Разное

Лепка из пластилина способы: Основные приемы лепки пластилином. | Материал по конструированию, ручному труду:

Основные приемы лепки пластилином. | Материал по конструированию, ручному труду:

Основные приемы лепки пластилином.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием – нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов – трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание.  Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Прищипывание – осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Слегка потянув щепоткой часть пластилина – оттягиванием- можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Смешивание пластилина.

При работе с пластилином не всегда подходят “чистые” цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата.

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый.

Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

 

Виды лепки, основные методы и приемы

Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и виды: аппликацию, рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин – материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:

  • отщипывание – отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание – надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание – сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:

  • скатывание – создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание – формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание – придание округлости форме;
  • вдавливание – нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение – придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание – оттягивание и заострение одного края;
  • соединение – скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост – значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация – с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.

Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании картины из пластилина, называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.

Техника лепки из глины. Наши занятия

Изготовление фигурок из глины — это расслабляющее и полезное хобби. Не беспокойтесь о моделировании фигур для точности. Вместо этого сконцентрируйтесь на получении удовольствия.

Основные правила

Если вы делаете модель из глины для обжига, вы должны помнить несколько правил. Прежде чем начать свой проект, глину необходимо заклинить. Это означает, что вы должны месить глину как тесто, выдавливая все пузырьки воздуха. Если в вашем проекте есть пузырьки воздуха или полые закрытые части, он взорвется в печи.

Для того, чтобы прикрепить одну глиняную деталь к другой, следует использовать метод, называемый “подсчет очков”. Сделайте надрезы на глине с помощью иглы или инструмента для лепки, чтобы сделать штриховки на двух кусках глины. Сделайте штриховки только там, где две части будут касаться друг друга. Затем смочите штриховки водой или шликером (это вода с глиной, взвешенной в смеси), а затем соедините две части друг с другом. Это зачет. Оценка необходима, потому что без нее куски, скорее всего, треснут и развалятся друг от друга либо при сушке, либо в печи.

Конечный продукт должен иметь толщину не более одного или полутора дюймов. Перед обжигом он должен быть полностью сухим. Когда глина полностью высохнет, она затвердеет и станет светлее, а ее температура будет комнатной. Глина сохнет от двух до нескольких дней, в зависимости от ее размера.

Плиты, катушки и зажимные горшки

Если вы не работаете за гончарным кругом, горшки, контейнеры и конструкции из глины часто изготавливаются одним из трех способов: из плит, рулонов и зажимных горшков.

Глиняные горшки, пожалуй, самое простое сооружение. Горшочки часто являются первым проектом, которому обучают детей на уроках гончарного дела. Начните с того, что скатайте глину в шар. Держите мяч в одной руке и нажимайте на него большим пальцем другой руки, пока он не окажется на полпути (или немного дальше). Теперь держите мяч большим пальцем внутри и зажмите стенку мяча между свободными и большим пальцами. Поверните мяч на 30 градусов на большом пальце, затем снова зажмите. Поверните, затем снова зажмите. Вы заметите, что отверстие в центре шара становится шире. Мяч больше не будет мячом; вместо этого он примет форму конуса или чаши. Это твой горшочек. Продолжайте формовать горшок, пока стенки не станут подходящей толщины и формы.

Горшки для щипцов широко используются в глиняной лепке. Попробуйте превратить горшок в животное, прикрепив лапы ко дну, а голову и хвост к бокам. Чтобы животное выглядело чуть более реалистично, переверните горшок вверх дном, прежде чем прикреплять голову и ноги, чтобы горшок стал телом и потерял свою функцию чаши.

Если вам нужно сделать большее глиняное тело для лепки более крупного объекта, попробуйте сделать два горшка и соединить их вместе, чтобы получилась сфера с полым центром. Помните, что пустота внутри приведет к тому, что объект взорвется в печи, поэтому обязательно используйте игольчатый инструмент, чтобы сделать небольшое отверстие в теле глины. Одного крошечного отверстия достаточно, чтобы позволить воздуху проходить вперед и назад между внутренней и внешней частью глиняного тела.

Еще один метод создания структур из глины — с помощью катушек. Руками сверните катушку (длинную трубку, похожую на змейку). Сформируйте катушку в круг, затем начните складывать катушки друг на друга, чтобы сформировать стенки трубы или горшка. Не забудьте забить катушки вместе. Разгладьте витки, чтобы получилась однородная стена, или оставьте их в виде витков в декоративных целях.

Последний метод – изготовление плит. Глиняные плиты раскатывают скалкой, а затем разрезают на любую желаемую форму с помощью глиняного ножа или игольчатого инструмента. Из этих плит можно сделать стенки коробки или глиняного домика или кружки. Плоские объекты, такие как вывески и плитки, также могут быть изготовлены таким образом. Чтобы сделать полностью круглую плиту, обведите что-то, что уже круглое, например, чашку или банку из-под кофе.

Органические фигурки

Создайте органическую фигурку, сначала выбрав предмет для изготовления. Возможно, вы захотите отвлечься от чего-то реального, чтобы смоделировать его. Изучите текстуры фигуры и подумайте, как вы будете действовать, прежде чем начать. Часто лучше всего разбить фигуру на самые основные части и собрать фигуру по частям. Например, если бы вы делали рыбу, вы бы начали с формирования тела из куска глины. Вы могли бы сформировать хвост из плиты или другого куска глины и прибить хвост к телу. Голова рыбы является более или менее частью тела. Вы можете использовать игольчатый инструмент, чтобы сделать глаза и придать текстуру хвосту по мере необходимости. При вдавливании сетки с маленькими отверстиями в бока тела образовывалась чешуя. Поработав с глиной и попеременно разглаживая и текстурируя по своему вкусу, сформируйте плавники и прикрепите их к бокам, сделав надрезы.

После того, как фигурка была сделана, вы должны выдолбить фигурку снизу, если это необходимо, и поставить ее сушиться.

Пластилин для лепки — какие 4 разных типа вам следует знать?

Глина для лепки — это термин, который охватывает группу пластичных материалов, используемых для лепки и конструирования детьми, студентами, изучающими искусство, любителями и профессионалами, включая гончаров и аниматоров.


Всем типам можно придавать форму и обрабатывать их с помощью инструментов для лепки, смешивания, текстурирования, утончения, соскабливания, протыкания и резки. Их также можно раскатывать скалками или в макаронных машинах, формовать и обрабатывать с помощью таких инструментов, как экструдеры, картофелемялки и прессы для чеснока, для создания различных эффектов. Глина для лепки может быть построена сама по себе или на предварительно сформированном каркасе. Составы материалов и производственные процессы значительно различаются.

 

  1. Глина для лепки на масляной основе
    . Глины на масляной основе изготавливаются из различных комбинаций масел, восков и глинистых минералов. Поскольку масла не испаряются, как вода, глины на масляной основе остаются пластичными даже при длительном хранении в сухой среде. Изделия из глин на масляной основе нельзя обжигать, и поэтому они не являются керамикой. Поскольку вязкость масел уменьшается с повышением температуры, на пластичность влияет нагревание или охлаждение глины. Глина на масляной основе не растворяется в воде. Его можно использовать повторно, поэтому он является популярным материалом для художников-аниматоров, которым необходимо сгибать и перемещать свои модели. Он доступен во множестве цветов и не токсичен.
  2. Пластилин для лепки Polymer доступен в виде нескольких продуктов, например, под названиями Fimo®, Proto®, Sculpey® и Premo®. Эти разные материалы имеют разную степень мягкости при комнатной температуре, и их можно смешивать, чтобы объединить их индивидуальные свойства — например, сделать более мягкую глину более жесткой, соединив ее с более твердой глиной. Их завершают выпеканием в духовке при температуре 265–275 ° F (129–135 ° C) в течение 15 минут на каждые ¼ дюйма (6 мм) толщины. Хотя полимерные глины предназначены для окрашивания при запекании, они доступны в самых разных цветах, которые можно смешивать. Кроме того, были созданы некоторые специальные цвета, в том числе полупрозрачные, флуоресцентные, металлические и яркие цвета.
    Другие представленные специальные глины имеют текстуру камня или светятся в темноте. Несмотря на то, что его называют «глиной», он обычно не содержит глинистых минералов. Полимерная глина продается в магазинах для рукоделия, хобби и творчества и используется художниками, любителями и детьми. Полимерная глина также популярна в анимации, поскольку позволяет манипулировать статическими формами кадр за кадром.
  3. Тесто Пластилин для лепки, который может быть съедобным или несъедобным, напоминает продукт PlayDoh® и часто фактически называется пластилином . Пластилин легко приготовить дома как в приготовленном, так и в сыром виде, и он дешевле, чем некоторые другие виды глины. Они сделаны из таких ингредиентов, как мука, кукурузный крахмал, винный камень, масло и вода. Они могут быть окрашены при изготовлении, например, пищевым красителем или после добавления красителя. Одной из полезных особенностей пластилина для лепки из теста является то, что оно многоразовое, хотя, например, в случае с пряничным домиком для закрепления и сохранения формы используется выпечка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *