Какой материал запоминается дошкольниками легче всего: Развитие памяти дошкольников
Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте. | Материал (старшая группа) на тему:
Особенности развития логической памяти в
старшем дошкольном возрасти.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок еще не умеет ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимает такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка, и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для ребенка какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запоминает.
Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто воспринимаемый предмет представляется ребенку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает. Часто какая-нибудь деталь, которая оставалась бы замеченной взрослым, ребенком запоминается прочно и надолго.
Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается легче, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально – выразительный характер.
Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В действительности осмысление нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным, образом на внешние, наиболее бросающие в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.
У старших дошкольников наряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.
Таким образом, у дошкольников наряду с образной памятью начинает складываться словесно – логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой. Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщенные группы сходных предметов и явлений, придает запоминанию словесно – логический характер.
Важно отметить, что у детей преддошкольного и раннего школьного возраста память является непреднамеренной, непроизвольной. Они еще не умеют принять исходящую извне или поставить перед собой задачу запомнить что-либо. Можно сказать, что они не столько сами запоминают, сколько у них все запоминается «само собой»
В дошкольном возрасте в связи ростом познавательной активностью, а также в связи с требованиями, предъявляемыми жизнью, процессы памяти существенно изменяются. К числу этих изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объема памяти (количество предметов, которые можно запомнить после однократного восприятия, у дошкольников увеличивается по сравнению с детьми более раннего возраста).
Наиболее существенным изменениям в памяти ребенка в дошкольном возрасте является, однако, не этот, часто количественный рост, а качественное изменение мнемических процессов, отмечаемое по мере общего психического развития ребенка. А именно: постепенный переход от непроизвольной памяти, единственно функционирующей в раннем возрасте, к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Выражением этого является умение принять и выполнить исходящую извне мнемическую задачу. С возрастом объем такой произвольной памяти также заметно увеличивается. Если в трехлетнем возрасте он был равен запоминанию трех картинок, то у четырехлетних он равнялся четырем картинкам, у пятилетних – шести – семи и у восьмилетних – восемь картинок.
По мере своего развития у людей, как считал Л.С. Выготский, все более приближалась к мышлению. «Анализ показывает, – писал он, – что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить ребенка – значить вспомнить… Никогда мышление обнаруживает такой корреляции памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Решающие событие в жизни человека, изменяющие отношение между памятью и другими психологическими процессами, происходит ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в раннее годы.
Например, отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сходится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить». Специальные исследования развития непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте показали как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом заменяется другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов – средств запоминания и воспроизведение материала. Роль мнемотехнических средств совершенствования памяти в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным».
На развитие памяти влияет уровень умственных способностей – чем больше ребенок умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3 – 6 летние дети запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.
У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.
Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях. Запоминание, опирающиеся на содержательные и активные способы работы с материалом, оказывается более продуктивным.
Продуктивность запоминания зависит от характера запоминания. Под влиянием систематического обучения память развивается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти. Значительно возрастает преднамеренное запоминание, что связано с быстрым развитием отвлеченной, словесно-логической памяти.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольшей интерес, дает наилучшее впечатление. Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда ребенок ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить ребенка запоминать с помощью игр, упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребенка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают. Если, например, привести дошкольника в лабораторию и заставит его запоминать отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число. Но если дать ребенку запомнить тот, же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо большее число слов.
В развитии логической памяти у дошкольников решающую роль играет организация воспитательной работы. Ребенок не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие приемы. Дело начинается с того, что взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т.д. Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.
Развитие логической памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребенок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.
Дальнейшие развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения логическая память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития. Вместе с тем, совершенствуется прием логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, школьники в процессах запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.
Развитие логической памяти не заканчивается в период детства, оно может, продолжатся и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности. Например, у лиц художественных профессий (художников, музыкантов) большое развитие получает образная память, в то время как у ученых-теоретиков интенсивно развивается память словесно-логическая.
В дошкольном возрасте часто наблюдается явление реминисценции (смутного воспоминания), при котором забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Сущность реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Он часто наблюдается при воспроизведении словесного материала объема, что является результатом утомления нервных клеток. Дети не всегда сразу как следуют, осмысливают материал при его восприятии и поэтому передают его не полно. Им требуется какой-то промежуток времени для его осмысления, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же материал осмыслен сразу, реминисценции не наступает. Этим объясняется факт, то чем старше ребенок, тем реже наблюдается это явление их памяти. В явлении реминисценции обнаруживается единство процессов запоминания, забывания и воспроизведения. Они представляют собой различные стороны одних и тех же нейродинамических процессов.
Для памяти дошкольника характерна так же сильно развитая эйдетическая «фотографическая» память. Дошкольники с такой памятью запоминают все, что они воспринимают, до мельчайших подробностей. В дальнейшем эта способность исчезает.
В среднем начиная со среднего дошкольного возраста воспринимаемые мозгом сведения, закрепляются настолько прочно, что могут восприниматься во взрослом состоянии. Однако здесь отмечается значительные индивидуальные различия. Известны воспоминания, прочно сохранившиеся даже с 3 – 4 лет и раньше. С раннего возраста чаще всего запоминаются те факты, имеющие эмоционально отрицательную окраску (ожог, нападение собаки, травма и т. д.) в большинстве случаев ранние воспоминание взрослых относится именно к дошкольному возрасту.
Оптимизировав опыт исследователей, занимающихся изучением развития памяти у человека, мы выяснили, что память является важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляет определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирование умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделяется из живого, царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретет, не с чем было бы сравнить, и оно было бы безвозвратно утеряно.
В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Согласно исследованиям было выявлено, что часто случается, что дети дошкольного возраста усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У детей – дошкольников в памяти слабо сохраняются пространственные отношения, в которых находятся объекты. Вместо специфических пространственных отношений предметов реального мира приобретают неспецифические отношения. У дошкольников так же иногда прослеживаются фрагментарность, скудность, искаженность представлений. В место обобщенных представлений дети репродуцируют конкретные черты, возникшие на основе индивидуального опыта, либо называют случайно возникшие в памяти признаки других объектов сходных с описанием.
ГБДОУ №100 Центрального района – Бодрова О.Н.
Бодрова Оксана Николаевна Немного о себе>>>
Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.
Психология памяти имеет широкое практическое применение. Трудно представить грамотно построенный процесс обучения, создание новых обучающих и развивающих технологий, а также программ, направленных на коррекцию и компенсацию познавательных способностей без учёта закономерностей памяти.
Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала : мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память; другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала : образная (зрительная, слуховая обонятельная) ,словесно-логическая, двигательная, эмоциональная память; по характеру цели деятельности (участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала) делят на произвольную и непроизвольную.
Запоминание всегда избирательно. Запоминается не всё, что воздействует на органы чувств, а лишь то, с чем человек действует.
Непроизвольное запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед собой специальной мнемической задачи ( на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Большое значение для непроизвольного запоминания играет заинтересованность человека в изучаемом материале и личная мотивация. Человек запоминает, то что ему интересно и связанно с его профессиональной деятельностью.
Для произвольного запоминания обязательно присутствует задача, а сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок , чем несколько десятков секунд, повышая её объём. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения.
Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который имеет для человека большое значение. Когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно.
С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объёма , связанно такое свойство , как замещение. При переполнении ограниченного объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, забывается.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование материала в виде последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системы человека.
Если требуется зрительно запомнить мы обычно закрываем глаза и стараемся мысленно воспроизвести увиденное, по ассоциации вызвать у себя определённую реакцию, способствующую активизации и интегрированию процессов , служащих запоминанию и воспроизведению.
В зависимости, какая память доминирующая необходимо применять соответствующие приёмы запоминания материала. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал ,обязательно должен его прочесть так как при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительные образы.
Общие обзоры развития детской психики содержаться в различных работах по возрастной психологии Божович Л.И., Болконского Д. Б, Смирнова А. А..Подробно исследовал возрастные изменения памяти Леонтьев А.Н.
Дети младшего дошкольного возраста запоминают механически – повторение, чем больше число повторений, тем крепче ассоциации. С возрастом механическая память уступает место логической памяти.
В дошкольном возрасте у детей особую роль в развитие непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание ребёнка на различные стороны объектов, взрослый обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит , когда взрослый побуждает ребёнка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре , в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, сочинении сказок, т. е. ставит цель «Вспомни!» Ребёнок должен понимать, зачем нужно запомнить. Развитие произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создаёт игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку цели.
В исследованиях Истоминой З.М. было отмечено, что первое произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте .
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) совершенствуется переход от непроизвольного запоминания к начальному этапу произвольного запоминания и припоминания. Наиболее благоприятным условием становиться возможным и усвоение детьми действий смыслового запоминания , такое усвоение происходит в условиях специального запоминания: не пассивное восприятие, а активное выполнение мыслительных операций, например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.
Психологами было установлено, что большая часть детей к 6 годам успешно используют самоконтроль при запоминании. Это очень важно для успешного овладения учебной деятельностью.
Несмотря на существенные достижения во владении произвольным запоминанием господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остаётся непроизвольная образная и зрительная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в редких случаях, когда возникают задачи или это требует взрослый. Элементы произвольного запоминания – это главное достижение дошкольного периода.
Как улучшить рабочую память у детей
Ваш ребенок с трудом удерживает в памяти один бит информации, занимаясь чем-то другим? Например, вы вместе готовите спагетти, а ваш ребенок отвечает за соус. Но ваш ребенок уходит, чтобы ответить на сообщение, и забывает вернуться и пошевелиться. Проблемы с рабочей памятью могут вызвать проблемы с подобными задачами.
Рабочая память относится к тому, как мы удерживаем и работаем с информацией, хранящейся в кратковременной памяти. (В прошлом термин рабочая память использовалась взаимозаменяемо с кратковременной памятью . ) Это часть группы навыков, называемых исполнительными функциями.
Дети постоянно используют рабочую память для обучения. Это необходимо для таких вещей, как выполнение многошаговых инструкций или решение математической задачи в уме. Вы можете помочь своему ребенку улучшить рабочую память, внедряя простые стратегии в повседневную жизнь.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Стратегии и советы
1. Работа над навыками визуализации.
Предложите детям создать в уме картину того, что они только что прочитали или услышали. Например, скажем, вы попросили своего ребенка накрыть стол на пять человек. Предложите ребенку представить, как должен выглядеть стол, а затем нарисуйте его. Когда дети лучше визуализируют, они могут описывать изображение, а не рисовать его.
2. Пусть ваш ребенок научит вас.
Способность объяснить, как что-то делать, предполагает осмысление информации и ее мысленное хранение. Может быть, ваш ребенок осваивает какой-то навык, например, как вести мяч в баскетболе. Попросите ребенка научить вас этому навыку. Учителя делают нечто подобное, объединяя учеников в пары в классе. Это позволяет им сразу начать работать с информацией, а не ждать, пока их вызовут.
3. Попробуйте игры, использующие зрительную память.
Существует множество игр на совпадения, которые могут помочь детям развивать зрительную память, например, классическая игра «Концентрация» (или «Память»). Вы также можете сделать что-нибудь, например, дать детям страницу журнала и попросить их обвести все вхождения слова и или буквы и . Номерные знаки также могут быть очень забавными. По очереди произносите буквы и цифры на номерном знаке, а затем также произносите их в обратном порядке.
4. Играть в карты.
Простые карточные игры, такие как Crazy Eights, Uno, Go Fish и War, могут улучшить рабочую память двумя способами. Дети должны помнить правила игры. Они также должны помнить, какие карты у них есть и какие играли другие люди.
5. Поощряйте активное чтение.
Есть причина, по которой маркеры и стикеры так популярны: записывая заметки и подчеркивая или выделяя текст, дети могут запоминать информацию достаточно долго, чтобы отвечать на вопросы о ней. Говорить вслух и задавать вопросы о материале для чтения также может помочь с рабочей памятью. Подобные стратегии активного чтения также могут помочь в формировании долговременных воспоминаний.
6. Разделяйте информацию на более мелкие фрагменты.
Вы когда-нибудь задумывались, почему в телефонных номерах и номерах социального страхования есть дефисы? Потому что легче запомнить несколько небольших групп цифр, чем одну длинную цепочку цифр. Помните об этом, когда вам нужно дать ребенку многошаговые инструкции. Запишите их или дайте по одному. Вы также можете использовать графические органайзеры, чтобы разбивать письменные задания на более мелкие части.
7. Сделайте его мультисенсорным.
Использование нескольких органов чувств для обработки информации может помочь с рабочей памятью и долговременной памятью. Записывайте задачи, чтобы ваш ребенок мог их просмотреть. Произнесите их вслух, чтобы ваш ребенок мог их услышать. Пройдитесь по дому, обсуждая семейные дела, которые должен выполнить ваш ребенок. Использование мультисенсорных стратегий может помочь детям удерживать информацию в памяти достаточно долго, чтобы использовать ее.
8. Помогите установить связи.
Помогите ребенку формировать ассоциации, которые связывают разные детали и делают их более запоминающимися. Один из способов — заинтересовать ребенка с помощью забавных мнемоник. (Например, выдуманное имя «Рой Г. Бив» может помочь детям запомнить порядок цветов в радуге — красный, оранжевый, желтый и т. д.). -срочная память. Это также помогает с рабочей памятью, которую мы используем для хранения и сравнения новых и старых воспоминаний.
Упражнения и игры, улучшающие память, — это лишь некоторые из способов помочь вашему ребенку развить исполнительные навыки. И посмотрите, как проблемы с этими навыками могут повлиять на повседневную жизнь ребенка.
Основные выводы
Обучение детей способам визуализации мыслей может помочь улучшить их рабочую память.
Карточные игры и другие развлечения помогут укрепить рабочую память.
Поиск способов связи информации может помочь вашему ребенку с долговременной памятью, а также рабочей памятью.
Похожие темы
Стратегии и советы
16 вещей, которым дети учатся в дошкольных учреждениях
- Поделиться
- Электронная почта
Вы когда-нибудь задумывались, чему ваши дети на самом деле учатся в дошкольных учреждениях, когда кажется, что они просто играют весь день? Хорошая новость заключается в том, что если кажется, что они «просто играют», значит, школа делает что-то правильно!
Обучение в течение первых 6 лет связано с приобретением навыков через игру.
Это касается не только младенцев и малышей. Дошкольники лучше всего учатся в игре, когда они используют все свое тело и задействуют органы чувств.
Вам может быть интересно, что должна включать в себя учебная программа дошкольного образования или на каких предметах делается акцент. Это не так важно. Учебного плана в коробке нет, а есть набор умений и навыков, которые должен развивать дошкольник.
Некоторые дошкольные учреждения предпочитают использовать заданные темы для планирования игровых мероприятий; другие позволяют темам развиваться естественно ( узнавать о гусеницах, когда ребенок находит их в саду ).
Качественное дошкольное учреждение даст вашим детям всестороннее образование благодаря балансу свободной игры и хорошо спланированной игры под руководством взрослых.
Чему учат детей в дошкольных учреждениях? Вот 16 вещей.
1. Крупная моторика Физическое развитие начинается с развития крупной моторики – крупных мышц тела.
В детском саду ваши дети будут постоянно двигаться. Движение — это самый важный навык, который необходимо развивать в первые годы, поскольку он необходим для любого другого обучения.
Дети должны развивать такие навыки, как сила, зрительно-моторная координация и ловкость.
Им также необходимо развивать два важных чувства — вестибулярное и проприоцептивное — отвечающие за равновесие и осознание тела.
Движение важно, так как оно стимулирует обучение, улучшает концентрацию, насыщает мозг кислородом и работает с обеими сторонами мозга. Хорошая крупная моторика также закладывает основу для развития мелкой моторики.
Некоторые примеры крупной моторики:
- Метание и ловля мячей
- Игра в классики
- Пение боевиков
- Игра с креслами-мешками
- Балансировка на балках
- Восхождение и подвешивание
- Прыжки и скачки
- Игры с бегом и погоней

Мелкая моторика – развитие мелких мышц – является предпосылкой для обучения письму и необходима для выполнения повседневных задач.
В дошкольных учреждениях дети проводят большую часть дня, отрабатывая эти навыки.
Мелкая моторика развивается посредством всех видов художественной деятельности, таких как:
- Рисование
- Покраска
- Резка
- Склеивание
- Конструкция короба с отходами
Их также можно развивать с помощью других упражнений для мелкой моторики, таких как:
- Прищепки
- Пазлы
- Заправка и шнуровка
- Игра с колышками
- Игра с конструкторами (Лего — это здорово)
- Пластилин для формовки
Развитие навыков захвата карандаша и обучение составлению букв начинается со всех этих видов мелкой моторики.
3.
В дошкольном возрасте начинаются основы математики. Ни один ребенок никогда не изучает математику в первом классе. Тип математики, которую они изучают, становится более формальным.
В дошкольных классах дети изучают:
- механический счет (например, счет до 20)
- Индивидуальное соответствие (надежный подсчет предметов)
- Классификация
- Сортировка
- Длина
- Емкость
- Вес
- Район
- Температура
- Время
- Космос
- Форма
Эти понятия изучаются во время чистого развлечения – в песочнице, во время выпечки, игры с водой, строительства из кубиков и даже во время уборки.
4. Решение проблем Решение проблем — важный жизненный навык, который необходимо развивать с самого начала. Изучение этого в дошкольных учреждениях также помогает детям решать математические задачи в начальных классах.
Навыки решения проблем формируются во время простых действий, таких как:
- Игра в строительство
- Строительные пазлы
- Игра в настольные игры
- Решение проблем во время социальной игры
Дошкольное учреждение — это языковая среда, в которой словарный запас детей значительно расширяется.
Они изучают построение предложений, использование грамматики и времен, значение слов и т. д.
Язык и словарный запас изучаются в течение дня во время:
- Дискуссий в кругу.
- Пение стишков и песен.
- Игра в игры.
- Играем в одиночку и с друзьями.
- Изучение темы.
- Игра с игрушками, оборудованием и другими материалами.
- Прослушивание историй .
Письмо начинается с развития важных предварительных навыков письма посредством игры и художественной деятельности.
Эти четыре навыка являются особыми требованиями для обучения письму и будут находиться в центре внимания в дошкольном возрасте:
- Захват карандаша
- Пересечение средней линии
- Изучение букв и их формирование (через игру, а не формальное письмо)
- Обучение формированию узоров (например, рисование больших волн или зигзагов, имитирующих формы букв)
Умение слушать является одним из наиболее важных и часто недоразвитых навыков. Это должно быть в центре внимания в дошкольном возрасте.
Дети учатся слушать, выполняя следующие виды деятельности:
- Слушая рассказы
- Игра в такие игры, как Сломанный телефон или Я шпион
- Следуя инструкциям
- Классные обсуждения
- Музыкальная деятельность
Хотя ваши дети учатся слушать в школе, настоятельно рекомендуется сосредоточиться на этих навыках и дома. Дети с хорошими навыками слушания намного успешнее и способнее в школе.
Вот несколько игр для прослушивания , в которые можно играть дома.
8. Музыкальные навыкиМузыка в дошкольных учреждениях — это гораздо больше, чем просто развитие музыкальных навыков.
Музыка развивает детей:
- Словарный запас
- Понимание рифмы, слогов и звуков
- Слуховое восприятие
- Концентрация
- Мелкая моторика ( игра пальцами )
- Крупная моторика ( стишков )
- Математические навыки ( считалки )
- навыки принятия решений (игры, такие как музыкальные стулья)
Зрительное и слуховое восприятие являются двумя основными строительными блоками обучения чтению.
Дети развивают свое зрительное восприятие в дошкольном возрасте с помощью следующих видов деятельности:
- Занятия, обучающие формам и цветам
- Деятельность по моделированию
- Пазлы и танграммы
- Карточные игры
- Игры памяти

Слуховое восприятие — это способность мозга понимать, что слышат уши. Это жизненно важно для того, чтобы иметь возможность выучить звуки для чтения.
Эти виды деятельности развивают слуховое восприятие:
- Чтение стихотворений и стихов
- Игра на музыкальных инструментах
- Игра со звуком
- Игра в слова
В дошкольном возрасте дети развивают все необходимые навыки чтения , чтобы подготовить их к формальному обучению чтению.
Обучение чтению требует развития звуковых знаний (слуховое восприятие) и знаний символов (зрительное восприятие), как объяснялось выше.
Это пять основных навыков, предшествующих чтению:
- Осознание печати – понимание того, что написанные слова передают смысл.
- Мотивация к чтению – знакомство с книгами, которое вызывает желание читать.
- Аудирование – способность понимать услышанное.
- Знание букв – неформальное знакомство с буквами и их звуками во время игры.
- Фонологическая осведомленность – способность слышать звуки в словах (начальные, средние и конечные звуки).
Дети подвергаются следующим видам деятельности:
- Игра в рифмованные игры
- Игра в слова
- Игры на слуховые слоги
- Игра в слуховые игры
- Следование инструкциям (одна и несколько инструкций)
В школе дети также укрепляют свою память, навык, на который они будут полагаться в обучении на протяжении всего обучения.
Вот игры, в которые часто играют в дошкольных учреждениях:
- Карточные игры с памятью (получите свои собственные карты, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста).
- Обведите игры на память, такие как «Я пошел в магазин и купил…».
У каждого ребенка есть очередь добавить элемент, но он должен сначала вспомнить весь список, прежде чем добавлять свой элемент.
- Список игр, таких как «Категории». Выберите категорию (например, фрукты) и пройдите по кругу, прося каждого ребенка добавить название одного фрукта. Ни о каких фруктах нельзя говорить дважды, поэтому дети должны помнить, какие из них уже упоминались
По мере того, как дети исследуют и взаимодействуют с окружающей средой и природой, они также узнают о ранних научных концепциях .
Отличным примером является изучение физики путем изучения свойств воды во время игры с водой :
- Вода делает песок тяжелее.
- Вода влияет на текстуру песка.
- Вода падает сквозь пространство (например, через сито).
- Воздух (ветер) движет воду.
- Вода жидкая, потому что она льется.
- Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Где лучше научиться социальным навыкам , чем в дошкольном учреждении? Дети окружены друзьями и взрослыми, и они учатся правильно взаимодействовать с другими.
В течение дня дети узнают:
- По очереди
- Совместное использование
- Прислушиваться к мнению других
- Проявление сочувствия
- Сотрудничество и переговоры
- Разрешение конфликтов
- Ведущий и следующий
- Создание и соблюдение правил в играх для поощрения позитивного взаимодействия
Дошкольное учреждение — это место, где действительно может зажечься творческая искра ребенка.
В течение учебного дня у детей есть много возможностей для развития своего творческого самовыражения:
- Во время художественной деятельности – живопись, конструирование, рисование
- Музыкальная деятельность – танцы, пение и игра на музыкальных инструментах
- Игра с конструктором
- Драма и Кукольный спектакль
- Рассказывать истории
- Фэнтези/переодевание
- Игры на свежем воздухе (например, строительство фортов)

И последнее, но, возможно, самое важное, что маленькие дети получают в дошкольном учреждении, это их растущая независимость.
Дети учатся заботиться о себе, проявляют чувство ответственности и желание быть компетентными.
Для этого есть бесконечные возможности:
- Регулярная уборка
- Ответственность за действия
- Уход за вещами (обувь, сумки, книги и т. д.)
- Уход за собой (посещение туалета, мытье рук и т. д.)
- Выбор в течение дня (во время свободной игры или действий с выбором)
Вот и все. Это, конечно, не полный список, поскольку ваши дети так многому учатся, но это более или менее краткое изложение того, какими навыками должен обладать дошкольник.
Вот подробный контрольный список для подготовки к школе , если вы хотите подробнее изучить каждую область развития.
Остерегайтесь дошкольных учреждений, ориентированных на академические навыки.