Разное

Капот это словарное слово или нет: Проверочное к слову капот – ответ на Uchi.ru

Aesthetics z.m (Russian Translation) – 11 глава.Juxtaposition

На мой следующий визит, три дня спустя, я узнала нечто жизненно важное: Зейн ездит на мотоцикле.

Я действительно не замечала этого, потому что он всегда был в тату салоне, но сегодня я сидела в своей машине, пытаясь съесть мой сэндвич из Subway, и он проезжал на мотоцикле. Он был яркий, красный, и было видно, что Зейн заботится о нём. У меня не было сомнений, что он был не его, потому что кожаная куртка, с закатанными рукавами, а также многочисленные татуировки были отличной подсказкой. Он выглядел как badboy, но, должна признать, он был очень горяч.

Я продолжала наблюдать за ним, доедая свой сэндвич, когда он слез со своего мотоцикла, снял шлем и, проведя руками по волосам, развернулся чтобы пойти в магазин. На половине пути он остановился и щурясь посмотрел в мою сторону. Улыбка появилась на его лице. И о боже, он увидел меня. Боже, всё моё лицо было в кетчупе. Я попыталась незаметно взять салфетку и вытереть лицо, но он помахал мне и стал направляться к моей машине. Как это типично.

Когда он приблизился к машине, он оперся на капот и легонько постукал по нему с какой-то забавной улыбкой. Я завернула мой сэндвич, положила его в сумку и, взяв ключи, вышла из машины.

-Эй. – Я немного улыбнулась и Зейн был странно счастлив по какой-то причине.

Он сморщил нос и указал на моё лицо. -У тебя немного салата между зубов, Роуз. –

Боже, это могло быть еще более неловко? Он не только увидел, как я ем сэндвич так, будто бы не ела месяц, но теперь и салат застрял в моих зубах. Я задалась вопросом, где ближайший обрыв, чтобы я могла сброситься с него.

Я закрыла рот рукой, чтобы убрать это. Когда я повернулась к нему спиной, Зейн захихикал. Как всегда, в принципе, почему-я-так-влюблена-в-его-хихиканье.

-Я шучу. – фыркнул он, качая головой. -Там ничего нет. – Я сузила глаза, и он поднял руки в знак поражения. -Честно, всё в порядке. –

Я всё равно провела языком по зубам прежде, чем поверить ему. -Лгун. – Он только улыбнулся. -Почему ты в таком хорошем настроении сегодня? –

Он отклонился от капота, разведя руки. -Провел весь день с моими сестрами вчера и моей маме это не понравилось, точнее то, что мы говорили обо всём. И моя младшая сестра-Валия, сказала, что хочет татуировку и мои родители позволили мне сделать это ей…когда она станет старше, разумеется. Это здорово. –

Было мило то, как он радовался. Я знала, что семья много значит для него и для него важно провести весь день с ними. -Это мило. Я рада за тебя. –

-На самом деле это очень мило. – Поправил он меня с усмешкой, и я решила в ту же секунду, что возможно «Счастливый Зейн» не выгодно для моего здоровья, потому что от каждой его улыбки мне становится трудно дышать.

-Так она знает, что хочет или…- Я замолчала, когда он закатил глаза.

-Она хочет бабочку. Как типичная девчонка. –

Я скрестила руки на груди и наклонила подбородок. -То, что тебе не нравятся бабочки ещё ничего не значит. –

Зейн фыркнул и затем покачал головой. -Назови хоть одного парня с татуировкой бабочки и… –

-У Гарри на животе. – Быстро сказала я. Глаза Зейна расширились прежде, чем он начал смеяться. -Она огромная. От соска до соска. Клянусь.

-Почему я не удивлен? – Спросил он, слегка покачивая головой. -Технически, я должен быть сейчас на работе. –

-Прости. Ты можешь ехать. –

Он покачал головой и на его лице снова была мягкая улыбка. -Предпочел бы быть здесь. Вместо этого. Предпочитаю поговорить с тобой. – Наш разговор превращался в нечто большее, чем обычный застенчивый и осторожный. -Дай мне тему для разговора, и я сразу же найду причину не идти на работу. Эду уже всё равно. –

Я на секунду задумалась, собираясь сказать что-нибудь. Мои глаза метнулись по автомобильной стоянке, прежде чем я остановилась, улыбаясь. -У тебя есть мотоцикл. Классного красного цвета. Странно, что я не заметила его раньше. –

Он кивнул, и я заметила, что сейчас мы будем говорить по теме, которая ему действительно нравится. -Я купил его сам. Когда ссорился с родителями. На самом деле, знаешь, большинство родителей не любят мотоциклы, потому что они шумят и опасны. Но я просто думал, что это будет круто. –

-С ним ты больше похож на плохого парня. – добавила я и он фыркнул.

-Снова. – Он наклонил голову. -Луи меня уже прозвал Брэдфордским плохим парнем. Это так неловко. –

-Луи любит прозвища. – Отметила я и он приподнял брови. -Лиам щенок Пейн? –

Зейн шумно выдохнул. -Да, думаю он любит прозвища. Найл -это ирландская задница. Он очень ласковый. –

-Серьезно, он хочет таким казаться, наверно. – Добавила я и лицо Зейна снова смягчилось.

-Да. Но он действительно самый лучший друг, которого я когда-либо мог просить. Он уёбок, но у него хорошая голова на плечах, понимаешь? –

Я кивнула, потому что я знаю Луи. Я люблю его примерно также, как и ненавижу. -Я понимаю. Да. –

У Луи был своеобразный характер и стиль. Он был очень красивый и соблазнительный. Его узкие джинсы, красивая улыбка и опрятные рубашки, но в то же время огромные футболки, шапочки и татуировки по всему телу. Гарри сказал, что он выглядит, как «Поп-панк», но он и не был в принципе таким. Я думала об этом.

-Луи- как огромное сопоставление, не так ли? –

Он застонал. -Другое словарное слово, ладно? Что это значит? –

Я улыбнулась. -Сопоставление-это как контрастные две вещи, которые отличаются. Например, Иисус и Дьявол. Или день и ночь, если не понятно.

Он кивнул. -Я понял, кажется. Ты имеешь в виду, что он полон сарказма, но одновременно милый. Как Sour Patch Kid? (p.sэто мармеладки, которые сначала очень кислые, а потом стают сладкими) –

Я засмеялась и кивнула, хотя это было странным сопоставлением. -Я думаю да, наверно. – Я задумалась на секунду. -Ты разрешаешь Луи ездить на мотоцикле? –

Зейн посмотрел на меня с выпученными глазами. -Конечно нет. Ни за что. Я едва позволю прикоснутся к нему. Он сломает его за пять минут. –

Я нахмурилась, но чего я ожидала. -Я никогда не ездила на мотоцикле. Это круто наверно. –

-Еще один из твоих страхов? – Спросил он и я покачала головой.

-Просто не было возможности, на самом деле. –

Зейн остановился на секунду и посмотрел на связку ключей в его руке. -Так ты хочешь? –

Мои глаза расширились. -Хочу ли я? –

-Я имею в виду, знаешь. Ты можешь прокатиться. – заверил он, прочищая горло. -Раз ты говоришь, что ни разу не ездила. –

-Ты дашь прокатиться мне на своем мотоцикле? –

-Я не дам тебе везти. – быстро пояснил он. -Я позволю тебе проехать со мной. Потому что так мне будет спокойнее. –

Я скрестила руки на груди. -А что если мы упадем? –

-Мы не упадем. –

-Но что если всё-таки упадем? –

Он посмотрел на меня сердитым взглядом. -Упадем так упадем. Но мы не сделаем этого. Мы поедем вокруг стоянки, да? Аккуратно и медленно для тебя. Как на счет этого? –

Я кинула, сузив глаза. Он, казалось, действительно знал, как нужно прокатить меня. (И даже если я боялась упасть, я была бы не против, если это то, чего он хотел тоже)

-Ладно. Отлично. Вокруг стоянки. –

Он сказал мне по пути к мотоциклу: -Значит это твой страх. Я знал это. –

Я скрестила руки, идя за ним. -Я не боюсь мотоцикла. Я боюсь упасть. –

-Ну, тогда я не боюсь высоты. – Он взял шлем с руля. -Я боюсь упасть. -Прежде, чем я успела что-либо сказать, он дал мне шлем в руки. -Вот. У меня только один. Но в отличии от тебя я знаю, что мы не упадем. –

Я показала ему язык и одела шлем, который, как мотоцикл, был красного цвета. Он выглядел здорово. -Спасибо. Так, мне просто сесть или… –

Он кивнул и подождал пока я залезу, чтобы завести его. Я обняла его за талию прежде, чем могла почувствовать нотки смущения, и он завел двигатель.

-На сколько бы ты разозлилась, если бы мы поехали по улице? –

-Не разозлилась бы. Просто не хотелось бы этого. –

Он кивнул на это и затем улыбнулся. -Ладно, хорошо. Сделаем это позже. Просто держись. Проедем немножко. Обещаю. –

Я кивнула и ухватилась за него еще крепче прежде, чем мы медленно покинули место парковки.

И это было весело. Это было страшно, да, и когда мы повернули за угол я думала, что мы упадем…и я боялась за безопасность Зейна больше, чем за свою, потому что он был без шлема, но это было здорово. Мы не разбились, как он и сказал, и мы катались около пяти минут или до того, как его телефон зазвонил. Он отъехал в сторону и выяснилось, что это звонит Эд, потому что группа людей пришла в салон и, хотя Эд не возражал гуляниям Зейна, он должен был прийти помочь.

Зейн извинился, но это не было проблемой, потому что на самом деле это я отвлекла его от работы. И он довез меня снова на парковку. Когда я слезла с мотоцикла, я сняла шлем и передала его Зейну, и он улыбнулся. -Итак, Роуз. – Начал он. -Когда я скажу тебе это, ты обещаешь не бить меня или вроде того, ладно? –

Я сузила глаза. -Да, хорошо. –

-У тебя правда кусочек салата между зубов. –

А потом он уехал прежде, чем я смогла ударить его.

Идиот.

Устаревшие слова. 6 класс

Автор: edu1

Методическая копилка – Русский язык

Тема урока: Устаревшие слова (русский язык 6 класс)

 

Ход урока

 

1. Мобилизующим этап

На доске написаны ряды слов:

1) Лоб, золото, щеки, предсказатель, одежда:

2) злато, одеяние, вещун, ланиты, чело.

Учитель. Прочитайте вслух слом первого ряда. Скажи-те, что в них есть общего.

Это имена существительные.

Эта общеупотребительные слова.

Учитель. Расскажите, какие слова называются общеупотребительными,

Исключите по порядку каждое слово по нескольким признакам одновременно,

Слово лоб можно исключить по орфограмме, по количеству слогов, по количеству звуков. В этом слове на конце парная согласная. Проверочное слово лобик. Это самое короткое слово, В нем только три, звука.

Существительное золото среднего рода, о остальные — мужского или женского. В нем три буквы о: ударная, безударная и в окончании.

Слово щёки можно исключить по числу и характеристике согласных. Существительное щёки употреблено во множественном числе, а остальные — в единственном. Все согласные в нем глухие, мягкие.

В слове предсказатель есть приставка пред – и два суффикса: а-, шель-. Остальные слова — без приставки и суффиксов. Это существительное одушевленное, остальные — неодушевленные.

3 слове одежда есть непроверяемая безударная глас моя о в корне. В остальных словах такой орфограммы нет. Все согласные а нем звонкие, твердые.

2. формулирование темы н цели урока

Учитель. Прочитайте вслух слова второго ряда. Соедините слова с одинаковым значением из первого и второго рядов.

Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние.

Учитель. Чем отличаются вторые слова каждой пары от первых?

Эти слова устарели. Их не употребляют в повседневной жизни.

Учитель. Скажите, как называются слови, которые устарели, и сформулируйте тему сегодняшнего уроки.

Слова, которые устарели называются устаревшими. Значит, Тема урока сегодняшнего урока — «Устаревшие слова».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель, Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием…;

2) учиться отличать….

Цель нашего урока: познакомиться с понятием устаревшее слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.

3. Изучение нового материала

Учитель. Прочитайте еще раз составленные пары слов. Скажите, почему устарели вторые слова каждой пары?

В языке появились новые, более точные слова, которые стали употребляться в речи людей чаще, чем прежние. Прежние слова стали забываться.

Учитель, Это первая причина появления устаревших слов. А теперь посмотрите на картинки.

Учитель показывает изображения нескольких: предметов: кафтана, лаптей, лука, стрел и др. Учащиеся называют эти предметы.

Учитель. Скажите, какие предметы изображены на картинках? Почему слова, произнесенные памп, тоже устаревшие?

Эти слова устаревшие, потому что вышли из у потреб яения соответствующие предметы*

Учитель. Подумайте, какое следствие вытекает нэ этих двух причин? Это поможет вам составить определение устаревших слов.

Из причин вытекает, одно следствие: часть слов выходит из активного повседневного употребления. Значит, устаревшими называются слова, которые вышли из активного повседневного употребления.

Учитель. Из вашего рассуждении видно, что устаревшие слова бывают двух видов. Устаревшие слова, вытесненные другими, более точными и удобными, называются архаизмами. Они имеют синонимы, например чело — лоб. Устаревшие слова, которые вышли из активного использования в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений, называются историзмами. Эти слова не имеют синонимов, например лапти,

Упражнение 1 (на карточках)

Колчан, острог, пиит, зипун, ветрило, иноземец, цирюльня, кичка, фияяяр, чреда, капот, опашень, орало, секира, опочить.

Справка:

Ветриле — парус;

Зипун — крестьянская одежда и грубого, толстого сукна, обычно без ворота;

Иноземец — иностранец:

Капот — женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата:

Кичка — старинный головной убор замужней женщины;

Колчан — сумка (футляр) для стрел;

Опашень — долгополый кафтан С короткими широкими рукавами;

Опочить — заснуть:

Орало — орудие для пахоты:

Острог — тюрьма;

Пиит — поэт;

 

Секира — старинное оружие в виде топора на длинной

 

Рукояти:

 

Фигляр — фокусник, акробат;

 

Цирюльня — парикмахерская;

 

Чреда — очередь.

 

Учитель. Прочитайте слова. Сопоставьте их со схемой по новому материалу. Сформулируйте задание к упражнению.

 

Устаревшие слова надо разделить на две группы: архаизмы и историзмы и написать их.

 

Дети выполняют работу сначала коллективно. Они могут использовать толковые словари или справку к упражнению,

 

Учитель. Какие устаревшие слова вы могли бы исключить и почему?

 

Можно исключить слово опочить. Это глагол, а остальные — имена существительные,

 

Слово орало. В нем все согласные сонорные, твердые.

 

Учитель. Какая помета существует для устаревших слов в толковых словарях? Упражнение 2

 

Уста, аршин, вежды, локоть, десница, длань, фунт, зеница, чрево, верста, персты.

1) архаизмы: уста,

2) историзмы: аршин,

 

Учитель. В этом упражнении предполагается более трудное задание. Прочитайте устаревшие слова. Рассмотрите дополнительную запись к ним. Сформулируйте свое задание к упражнению.

Надо продолжить ряды устаревших слов: архаизмов и историзмов.

 

Учитель. Судя по первым словам, что должны обозначать слова в первой и втором рядах.

В первом ряду должны быть архаизмы, которые обозначают части человеческого тела. Во втором — историзмы, обозначающие различные единицы измерения.

 

Ученики выполняют задание по группам* используя толковый словарь.

Архаизмы: уста — губы, вежды — веки, десница — правая рука, длань — ладонь, зеница — глаз, зрачок, чрево — живот, персты — пальцы

 

Учитель. Перед вами — незаконченная зарисовка начала старинного сражения.

Прочитайте предложения с пропущенными словами, словосочетанием и словарь к ним. Сформулируйте заданно к упражнению.

Вместо условных обозначений надо вставить подходящие па смыслу устаревшие слова так, чтобы получилась зарисовка начала сражения. Необходимые для этого слова можно брать из предложенного словаря,

 

Дети сначала выполняют задание коллективно. Затем записывают текст, вставляя пропущенные буквы.

 

Ратники подъехали к реке. У многих горели на груди золотые гривны. Сверкали на солнце глухие огромные шлемы, сияли золотой насечкой щиты и панцири. Русские копья, мечи, палицы, секиры, чудовищные булавы сшиблись с турецкими саблями. Полетели арбалеты. Закипел бой.

 

Учитель. Прочитайте текст вслух. Скажите, с какой целью писатели, поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слона.

Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом,

 

Учитель. Расскажите о написании слов с пропущенными буквами. Сначала — о правописании слов с безударной гласной, затем — с другими орфограммами.

Сравните постановку знаков препинания во втором и третьем предложениях.

Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов, имеющих в своем составе только звонкие согласные.

 

5. Итог урока

Учитель. С какой лексической группой слов мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы познакомились с устаревшими словами,

Учитель. Расскажите все, что вы узнали об устаревших словах,

Ответы учеников.

Урок русского языка в 6-м классе по теме “Устаревшие слова” в разделе “Лексика”

Загребина Александра Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

 

Цели:

Познакомить учащихся с разделом лексики – устаревшими словами.

Обогащать словарный запас учащихся через межпредметные связи: литературу, народную культуру, русский язык, математику.

Через различные приёмы обучения познакомить учащихся с жизнью, бытом, фольклором русского народа.

 

Оборудование: Дерево ремёсел, иллюстрации к русской избе, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, клубок, ключ, загадки о предметах быта русского народа, аудиозаписи народных песен, запись на карточках старинных мер счёта и веса.

Ход урока

 

Учитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы. Рада приветствовать вас у ворот, где хозяйка живёт. Приглашаю вас в гости в свою избушку, что стоит на опушке. Добрым гостям всегда рады, расскажем, чем богаты.

Объявление цели урока:

 

Урок наш сегодня будет посвящён самому необычному явлению в природе – слову. Говорят же на Руси: «Вроде не мёд, а ко всему льнёт». Тонкое и благоуханное – произнесёшь такое – словно песня из уст польётся.

 

(Звучит фрагмент народной песни).

 

А поговорим мы сегодня о словах, которые в нашей речи давно уже не употребляются. Их принято называть устаревшими, в сказках, песнях и устном народном творчестве их можно ещё услышать, да и мы сегодня побываем в далёкой старине.

 

Что ж, нас клубок зовёт на порог.

Переход к основной части урока.

 

Вот я ключ взяла, да к дому подошла. Как в старину дом назывался? (Изба, горница, светёлка, светлица).

 

На пороге нас встречает красная девица. Всё у неё замечательно: коса до пояса, румянец во всю щёку.

 

Сейчас мы вспомним, как же назывались части человеческого тела в глубокую старину. Вы поднимаете свою карточку и помещаете слово, на нём данное, к нашей красавице.

 

(Выполняется задание).

 

(Слова: чело, очи, ланиты, уста, жерело, рамены, длань, перст, чрево, чресла).

 

(Дети при помощи учителя объясняют значение слов)

 

А мы заходим через порог? Что видим? Огонёк.

 

А на лавке хозяин – на все руки от скуки. Всё мастерит, любое дело в руках горит.

 

Давайте обратимся к дереву ремёсел, и посмотрим на наше новое задание.

 

С древними ремёслами связано рождение значительного количества устойчивых словосочетаний – фразеологизмов. Попробуйте угадать, в речи каких мастеров использовались фразеологизмы, находящиеся на нашем дереве:

 

(Два сапога – пара) – сапожник

(Овчинка выделки не стоит) – скорняк

(Снять стружку) – плотник

(Заметать следы) – охотник

(Закидывать удочку) – рыбак

(Квашня квашнёй) – повар

(Плести лапти) – сапожник

 

(Учащиеся в процессе называния ремесла распределяют на дереве ремёсел фразеологизмы).

 

Даже имена на Руси давали по – особому. Красиво они звучали из уст родителей. Даны были с любовью. Богдан – богом данный, Сновид – во сне увиденный. Людмила – людям милая.

 

«Делу время – потехе час», – говорили наши предки. Но находили они время и для праздников. Надевали они на себя в праздники самую нарядную одежду и выходили на людей посмотреть да себя показать.

 

Следующим нашим заданием будет как раз задача – одеть наших героев.

Работа в парах:

 

(звучит запись народной песни).

 

Учитель зачитывает слова:

 

Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавки, онучи, понёва, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.

 

Учащиеся делят на три столбика страницу – голова, туловище, ноги – и распределяют слова в таблице).

 

Теперь наши герои одеты нарядно, на праздник пора. А какой же праздник обходился без потехи: песен, загадок, игр да сказок.

 

Поэтому мы с вами будем отгадывать загадки, но все они связаны с предметом быта наших предков.

 

 

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит.

(печь).

 

 

Железный нос в землю врос

Роет, копает,

Землю разрыхляет.

(плуг).

 

 

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок).

 

 

Пять овечек стог объедают,

А пять прочь отбегают.

(Руки за прялкой).

 

 

Посреди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла.

(Корова).

 

 

Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется.

(Топор).

 

Что ж, праздники заканчиваются. А у крестьянина забот полон рот. Хозяйство, огород. А не только высадить нужно, ухаживать да собирать. На долгую зиму рассчитать.

 

Перед вами сейчас находятся старинные меры счёта да веса. Решите задачи, которые приходилось решать нашим предкам. Помните, что использовать при счёте нужно старинные меры.

Самостоятельная работа:

На Рождество для одной семьи готовят 3 больших жбана сбитня. Сколько всего в деревне за праздник выпивают сбитня, если известно, что там проживает всего 25 семей, а объём одного жбана – 10 чарок.

 

(Чарка – мера жидкости = 0,123 л).

 

Решение: 3 жбана умн на 25 семей =75 жбанов умн на 10 чарок = 750 чарок умн 0,123 л.= 92,25 литров.

Аннушка насобирала в лесу пять коробов грибов. Полтора короба она отдала бабушке на зимний запас, а остальные увезла с батюшкой на ярмарку. Сколько денег получила Маша, если известно, что один короб грибов стоит гривенник?

 

(Гривенник – старинная монета = 10 копеек).

 

Решение: 5 коробов – 1,5 короба умн на 1 гривенник = 3,5 гривенника умн на 10 коопеек = 35 коопеек.

Колос ячменя, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?

 

(Вершок – мера длины = 4,44 см).

 

Решение: 9 вершков умн на 3 месяца =27 вершков умн на 4. 44 см = 119,88 см.

 

Вот мы и с хозяйственными проблемами в избе справились.

 

Конечно же, наше путешествие в старинную избу, безусловно, должно закончиться народной мудростью. А что подразумевает народная мудрость? Пословицы и поговорки.

 

Говорили же на Руси: «Пословица – всем делам помощница».

 

Главной ценностью наших предков были семья и труд. Поэтому и пословицы, которые мы с вами сейчас вспомним, именно об этом.

 

Труд кормит,а …

Каков мастер, такова и …

Не нужен и клад, коли …

Не трудиться, так и …

Не за своё дело не берись, а за своим …

В гостях хорошо, а …

Дело …

 

«Нет слова, которое бы было так замашисто бойко, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»,- так говорил о русском языке великий писатель Николай Васильевич Гоголь.

 

Но вы знаете, что русский язык – это один из многих славянских языков. И многие слова, даже вышедшие из употребления, очень похожи.

 

Давайте сейчас познакомимся с волшебной фразой другого языка и попробуем её перевести:

 

«Стара мама бива в малом белом домчеку. Пред домом йе заградка плна пёстрих кветов. Под окнами стойи лавичка».

 

Какие слова вас здесь смущают?

 

(Бива – живёт, домчеку – домик, заградка – забор, кветы – цветы).

 

Вот мы и перевели. А ведь фраза написана по-словацки. Не правда ли, удивительно переводить с языка, который никогда не изучал?

Подведение итогов урока:

 

Сегодня мы с вами путешествовали в небольшой пласт словарного состава русского языка – в слова, вышедшие из широкого употребления. Но из них и состоит главное наше наследие – наша культура.

 

Ведь уважение к прошлому – это то, что отличает образованных людей.

 

Что ж, гости дорогие, пора прощаться, назад возвращаться. Вы в нашей избе побывали, а что нового узнали?

 

Урок закончен. До свиданья. А оценки на прощанье за ваше старанье.

Выставление оценок за урок.

 

Домашнее задание: Найти несколько народных примет, связанных с сельскохозяйственными работами на Руси.тель объясняет домашнее задание. Оценивает работУрок русского языка (6-й класс). Тема: “Биография слова: неологизмы и устаревшие слова”

 

 

 

Тимофеева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цель урока: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.

Задачи:

развитие умения формулировать определение понятий;

развитие коммуникативных умений;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитание интереса и уважения к родному языку.

Оборудование:

проектор

компьютер

толковые словари

карточки для групповой работы.

ХОД УРОКА

 

1. Учащимся в группах предлагаются для обсуждения высказывания: (Приложение, слайд 1)

 

– Слова живут. Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение!

– Слова – это живые свидетели истории развития науки, техники, культуры.

Ученики высказывают свои мнения, комментируя эти высказывания. (Общее мнение: «Слово живёт, развивается.», т.е. имеет свою биографию)

 

2. Учащиеся обсуждают этапы «жизни» слова, пытаются дать им названия. (На доске написаны иностранные корни:

 

«логос» – слово

«арха» – старый

«нео» – новый)

 

Защита проектов (ученики графически изображают «рождение» слова, его «старение»)

 

3. Учитель делает вывод, что существует 3 группы лексики с точки зрения происхождения (Приложение, слайд 2)

 

4. Изучение неологизмов (Приложение, слайд 3)

 

5. Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами. Какова их судьба? Может быть это «лексический мусор»?

 

Учащиеся высказываются о значении устаревших слов и причинах их появления (архаизмы и историзмы – Приложение, слайд 4)

ЛАПТИ

СЮРТУК

КОЛЧАН

ПРЯЛКА

СВЕТЕЦ

ТРЕУГОЛКА

ЦИЛИНДР

КАМЗОЛ

БОТФОРТЫ

КАФТАН

 

 

Задание (Приложение, слайд 5) Вы в магазине старинных вещей должны подобрать названия к старинным вещам (раздаются карточки с названиями предметов, учащиеся должны, используя словари, соотнести название и предмет.)

 

Проверка задания (Приложение, слайд 6)

 

6. Практическая работа

 

Задания выполняются в группах.

 

Задание 1

 

– Найди самое «молодое» слово.

 

1) босоножки, сандалии, кроссовки;

2) кафтан, шуба, куртка;

3) арифметика, счёты, компьютер;

4) радио, фотоаппарат, магнитофон.

 

Задание 2

 

– Найдите устаревшие слова, определите их значения.

 

В далёком прошлом, когда не было железных дорог, самолётов, путешествие совершалось на лошадях. Вот как об этом пишет А.С.Пушкин:

 

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком. (Приложение, слайд 7)

 

Задание 3

 

– Докажите, что устаревшие слова «живут» в современном языке.

 

Уста, перст, очи, тщание, шелом.(Учащиеся подбирают однокоренные слова: устный, перстень, очки, тщательный, ошеломить и др.)

 

7. Домашнее задание (по выбору) (Приложение, слайд 8)

 

– Составить тематический словарь «Оружие древнего человека».

– Один день в 22 веке.

– В стихотворениях А.С.Пушкина найти устаревшие слова, объяснить их значение.

 

8. Подведение итогов урока

 

– Что новое узнали об истории слова?

– Что было интересно и необычно для вас на уроке?у детей на уроке.

Устаревшие слова

Русский язык 6класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: «Устаревшие слова».

Цели урока: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов, стимулировать познавательную активность ребят, умение формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

 Развивать интерес к предмету.    

 Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Ход урока

Орг. момент.

 Приветствие. Написать число, классную работу.

 Определить степень готовности всех   учеников к уроку.

1. Мобилизующий этап

На доске написаны ряды слов:

1) Лоб, золото, щеки, предсказатель, одежда:

2) злато, одеяние, вещун, ланиты, чело.

Учитель. Прочитайте вслух слом первого ряда. Скажите, что в них есть общего? (Это имена существительные. Это общеупотребительные слова).

Учитель. Расскажите, какие слова называются общеупотребительными,

Исключите по порядку каждое слово по нескольким признакам одновременно. (Слово лоб можно исключить по орфограмме, по количеству слогов, по количеству звуков. В этом слове на конце парная согласная. Проверочное слово лобик. Это самое короткое слово, В нем только три, звука.

Существительное золото среднего рода, о остальные — мужского или женского. В нем три буквы о: ударная, безударная и в окончании.

Слово щёки можно исключить по числу и характеристике согласных. Существительное щёки употреблено во множественном числе, а остальные — в единственном. Все согласные в нем глухие, мягкие.

В слове предсказатель есть приставка пред – и два суффикса: а-, шель-. Остальные слова — без приставки и суффиксов. Это существительное одушевленное, остальные — неодушевленные.

В слове одежда есть непроверяемая безударная гласная О в корне. В остальных словах такой орфограммы нет.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Прочитайте вслух слова второго ряда. Соедините слова с одинаковым значением из первого и второго рядов. (Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние).

Учитель. Чем отличаются вторые слова каждой пары от первых?

(Эти слова устарели, их не употребляют в повседневной жизни).

Учитель. Скажите, как называются слова, которые устарели, и сформулируйте тему сегодняшнего уроки.

Слова, которые устарели, называются устаревшими. Тема урока сегодняшнего урока — «Устаревшие слова».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель.Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием…;

2) учиться отличать….

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием устаревшие слова; научимся отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.

3. Изучение нового материала

Учитель. Прочитайте еще раз составленные пары слов. Скажите, почему устарели вторые слова каждой пары?

(В языке появились новые, более точные слова, которые стали употребляться в речи людей чаще, чем прежние. Прежние слова стали забываться).

Учитель. Это первая причина появления устаревших слов. А теперь посмотрите на картинки.

Учитель показывает изображения нескольких: предметов: кафтана, лаптей, лука, стрел и др. Учащиеся называют эти предметы.

Учитель. Скажите, какие предметы изображены на картинках? Почему слова, произнесенные нами тоже устаревшие? (Эти слова устаревшие, потому что вышли из употребления соответствующие предметы)

Учитель. Подумайте, какое следствие вытекает из этих двух причин? Это поможет вам составить определение устаревших слов. Из причин вытекает, одно следствие: часть слов выходит из активного повседневного употребления. Значит, устаревшими называются слова, которые вышли из активного повседневного употребления.

Учитель. Устаревшие слова бывают двух видов.

Устаревшие слова, вытесненные другими, более точными и удобными, называются архаизмами. Они имеют синонимы, например чело — лоб.

Устаревшие слова, которые вышли из активного использования в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений, называются историзмами. Эти слова не имеют синонимов, например лапти.

Упражнение 1 (на карточках)

Колчан, острог, пиит, зипун, ветрило, иноземец, цирюльня, кичка, фигляр, чреда, капот, опашень, орало, секира, опочить.

Справка:

Ветриле — парус;

Зипун — крестьянская одежда из грубого, толстого сукна, обычно без ворота;

Иноземец — иностранец:

Капот — женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата:

Кичка — старинный головной убор замужней женщины;

Колчан — сумка (футляр) для стрел;

Опашень — долгополый кафтан с короткими широкими рукавами;

Опочить — заснуть:

Орало — орудие для пахоты:

Острог — тюрьма;

Пиит — поэт;

Секира — старинное оружие в виде топора на длинной рукояти:

Фигляр — фокусник, акробат;

Цирюльня — парикмахерская;

Чреда — очередь.

Учитель. Прочитайте слова. Сопоставьте их со схемой по новому материалу. Давайте вместе сформулируем задание к упражнению.

Устаревшие слова надо разделить на две группы: архаизмы и историзмы и напишем их в два столбика.

Дети выполняют работу сначала в парах, используя толковые словари.

Учитель. Какие устаревшие слова вы могли бы исключить и почему?

Можно исключить слово опочить. Это глагол, а остальные — имена существительные.

Учитель. Какая пометка существует для устаревших слов в толковых словарях?

 Упражнение  (в учебнике) Прочитайте устаревшие слова.

Надо продолжить ряды устаревших слов: архаизмов и историзмов.

В первом ряду должны быть архаизмы, которые обозначают части человеческого тела. Во втором — историзмы, обозначающие различные единицы измерения.

Ученики выполняют задание по группам* используя толковый словарь.

Уста, аршин, вежды, локоть, десница, длань, фунт, зеница, чрево, верста, персты.

1) архаизмы: уста…

2) историзмы: аршин…

Архаизмы: уста — губы, вежды — веки, десница — правая рука, длань — ладонь, зеница — глаз, зрачок, чрево — живот, персты — пальцы

5. Итог урока

Учитель. С какой лексической группой слов мы познакомились на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы познакомились с устаревшими словами).

Расскажите все, что вы узнали об устаревших словах.

(Ответы учеников).

Домашнее задание.

Ребята напишите письмо, своему однокласснику используя устаревшие слова.

Оценивание работы детей на уроке.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы капюшона

в китайском (традиционном)

衣服, (衣服 上 的) 兜帽 , 風帽 風帽, ((擋住 視線 或 不 人 認出 而 戴 的) 頭套 ,…

См. Подробнее

в китайском (упрощенном)

衣服, (衣服 的) 兜帽 , 风帽 风帽, ((挡住 视线 或 ​​不 人 认出 而 戴 的) 头套 , 头罩 头罩…

Увидеть больше

на испанском языке

capucha, capó, campana Extractora…

Подробнее

на португальском языке

capuz, capô, exaustor…

Увидеть больше

на других языках