Какова роль пропаганды в создании атмосферы патриотического подъема: Первая мировая война. Цели держав. Основные этапы войны
Первая мировая война. Цели держав. Основные этапы войны
(Стр. 29)
1. Какие цели преследовали державы в Первой мировой войне?
Ответ: Если Германия и Австро-Венгрия намеревались создать «новую Европу», где влияние Англии, Франции и России свелось бы к нулю, то члены Антанты рассчитывали ликвидировать германскую угрозу, разделив территории членов Тройственного союза на несколько государств.
Планы Вильгельма II предусматривали территориальные захваты на востоке Европы и в Средиземноморье, которые могли обеспечить рейху жизненное пространство и природные ресурсы. Победа позволяла Германии установить контроль над заморскими колониями Англии и Франции. В свою очередь венский кабинет стремился за счёт военного успеха предотвратить распад дуалистической империи, укрепить свои позиции на Балканах и в Карпатах.
Главная цель английского правительства заключалась в разгроме своего основного конкурента — Германии и восстановлении международного престижа Британской империи.
2. Назовите основные этапы Первой мировой войны. Покажите на карте главные сражения каждого этапа войны.
Ответ:
1) август—декабрь 1914 г.;
2) январь 1915 г. — апрель 1917 г.;
3) май 1917 г. — июнь 1918 г.;
4) июль—ноябрь 1918 г.
Наступление войск Антанты на Западном фронте.
3. Составьте таблицу «Основные сражения Первой мировой войны» по схеме: даты, фронт, сражение, результаты.
Ответ:
4. Каков вклад России в победу Антанты?
Ответ: Военные действия России на Восточном фронте способствовали тому, что силы Тройственного союза вынуждены были вести война на 2 фронта, что быстро истощало силы противника. Также успехи во время боевых действий с войсками Османской империи охладили военный пыл Турции, которая вступила в войну на стороне Тройственного союза.
5. Что такое государственное регулирование военной экономики?
Ответ: Государственное регулирование военной экономики – государственное регулирование социально-экономической сферы с целью обеспечения фронта обеспечение фронта оружием, продовольствием и другими необходимыми предматами.
6. Каковы итоги Первой мировой войны?
Ответ: Первая мировая война, продолжавшаяся более четырёх лет, стала величайшим бедствием в истории человечества. В неё было втянуто 38 государств (включая британские доминионы) с населением 1,5 млрд человек (60% жителей земного шара). Военные действия развернулись на территории площадью свыше 4 млн квадратных километров. Под ружьём находились более 70 млн человек, из которых 9,5 млн были убиты и более 20 млн ранены и искалечены.
Продолжительное пребывание военнослужащих в окопах и лагерях для военнопленных, нужда и бедствия населения в тылу отрицательно повлияли на психику многих людей.
Многомесячные военные действия нанесли колоссальный материальный ущерб: тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены заводы, дороги, мосты, памятники культуры.
В результате войны произошли изменения на политической карте мира. Рухнули Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи. В Европе возникли новые государства: Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Югославия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Народы колониальных и зависимых стран увидели перспективы освобождения.
Первая мировая война открыла эпоху невиданных потрясений и революций. Начиналась новая страница истории XX в.
1. Можно ли было избежать войны, если бы не был убит эрцгерцог Франц Фердинанд? (с. 29)
Ответ: Убийство эрцгерцога было лишь поводом к войне. Германии к войне была готова, поэтому был бы найден другой повод для начала военных действий.
2. Какой фронт был решающим на каждом из этапов Первой мировой войны? Свой ответ аргументируйте. (с. 29)
Ответ:
1. август—декабрь 1914 г.;
Оба фронта имели значение, так как разрушили планы Германии относительно молниеносной войны.
2. январь 1915 г. — апрель 1917 г.;
Восточный фронт, так как немецкие воска в этот период развернули здесь маневренную войну, отодвинув линию фронта дальше на Восток, постепенно нанося сокрушительные удары по русской армии. Однако и успехи не заставили себя ждать – Брусиловский прорыв, в результате которого противник был отброшен обратно к Карпатским горам.
3. май 1917 г. — июнь 1918 г.;
Западный фронт, так как в России уже произошла Февральская революция, после которой выдвигались требования о выводе России из войны. А на Западном фронте в это время Германия предпринимала последние попытки разгромит Антанту.
4. июль—ноябрь 1918 г.
Западный фронт – наступление войск Антанты и капитуляция Германии и ее союзников.
3. Какова роль пропаганды в создании атмосферы патриотического подъёма? (с. 29)
Ответ: Пропаганда сплачивает население страны против общего врага. Способствует усилению патриотических чувств человека и желанию защитить свою семью, близких людей.
4. Каковы причины победы Антанты в войне? Могла ли Антанта одержать победу без участия США? (с. 29)
Ответ: Истощение ресурсов Германии и помощь США. Антанта могла одержать победу без помощи США, так как еще в 1917 г. Германия предлагала Антанте мирные переговоры.
Документы (с. 30)
В чём заключался психологический эффект газовой атаки германских войск под Ипром?
Ответ: среди солдат возникла паника, так как они раньше не сталкивались подобным.
Как, по вашему мнению, русское отступление лета 1915 г. сказалось на ходе Первой мировой войны? (с. 30)
Ответ: действия на Восточном фронте в данный период помогли странам Антанты перестроить свои экономики на нужды войны. Во время отступления Германские войска понесли значительные потери. Однако был сломлен дух русской армии.
Какие меры являлись для Антанты первоочередными в процессе прекращения боевых действий? Каким образом предусматривалось ограничить военную активность Германии? (с. 31)
Ответ: Эвакуация германских войск из занятых стран. Передача части вооружения странам Антанты.
Ограничение военной активности Германии – возвращение германских войск в пределы Германии, сокращение вооружения германских войск.
Об эффективности пропаганды в России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР».
— Я бы хотела поговорить о том, как поменялось наше общество после крымских событий. Совсем недавно вы провели опрос, из которого следует, что россияне перестали стыдиться своей страны: лишь 18 % респондентов согласны с утверждением о том, что «в России происходят такие дела, которые заставляют меня испытывать стыд за неё». С чем связано изменение настроений?
— Я бы начал с того, что общество не может поменяться ни за два года, ни даже за 10 или 15 лет. Общество — это огромная масса людей, определённым образом организованная и обладающая колоссальной инерцией. Мы фиксируем некоторые колебания настроений, но это не изменение базовых структур в обществе. Основные институты — то, что составляет бессознательное в обществе — меняются очень медленно. В очень большой степени мы воспроизводим структуры сознания не только советского, но и досоветского времени. Если почитать Салтыкова-Щедрина, вы увидите, насколько устойчивы базовые структуры общества. Так, он задолго до Оруэлла начал говорить о двоемыслии, вырождающемся из репрессивной и неразвитой структуры общества.
— Но за последние два года, в послекрымский период, сложилось впечатление, что в обществе произошёл раскол между теми, кто за Крым, и теми, кто против. Есть ощущение противостояния.
— Раскол — это сильно сказано. Мощная антизападная пропаганда началась даже не в связи с Крымом, а после массовых протестов 2011–2012 годов. Её целью было дискредитировать протестное движение в обществе. Антизападная и антилиберальная кампания стала основой антиукраинской волны пропаганды. Это попытка навесить на украинский режим ярлык фашизма и дискредитировать те установки, которые мотивировали это движение, — сближение с Западом, построение правового общества, изменение коррумпированного режима.
Пропаганда задавила всякую поддержку лозунгов протестного движения, которое было очень широким: в 2012 году примерно половина россиян ассоциировали себя с этими лозунгами. Со знаменитым выражением Алексея Навального «„Единая Россия“ — партия жуликов и воров» на пике были согласны около 45 % опрошенных, возражали примерно столько же — 40–45%, то есть было некоторое равновесие. Затем поддержка снизилась до 41 %, ещё позже люди стали забывать. Пропаганда перевела внимание на мифологическое противостояние России и остального мира, ощущение, что на нас все нападают, а мы встаём с колен и сопротивляемся. Это ощущение напора вывело за скобки все претензии к власти, всю проблематику повседневной жизни и наступающего экономического кризиса, а также резко повысило градус самоуважения людей — «Вот мы какие!». Ощущение национальной бравады искусственно поддерживалось благодаря тому, что один мифологический враг сменялся другим. Сначала были укропы и америкосы, потом какие-то непонятные исламисты, затем очень кстати подвернулись под руку турецкие помидоры.
— То есть вы не согласны с тем, что в обществе произошёл раскол?
— Это не раскол, это возбуждённое состояние. Это не изменение структуры сознания — просто регистр переключился. Вы же по сути своей в корне не меняетесь, когда чего-то пугаетесь, когда у вас выбрасывается адреналин. Эмоциональный подъём искусственно поддерживался благодаря негативной мобилизации, но сейчас он начинает слабеть. Я бы различал эмоциональные оценки, интенсивность их выражения и готовность отстаивать убеждения. Даже на пике антиукраинской кампании максимум 10 % россиян были готовы чем-то платить за неё: например, понести расходы, поехать на Донбасс или послать туда своих детей. А большинство, 70 %, говорили: «Нет, пусть начальство платит».
— Тем не менее, сейчас мы все несём расходы: живём под санкциями и в состоянии экономического кризиса. Насколько я понимаю, рейтинг власти от этого не падает.
— Не падает, потому что отношение к политике у россиян совершенно другое. Политика — это другая плоскость существования, там великое прошлое, героическая история. Путин — влиятельный мировой лидер в рейтингах Forbes. Если же перенести это из международного контекста во внутренний, то оказывается, что Путин — глава очень коррумпированного режима, не добившийся особых успехов ни в борьбе с терроризмом, ни в борьбе с преступностью. В экономике — дела провальные.
— Но россияне не воспринимают его как главу коррумпированного неуспешного государства?
— Потому что весь их опыт — это опыт советского времени, опыт приспособления к репрессивному государству, нежелания высовываться из своей ниши, принимать на себя ответственность за положение дел в стране, участвовать в политике и общественной жизни. Поэтому и доминирует представление о руководстве страны как о совершенно другой группе людей, живущей своими интересами, на которую нельзя повлиять. Казна — это бездонная бочка. Вы можете повлиять на принятие решений в России?
— Напрямую — нет, конечно.
— Вы можете повлиять на распределение? В 2016 году наши расходы на образование, медицину и социальную защиту сокращаются, а на силовые структуры — растут. Люди могут повлиять на это соотношение? Они, конечно, считают, что деньги надо тратить на социальную политику и развитие инфраструктуры, но кто их слушает?
— Если бы люди понимали, как работают механизмы взаимодействия с властью в других странах, что есть Государственная дума, которая должна представлять их интересы…
— Люди считают, что нынешняя власть отстаивает интересы силовых структур, олигархов, бюрократии и не представляет интересы основного большинства. Поэтому большинство считают: царь далеко, а мы — люди маленькие.
— Если люди это понимают, почему они поддерживают такую власть?
— Потому что нет идеи связи с властью и её ответственности. Демократия — это особое устройство государства. Это не только политическая конструкция, но и определённый тип культуры, когда люди обладают чувством собственного достоинства и правом считать, что власть зависит от них. У нас — прямо противоположная ситуация. Люди — это расходный материал власти, так они себя и ведут. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» — вот такой принцип жизни.
— Вы связываете такой принцип жизни с советским опытом. Но ведь выросло целое новое поколение, которое не жило при советской власти. Почему оно придерживается таких же взглядов?
— Потому что основные институты сохраняются вне зависимости от смены поколений. Важна структура общества, то есть его устойчивые правила. Что такое социальный институт? Это устойчивая система взаимосвязей, воспроизводящаяся независимо от персонального состава людей. Это жёсткая система правил, которым люди следуют, не задумываясь и будучи не в состоянии их изменить. Дело не в том, что приходят новые поколения, а в том, как эти правила подчиняют себе новых людей. Это эффект, который хорошо описан в русской литературе. Помните, что происходит с молодым героем в «Обыкновенной истории»? С течением времени мало что остаётся от идеализма и романтизма провинциала, который приезжает в Петербург и начинает там служить. Такая же ломка систематически происходит с молодыми людьми и сейчас. С чего вы взяли, что молодые люди обладают какими-то другими воззрениями?
— Ну, они не имеют опыта жизни в советское время.
— Ну уж. Что, отношение к власти так сильно поменялось? Молодые рвутся отстаивать свои представления? Много молодёжи было на митингах протеста 2011–2012 годов?
— Много.
— А я говорю, что нет. Мы проводили опросы, и основной массой протестующих были люди в возрасте от 45 до 55 лет. А молодёжи там было 12–15 %. Реально вышло протестовать поколение взрослых образованных людей, уже добившихся какого-то социального статуса и понимающих, чем им грозит ещё один президентский срок Владимира Путина. А молодёжь была довольно пассивна и безучастна. Все социальные изменения начинаются тогда, когда молодёжь включается в общественную жизнь, у нас этого не происходит: молодёжь хочет зарабатывать, хорошо и весело жить.
— Почему процент людей, которые понимают, к чему всё идёт и как устроена структура власти, настолько невелик в России? Люди просто не хотят думать?
— Да, поскольку думать опасно. Это не актуальный страх, он не рождается из переживаний последних лет. Это страх окаменевший, привычный, идущий от советского или даже более раннего времени. Если этот клубок разматывать, получается довольно сложная картина.
Начнём с того, что все разговоры о перестройке, о том, что у нас в 1991 году произошла революция, с моей точки зрения, не выдерживают никакой критики. Базовые институты, которые обеспечивают структуру общества, изменились не так радикально. Сильнее всего изменились, конечно, экономические отношения. В какой-то степени утвердились рыночные механизмы, хотя сейчас есть движение в обратную сторону. Скажем, в 1999 году после всех реформ государство контролировало чуть больше четверти активов. Сегодня оно контролирует почти 60 %. То есть резко увеличилась доля государства в экономике, соответственно, разросся государственный аппарат и то, что у нас по ошибке называют средним классом. Тем не менее это не плановая экономика, а какой-то вариант государственного капитализма с элементами рыночной экономики.
Изменилась система коммуникаций, в том числе и чисто технически. Появились вещи, которых раньше не было, — мобильные телефоны, интернет. Изменилась массовая культура — она не цензурируется, как в советское время, никто не говорит, что издавать. Я не имею в виду средства массовой информации, там цензура как раз восстановилась в полном объёме. Хотя она и не такая тотальная, как в СССР.
— Поэтому пропаганда в России так эффективна?
— Пропаганда работает благодаря трём очень важным условиям. Одно из них я уже назвал — переключение внимания с повседневных вопросов на мифологические. Но чтобы это переключение произошло, нужно, чтобы были выполнены два других пункта. Это создание ощущения нарастающего кризиса в стране, того, что мы приближаемся к катастрофе. Такая атмосфера приводит к появлению страха и неуверенности в обществе. Пропаганда систематически воспроизводит такие ситуации — хотя бы тем, что очень многие вопросы совсем не обсуждаются. Власть принимает решения, не объясняя их и не ставя людей в известность. Поэтому люди всё время находятся в некотором ожидании: сейчас повысят цены и пенсионный возраст, подорожает ЖКХ, введут платную парковку. Это ощущение хронической уязвимости, беззащитности перед властью и любым её решением создаёт хронический фон тревожности и ожидания гадости. Ещё одно условие — это дискредитация любых неофициальных источников информации: никому верить нельзя, все — гады.
Человек находится в растерянности: под сомнение ставится любая позиция, отклоняющаяся от официальной. А что человек может сказать о том, что происходило на Украине, на Майдане или на Донбассе, если он получает всю информацию исключительно через ящик? Он точно знает, что растут цены, потому что это он проверяет сам, а что он может знать про надругательство над приёмными детьми в Америке? Он должен либо верить, либо не верить, проверить это он не может. В результате в обществе сложилось ощущение полуверы, полунедоверия и того, что все врут.
Также пропаганда работает сейчас на идее единства: «Мы с тобой одной крови, мы с тобой братья». Примерно то же самое означает слово «фашизм», ведь «фаши» переводится как «связка прутьев». На чём был основан патриотический подъём? Была введена идея разделённой нации: «Крым наш», «Крым всегда должен был принадлежать России», «Мы должны защищать своих соотечественников, независимо от того, что они живут в другом государстве», «Мы имеем право вмешиваться в дела других стран». Устанавливается архаическая по своей основе идея единства по крови, по происхождению, которая нивелирует все представления об институтах, международном праве и морали. Это предельная примитивизация представлений об обществе и человеке.
— То, что вы описываете, имеет отношение к большинству россиян, у которых нет альтернативных источников информации. Но ведь есть люди, которые не так часто смотрят телевизор или вообще его не смотрят. Они более критически осмысляют всё, что происходит?
— 12–13 лет назад можно было говорить о том, что пользователи интернета резко отличаются от всех остальных. Сегодня, когда интернетом ежедневно пользуются 55 % россиян или больше, все различия стёрлись. Кроме того, интересующихся политикой среди них ещё меньше. Как вы думаете, сколько россиян обращались к альтернативным источникам информации, чтобы узнать другую точку зрения на то, что происходит на Донбассе или Майдане?
— Один процент?
— Максимум — полтора, это намного ниже точности наших измерений.
— Это просто вне привычки наших сограждан — критически относиться к источникам информации и получать её из разных СМИ?
— Нет интереса. Ведь в чём смысл этой мобилизации, связанной с аннексией Крыма? 60 % россиян и так одобряли действия власти, это не было проблемой. Крым расколол ту среду, которая разделяла лозунги Болотной площади: в результате этой операции основная масса людей, которая разделяла негативное отношение к власти, стала поддерживать путинскую политику.
На пике это решение поддерживали 87 % россиян, а против были всего 7 %. Противники аннексии — образованные люди 40-50 лет, обладающие большим кругом источников информации, им за решение властей было стыдно.
Мы проводим исследование на эту тему с 1989 года и периодически спрашиваем респондентов: «Чем вы гордитесь?» и «Чего вы стыдитесь?» Мы видим, что это одни и те же ответы — великая страна, а живём в нищете и хамстве. Гордимся победой в войне, космосом, литературой, а стыдно за убожество, хамство, зависимость от власти, бедность, отсталость. Чувство причастности к великой державе и великому прошлому компенсирует повседневное чувство унижения.
РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРАПодпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!
Выберите список(-ки): Уведомления о новых публикациях Еженедельная субботняя рассылка
Email адрес *
Нацистская пропаганда | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
В 1924 году Адольф Гитлер писал, что пропаганда
«задача состоит не в том, чтобы объективно изучить истину, поскольку она идет на пользу врагу, а затем с академической справедливостью представить ее массам; его задача — служить нашему собственному праву, всегда и непоколебимо».
Распространение нацистского послания
После захвата власти нацистами в 1933 году Гитлер учредил имперское министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. Цель министерства состояла в том, чтобы обеспечить успешную передачу нацистского послания через искусство, музыку, театр, фильмы, книги, радио, образовательные материалы и прессу.
Было несколько аудиторий для нацистской пропаганды. Немцам напомнили о борьбе с внешними врагами и еврейской подрывной деятельности. В периоды, предшествовавшие законодательным или исполнительным мерам против евреев, пропагандистские кампании создавали атмосферу терпимости к насилию в отношении евреев, особенно в 1935 (до сентябрьских Нюрнбергских расовых законов) и в 1938 году (до обрушения антисемитского экономического законодательства после Хрустальной ночи ). Пропаганда также поощряла пассивность и принятие надвигающихся мер против евреев, поскольку они, казалось, изображали нацистское правительство как вмешивающееся и «восстанавливающее порядок».
Реальная и предполагаемая дискриминация этнических немцев в восточноевропейских странах, получивших территорию за счет Германии после Первой мировой войны, таких как Чехословакия и Польша, была предметом нацистской пропаганды. Эта пропаганда стремилась вызвать политическую лояльность и так называемое расовое сознание среди этнического немецкого населения. Он также стремился ввести в заблуждение иностранные правительства, в том числе великие европейские державы, что нацистская Германия выдвигала понятные и справедливые требования уступок и аннексий.
После немецкого вторжения в Советский Союз нацистская пропаганда подчеркивала как гражданскому населению дома, так и солдатам, полицейским и вспомогательным войскам негерманского происхождения, служившим на оккупированных территориях, темы, связывающие советский коммунизм с европейским еврейством, представляя Германию как защитника «западного культуры против «иудео-большевистской угрозы» и рисование апокалиптической картины того, что произойдет, если Советы выиграют войну. Это особенно имело место после катастрофического поражения Германии под Сталинградом в феврале 1943. Эти темы, возможно, сыграли важную роль в побуждении нацистских и ненацистских немцев, а также местных коллаборационистов сражаться до самого конца.
Роль фильма
Фильмы, в частности, сыграли важную роль в распространении расового антисемитизма, превосходства немецкой военной мощи и внутреннего зла врагов, как это определено нацистской идеологией. В нацистских фильмах евреи изображались как «недочеловеки», проникающие в арийское общество. Например, Вечный еврей (1940), поставленный Фрицем Хипплером, изображал евреев как бродячих культурных паразитов, поглощенных сексом и деньгами. Некоторые фильмы, такие как « Триумф воли » (1935) Лени Рифеншталь, прославляли Гитлера и национал-социалистическое движение. Две другие работы Рифеншталь, Festival of the Nations и Festival of Beauty (1938), изображали Олимпийские игры 1936 года в Берлине и способствовали национальной гордости за успехи нацистского режима на Олимпийских играх.
Роль газет
Газеты в Германии, прежде всего Der Stürmer (Атакующий), печатали карикатуры, в которых использовались антисемитские карикатуры на евреев. После того, как немцы начали Вторую мировую войну вторжением в Польшу в сентябре 1939 года, нацистский режим использовал пропаганду, чтобы убедить немецких гражданских лиц и солдат в том, что евреи не только недочеловеки, но и опасные враги Германского Рейха. Режим стремился заручиться поддержкой или, по крайней мере, молчаливым согласием с политикой, направленной на постоянное изгнание евреев из районов проживания немцев.
Сокрытие зверств и массовых убийств
Во время реализации «окончательного решения», массовых убийств европейских евреев, сотрудники СС в лагерях смерти вынуждали жертв Холокоста поддерживать обман, необходимый для максимально плавной депортации евреев из Германии и оккупированной Европы. Должностные лица концлагерей и центров смерти заставляли заключенных, многим из которых вскоре предстояло умереть в газовых камерах, отправлять домой открытки, в которых сообщалось, что с ними хорошо обращаются и что они живут в хороших условиях. Здесь лагерные власти использовали пропаганду для сокрытия зверств и массовых убийств.
В июне 1944 года немецкая полиция безопасности разрешила группе Международного Красного Креста осмотреть лагерь-гетто Терезиенштадт, расположенный в Протекторате Богемия и Моравия (сегодня: Чехия). СС и полиция основали Терезиенштадт в ноябре 1941 года как инструмент пропаганды для внутреннего потребления в Германском Рейхе. Лагерь-гетто использовался как объяснение для немцев, которые были озадачены депортацией немецких и австрийских евреев, которые были пожилыми, инвалидами войны или местными известными художниками и музыкантами «на Восток» для «труда». В рамках подготовки к 19После 44 посещения в гетто была проведена программа «благоустройства». После инспекции сотрудники СС в Протекторате сняли фильм с участием жителей гетто, чтобы продемонстрировать доброжелательное отношение к еврейским «жителям» Терезиенштадта. Когда фильм был закончен, чиновники СС депортировали большую часть «актеров» в центр смерти Освенцим-Биркенау.
Мобилизация населения
Нацистский режим эффективно использовал пропаганду, чтобы мобилизовать немецкое население на поддержку его захватнических войн до самого конца режима. Нацистская пропаганда также была необходима для мотивации тех, кто осуществил массовые убийства европейских евреев и других жертв нацистского режима. Это также послужило обеспечению согласия миллионов других людей — в качестве свидетелей — на преследования и массовые убийства на расовой почве.
Автор(ы): Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия
Daily Mail и Первая мировая война
Mail вступил в конфликт с Германией в 1914 году с сочетанием патриотического превосходства и христианской веры в доблесть своего народа. Он был уверен как в правоте британского дела, так и в пригодности «официальной риторики» войны: языка чести, славы, героизма и самопожертвования, которые выражали традиционные военные и патриотические ценности. За день до окончательного объявления войны газета сообщила своим читателям:
Наш долг — идти вперед в эту долину смертной тени с мужеством и верой — с мужеством страдать и верой в Бога и нашу страну… Мы должны стоять вместе в этот час… На нас, представителей этого поколения, выпало самое суровое испытание, которое когда-либо выпадало на долю нашей расы. Мы должны защищать честь Англии своим поведением и делом… Мы выступаем за справедливость, за закон против произвольного насилия. 3
Когда Великобритания объявила войну Германии в августе 1914 года, широко распространенные чувства страха, неуверенности и патриотической решимости в офисах Mail сопровождались чувством оправдания. Газета предупреждала о немецкой угрозе в течение многих лет, возможно, наиболее печально известной, когда в 1909 году она опубликовала серию подстрекательских статей Роберта Блатчфорда, которые после переиздания в виде брошюры за копейки были проданы тиражом около 1,6 миллиона экземпляров; Более того, почта постоянно требовала усиления британского флота. Вскоре она стала именовать себя «бумагой, предсказавшей войну». 1 По мнению критиков газеты, безответственное разжигание антинемецких настроений Mail фактически помогло создать условия, которые позволили разгореться конфликту. «После кайзера, — писал уважаемый редактор и журналист А. Г. Гардинер, — лорд Нортклифф сделал больше, чем кто-либо другой, для развязывания войны». от того, что он считал своим долгом перед своей страной. Во многих отношениях Первая мировая война ознаменовала момент, когда Нортклифф был на пике своего политического влияния: он использовал Mail , чтобы разоблачить то, что он считал слабостями в ведении войны, и он сыграл значительную роль в цепочке событий, которые привели к свержению Герберта Асквита с поста премьер-министра и его замене Дэвидом Ллойд Джорджем.
Почта быстро переместилась, чтобы оказать поддержку войскам во Франции, обеспечив ежедневную доставку 10 000 экземпляров континентального издания на передовую и введя колонку «Друг солдат», которая стремилась предоставить информацию и утешение. со смесью сообщений, советов и функций. 4
Подчеркивая храбрость и отвагу британцев, газета упустила несколько возможностей подчеркнуть дикость и жестокость немецкой военной машины. Всего через два дня после объявления войны в Mail говорилось, что немецкие войска в Бельгии «опозорили себя непростительными зверствами». 5 Разрушения, вызванные продвижением немцев через Бельгию и Францию, были описаны с сенсационными подробностями, не в последнюю очередь для того, чтобы побудить возмущенных британских граждан вступить в армию. Разрушения в Лувене были «почти невероятными по своей жестокости»:
[мужчины были] безжалостно расстреляны охранниками. Они выгнали женщин и детей в поле, совершая над ними зверства, которые невозможно описать словами. Затем они обстреляли город и за несколько часов разрушили его лучшую часть… Военные систематически учили немцев быть безжалостными к слабым. Кайзер, одно слово которого остановило бы это буйство дикости, напротив, сделал все возможное, чтобы разжечь самые низкие страсти своих людей. 6
Бомбардировка Реймса побудила 22 сентября 1914 года в газете Mail разместить первую полностраничную фотографию, на которой был изображен городской собор во всем его великолепии до его разрушения. 7
Однако вскоре Нортклифф был разочарован строгой цензурой британской прессы в освещении событий в Европе. «Газеты очень твердо убеждены, — писал Нортклифф лорду Мюррею из Элибэнка, — что против их воли они становятся неотъемлемой частью глупого заговора с целью скрыть плохие новости. Англичане не возражают против плохих новостей». 8 Такая цензура вызывала особое беспокойство, когда она могла скрыть неудачи в судебном преследовании и управлении войной. Опираясь как на опыт своих поездок на фронт, так и на частные источники информации от своих многочисленных корреспондентов, Нортклифф все больше убеждался, что несколько человек на руководящих должностях не соответствуют своей работе, включая премьер-министра Асквита, Первого лорда. Адмиралтейства Уинстона Черчилля и военного министра лорда Китченера.
Эпизодом, выкристаллизовавшим эту обеспокоенность, и в результате которого Нортклифф поставил на карту свою репутацию и репутацию Mail , стал кризис Shell в мае 1915 года. Нортклифф получил письма с фронта, в которых утверждалось, что британские военные операции подорвано отсутствием подходящего снаряда и после того, как союзникам не удалось извлечь выгоду из первоначального прорыва у Нев-Шапель из-за нехватки боеприпасов; эта критика стала публично транслироваться. 15 мая 1915, The Times (в то время также принадлежавшая Нортклиффу) опубликовала телеграмму от своего уважаемого военного корреспондента, подполковника Репингтона, в которой освещалась проблема, и Нортклифф решил перейти в наступление. После ряда критических редакционных статей газета Mail 21 мая опубликовала зажигательную статью, написанную лично Нортклиффом и озаглавленную «Трагедия снарядов: могильная ошибка лорда Китченера». Нортклифф возложил вину за скандал со снарядами непосредственно на Китченера:
Лорд Китченер лишил армию Франции осколочно-фугасных снарядов. Общепризнанный факт заключается в том, что лорд Китченер заказал не тот снаряд… Он упорно посылал осколки — бесполезное оружие в позиционной войне… Снаряды, которые были у наших бедных солдат, привели к гибели тысяч из них. 9
Такая прямая публичная атака на такую уважаемую фигуру во время национального кризиса шокировала и вызвала ярость у многих критиков Нортклиффа. Члены Лондонской фондовой биржи сожгли копии обоих Times и Mail , и встревоженные рекламодатели расторгли контракты. Тысячи читателей перестали покупать газеты. Однако Нортклифф был неустрашим: в этот момент его заботило не обращение, а то, что он считал своим национальным долгом. «Я хочу сказать людям правду, и мне все равно, сколько это будет стоить», — сказал он своему шоферу. 10 Более того, даже противникам Нортклиффа было ясно, что с поставками британских боеприпасов действительно были проблемы. Вскоре Нортклифф был оправдан. Хотя Китченер выжил в краткосрочной перспективе, либеральное правительство пало в конце мая 19 мая.15, на смену коалиционной администрации: Асквит остался премьер-министром, но Ллойд Джордж был назначен министром боеприпасов для решения проблем с поставками.
Этих изменений было недостаточно, чтобы остановить критику со стороны Mail . Когда Нортклифф прочитал разгромный отчет австралийского журналиста Кита Мердока (отца Руперта) о провалах Дарданелльской операции, почта снова перешла в наступление. Газета обвинила правительство в использовании цензуры для сокрытия ошибок:
Если британская общественность не возьмет дело в свои руки и не будет настаивать на увольнении неэффективных растяп среди политиков и военного министерства, мы потеряем поддержку наших союзников, энтузиазм доминионов; мы потратим впустую огромные усилия наших солдат и матросов; и, в конце концов, мы проиграем войну. 11
Почта неоднократно противопоставляла свои бесстрашные рассказы правды газетам «Прячь правду», которые «хлороформом внушали массам веру в то, что у нас все идет хорошо». 12 И пока Асквит и Китченер оставались у власти, атаки продолжались. Почта утверждала, например, что существующий кабинет из 23 человек был громоздким и неэффективным: более целенаправленный «военный кабинет» был бы более решительным. Газета неоднократно настаивала на том, чтобы правительство прекратило «неразбериху с вербовкой» и ввело призыв на военную службу, чтобы гарантировать, что Британия будет иметь необходимую рабочую силу, чтобы противостоять немецкой армии. Он также показал свою поддержку «великолепным людям» на фронте, потребовав, чтобы они были должным образом экипированы; в течение 1915 и 1916 г. раздавались многочисленные призывы к увеличению количества пулеметов и осколочных касок. Убежденный в опасной апатии лидеров страны, почта страстно верила в свою обязанность пробудить в обществе потребность в более стратегическом и интервенционистском правительстве.
В течение 1916 года ситуация, казалось, повернулась в сторону Mail . Закон о военной службе от января 1916 г. ввел воинскую повинность для неженатых мужчин в возрасте от 19 до 40 лет, и эта схема постепенно расширялась. 9Главные враги 0025 Mail также были уничтожены. Смерть Китченера в море в июле 1916 года была встречена Нортклиффом с едва скрываемым облегчением, в то время как к концу года Асквит терял свой авторитет. И снова Mail продолжил атаку, атаковав «блюдечек», которые цеплялись за власть.
В нашей борьбе за существование настал момент, когда правительство, состоящее из 23 человек, которые никак не могут принять решение, стало представлять опасность для Империи. Бремя управления во время войны предъявляет к телу и разуму требования, которые не могут быть поддержаны праздными семидесятилетними жителями вроде мистера Бальфура и лорда Лэнсдауна или таким полуинвалидом, как лорд Грей из Фаллодона… Печально известная характеристика нашего «правительства» 23 года. это нерешительность… Он просто ждет, пока пресса и немцы не сделают что-то, что заставит его принять решение в спешке — и слишком поздно. 13
За кулисами Нортклифф и лорд Бивербрук, новый владелец Daily Express , помогали маневрам тех, кто замышлял заменить Асквита на посту премьер-министра; В конце концов Асквит ушел в отставку, и его заменил гораздо более динамичный Ллойд Джордж. Эти драматические события во многом укрепили мифы о «баронах прессы», обладающих политической властью: теперь многие видели в Нортклиффе силу, стоящую за троном.
Назначение Ллойд Джорджа во многих отношениях стало поворотным моментом в Mail освещает войну. Получив желаемое решительное лидерство, Mail более активно участвовал в военных действиях. Сам Нортклифф вскоре был занят государственными делами: сначала в качестве главы военной миссии в Соединенных Штатах, затем в качестве главы отдела пропаганды во вражеских странах. Назначение других «баронов прессы» на официальные должности (брат Нортклиффа лорд Ротермир стал министром авиации, а Бивербрук был назначен министром информации) привело к тому, что премьер-министр был обвинен в Палате общин в создании «атмосферы подозрительности и недоверия». ‘, позволив своему правительству ‘становиться столь тесно связанными’ с ‘крупными владельцами газет’. 14 Никогда раньше популярные газеты не обладали такой силой.
Несмотря на нападения на тех, кто руководил военными действиями, солдаты на передовой почти всегда изображались героически, а критические или пессимистичные репортажи об их усилиях, если они не подвергались цензуре, обычно считались неуместными. 15 Бич Томас, главный корреспондент Mail во Франции, редко рассказывал о мрачности траншей или ужасах линии фронта. Его отчет о первом дне битвы на Сомме 19 июля16 — единственный худший день в истории британской армии, когда было понесено почти 60 000 потерь — был типичным для решительного оптимизма его журналистики:
Произошла великая битва… мы осаждаем не место, а немецкая армия… В первом сражении мы победили немцев благодаря большему броску пехоты и значительному превосходству в боеприпасах… Этим летним утром в нашей армии был силен дух «вверх-и-в-их»… Самое Английский полк в полночь двинулся по проселочной дороге в надежде «наткнуться на Боше». Веселое сердце проходит весь путь. Более утонченные духи никогда не заслуживали более сердечной скорости Бога и не заслуживали большего в своей стране. 16
Многие военнослужащие были возмущены такими сообщениями, полагая, что они прославляют конфликт или, в лучшем случае, мешают гражданским лицам понять реалии войны. Несколько солдат-поэтов, как известно, направили гнев на редакторов газет. Однако у таких журналистов, как Томас, было мало вариантов: они знали, что из их сообщений будут удалены чрезмерные или ужасающие детали, и они чувствовали себя обязанными поддерживать боевой дух дома. Молчание продолжалось, хотя большинство читателей знали, что им не рассказали всю историю.
Почта встретила окончание войны радостью и обессиленным облегчением — и страстным желанием увидеть навязанный немцам карательный мир. Во время предвыборной кампании, начавшейся вскоре после подписания перемирия, почта настаивала на том, чтобы кандидаты пообещали, что кайзер предстанет перед судом, что нация получит «полную компенсацию от Германии» и что власти добились «изгнания гуннов». ‘ из Британии. 17 Решимость Mail по этим вопросам, похоже, ужесточила собственную позицию Ллойд Джорджа в отношении миротворчества; и после решающей победы его коалиционного правительства премьер-министр отправился в Париж в следующем году, осознавая, что широкие слои общества хотят, чтобы Германия заплатила за беспрецедентное кровопролитие Великой войны. Но Ллойд Джордж отверг любые предложения о том, чтобы Нортклифф играл официальную роль в миротворческом процессе, и 19 апреля19 решительно выступили против «барона прессы» за то, что он осмелился вмешиваться в дипломатические переговоры и «сеять рознь между великими союзниками».
Но Нортклифф был рад, что Почта может начать обращаться к другим вещам. Немногим более чем через шесть месяцев после окончания войны Нортклифф напоминал своим сотрудникам, что общественность пресытилась комментариями о процессе установления мира: «Сегодня утром общественность хотела больше лошадей. Они говорят не о Сен-Жермене, а об Эпсоме». 0073 19
ПРИМЕЧАНИЯ
1 А.Дж. 984). Статьи Блатчфорда были напечатаны 13–24 декабря 1909 г .; к 22 января 1910 г. было продано 1,6 миллиона экземпляров брошюры: С. Косс, Взлет и падение политической прессы , Том 2: Двадцатый век (Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1984), с. 134.
2 С. Дж. Тейлор, The Great Outsiders: Northcliffe, Rothermere and the Daily Mail (Лондон: Weidenfeld & Nicolson, 1996), p. 143.
3 Daily Mail , 3 августа 1914 г., стр. 4.
4 Дж. Ли Томпсон, Нортклифф, пресс-барон в политике 1865–1922 (Лондон: Джон Мюррей, 2000), с. 147.
5 Daily Mail , 6 августа 1914 г., с. 4.
6 Daily Mail , 8 сентября 1914.
7 Тейлор, Великие аутсайдеры, стр.150.
8 Р. Паунд и Г. Хармсворт, Нортклифф (Лондон: Кассел, 1959), с. 470.
9 Тейлор, Великие аутсайдеры, с.