5 лет

Что должны знать дети 5 лет: Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей

Содержание

Ребенку 5 лет — особенности развития детей 5 лет

Статьи » Дети 5-ти лет. Особенности развития

Вашему карапузу уже исполнилось 5 лет? С одной стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.
Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.

Развитие ребенка 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит.
Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь и сейчас.  Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.
Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически проверять их.
Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы и цифры.

Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.
В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о растительном и животном мире.
У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок их обманывает. Не заостряйте на этом внимание. Вместо того, чтобы говорить ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям.
В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру. Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо.

Питание детей 5 лет

В пятилетнем возрасте ребенок предпочитает знакомые с рождения блюда. К кулинарным новшествам относится часто негативно. Дети в этом возрасте уже чувствуют себя (как им кажется) наравне со взрослыми, поэтому они любят семейные ужины, когда вся семья собирается за одним столом и разговаривает. Ребенок с удовольствием принимает участие в беседе, и, как правило, последним выходит из-за стола.

Игры и игрушки для детей 5 лет

Основное пространство, окружающее детей 5 лет, это дом и детский сад. В играх дети часто воспроизводят сцены из домашней жизни. Большое значение для развития детей имеют ролевые игры. Они позволяют примерять на себя взрослые роли. С помощью ролевых игр дети пытаются разобраться в сложных жизненных ситуациях, происходящих в мире родителей, подготовиться к будущей жизни. Дети в своих играх подражают взрослым. Поэтому по тому, как ребенок играет, какие роли на себя примеряет, можно легко определить взаимоотношения в его семье, отношение мамы и папы к другим людям, ценности в семье.


Детям в этом возрасте не обязательно покупать дорогие игрушки, их вполне еще устраивают старые любимые машинки, куклы, домики и гаражи.
Им нравится рисовать, лепить, раскрашивать, что-то вырезать, конструировать. Дети 5 лет с удовольствием играют в настольные игры, такие как домино. Любят, когда им читают сказки.

Наказания и поощрения

Как уже говорилось выше, у пятилетнего малыша очень хорошо развита фантазия. Ребенок часто выдает желаемое за действительное. Это нормальный этап в развитии. Ругать ребенка за это не стоит, просто объясните ему, что лучше говорить правду.

Если ребенок совершил нехороший поступок, наказывать нужно сразу, не перенося на потом, иначе позже он не поймет, за что его наказывают. Не ждите, что ребенок исправится после первого наказания. Дети в 5 лет плохо себя контролируют и могут забывать, что когда-то уже были наказаны за подобное деяние.
Если ребенок регулярно расстраивает вас своим поведением, проверьте, достаточно ли он спит, ест, не перегружен ли занятиями.
Не забывайте хвалить ребенка за хорошие поступки и поведение.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.

С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

Окружающий мир

  • Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
  • Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
  • Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
  • Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
  • Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый). 

Внимание

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Математика

  • Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).
  • Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.
    )

Память

  • Запоминать 7-8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

  • Составлять сложные предложения разных видов.
  • Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
  • Составлять рассказы по картинкам.
  • Выразительно рассказывать стихи.
  • Различать гласные и согласные буквы.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

DetiSochi.ru

Добавить комментарий

Имя: *
E-mail (будет скрыт):
Комментарий: *

Просим перед добавлением комментария ознакомиться с правилами проекта.

Кстати, если Вы зарегистрируетесь, то не нужно будет каждый раз указывать свое имя. Достаточно будет войти на сайт. К тому же Вы сможете загрузить свою фотографию и указать в профиле данные о себе.


Виктория 4 года назад

Ребёнок никому ничего не должен! Каждый ребёнок индивидуален и развивается по своему. А эти указанные пункты лишь указания для родителей, как правильно направить ребёнка.

Ответить

надежда 5 лет назад

Внук левша и мне кажется,что ктгда он пишет, то не видит куда вести кмрандаш

Ответить

Роман 5 лет назад

Посмотрите профессора савельева. На ютубе. Там подробно о левшах

Ответить

Ольга 5 лет назад

Что делать если ребёнок левша?Как научить его писать?

Ответить

Юлия 6 лет назад

Спасибо большое авторам. Очень интересная статья и полезный тест.

Ответить

Наталья Александровна Лепустина 7 лет назад

Добрый день! Как заниматься с 5летним ребенком.

Ответить

Лариса 8 лет назад

Интересная статья, согласна с автором, и могу добавить, что в этом возрасте ребенок моделирует на игрушках свои отношения с окружающим миром. И наблюдая за играми детей можно увидеть те тенденции, которые формируются в Вашем ребенке и в игре их подкорректировать.

Ответить

Что должен уметь ребенок в 5 лет, что должны знать мальчики и девочки

Пятилетний малыш это достаточно развитой человек с разнообразным количеством умений (от разговорных до социально-бытовых). Существуют определённые нормы в программе федерального государственного стандарта (ФГОС), что ребенок должен уметь в 5 лет (девочки и мальчики), в зависимости от возраста, но при этом любое несоответствие списку нельзя рассматривать, как отклонение в развитии (есть онлайн-памятка для родителей). Скорее всего у дошкольника свой индивидуальный ритм.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

У чада старшего дошкольного возраста на первый план выходит его интеллектуальное развитие, умение общаться, способность усваивать новую информацию.

К сведению! При этом не стоит упускать из виду физическое развитие: малыш на пятом году должен обладать достаточно развитой координацией движений и обладать хорошей мелкой моторикой.

Малыши должны быть развиты

Из интеллектуальной сферы дошкольник в этом возрасте должен уметь считать до 10, знать основные геометрические фигуры, складывать и отнимать.

Важнейший навык — развитая речь. Ведь пятилетка это школьник в недалёком будущем, и коммуникативные способности в школе ему очень пригодятся.

Критерии развития ребенка в педагогике и психологии

Педагогика и психология по-разному оценивают,что должен знать ребенок в 5 лет. При этом педагог должен учитывать психологическую готовность ребёнка к длительным занятиям. Психология оценивает соответствие малыша своему возрасту по темпераменту, характеру, памяти, умению концентрироваться достаточно долго на одном предмете, воображению, мышлению.

Важно развитие речи

Уровень развития мышления

У пятилеток начинает активно проявляться наглядно-образное мышление, то есть дети начинают оперировать в своей деятельности не конкретными предметами, а их образами. Если раньше малышу для совершения действий требовался конкретный предмет, то теперь он любой предмет может считать тем, что ему нужно. Это очень чётко проявляется в играх.

Данный тип мышления предшествует следующей стадии развития словесно-логического мышления, необходимого ребёнку для успешной адаптации в школе.

Важно! Развитие идёт ярко выраженными этапами с конкретными возрастными рамками. Хотя границы этих рамок достаточно подвижны, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, родителям следует обращать внимание на определённые маркеры развития ребёнка и, в случае сомнений, всё ли идёт, как надо, обратиться за консультацией к специалисту.

Общая осведомлённость и умственное развитие

Кругозор ребёнка это ещё один показатель его умственного развития. Малыш в пять лет должен знать свои фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, возраст, имена родителей, адрес проживания.

Также ребёнок должен знать и различать времена года, уметь назвать домашних и диких животных. Для выявления достаточности эрудированности малыша детскими психологами разработаны различные тесты.

Память и внимание

Для развития кругозора ребёнка возникает ещё один фактор оценки его развития — память. В старшем дошкольном возрасте преобладает преимущественно наглядно-образной память: малыши легче запоминают конкретные предметы либо словесную информацию, преподнесённую в образной, эмоциональной форме.

Память тренируется с внимательностью

Внимание! Малыш гораздо быстрее запоминает любую информацию, полученную в игровой форме. Внимание дошкольника также напрямую зависит от его заинтересованности: чем увлекательней для него процесс, тем с меньшими усилиями можно удержать его внимание в течение нужного времени.

Развитие речи пятилетки

Словарный запас должен достигать примерно 3000 слов, кроха способен описать картинку, сочинить простой рассказ. В речи он использует различные части речи, причастные и деепричастные обороты.

К сведению! Речь походит на речь взрослого с ошибками в падежах и спряжениях глаголов.

Следует подчеркнуть важность речевого показателя у детей. Развитая речь помогает чаду коммуницировать со сверстниками, обмениваться информацией, точнее выражать свои мысли и эмоции, устанавливать новые контакты.

Уровень физического развития

Пять лет — это оптимальный возраст начинать отдавать малышей в различные спортивные секции:

  • гимнастика;
  • фигурное катание;
  • командные игры (футбол, хоккей).

В некоторых видах спорта, если начинать заниматься в более позднем возрасте (7-8 лет), это значительно уменьшает шансы достичь больших успехов.

К сведению! Пятилетки обладают достаточно развитыми двигательными навыками, при этом сохраняя детскую гибкость и пластичность. В добавок ко всему у ребёнка происходят активные процессы развития интеллектуального плана. Всё это позволяет заложить прочный фундамент для развития навыков в определённом виде спорта и во взрослой жизни.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики ребёнка сильно коррелирует с его общим развитием. По этому показателю можно определять уровень его интеллектуальных навыков:

  • мышление;
  • память;
  • развитие речи;
  • умение рассуждать.

В этом возрасте малыш должен уверенно обращаться с ножницами, копировать буквы ручкой, рисовать простые предметы, раскрашивать в пределах контура, шнуровать ботинки — всё это подготавливает пальчики ребёнка к письму.

Социально-бытовые навыки

Данный критерий можно разбить на несколько отдельных факторов, объединяющих конкретные навыки.

Социальное развитие

Малыш здоровается и прощается, благодарит, когда это требуется, общаясь со взрослыми или сверстниками, не перебивает, понимает и применяет вежливое обращение, не кричит, спокойно разговаривает, не перебивает, умеет договариваться.

Навыки самообслуживания

Малыш сам умеет одеваться и раздеваться, моет руки после улицы и перед едой, пользуется столовыми приборами, то есть умеет удовлетворять свои ежедневные личные потребности.

Можно учить мытью посуды

Бытовые навыки

Может выполнять простую уборку, вытирать пыль, покормить домашнего питомца. Можно добавить и более сложные навыки, такие как мытьё посуды, пола, но при этом нужно проследить, насколько он готов к таким заданиям.

Эмоциональное развитие пятилетнего малыша

Умение малыша правильно определять чужие эмоции и управлять своими — важный навык, способствующий лучшей его адаптации в незнакомой обстановке. Не стоит забывать и о необходимости ребёнком распознавать собственные эмоции.

Пять лет это пограничный возраст между детским садом и школой. От того, насколько дошкольник преуспел в овладении вышеперечисленными навыками и умениями, во многом зависит его успешность как школьника.

Ваш ребенок в возрасте 5 лет

То, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, дает важные сведения о развитии вашего ребенка. Вехи развития — это то, что большинство детей (75% и более) могут делать к определенному возрасту.

Проверьте этапы, которых достиг ваш ребенок к 5 годам, и при каждом посещении обсуждайте с лечащим врачом вашего ребенка этапы, которых достиг ваш ребенок, и что ожидать дальше.

Социальный/эмоциональный

  • Соблюдает правила или играет по очереди, играя в игры с другими детьми
  • Поет, танцует или выступает для вас
  • Выполняет простую работу по дому, например, подбирает носки или убирает со стола после еды

Язык/Общение

  • Рассказывает историю, которую она услышала или придумала как минимум с двумя событиями. Например, кот застрял на дереве, и пожарный спас его
  • Отвечает на простые вопросы о книге или рассказе после того, как вы прочитаете или расскажете ему
  • Поддерживает разговор с более чем тремя двусторонними обменами
  • Использует или распознает простые рифмы (летучая мышь, мяч)

Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)

  • Считает до 10
  • Называет некоторые числа от 1 до 5, когда вы указываете на них
  • Использует слова о времени, такие как «вчера», «завтра», «утро» или «ночь»
  • Во время занятий уделяет внимание от 5 до 10 минут. Например, во время рассказа или создания декоративно-прикладного искусства (экранное время не считается)
  • Пишет несколько букв от своего имени
  • Называет некоторые буквы, когда вы указываете на них

Движение/физическое развитие

  • Кнопки некоторые кнопки
  • Прыжки на одной ноге

 

  • Чем вы и ваш ребенок занимаетесь вместе?
  • Что любит делать ваш ребенок?
  • Есть ли что-то, что ваш ребенок делает или не делает, что вас беспокоит?
  • Потерял ли ваш ребенок какие-либо навыки, которые у него когда-то были?
  • Есть ли у вашего ребенка особые потребности в медицинском обслуживании или он/она родился преждевременно?

Вы лучше всех знаете своего ребенка. Не ждите. Если ваш ребенок не достигает одного или нескольких этапов, потерял навыки, которые у него когда-то были, или у вас есть другие проблемы, действуйте как можно раньше. Поговорите с врачом вашего ребенка, поделитесь своими опасениями и спросите о скрининге развития.

Если вы или врач по-прежнему обеспокоены:

  • Попросите направление к специалисту, который сможет более подробно обследовать вашего ребенка; и
  • Позвоните в программу раннего вмешательства вашего штата или территории, чтобы узнать, может ли ваш ребенок получить помощь. Узнайте больше и найдите номер на сайте cdc.gov/FindEI.

Чтобы узнать больше о том, как помочь вашему ребенку, посетите сайт cdc.gov/Concerned.


 


Информация предоставлена ​​Центром по контролю и профилактике заболеваний «Изучите признаки. Действуйте заранее». материала и не заменяют стандартизированный, проверенный инструмент скрининга развития.

Вехи для 5-летних | Kaiser Permanente

Skip Navigation

Обзор

Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть продвинуты в одной области, например, в языке. Но они могут отставать в другой области, такой как сенсорное и моторное развитие.

Вехи обычно сгруппированы по пяти основным направлениям: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.

Физический рост и развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Набрали около 4,4 фунтов (2 кг) и выросли на 1,5 дюйма (4 см) до 2 дюймов (5 см) с момента своего четвертого дня рождения.

Посетите веб-сайт www.cdc.gov/growthcharts, чтобы увидеть высокие и низкие процентили для нормального веса и роста.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Знают свой адрес и номер телефона.
  • Распознает большинство букв алфавита.
  • Может считать 10 или более объектов.
  • Знать названия не менее 4 цветов.
  • Понять основные концепции времени.
  • Знайте, для чего используются предметы домашнего обихода, например, деньги, еда или техника.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Хотят понравиться своим друзьям и понравиться им, хотя иногда они могут быть грубыми по отношению к другим.
  • Большую часть времени соглашайтесь с правилами.
  • Показать независимость.
  • Более способны отличить фантазию от реальности. Но им нравится играть в притворство и переодевание.
  • Имейте разные способы игры. Некоторые дети играют грубо или физически активно. Другие дети того же возраста более склонны участвовать в социальных играх.

Развитие речи

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Ведите содержательный разговор с другим человеком.
  • Понимать отношения между объектами, например, «мальчик, который прыгает через скакалку».
  • Используйте будущее время, например: «Пойдем завтра в зоопарк!»
  • Часто называйте людей (или предметы) по их отношению к другим, например, «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
  • Говорите или рассказывайте истории. У них практически нет проблем с тем, чтобы их понимали другие.

Сенсорное и моторное развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Сальто и, возможно, прыжок.
  • Качайтесь и карабкайтесь.
  • Прыжок на одной ноге.
  • Сходить в туалет самостоятельно. Однако они все еще могут мочиться в постель.

К 5 годам большинство детей могут использовать свои руки и пальцы (мелкая моторика), чтобы:

  • Копировать треугольники и другие геометрические фигуры.
  • Нарисуйте человека с головой, телом, руками и ногами.
  • Одеваться и раздеваться самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *