Классные часы по нравственному воспитанию в начальных классах: Классные часы – Этика, воспитание, нравственность, этикет.
Классный час по духовно-нравственному воспитанию «Семья. Семейные традиции и праздники», 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Форосская средняя школа»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
(МБОУ «Форосская СШ»)
Классный час
по духовно- нравственному воспитанию
Тема: «Семья. Семейные традиции и праздники»
4 класс
Составила: Рогожа Елена Петровна,
учитель начальных классов,
Тема: «Семья. Семейные традиции и праздники»
4 класс
Цели:
Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям и представления о ценности семейных традиций и праздников;
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
Задачи:
Изучить семьи классного коллектива;
Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
Привлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме мероприятия;
Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать словарный запас, умение делиться своими знаниями.
При подготовке к занятию была проведена следующая работа:
– составление обучающимися генеалогических деревьев;
– написание сочинений на тему «Моя семья»;
– написание сочинений родителями о своих детях;
– выставка рисунков «Моя семья»
Педагогические технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно – коммуникационные технологии, технология обучения в сотрудничестве, технология коллективных творческих дел
Оборудование: клей, ножницы, цветная бумага, карточки-задания, словарь С.И.Ожегова, презентация, ноутбук, телевизор.
Презентация «Семья. Семейные традиции и праздники»
PPTX / 1.57 Мб
Ход классного часа
– Здравствуйте, ребята, гости!
(На доске хаотично прикреплены буквы «я» (7 шт.)
-Посмотрите на доску. Попробуйте определить тему классного часа. О чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей «Семья»)
-А что такое семья? (Ответы детей)
Чтение стихотворения обучающимся.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать.
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
-Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья!
– Сегодня наш разговор пойдет о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных традициях и праздниках. Мы долго готовились к этому классному часу и узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. Чем они отличаются? (Ответы детей)
Конечно, своими обычаями, традициями.
А что означает слово «Традиция»? (Работа со словарём) (Слайд 2 )
Традиция – это обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
– Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Скажите, нужно ли современному человеку знать прошлое его семьи? Почему? (Ответы детей)
Конечно, вы правы. Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Ещё А.С. Пушкин говорил: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Издавна одной из традиций на Руси была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? (Ответы
детей) ( Слайд 3)
В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Издавна люди выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Мы составили свои родословные.
(Ребенок, у которого самое большое генеалогическое дерево, рассказывает о своей семье).
Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковный календарь в честь святого, чей праздник отмечается в этот день, когда родился ребёнок, или родители дают такое имя, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
На Руси день рождения почти не считался днем праздничным, зато день ангела, или именины, праздновался ежегодно.
Поднимите руку те, кого назвали в честь родственников.
Существует ещё одна традиция: собирать и хранить семейные фотографии.( Слайд 4)
Появилась она в 1829 году, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию. Эта традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и фотографии дорогих людей.
Игра «Аплодисменты».
Встаньте, те:
– кто похож на маму?
Аплодисменты!
– кто похож на папу?
Аплодисменты!
– кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
Аплодисменты!
– у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
– к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
– кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Существует ещё одна традиция – хранить семейные реликвии. (Слайд 5,6)
У многих дома хранятся старинные вещи. Это ордена и медали, которыми награждались ваши прабабушки и прадедушки в годы ВОВ. Это предметы быта, украшения, часы, швейная машинка, изделия, вышитые руками бабушки, прабабушки и т.д. Человека уже нет, но мы храним и бережём вещи, принадлежащие ему. Это тоже наши традиции. Уважение к старшему поколению. Они передаются из поколения в поколение.
-Какие семейные реликвии есть в ваших семьях? (Ответы детей.)
Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
Притча «Корзину-то возьми» (Слайд 7)
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
– На что она мне?
– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи:
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-Чему учит притча?
Еще одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались родные, гости, они пели песни, а хозяева угощали их каким-либо кушаньем.
-Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду. (Ответы детей)
Гостеприимство-это тоже традиция. Существует старинный обычай встречать дорогих гостей караваем.
К семейным традициям относится и традиция отмечать семейные праздники.
– Какие праздники принято отмечать в вашей семье? (Ответы детей)
-Для чего нужны семейные праздники? (Для того, чтобы собраться вместе за праздничным столом, принарядиться – не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. К нему нужно готовиться. А взамен мы получаем радость – чувство любви: мы нужны друг другу и так будут всегда.
(На доске прикреплены две даты – 15 мая и 8 июля. Доска украшена ромашками)
– А кто – то из вас знает, что это за даты?
– Почему именно ромашка украшает доску?
В России много праздников, и среди них есть те, которые посвящены семье.
15 мая, начиная с 1993 года, отмечается Международный день семьи. Провозглашён он Генеральной Ассамблеей ООН. (Слайд 8)
8 июля – День семьи, любви и верности.
Это религиозный праздник в честь святых Петра и Февронии. (Слайд 9)
История праздника.
В России праздновался до 1917 года, а с 2008 года возрождаются традиции и вновь стали отмечать этот праздник. День любви, семьи и верности появился благодаря князю Муромскому Петру и жене его Февронии.
По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Во сне ему привиделось, что исцелить его может только дочь пасечника Феврония. Она вылечила Петра и попросила князя в качестве вознаграждения жениться на ней. Однако он не сдержал слова, поскольку Феврония была простолюдинкой, и болезнь вернулась снова. Тогда он все же женился на девушке, но, унаследовав княжение после брата, столкнулся с сопротивлением бояр. Они не хотели княгиню – крестьянку и потребовали прогнать ее либо покинуть Муром вместе с ней.
Князь взял Февронию и на двух кораблях они отплыли по Оке. В городе же начались смута, борьба за престол и убийства. Бояре попросили князя и княгиню вернуться, те согласились, и в дальнейшем Феврония сумела заслужить любовь и уважение горожан.
Петр и Феврония стали образцом супружеской любви и верности. Согласно преданию, они жили долго и счастливо, и умерли в один день – 25 июня
(8 июля по новому стилю) 1228 года. Их тела, положенные порознь, оказались в одном гробу, что сочли чудом. В ХVI веке Петр и Феврония были причислены к лику святых и с тех пор считаются православными покровителями семьи. Их мощи хранятся в Свято-Троицком храме в Муроме.
Символом праздника является ромашка. (Слайд 10)
Ромашка – символ семьи, любви, верности, милой простоты и нежности. Белый цвет – как символ чистоты, желтое солнышко домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью. С ромашкой ассоциируются такие понятия, как чистота и нежность, юность и любовь.
Работа с пословицами. (Соедини части пословиц. Объясни их значение.) (Слайд 11)
На что и клад, коли в семье лад
Вся семья вместе, так и душа на месте
Дом согревает не печь, а любовь и согласие
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны
-Ребята, вы дома писали сочинения о своей семье, и сейчас мы послушаем самые лучшие. (Слайд 12)
Чтение учениками сочинений на тему «Моя семья»
Артём Е.
Семья для каждого человека имеет огромное значение. Это особый мир, где можно чувствовать себя в безопасности, любви, заботе.
Моя семья-это папа, мама, сёстры и мои маленькие племянники. К сожалению, моих дедушек и бабушек уже нет в живых, папа и мама рассказывают мне, какими они были, как жили.
У нас дружная семья, бывает, конечно, что меня ругают, но я понимаю, что провинился и не обижаюсь, стараюсь исправиться. Но, чтобы не случилось, я знаю, что меня любят, ждут, всегда помогут, утешат мои родные, и я их очень люблю.
Денис Л.
У меня большая семья: папа, мама, сестричка и я.
Мы живём очень дружно. Все друг другу помогают. Я помогаю маме делать уборку и мыть посуду. Папе помогаю что-нибудь чинить и мыть машину.
Наша семейная традиция- ужинать вместе и за столом обсуждать события прошедшего дня.
В выходные дни мы ездим в игровые центры, ходим в лес, летом на море, иногда ездим в музеи и исторические места. Я очень люблю свою семью.
Настя Г.(отрывок из сочинения)
Семья – это самые дорогие и близкие люди. Моя семья состоит из пяти человек-это мама, папа, бабушка, дедушка, я и наш общий любимец – кот Барсик. Наша семья большая и дружная. Мы всегда стараемся проводить время вместе.
Для меня семья начинается с мамы. Я люблю маму за то, что она вкусно готовит и помогает мне во всём. Мама моя самая лучшая подруга, я ей рассказываю свои секреты, и она всегда даёт мне правильные советы.
Артём Д.
В моей семье пять человек и мы дружны. Каждую осень мы все ездим в лес по грибы, на пикник или просто гуляем и дышим свежим воздухом. Почти все праздники мы отмечаем вместе, собираемся за столом и едим вкусные блюда. Я люблю свою семью, и мне нравится проводить со своими родными время.
– А сейчас я хочу предложить вам послушать, что о вас написали ваши родители. Может быть, вы догадаетесь, о ком идёт речь? (Зачитывание сочинений родителей о своих детях)
– Приятно читать эти строки. Я желаю вам, ребята, чтобы вы в будущем такие же сочинения могли написать о своих детях, а они могли бы написать, что гордятся вами и любят вас.
– Изучая традиции своей семьи, Рома В. нарисовал эмблему своей семьи и сейчас нам её представит.
***
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всём мудрей
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
– Вы, наверно, слышали такую фразу: « Мой дом – моя крепость». Как вы ее понимаете? (Ответы детей).
Конечно, у человека должен быть дом, не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Сейчас мы разделимся на 4 группы (строительные бригады). Предлагаю вам набор кирпичей (листок бумаги с пятью « кирпичиками»). Договоритесь и решите, на чём должна строиться семья. Напишите на кирпичиках слова. (Ответы представителей групп)
Вывод: Молодцы! Вы правильно определили составляющие крепкой семьи: любовь, понимание, здоровье, забота, согласие, верность.
– Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укрепить семью.
– Мы уже сказали о традиции отмечать праздники, о том, что каждый из праздников имеет свой порядок проведения, но самым приятным в празднике является получение подарка.
Подарок – это предмет или вещь, которую по собственному желанию и просто так преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
Подарок – от слова «дар». Как правило, его преподносят по поводу, связанному с определённым событием: День рождения, Новый год, Рождество, Пасха, Свадьба и т.д. Это выражение признательности и благодарности, любви и дружбы.
На Руси у слова «подарок» был брат – близнец – «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай «колядование» также имел «подарочный» смысл: бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписью «кого люблю, тому дарю» и т.д. Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
Мы с вами уже знаем, что самый дорогой подарок – это подарок, сделанный своими руками. Вот и мы сегодня в завершение нашего классного часа выполним работу своими руками – это будет букетик цветов.
Для этого нам понадобятся: клей, ножницы, лист плотной светло-зелёной бумаги с разметкой, 7 цветочков, вырезанных из цветной двухсторонней бумаги.
Практическая работа (10 минут)
– Кому вы подарите этот подарок?
Давайте подведём итог нашей работы.
– О чём мы сегодня говорили?
– Что такое традиция?
– Какие семейные традиции вы запомнили?
– Что обозначает дата 15 мая? 8 июля?
– Какой должна быть семья?
Заключительное слово учителя.
Очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. Я надеюсь, что вы продолжите самостоятельно собирать материал и узнаете ещё много интересного о своей семье. Уважайте и чтите традиции. Любите родителей и как можно меньше огорчайте их.
Заключительная песня “Маленькая страна“.
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Опубликовано в группе «УРОК. РФ: группа для участников конкурсов»
Нравственные классные часы – Разное
Главная / Начальные классы / Разное
Скачать
123.5 КБ, 879566.doc Автор: Кононенко Светлана Александровна, 1 Апр 2015
Нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах.
Автор: Кононенко Светлана Александровна
Похожие материалы
Тип | Название материала | Автор | Опубликован |
---|---|---|---|
документ | Нравственные классные часы | Кононенко Светлана Александровна | 1 Апр 2015 |
разное | Классные часы Классные часы | Чернякова Ольга Вячеславовна | 1 Апр 2015 |
разное | Классные часы | Мокроусова Наталья Михайловна | 5 Апр 2015 |
Ноый год | 8 Дек 2017 | ||
Ноый год | 8 Дек 2017 | ||
“Правила дорожного движения” | 9 Янв 2018 | ||
презентация, документ | Классные часы Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и матер | Екатерина Сергеевна Петухова учитель английского языка | 28 Фев 2016 |
разное | Классные часы | Маркарян Анна Грантовна | 1 Апр 2015 |
разное | Классные часы | Маркарян Анна Грантовна | 1 Апр 2015 |
разное | Фестиваль Здоровья | Ерофеева Анна | 20 Мая 2015 |
разное | День победы/ разное | Ерофеева Анна | 6 Июн 2015 |
Петербург Достоевского | Голякова Светлана Алексеевна | 8 Мая 2016 | |
Исследовательская работа “Вода” | Веселова Дарья Алексеевна | 22 Мая 2016 | |
Живу и помню | Никитина Елена Евгеньевна | 30 Окт 2016 | |
Ситуативный классный час | Щеглова Нина Михайловна | 15 Ноя 2017 | |
Прощание в Букварём | Захарова Татьяна Фёдоровна | 15 Мая 2018 | |
день народного единства | Астапова Марина Вячеславна | 23 Окт 2018 | |
день народного единства | Астапова Марина Вячеславна | 23 Окт 2018 | |
УРОК МИРА “Миру – мир” | 24 Окт 2018 | ||
УРОК МИРА “Миру – мир” | 24 Окт 2018 | ||
Внеклассное мероприятие | Гумерова Диляра Ильгизаровна | 10 Янв 2019 | |
презентация, документ | Классные часы | Гужвина Татьяна Юрьевна | 20 Мар 2015 |
презентация, документ | Классные часы. | Кирюхина Татьяна Аркадьевна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Курбанова Фероза Абдулфатаховна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Хомушку Марта Сааяевна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Базуева Елена Вячеславовна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Евлантьева Наталья Николаевна | 21 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Евлантьева Наталья Николаевна | 21 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Евлантьева Наталья Николаевна | 21 Мар 2015 |
разное | Классные часы | Ахметова Ильнара Рафиковна | 21 Мар 2015 |
разное | Классные часы | Ахметова Ильнара Рафиковна | 21 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Заболотская Елена Аркадьевна | 21 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Желудкова Татьяна Васильевна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Лазарчук Алина Анатольевна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Шибалкина Людмила Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Межонова Светлана Алексеевна | 21 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Хохлова Ольга Юрьевна | 21 Мар 2015 |
разное | классные часы | Сафонова Наталья Гериковна | 21 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Чеснокова Ирина Владимировна | 20 Мар 2015 |
документ | Классные часы | Уткина Елена Сергеевна | 20 Мар 2015 |
Воспитание сердца
Осенью 2006 года Японское общество Нью-Йорка спонсировало поездку в Японию педагогов-педагогов. В составе этой группы у меня была возможность узнать о японской системе образования. Мы поговорили с администраторами, преподавателями колледжей, кандидатами в учителя, директорами, учителями и студентами. Мы посетили 11 школ в разных областях страны. Мы наблюдали в классах, вместе обедали и — благодаря нашим переводчикам — имели множество возможностей задать вопросы и пообщаться.
Больше, чем ученые
Будучи капиталистическими обществами, США и Япония придают большое значение экономическому успеху. Обе страны подчеркивают академическую успеваемость, измеряемую стандартизированными экзаменами и высокими оценками, как ключ к успеху. Японские школьники проводят в школе больше времени, чем американские, но удивительно много времени они тратят на Kokoro-no-kyoiku — образование сердца.
Японские педагоги рассматривают нравственный рост как неотъемлемую часть интеллектуального роста. Начальные и неполные средние школы в Японии имеют формальную, утвержденную государством учебную программу по нравственности. Японские старшеклассники развивают ответственность и оттачивают свои навыки принятия решений более неформально, участвуя в клубах, поездках и общественных проектах. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ недавно поддержал законопроект, в котором содержится призыв к воспитанию уважения к традициям и культуре, любви к нации и родине, которые их воспитали, при уважении других стран и содействии международному миру и развитию. (Ito, 2006) Хорошее гражданское образование может достичь этих целей, потому что оно помогает учащимся развивать и оценивать личные отношения и выбор, а также уважать убеждения других, даже тех, кто придерживается другого мировоззрения.
Привычка этичного поведения формирует поведение и характер человека. Платон считал, что только добродетельный человек может наслаждаться «хорошей жизнью» реализации личного потенциала. Аристотель отметил четыре важные добродетели, которые, по его мнению, были основой хорошего поведения: сила духа, смелость принимать правильные решения; благоразумие, мудрость продумывать хорошие решения; справедливость, чувство справедливости и честности; и умеренность или самодисциплина (Duplass, 2004). Нравственное воспитание в Японии воспитывает щедрость, сострадание, любовь, справедливость, самодисциплину, уважение к жизни и уважение друг к другу.
Равенство . Японские педагоги добиваются равенства посредством стандартизированной учебной программы, централизованного выбора учебников и выравнивания расходов на одного ученика.
Усилие . Японские родители и школы верят, что все ученики могут и добьются успеха, если будут достаточно усердно работать. Высоко ценятся усилия и трудолюбие (Кира, 1998, 2002).
Доверительные отношения . Учителя государственных школ в Японии пользуются большим уважением в обществе и относительно высокими зарплатами, но они также работают по 12 часов в день. Японские учителя не просто академики, они служат образцами для подражания и советчиками для своих учеников; они общаются со студентами и семьями в школе и за ее пределами. Чтобы поддерживать эти доверительные отношения, учителя часто «зацикливаются» на учениках в младших и старших классах средней школы.
Гармония . Японские школы ценят общность, гармонию и сотрудничество как часть своей повседневной деятельности (Kira, 1998). Все учащиеся тратят время в течение учебного дня на приготовление и подачу обеда, уборку школьного здания и уход за территорией.
По мере того, как мир сжимается и становится более взаимосвязанным, а культуры становятся более разнообразными, понимание ценностей других культур, отличных от собственной, становится решающим для решения проблем и достижения консенсуса (Schwartz, 2006). Один из способов, которым японские ученики учатся понимать и уважать другие культуры, — это изучение английского языка, начиная с начальной школы. Преподаватели в их языковых классах приезжают из англоязычных стран мира.
Проблемы нравственного воспитания
Основатели Америки считали, что обучение быть добродетельными гражданами, развитие демократических ценностей и «правильное поведение» являются важными элементами демократии. Джеймс Мэдисон считал, что без добродетельных людей никакие законы или государственная власть не смогут защитить граждан друг от друга.
Помня об этих убеждениях, первые государственные школы в Соединенных Штатах взяли на себя задачу обучения граждан добродетельному поведению. Уже в 1789 г., Массачусетский школьный закон настаивал на том, чтобы учителя обучали добродетелям, которые способствуют общепризнанному хорошему поведению, таким как благочестие, справедливость, уважение к истине, любовь к стране, человечеству и всеобщей доброжелательности, [потому что] добродетели [являются] украшением человеческого общества и основой, на которой республиканская конституция структурирована. (Париж, 1995, стр. 64). Однако произошли два крупных изменения, которые изменили первоначальное видение гражданского и нравственного воспитания в Соединенных Штатах. Во-первых, с конца 19 века в школьной программе все больше внимания уделялось учебе, а не морали. Очевидно, легче прийти к консенсусу по академическим, а не по моральным вопросам. Государственные и национальные академические стандарты, а также программа «Ни одного отстающего ребенка» подчеркивают акцент на учебе и приобретении знаний в классе.
Во-вторых, по мере того, как Соединенные Штаты становятся все более разнообразными в культурном отношении, становится все труднее находить точки соприкосновения (Schwartz, 2006). Как местный школьный округ может определять мораль сообщества? Более того, некоторые люди задаются вопросом, должны ли школы вообще обладать моральным авторитетом, полагая, что нравственное воспитание принадлежит семье.
Тем не менее, многие преподаватели США по-прежнему считают изучение добродетелей и ценностей жизненно важным для развития демократических убеждений. Большие вопросы заключаются в том, где и как включить эти понятия в школьную программу.
Точно так же, как плюралистические общества сталкиваются со своими проблемами при определении общего морального ориентира, так и гомогенные общества, такие как Япония, тоже. Например, недавнее принятие в Японии учебника истории для старших классов вызвало общественную критику — как внутри страны, так и за ее пределами — за то, что в нем не упоминаются такие зверства японского военного времени, как Нанкинская резня 1937 года, в которой погибло около 300 000 китайских гражданских лиц (Чжао & Hoge, 2006).
Воспитание сердца
Драгоценным камнем усилий Японии по воспитанию мыслящих и сознательных граждан является формальная моральная учебная программа, которая ежемесячно проводится во всех начальных (1–6 классы) и неполных средних школах (7–9 классы).). Утвержденная Министерством просвещения учебная программа по нравственности требует 34 часов обучения в 1-м классе и 35 часов в каждом последующем классе. Отдельные школы могут выбирать из целого ряда тем и педагогических стратегий.
Например, учебная программа по нравственности для первоклассников сельской начальной школы Наканоками в городе Кайнан включает разговоры веселым голосом; обучение важности принятия решений; говоря спасибо ; быть веселым, отзывчивым и добрым; и упорно трудиться на работе и в школе. Школьная песня продвигает эти качества, подчеркивая «ладить» и «создавать счастливое и светлое общество». Учащиеся также рисуют и демонстрируют изображения персонажей с положительными качествами, с которыми они сталкиваются при чтении. Такие атрибуты становятся предметом обсуждения в классе.
К 6-му классу учителя более изощренно закрепляют моральные темы. Студенты учатся ценить и выражать доброту, иметь «сильное» сердце, развивать чувство собственного достоинства, а также приветствовать и понимать различные точки зрения. Они также учатся реагировать с глубокими чувствами к другим, стремиться к миру и международному взаимопониманию и признавать важность сохранения и сохранения земли.
Учащиеся рано узнают, что они делят эту планету с другими. Все вносят свой вклад в то, чтобы школы были чистыми и в порядке, а все парки и святыни содержались в хорошем состоянии. Учащиеся узнают о хрупкости земли и необходимости предотвратить разрушения, вызванные ядерным оружием и войной.
Японские дети практикуют эти добродетельные поступки в классе и за его пределами. Например, учащиеся тратят примерно один час в день на уборку своих школ и школьных территорий. Для этого они переодеваются и надевают рабочую форму. Я также видел, как назначенные студенты собирались, чтобы подать обед своим учителям и сверстникам. Выбранные официанты мыли руки, надевали маски и перчатки и обслуживали своих сокурсников из больших чанов, которые они приносили в класс под пристальным взглядом своих учителей. Студенты служили другим, прежде чем служить себе.
Помимо уборки и раздачи еды, учащиеся должны активно участвовать в школьном клубе. Студенты очень гордятся своими клубами и относятся к ним серьезно. Каждый клуб собирается каждый день после школы на несколько часов, а также по субботам. Члены клуба полностью управляют шоу. Например, в старшей школе Иокогама Хиранума недалеко от Токио учителя стали частью аудитории, когда японские ученики организовали, объяснили и продемонстрировали древний ритуал подачи чая.
Поездки с классом в различные культурные и исторические места — еще одно частое внеклассное мероприятие в японских школах. Учащиеся старших классов, а не учителя, планируют каждый аспект этих мероприятий. Студенты также планируют ежегодные культурные фестивали и спортивные дни, проводимые Министерством образования.
Некоторые преподаватели США могут полагать, что так много практических занятий, которые занимают несколько часов каждый учебный день, могут отвлекать от академической повестки дня. Однако этот опыт помогает учащимся интерпретировать моральные добродетели в социальном контексте.
Япония подчеркивает связь между моральным и политическим контекстом, делая акцент на воспитании в духе мира. Учебная программа затрагивает темы мира посредством обязательных занятий, запланированных два раза в неделю в младших и старших классах средней школы. Студенты обсуждают мирный процесс, который появляется в литературе и текущих событиях.
Еще одним важным акцентом на международном мире является поездка, которую совершает каждый японский ребенок, — в Мемориальный музей мира в Хиросиме. Основная тема музея — «Дух Хиросимы»: постоянное и непоколебимое стремление к упразднению ядерного оружия и постоянному миру во всем мире. . .Мы должны размышлять критически. . . не только об атомной бомбе, но и о войне и действиях, которые привели к войне. (Мемориальный музей мира в Хиросиме, 2004 г., стр. 26). В музее представлены отрезвляющие выставки артефактов, фотографий и рассказов очевидцев о разрушениях. В 19В 1995 году в городах Хиросима и Нагасаки открылась передвижная выставка в надежде пробудить международное отношение к отмене ядерного оружия. Выставка посещает школы и путешествует по Японии, а также по всему миру.
Текущее насилие по всему миру, а также отдельные случаи насилия и издевательств в некоторых японских школах побудили Министерство образования Японии еще более критически задуматься о важности укрепления учебной программы по вопросам морали и мира. Министерство надеется, что такой подход улучшит моральный климат и что таким образом страна сможет подать лучший пример демократиям во всем мире.
Воспитание персонажей и учебные материалы SEL, мероприятия, уроки и многое другое!
Почему важно воспитывать характер? Сосредоточение внимания на четырех аспектах характера: Моральный характерКачества, которые помогают нам быть лучшими в себе, включая надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботу и гражданственность.
Исполнительский характерКачества, которые помогают нам делать нашу работу наилучшим образом, в том числе самодисциплина, трудолюбие, организованность и уверенность в себе.
Интеллектуальный характерНавыки и качества, необходимые для мотивированного и преданного ученика, критического мышления и творческого решения проблем, включая любознательность, интеллектуальную автономию, скромность и непредубежденность.
Гражданский характерНавыки и качества, необходимые для того, чтобы быть этичным, заинтересованным гражданином, который демонстрирует лидерство, командную работу, вежливость и создает позитивные изменения в своем сообществе.
Достигает роста в: УчебаСтуденты станут мотивированными и преданными учениками, способными к самостоятельному руководству и поиску мудрости. У них будет мышление роста, они будут критически мыслить и творчески решать проблемы, понимать и применять знания, демонстрировать интеллектуальную целостность и решать сложные проблемы. Затем эти навыки переходят из академического контекста в области карьеры.
Социально-эмоциональное обучение (SEL)Учащиеся смогут продемонстрировать самосознание, самоуправление, ответственное принятие решений, социальную осведомленность и навыки взаимоотношений. Студенты, которые развивают социально-эмоциональные компетенции, готовы работать с другими в своей академической, личной и профессиональной жизни.
Гражданство/Лидерство/СлужениеУчащиеся могут использовать свои навыки критического мышления и решения проблем, а также свои социально-эмоциональные компетенции, чтобы быть этичными, заинтересованными гражданами и лидерами, которые служат своей школе, семье, работе и обществу. как заслуживающий доверия, уважительный, ответственный, справедливый и заботливый проводник изменений.
Мы предлагаем множество выдающихся семинаров по повышению квалификации. Динамический ХАРАКТЕР СЧИТАЕТСЯ! инструкторы проводят каждый из следующих интерактивных семинаров по повышению квалификации в формате полдня или целого дня.
12 основных ценностей и навыков: Шесть столпов характера® (надежность, уважение, ответственность, справедливость, забота и гражданственность) являются основой ЧИТАНИЯ ХАРАКТЕРА! мастерские. Мы адаптируем вашу мастерскую под ваши нужды.
Выберите один из следующих вариантов:
- Знакомство с СЧИТАЕМЫМИ ХАРАКТЕРАМИ!
- Повышение вовлеченности родителей
- Управление стрессом
- И многое другое!
См. полный список наших мастерских.
СИМВОЛ СЧИТАЕТСЯ! использует свои Шесть столпов характера: надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботу и гражданство в качестве основополагающей стратегии, используя подход TEAM и включая другие передовые методы воспитания характера.
Узнать больше.
СИМВОЛ СЧИТАЕТСЯ! предлагает множество выдающихся мастер-классов по профессиональному развитию. Динамический ХАРАКТЕР СЧИТАЕТСЯ! инструкторы проводят каждый из следующих интерактивных семинаров по повышению квалификации в формате полдня или целого дня. Мы адаптируем вашу мастерскую под ваши нужды.
Узнать больше.
Ознакомьтесь с нашими бесплатными планами уроков по обучению персонажей K-12! Уроки доступны для поиска по уровню обучения и Six Pillar. Также доступны ресурсы для семей.
Узнать больше.
Наш интернет-магазин предлагает широкий выбор материалов для обучения характеру и SEL, а также информационные материалы. Материалы также доступны на испанском языке.
Узнать больше.
Программа ESSENTIALS, разработанная для педагогов, работающих с молодежью средних и старших классов, представляет собой научно-исследовательскую программу, в которой основное внимание уделяется десяти важным компетенциям, необходимым для успеха в школе, внеклассных занятиях, работе и за ее пределами. Модули соответствуют Шести столпам характера и основным компетенциям социально-эмоционального обучения (SEL) CASEL: самоуправлению, самосознанию, социальной осведомленности, навыкам взаимоотношений и ответственному принятию решений.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о ESSENTIALS
СЧИТАЕТСЯ ПЕРСОНАЖЕЙ! Социально-эмоциональные результаты
Школы, участвующие в СЧИТАЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ! отмечают положительные результаты в успеваемости, социальных и эмоциональных навыках, школьном климате и развитии характера.
Устные перепалки снизились на 68%.
– Риверсайд Брукфилд Хай, Иллинойс
88% учителей говорят, что учащиеся чувствуют себя в большей эмоциональной и физической безопасности благодаря СЧЕТУ ХАРАКТЕРОВ!
– Пуэрто-Рико
Посмотреть другие результаты.
«ПЕРСОНАЖ СЧИТАЕТСЯ! такая неотъемлемая часть того, что мы демонстрируем здесь, в начальной школе Норт-Пайк. Мы были рады предложить обучение нескольким нашим новым преподавателям, чтобы они могли лучше погрузиться в наш СЧЕТЧИК ПЕРСОНАЖЕЙ! общая программа.