Разное

Какие буквы всегда согласные мягкие: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Какие согласные звуки всегда мягкие

Статьи › Карточка › В какой группе слогов все согласные звуки мягкие карточка 119 ответы › В каком слове все согласные звуки мягкие

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

  1. Как определить мягкий звук
  2. Какие слоги с мягкими согласными
  3. В каком классе проходят мягкие и твердые согласные
  4. Какие буквы смягчают согласные звуки
  5. Какие слова все согласные звуки мягкие
  6. Какие согласные всегда мягкие или твердые
  7. В каком из слов все согласные звуки мягкие
  8. В каком случае все согласные звуки мягкие
  9. Как определить мягкие согласные звуки
  10. В каком слове все согласные звуки мягкие перевести
  11. В каком слове все согласные звуки мягкие легче стремя
  12. Какие твердые и мягкие согласные звуки
  13. Как Подчеркиваются мягкие согласные звуки
  14. Какое слово в котором все согласные звуки мягкие
  15. Какие буквы обозначают только мягкие звуки
  16. Как обозначаются мягкие согласные звуки
  17. Какие шипящие согласные звуки всегда мягкие

Как определить мягкий звук

Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.

Какие слоги с мягкими согласными

Слоги с мягкими согласными:«ля»,«ли»,«ле»,«лё». Слоги с твёрдыми согласными:«лы»,«ло».

В каком классе проходят мягкие и твердые согласные

Твёрдые и мягкие согласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

Какие буквы смягчают согласные звуки

В русском языке гласные я, ё, ю, е, и и графема ь смягчают все согласные звуки, за исключением ж, ш, ц, которые в русском языке всегда только твердые. В русском языке звуки ч, щ, в отличие от чешского языка, всегда мягкие, независимо от того, с каким гласным звуком сочетаются.

Какие слова все согласные звуки мягкие

Кроме признака звонкости/глухости согласные имеют свойство быть твёрдыми или мягкими в слове. Рассмотрим подробнее, какие мягкие звуки существуют в русском языке:

  • йога [й’ о г а]
  • лайка [л а й’ к а]
  • чары [ч’ а р ы]
  • чужой [ч’ у ж о й]
  • щедрый [щ’ э д р ы й’]
  • щупать [щ у п а т’].

Какие согласные всегда мягкие или твердые

Например, согласные звуки [ж], [ш] и [ц] не имеют пары, они всегда твердые. Даже если в слове за ними стоят буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и или ь.

В каком из слов все согласные звуки мягкие

Лютики, чаща, ельник, пеньки, снегири, деревня — ответ на Uchi.ru.

В каком случае все согласные звуки мягкие

Согласный звук будет мягким, когда после согласной будут стоять гласные буквы И, Я, Ю, Е, Ё. Если после согласных будет стоять Ь знак. Согласные Й, Ч, Щ всегда мягкие. Следовательно, слова, в которых все согласные звуки мягкие, будут деревья, лютики, чаща, пеньки.

Как определить мягкие согласные звуки

Мягкие согласные — звуки, при произнесении которых середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Твердые согласные — это звуки, при которых язык не делает дополнительных движений.

В каком слове все согласные звуки мягкие перевести

Все согласные звуки мягкие в слове ЛЕНЬ. Транскрипция слова такова: [Л’ Э Н’]. Э — ударный звук. Мягкость звука Л обозначает буква «е», мягкость звука Н обозначает буква «ь» мягкий знак.

В каком слове все согласные звуки мягкие легче стремя

Ответ: в слове «неделя» все согласные звуки мягкие.

Какие твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки:

  • Парные звуки — Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х
  • Непарные твердые звуки — Ш, Ж, Ц
  • Непарные мягкие звуки — Щ, Ч, Й

Как Подчеркиваются мягкие согласные звуки

Ответы1. Буквы, которые смягчают согласные — это гласные е, ё, и, я, ю, а также мягкий знак. Новости — здесь есть буква И, подчёркиваем её двумя чертами. Буква И смягчает согласный Т, который нужно подчеркнуть одной чертой. Больница — двумя чертами подчеркиваем Ь и И, одной чертой Л и Н.

Какое слово в котором все согласные звуки мягкие

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.

Какие буквы обозначают только мягкие звуки

На мягкость согласных звуков указывают буквы е, ё, и, ю, я, ь, которые стоят после них. Звуки [ж], [ц] и [ш] всегда остаются твердыми, какая бы буква не стояла после них, а звуки [й’], [ч’] и [щ’], наоборот, всегда остаются мягкими.

Как обозначаются мягкие согласные звуки

Мягкие и твёрдые согласные звуки:

На письме мягкость согласных звуков обозначается буквами е, ё, и, ю, я и буквой ь. Например: снег, лёд, мир, любовь, ряд, лань. На письме твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, э, ы.

Какие шипящие согласные звуки всегда мягкие

Звуки[ч’], [щ’] — всегда мягкие шипящие согласные звуки.

Твердые и мягкие согласные звуки

Просмотр содержимого документа
«Твердые и мягкие согласные звуки»

Технологическая карта конструирования урока

Учебник: Соловейчик, Бетенькова, Кузьменко, Курлыгина – Букварь. 1 класс. УМК «Гармония».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, сопоставления двух способах обозначения мягкости согласных.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Чтение

Класс

1

Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться различать согласные звуки мягкие и твердые; уметь моделировать звуковые схемы слов; работать в паре по предложенному учителем плану; использовать знаковые символы при составлении звуковых схем;  наблюдать и сравнивать согласные звуки;

Регулятивные: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; составлять план и последовательность действий; выделять то, что уже усвоено и что нужно усвоить; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные: выделять и формулировать цель; искать и выделять информацию; строить речевые высказывания; анализировать объекты с целью выделения признаков; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу.

Развитие способности к самооценке успешности в овладении материалом.

Сформировать позитивное отношение к устной и письменной речи.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Букварь, интерактивная доска, компьютер

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП Организационный момент и Актуализация знаний

Деятельность учителя

Приветствие учащихся.

Здравствуйте ребята

Громко прозвенел звонок, 

Начинается урок. 


Слушаем, запоминаем, 


Ни минуты не теряем.

Проверяем готовность к уроку.

Давайте с вами повторим стишок про алфавит

1.Стих про алфавит

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, –

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

Молодцы!

Давайте еще повторим ленту букв.

2. Лента букв

На “Ленте букв, буквы расположены в 2 ряда. Красным цветом выделены гласные буквы.

Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) – обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют.

Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) – обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют.

Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, З, П, Ф, К, Т, С, Х (выделены на половину синим цветом, на половину зеленым) – обозначают твердый и мягкий звук .

Ж, Ш, Ц (синие буквы) – всегда твердые звуки.

Й, Ч, Щ (зеленые буквы  ) – всегда мягкие звуки.

Согласные звуки верхнего ряда – звонкие. Согласные звуки нижнего ряда – глухие.

Буквы Ъ и Ь – (буквы черного цвета на белом фоне) не обозначают звуков.

3. Характеристика бук

Учитель выборочно спрашивает учеников

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Дети все вместе рассказывают стихотворение про алфавит.

2.3 ЭТАП «Создание проблемной ситуации» и ЭТАП «Целеполагания»

Деятельность учителя

Посмотрите на доску. Прочитайте предложения. Назовите в словах слоги с шипящими согласными звуками. Как мы произносим эти звуки?

– Какой гласный звук мы слышим, когда произносим эти слоги?

Как вы думаете, над чем мы будем работать?

Какая тема урока сегодня?

– Какова цель нашего урока?

Дети читают предложения.

Тема урока «Сочетания жи – ши»

Цель урока: познакомиться с сочетаниями жи – ши

Деятельность учащихся

-Всегда твердо.

– Во всех слогах слышим звук ы.

Знать шипящие согласные звуки.

4 ЭТАП “Открытие нового знания.

Деятельность учителя

Прочитай слова. Что обозначает слово мель, мальки?

– Знаете ли их значение?

-Какими буквами обозначите мягкость в слове мель? Мальки?

-Самостоятельно  запишите эти слова и подчеркните буквы ,которыми показана мягкость согласных.

.

-Какими двумя способами обозначается мягкость согласных звуков в русском языке.

(

-А теперь прочитайте  в рамке «Сообщаем важные сведения». Совпадает ли ваше мнение с ответом, который дают авторы учебника.

-Какой ответ вы дадите Майклу?

3.Коллективная работа .Упр121.

-Рассмотрите схемы стр.77.

Озвучим хором  все этапы, договаривая  слова.

1.-Для того чтобы узнать, как обозначать мягкость согласного, слушаю слово и узнаю, где слышится мягкий согласный.

2.-Слышу мягкий согласный перед гласным –мягкость обозначаю буквами Ю,Я,Ё,Е,И.

  -Слышу мягкий согласный на конце слова или перед со

гласным –мягкость показываю буквой Ь.

3.Звуковой анализ слов (работа с интерактивной доской)

слова: овчарка

чудеса

чайник

детвора

По желанию вызываются 4 человека

4. Физ минутка.

Деятельность учащихся

Учащиеся по желанию вызываются к доске и на интерактивной доске выполняют звуко-буквенный анализ слов.

6 ЭТАП Применение нового знания.

Деятельность учителя

1.Работа по букварю

Откройте букварь

  1. Чтение парами по цепочке ( одновременно проводится словарная работа не знакомых слов)

Деятельность учащихся

Работа по букварю.

Дети читают и объясняют слова.

7 ЭТАП ЭТАП Рефлексия

Деятельность учителя

Чему учились сегодня на уроке?

– Что было просто, а что сложно?

– Что вам понравилось больше всего?

– Довольны или не довольны уроком?

Проводится самоанализ проделанной работы на уроке.

Деятельность учащихся

– Обозначать мягкость согласного буквами.

8 Домашнее задание

Следующая страничка по чтению.

Эти буквы обозначают всегда мягкие звуки. Сколько гласных и согласных букв в русском алфавите

Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, их надо не запоминать, а научиться слышать. А для этого ребенку нужно подсказать, как именно эти звуки получаются — это значительно облегчит его понимание.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные

Не все согласные в нашем языке одновременно твердые и мягкие. Для начала нужно, чтобы ребенок запомнил те, которые только твердые: Ш, Ш, С, а также всегда мягкие: Ч, Ш, Ю. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда будет нарисовано твердое по синим кирпичам, а всегда мягкие – по зеленым подушкам (выбор цвета основан на том, как обозначаются эти звуки в младших классах).

Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вставите ему в рабочую тетрадь или повесите, то он быстро запомнит эти согласные.

Как гласные командуют согласными

Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но соседние буквы помогут предположить это. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш твердый. Например: таблица. Что следует за звуком С? Значит, это твердый согласный.

Гласный звук “повелевает” согласному, стоящему перед тем, каким он должен быть. Если это гласные: А, О, У, Э, С, то перед ними стоят только твердые согласные. А если это: А, Е, Ю, И, Йо, то – мягкое. Мягкость предыдущего согласного обозначается также

Развивающие игры

Для того, чтобы ребенку легче это запомнить, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешнюю сторону указательного пальца к нёбу и поочередно произносить слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, ОН – НЯ. Ребенок благодаря этому сможет точно запомнить, как получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы выдвигается вперед, а его спинка слегка приподнимается к небу. А вот при произнесении твердых согласных этого не происходит.

Бросьте мяч ребенку, называя слог твердым согласным, и пусть он вернет вам мяч, уже произнося его с мягким. Например: ЛА – ЛА, ЛО – ЛЕ, ЛИ – ЛИ и т.д.

В школе учащихся просят выделять твердые и мягкие согласные с помощью синего и зеленого цветов. Синий твердый, а зеленый мягкий. Вырежьте несколько красных, синих и зеленых квадратов и попросите их собрать слово. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие зеленым. Возьмем для этого маленькие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т. д.

Игра в цепочки слов. Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, начинающееся с этого слога. Не забывая вслух определить, какой согласный, твердый или мягкий, был в этом слоге: ветры – рыба – бублики – кино и т. д.

Если методично объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей правописания русского языка. Удачи тебе!

Согласные в разных словах звучат по-разному. Иногда жестко, иногда мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю, И и Л. Узнаем, какие согласные образуют пары твердость-мягкость, и которые только твердые или только мягкие.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, все сразу ответят: хлеб, диван, шарф, подушка. И камень, лед, дерево – сплошь. Да, но оказывается, что звуки русской речи, согласные, тоже могут быть твердыми и мягкими.

Несколько раз по очереди произнесите слова: КОШКА – КИТ.

Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к нёбу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягким . А противоположный звук называется – сплошное .

Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если сказать слово ГЭС иначе – с твердым первым звуком, то получится совсем другое слово – НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением нашего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук [л’] – лук – звук [л]

скомканный – звук [м’] – мелкий – звук [м]

Звуки можно писать (условно) иконками. Музыкальные звуки записываются нотами, а звуки речи – буквами, но в специальных квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.

Большинство согласных образуют пары мягкость – твердость:

[б]

[б’]

[дюйм]

[дюйм]

[Г]

[Г’]

[д]

[д’]

[ч]

[ч’]

[до]

[до’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[П]

[П’]

[Р]

[Р’]

[С]

[С’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[Х]

[Х’]

Некоторые согласные бывают только твердыми или только мягкими. Не образуют пар по твердости/мягкости:

Только твердые согласные : [ш], [ш], [ц];

Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

На письме твердость согласных обозначается гласными А, О, У, Ы, Е, а мягкость согласных обозначается гласными Е, Е, И, Ю, И.

Есть слова с мягкими согласными в конце слов или в середине слов перед другими согласными. Послушайте слова: соль, лошадь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его название наводит на мысль – знак мягкий , для мягких согласных.

Как вести себя при написании слов:

– слышу твердый согласный звук – пишу буквы после него вместо гласного звука: А, О, У, Ы, Э.

– слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость с гласными: Е, Е, И, Ю, И.

– Слышу мягкий звук в конце слова или перед согласной – проявляю мягкость б.

Если понравилось, поделись с друзьями:

Присоединяйтесь к нам по телефону Facebook !

См. также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Основы теории:

Мы предлагаем онлайн-тесты:

В русском языке большинство согласных мягкие и твердые, это качество имеет смысл. Сравните слова:

  • мел – мель;
  • банк – баня;
  • гость – гость

Однако есть и такие, твердость которых является постоянным качеством, а это значит, что они всегда тверды.

Согласные звуки: [г]

Встречается в следующих словах:

  • жизнь [жиз “н”].;
  • жидкий [жытк”й];
  • жимолость [жимлс”т”];
  • живой [живой];
  • дрожит [дрожит];
  • сторож [старажыт];
  • жужжание ing [жужжание]
  • красный [красный];
  • благословенный [благословенный].

При сравнении написания и звучания можно сделать следующий вывод: после этого согласного пишется буква и , но слышен звук [с]. При выборе этого написания нужно руководствоваться правилом: ЖИ писать с буквой И.

Для игры с ребенком с целью отработки навыков правописания можно использовать, например, следующий текст:

А жук жужжит над жимолостью. Живет он где-то рядом с жужелицей. Она охраняет от него свой дом. И бегут мимо лужи рыжие ежи. Куст отражается в своей жидкой жидкости – совсем как живой, только перевернутый вверх дном.

Звук [ж]

Твердый в отличие от [ж], который звонкий. Эту фонему можно наблюдать в словах:

  • широта [шыр”];
  • шить [дерьмо”];
  • шифон [шифон];
  • шкаф [шыфан”ер];
  • мыши [мыши];
  • тишина [т”ишына];
  • ерши [ыршы];
  • пенсов [грашей];
  • на скорую руку [сп”ишыть];
  • заканчивает [локоны].

Здесь мы также имеем дело с той же тенденцией, что и в случае со звуком [г]: после [ш] пишется буква и . Правило, как и для предыдущего написания: «ШИ пиши с буквой И».

Для отработки навыка правильного написания таких слов обратимся к диктанту:

Мыши шуршат под скатами крыш. Один из них слышит молчаливое дыхание кошки и спешит к своей норе — там у нее малыши.

Подведем итоги, всегда твердые служат опознавательными знаками написания «И после Ж и Ш».

Звук [ц]

Последний звук, в котором твердость является постоянным качеством, это [тс]. В нем больше сложностей с орфографией. Написание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмем примеры слов с написанием в корне слов:

  • цифра [число];
  • Compass [Compass “];
  • Цирк [цирк];
  • Citron [Citron];
  • Acacia [Akatsyyya];
  • лекция [лекция];
  • .
  • санкция [санкция].

Там, где в слове есть этот твердый согласный звук, мы слышим после него [с], но обозначаем эту фонему по-разному. В приведенных выше примерах правописание регулируется следующим правилом: после буквы С в корне слова пишется И. Но есть исключения, в которых Y все равно нужно ставить:

  • чик-чик-чик;
  • на цыпочках;
  • цыпленок;
  • клик;
  • Цыган.

В дополнение к этим исключениям также можно писать Y в суффиксах и окончаниях:

  • Синицын;
  • сестры;
  • рядом с больницей;
  • без воды;
  • у молодой женщины;
  • у девушки.

Поиграйте с ребенком, чтобы потренироваться в написании слов, которые пишутся с буквой Ц:

В цирке выступает цыган, он щелкает цыплятам: “Шшш!” Они прячутся в лапах лисы. Девочки смеются, встают на цыпочки и приветствуют доброту лисы громкими овациями.

Подытожим: звуки в алфавите всегда Ж, Ц, Ш. С ними можно записать следующие гласные: И, Ю.

Замена W на W

Звук [ц] не шипящий. И два других называются именно так. В слабой позиции (в конце слова или перед глухими согласными) звук [г] заменяется на [ж]:

  • замужем [замуш];
  • уже [уш];
  • невыносимый [нефтерпеш];
  • ложка [ложка];
  • рога [рошк” и].

Текст диктанта на эту тему, который поможет провести интересную обучающую работу по данному правописанию:

Так всегда бывает, когда согласные, звонкие, твердые звуки в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.

Сестры Голицыны вышли замуж. Они невыносимы. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапоги, кадки, миски, чашки, ковши. И вот появились на дорожке дрожки, там едут Сережка, Алешка, Прошка и Олежка – женихи сестер. Вот и закончилась сказка, и жили они долго и счастливо.

При проставлении б после Ж и Ш

По той причине, что указанные выше согласные всегда твердые, никогда не употребляется с ними для обозначения мягкости. Однако бывают случаи, когда его можно встретить после букв Ж и Ш:

  • мышь;
  • Ложь;
  • дрожь;
  • брошь;
  • вздор;
  • по всему периметру;
  • не трогать;
  • услышать.

Эти примеры иллюстрируют правило использования мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:

  1. Существительные 3 сложения: тишина, каприз.
  2. Наречие: удар слева.
  3. Глаголы: идти, ложиться.

Для обучения используем следующие предложения:

Это просто ложь, что мышка страшная: не трогай ее, проходя мимо, она ее тоже не тронет.

Если в доме тихо, а ты не кричишь, не прыгаешь, не кайфуешь, то тут какой-то подвох, сразу не поймешь. Что ты там делаешь, а сам молчишь?

Когда Ь не ставится после Ж и Ш

Всегда твердые согласные [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:

  1. Нет 3 склонения у существительных: младенец, сторож, кровля.
  2. Сокращенное прилагательное: хороший, милый.
  3. Наречия-исключения: уже, замужем, невыносимо.

Практический текст:

Мой малыш хороший, красивый и похож на папу. Он будет летчиком, он будет летать над крышами, за ним нельзя следовать.

О и Ё после шипящих и С

Всегда твердые согласные требуют к себе особого внимания, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это относится не только к буквам И и Ы, но и О и Ы:

  • шел [шол];
  • шепот [шепот];
  • шелк [шелк];
  • жернова жорноф;
  • желудь [желудь];
  • шорох [шорох];
  • шоссе [шосе];
  • жокей [жок”эй].

Название этого написания “О и Йо в корне после шипения”. Правило: «Если в однокоренном слове можно подобрать слово с буквой Е, то пишем -Ё, если таковой нет, пишем О». Проверим:

  • acorn – желудь;
  • шелк – шелк;
  • жернова – жернова;
  • шорох – проверить нельзя;
  • жокей – проверить невозможно.

В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш буква О пишется под ударением:

  • морж;
  • большой.

Без напряга нужно написать букву -E:

  • Оранжевый;
  • груша.

После С буква Е никогда не пишется, только О (под ударением) или Е (без ударения).

  • подвал;
  • церковь;
  • торец;
  • борьба;
  • шифер;
  • глянцевый;
  • полотенце;
  • клеймо.

Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видите, с ними связано очень большое количество написаний. По школьной программе предусмотрен тест, связанный с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот диктант:

“Однажды мы пошли на охоту и наши собаки побежали за нами.

В лесах осенью много вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевика, желуди. Животные в это время едят и толстеют.

Вот мы находимся в самой чаше леса,слышим лай собак и бежим к тому месту.Видаем там лисью нору.Собаки продрали вход и вытащили ее.Мы отогнали собак.Лисица рыжая пушистая немного морщинистая,но все же шелковистая и гладкая.Желтые круги вокруг глаз. Грудка белая,лапы черные.Хорошие лисички!

Отпустили бедолагу, она быстро метнулась в кусты, а от сестрички-лисицы похолодел след.

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Не секрет, что все звуки в русском языке делятся на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твердые. Эта классификация основана на способе произношения звуков и особенностях работы нашего артикуляционного аппарата. Итак, как вы можете отличить их всех друг от друга?

А в чем, собственно, смысл?

Мягкие и твердые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но для того, чтобы отличить одну фонему от другой, нужно сначала понять, чем они отличаются от гласных.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно петь, продлевать — так объясняют учителям малышам в школе. Когда воздух на выходе из легких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно использовать губы, зубы и язык — все они, так сказать, участвуют в процессе.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как сказано выше, звучат только одним голосом, то в согласных еще присутствует шум, создаваемый помехой, с которой приходится встречаться воздуху при произнесении их. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких звуках к нему добавляется еще и голос. Сравните, например, произношение слов «грот» и «крот» или «дом» и «том». В обоих случаях первые буквы твердые согласные, звонкие и глухие соответственно.

“Вернемся к нашим овцам!”

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях согласных, давайте перейдем к нашей основной теме.

Лучший способ учиться на примере, верно? И снова обратимся к сравнению: скажем следующие пары слов:

Ракетка-грабли, колобок-бюро, мать-мяч, лоза-лед, башня-вид.

Есть некоторая разница в том, как мы произносим согласные. Не так ли? Это вызвано гласными, которые следуют после согласных. Слова специально подобраны так, чтобы нужные нам звуки были в одном и том же положении во всех примерах. В этом случае они показывают все свое разнообразие. Скажи еще раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а как бы расслабляется, становится плоским? Это можно считать основной особенностью, которой обладают наши твердые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь давайте перейдем к конкретной теории. Твердые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Прежде всего, нужно помнить, что твердость или мягкость звука обусловлена ​​соседней с ним гласной. Когда после буквы а,о,у,с , то звук, который он обозначает, обязательно будет твердым (рукавицы, топтание, губы, играл), а если есть е, йо, ю, я и согласный будет звучать мягче (метель, песик, мята, Киев). Таким образом, можно сказать, что нет смысла запоминать все твердые согласные. Почти все они парные. Это свойство проявилось в первом ряду слов, где мы учились различать твердые и мягкие звуки. Поэтому все зависит от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос, как быть с непарными согласными. На русском их очень мало: w, w, c . Как бы вы ни старались, вы не сможете произнести их мягко. Даже если за ними следуют те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шорох – шик, жутко – жидкость – олово, цена – цирк – король. Противостоят этим согласным непарные ч, ш, у , что во всех случаях будет звучать мягко: чурка – чаща – чистка, щеки – косоглазие – щебень, иот – кефир .

Сломай систему!

В этой ситуации нужно понимать, что правило последующей гласной с ними не распространяется на непарные твердые согласные. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных частей, эквивалент которым всегда можно найти, изменяя гласную, и непарных, живущих по своим правилам.

Помним

Теперь перейдем к методам обучения и запоминания. Твердые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы, даже с таким теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Давайте сделаем несколько карточек. Вам понадобится два листа цветной бумаги или цветного картона. Главное, чтобы они были контрастными. Вырезаем одинаковые облака, шары, фигурки – все, что придет вам в голову. Затем две фигурки соединяем клеем так, чтобы эти самые контрастные стороны оказались снаружи. А затем при участии вашего маленького помощника с одной стороны пишем гласные, которые дружат с мягкими, а с другой – с твердыми согласными. Чтобы совсем ничего не забыть, можно также расположить рядом непарные и парные соответственно. Когда все под рукой, это намного проще.

Затем нарисуйте что-нибудь, что поможет создать ассоциацию: кирпичик на картоне, на котором написаны твердые звуки, и перо, на котором написаны мягкие фонемы. Или что-то еще в этом роде. Имея перед глазами конкретный пример, ученик наверняка лучше усвоит информацию. Позже, для закрепления, вы можете попросить своего ученика выделять твердые и мягкие звуки разными цветами в письменных словах – красным и синим, например, чтобы вы могли легко проверить его домашнюю работу.

подручный материал

Для приготовления таблеток, о которых говорилось чуть выше, нужно еще иметь какой-то материал. Твердые согласные – таблица, на которую можно положиться, чтобы не запутаться. Для удобства он содержит парные и непарные звуки по твердости и мягкости. Кстати, если мы хотим указать на мягкость звука, то в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху сплошные. Ниже представлены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда звук не имеет пары. Это значит, что он не мягкий.

Дальше помним

Продолжаем тренироваться? Приведем еще примеры слов, где один и тот же согласный звучит в твердой или мягкой позиции. Еще один нюанс. Помимо тех самых гласных, которые воздействуют на согласную, она может быть смягчена или затвердевает мягким и твердым знаком соответственно. Не забудем об этом в нашем следующем задании.

Бобр – белый, метель – вратарь, город – гелий, вход – приказчик, жираф, зима – зубы, кит-кот, конь – лимонад, жатва-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, киносъемка, халва – схема, курица, шляпка.

Определите слова из представленной пары, в которых присутствуют мягкие или твердые согласные. Как видите, буквы для их обозначения используются все те же. Обратите внимание, что в некоторых словах на твердость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, можно также попросить ребенка придумать примеры на непарные согласные, чтобы он сам убедился, что они только твердые. Все-таки собственный опыт — гораздо более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Еще одна игра

Для изучения темы мягкие и твердые согласные можно предложить ученику вот такую ​​игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твердые согласные. А потом, вставляя в них гласные, придумывать слово. Например, есть ряд слов: рассольник – лакей – ножи . Выпишите согласные: с, л, н, добавить гласные. И первое, что приходит на ум, это короткое, но емкое слово «слон». Продолжим?

  1. Правка – будет – лом (выдан пр,в,л ).
  2. Помидор – роль – болото (выдан т, р, т ).
  3. Выпь – соня – сено (выдано в,с,н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить, что ни в коем случае нельзя говорить «твердые согласные». Это только звуки. А по своим обозначениям они абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из таблицы выше). Теперь, когда весь материал у вас на руках, осталось только потренироваться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно же, вы можете еще несколько раз перечитать материал по теме «Твердые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. С ней будет намного легче повторить.

Не забудьте дать новые примеры на каждый парный и непарный звук, чтобы наш ученик сам научился сравнивать разные звуки согласных фонем. Он зависит иногда не только от последующего гласного или мягкого и твердого знака, но и от соседних согласных, которые в зависимости от их твердости или мягкости также могут влиять на исходное звучание. Все не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и все обязательно получится.

В русском языке 21 согласная и 36 согласных. Согласные и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [в], д – [ж], д – [д], ж – [ж], д – [д], з – [з], к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], н – [н], р – [р], ы – [с], т – [т], ж – [ж], х – [ х], с – [с], ч – [ч], ш – [ш], и – [и].

Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Они бывают парными и непарными. Различных сочетаний согласных по парности-распарности твердых и мягких, глухих и звонких насчитывается 36: глухих – 16 (8 мягких и 8 твердых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твердых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные. Они делятся на парные и непарные. Парные твердые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].

Для понимания поясним “на пальцах”. Если согласная буква в разных словах обозначает либо мягкий, либо твердый звук, то звук парный. Например, в слове кошка буква к обозначает твердый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к] – [к’] образуют пару твердость-мягкость. Звуки для разных согласных нельзя отнести к паре, например [в] и [к’] не составляют пару по твердости-мягкости, а составляют пару [в] – [в’]. Если согласный всегда твердый или всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [г] всегда твердый. В русском языке нет слов, где было бы мягкое [ж’]. Так как пары [ш] – [ш’] нет, то она относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: мяч – тепло, кол – гол, дом – объем. Глухие согласные произносятся с почти закрытым ртом; при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют сходное звучание по произношению, но произносятся с разной тональностью – глухой или звонкий. Такие звуки объединяются попарно и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара глухих и звонких согласных.

  • парные согласные: б-р, в-ф, г-к, д-т, с-с, ф-ш.
  • непарных согласных: л, м, н, р, д, в, х, ч, ю.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные – звонкие непарные согласные. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные (16): [к], [к”], [р], [р”], [с], [с”], [т], [ т”], [ж], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ж’];
  2. Шумные звонкие согласные (11): [б], [б’], [в], [в’], [ж], [г’], [д], [д’], [ж], [с ], [ч’].

Шипящие согласные (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные

Согласные (мягкие и твердые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. В приведенных выше таблицах показано разделение. Обобщим все схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных, нужно знать

Смягчение согласных – Чешское время

Смягчение согласных означает, что определенные слоги произносятся по-разному с более слабым звуком. Это происходит, когда слог содержит определенную согласную в сочетании с буквами Ě или I.

Важность Ě

Буква Ě была пропущена в предыдущем уроке, потому что она имеет мощное свойство смягчать произношение слогов. Согласные, которые вызывают это изменение: d, t, n, b, p, v, m, f .

DĚ, TĚ, NĚ

Три наиболее часто встречающиеся буквы, связанные с Ě, это d, t, n , образующие слоги dě, tě, ně . Они всегда произносятся с ослабленным звуком, используя произношение букв ď, ť, ň , как в английском du ke, tu be, ne w [ďe, ťe , ňe] .

ДЕДЕК
Дедушка ПАРКОВИШТЕ
Автостоянка ДЫНЕ
тыква ŠTĚNĚ
щенок

BĚ, PĚ, VĚ, FĚ

Четыре других смягченных согласных: b, p, v, f в bě, pě, vě, f номер . Все эти слоги включают в себя звук буквы j подобно английскому y es – [bje, pje, vje, fje] .

ХРАБЭ
Грабли ПЕНА
Пена ЗАВЕС
Штора О КАРАФЕ
О графине

МЭ 9 0796

Буква м в сочетании с ě образует мě . Это всегда произносится так, как будто в середине было лишнее ň , как в английском ne w [mňe] .

MĚNA
валюта MĚSÍC
Луна UMĚLEC
художник TEPLOMĚR
термометр

DI, TI, NI

Буква Ě не единственная, которая смягчает слоги. Другому и в сочетании с согласными д, т, н .

Следовательно, слоги di, ti, ni произносятся так, как если бы были буквы ď, ť, ň [ďi, ťi, ňi] . Это немного похоже на звуков dě, tě, ně , но di, ti, ni отличаются, и важно различать эти две группы.

ХОДИНКИ
часы СТИН
тень РЫБНИК
пруд СДИЛЕНЬ
обмен

Когда не смягчать

Заимствованные слова с di, ti ni обычно не смягчаются и сохраняют исходное произношение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *