Разное

Картинка звуки гласные и согласные: Таблица. Гласные и согласные буквы и звуки. – Google Рисунки

«Гласные и согласные звуки» (на примере русской народной сказки «Заячья избушка»). | План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:

Тема: «Гласные и согласные звуки» (на примере русской народной сказки «Заячья избушка»).

Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

– учить дифференцировать гласные и согласные звуки;

– познакомить со звуковым анализом прямых и обратных слогов.

коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух, слуховое внимание;

– развивать ручную моторику;

коррекционно-воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес

– повышать активность и интерес к логопедическим занятиям

Оборудование: игрушки Лиса и Зайчик,  картинки с изображением предметов: ЭСКИМО, АРБУЗ, УДОЧКА, ОСЛИК, УЛИТКА, ИГОЛКА, ЗОНТ, ШАПКА, КАПУСТА, МОРКОВЬ, МЯЧ, ЛИСТ, ВЕДРО, ПИНГВИН, картинки животных.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»,

Ход занятия: Дети входят в кабинет, здороваются и встают вокруг логопеда. Логопед показывает игрушки – Лису и Зайчика.

1. Оргмомент:Логопед: – Ребята, из какой сказки пришли к нам эти герои?

Дети: Из сказки «Заюшкина избушка».

Л. : -Наши гости хотят с вами поздороваться, но не обычно, а с помощью пальчиков. Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков других пальцев этой руки.

(Упражнение «Пальчики здороваются» дети выполняют вместе с логопедом.)

Дети проходят на свои места.

2. Беседа логопеда о звуках. Л. : – Ребята, вспомните где жил Зайчик?

Д. : – В избушке.

Л: Зайчик очень любит петь, сидит в домике у окошка и пропевает разные звуки. А я слышала, как он умеет петь и сейчас я вместе с ним пропою: А, У, И,Ы,Э.

Л: А вы, ребята, хотите помочь зайчику?

Д: Да.

Л: Давайте все вместе пропоём песенку.

Л: Ребята, вот скажите, в нашей песенке есть слова?

Д: Нет.

Л: В нашей песенке, есть только звуки.

Л: Ребята, когда мы пели эти звуки, нам что- нибудь  мешало (язычок, зубки…)?.

Д: Нет

Л: Давайте мы убедимся и ещё раз пропоём звук: А. ( схема)

Л: Ребята, звуки,  которые свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. А также их можно долго, громко и тихо петь – называются гласными.

Л: Давайте мы ещё раз вспомним, какие звуки называются гласными? (по схеме)

Ой,  а лиса петь не умела, у неё не получалось, вот послушаете: П, Б, Д, К, З.

Л: Ребята, а как вы думаете, что-нибудь мешало произносить эти звуки?

Д: Да.

Л: Давайте мы убедимся и ещё раз произнесём звук: Б. ( схема)

Л: Ребята, звуки, которые нельзя пропеть и при произнесении воздух во рту  встречает преграды, которые ставят им губы, зубы, язык – называются согласными. Они  произносятся твердо. Пети эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только с гласными звуками.

Л: Давайте мы ещё раз вспомним, какие звуки называются согласными? (по схеме)

Л: А теперь ребята, наши гости хотят с вами поиграть.

3. Физкультминутка.  Подвижная игра «Догони». (Дети встают в круг и передают друг другу по очереди Зайчика и Лису).

4. Звуковой анализ слогов. Л. : –

Ой, ребята, зайка наш какой-то расстроенный, чем-то лиса его обидела. Ребята, как вы думаете, чем же лиса могла обидеть зайчика?

Д: – выгнала из избушки.

Л: Давай те сейчас подойдём к столу и посмотрим, у кого же зайчик просил помощи, чтобы выгнуть лису из избушки?

Д. : – У собаки.

Л. : – Собака гавкала: Ав-ав-ав.

Какой звук первый в слоге АВ?

Какой звук второй? (Дети отвечают).

Л. : – Ребята, кто помог Зайчику выгнать Лису из избушки?

Д. : – Зайчику помог петушок.

Л. : – Петушок кричал: Ку-ка-ре-ку!

Какой звук первый в слоге КУ?

Какой звук второй?

Л: Ну вот ребята, мы помогли зайчику справиться с его бедой. И теперь он счастливо живёт в своей лубяной избушке.

Л: Мы помогли нашему зайчику, а теперь можем  и поиграть.

5. Дидактическая игра на закрепление материала: «Звуки»:   Я сейчас буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте. Когда вы услышите гласный звук — поднимаете красный кружочек. А если я произнесу согласный звук — синий квадратик. (Звукозапись) 

6. Дидактическая игра «Подарки для Зайчика и Лисы».

Л. : – Ребята, я приготовила подарки для Зайчика и Лисички, чтобы они подружились и никогда не ссорились. И я вам предлагаю их подарить. Если предмет на картинке начинается на согласный звук, то подарим его Лисе, если на гласный звук, то Зайчику.

(Дети берут по одной картинке, называют предмет, определяют первый звук, дают характеристику, решают, кому подарить).

7 Рефлексия. Л: Расскажите, ребята нашим гостям, Лисичке и  Зайчику, что нового вы узнали и что больше всего вам понравилось. ( Дети вспоминают основные моменты занятия, рассказывают о своих впечатлениях)

Гласные звуки и буквы

Урок русского языка

Класс: 2

Тема: Гласные звуки и буквы.

Задачи:

Образовательные:

– закрепить знания о звуках и буквах;

– обобщить и систематизировать знания о гласных звуках и буквах;

– отрабатывать действия различения гласных и согласных звуков;

– закреплять умения наблюдать за произношением слов;

– тренировать умение делать выводы.

Коррекционно – развивающие: развивать и корригировать

– связную устную речь;

– непроизвольное внимание;

– зрительное и слуховое восприятие;

– память;

– наглядно-образное мышление;

– навыки грамотного письма.

Воспитательные:

– умение слушать и понимать других.

– воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Ход урока:

I. Организационно – подготовительный этап.

Учитель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на свои парты, и проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Придумано кем-то, просто и мудро, 
При встрече здороваться:

Дети: «Доброе утро!» 
Учитель: Доброе утро солнцу и…

Дети: …птицам! 
Учитель: Доброе утро улыбчивым…

Дети: …лицам! 
Учитель: И каждый становиться добрым, доверчивым, 
И доброе утро длится до вечера.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.


Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

– Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

II. Основной этап.

а) пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала.

– Скажите, какое сейчас время года?

– Осень.

– Осенью часто идут дожди. Какие звуки издает дождь? Произнесите.

– Кап-кап.

– Можно ли записать эти слова? С помощью чего?

– Да, с помощью букв.

– Чем отличаются звуки и буквы?

– Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим. Проверим себя по нашей таблице. (слайд 2)

– А какие бывают звуки?

– Звуки бывают гласные и согласные.

– Чем они отличаются? Приведите примеры.

– Гласные звуки можно петь и при произношении не возникает преграды. Согласные звуки петь нельзя, при произношении возникает преграда.

б) сообщение нового материала.

– Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на весёлом паровозике в страну гласных звуков и букв. (слайд 3). За каждый правильный ответ вы будите получать гласную букву. В конце урока подсчитаем, у кого больше гласных букв и поставим отметки.

– Отправляемся в путешествие. Посмотрите на доску.

(слайды 4,5,6: …тка, …блако, …стры)

– Назовите, что нарисовано на первой картинке. Произнесите первый звук в этом слове. [у]. Какой это звук – гласный или согласный? (гласный, потому что его можно петь, не возникает преграды). Какую букву вставим в слово? Покажите ее на веерах. (букву у).

Назовите, что нарисовано на второй картинке. Произнесите первый звук в этом слове. [о]. Какой это звук – гласный или согласный? (гласный, потому что его можно петь, не возникает преграды). Какую букву вставим в слово? Покажите ее на веерах. (букву о).

Назовите, что нарисовано на третьей картинке. Произнесите первый звук в этом слове. [а]. Какой это звук – гласный или согласный? (гласный, потому что его можно петь, не возникает преграды). Какую букву вставим в слово? Покажите ее на веерах. (букву а).

– Перечислите гласные, которые мы вставили? (у, о, а). Почему их называют гласными? (Их можно петь).

– Какие гласные вы еще знаете? (ю,я,е и т.д.) Почему они гласные?

– Давайте вспомним, каким цветом обозначают гласные и согласные звуки?

– Гласные звуки обозначают красным цветом, согласные – синим цветом.

в)физминутка (слайд 7)

г) минутка чистописания (буква Е,е, слог с буквой)

пальчиковая разминка.

– Запишем слова «утка», «облако», «астры». Отметим гласные буквы, которые вставили. Давайте повторим, как обозначаются гласные и согласные звуки?

– Гласные звуки обозначаются красным кружком, а согласные синим.

(показ на доске)

– Какие гласные вы вставили? Почему их называют гласными?

д) игра «Найди картинке ее домик»

(на доске два картонных домика для картинок и с кружками на одном домике – красного цвета, на другом – синего; предметные картинки: утка, кот, арбуз, зонтик, иголка, помидор, облако, астра). (слайд 8)

Ученики, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком).(слайд 9)

Ученик: на картинке изображена утка. Первый звук в слове утка [у]. Он гласный, так как его можно петь и во рту не возникает преграды при произношении. Его место в домике с красным кружком.

Спросить учеников послабже, какие картинки поселили в красный домик.

е) закрепление изученного материала. Работа с учебником.

– Откройте учебник на странице с. 18. Прочитаем правило. (читает учитель, далее хором читаем гласные).Не забывайте, ваш помощник в данном задание это лента букв.

– Выполним упражнение 2. Прочитайте слова. (на доске слова со схемами). Мы с вами на уроках русского языка и логопедии привыкли обозначать слово полоской (линией). Назовите в каждом слове гласные буквы. (слайд 10,11,12)

– В слове «утро» гласные у, о. (по одному ученику выходят отметить гласную на схеме красной фишкой)

– Спишите слова. Нарисуйте под ними схемы. Отметьте в схемах гласные красным кружком.

– Какие звуки мы отмечаем красным кружком? Какие гласные звуки есть в данном слове? Сколько их.

ж) игра «Найди гласную».

Раздаются «Волшебные квадраты». В них нужно найти гласные буквы. Для этого вам поможет лента букв.

Учитель: в каждом квадрате нужно найти и обвести гласные. Каким цветом вы будете обводить гласную? (красным)

о

д

з

е

ю

я

н

к

б

ы

у

ц

ф

и

с

а

Учитель: перечислите гласные, которые вы нашли. Почему они гласные? Каким цветом вы их обводили?

III. Итог урока.

Домашнее задание. Стр. 19 упраж. 3. Назовите предметы на рисунках. Нужно будет нарисовать схемы, обозначит в них звуки. Записать слова под схемами, как мы выполняли в упражнение 2.

Вот и добрались мы до страны гласных звуков и букв. (слайд 13) Чем же отличаются звуки от букв? Какие бывают звуки? Какие звуки и буквы мы сегодня вспоминали? Почему их называют гласными? Назовите гласные, которые вы сегодня собрали за правильные ответы. Давайте поселим их в стране гласных звуков и букв.

-Молодцы!

Посмотрите и изучите комбинирование звуков