Разное

Логопедия буква р: Постановка звука “Р”. Упражнения и другие хитрости логопеда

Содержание

Постановка звука “Р”. Упражнения и другие хитрости логопеда

Про звук «Р»

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр. ), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т. е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

 

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

 

 

Вам также может понравиться:

  1. Мимическая гимнастика
  2. Логопедические игры с мячом
  3. Вся правда о логопедах
  4. Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст

 

Автоматизация звука [Р]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука [Р]

Твёрдый согласный звук [Р] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ДР]. Звук [Р], отделённый от звука [Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук [Д] является опорой для удержания языка у нёба.

Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).

1) Произносить (читать) слоги со звукосочетанием [ДР_]

Образец: адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__

Образец: др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э

2) Произносить (читать) слова со звукосочетанием [ДР_]

Образец: кедр__, др__уг

  • драп
  • друг
  • дрова
  • драка
  • вдруг
  • дрозд
  • друзья
  • дрозды
  • дранка
  • дракон
  • другой
  • драчун
  • дрожать
  • дружина
  • дружный
  • ядро
  • бедро
  • выдра
  • ведро
  • кадры
  • подруга
  • квадрат
  • щедрый
  • бодрость
  • подросток

3) Произносить (читать) слоги со звуком [Р_]

Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).

Образец: ар__, ор__, ур__, ыр__, эр__, ир__, ер__, ёр__, юр__, яр__

4) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в конце./h4>

Образец: мир__

  • вар
  • бор
  • бур
  • хор
  • шар
  • сор
  • мир
  • дар
  • жар
  • пир
  • тир
  • пар
  • комар
  • загар
  • забор
  • базар
  • бобёр
  • ковёр
  • шахтёр
  • костёр
  • пионер
  • боксёр
  • помидор
  • командир
  • офицер
  • мундир
  • монтёр
  • самовар
  • мухомор
  • пассажир

5) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине

Образец: пар__та

  • карп
  • парк
  • март
  • борщ
  • корм
  • торт
  • баржа
  • карта
  • парта
  • корка
  • норка
  • зерно
  • бархат
  • фартук
  • зоркий
  • тормоз
  • куртка
  • мастер
  • пятёрка
  • дёргать
  • озёрный
  • форточка
  • дырчатый
  • перчатки

6) Произносить (читать) слоги

Образец: р__а, р__о, р__у, р__ы, р__э

7) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в начале

Образец: р__ак

  • рак
  • рад
  • рот
  • ром
  • рог
  • ров
  • роза
  • роща
  • рота
  • рыба
  • рука
  • рысь
  • рынок
  • рукав
  • ручей
  • ружьё
  • рожки
  • рубка
  • радуга
  • родина
  • работа
  • ракета
  • рубаха
  • рыбаки
  • рубанок
  • радость
  • раковина
  • рукавица
  • расчёска
  • равнина

8) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине

Образец: го-р__а

  • гора
  • нора
  • пора
  • перо
  • фара
  • мера
  • буран
  • гараж
  • парад
  • горох
  • пирог
  • народ
  • баранка
  • коробка
  • барабан
  • муравей
  • пёрышко
  • мундиры
  • макароны
  • кукуруза
  • карандаш
  • пирамида
  • помидоры
  • самовары

9) Произносить (читать) слова со стечением согласных

Образец: б-р-ат

  • брат
  • град
  • гром
  • груз
  • грач
  • враг
  • гранит
  • графин
  • грохот
  • грузди
  • прутик
  • крышка
  • граница
  • крапива
  • пружина
  • хранить
  • храпеть
  • просить
  • красный
  • крупный
  • прыгать
  • брусника
  • красавица
  • тропинка

10) Произносить (читать) слова с двумя звуками [Р]

Образец: р-аз-мер__

  • Простор,
  • разгар,
  • размер,
  • разговор,
  • квартира,
  • мрамор,
  • маршрут,
  • кругозор,
  • проверка,
  • развернуть,
  • разорвать,
  • проворный,
  • сортировать,
  • красноармеец,
  • фарфор,
  • прорубь,
  • оркестр,
  • прорыть,
  • аэродром,
  • дроворуб,
  • литература,
  • шаровары,
  • пробраться,
  • разбирать,
  • раскрывать,
  • разрывать,
  • разворачивать,
  • распороть.

11) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Се-р__а-я во-р__о-на

  • Трудная работа.
  • Быстрая ракета.
  • Озорной воробей.
  • Кирпичный гараж.
  • Морская рыба.
  • Ровная дорога.
  • Дорогой подарок.
  • Крупная трата.
  • Царский трон.
  • Раннее утро.
  • Северный ветер.
  • Острый топор.
  • Красный гранат.
  • Ровный пробор.
  • Открытая фрамуга.
  • Чёрный грач.
  • Гром грохочет.
  • Срочный груз.
  • Крутой поворот.
  • 12) Проспрягать предложения

    Образец:

    • Я работаю поваром.
    • Ты работаешь поваром.
    • Он (она) работает поваром.
    • Мы работаем поварами.
    • Вы работаете поварами.
    • Они работают поварами.
    • Я играю в игру.
    • Я рублю дрова острым топором.
    • Я собираю рыжики в бору.
    • Я рву в огороде стручки гороха.

    13) Произносить (читать) предложения

    Образец: Се-р__гей р__у-бит др__о-ва

    • У Киры на руке шрам.
    • Метро украшено мрамором.
    • Ира рывком открывает фрамугу.
    • Рома работает в гараже шофёром.
    • Тропинка обрывается у оврага.
    • В порту разгружают пароходы.
    • С горы бежит ручей проворный.
    • Чёрная ворона каркает на крыше.
    • Мастеру поручили срочную работу.
    • На рынке продают разные фрукты.
    • В огороде дорожка заросла травой.
    • Зимой мы черпаем воду из проруби.
    • Барабанщик громко барабанит в барабан.
    • Подорожник растёт вдоль дорог и тропинок.
    • Рома, Вера и Юра собирают рыжики в бору.
    • Чёрные грачи ходят по борозде за трактором.
    • Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.
    • Вороны, сороки и воробьи живут в городских парках.

    14) Произносить (читать) скороговорки

    • Краб крабу грабли сделал.
    • Трое трубачей трубили в трубы.
    • Проворонила ворона вороненка.
    • У Кондрата куртка коротковата.
    • Привёз Пров Егору во двор дров гору.
    • В тетради Кондрат начертил квадрат.
    • На горе Арарат растет крупный виноград.
    • До города дорога в гору, от города с горы.
    • На чужой сторонушке – рад родной воронушке.
    • Поросята были розовые – от загара стали бронзовые.

    15) Произносить (читать) и пересказывать текст

    Ворона и рак

    Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?

    Хитрый рак хвалит родителей вороны: “Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!”

    Ворона отвечает: “Угу”. А рот не раскрывает. Рак продолжает: “Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!”

    – Угу! – второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает.

    Тогда рак стал говорить про саму ворону. “Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их”. – “А-га!” – радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.

    16) Выучить наизусть

    Загадка

    К нам во двор забрался крот,
    Роет землю у ворот.
    Тонна в рот земли войдёт,
    Если крот раскроет рот.

Как выучить звук «П»

by Jacky G.

Источник изображения: icanteachmychild.com

Логопед вашего ребенка (SLP) должен предложить вам занятия, которые можно выполнять дома, чтобы стимулировать прогресс вашего ребенка. Если нет, попросите SLP дать вам «домашнее задание». Если вашему ребенку нужна помощь с отдельными звуками, помогите ему освоить эти звуки, прежде чем переходить к слогам и целым словам.

Звук «П»

У некоторых детей возникают проблемы со звуком «П», который является двугубным. Двугубные звуки издаются при сжатии губ. «М» и «б» также являются двугубными звуками. Попробуйте сказать «попкорн» и «молоко». Обратите внимание, как ваши губы сначала сжимаются, образуя звук.

Наглядная демонстрация

Сядьте с ребенком, когда он хорошо отдохнет, желательно после сна, чтобы его внимание не отвлекалось на какое-то время.

Крепко сомкните губы и укажите на них, убедившись, что он их видит. Пока ваш ребенок смотрит на ваш рот, произнесите звук «п». Старайтесь пока не произносить целые слоги. Вместо этого сосредоточьтесь на том, чтобы вытолкнуть воздух изо рта, открывая губы. Если внимание вашего ребенка рассеивается, посмейтесь над собой после того, как произнесете звук. Превратите это в игру, чтобы вовлечь его в процесс обучения.

Источник изображения: family.osu.edu

Тактильная демонстрация

Продолжая произносить звук «р», держите руку ребенка перед своим ртом, чтобы он мог почувствовать, как воздух вытесняется. Поощряйте его подносить руку ко рту, когда он произносит звук «р». Если кажется, что ваш ребенок борется с этим, попросите его расположить свою руку так, чтобы она касалась ваших губ, пока вы произносите звук «п». Это позволяет ему почувствовать раскрытие ваших губ с последующим выпуском воздуха.

Вербализация слогов

Когда ваш ребенок сможет успешно произнести отдельный звук «п», начните повторять слоги. Скажи «поп!» громко, а затем смейтесь над собой, чтобы превратить это в игру. Побуждайте ребенка повторять звук. Вы также можете хлопнуть в ладоши и сказать «хлоп!» Используйте любимые игрушки вашего ребенка, чтобы выделить больше слогов со звуком «п». Например, возьмите в руки мягкую игрушку Винни-Пуха и покажите ему ее, говоря «пу!».

Источник изображения: преследование исследований.org

Обучающие моменты

Превратите повседневную деятельность в обучающие моменты. Сочините дурацкую песенку о пирогах с пиццей, пока готовите ужин с ребенком. Поощряйте его подпевать, чтобы он много раз повторял звук «р». Просмотрите книжки с картинками в библиотеке и создайте свои собственные истории, соответствующие изображениям. Используйте как можно больше слов на букву «П». Например, скажите: «Прентис поскакал в парк, чтобы поиграть с Пруденс». Предложите ребенку повторить эту историю вместе с вами. Приведите ребенка на детскую площадку или в бассейн и предложите ему повторить слова «детская площадка» и «бассейн».

Методы логопедии

Tagged: двугубные звуки, помощь детям в изучении звуков p, создание звука p, логопедия, логопедия дома, логопедические игры и занятия

Снижение акцента /p/ и /b/ – Улучшение речи Санкина

Советы по уменьшению акцента: как произносить звуки /p/ и /b/?

/p/ ​​и /b/ родственные слова или пары, которые обычно изучаются вместе. Оба звука являются двугубными взрывными согласными звуками, что означает, что вы используете обе губы, когда артикулируете эти звуки, и заканчиваете звук дуновением воздуха. Однако разница между /p/ и /b/ заключается в том, что один из них глухой, что означает, что голосовые связки не вибрируют во время произнесения, а другой звонкий, произведенный с вибрацией голосовых связок. Если вы не научитесь правильно произносить эти звуки, это может привести слушателя в замешательство.

Звук /p/

Звук /p/ — это глухой звук, издаваемый легким сближением губ, а затем их выпуском со струей воздуха. На самом деле, если вы держите лист бумаги перед ртом, когда произносите звук /р/ или слово, начинающееся с /р/, вы заметите, что бумага слегка двигается. Это хорошая обратная связь, свидетельствующая о том, что вы правильно артикулируете этот звук. Звук /p/ чаще всего обозначается буквой /p/, например, в словах «карандаш» и «пирог». Бывают случаи, когда буква /р/ молчит. Например, если у вас есть слова, содержащие два /p/, такие как happy, supper и dropped, произносится только один /p/. Кроме того, звук /p/ не произносится или не произносится, когда за ним следуют следующие буквы: /n/, /s/ или /t/. Примерами этого являются слова «пневмония», «психология» и «птомаин». Буква /p/ также встречается в сочетании согласных /ph/, например, в словах phone или photography. В этих случаях звук /ph/ произносится как звук /f/.

Звук /b/

Звук /b/ — это звонкий звук, который также получается при сжатии губ и постоянном надавливании на них. Это помогает создать тон, возникающий в результате вибрации голосовых связок. Чтобы завершить /b/, губы должны открыться и выдохнуть. Однако создаваемый поток воздуха не так силен для звука /b/, как когда вы произносите /p/. Буква /b/ — очень надежный звук, а это означает, что обычно, когда вы видите букву /b/ в слове, она произносится как звук /b/. Буква /b/ встречается в таких словах, как летучая мышь, мальчик и ребенок. Как и в случае со звуком /p/, когда звук /b/ удваивается, например, в лобби или хобби, /b/ произносится только один раз. Буква /b/ также молчит, когда следует за буквой /m/, например, в словах «подниматься», «барашек» или «бомба». /b/ также молчит, когда оно предшествует букве /t/, например, в словах сомнение и долг.

Потренируйтесь произносить звуки /p/ и /b/

Теперь, когда вы знаете, как произносить буквы /p/ и /b/, потренируйтесь произносить этот звук в следующих противоположных парах. Следите за тем, чтобы слова звучали по-разному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *