Картинка дошкольника: Картинки для детей дошкольного возраста
Методика Последовательные картинки для дошкольников
10.10.2022
Тест на описание серии сюжетной последовательности изображений широко используется в дошкольном образовании. С его помощью можно определить уровень развития интеллекта крохи и оценить соответствие возрастным нормам. Простой и понятный тест позволяет выявить потенциальные проблемы и своевременно принять меры для их устранения.
Содержание:
- Суть теста
- Особенности метода
- Плюсы и минусы методики
- Примеры игровых упражнений
Суть теста
Главная цель метода – проверить, насколько малыш способен выявлять причинно-следственные цепочки и строить умозаключения. Для этого ребенка просят составить описание серии рисунков, на которых изображены этапы какого-то события.
Тест «последовательных картинок» дает возможность оценить, насколько у дошкольника развиты следующие навыки:
- логическое мышление;
- разговорная речь;
- воображение.
Все эти навыки являются базовыми для первоклассников, без них малышу будет сложно учиться в школе. Поэтому тест на составление рассказа по серии картинок обычно применяется для оценки готовности ребенка к школе.
Особенности метода
Тестирование происходит следующим образом:
- Малышу предлагают сюжетную серию из трех-шести изображений, расположенных в произвольном порядке (чем младше ребенок, тем меньше картинок в серии).
- Дошкольнику предлагается расположить все картинки в логически последовательном порядке,
- Далее ребенок должен составить по ним рассказ.
Во время прохождения первой части теста педагог фиксирует, как быстро малыш смог разложить все картинки, и количество допущенных ошибок. Также учитывается, исправил ли ребенок ошибки самостоятельно или ему понадобились наводящие вопросы.
На втором этапе оценивается количество предложений в рассказе о том, что нарисовал художник. Минимальная норма – одно простое предложение на картинку.
Дети с высоким уровнем развития должны составить развернутое описание использованием более сложных грамматических оборотов и лексики.Вместо перемешанных картинок малышу могут предложить уже готовую серию из 4+ логически последовательных изображений. В такой ситуации оценивается словарный запас ребенка, умение использовать относительно сложные речевые обороты и грамматические конструкции.
Плюсы и минусы методики
Тест «последовательных картинок» имеет целый ряд преимуществ:
- универсальность – его могут применять педагоги, психологи и сами родители;
- простота проведения – не составляет труда найти в интернете сюжетную серию картинок нужного уровня сложности;
- легкость оценивания – для оценки результата не нужно проводить сложные вычисления;
- развивающее воздействие – тест можно применять в качестве упражнения на занятиях в дошкольных учреждениях и в домашней обстановке.
Методика «последовательных картинок» используется в работе с детьми 4-6 лет. Оценить уровень выполнения могут и родители, негативные результаты служат сигналом, что требуется помощь специалиста.
Важно понимать, что низкий результат может быть связан с индивидуальными проявлениями характера малыша. Одни дети чувствуют себя свободно и уверенно в незнакомой обстановке, другие стесняются и из-за этого испытывают сложности с построением рассказа. Поэтому в детском саду или дома малыш может показывать хорошие результаты, а в присутствии незнакомого психолога нередко замыкается и молчит.
Еще один недостаток – субъективность оценивания. Психолог и малыш принадлежат к разным поколениям, поэтому между ними возможно недопонимание. К примеру, в Тик-Токе кроха мог видеть ролик с купающимися кошками или видео с козами, которые лазят по деревьям. Такая информация не вписывается в общепринятые понятия, поэтому может стать причиной неправильной оценки уровня интеллектуального развития.
Примеры игровых упражнений
Упражнения на описание последовательности картинок можно предлагать детям трех лет и старше. Для трех-четырехлеток задание заключается в правильном раскладывании простых картинок, составление описания добавляется в более старшем возрасте.
Трехлеткам надо предлагать очень простые сюжеты. К примеру, можно распечатать изображение горшка – без ручек, с ручками, с крышкой.
В возрасте 4-5 лет подойдут серии картинок, изображающих бытовые сценки: утренний подъем, одевание на прогулку и прочее. Шестилеткам можно подобрать более сложные сюжеты, где на картинках имеется больше деталей.
Сюжетные последовательности картинок можно использовать и для групповых занятий с дошкольниками. В игре могут принимать участие три-пять малышей, один из которых будет играть роль «ученика», а остальные будут «комиссией».
Сначала все вместе выстраивают картинки в логической последовательности, а потом участники «комиссии» задают вопросы «ученику» по первой картинке. Далее роль «ученика» переходит к следующему ребенку. Такой групповой тест развивает не только речь, но также умение работать в команде и коммуницировать с другими детьми, дает опыт преодоления стрессовых ситуаций.
Успешность дошкольника – это его полноценное речевое развитие
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево |
Одним из показателей успешности дошкольника является его всестороннее развитие. Однако доказано, что развитие всесторонних способностей дошкольников невозможно без полноценного речевого развития.
Прежде всего, речь – это инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Богатство речи – это один из показателей уровня развития умственных способностей ребенка. Речь – средство общения, самовыражения. Педагоги, психологи доказали, что именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности дошкольников в учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видах деятельности.
На начальном этапе, учитывая уровень развития детей, совместно с родителями в группе была создана развивающая речевая среда, направленная на развитие всех компонентов устной речи. В уголок «Учусь говорить» поместили художественную литературу, альбомы с репродукциями различных картин, энциклопедии; сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, разработали схемы-опоры для развития речи, подобрали дидактические игры по следующим направлениям:
– Для формирования грамматического строя речи: «Скажи наоборот», «Найди пару», «Закончи предложение», «Чего не хватает?», «Что, куда?» и др.
– Для развития связной речи: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Что изменилось?», «Загадки-описание» и др.
– Для сенсорного развития: рисование по образцу, нанизывание бусинок по образцу, игры с песком, с фасолью, лабиринты, дорожки, шнуровки.
– Для работы над звуковой стороной речи: «Договори слово», «Повтори потешки», «Угадай слово», «Повтори предложение», «Кукла веселая и грустная», «Разложи картинки», «Кто что умеет делать?» и др.
Данные игры помогают мне успешно развивать речь малышей без принуждения.
Малыши всегда воспроизводят ту речь, которую слышат вокруг себя, прежде всего и чаще они подражают воспитателю. Поэтому, чтобы создать у детей значительный запас речевых образцов, стараюсь говорить много, искренне и ярко, произношу фразы отчетливо, неторопливо, многократно употребляю новые для детей слова и выражения, радуюсь появлению их в речи малышей, каждый вопрос ребенка использую, как повод вступить с ним в диалог. Многие речевые образцы даю детям в интересной для них форме: через обыгрывание, инсценирование, при чтении различных произведений.
Практика показала, что эффективно влияют на полноценное речевое развитие детей рассказы воспитателя на темы, которые близки детям: «Рассказы об ожидаемых событиях, «Рассказы о жизни группы» и т. п. В процессе этих рассказов и бесед по содержанию малыши знакомятся с новыми речевыми средствами (слова, обороты речи).
Для развития активной речи малышей использую метод «Звучащая картинка». «Звучащую картинку» готовим с детьми по произведениям малого фольклорного жанра (песенки, потешки) или небольшим стихотворениям, доступным и понятным им. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем. Картинка состоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами.
Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Преимущество картинок в том, что они могут многократно использоваться, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально.
В работе с малышами по развитию речи использую схемы-опоры. Схемы помогают малышам в составлении описательных рассказов, в рассказывании.
Успешно развивают речь у малышей и игры ТРИЗ-технологии: серия игр «Хорошо-плохо», игры «Я пессимист», «Цепочка хороших и плохих следствий». В ходе таких игр, которые включаю во все режимные моменты, малыши смелее вступают в обсуждение проблемы, высказывают свои мысли, мнения, что способствует развитию у них всех сторон речи.
Также большую роль в развитии всех компонентов устной речи играют проводимые наблюдения на прогулках, в природе. Мы с детьми наблюдаем за красотой природы в разные времена года, отмечаем особенности отдельных явлений и объектов природы, знакомимся с трудом людей разных профессий, свойствами и качествами различных материалов. Благодаря ежедневным наблюдениям дети ежедневно учатся делиться своими впечатлениями об увиденном, используя красоту родного языка.
Многолетний опыт показал, что положительно влияет на развитие речи дошкольников метод проектов. В этом году мы реализуем проект «Учимся общаться», направленный на развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. А мы знаем, что невозможно эффективно построить общение без полноценного речевого развития, поэтому работа в рамках данного проекта направлена и на развитие всех сторон речи у малышей через организацию игровой деятельности, создание речеактивизирующих ситуаций, обыгрывание различных сюжетов, произведений художественной литературы.
Практика утверждает – без участия родителей невозможно добиться положительных результатов. Учитывая это, веду работу с родителями, направленную на повышение их педагогической компетентности в данном направлении. Родителям воспитанников были предложены: консультации «Как развивать речь у детей младшего возраста», «Речь и речевое общение» и др., памятки по теме «Несколько простых советов для родителей», проводилось индивидуальное консультирование, совместное творчество детей и родителей по составление рассказов, сказок и т. п.
Наблюдая за детьми, я отмечаю: проводимая работа дает положительные результаты:
– повысилась речевая активность наших малышей;
– дети умеют в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками;
– умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями, сверстниками;
– большинство родителей активно включаются в процесс развития речи у своих малышей, поддерживают все мои начинания по данному вопросу.
Полученные результаты говорят о том, что я на правильном пути, соответственно работу буду продолжать и в дальнейшем.
Количество просмотров: 12404 |
Preschool Stock-Fotos und Bilder – Getty Images
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM