно легкие слова и имитировать звуки;
  • ходить без поддержки;
  • откусывать и жевать твердую пищу;
  • собирать пирамиду, строить несколько фигур из кубиков;
  • делать лепешки, катать колбаски из пластичного материала;
  • комментировать то, чем занят;
  • пользоваться чашкой и ложкой.

Ребенок в один год имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия. Он по-разному ведет себя с разными людьми и проявляет самостоятельность в выборе и действиях, а также активно выражает эмоции, в том числе негативные.

Развитие ребенка в 1 год: 7 принципов

Я-родитель предлагает молодым мамам и папам семь нехитрых советов для того, чтобы ваш малыш быстро развивался и легко преодолел «порог одного года».

1. Поощряйте знакомство с окружающим миром

На годовалый возраст приходится пик познавательной активности малыша, поэтому родителям стоит поощрять желание крохи знакомиться с окружающим миром. Очень часто дети в этом возрасте совершенно не интересуются игрушками, а проявляют интерес к бытовым предметам, которыми пользуются взрослые. Так что если ваш ребенок увлеченно вертит в руках крышку от кастрюли или пробует открыть дверцу стиральной машинки, стоит дать ему возможность изучить новый объект и попробовать его «в деле»! Конечно, это не касается розеток и других опасных предметов для здоровья малыша.

2. Уважайте самостоятельный выбор

Пусть кроха попробует сам, без вашей помощи, выбрать игрушки, которые хочет взять с собой на прогулку, надеть ботинок или шапку, решить, какую кашу он будет есть на завтрак. Такие простые действия дадут ребенку понять, что вы уважаете его самостоятельность и считаетесь с его мнением. Если у малыша не получается какое-то действие, и он начинает капризничать и плакать – не стоит все делать вместо него: помогите ему советом. Если ребенок никак не может собрать пирамидку из колец разного диаметра, разложите перед ним кольца в нужном порядке, но собрать саму пирамидку пусть малыш попробует сам.

3. Вместе развивайтесь физически

Ближе к 12 месяцам ребенок активно ползает, умеет заползать под препятствие, смело карабкается по наклонной поверхности, легко залезает на кресло или диван, может стоять без поддержки взрослого и делает свои первые самостоятельные шаги.

В год уже можно начинать делать первую зарядку: дети стараются подражать движениям взрослых. Повторение самых простых упражнений за мамой и папой принесет малышу множество веселых и увлекательных минут, а молодые мамы могут совместить приятное с полезным – «скинуть» пару килограммов!

4. Учите пользоваться столовыми приборами

Годовалый малыш способен пользоваться столовыми приборами за столом. Некоторые дети в возрасте года уже умеют накалывать небольшие кусочки пищи на вилку.

5. Учите новым словам и счету

К годовалому возрасту ребенок уже может произносить несколько слов. Чаще всего это имитирующие, облегченные слова, состоящие из простых повторяющихся звуков: ба-ба, ма-ма и т.д.

Дети этого возраста различают имена близких людей и названия определенных предметов. Они охотно выполняют просьбы взрослых показать им мячик, кубик, стульчик или плюшевого медведя. Ребенок всегда смотрит в сторону человека, которого назвали по имени, или предмета, о котором говорят. Поэтому если вы будете вслух называть новые предметы, которые попадают в поле зрения малыша, ваш кроха быстро выучит новые слова и научится ассоциировать их с определенными объектами.

Научить годовалого ребенка считать невозможно, однако малыш в этом возрасте вполне может запомнить значение слова «два». Раскладывайте перед крохой парные вещи – носки, перчатки, одинаковые мячики и говорите «два». Очень скоро ребенок поймет, о чем идет речь, и подражая вам, будет сам соединять вещи по парам.

6. Не отвлекайте его от занятий

Малыш в год понимает значения слов «можно» и «нельзя», и когда ему что-то не разрешают, он будет всеми способами показывать свое недовольство.

Не стоит заставлять годовалого ребенка заниматься тем, чем ему не хочется. Не предлагайте крохе взять карандаши и порисовать, если он увлеченно катает по полу мячик или строит пирамиду из кубиков. Помните, что дети в этом возрасте предпочитают быть самостоятельными, поэтому попытки принудить их к нежеланным действиям вызовут лишь негативные эмоции и капризы.

7. Запаситесь терпением

Детские психологи отмечают, что в годовалом возрасте дети начинают увлеченно наблюдать за окружающими людьми и стремятся подражать их поведению. Они уже понимают, что с разными людьми нужно общаться по-разному, и активно используют это в своих повадках. Ребенок намного сдержаннее ведет себя в присутствии посторонних людей, а вот наедине с мамой или папой намного чаще позволяет себе капризничать. Такое поведение объясняется тем, что малыш проверяет родителей «на прочность»: готова ли мама любить его вне зависимости от того, как он себя ведет?

Самое главное для маленького ребенка – это любовь близких, и в первую очередь, мамы. Как бы ни капризничал малыш, объясняйте ему: вам не нравится не он сам, а его поведение в этот момент. И тогда вы с удивлением обнаружите, что кризис одного года вас счастливо миновал.

Какая вы мама? Узнайте, пройдя тест:

ТЕСТ

Виктория Котлярова

Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития

08.10.2020 Время на чтение: 5 мин