Разное

Классный час по духовно нравственному воспитанию 5 класс: Классный час на тему “О нравственности” 5 класс

Цикл сценариев классных часов для 5 класса по духовно-нравственному воспитанию | План-конспект занятия (5 класс) по теме:

                                                                   С.А. Синягина

«В музыке только гармония есть»

(музыкальный вечер для учащихся 6 класса)

Цель:

Воспитание  эстетических ценностей школьников через прикосновение к прекрасному.

Задачи: 

1.Познакомить детей с примерами воздействия музыки на человека.

2.Способствовать воспитанию трепетного отношения к музыке.

3.Воспитывать культуру внимательного прослушивания музыкального произведения, формировать интерес к классической музыке.

Оборудование: 

 Аудиозаписи музыкальных произведений (на выбор учителя), аудиозапись «Колокольные звоны России», портрет П.И. Чайковского, И.С. Баха, В.А. Моцарта, презентация «Музыкальные инструменты», презентация «Великие композиторы мира».

Ключевые понятия:

Душевность, задушевный, искренний, красота.

Определения ключевых понятий:

Душевный – полный искреннего дружелюбия.

Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный.

Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

(Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Ход занятия

1.Вступительная часть

Мы сегодня тихо  сядем –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

        Издавна люди прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках. Это звуки природы: шум дождя и вой ветра, щебет птиц и шелест листвы. Музыка заставляет биться сердце, когда оно влюблено, и страдать, когда человек скорбит, музыка дает возможность  задуматься о вечном, когда человек на перепутье судьбы. И в грусти, и в радости музыка вместе с нами.

     2. Основная часть

Чтение стихотворений (читают школьники).

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звучит флейта (исполняет ученик).

Чтение стихотворений на фоне флейты.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода.

Этой мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои ива роняет у брода.

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

Звучит «Серенада» Ф. Шуберта.

Вопросы:

– Что вы чувствуете, когда слышите музыку?

– Какие картины представляете?

– Что  вы изобразили бы на рисунке, если были бы художником?

       Трудно говорить о том, чего никто не может увидеть, никто не может почувствовать, но что есть лишь в музыке. Это душа. Прекрасная, страдающая, широкая, щедрая. О музыке тоже говорят: душевная, задушевная. Душевный – полный искреннего дружелюбия. Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный. Музыка будит чувства в человеке: радость и веселье, грусть и страдание. Она может поднять настроение и успокоить человека. Может, поэтому человека с большой душой тоже называют душевным. В самые разные периоды жизни человек слушает музыку, и не только тогда, когда ему грустно.

Звучит «Шутка» И.С. Баха.

Вопросы:

– Какие чувства вызвала музыка?

– Какое настроение передает автор через музыку?

      Легко и весело становится на душе от такой музыки, хотя слов нет совсем. Есть только чувство, рождающееся в душе человека после первых же аккордов. И не важно, на каком языке мы говорим: язык музыки понятен всем без слов. «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа»,- так сказал немецкий романист XIX века Бертольд Ауэрбах.

      Человек возвышается через силу и очарование музыки. Это духовное возвышение, которое происходит всегда, когда человек питает ее, радуясь доброму и красивому, прощая ближнего своего, наблюдая красоту природы и красоту человеческой души.

       Презентация «Великие композиторы мира».

       Певцом природы можно назвать композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился в 1840 году в городе Воткинске. Им создано 6 симфоний, ряд симфонических увертюр: “Ромео и Джульетта”, “Франческа да Филини” и одна программная симфония – “Манфред”. Он написал 11 опер, среди них “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”, три балета (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”), несколько концертных произведений и множество камерных инструментальных пьес и романсов. Искренность, свойственная его музыке, захватывает слушателя, покоряет сердце и душу.

Звучит «Времена года» П.И.Чайковского (на выбор учителя).

Презентация «Музыкальные инструменты».

Загадки о музыкальных инструментах (читают школьники).

Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком …     (Аккордеон)

У какого инструмента

Есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это славный наш … (Рояль)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека,

Поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Его названье …    (Скрипка)

Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий

Называется …  (Свирель)

На коленях я часто сижу,

Нахожусь постоянно в движенье,

Как живая, я дышу,

И все слышат мое пенье. (Гармонь)

Сверху кожа, снизу тоже,

На весь дом голосит барабан.

       Удивительный мир музыки открывается всем, кто хочет научиться ее понимать. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский.

       Презентация «Великие композиторы мира».

       «Люблю музыку больше всех других искусств», – говорил Лев Николаевич Толстой. Он любил слушать классическую музыку, особенно музыку Бетховена.

Звучит фоном «Лунная соната» Бетховена.

        После смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора. Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные к своей бессмертной возлюбленной…

        «Мы устроим с тобой неразлучную жизнь… Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная».

        Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в австрийском городе Зальцбурге. В пять лет он с необыкновенным мастерством играл на клавесине, скрипке, органе. В 14 лет Моцарт стал членом академии. Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга и стал жить в Вене.

        Истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет.  Музыка Моцарта, светлая и лазурная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.

        Звучит «Реквием» («Лакримоза») В.А. Моцарта.

        Когда же рождается  любовь к музыке? Среди первых звуков, которые слышит ребенок, появившийся на свет, – голос мамы, тихий и убаюкивающий, спокойный, мелодичный. Колыбельная матери – вот первая музыка, и пусть крохотный человечек еще не понимает слов,  он чувствует любовь и нежность родного человека, и спокойно спит, и видит цветные сны. В одной притче рассказывается о том, как колыбельная песня смогла напомнить взрослой дочери о материнской любви, которую та давно уже позабыла, находясь на воспитании в чужой семье, куда судьба ее забросила. Девушка проснулась утром и  вспомнила материнскую песню, возрадовалась своему откровению, обняла мать и попросила прощения у нее за холодное и бессердечное к ней отношение.

        Звучит колыбельная (на выбор учителя и школьников).

О чем звонят колокола?

Ты лишь услышь…

Сегодня, завтра и вчера?

О нас, малыш…

То музыка скорбящих дев

И зов на смерть.

То монотонна, как припев,

Жизнь – круговерть.

У колокола есть язык,

Так важен он.

Но пустословить не привык –

То не слова, то звон.

        Звуки колокола для русского человека тоже были музыкой. Эта музыка звала к обедне, оповещала о великом празднике, отпевала усопшего – созывала народ и в горе, и радости.

       Звучит пасхальный колокольный звон.

       Духовная музыка – это особый мир, к которому стремятся прикоснуться люди. Раскрывается душа человека, когда он слышит духовную музыку, потому что она настроена только на созвучие с прекрасным. В этой музыке все: и напевность, и искренность, и чистота, и многоголосие. Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный. Такова и духовная музыка: правдивая и откровенная. А еще красивая. Красота – красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Может, о такой красоте говорят, что она спасет мир? Даже человек, далекий от музыки, придя в храм, с благоговением прикасается к святыням и с трепетом слушает песнопения, ведь в них вечное: жизнь и любовь. «В душе христианина просыпается отвращение и ненависть к греху в любых его проявлениях. Возрождение души, ее просветленное состояние передается и телу», – так говорит Артемий Владимиров о роли  молитвы для православного человека. Наверное, и духовная музыка тоже, как и молитва, возвышает, просветляет человека. Услышав церковное пение, русский поэт создает одно из лучших своих стихотворений.

Стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» (читает ученица).

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, – плакал Ребенок

О том, что никто не придет назад.

      Звучит «Хоральная прелюдия» И.С. Баха «Взываю к Тебе, Иисус Христос».

3.Заключительная часть

Звучит скрипка (музыкальный фон). (Исполняет ученица).

Спасибо, музыка, тебе,

Ты так чудесна!

Пусть слов нет, только ты –

Не бессловесна!

В тебе душа, в тебе покой,

В тебе отрада!

Ты хочешь музыки другой?

Другой не надо!

Орган звучит со всех сторон –

Он не помеха!

А в храме  колокольный звон –

Блуждает эхо!

Пускай для каждого звучит –

Ты лишь послушай!

Всех музыка соединит –

Встревожит душу!

Литература

  1. Беседа на тему «Музыка и мы». // http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/
  2. Хайрварина Р.А. Мир души. Занятие по духовно-нравственному воспитанию. // ПедСовет. -2007. – №5.

Методическая разработка классного часа «Доброту откроются сердца…»

 

Выполнила:

учитель математики МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики Горбунова Елена Ивановна

Аннотация

Методическая разработка классного часа «Доброту откроются сердца…» предназначена классным руководителям для проведения классных часов. В методической разработке представлена методика проведения классного часа по духовно-нравственному воспитанию.

Сценарий классного часа предназначен для детей 5-6 классов. Он отлично подходит для проведения классных часов ко Дню толерантности. При проведении этого классного часа дети с удовольствием включаются в работу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….

Основная часть. Методическое обоснование темы………………………………………

Конспект классного часа……………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………………………

3

4

5

8

8

9-13

  

Введение

 

Одним из направлений воспитания является формирование духовно-нравственных качеств личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Данная разработка актуальна, потому что в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества.

Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. Сегодня общепризнанным является тот факт, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, не беря в расчет человека, его внутреннее состояние и его качества.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим было разработано мероприятие «Доброту откроются сердца…!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, духовно-нравственные качества, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Практическая направленность.

Внеклассная работа помогает увеличивать активность учащихся, помогает развивать коммуникативные умения. У них совершенствуются навыки спонтанной речи, расширяется кругозор. Они научатся использовать свои знания и умения в новой жизненной ситуации.

 

 

 

Основная часть

2.1 Методическое обоснование темы.

Данная методическая разработка написана как одна из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении внеклассных мероприятий.

Цель:

1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи:

– формировать знания о категориях добра и зла;

– выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;

– содействовать формированию дружного коллектива.

Форма мероприятия – беседа с элементами игры

Методы:

– поисковые

– игровые

– Методы воспитывающих ситуаций

Оборудования: аудиозапись песни «Дорогою добра», презентация, притча, кукла из бумаги, карточки с ситуациями, пословицы о доброте, цветы, кирпичики для дома, солнышко, листочки

 

Конспект классного часа «Добру откроются сердца…»

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

– Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

– Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

– Вот, выбирай, – сказал дедушка – волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

– Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

– Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

– А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

Звучит песня «Дорогою добра»

– По какой дороге пошли девушки?

– Как вы думаете, как звали девушку?

– О чем пойдет сегодня речь?

Вы совершенно правы – именно о доброте, которая всегда радует и согревает душу и будет наш разговор.

Народная мудрость гласит: «Доброта – что солнце»

Как вы понимаете это выражение?

(Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).

— Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? (Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)

2. Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, каждый из вас скажет друг другу вежливые слова, которые надо употреблять в нашей жизни по отношению к близким, друзьям, знакомым и даже может тем, кто вам не очень нравится, старайтесь не повторять сказанное другими ( Дети передают солнышко и говорят вежливые слова)

Спасибо, ребята, за добрые слова.

3. Игра «Собери слово»

А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.

Доброта сердце добросердечный

сосед добрососедский

совесть добросовестный

нрав добронравный

душа добродушный

воля добровольный

порядок добропорядочный

желание доброжелательный

4. Работа в группах.

Один философ сказал: «Недостаточно делать добро, надо делать его правильно».

А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах.

Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

(Приложение 1)

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно

5. Игра «Доктор Айболит»

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»

Поговорим об этом подробнее.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (приложение 2). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы, руки, ноги. )

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

– Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

– Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

– Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень большое значение в жизни человека.

6. «Художники».

1) А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске (приложение 3)

2) Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Я вам предлагаю набор деревьев, на которых написаны слова (приложение 4). Из этих слов выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)

– Какие качества вы выбрали?

3) Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты (приложение 5). Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.

— Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните:

Добрые слова – корни

Добрые мысли – цветы

Добрые дела – плоды

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась? (светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

– Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?

– В сердце!

– Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!

Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Не стесняйтесь своей доброты и поделись ею со всеми. Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Рефлексия. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.

А в заключении я предлагаю вам, ребята, послушать и спеть песенку про доброту (слова песни лежат на столах у детей) Песенка Фунтика про доброту

Заключение

Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Литература

1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. – Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2014 – 336 с./

3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа – Пресс.2012 – 96 с.

4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. – Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.

5. Макарова Б. Уроки сострадания. – Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.

6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. – Кл. руководитель, 2013,№3,с.78-91.

Приложение 1

 

Ситуация 1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал:

«Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

 

 

 

Ситуация 3. Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

Добрая слава лежит,

а худая бежит

Доброе слово калечит,

злое калечит

Доброе дело питает

и тело и душу

Добрые умирают,

да дела их живут

Кто любит добрые дела

тому и жизнь мила

Доброго чтут,

а злого жалуют

За доброго человека

сто рук

Делай другим добро –

будешь сам без беды

Приложение 4

Приложение 5

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Духовно-нравственное развитие — Кармель Монтессори Академия и Детский дом

«Нравственное воспитание является источником того духовного равновесия, от которого зависит все остальное и которое можно сравнить с физическим равновесием или чувством равновесия, без которого невозможно стоять прямо или двигаться в какое-либо другое положение».
– Мария Монтессори, От детства к юности, с. 116.

Развитие внутреннего мира ребенка как является важным аспектом Монтессори-метода. Ребенок — духовное существо; духовное развитие, однако, не обязательно означает религиозное развитие, хотя оно может иметь место и имеет место для отдельных детей и их семей. Дети узнают о пяти основных религиях мира — христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и индуизме — изучая их священные писания, узнавая об их праздниках и обсуждая их основные принципы и обычаи.

Духовное развитие в среде Монтессори начинается в классах Toddler и Preprimary с естественными и логическими последствиями, развитием самодисциплины с использованием принципов уважительного участия, свободы в пределах и взрослых моделей стремления к внутренней силе характера.

По мере того, как ребенок взрослеет в начальных и начальных классах, изучение мировых религий в учебной программе по общественным наукам, линия текущих событий, сократовские нравственные дискуссионные группы, экуменический опыт и философские/психологические исследования дают ребенку опыт, формирующий его или ее собственной личности, души и бытия.

Духовному развитию учащегося Erdkinder (12–18 лет) способствуют директор/директор и семья, но оно также расширяется за счет независимости, уверенности и компетентности в его или ее собственном духовном сознании, личных решениях и социальных обязанностях. присуще мировому гражданству. Уроки морали и этики (включая вечерние занятия, которые родители посещают раз в месяц в течение трехлетнего цикла) и развитие личной философии являются неотъемлемой частью уровня Erdkinder.

Окружающая среда устроена так, чтобы направлять ребенка к позитивным моделям поведения. Ребенок свободен двигаться лично, социально и академически в пределах окружающей среды. «Ребенок имеет право (свободу) поступать правильно». Ребенок, нарушающий эти права, может быть перенаправлен, отделен от ситуации или, что еще лучше, сама среда предложит логические последствия. Ребенок, который пролил воду, вытирает ее шваброй.

Духовное развитие связывает все дисциплины в значимое целое. Это сосредотачивает ребенка, давая ему или ей место, чтобы найти отдельные понятия и навыки в космическом представлении. Духовность не может быть «предписана»; это можно только прожить. Дети, родители и преподаватели Академии Кармель Монтессори продолжают стремиться к индивидуальному и коллективному духовному совершенству.

Нравственное воспитание для глобальной гражданственности

Мы считаем, что образование выходит за рамки простой передачи концепций и навыков, которые можно применить в определенном контексте или деятельности. Человеческие существа имеют как материальное, так и духовное измерение, которые взаимодействуют в процессе постоянной эволюции человеческой души по мере ее продвижения через физическую реальность, окружающую нас на данном этапе нашего существования. В этом смысле наша Школа стремится помочь молодым людям развить выдающиеся академические, этические и духовные качества и четкое понимание своей роли в построении лучшего мира.


Нравственное воспитание является движущей силой, которая направляет реализацию наших образовательных целей. Он предлагает структуру, в которой социальное и эмоциональное обучение и содержание различных дисциплин идут рука об руку, предоставляя нашим учащимся более системное представление о себе, реальности, которая их окружает, и о множестве способов, с помощью которых они могут генерировать положительный результат. воздействие на него.


«Мы не можем отделить человеческое сердце от внешней среды и сказать, что как только одно из них будет реформировано, все улучшится. Человек органичен миру. Его внутренняя жизнь формирует окружающую среду и сама находится под ее сильным влиянием. Одно воздействует на другое, и каждое постоянное изменение в жизни человека является результатом этих взаимных реакций». – Шоги Эффенди

Нажмите, чтобы

перейти к следующей программе

.

Начиная с детского сада и заканчивая 12-м классом, Департамент нравственного воспитания для глобальной гражданственности стремится создать среду, в которой учащиеся учатся познавать человечество, любить его и служить ему. В этом смысле у каждой секции Школы есть особая программа, направленная на то, чтобы помочь учащимся развить моральные способности и лидерские качества, чтобы они могли внести уникальный вклад в более интегрированное и устойчивое общество.

Раннее детство

 

Привычки сердца (HH) — первая программа в нашей учебной программе «Нравственное воспитание для глобальной гражданственности». Он направляет учащихся от детского сада до 1 класса на их пути к развитию духовных ценностей и добродетелей, а также к практике заботы о других и служения им. Раз в неделю учащиеся работают непосредственно с навыками, необходимыми для развития здоровых привычек, духовных качеств, и описывают свою реальность, чтобы они могли применять на практике небольшие акты доброты и альтруизма. Кроме того, каждый месяц учащиеся знакомятся с «Преимуществом месяца», которое все учителя используют, чтобы связать то, что учащиеся изучают по каждому предмету. Семинары по добродетелям, которые регулярно проводятся в кампусе для детей младшего возраста, дают родителям бесценную возможность принять участие в этой важной части образования своих детей и понять значение и актуальность добродетели, которую изучают их дети, чтобы иметь возможность поддерживать их дома.

Начальная школа

Наша программа «Добродетели для жизни» (VFL) опирается на способности, развитые на более ранних этапах, помогая учащимся начальной школы применять моральные ценности в своей личной и общественной жизни и давая им возможность применять академические знания и искусство в жизни. разная сервисная деятельность. Программа разработана, чтобы помочь детям осознать свою роль активных участников здоровых отношений, устойчивого образа жизни и мирных сообществ. Учебная программа VFL предлагает набор уроков, основанных на материалах, разработанных Институтом Рухи, которые способствуют развитию духовных качеств у детей, укрепляя социальные и эмоциональные навыки, такие как уважение, ответственность, командная работа и настойчивость.

Средняя школа

Учащиеся 6-8 классов переживают особый период своей жизни, когда они начинают формировать взгляды и убеждения, которые они перенесут на следующие этапы развития. Молодежная программа для подростков (JYP) направлена ​​на создание моральных структур, которые лежат в основе решений учащихся и направляют их действия по мере того, как они взрослеют и становятся молодыми людьми и становятся активными членами общества. В дополнение к занятиям и обсуждениям в классе младшие школьники учатся усиливать свою способность выражать свои мысли, развивая способность принимать позитивные решения. Развитие навыков консультирования и принятия командных решений позволяет им планировать деятельность по оказанию услуг для улучшения общества. Эти небольшие проекты лежат в основе программы и служат конкретным выражением того, что возможно, когда идеалы претворяются в жизнь.

Старшая школа​

Начиная с 9 класса и продолжая до выпуска учащихся, наши старшеклассники продолжают свой путь обучения, поскольку мы помогаем им стать личностями, которые связаны с потребностями возраста, в котором они живут. На этом этапе учащиеся принимают участие в нашей программе «Нации в действии» (NiA), последней фазе нашего образования для глобальной гражданственности. NiA опирается на процесс, начатый на предыдущих этапах, помогая молодежи в развитии способностей, которые позволят им способствовать само- и социальной трансформации и точно анализировать окружающую их действительность. Программа побуждает студентов активно разрабатывать и реализовывать сервисные проекты более высокого уровня сложности, чтобы воздействовать на общество систематическим, органичным и устойчивым образом.

На всех уровнях обучения наши ученики узнают, что они могут изменить ситуацию к лучшему в сообществах, к которым они принадлежат. В дошкольном образовании небольшие проявления доброты позволяют детям с самого раннего возраста понять свою связь друг с другом, опираясь на их способность изменить свое отношение, чтобы стать людьми, которые заботятся друг о друге. В начальной школе дети начинают испытывать эти акты служения в форме деятельности, которая может иметь логическую последовательность и включать различные аспекты их индивидуального и коллективного обучения.


В средней школе возрастающая сложность этой деятельности начинает принимать форму небольших проектов, в которых учащиеся имеют определенный уровень автономии в определении области своих интересов и своей конкретной роли в более широком процессе. Когда они переходят в старшую школу, учащиеся начинают понимать важность систематичности и организованности в своей работе, чтобы влияние их действий можно было измерить и сохранить во времени, а знания, полученные благодаря их опыту, могли принести пользу тем, кто придет позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *