Каким цветом в схеме обозначается мягкий знак в – Звуковая схема слов с мягким и твердым знаком, примеры как обозначить Ь -Ъ?
Урок обучения грамоте ” Буква ь(мягкий знак)
Тема урока: « Буква ь (мягкий знак).»
Цель урока: 1. Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
2. Развивать умения высказывать свои мысли, слушать и понимать речь других, взаимодействовать в работе парами, способность отличить новое от уже известного.
3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Тип урока: освоение новых знаний.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, звукозапись физминутки и песенки
«Про мягкий знак».индивидуальные карточки по самооцениванию, макет светофора, индивидуальные наборы для звуковых схем, таблица « Город букв».
Межпредметные связи: окружающий мир.
Ход урока.
I Организация учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Приветствие для гостей .
II. Мотивация учебной деятельности.
– Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Вспоминаем, применяем
Ни минуты не теряем!
III . Актуализация опорных знаний.
-Сегодня, у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Путешествовать мы будем
в школьном автобусе. (Слайд №2)
-Чтобы занять в автобусе места, нужно ответить на вопросы.
1. Блиц-опрос ( форма работы: фронтальная)
– Из чего состоит наша речь?
– А предложения?
– А слова?
– Из чего состоят слоги?
– Чем обозначаются звуки на письме?
– На какие две группы делятся все звуки?
-Какие звуки называем гласными?
-Какие звуки называем согласными?
– Какими бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)
– А как вы определяете твёрдый согласный?
– Как определяете, что согласный мягкий?
– Каким цветом в звуковой схеме обозначается твёрдый согласный?
– Каким цветом в звуковой схеме обозначается мягкий согласный?
– Каким цветом в звуковой схеме обозначается гласный звук?
– Какими ещё бывают согласные звуки?
-Поможет нам в нашем путешествии светофор.
-На нашем уроке светофор будет выполнять необычную функцию, с помощью него мы будем оценивать свою работу.
Повторение правила пользования оценочным листом. (Слайд№3 )
(лист самооценки)
Лист самооценки ФИО (раздать заранее)
№1 №2 №3 №4 №5
– Итак, сели удобно, поехали.
2. Звуковой анализ слов ( форма работы: парная).
Остановка «Лесопарк» (лес расчищенный и используемый как парк)
– Кто изображен на картинке? (Лоси) (Слайд№4)
– Что вы знаете об этом животном?
– А сейчас прочитаем рассказ о лосе в « Азбуке» на с. 11 .(читают хорошо читающие дети).
– Что нового вы узнали об этом животном?
– У вас на столе наборы для составления звуковых схем.
– Составьте схему слова лоси (Работа в парах)
-Что изменилось на картинке? (Один лось) Слайд№5)
– Составьте схему слова лось (Работа в парах)
– Проверьте по образцу и сравните составленные схемы. Слайд№6)
(взаимоконтроль)
(Оцените работу вашего соседа со схемами в листе самооценки. Светофор №1)
-Каким цветом вы оценили свою работу и почему? (спросить выборочно)
– Чем отличаются схемы друг от друга? (количеством звуков)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин) (Слайд№7)
IV Сообщение темы и цели урока
1. Предугадывание темы урока.
– А сейчас прочитаем слова (лоси, лос) Слайд№8)
– Все ли правильно в написании слов?
– Что, по вашему, неправильно?
(Вставить ь (лось)) Слайд№9)
-Как вы ребята думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока ? (Слайд№10)
– Используйте слова, записанные на доске, давайте все вместе выясним, чему мы сегодня будем учиться на уроке.
(Слайд№11)
Познакомимся…
(Познакомимся с буквой ь.)
Научимся…
(Научимся печатать букву ь и слова с этой буквой.)
Узнаем…
(Узнаем особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах.)
V. Изучение нового материала.
Знакомство с мягким знаком.
– А сейчас приступим к достижению цели нашего урока.
– Почему букв в слове лось получилось больше чем звуков?
– Для чего нужен Ь?
(обозначать на письме мягкость согласного звука)
– Чему предстоит научиться, чтобы записать слово лось ?
(Печатать ь)
– А в схеме как обозначить ь (попробуйте произнести ь)
– Где поселим ь в «Городе букв» ?
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
– Посмотрите на букву ь. (Вывешивается образец написания) (Слайд№12)
– Почему нет заглавной буквы?
– С написанием какой буквы схоже написание буквы ь? (ы)
Приготовимся к печатанию буквы.
а) Правила посадки при письме.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
б) работа в тетради:
объяснение написания печатной буквы ь (дети печатают букву в тетради по чтению)
– Теперь попробуем соединить ь с согласными буквами, напишем буквосочетания.
(Оцените свою работу в листе самооценки светофор №2) (спросить выборочно)
Остановка «Зоопарк» (Слайд№13)
– Здесь мы сейчас увидим различных животных.
Игра
– Если в названии животного есть ь –хлопаем
– Если нет-молчим. (Слайд№14,15,16,17,18)
(Слон, рысь, олень, тигр, медведь)
-Напечатаем в тетради те названия зверей, в которых нужно писать ь . (Слайд№19)
Звери: рысь, медведь, олень, лось.
(Оцените свою работу по печатанию слов в листе самооценки. Светофор №3)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)
Остановка «Озеро» (Слайд№20)
– Знаете ли вы название рыб, в которых нужно писать ь? (Ответы детей)
– Прочитаем слова . Слайд№21)
– Прочитаем предложение.
Рыбы: линь, карась, окунь. (Слайд№22)
3. Определение значения слов с ь знаком и без него.
– Азбука с. 13 № 3
– Прочтите слова в первом столбике.
– Значение какого слова вам непонятно?
– Прочтём эти же слова рядом, добавляя в конце Ь.
(прослушивание песенки про мягкий знак)
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Наше путешествие закончилось. Мы приехали обратно в школу. (Слайд№23)
– Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (Слайд№24)
Я познакомился…
Я научился…
Я узнал…
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
VII.Итог урока.
Подведение итогов в листе самооценки
-Оцените свою работу на уроке. (большой светофор) Слайд№25)
– Молодцы! Спасибо за урок. (Слайд№26)
Харцызская общеобразовательная школа № 19
Донецкой Народной Республики
Открытый урок
по обучению грамоте (чтение)
А класс
Урок подготовила учитель начальных классов ОШ № 19
Балюра Лариса Леонидовна
2015 год.
infourok.ru
Урок обучения грамоте по теме “Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков”
Цели:
- Познакомить с новой буквой – Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить выразительно читать текст.
- Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление.
- Воспитывать аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к книге, интерес к родному языку.
Оборудование: “Русская азбука” (авт. В.Г. Горецкий и др.), звуковые схемы, лента букв, портрет С.В.Михалкова, выставка книг С.В.Михалкова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звонкий прозвенел звонок,
Первоклассников собрал он на урок.
Вы, ребята, не скучайте,
На вопросы смело отвечайте!
А теперь тихонько сели девочки,
А за ними тихо сели мальчики.
II. Повторение.
1. Актуализация знаний:
– Как отличить звук от буквы?
Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.
– Какие бывают звуки?
Гласные и согласные.
Парные и непарные.
Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие.
– Какая изученная согласная буква обозначает всегда мягкий согласный звук? – Расскажите всё, что знаете о букве Ч.
Буква Ч обозначает звук (ч)- согласный, непарный, глухой, мягкий.
2. Речевая разминка.
Чтение – лучшее учение. (На доске)
– Что вы прочитали? (пословицу)
– Почему так говорят?
– Какой звук часто повторяется?
– На что указывает точка? (Предложение читается спокойно, на конце голос понижаем)
– Прочитайте хором с хлопками на каждый слог.
– Заменим точку на восклицательный знак. Прочитаем.
– Заменим восклицательный знак на вопросительный. Прочитаем.
Вывод:
– Вот видите, как важно обращать внимание на знак препинания в конце предложения, чтобы наша речь была правильной, выразительной.
Если вам понравилось, как вы читали, улыбнитесь друг другу.
3. Игра «Заяц и волк»
(на магнитах картонные заяц и волк)
На доске вразброс напечатаны прямые открытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными.
Правила игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твёрдыми согласными. Надо провести зайца через поляну так, чтобы он не попался в лапы волку. К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведёт зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, читает его. Второй устанавливает игрушку волка возле слога с твёрдым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку.
Ки не да ну мо ра ры ся сы и тд.
– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
4. Игра “Составь слово» (на доске).
– Составьте слова – названия птиц.
во | ло | ка | тел |
вей | ро | бей | ут |
дя | со | на | гу |
(Воробей, ворона, соловей, утка, дятел, сорока)
Подводится итог работы детей.
III. Изучение нового материала.
1.Отгадывание загадки.
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новой буквой.
2. Сообщение темы урока.
– Прочитайте слова
ЛОСЬ | СОЛЬ | КОНЬ | ТЕНЬ |
– Чем они похожи? (Что у них общего?)
– Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся? (С мягким знаком)
– Правильно.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква – мягкий знак.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая называется мягкий знак.
3. Работа по “Азбуке” (стр. 134-135)
а) Доскажи словечко.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь, а много гуси)
б) Анализ схемы к слову “гуси”
–Давайте подставим буквы под схемы. Из скольких слогов состоит это слово?
(Из двух: первый слог-слияние гу, второй слог-слияние си)
– Дайте характеристику звукам
Дети: Звук
[г] – согласный, звонкий, твердый.
[у] – гласный, ударный
[с’] – согласный, глухой, мягкий
[и] – гласный, безударный.
– Как обозначается мягкость согласного [с’]?
(При помощи гласной “и” второго ряда)
в) Анализ схемы к слову “гусь”
– Сколько слогов в слове “гусь”?
– Из скольких звуков состоит данное слово?
(Из трех: из слияния и примыкающему к нему мягкого согласного)
– При произнесите слова “гусь.” Какой звук мы слышим на конце?
– Как составить слово “гусь”, чтобы было ясно, что последний звук нужно поизносить мягко?
(Нужно убрать букву “и” из набранного у доски слова “гуси” и вместо нее поставить Ь)
– Из скольких букв состоит слово “гусь”?
– А сколько звуков мы слышим при произнесении этого слова?
– Почему?
(Буква мягкий знак не имеет звука, ее можно написать, но нельзя прочитать.)
– Правильно, ребята! Мягкий знак звука не обозначает, а нужен для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука.
– Определите место ь в алфавите.
– Назовите соседей мягкого знака.
– Изобразите букву Ь с помощью пальчиков.
– На что похожа буква Ь?
1 ученик:
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
2 ученик:
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
(Рисунок “Мягкий знак”)
IV. Физпауза.
Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву ь. Откройте глаза.
– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.
V. Продолжение темы урока.
1. Игра «Живые слова»
К доске вызываются 6 учеников. Им вручаются карточки со словами пословицы:
Мало уметь читать, надо уметь думать.
Дети становятся в шеренгу, показывая классу свои карточки. Класс читает слова молча. Вызванный ученик расставляет детей таким образом, чтобы получилась пословица. Класс хором читает и обсуждает её.
Как понимаете пословицу?
– Мы продолжим читать слова с ь знаком и думать.
2. Чтение слов с ь
– Читаем слова парами.
Олень – олени | снегирь – снегири |
Рысь – рыси | окунь – окуни |
Гусь – гуси | карась – караси |
Медведь – медведи | линь – лини |
– Найдите лишнюю пару в столбиках.
– Почему она лишняя?
– Как назвать одним словом остальные слова?
– Найдите слово к схеме. (Схема на доске к слову лини)
– Составьте предложение с любым из этих слов.
3) Отгадывание загадки с опорой на рисунок в “Азбуке” (с. 134)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
4). Работа по “Азбуке” (с. 135)
1) Работа над связной речью. Чтение за «диктором» и разбор текста.
– О каком животном идет речь в тексте?
– Где живет лось?
– Чем он питается?
– Что любит лось?
2) Повторное чтение текста “цепочкой” по одному предложению, выделение слов с Ь.
– Как можно озаглавить текст?
VI. Физминутка.
Гроза.
По небу заходили большие серые тучи. (Дети показывают)
Сверкнула молния! (Руками впереди резко махнуть)
Загремел гром! (Дети хлопнули в ладоши)
И пошёл дождь. (Стучат пальчиками)
Дождь усиливается, усиливается.
Дождь стал реже, реже, совсем перестал.
Выглянуло солнышко, и стало тихо – тихо. (Руки вперёд, в стороны, сложили перед собой.).
Тихо сели.
Солнышко показало нам лучиком дорогу на страницу 135 в «Азбуке»
VII. Закрепление.
1) Чтение по выбору
С. 139 – Рассмотрите картинку.
– Как вы думаете, о ком будем читать?
– Из какого произведения строчки?
–Мы будем читать отрывок из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»
С.Михалков написал для детей много прекрасных стихотворений. (Выставка книг, портрет писателя)
2) Чтение учителем отрывка по книге.
Задание: прочитать текст, приготовиться к выразительному чтению.
Задание хорошо читающим детям: прочитать больше по книге С.В.Михалкова.
3) Проверка: чтения хорошо читающих детей.
VIII. Итог урока.
– Где поселился ь знак на ленте букв?
– Почему?
– Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква?
(Потому что Ь звука не обозначает.)
– Для чего нужен Ь?
(Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных.)
– На листочках зачеркните мягкий знак и прочитайте слово.
Ь М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!
– Какое слово получилось? (Молодец!)
Благодарю вас за урок, ребята.
urok.1sept.ru
твердая или мягкая? Фонетический разбор слова
Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Общие сведения
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:
- [дом] – [дама´] – [до´ма];
- [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].
Транскрипция
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
[ ] – данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
- Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Глухие и звонкие звуки
По соотношению голоса и шума согласные звуки могут быть как звонкими, так и глухими. При этом во время произношения звонких слышится и шум, и голос, а глухих – только лишь шум.
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: “Как обозначается мягкость таких звуков на письме?” Для этого используются совершенно разные способы:
- Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя – [д’а´д’а], тётя – [т’о´т’а].
- Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
- Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Подведем итоги
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
г – [г’] — звонкий, согласный и мягкий.
е – [и] — безударная гласная.
р – [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о – [о] — ударная гласная.
й – [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
д – [д’] — звонкий, согласный и мягкий.
е – [и] — безударная гласная.
р – [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е – [э´] — ударная гласная.
в – [в’] — звонкий, согласный и мягкий
ь – [–]
е – [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] – гласный, безударный;
в – [ф] — глухой, согласный, парный и твердый.
Итого: 8 букв и 8 звуков.
fb.ru
Обучение грамоте «Буквы ъ и ь»
Сегодня на занятии мы познакомимся с еще более удивительными знаками.
Вы уже знаете, что для каждого речевого звука есть свой знак — буква, но в русском языке есть две буквы Ъ и Ь, которые НЕ ДАЮТ ЗВУКОВ. Зачем тогда они нужны? Вот об этом мы и узнаем на нашем занятии….
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
При чтении, благодаря Ъ или Ь, мы слышим как изменяется звучание слова.
Если в слове есть Ь, то буква после которой он стоит звучит мягко. Вот послушайте слова и попробуйте догадаться в каких словах есть мягкий знак.
УГОЛ — УГОЛЬ
БАНКА — БАНЬКА
ЕЛ — ЕЛЬ
ПОЛКА — ПОЛЬКА
А Ъ — твердый знак очень любит играть в прятки.
СЪЕЛ ПОДЪЁМ ПОДЪЕЗД СЪЁМКА
Но в тоже время, если мы не напишем его в слове, то слово приобретает совершенно другой смысл.
СЪЕЛ — СЕЛ
СЪЁМКА — СЁМКА
А вот и сами буквы: Это твердый знак.
Мягкий знак — он делает буквы мягче.
У мягкого знака есть ДВЕ работы. Мягкий знак СМЯГЧАЕТ, то есть делает согласны звук мягким, а ещё мягкий знак РАЗДЕЛЯЕТ.
Буква Ь разделяет согласную и гласную Е, Ё, Ю, Я, И, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. Вот почему его называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.
Понаблюдайте сова: ПЕРО и ПЬЕРО…. Проговорите медленно… Что заметили?
В первом случае наша необычная буква Е осталась одной [Э] — [п`эро], а во втором случае благодаря тому, что мягкий знак разделил согласную и гласную Е, получилось [п`йэро], то есть буква Е осталась сама собой [йэ]
1. И г ра «Кто внимательный?»
По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.
О т в е т: лось.
2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль?
3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть?
4. Игра «Кто больше?»
- Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
- Вы умеете считать? Тогда быстро назовите числа, оканчивающиеся на ь (от 5 до 20).
5. Найди спрятанные буквы ъ и ь. Обведи их.
6. Раскрась только те ключики, которые похожи на букву Ъ (твёрдый знак). Соедини их с Буратино.
7. Раскрась только те ромашки, на которых буква Ь (мягкий знак) написана правильно. Соедини их с бабочкой.
8. Раскрась оба знака жёлтым цветом. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась буквы Ь и Ъ.
9. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ь с правой стороны рисунка.
10. Сложи фигуру из семи палочек. Убери две из них так, чтобы получился Ь. Обведи в кружок все буквы Ъ справа.
11. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?
12. Допиши. Зачеркни отличающиеся от остальных буквы в обоих рядах с правой стороны рисунка.
13. Игра «Лесенка»
1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».
– – – ь – ъ – – –
– – – – ь – – ъ – – –
– – – – – ь – – – ъ – – –
Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:
лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.
14. И г р а «Занимательные модели»
Составьте слова по следующим моделям:
1. – – – ь (Конь, лось, мель.)
2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)
3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)
4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)
15. И г р а «Слово рассыпалось»
Соберите рассыпавшиеся слова:
1. Ювьаг (вьюга), льем (мель).
2. Лъес (съел), зиъня (изъян).
16. И г р а «Закончи слово»
1. Бук… (-варь), тет… (-радь), сло… (-варь), ян… (-варь), фев… (-раль), мед… (-ведь),
2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение), подъ… (-езд, -ем), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить).
17. И г р а «Превращение слов»
1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость.)
2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь?
(Мягкий знак.)
3. Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.
Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья), пенки (пеньки), ел (ель), семя (семья), хор (хорь), мол (моль).
4. Какую букву нужно добавить к слову сел, чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел.)
5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь, чтобы получилось словосъем? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять.)
18. И г р а «Грамматическая арифметика»
1. Шина – а + ель = ? (Шинель.)
2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)
3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)
19. Кроссворды
Одинаковые слоги в словах с Ъ и Ь.
О т в е т : слог —езд; слоги —ёт или —ют.
Слова с ь.
1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.
3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай.
О т в е т : банька, ходьба, зорька, резьба, судьба
Допишите буквы
О т в е т : ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль.
Слова с Ь и Ъ.
1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.
3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.
5. Человекообразное животное. 6. Собрание.
О т в е т : сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.
20.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Возьми чёрный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь букву Ь.
21.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твердый знак,
Чтобы не облиться.
Возьми чёрный карандаш и закрась все участки рисунка с буквой Ъ.
22. Пишем…
www.klass39.ru
Разделительный твердый и мягкий знак
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
- Добавить свою схему
- Заказать работу
xn--e1aogju.xn--p1ai
Звуковая схема слова – Советчица Кидстафф
Звуковой анализ слова. Экскурс для родителей.Основные правила составления звуковой схемы слова:
Гласные буквы обозначаются кружочками (большими точками),
Согласные твердые – одной полоской (черточкой),
Согласные мягкие – двумя полосками (двумя черточками).
Согласная становиться мягкой, если после согласной буквы стоит смягчающая гласная – И, Я, Ю, Е, Е или мягкий знак Ь.
Например, МЫШКА – . – – . МИШКА = . – – .
Существуют и исключения из правил. Так согласные Й, Щ, Ч всегда мягкие, а Ж, Ш, Ц всегда твердые.
Некоторые буквы составляют два звука после гласной, мягкого или твердого знака, а также в начале слова обозначаются:
Я – состоит из звуков ( Й А), схематически это выглядит так = .
Ю – (Й У), схематически = . Е – ( Й Э), схематически = . Е – ( Й О), схематически = .
Например, ЯБЛОКО = . – – . – . ЮЛА = . – . ЕЖИК = . – . –
1 Этап. Когда с ребенком начинаете с ребенком учить буквы и звуки, постепенно нужно знакомить малыша с понятием гласные и согласные звуки. Чаще всего в садике говорят, что гласные можно петь, а согласные невозможно. Хотя моя дочь долго и упорно доказывала мне, что согласные звуки можно петь. Не замечая даже, что в конце каждого согласного добавляла гласный и так протягивала звук. Поэтому нам пришлось заучить чаще всего встречающиеся гласные звуки. Со временем она уловила разницу и теперь понимает, что такое петь звуки.
Когда ребенок легко может отличить согласные звуки от гласных, смело знакомьте его с понятием мягкий и твердый согласный.
2 Этап. Считается, что составление схем слов способствует развитию навыков чтения. От себя могу сказать, чем лучше ребенок читает, тем легче и точнее складывает схемы слов. Поэму с уверенностью не скажу, что чему больше способствует.
Самое сложное для малыша, как при чтении, так и при составлении схем это когда в слове встречаются рядом два согласных. Поэтому для начала составляйте схемы простых слов, состоящих минимум букв – ДОМ, КОТ, САД. Затем – КОРОВА, СОБАКА, ЧЕЛОВЕК. И только потом СТОЛ, ЛОЖКА, БЕЛКА.
Играем с детьми и составляем звуковой анализ слова.
Для занятий с ребенком необходимо сделать карточки (см. рисунок выше). На листе картона рисуем обозначения звуков, достаточно по 10 каждого вида. Размер карточек не имеет значения.
Игра 1. Перемешиваем карточки и переворачиваем тыльной стороной. По очереди берем карточку. Называем слово, начинающее на звук соответствующий картинке. Например, попалась карточка с кружочком, называете слово АНАНАС, с одной полоской – СТУЛ, с двумя – МЯЧ. Если правильно ребенок назвал слово – карточку берет себе, нет – кладет в общую стопку. У кого больше карточек в конце игры тот и выиграл.
Игра 2. Для этой игры понадобятся маленькие игрушки (можно из киндер-сюрприза). С двух сторон стола размещаем по игрушке. Между игрушками выкладываете из карточек слово. Разбираете это слово с малышом. Спросите у ребенка какая первая буква в слове, какая последняя, как та или другая обозначается. Где в слове гласная, как она обозначается. Убедились, что ребенок понял схему – разбираете мостик и предлагаете малышу его отремонтировать.
История для ребенка: Игрушки большие друзья, но живут на разных берегах речки. Берега речки соединены волшебным мостиком из карточек. Прилетел злой волшебник и сломал мостик (или подул сильный ветер). Помоги друзьям построить мостик. Для этого нужно сложить из карточек волшебное слово, которое поможет соединить два берега реки.
Когда малыш научится самостоятельно складывать схемы слов, сразу предлагайте ребенку сделать мостик.
Игра 3. Участвует минимум два игрока (мама и ребенок). Мама говорит слово, а малыш складывает схему этого слова. Затем мама и ребенок меняются ролями. Если верно сложена схема, тогда игрок составивший схему зарабатывает очко. Нет – очко зарабатывает игрок загадавший слово, но только в том случае если найдет ошибку в схеме. У кого больше очков тот и выиграл. Дорогие родители не забываем ошибаться и дать ребенку шанс почувствовать себя САМЫМ умным.
Звуковая схема слова в примерах:
Лес = . – Мак – . – Ежик = . – . –
Осень . = . = Йод – . – Яблоко = . – – . – .
Юла = . – . Дуб – . – Кот – . –
Дверь – = . = Ящерицы = . = . = . – . Экран . – – . –
Енот = . – . – Шмель = = . = Печать = . = . =
Еж = . – Ручка – . = – . Заяц – . = . –
Косточка – . – – . = – . Вечный = . = – . =
sovet.kidstaff.com.ua
План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему “Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме”
Дедова Ирина Николаевна, учитель начальных классов
Цели:
- Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
- Совершенствовать технику чтения учащихся;
- Развивать словарный запас учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование:
- рисунок с изображением мягкого знака,
- буквосочетания с мягким знаком;
- рисунки с изображением коня, лося;
- мяч;
Ход урока.
- Орг. момент.
– У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.
2. Актуализация новых знаний.
1). Повторение о гласных буквах.
– Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
– Прочитайте пары слов:
б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
– Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
– Сравните, чем слова отличаются ?– Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
- Какие буквы имеют 2 звука ?
- Изучение нового.
1). Прочитаем буквосочетания на доске:
Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
– Как произносится звук в этих буквосочетаниях ?(мягко)
Что за буква ? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать
Как согласный прочитать
Мягкий голос,
Мягкий шаг
Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)
– Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук
4 . Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой
– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.
Прочитайте слова . Что они обозначают ?
1) Звуковой анализ слов мел – мель
– Сколько слогов в словах?
– Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел – 3б,3зв.,
А в слове мель – 4б, 3 зв.)
– Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает?
Ь – буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Составим схемы . Кто мне хочет помочь?
Мел – мель
– Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)
Как произносится последний звук?
– Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
– Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука
Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)
5. физкультминутка « Буратино
- Отгадайте загадки:
Он стройный и красивый,
У него густая грива. (конь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
– Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.
– О ком этот рассказ?
– Давайте придумаем название( озаглавим ) текст. « Лесной житель»
– Сколько предложений в этом рассказе? (4)
– Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»
– С чем его сравнивают? (ветром)
– Чем питается лось? (зеленью, солью)
– Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?
7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ
1).Составить схемы слов ( в тетради) , сделать звуко – буквенный анализ слов
1 в. – лось
2 в. – конь
б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”
– Сколько слогов в слове ЛОСЬ? Конь
– Сколько букв? – Сколько звуков? – Почему звуков меньше, чем букв?
(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).
Придумать предложение со словом лось
8. Закрепление изученного.
На доске ( одной половины) : жар, ел, кон, мыл
– Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,
жарь, ель, конь, мыль
Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.
Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?
Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать…
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять
8. Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)
Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
– Работа в учебнике с. 136
- чтение слов столбиками;
- чтение рассказа , постановка вопросов по содержанию детьми.
– поставьте вопросы по тексту?
9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
– С какой новой буквой познакомились?
– Звук она обозначает?
– Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков ( это большое животное – лось)
– Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)
– Для чего нужен мягкий знак?
– Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
– Что на уроке было особенно интересным?
– В чём испытали трудность?
nsportal.ru