Разное

Какая память бывает у детей: Виды памяти у детей и способы ее развития

Виды памяти у детей и способы ее развития

Память и внимание – это две важнейшие составляющие успешного обучения. Учитывая то, что большую часть знаний человек приобретает еще в детстве, развивать эти способности нужно с ранних лет. Но для этого родителям нужно знать основные виды памяти, которые задействуются у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также понимать, как правильно их тренировать.

Виды детской памяти

Человеческая память – это интеллектуальная способность со сложной структурой, имеющая множество классификаций. Так специалисты выделяют следующие виды памяти у детей и взрослых:

  • по способу восприятия: слуховая, зрительная, моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная, эмоциональная и другие. Для продуктивного обучения нужно делать акцент на зрительной и слуховой памяти, так как именно через эти способы запоминания ребенок усваивает большую часть информации в школе.
  • по цели деятельности: произвольная, когда человек делает над собой усилие, чтобы запомнить информацию, и непроизвольная, когда знания усваиваются в автономном режиме. Тренировать необходимо именно произвольную память, чтобы малыш мог вовремя сосредоточиться и хорошо запомнить нужные данные.
  • по продолжительности хранения информации: долговременная и кратковременная. Обучение предполагает, что получаемые знания ребенок будет помнить продолжительное время, так как они необходимы для образовательного процесса в дальнейшем. Поэтому именно долговременная память нуждается в тренировке.

Отдельно стоит отметить важность развития внимания, так как эта способность напрямую отражается на качестве усвоения материала. Если ребенок может сохранять концентрацию внимания длительное время, то ему намного легче сосредоточиться на занятиях. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного и школьного возраста должно проходить одновременно с тренировкой внимательности. Только так удастся сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поговорим о том, как правильно развивать эти способности в зависимости от возраста детей.

Развитие памяти у дошкольников

В раннем детстве ребенок постоянно развивает свои способности, и память не является исключением. С рождения и примерно до года он познает мир, используя преимущественно моторную и тактильную память. Сначала малыш учится управлять своим телом: хватает предметы, удерживает их, учится сидеть, ползать и ходить. Параллельно с этим он изучает окружающие его объекты тактильно: получает информацию об их фактуре и форме.

В 1-2 года ему становится интересно изучать все вокруг визуально, поэтому именно с этого возраста начинает активно развиваться зрительная память. Также малыши начинают вслушиваться в то, что говорят им взрослые, потихоньку учатся произносить отдельные слова, запоминают их значение.

Для развития памяти у детей до 5-6 лет не требуется каких-либо сложных упражнений. Достаточно разговаривать с ними, показывать им картинки и рассказывать о том, что на них изображено, читать для них сказки и учить небольшие стишки. Это позволит не только улучшить способность запоминать информацию, но и разовьет кругозор малыша.

Нужно помнить, что даже в 5-6 лет ребенок запоминает информацию непроизвольно, поэтому развитие памяти должно проходить правильно. Ни в коем случае нельзя перегружать дошкольника, заставлять его заниматься. Малыш только тогда будет усваивать информацию, когда процесс обучения ему интересен, а для этого занятия должны проходить в игровом режиме.

Развитие памяти у школьников

Когда малыш приходит в первый класс, он сразу же попадает в незнакомую для себя обстановку. Уже с первых дней учебы в школе ему приходится запоминать большие объемы информации. По мере взросления школьника и учебная нагрузка будет повышаться. Если он не обладает хорошей памятью и вниманием, то учеба будет даваться ему все сложнее с каждым годом. Именно поэтому нужно уделять особое внимание развитию памяти у ребенка старше 7 лет.

Важно научить его сохранять сосредоточенность на уроках и произвольно запоминать ту информацию, которую он получает из лекций учителя и текстов учебников. Для этого нужно регулярно выполнять различные упражнения, которые направлены на повышение навыков восприятия и усвоения новых знаний. Не менее полезным для развития памяти будет чтение и обсуждение книг, заучивание стихотворений, написание изложений – то есть те задания, которые и так включает в себя школьная программа.

Иногда таких несложных тренировок вполне достаточно для того, чтобы улучшить память и внимание. Но если ребенку все еще непросто справляться с учебной нагрузкой и запоминать большие объемы материала, то с ним нужно заниматься дополнительно.

Методики для развития и тренировки памяти

Чтобы увидеть положительный результат от тренировки любых интеллектуальных способностей, нужно сделать занятия регулярными и системными. Если обучение подчинено определенной программе, то совершенствование навыков происходит последовательно и более эффективно, и развитие памяти и внимания у детей не является исключением.

Но в домашних условиях не всегда удается сделать обучение продуктивным, ведь родителям приходится не только подбирать для ребенка упражнения, но и контролировать то, как часто он занимается. Такой подход отнимает много времени и сил, но не гарантирует, что занятия принесут заметный результат. Поэтому лучше совершенствовать способности школьников в детских центрах, где обучение ведется под контролем опытных педагогов по проверенной временем программе.

Одним из таких курсов является Меморика – методика развития памяти и внимания от академии развития интеллекта AMAKids. Она представляет собой эффективную программу тренировки интеллектуальных способностей, которая подходит детям от 7 до 16 лет. В ходе обучения ребята осваивают разные приемы запоминания информации и учатся применять их на практике. Все это поможет не только во время обучения в школе, но и во взрослой жизни, ведь полученные на занятиях навыки сохранятся навсегда.

Как развить память у ребенка — развитие памяти у дошкольников

Что такое память

Все события, переживания, чувства и эмоции, которые ощущает каждый человек за свою жизнь, обязательно отражаются на его личности. Память — это наше удивительное и загадочное свойство. Это запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

Почему мы помним обрывки песен из далёкого детства, но иногда забываем, за чем шли в соседнюю комнату? Для чего наш мозг хранит телефонные номера или даты, которые давно не актуальны? Один лучше запоминает лица, другой — имена. От чего это зависит?

Всё дело в том, какую именно память мы используем.

Виды памяти

Все виды можно условно разделить на три группы:

  1. Что запоминает человек — задействуется двигательная, эмоциональная, словесно-логическая или образная память.
  2. Как он это делает (случайно или намеренно) — работает
    произвольная
    или непроизвольная память.
  3. Сколько хранится воспоминание — оно отправляется в кратковременную, долговременную или оперативную память.

Двигательная (или моторная) память — всё, что связано с движением. Ходьба, письмо, езда на велосипеде и другие навыки. Если мы чему-то научились однажды, то дальше это происходит как бы “на автомате”. У детей этот вид памяти возникает уже в первые месяцы жизни.

Эмоциональная память помогает сохранять чувства и эмоции, пережитые в разных ситуациях. Чем ярче окрашено событие, тем лучше оно запомнится.

Словесно-логическая (по-другому — вербальная) память есть только у человека. Выражается в запоминании мыслей, суждений и неразрывно связана с речью. Мы не помним начало своей жизни как раз потому, что не умели говорить.

Образная память соответствует пяти органам чувств. Слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная — у каждого из нас они развиты неравномерно.

Складывая воспоминания в произвольную память, человек прилагает определённые усилия и приёмы. Непроизвольно же мы запоминаем то, что нам интересно. Этот процесс происходит сам собой.

Кратковременная память хранит информацию или события от нескольких секунд до нескольких минут. Дальше воспоминания либо переходят в долговременную память (и хранятся там месяцы, годы или всю жизнь), либо забываются. Оперативная же нужна для конкретных действий, для совершения одной “операции”.

Почему важно развивать память у детей с раннего возраста?

Не зря новорождённых детей сравнивают с белым листом, на котором ещё ничего не написано. Ведь память — это воспоминания о пережитом опыте, а его у малышей пока нет. Но взрослея, буквально с первых месяцев, младенцы накапливают разные чувства, ощущения, умения и навыки, многие из которых сохранятся на всю жизнь.

На сегодняшний день люди придумали множество способов “сохранения” важных дат, событий, списков и т.д.: от удобных планеров и чек-листов до приложений-напоминалок на телефоне и компьютере. Оно и понятно — ведь это гораздо проще, чем хранить информацию у себя в голове. Именно поэтому так важно “прокачивать” свою память самостоятельно. Это поможет вашему ребёнку:

  • легко запоминать факты, события, тексты и т.д.;
  • успешно учиться в школе;
  • мыслить нестандартно;
  • и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций!

Нужно только помнить, что “плохую” память у детей часто путают с недостаточно развитой. А исправить это можно регулярными занятиями и тренировками.

Особенности развития памяти в разном возрасте

Возрастные особенности развития памяти можно разделить на несколько периодов.

До 2 лет

Память ребёнка начинает проявляться уже примерно в три месяца. Он учится запоминать лица и голоса родных, рассматривает окружающие его предметы, игрушки. Очень важно уже в этот период комментировать действия, называть предметы, играя с ребёнком. Это будет тренировать и зрительную, и слуховую память малыша.

Из всех видов первоначально развивается двигательная память, она к концу первого года жизни достигает уровня, который необходим для усвоения речи.

Около полугода у ребёнка проявляется и эмоциональная память. Он может расплакаться, лишь увидев то, что раньше его расстраивало. И, конечно, лучше всего запоминаются наиболее яркие моменты.

В полтора-два года возникают и образные воспоминания — слуховые, вкусовые и прочие представления.

От 2 до 6 лет

Время быстрого формирования и укрепления памяти. Запоминание в этом возрасте происходит автоматически. Дети легко и с большим интересом схватывают новые знания. Это период “почемучек”, которым всё любопытно.

Примерно с трёх лет активно развивается долговременная память. Ребёнок непроизвольно запоминает всё, что было очень эмоционально для него. Это самое благодатное время, когда вы можете использовать фантазию малыша, тренируя навык пересказа и составления рассказов.

Лучше всего откладывается в памяти информация с сюжетом. Причем сохраняется всё в кратковременную память, но при регулярном повторении воспоминания сформируют долговременную память. Если же воздействовать на разные органы чувств, то знания усвоятся ещё быстрее и лучше!

От 6 до 12 лет

Долговременная память в этот период становится более качественной. Уже перед школой дети способны к произвольному запоминанию, они понимают, что нужно постараться, чтобы запомнить то, что им задают. Но, по-прежнему, проще сохраняются знания, которые интересны.

После 12 лет

У подростков от 12 лет и старше мозг работает, как у взрослых. Память развивается только при получении и сохранении новых знаний и опыта. Поэтому важно уделять время не только школе, но и разным хобби, полезным увлечениям и спорту.

Как можно развивать память у ребёнка?

Сейчас существует огромное количество курсов и тренингов по развитию и улучшению памяти. Но вы как родитель сможете и без специальных знаний помочь в этом своему ребёнку. Есть множество упражнений на развития памяти у дошкольников в игровой форме, которые легко выполнять в домашних условиях. Вот некоторые из них:

  • Читайте книги. Читать детям нужно уже с полугодовалого возраста. Доказано, что дети запоминают не только сюжет, но и действия персонажей. С детьми 3-4 лет можно придумывать сказки самим — начало говорит взрослый, а ребёнок придумывает финал.
  • Играйте в прятки. Взрослый раскладывает несколько предметов или карточек, а после того, как малыш закрывает глаза, — убирает один предмет. Ребёнок должен отгадать, что “спряталось”.
    Усложнённый вариант: не убираем игрушку, а меняем несколько из них местами. Нужно восстановить правильный порядок.
  • Тренируйте внимательность. Для дошкольников отлично подойдут парные картинки “найди отличия”. Или различные лабиринты. Или картинки, на которых нужно найти определённое количество предметов.
    Для школьников — задачки по разным учебным предметам на внимание.

Поробуйте решить задачу Умназии прямо сейчас!

Попробовать

Окружающий мир

Анна Андреевна попросила первоклассников подготовить к уроку репродукции картин, на которых изображена весна.
Посмотри на репродукции, которые принесли в класс ребята. Везде ли здесь действительно нарисована весна?

Выбери ответ:

На всех этих картинах весна.

Только на Б не весна.

Только на Г не весна.

Только на Д не весна.

На Б и Д не весна.

ответить

Логика решения:

На картине Б изображены корзины с грибами, люди лежат в траве.

Это лето. На картине Д деревья стоят жёлтые, это осень.

Названия всех картин приведены ниже.

А) Алексей Саврасов «Грачи прилетели».
Б) Аркадий Пластов «Летом».
В) Архип Куинджи «Ранняя весна».
Г) Алексей Венецианов «На пашне. Весна».
Д) Исаак Левитан «Золотая осень».

  • Придумывайте ассоциации. Расскажите ребёнку, что это такое, и для начала придумайте вместе, как связать запоминаемое слово с чем-то знакомым или смешным. Чем ярче ассоциация — тем легче запомнить слово.
    Этот метод также пригодится, когда нужно сохранить в памяти набор слов, к примеру. Объедините слова в предложение — и вот уже перед вами не хаос, а логичная последовательность.

Курсы Умназии по памяти

На нашем сайте ваш ребёнок сможет не только заниматься на тренажере или участвовать в олимпиадах, но и прокачать такой важный навык, как «ПАМЯТЬ». Программа состоит из четырех курсов:
1. «Как быстро и хорошо учить стихи»;
2. «Как запоминать иностранные слова, имена и лица»;
3. «Как быстро и правильно запоминать информацию»;
4. «Практическая мнемотехника».

Выбирайте наиболее интересный или прокачайте все виды памяти! (при покупке набора из 2-х или 4-х курсов вас будет ждать приятный подарок)

Развитие памяти у детей 6-13 лет

Развиваем способность быстро запоминать и надолго удерживать большое количество нужной информации

узнать подробнее


Заключение

Развитие памяти ребёнка — такая же важная задача, как и обучение счёту, письму и другим навыкам. Однако достичь успехов здесь гораздо проще. Уделяйте тренировке памяти хотя бы 5-10 минут, но каждый день. Занимайтесь, играя, — и результат не заставит себя долго ждать!

Если вы хотите перейти к регулярным занятиям и увидеть результат, приглашаем на наш новый курс «Память», который поможет детям легко и быстро учить стихи, запоминать иностранные слова и лица, а также во время занятий расскажем про интересные мнемотехники, которые значительно упростят процесс запоминания любой информации!

 

Как работает память у детей

Большинство из нас не помнит всего, что мы слышим, читаем, видим или переживаем. Значит ли это, что у нас проблемы с памятью? Нет. Но память сложная и даже запутанная.

Например, дети могут помнить тексты десятков песен, но не названия столиц штатов, которые класс просматривал на прошлой неделе. Почему это происходит? Почему одни вещи прилипают, а другие нет?

Узнайте, как работает память и что вы можете увидеть.

Процесс памяти

Процесс памяти сложен. Это происходит поэтапно и включает разные типы памяти.

Память состоит из трех «систем хранения» в мозгу. Каждый играет разную роль. К таким системам хранения относятся:

Кодирование. Эта система принимает информацию (например, тексты песен) и хранит ее в краткосрочной памяти. То, что попадет внутрь, частично зависит от того, насколько хорошо вы обращаете на это внимание.

Долговременная память. Вторая система больше похожа на долговременное хранилище. Он хранит два вида воспоминаний:

  1. Эпизодическая память: этот тип памяти связан с важными личными событиями и чувствами, связанными с ними. Подумайте о своем последнем семейном событии. Вы, вероятно, помните, кто там был, о чем вы говорили, и какую еду вы ели (и даже как она пахла). Вы помните чувство, когда вы находитесь рядом с семьей.
  2. Семантическая память: Блок долговременного хранения также содержит все те факты, которые вы можете вспомнить, когда их спросят. Когда Христофор Колумб отплыл в Америку? Большинство взрослых могут быстро ответить «1492». Такого рода общие факты хранятся в системе семантической памяти. Это основной тип памяти, используемый для хранения информации, связанной со школой.

Отзыв. Третья система памяти — это система отзыва. Он находит информацию, которая находится в хранилище, и «извлекает ее». Подумайте о вопросе Христофора Колумба. Если число 1492 не всплывает в вашей голове через секунду или две, вы будете использовать другие стратегии, чтобы найти его. Вы можете про себя про себя продекламировать песню Колумба из начальной школы со словами «голубой океан».

Система отзыва задействует наши мыслительные способности высшего порядка для поиска информации. Эти ключевые навыки позволяют нам:

  • Организовывать то, что мы знаем по теме
  • Проверять и формировать ассоциации (Дом бабушки — это место, где вы впервые попробовали попкорн с маслом.)
  • Удерживать и сравнивать информацию (Погода в тот день была необычно жаркой.)

Есть еще один тип системы памяти, который работает с другими. Это называется рабочая память . Эта система удерживает информацию в памяти в течение очень короткого промежутка времени, поэтому мозг может либо использовать ее сразу, либо сохранить.

Внимание и память у детей

Интерес и внимание играют большую роль в памяти. Дети, которые любят музыку, могут уделять больше внимания текстам песен, чем вещам, которые им менее интересны. Вероятно, они также проводят больше времени, слушая музыку, чем учителя истории.

Большинство детей могут быть внимательными, когда им нужно, и воспринимать важную информацию. Они могут хранить его в кратковременной и долговременной памяти и вызывать, когда им это нужно.

Но у некоторых детей проблемы с памятью. Дети, у которых есть проблемы с концентрацией внимания, могут испытывать трудности с кодированием части памяти. Они не обращают внимания на информацию, которую им нужно запомнить. Детям, у которых проблемы с речью, может быть трудно вспомнить информацию.

Если вам интересно, есть ли у вашего ребенка проблемы с памятью, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы выяснить это.

Попробуйте заметить закономерности. Есть ли какие-то вещи, которые ваш ребенок плохо запоминает? Трудно ли вашему ребенку запоминать вещи в определенное время?

Вы можете поделиться тем, что видите, с учителем вашего ребенка или поставщиком медицинских услуг. У них могут быть полезные идеи или предложения.

Основные выводы

  • Память сложнее, чем кажется.

  • Он включает в себя получение информации, ее хранение и воспроизведение.

  • Когда детям трудно обращать внимание на информацию, она не запоминается.

Типы памяти у детей

 

Понимание различных типов памяти

Существует множество типов памяти. Ребенок может хорошо запоминать один тип памяти, но не другой. Понимание типов памяти полезно для родителей, чтобы понять поведение вашего ребенка в обучении.

Мы знаем, что когда мы сохраняем память, мы сохраняем информацию. Что это за информация и как долго мы ее сохраняем, определяет тип памяти. Есть 2 основных типа памяти – долговременная память и кратковременная память в зависимости от того, как долго хранится память.

В долговременной памяти есть 2 основных подтипа, а именно, явная и неявная память. Явная память требует сознательного мышления, например, вспомнить, кто пришел на ваш день рождения в прошлом месяце, или назвать все тропические фрукты. Воспоминание о том, кто был на вечеринке по случаю вашего дня рождения в прошлом месяце, далее классифицируется как эпизодическая память , поскольку оно включает в себя припоминание определенного события, опыта или эпизода. Запоминание названий всех тропических фруктов попадает в категорию семантическая память или «память знаний» и является ключевой памятью, которая тестируется в школах. Имплицитная память , с другой стороны, не требует сознательного мышления. Это позволяет вам делать что-то наизусть, например, завязывать шнурки на ботинках или кататься на велосипеде.

Кратковременная память и рабочая память — это системы памяти, которые хранят информацию только в течение короткого промежутка времени. Кратковременная память описывает очень короткое время, в течение которого вы что-то держите в уме, прежде чем либо отбросить это, либо передать в долговременную память, например, вспомнить телефонный номер достаточно долго, чтобы записать его. Рабочая память, также называемая «психическим рабочим местом» мозга, включает не только хранение информации, но и активное манипулирование ею. Примером рабочей памяти является ситуация, когда вам нужно вспомнить номер телефона и произнести его в обратном порядке.

Рабочая память в последние годы привлекла значительный интерес исследователей, поскольку ученые пришли к пониманию ее огромной важности для обучения и производительности. Было обнаружено, что увеличение рабочей памяти улучшает способность решать проблемы (особенно в вопросах понимания отрывков и задач по математике), успеваемость в школе и даже общий интеллект (IQ). Теперь мы понимаем, что рабочая память состоит из 3 частей: фонологического цикла, который обрабатывает слуховую или языковую информацию, визуального блокнота, который обрабатывает визуальную информацию, и центрального исполнительного органа, который отвечает за поддержание фокуса. Наличие такого понимания позволяет нам узнать, как укрепить рабочую память с помощью соответствующих упражнений.

Вот мои 5 советов по «памяти» для родителей:

  • Все воспоминания разные – Поймите, что ребенок не может быть одинаково сильным или слабым во всех типах памяти. Некоторые родители жалуются, что их ребенок может вспомнить событие со всеми его мучительными подробностями, но не может вспомнить список правописания, выученный накануне вечером! Когда родители поймут, что эти два типа воспоминаний различны и расположены в разных областях мозга, они поймут, что их ребенок не «ленится», когда дело доходит до запоминания информации, связанной со школой, а что одна область мозга может просто быть «лучше», чем другие!
  • Правописание. Запоминание написания слов является типом семантической или «знаниевой» памяти. Орфография, в частности, требует от учащихся сильной фонологической памяти или запоминания звуков букв. В дошкольном возрасте, помимо обучения названиям алфавитов, развитие у детей высокой чувствительности к звукам букв и слов полезно для развития фонологической памяти и формирования основы правописания.
  • Сон. Все мы знаем, что хороший ночной сон помогает нам чувствовать себя бодрее и поднимает настроение, но знаете ли вы, что сон также помогает нам укрепить память? Многие думают, что мозг пассивен и отдыхает, когда мы спим, но это совсем не так. Когда мы спим, наш мозг активно «заполняет и организует» — отбрасывает неважную информацию и сохраняет важную. Обеспечение того, чтобы ваш ребенок хорошо высыпался каждую ночь, очень полезно для обучения и формирования памяти.
  • Тренировка рабочей памяти. Рабочая память или «мыслительная» память — это ключевой двигатель, который активно работает, когда мы решаем проблему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *