Разное

Картинки со звуком ы в середине и в конце слова: Жилье есть звук ы. Звук, гласная буква Ы. Работа над новым материалом

Содержание

“Звук и буква Ы. Грибы”

Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Звук и буква Ы. Грибы»

Цель: познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы», познакомить с понятием «грибы».

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ы;

– формировать умение согласовывать имена числительные и имена существительные;

– расширять лексический словарь по теме «Грибы»;

коррекционно-развивающие:

– автоматизировать звук Ы в слогах, словах, предложениях и тексте;

– развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;

– развивать внимание, память, общую и мелкую моторику;

коррекционно-воспитательные:

– воспитывать у детей чувство любви к лесу и бережное отношение к нему;

– воспитывать активность, самостоятельность.

Оборудование: картинка с изображением буквы Ы, набор предметов для игры в «Лото», раздаточный набор сигнальных карточек (синих, красных и зеленных квадратиков) для составления схем слогов и слов, игрушка еж, простые карандаши, цветные карандаши, раздаточные альбомы «Я буду писать правильно», картинки с изображением грибов, раздаточные альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

Ход:

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей. Сегодня на занятии мы узнаем много интересного и, конечно же, поиграем.

2. Развитие мелкой моторики: «Опята»

Логопед: Давайте сначала поиграем с нашими пальчиками. Игра называется «Опята»:

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки

Мама, папа, брат и я

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями вверх

Есть у каждого своя

«Крыша» из ладошек

3. Знакомство с буквой и звуком Ы

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Ы. Посмотрите на доску, вы видите, что буква Ы – красного цвета, значит это какая буква? (Ответы детей). Когда мы произносим звук Ы, то во рту нет никаких преград, звук Ы поется, губы растягиваются в улыбке, а язык немного приподнимается и располагается в середине нашего рта. Давайте хором произнесем звук Ы (произносят дети и логопед). Молодцы, а теперь давайте по одному произнесем звук Ы (произносят дети индивидуально). Молодцы!

4. Развитие фонематического слуха

Логопед: Я предлагаю вам сыграть еще в одну игру «Лото». Вот правила игры: вы видите на своих столах кружочки с различными картинками и квадратики красного цвета. Найдите те картинки, в названии которых есть звук Ы и положить на эту картинку красный квадратик. Посмотрите на доску. Вы видите такие же картинки и красные квадратики. Я произношу название одной из картинок, например, мышь – в этом слове есть звук Ы, я закрываю эту картинку красным квадратиком. Я поизношу слово гусь – в этом слове нет звука Ы, значит я не закрываю картинку красным квадратиком. Итак, начинаем игру (продолжительность 2-3 минуты). А теперь давайте проверим, все ли у нас сошлось (ответы детей). (Приложение №1).

Логопед: Вот еще одна игра в которую мы поиграем, называется «Домик». Определите место звука Ы в следующих словах, где звук в начале, в середине или в конце слова: рыжик, зубы, синицы, грибы, дым (ответы детей). (Приложение №2). Обратите внимание, что нет слов, которые начинались бы со звука Ы, т.е. на звук Ы нет слов в русском языке.

5. Автоматизация звука Ы в слогах, словах, предложениях и текстах

Логопед: Теперь, я вам предлагаю составить схемы слогов ПЫ, ЫП. Сколько звуков в слоге? Какие это звуки? Звук П твердые или мягкий? (ответы детей). Вы видите у себя на столе красные, синие и зеленые квадратики. Используя их, выложите схему слога ПЫ, ЫП.

Логопед: К нам в гости забежал еж, а зовут его ПЫХ (показать детям мягкую игрушку ежа). Он просит, чтобы мы составили схему его имени. Давайте выполним просьбу ежика и порадуем его. Итак, в слове ПЫХ сколько звуков? Какой первый, второй, третий? Звуки П и Х твердые или мягкие? (ответы детей). Составляем схему слова ПЫХ, используя наши разноцветные квадратики (каждый ребенок составляет схему, затем обсуждают получившуюся схему). Молодцы! Ежик Пых нам очень благодарен! А теперь он просит нас составить схему предложения: «Ежик Пых спит зимой». Сколько слов в предложении?

(ответы детей). Давайте запишем схему предложения на доске (по желанию пригласить ребенка к доске). Ежику надо бежать домой, он вам говорит огромное спасибо и до свидания!

6. Физкультминутка «Запретное движение»

Логопед: Сейчас мы немного подвигаемся, вы будете выполнять различные движения, например, руки вверх, руки вниз, руки на поясе, присели, встали, руки перед собой, но запретным движением будет «руки на поясе», т.е. его нельзя выполнять. Выигрывает тот, кто будет самым внимательным и не выполнит запретное движение. А тот, кто все же выполнит, садится на стул.

7. Связь звука и буквы. Работа в тетрадях

Логопед: Послушайте стишок, в котором описывается буква и звук Ы:

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилось буква Ы-

Все мы знать ее должны.

Логопед: Возьмите ваши тетради, откройте на странице 12 (на доске написать цифры, можно проговорить «1 и 2»). Задание № 2: напишите букву Ы до конца строки. Посмотрите, как я это делаю! Возьмите ваши простые карандаши и выполните задание. Молодцы! Задание №3. Раскрась только буквы Ы. Возьмите красные карандаши и выполните задание (контролировать выполнение заданий детьми).

8. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Работа в альбомах Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»

Логопед: Возьмите ваши тетради и откройте их на странице 23 (на доске написать цифры, можно проговорить «2 и 3»), что вы видите? (ответы детей, на доске висят картинки с грибами тоже). Давайте познакомимся с названиями грибов: подосиновик, сыроежка, лисичка, подберезовик, белый гриб (боровик), опенок, бледная поганка и мухомор

(логопед и дети вместе называют грибы). Где растут грибы? Строение грибов (ножка, шляпка) (ответы детей).

Логопед: Вы знаете, что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Какие грибы съедобные? Какие несъедобные? (ответы детей). А вы знаете, почему подосиновик называется «подосиновиком» (др. примеры).

Дидактическая игра «Жадина»

Логопед: Теперь давайте превратимся в жадин и выберем себе по грибочку. Я говорю: «Мой опенок», далее дети.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед: Переверните страничку 24 № 6 (на доске написать цифры, можно проговорить «2 и 4»). Ребята, закончите предложение:

1. Старый гриб большой, а молодой гриб – «маленький»

2. У подберезовика ножка толстая. А у подосиновика – «тонкая»

3. Сыроежка – съедобный гриб, а мухомор «ядовитый».

Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед: Переверните страничку 26 № 9

(на доске написать цифры, можно проговорить «2 и 9»). Рассмотрите внимательно картинки и назовите, что оказалось лишним в лукошке у Тани и в корзине у Вани. Почему? (ответы детей).

Упражнение «Считай и называй»

Логопед: Теперь упражнение № 10 на этой же странице. Посмотрите Михайло Потапыч,

Настасья Петровна и Мишутка ходили в лес собрать грибы. Посчитайте и расскажите, сколько грибов и каких нашел каждый грибник в лесу? Например: Михайло Потапыч нашел 4 мухомора и 3 сыроежки (ответы детей).

9. Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, что мы узнали на занятии: (ответы детей: буква и звук Ы – гласный, обозначается красной фишкой; познакомились с названиями грибов и теперь знаем, какие грибы можно кушать, а какие нельзя и др.) А теперь давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними (до свидания).

Список литературы:

1. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий» Москва, Гном, 2017

2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы», Москва, Гном, 2017

3. О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы», Москва, Гном, 2017

4. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом №1» Москва, Гном, 2015

Приложение №1

Приложение № 2

Читаем с буквой ы. Буква “Ы”, обучение грамоте. Пример занятия. Нахождение звука «ы» в словах

Оборудование: картинки: мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы. Набор картинок для самостоятельной работы. Карточки-схемы. Карточки со зрительными диктантами. Буквы.

Ход занятия

1. Оргмомент. для губ с физическими упражнениями.
2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «ы».

Мы будим произносить звук, находить звук в словах и тексте, познакомимся с буквой Ы.

3. Нахождение звука «ы» в словах.

Перед детьми выставляются . Дети называют картинки и место звука в слове. Повторяется, что звук «ы» встречается только в середине или в конце слова.

4. Нахождение звука «ы» в тексте.

Дети, послушайте сказку про двух мышат. Постарайтесь запомнить слова со звуком «ы».

Вопросы к сказке. Кто сидел в чулане? (Мыши).

Что грызли мыши? (Тыкву). Что сказал кот, заглянув в чулан? (Что вы делаете?). Как ругалась хозяйка на кота? (Ах ты проказник!) Назовите ещё раз слова со звуком «ы».

Физминутка.

Подвижная игра «Ах, как мыши надоели всё погрызли, всё поели.

Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловку

Переловим всех за раз.

5. Знакомство с буквой Ы.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы-

Все мы знать её должны.

Работа по карточке. Дети обводят или закрашивают букву Ы. Называют слова на карточке, определяют место звука «ы» и закрашивают нужный квадрат или печатают букву Ы. У.Слуховой диктант.

Логопед называет звуки, дети подбирают нужные буквы.

6. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях.

Дети, вспомните, что может идти? (Обратить внимание на вопросы кто? что? т. к. дети их путают).

А вы знаете, что идти может ещё и время?

Как мы узнаём время?

По часам.

Где вы видели часы?

Как они называются?

Перед детьми выставляются различные виды часов.

Эти часы носят на руке. Они наручные.

Эти часы висят на стене. Они настенные.

Эти часы стоят на столе. Они настольные.

Это часы игрушка. Они игрушечные.

А если часы висят на улице, как их называют?

Уличные часы.

Повторить названия часов.

7. Развитие слухового внимания. Хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ы».

Волы, мыло, совы, кот, сын, пыль, дым, сон, козы, трубы, дыня, арбуз, тыква.

8. Итог занятия. Оценка работы детей.


Слова с буквой Ы в середине слова : крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова : машины, шары, столы,

Загадки про букву Ы ()
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква…

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: “кроты”,
“Бусы”, “сыр” и в слове “мы”.
Ты запомни букву…

Стихотворения про букву Ы () (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.

В русском языке, увы,
Не бывает слов на “Ы”.

Странный звук у буквы “Ы”:
Он как “И”, но твёрже “Ы”.
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис – в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське – брЫсь!

Букве Ы не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах

МЫ проходим букву “Ы” ,
В слове есть она “штанЫ”,
В слове “дЫм” и в слове”бЫк”,
К этой букве тЫ привЫк?

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах “кроты”,
“Бусы”, “сыр” и в слове “мы”.
Ты запомни букву “Ы” !

МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.

СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.

Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы» .

Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ – съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР – нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ – вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД – жадиной быть – стыд.
МЫ-МЫ-МЫ – ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ – из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ – будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН – в огороде сын.

Скороговорки с буквой Ы ()
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.

– Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
– Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?

Изображения буквы Ы


Поговорим с буквой Ы ()
– Что ты любишь кушать?
– Сыр.
– Каких животных ты знаешь?
– Мышь, крыса.
– Чем ты моешься дома?
– Мылом.
– Чем ты любишь заниматься?
– Прыжками, лыжами.
– Какие растения ты знаешь?
– Дыня, тыква.

Дефектология – звук [Ы].
Мой ребёнок не умел выговаривать звук [Ы]: у него что МИШКА, что МЫШКА – всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую…

Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку – вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить “И”. Когда ребёнок поймёт, где образуется звук “Ы”, то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет “И”. Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть “бугром”, а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук “И”, затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук “Ы”, пусть говорит “КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ” – именно звук “Г” поможет языку отодвинуться назад.
5) Произносить долгое “Ууууууууу”, а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук “Ммммммммм”, потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке – получится “мммммыыыыы”.

У нас получилось!!! 🙂 Теперь звук “Ы” есть, только надо чуть потренироваться несколько дней:) Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).

Сказка про букву Ы ()

Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.

Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.

Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:

Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.

Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.

Что может убедить тебя вернуться? – тогда спросили буквы.

Анжела
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа ) Тема : Звук [Ы] и буква ы

Подготовила : воспитатель

Горячева Анжела Вячеславовна, город Урай.

Цели :

1. Знакомство с буквой Ы .

2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах , словах, предложениях.

3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.

5. Формирование положительной установки на участие в занятии , доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление , умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Задачи :

Образовательные : познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы , учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа .

Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.

Воспитательные : воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию ; настойчивость.

Оборудование : набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы

Ход занятия:

1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи ? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки .

А для чего мы учим буквы ? (Для того, чтобы научиться читать) .

Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки , правильно их произносить.

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой . Поучимся находить этот звук в словах .

Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

А звуки [а , о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком . Послушайте, какие песенки я вам пропою : аы – оы – уы.

Какой новый звук вы услышали ?

Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук . И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы .

2.-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много» . Я называю один предмет, а вы много : Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода – ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор – дворы, забор – заборы, комар – комары, топор – топоры.

А теперь давайте вместе пропоем звук ы ; – громко, тихо, кратко, длинно.

Дыхательная гимнастика

Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы» , раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук . Ветерок стих, стал легким (высоким голосом) . Повторить.

Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики – где много предметов (играет музыка) . Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы .

Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы , которые называли мальчики.

Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове :

Шла коза,

Навстречу – … (козы) .

Здесь – берёза,

Там – … (берёзы,

Рядом дуб,

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

Звук Ы у нас особенный . Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Губы открыты или смыкаются? (открыты) .

Зубы открыты или смыкаются? (открыты) .

Где находится язык? (он лежит на дне рта) .

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет) .

4. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

Ребята какие бывают часы : на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные) . Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины) . На других шьют, значит это… (швейные машины) . Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины) .

5. Образование существительных множественного числа.

У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети) .

У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды .

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы .

На скотном дворе у звука [ы] не корова , а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы) .

И дома у звука [ы] не комната , а (комнаты, не диван, а (диваны) .

Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова , предметов стало больше.

Попробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

6. Динамическая пауза.

Немного отдохнем.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке – целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире – вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре – восемь дыр. (попрыгать на месте)

Повторим.

7. Способствовать четкому произношению звука “Ы” в словах.

-Ребята отгадайте загадки :

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло) .

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой :

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи) .

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы) .

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба) .

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка) .

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез. (Дым)

8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.

Мышка мыла

мылом нос,

Мыла уши,

мыла хвост,

Мыла так,

что стала белой,

И от счастья

мыло съела.

вопросы :

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .

Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно ) .

Вывод : Как мы называем звуки , при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные) . Каким условным цветом обозначаем гласный звук ? (Красным) . Ребята вам понравилось занятие ? Вы все молодцы!


    Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву А». Как известно, алфавит начинается с буквы А, так что именно ее мы и будем учиться писать в первую очередь. Обведите зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита


    Последняя буква алфавита, с которой вы познакомитесь в онлайн игре «Учим букву Я», хорошо известна каждому ребенку. Пришло время узнать, как она пишется, а также научиться отличать ее среди других букв. Учебный процесс представлен в занимательной игровой форме, так что будет инте


    Мягкий знак хорошо знаком каждому из взрослых, однако у детей он нередко вызывает определенные трудности, избежать которых поможет вам онлайн игра «Учим букву Ь». Благодаря ей дети научатся писать эту букву на компьютере и быстро находить ее среди других множества других варианто


    Даже если ваш ребенок уже немножко выучил буквы, эту информацию надо постоянно закреплять, а поможет ему в этом флеш игра «Учим букву С». Для начала запомним, как она пишется, для этого надо нарисовать контуры будущей буквы. Второй этап – на узнавание, кликните на каждую из найде


    «Учим букву М» – флеш игра, которая поможет вам поближе познакомить своего малыша с четырнадцатой буквой алфавита. При этом ребенок не просто научится ее писать, он научится также отличать ее среди других букв, что обеспечивает игре важный обучающий момент.


    Двенадцатая буква алфавита, которой посвящена флеш игра «Учим букву К», довольно часто распространена в нашем языке, и поэтому надо научиться хорошо писать ее и отличать от других букв. Несколько несложных тренировок, и ваш ребенок будет относиться к этой букве как к старой добро

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы”».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы”?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны – Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны – Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.

Конспект звук и буква ы

Тема: Гласный звук [ы], буква ы.

Цель: Знакомство учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.

Задачи: -создать условия для формирования умений:

*называть изученный звук, выделять его из слов;

* читать слоги и слова с буквой ы;

– обеспечить ы ходе урока закрепление основных умений:

*различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие звуки;

*проводить звукобуквенный анализ простых слов;

– содействовать развитию:

* умения наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число):

*фонематического слуха, речи, внимания учащихся;

– способствовать воспитанию положительных личностных качеств.

Оборудование: предметные картинки, букварь.

Ход урока

1.Организационный момент.

– Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

Урок чтения начнем!

– Проверим готовность к уроку. У вас на столах должен быть букварь, пенал, карандаши. Молодцы.

Мотивация к деятельности. Повторение ранее изученного материала.

– Ребята давайте с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Я подготовила вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.

На доске 5 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

То услышу букву …У

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква…М

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» –

Так хохочет буква …Х

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву …О

– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)

– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).

– Молодцы сейчас охарактеризуйте наши звуки. Назовите звук, определите кокой он? (гласный или согласный), каким цветом обозначаем (красным или синим)

–Молодцы, вы справились с этим заданием. Эти пять букв живут в нашем алфавите .

– Прочитайте слоги из этих букв. (ма, му, мо,ам, ум,ом, ха, ху, хо, ах, ух, ох)

Прочитайте слова (Мама, уха, муха, мох) Назовем .

А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)

Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с новым жителем алфавита. С новым звуком и буквой.

2. Основная часть

Знакомство с новым звуком

– Скажите, что я держу в руке (шар)

– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)

– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы)

– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)

– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)

– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)

–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)

– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)

– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?

(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)

– С каким жителем алфавита мы знакомимся сегодня? С каким звукам мы познакомимся?

–А теперь мы познакомимся с печатной буквой ы, которая обозначает звук ы

(Учитель переворачивает карточку). На что похожа буква ы?

-Послушайте внимательно стихотворение.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву

(Е.Благинина)

Бывает эта буква

В конце капусты, брюквы

И в середине дыни.

(Е.Григорьева, И.Гамазкова)

– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)

Физкультминутка

– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, хлопаем в ладоши, если нет садимся на корточки.

рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка, фигуры, цветы, обруч, часы.

Работа с учебником (ст.16)

-Откроем букварь на ст.14. Что мы видим вверху страницы? (букву ы). Что можем сказать про букву глядя на рисунки? (буква бывает печатная и письменная, только строчная)

-Молодцы. Ниже нарисованы три картинки. Назовем их, выделим звук ы в словах с опорой на схему. (Сыр, шары, рыбы)

-Рассмотрим первую картинку. Что это? (сыр)

-Где находиться наш звук ы слове? (с середине слова)

-Какой звук слышим в начале слова? (звук с)

– Кокой он? (гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)

– Какой звук слышим в конце слова? ( звук р)

– Кокой он? (гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)

Аналогично проводится звукобуквенный разбор слов шары, рыба.

Чтение слогов, слов.

Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)

Рассмотрим рисунок.

– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю

– Кукла (указывают на левый рисунок)

– Куклы (указывают на правый рисунок)

– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)

– Мы продолжим придумывать пары к словам

– Машина – (Машины)

– Машина, а какую именно машину вы представили?

– корзина – (корзины)

– игра – (игры)

– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?

– помидор-(помидоры)

 Игра  
– Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, где стоит звук ы в слове(в середине слова или в конце слова)
(сыр, рыба, дыня, мыло, тыква, часы, ножницы, цветы, пчелы, фигуры.) 
-Молодцы!

3. Итог урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Сегодня на уроке мы познакомились с новым гласным звуком ы.

– Продолжите предложение «Сегодня на уроке я научился…» (ответы учащихся)

-Какое настроение у вас? (ответы учащихся)

-Урок закончен.

“Знакомство с буквой Ы”

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, фломастеры.

 Ход занятия:

        I.  

        – А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

        – Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

        – Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

        – Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

        

        Звук – невидимка спрятался в часы,

         А его братишка – дедушке в усы.  

        

        Дети называют звук [ы].

        2) Артикуляция звука

        – Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

        3) Характеристика звука.

        – Звук [ы] – гласный.

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

        – Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим  [ы],

        На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

        Выделение звука  [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

        II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы        – Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

        – Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

        На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы

        4) Образование существительных множественного числа.

        – Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

        – Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

        – Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        – У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

        – У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        – У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

        – На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        – И дома у звука [ы]  не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

        – Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

        

        Физминутка

        III. а) Знакомство с буквой

        – С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

        – Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        б) Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву.

        – Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

        – А палочки одинаковые или разные?

        Работа с ножницами.

        – Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.

        Дети разрезают розданные им буквы.

        В) Синтез образа буквы.

        – А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.

        Упражнение «Покатай фломастер».

        – А сейчас возьмите фломастер, покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.

        Дети работают  в тетради. Как только дети заканчивают писать

        IV.

        

        3) Подведение итога занятия.

        – Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

        – Где вам это может пригодится?

        – На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться

Урок грамоты 1 класс ” Звук и буква Ы” – Начальная школа – В помощь учителю – Наша библиотека

Тема : Звук и буква ы. Будем, будем умываться!
Цели: запоминание графического облика букв Ыы, Ы: чтение и письмо; перевод звуковой схемы в звуко-буквенную; развитие связной речи по картинке «Будем ,будем умываться!».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
– Мы отправляемся в путешествие к реке по лесной дорожке.
– Посмотрите, дорожку завалило “камнями”. (На доске слоги)
– Расчистим, а “звуковички” нам помогут.
– Какие звуки обозначают эти “звуковички”? (И, а, о)
– Что общего? (Гласные звуки)
– Что знаете о гласных звуках?
– Сложим “камни” в пирамидки.
– Читаем слоги.
– Повторили гласные звуки, почитали слоги.
– Путь свободен.
– Идём по дорожке.
3. Формирование темы урока.
Зашли в лес и навстречу нам РЫСЬ ( задание)
Назовите одинаковый звук в словах .
Самые обычные предметы нас встречают на пути. Назовите их (картинки рысь, тыква, рыбы, бусы).
– Что их объединяет? (Звук (ы))
– Какое слово может быть лишним? (Рысь)
– Почему? (1 слог)
– Составить схему этого слова. Назовите 2 звук (ы). Характеристика.
– А много ли слов знаете со звуком (ы)? Игра “Кто больше?”
– Определили гласный звук (ы).
• Вывод: Звук Ы гласный.
4.Физминутка. Мышка( с заданием)
Составление букета. Выбрать только те цветы, в которых в названиях которых еть звук Ы. Если в слове есть звук ы шаги на месте, если звука ы нет стоите на месте и наклоняетесь влево –вправо. Красный георгин,белый ландыш,синий колокольчик,разноцветные анютины глазки,голубые незабудки,жёлтый тюльпан,чёрная роза,бордовый пион.

4.Работа с буквой. Совы( задание)
Мы вспомнили звук ы. что теперь можем сделать? Буква ы пришла к нам на урок не одна , а с подружками. Найдите Букву Ы. а кто мне назовёт имя этой буквы. На что похожа буква. Какое место на ленте букв мы отведём букве Ы? Почему?
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.
– Почему должны знать букву ы? (Читать)
– Учимся читать слоги. (Чтение в спутнике))
– Прочитали слоги с буквой ы.
Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке – целый мир,
В каждом мире – вкусный сыр,
В каждом сыре – восемь дыр.
Вопрос для самых внимательных:
В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?
Назовите. (Дети называют слова.)
– Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.
Дети приводят примеры слов.
– Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].
Вывод: звук [ы] в начале слова в русском языке не произносится, вот в казахском языке есть.
Даже есть слова ,которые пишутся с заглавной буквы. Например: казахский педагог-просветитель, писатель,фольклорист, общественный деятель, ученый-этнограф. Автор казахских учебников- Ыбырай Алтынсарин( фото)
Физминутка .
Подготовка руки к письму.
6. Работа в прописи.стр.12-13.
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)
– Где в слове – отгадке слышится звук [ы]?
– Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)
Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.
Письмо строчной ы
Письмо заглавной ы
Письмо слогов.
7. Развитие речи.
Вышли к реке и увидели кого( загадка)?
Начальник умывальников и мочалок командир .(Мойдодыр).
Чтение отрывка. Беседа по отрывку. Почему Мойдодыр ругал мальчика? Кто стал другом для мальчика?
Итог урока.
– О каком звуке мы говорили? Какой буквой обозначается? Назовите её имя.Что интересного узнали?

Тема урока «Звук [ы] и буквы Ы ы». | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан

Тема урока «Звук [ы] и буквы Ы ы».