Какие буквы всегда согласные мягкие: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
Какие согласные звуки всегда мягкие
Статьи › Карточка › В какой группе слогов все согласные звуки мягкие карточка 119 ответы › В каком слове все согласные звуки мягкие
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
- Как определить мягкий звук
- Какие слоги с мягкими согласными
- В каком классе проходят мягкие и твердые согласные
- Какие буквы смягчают согласные звуки
- Какие слова все согласные звуки мягкие
- Какие согласные всегда мягкие или твердые
- В каком из слов все согласные звуки мягкие
- В каком случае все согласные звуки мягкие
- Как определить мягкие согласные звуки
- В каком слове все согласные звуки мягкие перевести
- В каком слове все согласные звуки мягкие легче стремя
- Какие твердые и мягкие согласные звуки
- Как Подчеркиваются мягкие согласные звуки
- Какое слово в котором все согласные звуки мягкие
- Какие буквы обозначают только мягкие звуки
- Как обозначаются мягкие согласные звуки
- Какие шипящие согласные звуки всегда мягкие
Как определить мягкий звук
Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.
Какие слоги с мягкими согласными
Слоги с мягкими согласными:«ля»,«ли»,«ле»,«лё». Слоги с твёрдыми согласными:«лы»,«ло».
В каком классе проходят мягкие и твердые согласные
Твёрдые и мягкие согласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.
Какие буквы смягчают согласные звуки
В русском языке гласные я, ё, ю, е, и и графема ь смягчают все согласные звуки, за исключением ж, ш, ц, которые в русском языке всегда только твердые. В русском языке звуки ч, щ, в отличие от чешского языка, всегда мягкие, независимо от того, с каким гласным звуком сочетаются.
Какие слова все согласные звуки мягкие
Кроме признака звонкости/глухости согласные имеют свойство быть твёрдыми или мягкими в слове. Рассмотрим подробнее, какие мягкие звуки существуют в русском языке:
- йога [й’ о г а]
- лайка [л а й’ к а]
- чары [ч’ а р ы]
- чужой [ч’ у ж о й]
- щедрый [щ’ э д р ы й’]
- щупать [щ у п а т’].
Какие согласные всегда мягкие или твердые
Например, согласные звуки [ж], [ш] и [ц] не имеют пары, они всегда твердые. Даже если в слове за ними стоят буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и или ь.
В каком из слов все согласные звуки мягкие
Лютики, чаща, ельник, пеньки, снегири, деревня — ответ на Uchi.ru.
В каком случае все согласные звуки мягкие
Согласный звук будет мягким, когда после согласной будут стоять гласные буквы И, Я, Ю, Е, Ё. Если после согласных будет стоять Ь знак. Согласные Й, Ч, Щ всегда мягкие. Следовательно, слова, в которых все согласные звуки мягкие, будут деревья, лютики, чаща, пеньки.
Как определить мягкие согласные звуки
Мягкие согласные — звуки, при произнесении которых середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Твердые согласные — это звуки, при которых язык не делает дополнительных движений.
В каком слове все согласные звуки мягкие перевести
Все согласные звуки мягкие в слове ЛЕНЬ. Транскрипция слова такова: [Л’ Э Н’]. Э — ударный звук. Мягкость звука Л обозначает буква «е», мягкость звука Н обозначает буква «ь» мягкий знак.
В каком слове все согласные звуки мягкие легче стремя
Ответ: в слове «неделя» все согласные звуки мягкие.
Какие твердые и мягкие согласные звуки
Твердые и мягкие согласные звуки:
- Парные звуки — Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х
- Непарные твердые звуки — Ш, Ж, Ц
- Непарные мягкие звуки — Щ, Ч, Й
Как Подчеркиваются мягкие согласные звуки
Ответы1. Буквы, которые смягчают согласные — это гласные е, ё, и, я, ю, а также мягкий знак. Новости — здесь есть буква И, подчёркиваем её двумя чертами. Буква И смягчает согласный Т, который нужно подчеркнуть одной чертой. Больница — двумя чертами подчеркиваем Ь и И, одной чертой Л и Н.
Какое слово в котором все согласные звуки мягкие
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
Какие буквы обозначают только мягкие звуки
На мягкость согласных звуков указывают буквы е, ё, и, ю, я, ь, которые стоят после них. Звуки [ж], [ц] и [ш] всегда остаются твердыми, какая бы буква не стояла после них, а звуки [й’], [ч’] и [щ’], наоборот, всегда остаются мягкими.
Как обозначаются мягкие согласные звуки
Мягкие и твёрдые согласные звуки:
На письме мягкость согласных звуков обозначается буквами е, ё, и, ю, я и буквой ь. Например: снег, лёд, мир, любовь, ряд, лань. На письме твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, э, ы.
Какие шипящие согласные звуки всегда мягкие
Звуки[ч’], [щ’] — всегда мягкие шипящие согласные звуки.
Твердые и мягкие согласные звуки
Просмотр содержимого документа
«Твердые и мягкие согласные звуки»
Технологическая карта конструирования урока
Учебник: Соловейчик, Бетенькова, Кузьменко, Курлыгина – Букварь. 1 класс. УМК «Гармония».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, сопоставления двух способах обозначения мягкости согласных.
Предмет | Чтение | Класс | 1 | |||
Тема урока | Твердые и мягкие согласные звуки | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Научиться различать согласные звуки мягкие и твердые; уметь моделировать звуковые схемы слов; работать в паре по предложенному учителем плану; использовать знаковые символы при составлении звуковых схем; наблюдать и сравнивать согласные звуки; | Регулятивные: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; составлять план и последовательность действий; выделять то, что уже усвоено и что нужно усвоить; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач. Познавательные: выделять и формулировать цель; искать и выделять информацию; строить речевые высказывания; анализировать объекты с целью выделения признаков; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация). Коммуникативные: умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу. Развитие способности к самооценке успешности в овладении материалом. Сформировать позитивное отношение к устной и письменной речи. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Букварь, интерактивная доска, компьютер | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||
1. ЭТАП Организационный момент и Актуализация знаний | ||||||
Деятельность учителя Приветствие учащихся. Здравствуйте ребята Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Проверяем готовность к уроку. Давайте с вами повторим стишок про алфавит 1.Стих про алфавит А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, – Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, Вот и все они, друзья! Молодцы! Давайте еще повторим ленту букв. 2. Лента букв На “Ленте букв“, буквы расположены в 2 ряда. Красным цветом выделены гласные буквы. Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) – обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют. Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) – обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют. Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, З, П, Ф, К, Т, С, Х (выделены на половину синим цветом, на половину зеленым) – обозначают твердый и мягкий звук . Ж, Ш, Ц (синие буквы) – всегда твердые звуки. Й, Ч, Щ (зеленые буквы ) – всегда мягкие звуки. Согласные звуки верхнего ряда – звонкие. Согласные звуки нижнего ряда – глухие. Буквы Ъ и Ь – (буквы черного цвета на белом фоне) не обозначают звуков. 3. Характеристика бук Учитель выборочно спрашивает учеников | Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Дети все вместе рассказывают стихотворение про алфавит. | |||||
2.3 ЭТАП «Создание проблемной ситуации» и ЭТАП «Целеполагания» | ||||||
Деятельность учителя Посмотрите на доску. Прочитайте предложения. Назовите в словах слоги с шипящими согласными звуками. Как мы произносим эти звуки? – Какой гласный звук мы слышим, когда произносим эти слоги? Как вы думаете, над чем мы будем работать? Какая тема урока сегодня? – Какова цель нашего урока? Дети читают предложения. – Тема урока «Сочетания жи – ши» – Цель урока: познакомиться с сочетаниями жи – ши | Деятельность учащихся -Всегда твердо. – Во всех слогах слышим звук ы. Знать шипящие согласные звуки. | |||||
4 ЭТАП “Открытие нового знания. | ||||||
Деятельность учителя Прочитай слова. Что обозначает слово мель, мальки? – Знаете ли их значение? -Какими буквами обозначите мягкость в слове мель? Мальки? -Самостоятельно запишите эти слова и подчеркните буквы ,которыми показана мягкость согласных. – . -Какими двумя способами обозначается мягкость согласных звуков в русском языке. ( -А теперь прочитайте в рамке «Сообщаем важные сведения». Совпадает ли ваше мнение с ответом, который дают авторы учебника. -Какой ответ вы дадите Майклу? 3.Коллективная работа .Упр121. -Рассмотрите схемы стр.77. Озвучим хором все этапы, договаривая слова. 1.-Для того чтобы узнать, как обозначать мягкость согласного, слушаю слово и узнаю, где слышится мягкий согласный. 2.-Слышу мягкий согласный перед гласным –мягкость обозначаю буквами Ю,Я,Ё,Е,И. -Слышу мягкий согласный на конце слова или перед со гласным –мягкость показываю буквой Ь. 3.Звуковой анализ слов (работа с интерактивной доской) слова: овчарка чудеса чайникдетвора По желанию вызываются 4 человека 4. Физ минутка. | Деятельность учащихся Учащиеся по желанию вызываются к доске и на интерактивной доске выполняют звуко-буквенный анализ слов. | |||||
6 ЭТАП Применение нового знания. | ||||||
Деятельность учителя 1.Работа по букварю Откройте букварь Чтение парами по цепочке ( одновременно проводится словарная работа не знакомых слов) | Деятельность учащихся Работа по букварю. Дети читают и объясняют слова. | |||||
7 ЭТАП ЭТАП Рефлексия | ||||||
Деятельность учителя Чему учились сегодня на уроке? – Что было просто, а что сложно? – Что вам понравилось больше всего? – Довольны или не довольны уроком? Проводится самоанализ проделанной работы на уроке. | Деятельность учащихся – Обозначать мягкость согласного буквами. | |||||
8 Домашнее задание | ||||||
Следующая страничка по чтению. |
Эти буквы обозначают всегда мягкие звуки. Сколько гласных и согласных букв в русском алфавите
Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, их надо не запоминать, а научиться слышать. А для этого ребенку нужно подсказать, как именно эти звуки получаются — это значительно облегчит его понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке одновременно твердые и мягкие. Для начала нужно, чтобы ребенок запомнил те, которые только твердые: Ш, Ш, С, а также всегда мягкие: Ч, Ш, Ю. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда будет нарисовано твердое по синим кирпичам, а всегда мягкие – по зеленым подушкам (выбор цвета основан на том, как обозначаются эти звуки в младших классах).
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вставите ему в рабочую тетрадь или повесите, то он быстро запомнит эти согласные.
Как гласные командуют согласными
Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но соседние буквы помогут предположить это. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш твердый. Например: таблица. Что следует за звуком С? Значит, это твердый согласный.
Гласный звук “повелевает” согласному, стоящему перед тем, каким он должен быть. Если это гласные: А, О, У, Э, С, то перед ними стоят только твердые согласные. А если это: А, Е, Ю, И, Йо, то – мягкое. Мягкость предыдущего согласного обозначается также
Развивающие игры
Для того, чтобы ребенку легче это запомнить, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешнюю сторону указательного пальца к нёбу и поочередно произносить слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, ОН – НЯ. Ребенок благодаря этому сможет точно запомнить, как получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы выдвигается вперед, а его спинка слегка приподнимается к небу. А вот при произнесении твердых согласных этого не происходит.
Бросьте мяч ребенку, называя слог твердым согласным, и пусть он вернет вам мяч, уже произнося его с мягким. Например: ЛА – ЛА, ЛО – ЛЕ, ЛИ – ЛИ и т.д.
В школе учащихся просят выделять твердые и мягкие согласные с помощью синего и зеленого цветов. Синий твердый, а зеленый мягкий. Вырежьте несколько красных, синих и зеленых квадратов и попросите их собрать слово. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие зеленым. Возьмем для этого маленькие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т. д.
Игра в цепочки слов. Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, начинающееся с этого слога. Не забывая вслух определить, какой согласный, твердый или мягкий, был в этом слоге: ветры – рыба – бублики – кино и т. д.
Если методично объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей правописания русского языка. Удачи тебе!
Согласные в разных словах звучат по-разному. Иногда жестко, иногда мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю, И и Л. Узнаем, какие согласные образуют пары твердость-мягкость, и которые только твердые или только мягкие.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, все сразу ответят: хлеб, диван, шарф, подушка. И камень, лед, дерево – сплошь. Да, но оказывается, что звуки русской речи, согласные, тоже могут быть твердыми и мягкими.
Несколько раз по очереди произнесите слова: КОШКА – КИТ.
Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к нёбу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягким . А противоположный звук называется – сплошное .
Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если сказать слово ГЭС иначе – с твердым первым звуком, то получится совсем другое слово – НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением нашего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук [л’] – лук – звук [л]
скомканный – звук [м’] – мелкий – звук [м]
Звуки можно писать (условно) иконками. Музыкальные звуки записываются нотами, а звуки речи – буквами, но в специальных квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.
Большинство согласных образуют пары мягкость – твердость:
[б] | [б’] |
[дюйм] | [дюйм] |
[Г] | [Г’] |
[д] | [д’] |
[ч] | [ч’] |
[до] | [до’] |
[л] | [л’] |
[м] | [м’] |
[н] | [н’] |
[П] | [П’] |
[Р] | [Р’] |
[С] | [С’] |
[т] | [т’] |
[ф] | [ф’] |
[Х] | [Х’] |
Некоторые согласные бывают только твердыми или только мягкими. Не образуют пар по твердости/мягкости:
— Только твердые согласные : [ш], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
На письме твердость согласных обозначается гласными А, О, У, Ы, Е, а мягкость согласных обозначается гласными Е, Е, И, Ю, И.
Есть слова с мягкими согласными в конце слов или в середине слов перед другими согласными. Послушайте слова: соль, лошадь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его название наводит на мысль – знак мягкий , для мягких согласных.
Как вести себя при написании слов:
– слышу твердый согласный звук – пишу буквы после него вместо гласного звука: А, О, У, Ы, Э.
– слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость с гласными: Е, Е, И, Ю, И.
– Слышу мягкий звук в конце слова или перед согласной – проявляю мягкость б.
Если понравилось, поделись с друзьями:
Присоединяйтесь к нам по телефону Facebook !
См. также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Основы теории:
Мы предлагаем онлайн-тесты:
В русском языке большинство согласных мягкие и твердые, это качество имеет смысл. Сравните слова:
- мел – мель;
- банк – баня;
- гость – гость
Однако есть и такие, твердость которых является постоянным качеством, а это значит, что они всегда тверды.
Согласные звуки: [г]
Встречается в следующих словах:
- жизнь [жиз “н”].;
- жидкий [жытк”й];
- жимолость [жимлс”т”];
- живой [живой];
- дрожит [дрожит];
- сторож [старажыт];
- жужжание ing [жужжание]
- красный [красный];
- благословенный [благословенный].
При сравнении написания и звучания можно сделать следующий вывод: после этого согласного пишется буква и , но слышен звук [с]. При выборе этого написания нужно руководствоваться правилом: ЖИ писать с буквой И.
Для игры с ребенком с целью отработки навыков правописания можно использовать, например, следующий текст:
А жук жужжит над жимолостью. Живет он где-то рядом с жужелицей. Она охраняет от него свой дом. И бегут мимо лужи рыжие ежи. Куст отражается в своей жидкой жидкости – совсем как живой, только перевернутый вверх дном.
Звук [ж]
Твердый в отличие от [ж], который звонкий. Эту фонему можно наблюдать в словах:
- широта [шыр”];
- шить [дерьмо”];
- шифон [шифон];
- шкаф [шыфан”ер];
- мыши [мыши];
- тишина [т”ишына];
- ерши [ыршы];
- пенсов [грашей];
- на скорую руку [сп”ишыть];
- заканчивает [локоны].
Здесь мы также имеем дело с той же тенденцией, что и в случае со звуком [г]: после [ш] пишется буква и . Правило, как и для предыдущего написания: «ШИ пиши с буквой И».
Для отработки навыка правильного написания таких слов обратимся к диктанту:
Мыши шуршат под скатами крыш. Один из них слышит молчаливое дыхание кошки и спешит к своей норе — там у нее малыши.
Подведем итоги, всегда твердые служат опознавательными знаками написания «И после Ж и Ш».
Звук [ц]
Последний звук, в котором твердость является постоянным качеством, это [тс]. В нем больше сложностей с орфографией. Написание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмем примеры слов с написанием в корне слов:
- цифра [число];
- Compass [Compass “];
- Цирк [цирк];
- Citron [Citron];
- Acacia [Akatsyyya];
- лекция [лекция];
- .
- санкция [санкция].
Там, где в слове есть этот твердый согласный звук, мы слышим после него [с], но обозначаем эту фонему по-разному. В приведенных выше примерах правописание регулируется следующим правилом: после буквы С в корне слова пишется И. Но есть исключения, в которых Y все равно нужно ставить:
- чик-чик-чик;
- на цыпочках;
- цыпленок;
- клик;
- Цыган.
В дополнение к этим исключениям также можно писать Y в суффиксах и окончаниях:
- Синицын;
- сестры;
- рядом с больницей;
- без воды;
- у молодой женщины;
- у девушки.
Поиграйте с ребенком, чтобы потренироваться в написании слов, которые пишутся с буквой Ц:
В цирке выступает цыган, он щелкает цыплятам: “Шшш!” Они прячутся в лапах лисы. Девочки смеются, встают на цыпочки и приветствуют доброту лисы громкими овациями.
Подытожим: звуки в алфавите всегда Ж, Ц, Ш. С ними можно записать следующие гласные: И, Ю.
Замена W на W
Звук [ц] не шипящий. И два других называются именно так. В слабой позиции (в конце слова или перед глухими согласными) звук [г] заменяется на [ж]:
- замужем [замуш];
- уже [уш];
- невыносимый [нефтерпеш];
- ложка [ложка];
- рога [рошк” и].
Текст диктанта на эту тему, который поможет провести интересную обучающую работу по данному правописанию:
Так всегда бывает, когда согласные, звонкие, твердые звуки в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.
Сестры Голицыны вышли замуж. Они невыносимы. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапоги, кадки, миски, чашки, ковши. И вот появились на дорожке дрожки, там едут Сережка, Алешка, Прошка и Олежка – женихи сестер. Вот и закончилась сказка, и жили они долго и счастливо.
При проставлении б после Ж и Ш
По той причине, что указанные выше согласные всегда твердые, никогда не употребляется с ними для обозначения мягкости. Однако бывают случаи, когда его можно встретить после букв Ж и Ш:
- мышь;
- Ложь;
- дрожь;
- брошь;
- вздор;
- по всему периметру;
- не трогать;
- услышать.
Эти примеры иллюстрируют правило использования мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:
- Существительные 3 сложения: тишина, каприз.
- Наречие: удар слева.
- Глаголы: идти, ложиться.
Для обучения используем следующие предложения:
Это просто ложь, что мышка страшная: не трогай ее, проходя мимо, она ее тоже не тронет.
Если в доме тихо, а ты не кричишь, не прыгаешь, не кайфуешь, то тут какой-то подвох, сразу не поймешь. Что ты там делаешь, а сам молчишь?
Когда Ь не ставится после Ж и Ш
Всегда твердые согласные [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:
- Нет 3 склонения у существительных: младенец, сторож, кровля.
- Сокращенное прилагательное: хороший, милый.
- Наречия-исключения: уже, замужем, невыносимо.
Практический текст:
Мой малыш хороший, красивый и похож на папу. Он будет летчиком, он будет летать над крышами, за ним нельзя следовать.
О и Ё после шипящих и С
Всегда твердые согласные требуют к себе особого внимания, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это относится не только к буквам И и Ы, но и О и Ы:
- шел [шол];
- шепот [шепот];
- шелк [шелк];
- жернова жорноф;
- желудь [желудь];
- шорох [шорох];
- шоссе [шосе];
- жокей [жок”эй].
Название этого написания “О и Йо в корне после шипения”. Правило: «Если в однокоренном слове можно подобрать слово с буквой Е, то пишем -Ё, если таковой нет, пишем О». Проверим:
- acorn – желудь;
- шелк – шелк;
- жернова – жернова;
- шорох – проверить нельзя;
- жокей – проверить невозможно.
В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш буква О пишется под ударением:
- морж;
- большой.
Без напряга нужно написать букву -E:
- Оранжевый;
- груша.
После С буква Е никогда не пишется, только О (под ударением) или Е (без ударения).
- подвал;
- церковь;
- торец;
- борьба;
- шифер;
- глянцевый;
- полотенце;
- клеймо.
Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видите, с ними связано очень большое количество написаний. По школьной программе предусмотрен тест, связанный с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот диктант:
“Однажды мы пошли на охоту и наши собаки побежали за нами.
В лесах осенью много вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевика, желуди. Животные в это время едят и толстеют.
Вот мы находимся в самой чаше леса,слышим лай собак и бежим к тому месту.Видаем там лисью нору.Собаки продрали вход и вытащили ее.Мы отогнали собак.Лисица рыжая пушистая немного морщинистая,но все же шелковистая и гладкая.Желтые круги вокруг глаз. Грудка белая,лапы черные.Хорошие лисички!
Отпустили бедолагу, она быстро метнулась в кусты, а от сестрички-лисицы похолодел след.
Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Не секрет, что все звуки в русском языке делятся на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твердые. Эта классификация основана на способе произношения звуков и особенностях работы нашего артикуляционного аппарата. Итак, как вы можете отличить их всех друг от друга?
А в чем, собственно, смысл?
Мягкие и твердые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но для того, чтобы отличить одну фонему от другой, нужно сначала понять, чем они отличаются от гласных.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно петь, продлевать — так объясняют учителям малышам в школе. Когда воздух на выходе из легких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно использовать губы, зубы и язык — все они, так сказать, участвуют в процессе.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как сказано выше, звучат только одним голосом, то в согласных еще присутствует шум, создаваемый помехой, с которой приходится встречаться воздуху при произнесении их. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких звуках к нему добавляется еще и голос. Сравните, например, произношение слов «грот» и «крот» или «дом» и «том». В обоих случаях первые буквы твердые согласные, звонкие и глухие соответственно.
“Вернемся к нашим овцам!”
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях согласных, давайте перейдем к нашей основной теме.
Лучший способ учиться на примере, верно? И снова обратимся к сравнению: скажем следующие пары слов:
Ракетка-грабли, колобок-бюро, мать-мяч, лоза-лед, башня-вид.
Есть некоторая разница в том, как мы произносим согласные. Не так ли? Это вызвано гласными, которые следуют после согласных. Слова специально подобраны так, чтобы нужные нам звуки были в одном и том же положении во всех примерах. В этом случае они показывают все свое разнообразие. Скажи еще раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а как бы расслабляется, становится плоским? Это можно считать основной особенностью, которой обладают наши твердые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь давайте перейдем к конкретной теории. Твердые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Прежде всего, нужно помнить, что твердость или мягкость звука обусловлена соседней с ним гласной. Когда после буквы а,о,у,с , то звук, который он обозначает, обязательно будет твердым (рукавицы, топтание, губы, играл), а если есть е, йо, ю, я и согласный будет звучать мягче (метель, песик, мята, Киев). Таким образом, можно сказать, что нет смысла запоминать все твердые согласные. Почти все они парные. Это свойство проявилось в первом ряду слов, где мы учились различать твердые и мягкие звуки. Поэтому все зависит от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос, как быть с непарными согласными. На русском их очень мало: w, w, c . Как бы вы ни старались, вы не сможете произнести их мягко. Даже если за ними следуют те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шорох – шик, жутко – жидкость – олово, цена – цирк – король. Противостоят этим согласным непарные ч, ш, у , что во всех случаях будет звучать мягко: чурка – чаща – чистка, щеки – косоглазие – щебень, иот – кефир .
Сломай систему!
В этой ситуации нужно понимать, что правило последующей гласной с ними не распространяется на непарные твердые согласные. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных частей, эквивалент которым всегда можно найти, изменяя гласную, и непарных, живущих по своим правилам.
Помним
Теперь перейдем к методам обучения и запоминания. Твердые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы, даже с таким теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Давайте сделаем несколько карточек. Вам понадобится два листа цветной бумаги или цветного картона. Главное, чтобы они были контрастными. Вырезаем одинаковые облака, шары, фигурки – все, что придет вам в голову. Затем две фигурки соединяем клеем так, чтобы эти самые контрастные стороны оказались снаружи. А затем при участии вашего маленького помощника с одной стороны пишем гласные, которые дружат с мягкими, а с другой – с твердыми согласными. Чтобы совсем ничего не забыть, можно также расположить рядом непарные и парные соответственно. Когда все под рукой, это намного проще.
Затем нарисуйте что-нибудь, что поможет создать ассоциацию: кирпичик на картоне, на котором написаны твердые звуки, и перо, на котором написаны мягкие фонемы. Или что-то еще в этом роде. Имея перед глазами конкретный пример, ученик наверняка лучше усвоит информацию. Позже, для закрепления, вы можете попросить своего ученика выделять твердые и мягкие звуки разными цветами в письменных словах – красным и синим, например, чтобы вы могли легко проверить его домашнюю работу.
подручный материал
Для приготовления таблеток, о которых говорилось чуть выше, нужно еще иметь какой-то материал. Твердые согласные – таблица, на которую можно положиться, чтобы не запутаться. Для удобства он содержит парные и непарные звуки по твердости и мягкости. Кстати, если мы хотим указать на мягкость звука, то в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
В этой таблице все фонемы вверху сплошные. Ниже представлены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда звук не имеет пары. Это значит, что он не мягкий.
Дальше помним
Продолжаем тренироваться? Приведем еще примеры слов, где один и тот же согласный звучит в твердой или мягкой позиции. Еще один нюанс. Помимо тех самых гласных, которые воздействуют на согласную, она может быть смягчена или затвердевает мягким и твердым знаком соответственно. Не забудем об этом в нашем следующем задании.
Бобр – белый, метель – вратарь, город – гелий, вход – приказчик, жираф, зима – зубы, кит-кот, конь – лимонад, жатва-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, киносъемка, халва – схема, курица, шляпка.
Определите слова из представленной пары, в которых присутствуют мягкие или твердые согласные. Как видите, буквы для их обозначения используются все те же. Обратите внимание, что в некоторых словах на твердость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, можно также попросить ребенка придумать примеры на непарные согласные, чтобы он сам убедился, что они только твердые. Все-таки собственный опыт — гораздо более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Еще одна игра
Для изучения темы мягкие и твердые согласные можно предложить ученику вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твердые согласные. А потом, вставляя в них гласные, придумывать слово. Например, есть ряд слов: рассольник – лакей – ножи . Выпишите согласные: с, л, н, добавить гласные. И первое, что приходит на ум, это короткое, но емкое слово «слон». Продолжим?
- Правка – будет – лом (выдан пр,в,л ).
- Помидор – роль – болото (выдан т, р, т ).
- Выпь – соня – сено (выдано в,с,н ).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить, что ни в коем случае нельзя говорить «твердые согласные». Это только звуки. А по своим обозначениям они абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из таблицы выше). Теперь, когда весь материал у вас на руках, осталось только потренироваться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно же, вы можете еще несколько раз перечитать материал по теме «Твердые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. С ней будет намного легче повторить.
Не забудьте дать новые примеры на каждый парный и непарный звук, чтобы наш ученик сам научился сравнивать разные звуки согласных фонем. Он зависит иногда не только от последующего гласного или мягкого и твердого знака, но и от соседних согласных, которые в зависимости от их твердости или мягкости также могут влиять на исходное звучание. Все не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и все обязательно получится.
В русском языке 21 согласная и 36 согласных. Согласные и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [в], д – [ж], д – [д], ж – [ж], д – [д], з – [з], к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], н – [н], р – [р], ы – [с], т – [т], ж – [ж], х – [ х], с – [с], ч – [ч], ш – [ш], и – [и].
Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Они бывают парными и непарными. Различных сочетаний согласных по парности-распарности твердых и мягких, глухих и звонких насчитывается 36: глухих – 16 (8 мягких и 8 твердых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твердых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Твердые и мягкие согласные
Твердые и мягкие согласные. Они делятся на парные и непарные. Парные твердые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].
Для понимания поясним “на пальцах”. Если согласная буква в разных словах обозначает либо мягкий, либо твердый звук, то звук парный. Например, в слове кошка буква к обозначает твердый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к] – [к’] образуют пару твердость-мягкость. Звуки для разных согласных нельзя отнести к паре, например [в] и [к’] не составляют пару по твердости-мягкости, а составляют пару [в] – [в’]. Если согласный всегда твердый или всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [г] всегда твердый. В русском языке нет слов, где было бы мягкое [ж’]. Так как пары [ш] – [ш’] нет, то она относится к непарным.
Звонкие и глухие согласные
Согласные звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: мяч – тепло, кол – гол, дом – объем. Глухие согласные произносятся с почти закрытым ртом; при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют сходное звучание по произношению, но произносятся с разной тональностью – глухой или звонкий. Такие звуки объединяются попарно и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара глухих и звонких согласных.
- парные согласные: б-р, в-ф, г-к, д-т, с-с, ф-ш.
- непарных согласных: л, м, н, р, д, в, х, ч, ю.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные – звонкие непарные согласные. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные (16): [к], [к”], [р], [р”], [с], [с”], [т], [ т”], [ж], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ж’];
- Шумные звонкие согласные (11): [б], [б’], [в], [в’], [ж], [г’], [д], [д’], [ж], [с ], [ч’].
Шипящие согласные (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные
Согласные (мягкие и твердые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. В приведенных выше таблицах показано разделение. Обобщим все схемой:
Схема 2. Парные и непарные согласные.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных, нужно знать
Смягчение согласных – Чешское время
Смягчение согласных означает, что определенные слоги произносятся по-разному с более слабым звуком. Это происходит, когда слог содержит определенную согласную в сочетании с буквами Ě или I.
Важность Ě
Буква Ě была пропущена в предыдущем уроке, потому что она имеет мощное свойство смягчать произношение слогов. Согласные, которые вызывают это изменение: d, t, n, b, p, v, m, f .
DĚ, TĚ, NĚ
Три наиболее часто встречающиеся буквы, связанные с Ě, это d, t, n , образующие слоги dě, tě, ně . Они всегда произносятся с ослабленным звуком, используя произношение букв ď, ť, ň – , как в английском du ke, tu be, ne w – [ďe, ťe , ňe] .
ДЕДЕКДедушка ПАРКОВИШТЕ
Автостоянка ДЫНЕ
тыква ŠTĚNĚ
щенок
BĚ, PĚ, VĚ, FĚ
Четыре других смягченных согласных: b, p, v, f в bě, pě, vě, f номер . Все эти слоги включают в себя звук буквы j – подобно английскому y es – [bje, pje, vje, fje] .
ХРАБЭГрабли ПЕНА
Пена ЗАВЕС
Штора О КАРАФЕ
О графине
МЭ 9 0796
Буква м в сочетании с ě образует мě . Это всегда произносится так, как будто в середине было лишнее ň — , как в английском ne w — [mňe] .
MĚNAвалюта MĚSÍC
Луна UMĚLEC
художник TEPLOMĚR
термометр
DI, TI, NI
Буква Ě не единственная, которая смягчает слоги. Другому и в сочетании с согласными д, т, н .
Следовательно, слоги di, ti, ni произносятся так, как если бы были буквы ď, ť, ň [ďi, ťi, ňi] . Это немного похоже на звуков dě, tě, ně , но di, ti, ni отличаются, и важно различать эти две группы.
ХОДИНКИчасы СТИН
тень РЫБНИК
пруд СДИЛЕНЬ
обмен
Когда не смягчать
Заимствованные слова с di, ti ni обычно не смягчаются и сохраняют исходное произношение.