Картинки на звук з для детей: Автоматизация звука З материал и логопедические игры скачать
Авторские логопедические упражнения для автоматизации звуков с использованием массажных ладошек «Звуки на ладошках»
Библиографическое описание:Коньшина, Д. С. Авторские логопедические упражнения для автоматизации звуков с использованием массажных ладошек «Звуки на ладошках» / Д. С. Коньшина, И. А. Зеленцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7659/ (дата обращения: 19.02.2023).
Одним из важнейших условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики.
В 1928 г. В. М. Бехтерев установил связь тонких движений кисти и речи. Он отмечал, что движения рук оказывают стимулирующее влияние на речевое развитие. А М. М. Кольцова (1973) предположила, что движения пальцев рук могут стимулировать созревание коры больших полушарий и ускоряют развитие речи ребёнка. Речевые височные доли головного мозга стимулируются кинестетическими импульсами от движений пальцев рук (Волкова).
И. М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Чаще всего у детей с нарушениями речи отмечается и нарушения пальцевого праксиса.
Эти факты констатируют потребность в сочетании логопедического воздействия и формированием мелкой и общей моторики ребёнка.
Упражнения, направленные на тренировку пальцевого праксиса, оказывают также и оздоровительный эффект. Кисть насыщена акупунктурными зонами. То есть, воздействие на определённые зоны стимулируют функционирование различных органов нашего организма.
Такая активизация положительно влияет на весь организм в целом, в том числе и на речь.В комплексе представленных ниже упражнений используется массажная ладонь. Именно с её помощью происходит стимуляция тактильной чувствительности и достигается массажный эффект.
Цель упражнений — автоматизация звуков на разных этапах работы.
Методическая разработка может быть использована в работе с детьми старше 6 лет учителями-логопедами, педагогами-психологами, нейропсихологами, учителями-дефектологами.
Упражнение «Раз, два, три за мною повтори»
Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.
Задачи:
— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;
— дифференцировать тактильные ощущения;
— развивать концентрацию внимания;
— продолжать формировать зрительную и слуховую память.
Оборудование: массажные ладошки, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук
Ход: просим ребёнка положить свою ладонь на массажную ладошку.
Работа над изолированным звуком: загибаем пальцы своих рук и просим ребёнка поднять/нажать своими пальцами в той же последовательности на ладошке и при этом каждый раз проговаривать звук.
Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем гласные звуки (А, О, У, Ы, Э). Кладём рядом символы гласных или приклеиваем стикеры на палец ребёнка с ними. Снова загибаем свои пальцы, просим запомнить последовательность. Ребёнок повторяет, поднимая нужный палец или нажимая им на ладошку.
Работа в словах: выкладываем для каждого пальца фигурку/картинку и выполняем те же действия, что и написаны выше. Только сейчас ребёнок будет проговаривать слова.
Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем героев (например, для звука Л это могут быть белка, слон, осёл и т. д.), а для остальных различные предметы: лампа, ласты, лук и т. д. Первым загибаем тот палец, которому соответствует герой, а второй (и третий) — предмет. В итоге ребёнок поднимает/нажимает пальцами на ладошке и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у слона лампа и лук и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример стол, стул, посылка). И тогда первым загибаем палец, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в посылке ласты и лампа.
В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.
Усложнение:
— задействуем две руки одновременно. Загибаем свои пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок воспроизводит такую же последовательность и произносит звук/слог/фразу;
— убираем зрительную опору и даём слуховую: называем пальцы, которые необходимо поднять — указательный, большой, мизинец. Тренируем слухоречевую память.
2. Упражнение «Угадай на ощупь»
Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.
Задачи:
— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;
— дифференцировать тактильные ощущения;
— развивать концентрацию внимания;
— продолжать формировать зрительную и слуховую память;
— закреплять названия пальцев рук.
Оборудование: массажные ладошки, сенсорная муфта/деревянный тактильный куб/ширма, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук.
Ход: На массажную ладошку выкладываем символы гласных звуков, фигурки/картинки на отрабатываемый звук. Просим ребёнка спрятать свою ладонь в сенсорную муфту/тактильный куб или просто закрыть глаза и положить ладони перед собой.
Работа над изолированным звуком: аккуратно задеваем несколько пальцев ребёнка, спрятанных в муфту.
Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем гласные звуки (А, О, У, Ы, Э). Кладём рядом символы гласных или приклеиваем стикеры на палец ребёнка с ними. Таким же образом последовательно задеваем пальцы ребёнка и при этом произносим слоги. Для каждого пальца — свой слог. Затем просим выложить символы гласных на массажную ладошку в соответствии с тем, какой палец был задет и какой слог соответствовал ему.
Или можно предложить отклеить стикер, с написанными гласными, с массажной ладошки и произносить слоги соответственно тому, в каком порядке были задеты пальцы.
В этом случае, ребёнок должен спроецировать свои пальцы с пальцами на массажной ладошке.
Работа в словах: Задевая палец, проговариваем слова. Задача ребёнка запомнить, какое слово соответствует какому пальцу. Затем предлагаем выложить для каждого пальца фигурку/картинку, в соответствии с той последовательностью, которую предложил педагог.
Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем героев (например, для звука Л это могут быть белка, слон, осёл и т. д.), а для остальных различные предметы: лампа, ласты, лук и т. д. Первым задеваем тот палец, которому соответствует герой, а второй (и третий) — предмет. В итоге ребёнок поднимает/нажимает пальцами на ладошке и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у слона лампа и лук и т. д.
В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.
Усложнение:
— задействуем две руки одновременно. Задеваем пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок выкладывает материал, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.
3. Упражнение «Надевай-ка»
Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.
Задачи:
— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;
— дифференцировать тактильные ощущения;
— развивать концентрацию внимания;
— продолжать формировать зрительную и слуховую память;
— закреплять названия пальцев рук;
— тренировать пальцевой праксис.
Оборудование: массажные ладошки, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук, резинки разных цветов.
Ход: На массажную ладошку (на каждый палец) выкладываем резинки/символы гласных звуков, фигурки/картинки на отрабатываемый звук.
Работа над изолированным звуком: Педагог загибает свои пальцы или последовательно произносит названия пальцев, или называет цвет резинки. А ребёнок запоминает последовательность и надевает резинки на соответствующие пальцы. При этом необходимо учитывать чёткую последовательность, которую продемонстрировал педагог и произносить звук.
Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем гласные звуки (А, О, У, Ы, Э). Кладём рядом символы гласных или приклеиваем стикеры с символами гласных звуков. Называем цепочку слогов, ребёнок соотносит гласный звук с соответствующим пальцем, надевает резинку и синтезирует слог с автоматизируемым звуком. Важно, соблюдать правильную последовательность слогов и соотнесение с нужным пальцем.
Работа в словах: каждому пальцу на ладошке присваиваем картинку/фигурку. Называем последовательно слова/названия пальцев/загибаем собственные пальцы, а ребёнок запоминает и надевает резинки последовательно на каждый палец и произносит слова.
Если дети работают в паре, то можно предложить надевать резинки друг другу или по очереди.
Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем картинки/фигурки героев (например, для звука Р это могут быть крот, робот и т. д.), а для остальных различные предметы: ромашка, груша, виноград и т. д. Первым загибаем тот палец, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок надевает резинки на соответствующие пальцы своей руки и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у робота ромашка и груша и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример ранец, коробка). И тогда первым загибаем палец, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в коробке груша и виноград.
В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.
Усложнение:
— задействуем две руки одновременно. Загибаем пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок выполняет действия, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.
5. Упражнение «Рыбалка»
Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.
Задачи:
— акреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;
— дифференцировать тактильные ощущения;
— развивать концентрацию внимания;
— продолжать формировать зрительную и слуховую память;
— закреплять названия пальцев рук;
— тренировать пальцевой праксис.
Оборудование: массажные ладошки, картинки с символом автоматизируемого звука или рыбки с магнитом, картинки с символами гласных звуков, предметные картинки на отрабатываемый звук, скрепки, удочка с магнитом.
Ход: Для начала, необходимо на каждую картинку надеть скрепку.
Перед ребёнком массажная ладошка, рядом картинки со скрепками и удочка. Рассказываем о том, что сегодня у нас будет очень необычная рыбалка. Вместо рыбы у нас — картинки. Чтобы ловко их поймать, направляй удочку на скрепку.
Работа над изолированным звуком: Педагог загибает свои пальцы или последовательно произносит названия пальцев, или задевает пальцы ребёнка, у которого в этот момент закрыты глаза. А ребёнок запоминает последовательность, ловит картинки удочкой и кладёт на соответствующие пальцы. При этом необходимо учитывать чёткую последовательность, которую продемонстрировал педагог, и произносить звук.
Когда все пальцы на ладошке заняты, можно вернуть таким же образом картинки обратно: задеваем пальцы ребёнка, и ловим картинки именно с этих пальцев на массажной ладошке и произносим звук.
Работа в слогах: каждому пальцу на ладошке присваиваем картинки с символами гласных звуков (А, О, У, Ы, Э). Ход выполнения описан выше.
Работа в словах: каждому пальцу на ладошке присваиваем картинку, в названиях которых автоматизируемый звук. Называем последовательно слова/названия пальцев/загибаем собственные пальцы, а ребёнок запоминает и ловит удочкой картинки и выкладывает последовательно на каждый палец и произносит слова.
Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем картинки (например, для звука С это могут быть сова и пастух и т. д.), а для остальных различные предметы: сок, маска, бусы и т. д. Первым загибаем/задеваем тот палец, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок надевает резинки на соответствующие пальцы своей руки и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у совы маска и бусы и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример скамейка, сундук). И тогда первым загибаем палец, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в сундуке маска и бусы.
В случае использования двух рук, для одной можно присвоить только фигурки/картинки со значением «героев и мест», а для другой остальные предметы.
Усложнение:
— задействуем две руки одновременно. Загибаем пальцы, но уже на обеих руках. Ребёнок выполняет действия, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.
6. Упражнение «Хлоп-хлоп»
Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.
Задачи:
— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;
— дифференцировать тактильные ощущения;
— развивать концентрацию внимания;
— продолжать формировать зрительную и слуховую память;
— тренировать пальцевой праксис;
— совершенствовать пространственные представления.
Оборудование: массажные ладошки основных цветов (правая/левая) или ладошки, вырезанные из картона, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук, помпоны/резинки/камни марблс основных цветов (или вырезанные из цветного картона кружки)
Ход: Выкладываем массажные ладошки желтого, красного, синего и зелёного цвета. При этом можно взять и левую и правую ладони, чередуя их.
Работа над изолированным звуком: Для начала предлагаем ребёнку хлопать по ладони, определяя правой или левой рукой действовать, и произносить звук. Затем можно предложить последовательность цветов ладоней. Тогда ребёнку нужно ориентировать на цвет и подбирать правой или левой рукой хлопать. Ребёнок запоминает последовательность, хлопает и произносит звук. Таким же образом можно называть пространственное расположение ладоней: правая-правая-левая-правая. И тогда, ориентиром служат пространственные представления. Ребёнок воспроизводит нужную последовательность и произносит звук.
Работа в слогах: каждому цвету присваиваем картинки с символами гласных звуков (А, О, У, Ы, Э). Затем педагог произносит цепочку слогов (учитывая зону ближайшего и актуального развития). Ребёнок соотносит символы гласных с нужным цветом и хлопает по ладоням в нужной последовательности, повторяя слоги.
Работа в словах: каждому цвету присваиваем картинку, в названиях которых автоматизируемый звук. Называем последовательно слова/цвета, а ребёнок запоминает и хлопает последовательно по ладоням, повторяя слова.
Работа с фразами: для двух цветов выкладываем картинки (например, для звука С это могут быть сова и пастух и т. д.), а для остальных различные предметы: маска, бусы и т. д. Первым называем цвет, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок хлопает по ладошкам и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у совы маска и бусы и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример скамейка, сундук). И тогда первым называем цвет, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в сундуке маска и бусы.
6. Упражнение «Хлоп-щёлк»
Цель: автоматизация звука на разных этапах работы.
Задачи:
— закреплять правильную артикуляцию звука в разной позиции;
— тренировать переключение движений;
— развивать концентрацию внимания;
— продолжать формировать зрительную и слуховую память;
— совершенствовать пальцевой праксис;
— развивать чувство ритма.
Оборудование: массажные ладошки, стикеры с символами гласных/артикуляцией гласных звуков, деревянные фигурки/картинки на отрабатываемый звук, помпоны / камни марблс /шишки / каштаны / фундук / деревянные кубики или любой другой материал, доступный для отщелкивания.
Ход: Выкладываем на пальцы массажной ладошки помпоны (кроме большого) или любой другой доступный для отщёлкивания материал.
Работа над изолированным звуком: Предлагаем ребёнку положить руку на массажную ладошку, но не касаться при этом помпонов. После этого объясняем, что сейчас наши помпоны будут «убегать» от звука Ш. Ребёнок произносит слог и щёлкает помпоны, начиная с указательного пальца. Потом можно предложить начинать щёлкать с мизинца.
Затем предлагаем сначала хлопнуть по ладошке, произнося Ш, и только после этого щёлкнуть, и тоже произнести звук. Здесь ребёнку необходимо будет контролировать переключение движений «хлоп+звук-щёлк+звук».
Работа в слогах: Предлагаем ребёнку положить руку на массажную ладошку, но не касаться при этом помпонов. После этого объясняем, что сейчас наши помпоны будут «убегать» от слога ША (или любого другого). Ребёнок произносит слог и щёлкает помпоны, начиная с указательного пальца. Потом можно предложить начать щёлкать с мизинца. Или задать любую другую последовательность на слух, либо тактильно. Здесь также можно наклеить стикер с символами гласных на каждый палец ребёнка, кроме большого. И тогда, каждый раз при щёлкании будет разный слог.
Затем предлагаем сначала хлопнуть по ладошке, произнося ША, и только после этого щёлкнуть, и тоже произнести ШО (или любое другое сочетание слогов). Здесь ребёнку необходимо будет контролировать переключение движений «хлоп+слог-щёлк+слог».
Для усложнения можно добавить ритма, хлопать два раза и произносить ША тоже дважды, а щёлкнуть один раз и слог ШО также произнести единожды.
Работа в словах: каждому пальцу присваиваем картинку, в названиях, которых автоматизируемый звук. Щёлкаем последовательно и произносим слова. Последовательность можно предложить на слух, при этом можно называть картинки или пальцы, которыми нужно щёлкать. Добавляя хлопок, можно предложить проговаривать первый или последний (в зависимости от позиции звука слог), а на щелчок называть слово.
Работа с фразами: для двух пальцев выкладываем картинки (например, для звука С это могут быть сова и пастух и т. д.), а для остальных различные предметы: маска, бусы и т. д. Первым щёлкаем тем пальцем, которому соответствует герой, а вторым (и третьим) — предмет. В итоге ребёнок хлопает по ладошкам и составляет фразу по схеме «что у кого?». Например, у совы маска и бусы и т. д. Или можно выложить вместо героев, предметы, которые обозначают место (на пример скамейка, сундук). И тогда первым щёлкаем тем пальцем, которому соответствует предмет со значением «места». В результате получится фраза по схеме «что где?». Например, в сундуке маска и бусы.
Усложнение:
— задействуем две руки одновременно. Ребёнок выполняет действия, соблюдая последовательность, и произносит звук/слог/фразу.
Практика показывает, что использование этих упражнений повышает эффективность работы по коррекции звукопроизношения, а также сокращает длительность автоматизации звука. Налаживается общий мышечный тонус, движения становятся более точными, ребёнок легко переключается с одного движения на другое, увереннее находит позу и удерживает её.
Литература:
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. — 192 с.
Универсальные задания для автоматизации звуков у детей с ФФНР
Многие молодые специалисты и родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Игра позволяет сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т. д. Конечно, основная цель занятий — правильное произнесение звука — должна сохраняться на протяжении всей игры. [2]
Предлагаю универсальные задания для автоматизации и дифференциации звуков. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.
Количество предлагаемых ребенку картинок должно соответствовать возрасту и развитию способностей ребенка. Игры-задания в предложенной работе расположены по принципу от простого к сложному: в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Описаны задания в «сухом» варианте. Поэтому, работая с ребенком, нужно обязательно использовать сюрпризные моменты, приход гостей, проблемные ситуации, то есть окрасить каждую игру сюжетом или следовать общему сюжету занятия.
В словах:
1. «Замочная скважина». Цель: развитие внимания, целостного восприятия и воображения.
Описание: ребенку предлагается картинка, прикрытая сверху листом бумаги с прорезью в виде замочной скважины. Рассматривая сквозь нее изображение, ребенок должен его узнать и назвать. При рассматривании он может передвигать лист со «скважиной» по картинке до узнавания или предположительного ответа. («Что за дверцей?», «Кто в домике живёт?»).
2. «Сухой пальчиковый бассейн». Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений, автоматизация, дифференциация звуков.
Описание: Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна. Задача ребенка – нащупав предмет угадать его название. Если подобрать игрушки на заданные звуки, то одновременно будут решаться и задачи по автоматизации или дифференциации звуков. Также можно поменяться с ребенком местами.
3. «Подскажи словечко». Цель: учить детей слушать рифмованные тексты, уметь подобрать нужное слово по смыслу, согласовывать слово с другими членами предложения; автоматизировать заданный звук в словах.
Описание: логопед предлагает ребёнку внимательно прослушать рифмованный текст и дополнить его нужным по смыслу словом. При затруднениях можно использовать картинки-подсказки.
Также целесообразно использовать игры «Один – много», «Назови ласково», «Раздели слова на части», «Загадки», «Волшебный мешочек», «Где спрятался звук?» и пр. Не стоит забывать подбирать речевой материал с автоматизируемым звуком.
В словосочетаниях:
1. «Посчитай». Цель: автоматизация, дифференциация звуков, согласование числительных и существительных.
Описание: Логопед выкладывает перед ребенком несколько картинок по одной, а ребенок называет. Число картинок варьируется в зависимости от возраста ребенка, развития памяти, внимания, от количества занятий с использованием данного задания и от этапа работы над звуком. Далее, когда картинки выложены, логопед просит посчитать количество картинок. Затем предлагает называть картинки и называть их вместе с соответствующим порядковым числительным.
2. «Мой, моя, моё». Цель: автоматизация звука, развитие памяти, внимания; согласование существительных с местоимением м.р., ж.р., ср.р.
Описание: ребенку предлагаются картинки (игрушки) с заданным звуком. Задача ребенка разделить их на три группы, соотнося с местоимениями мой, моя, моё, мои.
3. Составление словосочетаний. «Назови и скажи какой». Цель: автоматизация звука, согласование существительного и прилагательного в словосочетании; развитие памяти, воображения.
Описание: логопед предлагает ребенку назвать картинку и подобрать к ней подходящее слово, отвечающее на вопрос: какой(ая),(ое).
В предложениях
1. «Что изменилось?» (с картинками; с игрушками). Цель: автоматизация, дифференциация звуков.
Описание: Логопед выкладывает перед ребенком несколько картинок или игрушек по одной, а ребенок называет. Число картинок (игрушек) варьируется в зависимости от возраста ребенка, развития памяти, внимания, от количества занятий с использованием данного задания и от этапа работы над звуком. Далее, когда картинки (игрушки) выложены, логопед просит четко произнести слова еще раз. Просит играющего закрыть глаза, а сам в это время меняет картинки местами. По команде играющий открывает глаза и отвечает на вопрос: «Что изменилось?» Задача логопеда – следить за правильностью произношения заданного звука.
2. «Составь предложение по схеме». Цель: автоматизация заданного звука, развитие умения составлять предложения по схеме, закрепление умения согласовывать члены предложения.
Описание: логопед предлагает ребёнку схемы предложений (из 3-5 слов), в котором два слова изображены на картинках, а остальные с помощью схемы, вместо которых и нужно вставить слова, чтобы получилось предложение.
В связной речи:
- Рассказ по предметной (сюжетной) картинке. Цель: автоматизация, дифференциация заданных звуков.
Описание: задача ребенка рассказать, что изображено на картинке полно, чтобы получился связный рассказ из 3-4 предложений. - «Опиши словечко». Цель: автоматизация, дифференциация заданного звука; развитие памяти, внимания, мышления, воображения, точных координированных движений.
Описание: картинки делятся между игроками. Задача каждого игрока, не показывая свои картинки рассказать про свою так, чтобы другие догадались, что на ней изображено. За каждый правильно угаданный ответ, предлагается фишка – для стимуляции игровой активности. - Пересказ рассказа. Цель: автоматизация, дифференциация звуков; развитие памяти, внимания.
Описание: логопед читает ребенку рассказ, насыщенный изучаемым звуком. Задача ребёнка воспроизвести заданный текст как можно точнее и при этом правильно произносить слова с отрабатываемым звуком. - Рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: автоматизация звука; развитие памяти, воображения, внимания.
Описание: логопед предлагает ребёнку серию сюжетных картинок. Картинки нужно расположить в нужном порядке и составить по ним рассказ. - «Логический поезд» Цель: автоматизация, дифференциация звуков, развитие мышления, воображения.
Описание: картинки на заданный звук раскладываются на столе. Первая картинка – это поезд, а остальные предметные картинки – вагончики. Вагончик можно присоединить, только придумав логическую связь с предыдущей картинкой. Например, «следующий пассажир ведро, так как оно из железа, как и сам поезд».
Таким образом, автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру.
Список литературы:
- Борисова Е.А. Игры с картинками // Логопед, №1, 2007
- Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным (советы молодым специалистам и родителям). // Логопед, №2, 2008.
Автор материала: Томск, МАОУ СОШ № 35 Десюкова Наталья Валериевна
Также по теме:
Индивидуальное корреционно-развивающее занятие с ребёнком с ФФНР
Начальные звуковые мероприятия и центры дошкольного и детского сада
Этот пост содержит партнерские ссылки для вашего удобства. Ознакомьтесь с нашей полной политикой раскрытия информации здесь.
В Pre-K и Kindergarten мы усердно изучаем буквы алфавита и очень хотим научиться читать! Мы начинаем с мастерства распознавания букв, а также работаем над звуками букв! Найти веселые и эффективные занятия для раннего развития грамотности может быть непростой задачей, но не сегодня! Я рад поделиться с вами этими Начало звуковых мероприятий и центров! Ваши ученики будут практиковать начальные звуки с помощью различных увлекательных практических занятий!
*Вы можете взять эти веселые центры прямо сейчас в Наш магазин , или прыгнуть, чтобы приобрести их на Учителя платят учителя !
Начальные звуковые мероприятия и центры
Эти мероприятия подходят для учащихся дошкольных и детских садов. Вы можете использовать их в небольших группах, центрах или для совместной работы!
Наши начальные звуковые мероприятия и центры не посвящены определенному празднику, поэтому вы можете использовать их ВЕСЬ ГОД ! Правильно… вы сами выбираете, когда их использовать!
Вот некоторые из замечательных занятий, которые вас ждут!
Спичка для жевательной резинки
Выберите начальную звуковую карточку с изображением жевательной резинки и соедините ее с соответствующей буквой автомата с жевательной резинкой.
Вы можете разместить это в центре, чтобы учащиеся работали только над несколькими звуками букв за раз.
Дети могут работать с партнером и класть карточки с изображением жевательной резинки с изображением начального звука в сумку с кулиской и по очереди выбирать карточки и размещать их возле автомата с правильным начальным звуком.
Магнитная спичка
Используйте магниты или плитки с буквами, чтобы разместить их поверх картинок, определяя их начальные звуки.
Поместите коврик Magnet Match поверх противня, чтобы буквы приклеились. Это добавляет дополнительный уровень удовольствия для детей!
Это занятие идеально подходит для занятий в центре. Нам нравится, что он также работает с мелкой моторикой мышц!
Поп! Тот звук!
Дети должны работать самостоятельно или в парах, чтобы закрыть картинки, соответствующие началу звука буквы на тарелке с попкорном.
Дайте детям немного попкорна, чтобы они «замаскировали» начальные звуковые картинки, или используйте небольшое манипулятивное средство, если не хотите использовать какой-либо продукт питания.
Партнеры могут работать вместе или превратить это в гонку! Они видят, кто первым закроет свои карточки с попкорном!
Alpha-Crunch
Учащиеся будут работать в одиночку или с напарником, чтобы обвести буквы алфавита, соответствующие началу звукового печенья!
Это занятие идеально подходит в качестве основного занятия. Поместите сумку или корзину на шнурке в центр.
Дети вытащат карточку с изображением начального звукового печенья и назовут название картинки, а также звук, с которого она начинается.
С помощью мелка, цветного карандаша или маркера учащиеся обведут букву, которая соответствует начальной звуковой карте.
Что еще включено?
- Карточки с картинками для начинающих Sound Bubble Matching
- Магнит, плитка с буквами или карты с сухим стиранием
- Арахисовое масло и желе Соответствие звуков для начинающих
- Карманные диаграммы для сортировки
- Головоломка 7 Звуковое домино
- Мини-книги от Aa-Zz
- Начальная звуковая трассировка и цвет от Aa-Zz
- Начальные звуковые клипы
Кроме того, каждая печатная форма поставляется в черно-белом и белом цветах, если вы не хотите использовать цветные чернила!
Ваши дети получат массу удовольствия, репетируя первые звуки с помощью этих заданий!
Возьмите свой экземплярГотовы захватить эти невероятные занятия и центры для начинающих со звуком для вашего класса дошкольного и детского сада? Нажмите на большую желтую кнопку внизу этого поста!
Если вам нравятся эти начальные занятия со звуком, вам определенно захочется взять наши Дошкольные учреждения и детские сады от Skill BUNDLE ! Этот невероятный набор включает в себя упражнения и центры для начинающих со звуком, а также 14 других пакетов по математике и грамотности , которые помогут вам раскачать свои центры.
Конечно, вы можете приобрести каждый набор по отдельности, но если вы возьмете этот удивительный набор, вы сможете сэкономить БОЛЬШУЮ !
Хотите неограниченный доступ к ЕЩЕ БОЛЬШЕ наших действий и ресурсов?Тогда обязательно запросите приглашение чтобы вы могли первыми услышать, когда двери снова откроются для нашего Print and Play Club !
с мгновенным доступом к Сотни печатных изделий по темам и навыкам (больше не проскальзывает Интернет!), Каждая TKC Resource , ДИАГРАФИ «Супер» воскресные сюрпризы и многое другое — ваше планирование стало проще.
Запросите приглашение ниже для получения дополнительной информации!- Автор
- Последние сообщения
Мэнди
MissMaesDays. com создан Мэнди Мэй; жена, мать, учительница и бережливая любительница делать все своими руками. Надеясь вдохновить других на действия, чтобы оказать положительное влияние на жизнь детей с помощью простых проектов «сделай сам», рукоделия, бережливости и обучения, Мэнди любит делиться своими успехами и неудачами с помощью простых советов и учебных пособий.
Последние сообщения Мэнди (посмотреть все)
Что внутри? Начальная работа со звуком для детского сада
К настоящему времени вы знаете, что я очень увлечен отказом от печатных форм и совмещением обучения с реальным практическим опытом. Это начальное звуковое задание для детского сада вызывает волнение, необходимое нам для изучения отношений букв и звуков.
В гораздо большем масштабе подобные действия называются фонематическим осознанием, что означает ЗВУКОВОЕ осознание.
Восприятие звуков является частью подготовки к чтению, и мы можем кое-что сделать дома, чтобы помочь нашим детям подготовиться.
СВЯЗАННЫЙ: Отправился в детский сад? Не пропустите эти важные 5 советов, прежде чем идти!
В следующих постах мы продолжим погружаться в звуковую осведомленность и то, что фонематическая осведомленность означает для родителей. (скоро)
А пока давайте побежим к мусорной корзине или найдем ближайшую коробку с салфетками, чтобы погрузиться в прослушивание начальных звуков. Давайте поднимем алфавит на новый уровень!
СВЯЗАННЫЕ: Не пропустите этот список мероприятий детского сада!
Научиться читать сложно.
Считается, что большинство детей учатся читать в возрасте 6-7 лет.
Нам не нужно спешить с обучением чтению.
Вместо этого мы можем сосредоточиться на ранних навыках чтения (готовности к чтению) с нашими дошкольниками и детсадовцами, рассказывая о том, что делает наш рот, чтобы образовать звуки букв и изучить рифмующиеся слова.
Изучение алфавита и обучение чтению могут идти рука об руку, когда мы лучше понимаем готовность к чтению.
Давайте вместе потренируемся в предварительном чтении.
Прежде чем углубиться в изучение начальных звуков, давайте на минутку лучше поймем, что я имею в виду, говоря о том, как наш рот формируется с помощью букв и рифмующихся слов.
Предоставление родителям и опекунам возможности лучше понять ПОЧЕМУ помогает сделать подобные мероприятия более значимыми.
Сделайте это сейчас:
- Произнесите звук буквы /р/. Что происходит с вашими губами? Вы чувствуете воздух?
- Далее произнесите звук буквы /м/. Изменился ли ваш рот? Вы почувствовали воздух, говорящий /м/?
- Повышение осведомленности у вас и вашего ребенка помогает развить слуховое восприятие .
- Теперь скажем слово кошка.
- Можем ли мы рифмовать кошку со словом шляпа?
- Что, если бы толстый кот сидел на черной циновке в фиолетовой шляпе? Получайте удовольствие, составляя рифмованных фраз (и исследуйте семейства слов) со своими детьми, пока вы ждете свой Starbucks.
Практические занятия позволяют дошкольникам, детсадовцам и первоклассникам добавить еще несколько инструментов в свои пояса с инструментами.
Когда ребенок научится читать в школе, он начнет связывать точки из разговоров (и простых идей) дома.
Давайте приготовим это начальное звуковое упражнение для детского сада
Начните со звуков букв, которые ваш ребенок освоил.
Это помогает укрепить доверие и вложить средства в занятие (мы называем это занятие приглашением на завтрак), а также позволяет вам продолжить игру и играть снова, добавляя больше звуков.
Здесь я выбираю пять букв; W, M, D, C и T.
Затем я выбираю объекты, названия которых начинаются с одного и того же звука. Здесь у меня есть часы, мотоцикл, собака, машина и зубная щетка.
Я поместил все предметы в коробку и закрыл ее сверху, чтобы они стали загадочными предметами. – Мне нравится оживлять такие простые занятия в детском саду!
СВЯЗАННЫЕ: Распознавание букв и распознавание звука отличаются. Узнайте, что такое распознавание букв, здесь.
Список поставщиков:
Days with Grey участвует в программе Amazon Services LLC Associates, партнерской рекламной программе. Как партнер Amazon, я зарабатываю на соответствующих покупках. Подробнее об этих ссылках читайте в моей политике раскрытия информации.
- Рулон белой бумаги
- Маркеры – мой ЛЮБИМЫЙ набор!
- Игрушки из вашего дома
СВЯЗАННЫЕ: Вот наши любимые игрушки с алфавитом для детей!
Мой пятилетний ребенок все еще учит звуки своих букв
Помните, читать не торопясь. Поскольку мой пятилетний ребенок все еще учит свои буквы и отношения между буквами и звуками, я хочу начать с буквенных звуков, которые он уже освоил.
Ему еще годик до садика, так что у нас есть время поработать над буквенно-звуковыми отношениями.
Подбирая каждый предмет, он хихикает и ставит его на правильный начальный звук.
В следующий раз, когда мы будем играть, я могу использовать те же буквы с разными знакомыми предметами и добавить в список еще одну или две буквы.