Крещение младенцев правила: правила, что нужно для крещения
Крестные родители: кто может стать крестным?
Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!
Крестные родители
Кратко:
- Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
- Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
- После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
- Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
- Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.
Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.
Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День«.
— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?
— Быть крестным — и почетно, и ответственно.
Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте здесь.
Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.
— А что подарить крестнику?
— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.
В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.
— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?
— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.
Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.
— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?
— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.
— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.
— А кто не может быть крестным?
— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.
Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.
По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.
— А кто из родственников может быть крестным?
— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?
— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.
Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.
— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?
— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.
— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?
— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.
С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.
— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?
— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.
О крестных родителях
Наталия Сухинина
«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»
(Из письма читательницы)
Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.
А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?
Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.
Кому не знакома такая картинка?
Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.
Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:
— Крест носите?
— Молитвы читаете?
— Евангелие читаете?
— Праздники церковные чтите?
И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.
Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.
Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».
Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.
Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.
— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.
— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.
На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.
На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.
… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.
Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.
Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.
Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.
Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.
Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.
Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.
Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.
Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.
Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:
— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…
Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.
Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.
Источник: Н.Е. Сухинина. Укажите мне край, где светло от лампад.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Правила крещения ребенка: традиции, обряд, подарки, празднование
Крещение ребенка – важное событие и для него, и для родителей. Несмотря на то, что сегодня многие родители не придерживаются церковных канонов, они все же считают необходимым покрестить новорожденного. Но не все знают, как подготовиться к таинству.
Что такое крещение
Библия гласит, что крещение – это таинство, во время которого ребенок приобщается к Богу, переживая духовное рождение, принимая веру и
Обряд крещения
Крещение проводят в церкви. Священник трижды читает молитву и трижды окунает малыша в освященную воду. Считается, что таким образом он отгоняет злых духов, покушающихся на душу некрещеного, и омывает новорожденного от первородного греха.
После того, как крещение завершено, происходит «воцерковление» младенца: девочек благословляют перед алтарными царскими воротами, а мальчиков вносят в алтарь. Такое распределение происходит потому, что женщинам запрещен вход в алтарь.
Когда крестить малыша?
Этот вопрос не имеет однозначного ответа. По традиции крещение проводят между 8 и 40 днями со дня рождения малыша. Это объясняется стремлением родителей как можно раньше покрестить малыша, но следует учесть, мать сможет присутствовать на крещении только на 40 день, поскольку до этого времени родившая женщина считается нечистой. Для того, чтобы очиститься, мать тоже должна пройти определенный ритуал – после крещения малыша, священник читает над женщиной молитву. Проводить крещение раньше, чем малышу исполнится 8 дней, нежелательно, но возможно в случае, если кроха болен или слаб. После таинства новорожденного будут оберегать высшие силы, которые помогут ему преодолеть болезнь и набраться сил. Однако возрастных ограничений для крещения не существует.
До тех пор, пока малышу не исполнится 7 лет, для крещения достаточно того, что сами родители желают этого.
Однако
Выбор крестных
Это одно из наиболее важных решений. Крестные родители принимают на себя ответственность за судьбу ребенка, они должны помогать и поддерживать его на протяжении жизни. Именно поэтому стать крестными родителями приглашают близких семье людей. Важное условие – крестными родителями нельзя выбирать супругов или людей, которые собираются пожениться. Если же выполнить это условие по какой-то причине нельзя, то достаточно одного крестного родителя: мамы для девочки или папы для мальчика. Также не могут стать крестными люди, состоящие в другой, чем ребенок, вере. Будущие крестные родители подготавливаются к крещению: перед проведением таинства им необходимо исповедоваться и причаститься. А во время самого крещения на родителях должны быть их нательные крестики.
Выбор места крещения
Церковь, в которой будут крестить малыша, не имеет значения. Если семья не является прихожанами какого-то конкретного храма, то можно выбрать любой – по месту жительства или просто по желанию. Возможно, какая-то церковь покажется родителям более уютной и доброжелательной, чем иные, и это станет решающим критерием.
Отдельный вопрос – фото- и видеосъемка. Родители наверняка хотят оставить память о таком знаменательном дне, но не в каждой церкви служители положительно относятся к фотоаппаратам. Обсудить это также лучше заранее.
Участие крестных в подготовке к крещению
Для крещения требуются определенные атрибуты:
крыжма,- крестильная рубашечка или платьице,
- чепчик
- и, конечно же, крестик.
По традиции, покупают их крестные: отец – крестик и цепочку, а мать – крыжму и одежку. Крыжма, кстати, — это белая простынка или пеленка, в которую укутывают малыша после того, как его окунут в купель. Ее можно не только купить, но и сшить, украсив кружевами, вышивкой, рюшами. Нательный крестик ребенка не обязательно должен быть золотым или серебряным, подойдет и медный и даже деревянный, ведь крестик – это символ веры, а не модный атрибут. Однако финансовые затраты могут взять на себя и родители. Все это обговаривается заранее между родителями и будущими крестными.
Празднование и подарки
Крестины ребенка – праздник, а значит, нужны подарки. Они могут быть как тематическими, так и не имеющими прямого отношения к таинству крещения. Крестные родители часто дарят малышу серебряную ложечку «на первый зубик». Это необязательная, скорее символическая вещь. Впрочем, с ее помощью мама может обеззараживать водичку и пищу для малыша. Еще один значимый подарок, который могут преподнести крестные родители, — мерная икона. Это индивидуальная икона, на которой изображается Святой Покровитель ребенка. Размер полотна соответствует росту малыша при рождении. Гости тоже могут дарить иконы, изображающие Божью Матерь, Покровителя ребенка, именные иконы. Серебряный или золотой медальон с изображением святых станет символом этого праздника.
На самом деле, подарок может быть любым: цепочка или браслет, вышитая подушка, красивый балдахин, постельное белье, памятный кулон с гравировкой. Подойдут даже обычные, повседневные вещи, облегчающие быт родителей. Как известно, ценно внимание, а не подарок.
Крещение младенцев | Ответы католиков
Фундаменталисты часто критикуют практику крещения младенцев в католической церкви. По их словам, крещение предназначено для взрослых и детей старшего возраста, потому что его следует проводить только после того, как человек пережил опыт «рождения свыше», то есть после того, как человек «принял Иисуса Христа как своего личного Господа и Спасителя». В момент принятия, когда он «рождается свыше», взрослый становится христианином, и его спасение обеспечено навеки. Далее следует крещение, хотя оно и не имеет реальной спасительной ценности. На самом деле тот, кто умирает до крещения, но после «спасения», все равно попадает в рай.
По мнению фундаменталистов, крещение — это не таинство, а таинство. Он никоим образом не передает благодати, которую символизирует; скорее, это просто публичное проявление обращения человека. Поскольку только взрослый или старший ребенок может быть обращен, крещение не подходит для младенцев или детей, которые еще не достигли разумного возраста (обычно считается семилетним). Большинство фундаменталистов говорят, что в те годы, когда они еще не достигли разумного возраста, младенцы и маленькие дети автоматически спасаются. Только когда человек достигает возраста разума, ему нужно «принять Иисуса», чтобы достичь небес.
Со времен Нового Завета католическая церковь всегда понимала крещение по-разному, уча, что это таинство, которое совершает несколько вещей, первая из которых — прощение греха, как первородного, так и действительного греха — только первородного греха в в случае с младенцами и маленькими детьми, поскольку они неспособны к настоящему греху; и как первородный, так и фактический грех в случае пожилых людей.
Петр объяснил, что происходит при крещении, когда сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38). Но он не ограничивал это учение только взрослыми. Он добавил: «Ибо вам принадлежит обетование и детям твоим и всем дальним, кого ни призовет к Себе Господь, Бог наш» (2:39, курсив добавлен). Мы также читаем: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Его» (Деяния 22:16). Эти команды универсальны и не ограничиваются только взрослыми. Кроме того, эти заповеди проясняют необходимую связь между крещением и спасением, связь, четко указанную в 1 Петра 3:21: «Крещение. . . ныне спасает не как очищение тела от скверны, а как обращение к Богу за чистой совестью через воскресение Иисуса Христа».
Христос призывает всех к крещению
Противодействие крещению младенцев — явление не новое. В средние века возникли некоторые группы, отвергавшие крещение младенцев, например, вальденсы и катаристы. Позднее им вторили анабаптисты («перекрещивающиеся»), утверждавшие, что младенцы неспособны к правильному крещению. Но историческая христианская церковь всегда считала, что закон Христа применим как к младенцам, так и к взрослым, поскольку Иисус сказал, что никто не может попасть на небеса, если он не будет рожден свыше от воды и Святого Духа (Иоанна 3:5). Его слова можно отнести к любому, кто способен принадлежать к его царству. Такое он утверждал даже для детей: «Пустите детей ко мне и не препятствуйте им; ибо таковым принадлежит Царство Небесное» (Мф. 19).:14).
Фундаменталисты говорят, что это событие не относится к маленьким детям или младенцам, поскольку подразумевает, что дети, о которых говорил Христос, могли приблизиться к Нему самостоятельно. (В более ранних переводах есть: «Пустите детей приходить ко Мне», что, по-видимому, предполагает, что они могли сделать это своими силами.) Фундаменталисты заключают, что этот отрывок относится только к детям, достаточно взрослым, чтобы ходить, и, предположительно, способным грешить. . Но в тексте Луки 18:15 говорится: «Теперь младенцев ему» (греч. Prosepheron de auto kai ta brepha ). Греческое слово брефа означает «младенцы» — дети, которые совершенно неспособны приблизиться ко Христу самостоятельно и которые не могут принять сознательное решение «принять Иисуса как своего личного Господа и Спасителя». И именно в этом проблема. Фундаменталисты отказываются разрешать крещение младенцев и детей младшего возраста, потому что они еще не способны совершить такой сознательный поступок. Но обратите внимание на слова Иисуса: «Таким, как эти [имеются в виду младенцы и дети, которых приносили к Нему их матери], принадлежит Царство Небесное». Господь не требовал от них принятия сознательного решения. Он говорит, что это именно те люди, которые может прийти к нему и получить королевство.
Вместо обрезания
Кроме того, Павел отмечает, что крещение заменило обрезание (Кол. 2:11–12). В этом отрывке он называет крещение «обрезанием Христа» и «обрезанием, сделанным нерукотворным». Конечно, обычно по Старому Закону обрезали только младенцев; обрезание взрослых было редкостью, так как обращенных в иудаизм было немного. Если бы Павел хотел исключить младенцев, он бы не выбрал обрезание в качестве параллели крещению.
Это сравнение между теми, кто может принять крещение и обрезание, уместно. В Ветхом Завете, если человек хотел стать евреем, он должен был верить в Бога Израиля и быть обрезанным. В Новом Завете, если человек хочет стать христианином, он должен верить в Бога и Иисуса и креститься. В Ветхом Завете те, кто родился в еврейских семьях, могли быть обрезаны в ожидании еврейской веры, в которой они будут воспитаны. Таким образом, в Новом Завете рожденные в христианских семьях могут быть крещены в ожидании христианской веры, в которой они будут воспитаны. Схема такая же.
Крестили только взрослых?
Фундаменталисты не хотят признавать, что Библия нигде не говорит, что крещение должно быть разрешено только взрослым, но если на них надавить, они это сделают. Они просто заключают, что это то, что следует понимать как значение, даже если текст явно не поддерживает такую точку зрения. Вполне естественно, что люди, о крещении которых мы читаем в Писании, являются взрослыми, потому что они были обращены во взрослом возрасте. В этом есть смысл, потому что христианство только зарождалось — не было «колыбельных христиан».
Даже в книгах Нового Завета, написанных позже, в первом веке, во времена, когда дети воспитывались в первых христианских семьях, мы никогда — ни разу — не находим примера ребенка, воспитанного в христианской семье. который крестится только после принятия «решения для Христа». Наоборот, всегда предполагается, что дети христианских домов уже являются христианами, что они уже «крещены во Христа» (Рим. 6:3). Если бы крещение младенцев не было правилом, то мы должны были бы иметь упоминания о том, что дети родителей-христиан присоединяются к Церкви только после достижения ими разумного возраста, а в Библии нет таких записей.
Конкретные библейские ссылки?
Но можно спросить, говорит ли Библия о том, что младенцев или маленьких детей можно крестить? Показания ясны. В Новом Завете мы читаем, что Лидия обратилась благодаря проповеди Павла и что «она крестилась со своими домашними» (Деяния 16:15). Темничный страж в Филиппах, которого Павел и Сила обратили в веру, в ту ночь крестился вместе со своими домашними. Нам говорят, что «в тот же час ночи . . . он крестился со всем семейством своим» (Деяния 16:33). А в своем приветствии коринфянам Павел напомнил, что «крестил я и дом Стефана» (1 Кор. 1:16).
Во всех этих случаях крестились все домохозяйства или семьи. Это означает больше, чем просто супруга; дети тоже были включены. Если бы в тексте Деяний упоминался просто филиппийский тюремщик и его жена, то мы бы прочитали, что «он и жена его крестились», но мы этого не делаем. Таким образом, его дети, должно быть, тоже были крещены. То же самое относится и к другим случаям домашнего крещения в Писании.
Правда, мы не знаем точного возраста детей; они, возможно, уже вышли из разумного возраста, а не в младенчестве. С другой стороны, они могли бы быть младенцами на руках. Скорее всего, были и младшие, и старшие дети. Конечно, в некоторых семьях, которые были крещены, были дети моложе разумного возраста. Кроме того, учитывая новозаветный образец семейного крещения, если бы и были исключения из этого правила (например, младенцы), они были бы явными.
Католики с первых дней
Нынешнее католическое отношение прекрасно согласуется с раннехристианскими обычаями. Ориген, например, писал в третьем веке, что «согласно обычаям Церкви, крещение дается даже младенцам» ( Holilies on Leviticus , 8:3:11 [244 г. н.э.]). Карфагенский собор 253 г. осудил мнение о том, что младенцев следует воздерживать от крещения до восьмого дня после рождения. Позже Августин учил: «Обычай Матери-Церкви крестить младенцев, безусловно, не следует пренебрегать. . . не следует также полагать, что его предание есть что-то иное, кроме апостольского» (9). 0009 Буквальное толкование Бытия 10:23:39 [Н.Э. 408]).
Нет крика «Изобретение!»
Ни один из отцов или соборов Церкви не утверждал, что эта практика противоречит Писанию или традиции. Они согласились с тем, что практика крещения младенцев была обычной и подходящей практикой со времен ранней церкви; единственная неопределенность, казалось, заключалась в том, когда именно следует крестить младенца. Еще одним доказательством того, что крещение младенцев было общепринятой практикой в ранней церкви, является тот факт, что если крещение младенцев противоречило религиозной практике первых верующих, то почему у нас нет упоминаний о том, что раннехристианские авторы осуждали его?
Но фундаменталисты пытаются игнорировать исторические писания ранней Церкви, которые ясно указывают на законность крещения младенцев. Они пытаются обойти апелляции к истории, говоря, что крещение требует веры, а поскольку дети не способны иметь веру, их нельзя крестить. Это правда, что Христос предписывал наставление и настоящую веру взрослым новообращенным (Мф. 28:19–20), но Его общий закон о необходимости крещения (Иоанна 3:5) не налагает никаких ограничений на предметы крещения. Хотя младенцы подпадают под установленный им закон, требования этого закона, которые невозможно выполнить в силу их возраста, к ним не относятся. То же самое было и с обрезанием; вера в Господа была необходима взрослому новообращенному, чтобы получить ее, но не детям верующих.
Более того, в Библии нигде не сказано: «Вера во Христа необходима для спасения, кроме младенцев»; он просто говорит: «Вера во Христа необходима для спасения». Тем не менее, фундаменталисты должны признать, что для младенцев существует исключение, если только они не желают немедленно обречь всех младенцев на ад. Поэтому сам фундаменталист делает для младенцев исключение относительно необходимости веры для спасения.
Таким образом, становится очевидным, что фундаменталистская позиция в отношении крещения младенцев на самом деле является следствием не библейских ограничений, а требований фундаменталистской идеи спасения. На самом деле Библия указывает, что младенцы должны быть крещены, что они тоже должны унаследовать Царство Небесное. Кроме того, свидетельства древнейших христианских практик и писаний должны раз и навсегда заставить заставить замолчать тех, кто критикует учение католической церкви о крещении младенцев. Католическая церковь лишь продолжает традицию, заложенную первыми христианами, внявшими словам Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» (Луки 18:16).
NIHIL OBSTAT: Я пришел к выводу, что материалы
, представленные в этой работе, не содержат доктринальных или моральных ошибок.
Bernadeane Carr, STL, Censor Librorum, 10 августа 2004 г.
ИМПРИМАТУРА: В соответствии с 1983 CIC 827
настоящим предоставляется разрешение на публикацию этой работы.
+Роберт Х. Бром, епископ Сан-Диего, 10 августа 2004 г.
Право на крещение в католической церкви
КЕЛЛИ ШРОК
29 СЕНТЯБРЯ 2017 г.
КЛАСС
… Stockbyte/Stockbyte/Getty Images
Согласно католической вере, крещение является необходимым условием для спасения. В католической вере важно, чтобы умирающие были крещены, чтобы они не ушли из мира без возможности спастись. Однако для других крещений необходимо предпринять несколько шагов, чтобы стать полноправным членом католической веры.
Подробнее об этой статье
- Крещение младенцев
- Крещение взрослых и детей старшего возраста
- Обряд христианского посвящения взрослых
- Крещение тех, кто находится при смерти
1 Крещение младенцев
Если вы младенец, относительно легко креститься в католицизме. Есть только два основных условия для крещения ребенка: во-первых, хотя бы один из родителей или опекун должен дать свое согласие на крещение ребенка; во-вторых, должно быть какое-то указание на то, что ребенок будет воспитываться в рамках католической веры. У ребенка также должен быть хотя бы один крестный родитель или спонсор.
2 Крещение взрослых и детей старшего возраста
По достижении разумного возраста (который считается около семи лет) креститься в католической церкви становится труднее. Человек, желающий креститься, должен пройти обряд христианского посвящения взрослых. Этот процесс может занять от нескольких месяцев до года.
3 Обряд христианского посвящения взрослых
Обряд христианского посвящения взрослых, или ОКВД, представляет собой ряд шагов, предназначенных для дальнейшего познания католической веры у желающих креститься, ознакомления их с их церковной общины, получать обряды и благословения и вести более ориентированную на веру жизнь. RCIA гарантирует, что крестящиеся соответствуют требованиям, изложенным в Кодексе канонического права, что они: «Были достаточно проинструктированы об истинах веры и христианских обязательствах и прошли проверку в христианской жизни через оглашение».