Разное

Какая форма общения дошкольников с взрослыми появляется первой: Лисина М.И. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ СЕМИ ЛЕТ ЖИЗНИ

Содержание

Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми

 Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации разви­тия.

Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и уста­навливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.

Общение ребенка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому раз­витию значительно расширяются возможности общения с окружаю­щими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосред­ственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М. И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, харак­терные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста (3- 5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она вплетена не в прак­тическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обострен­ная познавательная потребность ребенка и расширение его познава­тельных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста иногда называют «по­чемучками».

Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охва­тывают все области знаний о мире, природе и обществе. «Почему рыбы в воде не тонут?» «Почему деревья не ходят?» «Правда, что апельсин — папа мандарина?» «А на чем пирожные растут?» «Из чего машины делают?» и пр.

Все, что ребенок слышит от взрослых и что видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается наш непостоянный и сложный окружающий мир. Веду­щий для этой формы мотив общения — познавательный. Взрослые на­чинают выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудиты, способные разрешить детские сомнения и ответить на возникающие у них вопросы. А поскольку в ходе «теоре­тического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна по­ требность в уважении взрослых, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрос­лых — любое замечание дети начинают воспринимать как личную оби­ду. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, по­казали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечанием. Аффек­тивные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно- деловой формы). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослых. Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы си­ туации и осуществить внеситуативное общение.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значи­тельно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приот­ крыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических яв­лений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. В от­личие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей. Если в 4- 5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родите­лях и пр. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, явля­ется сам человек, независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познава­тельной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако, в отличие от младенческого возраста, взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересует не только его ситуативные прояв­ления (его внимание, доброжелательность, физическая близость, нали­чие интересных игрушек), но и самые различные аспекты его суще­ствования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и пр.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доб­рожелательному вниманию и уважению взрослого, но PI К его взаимо­пониманию и сопереживанию. Эта потребность проявляется в желании поделиться со взрослым своим мнением, оценками, своим отношением к тому или иному событию. Для старших дошкольников становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит критерием ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Что касается средств общения, то они, как PI на предыдущем этапе, оста­ются речевыми.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важ­ное значение для развития личности дошкольника.

Во-первых, в процессе такого общенршон сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию мораль­ного сознания.

Во-вторых , через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосо­знания и самоконтроля.

В-третьих, в личностном общении дети начинают различать раз­ные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в со­ответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Между двумя внеситуативными формами общения нет четких воз­растных границ: нередко случается, что внеситуативно-личностное об­щение не возникает до 6-7 лет, а иногда в упрощенном варианте оно встречается уже у трехлеток. Однако общая возрастная тенденция все же свидетельствует о последовательном появлении ЭТРТХ форм общения в онтогенезе.

В исследовании Е. О. Смирновой, проведенном под руководством М. И. Ли­синой, детям предлагались три ситуации взаимодействия, каждая из кото­рых являлась моделью определенной формы общения: поиграть вместе со взрослым, посмотреть с ним книжку или просто побеседовать. Отме­чалось, какую из трех ситуаций предпочитают дети разного возраста (от 3 до 7 лет), насколько увлечен ребенок предложенным взаимодействием и, главное, каково содержание его контактов с взрослым. Критерием фор­ мы общения служили интерес и эмоциональная вовлеченность ребенка в общение, его инициативность в разных ситуациях и чувствительность к действиям партнера. В результате оказалось, что в младшей группе у 70 % детей осуществлялась только ситуативно-деловая форма обще­ ния, в средней группе эта форма общения была отмечена у 30 % детей, в внеситуативно-познавательная – у 50 %. Внеситуативно-личностное общение было отмечено только у б % младших и 20 % средних дошкольни­ ков. В старшей группе эта форма общения наблюдалась уже у 60 % детей, а ситуативно-деловая встречалась в виде исключения (8 %). Эти данные дают основание полагать, что внеситуативно-личностное общение наибо­лее характерно для старших дошкольников.

Это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отра­жающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на не­значительный срок (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако «застревание» на уровне ситуативно-деловой формы до конца дошкольного возраста, когда интересы ребенка ограничиваются играми и игрушками, а его высказывания связаны только с ситуативными дей­ствиями, свидетельствует о явной задержке в развитии общения, а зна­чит, и общей мотивационной сферы ребенка. С другой стороны, пре­ждевременный переход к внеситуативно-личностному общению, без полноценного проживания предыдущих его форм, также ведет к деформациям в развитии личности ребенка.

Нормальный ход развития общения заключается в последователь­ ном и полноценном проживании каждой формы общения в соответ­ствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия (например, что ребенок, достигший внеситуативно-личностной формы, будет постоянно разговаривать со взрослым на личностные темы). Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует реальной обстанов­ке и интересам партнера, насколько широко способен человек варьиро­вать деловые, познавательные и личностные контакты. Главным пока­зателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу раз­ личных содержаний — в зависимости от ситуации и от партнера.

Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошколь­ном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Сфера общения до­школьника со сверстником имеет свои специфические особенности, которые будут рассмотрены ниже.

Общение ребенка с взрослым – Психологос

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем, ”чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.


Ситуативно-личностная форма общения

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками.

Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь. Но позднее к ней присоединяются другие потребности, о которых будет рассказано дальше.

Некоторые родители считают все эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать своего ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т. д., не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое формальное воспитание в младенческом возрасте очень вредно. Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах с взрослым происходит не только удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка – его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе.

Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери с младенцем.

Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родителям необходимо понимать, как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.

Младенец еще не выделяет отдельных качеств взрослого. Ему совершенно безразличны уровень знаний и умений старшего человека, его социальное или имущественное положение, ему даже все равно, как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает только личность взрослого и его отношение к нему.

Поэтому, несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а как целостная и самоценная личность. Что касается средств общения, то они на данном этапе имеют исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами, улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, – внимание и доброжелательность.

Ситуативно-личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка.

Ситуативно-деловая форма общения

Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. В этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым – ситуативно-деловая и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них никакого внимания и начнут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и покажет, как можно с ней играть: двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу и пр. – все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они – в руках взрослого.

Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек, может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.

Значение такого общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.

Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами: ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.

Во-вторых, здесь начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.

В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово. Причем эту задачу – сказать то или иное слово – опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции – речь.

Развитие речи

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка с взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное содержание этого общения непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение), и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение), находились рядом с ребенком, перед его глазами.

Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка с взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, они могут говорить о дожде, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, об устройстве машины и пр. С другой стороны, содержанием общения могут стать собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания и пр. Все это также нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение с взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется

внеситуативным.

Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная.

Познавательная форма общения

При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенку слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают его неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу и он стремится избежать его.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию – это поощрять его успехи, хвалить его действия. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать?

Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая плохие его рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадает всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны воспитателя. И конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия и не любить его.

А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже не существующие) достоинства, показать способности ребенка к рисованию, чем давать ему отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности.

Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:

  1. хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
  2. познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
  3. потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.

Личностная форма общения

Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо – эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.

Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать оценки их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так уж сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его оценки.

Потребность во взаимопонимании взрослого – отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.

В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Все это сближает эту форму общения с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого воспринимается дошкольником совсем по-другому, чем младенцем. Старший партнер является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр. ). Все эти качества очень важны для ребенка. Кроме того, взрослый – это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:

  1. потребность во взаимопонимании и сопереживании;
  2. личностные мотивы;
  3. речевые средства общения.

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Правильный ход развития общения

Таковы основные формы общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте. При нормальном развитии ребенка каждая их этих форм общения складывается в определенном возрасте. Так, первая, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести-семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение с взрослым, в котором главное для ребенка – совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до четырех лет. В возрасте четырех-пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. А в шесть лет, то есть к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение с взрослым на личностные темы.

Но это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако в реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков возникновения тех или иных форм общения. Бывает, что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевого общения на личностные темы. А в некоторых случаях у дошкольников пяти лет преобладает ситуативно-личностное общение, которое характерно для младенцев первого полугодия. Конечно, поведение дошкольников при этом совсем не похоже на младенческое, но в сущности своей отношение к взрослому и общение с ним у вполне большого ребенка может быть таким же, как у младенца.

Например, дошкольник стремится только к физическому контакту с воспитателем: обнимает, целует его, замирает от блаженства, когда взрослый гладит его по головке, и т. д. При этом всякий содержательный разговор или даже совместная игра вызывают его смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что ему нужно от взрослого, – это его внимание и доброжелательность. Такой тип общения нормален для ребенка двух – шести месяцев, но если он является основным для пятилетнего ребенка, это тревожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в развитии.

Обычно это отставание вызвано тем, что дети в раннем возрасте недополучили необходимого им личностного, эмоционального общения с взрослым; оно, как правило, наблюдается в детских домах. В нормальных условиях воспитания это явление встречается довольно редко. А вот «застревание» на уровне ситуативно-делового общения до конца дошкольного возраста является более типичным. Оно заключается в том, что дети хотят только играть с взрослым, их волнует только то, какие игрушки разрешит взять сегодня воспитатель, какую игру он им предложит. Они с удовольствием играют с взрослым, но избегают любого разговора на познавательные и личностные темы. Это естественно для ребенка от года до трех лет, но не для пяти-шестилетних детей. Если до шестилетнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии общения ребенка с взрослым.

В то же время в некоторых, достаточно редких случаях развитие общения опережает возраст ребенка. Например, отдельные дети уже в три-четыре года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу. В таких случаях можно говорить о внеситуативно-личностном общении уже в младшем дошкольном возрасте. Однако такое опережение также далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда внеситуативо-личностное общение возникает сразу после ситуативно-делового, период внеситуативно-познавательного общения оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.

Правильный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте.

А каждый возраст, как было показано выше, характеризуется соответствующей ему формой общения с взрослым.

Конечно, наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший, например, внеситуативно-личностной формы общения, должен только и делать, что разговаривать с взрослым на личностные темы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в действие в зависимости от ситуации. Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком. Но уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в области общения. Показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации и от партнера.

Как учить ребенка общаться

Но что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в четыре года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в пять-шесть лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить ребенка общаться с взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, несмотря на бесконечное разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию их общения, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Это опережающая инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. См. →

Развитие личности дошкольника в общении с взрослым

Говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем его ведущие жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. У каждого человека всегда есть что-то самое главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И чем ярче человек осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах личности в тех случаях, когда человек не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то. См. →

Краткое руководство для родителей



Способность каждого ребенка к общению развивается постепенно с течением времени. В справочнике Hanen для родителей It Takes Two to Talk® мы разделяем раннее общение и развитие языка на четыре этапа: общаться с определенной целью.

  • Коммуникаторы – отправляйте конкретные сообщения напрямую человеку, без использования слов.
  • Пользователи First Words – используйте отдельные слова (или знаки, или картинки).
  • Комбинаторы – объединяйте слова в предложения из двух или трех слов.
  • Дети с трудностями в общении проходят те же этапы, что и другие дети, но медленнее. В некоторых случаях дети со значительной задержкой могут пройти не все этапы.

    Читая описания четырех стадий ниже, подумайте, какая из них лучше всего описывает то, как ваш ребенок общается в настоящее время.


    Первооткрыватель – создание основ общения

    Первооткрыватель находится на самой ранней стадии обучения общению. Он еще не умеет сознательно (с определенной целью) общаться. Он просто реагирует на то, что он чувствует, и на то, что происходит вокруг него, что мы называем реакцией «рефлекторно».

    ►Как Первооткрыватель выражает себя

    Поначалу плач — это лучший способ дать Первооткрывателю понять, что ему что-то нужно, например еда, сон или чтобы его взяли на руки. Со временем его крики меняются, и «голодный крик» звучит не так, как «усталый крик».

    Discoverer также общается с помощью мимики и движений тела. Он может отвернуться, если ему чего-то не хочется. Если слишком много всего происходит, он может закрыть глаза. Вскоре Первооткрыватель научится останавливаться, чтобы обращать внимание на новые и интересные образы, ощущения и звуки, включая звук вашего голоса. Он интересуется другими и выражает этот интерес, глядя и улыбаясь.

    Позже Первооткрыватель начинает больше исследовать свой мир. Он тянется к предметам или людям или движется к ним. Иногда родителям приходится уделять пристальное внимание тому, что интересует Первооткрывателя.

    Первооткрыватель начинает использовать свой голос по-разному. Первые звуки, которые он издает, это звуки «ееее» и «ааа». Позже они меняются на звуки вроде «ку» и «гу». Это называется ворковать. Ближе к концу этой стадии Первооткрыватель собирает цепочки звуков вроде «ба-ба-ба-ба-ба». Это называется лепетать.

    Первооткрыватель также меняет громкость и тон своего голоса. Он может издавать радостные звуки, когда вы разговариваете с ним или поете. Он также имитирует некоторые звуки, которые вы издаете, а также некоторые ваши действия и выражение лица. Первооткрыватель смотрит, улыбается, смеется и издает звуки, чтобы привлечь и удержать ваше внимание.

    Даже на этой ранней стадии Первооткрыватель вступает в то, что мы можем назвать «разговором». Если взрослый ему что-то говорит, он в ответ смотрит, улыбается, двигается или издает звук, на который затем реагирует взрослый. Эти ранние взаимодействия взад и вперед формируют основу для будущих разговоров.

    ►Что понимает первооткрыватель

    Первооткрыватель еще не понимает слов, но все лучше понимает окружающий его мир. Он начинает узнавать некоторые лица, предметы, голоса и звуки. Он поворачивает голову в сторону каких-то звуков и голосов, особенно маминых или папиных. Он легко пугается внезапных изменений, таких как громкие звуки или быстрые движения.

    Первооткрыватель улыбается в ответ лицу, которое улыбается ему. Он наблюдает за твоим лицом, когда ты говоришь с ним. Первооткрыватель старшего возраста перестает двигаться, когда слышит, как вы зовете его по имени, а также начинает понимать простые жесты. Например, когда вы протягиваете руки, он может поднять руки, чтобы его взяли. Хотя Первооткрыватель еще не понимает ваших слов, он реагирует на тон вашего голоса и на знакомые ситуации. Со временем он начинает предвидеть, что произойдет дальше в повседневных делах, таких как прием пищи или купание. Например, когда вы готовите его к купанию, и он слышит, как течет вода, он может визжать или брыкаться ногами, потому что ему не терпится поплескаться в ванне. Поскольку он может предвидеть, что будет дальше, Первооткрыватель также любит такие игры, как Peekaboo и Tickle.


    Коммуникатор

    С самого рождения, когда вы отвечаете на сообщения вашего ребенка, он постепенно устанавливает захватывающую и мощную связь, что то, что он делает, влияет на окружающих. Теперь он понимает, что может добиться успеха. Например, он понимает, что когда он держит руки вверх, вы берете его в руки, а когда он издает звук, вы обращаете на него внимание. Достижение этого нового понимания мира называется установлением коммуникативной связи. Когда ваш ребенок устанавливает коммуникативное соединение, он становится коммуникатором.

    ►Как коммуникатор выражает себя

    Коммуникатор начинает отправлять сообщения с определенной целью. Несмотря на то, что он еще не использует слова, он общается с вами напрямую, глядя на вас, делая жесты (например, качая головой, чтобы сказать «нет»), указывая и издавая звуки. Сначала он общается, чтобы протестовать или отказаться от чего-то, чего он не хочет. Вскоре он даст вам понять, что ему нужен какой-то предмет — например, крекер — или что он хочет, чтобы вы что-то сделали, например, сняли его со стульчика.

    Позже Коммуникатор становится более общительным в общении, разделяя с вами свои интересы. Он общается, чтобы привлечь ваше внимание, чтобы поздороваться или попрощаться, или показать вам что-то. Часто он указывает пальцем, чтобы рассказать вам о чем-то. Он также может издавать звуки вопросительным тоном, чтобы задавать вопросы. По мере того, как он будет все лучше и лучше общаться с вами, он может даже придумывать свои собственные жесты. Например, если он трет лицо тыльной стороной ладони, он может говорить о своем особом одеяле.

    Коммуникатор может пытаться донести свое сообщение до тех пор, пока вы не ответите так, как он хочет. Например, если он тянется и издает звуки, чтобы попросить крекер, а вы даете ему крекер, он может замолчать. Он также может улыбнуться, чтобы дать вам понять, чего он хочет. Но если он хочет крекер, а вы даете ему выпить, он даст вам понять, что это не то, чего он хочет. Он может казаться очень расстроенным, повышая голос. Он может взять вас за руку, чтобы показать вам, чего именно он хочет. Успех в том, чтобы заставить себя быть понятым, является важной частью его коммуникативного развития.

    Важная часть развития Коммуникатора происходит, когда он учится сосредотачиваться на человеке и объекте одновременно. Раньше он мог сосредоточиться либо на вас, либо на предмете, но не на том и другом вместе. На этапе Коммуникатора он смотрит на объект и указывает на него, а затем смотрит на вас. Затем он оглядывается и снова указывает на предмет, чтобы убедиться, что вы понимаете, о чем он говорит. Этот новый навык позволяет ему показывать вам вещи и сообщать вам, что он о них думает. Привлекаемое общим вниманием, это развитие является одним из наиболее важных шагов на пути к использованию первых слов или знаков.

    Совместное внимание также позволяет коммуникатору научиться следить за вашим вниманием. Если вы указываете на что-то, он теперь может посмотреть в этом направлении, чтобы увидеть, что вы ему показываете. Теперь можно отметить много интересного – создание всевозможных возможностей для изучения языка.

    Коммуникатор продолжает издавать звуки, все чаще имитируя ваши звуки. Он начинает складывать звуки и, кажется, почти говорит. Но его «разговор» состоит только из звуков и без слов. Он также может издавать определенные звуки, которые являются его первыми преднамеренными попытками использовать слова, и начнет использовать несколько слов по мере перехода к следующему этапу.

    ►Что понимает коммуникатор

    Когда коммуникатор занимается повседневными делами, такими как одевание или отход ко сну, он снова и снова слышит, как вы говорите определенные слова. Со временем он начнет понимать, что они означают. Он даст вам знать, что понимает, глядя, указывая, показывая или следуя вашим простым указаниям. Это важная часть развития языка, потому что ваш ребенок должен понять слово, прежде чем он сможет использовать его для общения.

    Все коммуникативные навыки, которые развивает Коммуникатор, составляют основу для обучения разговорной речи. Коммуникативная связь, способность быть социальным и использовать комбинацию звуков, жестов и взгляда для общения закладывают основу для общения на протяжении всей жизни. Как только ребенок может установить совместное внимание, у него появляются инструменты, чтобы «говорить» о вещах в мире и слушать, что говорят другие; как таковые, основы разговора закладываются в течение первых 14 месяцев жизни.


    Пользователь First Words

    Пользователи First Words начали говорить или использовать жесты. Теперь они развивают словарный запас отдельных слов, чтобы говорить о вещах, которые важны для них в их мире.

    ►Как выражает себя пользователь First Words

    Когда ваш ребенок произносит свои первые слова, это здорово. Это момент, которого ждут родители, особенно если речь развивается медленно. Пользователь First Words может имитировать слова, которые он слышит от вас, или он может начать использовать слова самостоятельно. Он начинает с того, что говорит по одному слову за раз. Дети, которые общаются, показывая по одному знаку за раз или указывая на одну картинку за раз, также являются пользователями First Words. Эти первые слова представляют людей, предметы и действия, которые знакомы и важны в мире вашего ребенка, например, мама, папа, сок, собачка или вверх. Наряду с этими словами он продолжит использовать жесты, звуки и мимику. Пользователь First Words также может использовать одно слово для разных целей. Сок может относиться к любому напитку. Собачка может относиться к любому животному с четырьмя ногами и хвостом.

    The First Words Пользователь использует одно слово для выражения целого сообщения. Если он указывает на стул и говорит «Мама», он может иметь в виду либо «Это мамин стул», либо «Садись сюда, мамочка». Вы можете понять, что он имеет в виду, глядя на всю ситуацию и настраиваясь на его действия, тон голоса, жесты и мимику.

    Первые слова вашего ребенка могут быть более простыми версиями реальных слов, например, nana для банана или teep для сна. Вы узнаете, что они означают, потому что всякий раз, когда он видит или испытывает эти вещи, он будет произносить слова точно так же. Может быть трудно понять, что означают некоторые из первых слов вашего ребенка. Как только вы разберетесь с ними, вы, возможно, станете единственным человеком, который узнает их.

    ►Что понимает пользователь First Words

    Понимание слов пользователем First Words на этом этапе продолжает расти. Он может указать или показать вам знакомые предметы и людей, когда вы произносите их имена. Он также понимает простые указания и фразы, такие как «Принеси свою чашку» или «Пора принять ванну», особенно если вы используете жесты со своими словами.


    Объединитель

    Объединители теперь объединяют слова, переходя от отдельных слов к фразам из двух слов.

    ►Как самовыражается комбинатор

     Часто (но не всегда) к тому времени, когда ребенок использует около 50 отдельных слов, знаков или картинок, он готов начать составлять из них комбинации, такие как «Еще сок» или «Мама, вставай. ” Эти комбинации из двух слов иногда посылают четкий сигнал, как, например, «Хочу мишку». Однако вам, возможно, придется поискать подсказки, чтобы понять, что именно означает комбинатор.

    Сначала комбинатор продолжает использовать отдельные слова вместе с комбинациями из двух слов. Однако он все меньше и меньше полагается на жесты, чтобы донести свое сообщение. Он учится превращать свои словосочетания в вопросы, изменяя тон своего голоса. Например, «Куки пропали?» может означать «Печеньки кончились?» Он также начинает задавать вопросы типа «Что это?» или «Где котенок?»

    ►Что понимает Комбайнер

    Комбайнер понимает многие простые инструкции без помощи жестов. Он также может идентифицировать объект не только по его названию, но и по тому, что вы с ним делаете. Например, он может указать на еду, когда вы спросите: «Покажи мне, что ты ешь». Он понимает простые вопросы, которые начинаются со слов где, что и кто. Он также начинает понимать такие слова, как «в», «на», «под», «большой» и «маленький». Он слушает короткие простые истории и может указать на знакомые предметы, изображенные в книгах.


    Определение стадии коммуникативного развития вашего ребенка В справочнике Hanen для родителей «Говорить нужно вдвоем» есть контрольный список, который родители должны заполнить под названием «Этап коммуникативного развития моего ребенка», который включает в себя как то, что ребенок понимает, так и то, что он может выразить .

    Когда родители заполняют этот контрольный список, они определяют стадию развития общения своего ребенка (первооткрыватель, коммуникатор, пользователь первых слов или комбинатор) и имеют возможность увидеть, каковы следующие шаги.

    It Takes Two to Talk® предлагает родителям стратегии, которые помогут их ребенку научиться общаться, шаг за шагом. После того, как вы определили стадию развития вашего ребенка, поищите эту информацию в каждой главе книги, чтобы вы могли развивать коммуникативные навыки вашего ребенка и в то же время весело проводить время вместе!

    Это руководство будет очень полезно для родителей, которые могут быть обеспокоены коммуникативным развитием своего ребенка. Тем не менее, есть информация для каждого родителя или опекуна, который просто хочет знать, как лучше всего помочь своему маленькому ребенку развить сильные коммуникативные навыки. Чтобы узнать больше о том, как Для разговора нужны двое дает вам возможность способствовать развитию речи вашего ребенка, нажмите здесь.

     

    Чтобы узнать больше о том, как Ханен может помочь вам помочь детям в общении, нажмите на ссылки ниже:

    Готовность к разговору (предварительные языковые навыки) – Kid Sense Child Development

    90 готовность (предварительные языковые навыки)?

    Как только ребенок рождается, он изучает и развивает доязыковые или невербальные навыки, которые будут способствовать дальнейшему изучению языка. Предъязыковые навыки — это способы, которыми мы общаемся без использования слов, и включают в себя такие вещи, как жесты, мимика, имитация, совместное внимание и зрительный контакт. Это навыки, которые готовят детей к разговору и общению.

     

    Почему важна готовность к разговору (доязыковые навыки)?

    Предъязыковые навыки формируют основу , на основе которой развиваются понимание и речь. Например, ребенок, которому трудно смотреть на речь своей матери и обращать на нее внимание, не будет иметь столько возможностей услышать язык и слова, которые говорит мать, и придать смысл этим словам. Это может оказать негативное влияние на развитие понимания и использования языка ребенком.

    Точно так же трудности с совместным вниманием (т. е. когда люди занимаются одним и тем же в одно и то же время) будут означать меньше возможностей для ребенка узнать о вещах в окружающей его среде. Только совместный просмотр чего-либо и комментирование или обсуждение взрослыми того, что они видят, помогает ребенку познавать мир и придавать значение словам (например, смотреть на собаку через окно и говорить «собака»).

    У детей, у которых есть трудности в развитии предъязыковых навыков, могут возникнуть проблемы с вербальной речью и взаимодействием. Выявление и работа над развитием предъязыковых навыков в раннем возрасте может предотвратить трудности с вербальной речью в дальнейшей жизни ребенка.

     

    Какие строительные блоки необходимы для развития навыков разговорной готовности (доязыковой)?
    • Смотреть и слушать: Как только ребенок родится, он будет смотреть в лицо своей матери. Ребенок учится различать человеческие лица и распознавать, какие из них наиболее важны. Способность поддерживать зрительный контакт поможет ребенку получать информацию о языке изо рта и лица. То же самое относится и к аудированию: ребенок учится узнавать человеческий голос и определять, какие из них самые важные. Способность отфильтровывать человеческий голос от фонового шума — сложный навык.
    • Очередь: Очередь развивается с первых недель, когда родитель интерпретирует звуки, улыбки и движения ребенка и добавляет звуки, действия и слова. Родитель начинает оставлять пробелы, чтобы ребенок мог отреагировать. В конце концов ребенок и его родитель по очереди произносят звуки, действия, а затем и слова.
    • Улыбка: Примерно с 6 недель ребенок начинает улыбаться. Это еще больше способствует социальному взаимодействию, потому что гораздо полезнее взаимодействовать, когда вы получаете ответ. Взрослые будут инициировать больше общения с отзывчивыми детьми.
    • Ожидание: К 3 месяцам ребенок проявляет волнение при звуках, связанных с различными ситуациями (например, бег воды в ванне, приближающиеся голоса), демонстрируя развивающееся понимание ситуаций и осознание жестов и выражения лица. С самого рождения у младенцев формируется понимание того, что жесты и мимика несут смысл.
    • Копирование: Копирование других способствует сотрудничеству и социальному взаимодействию. К 9 месяцам ребенок может копировать хлопки в ладоши и игривые звуки голоса (например, причмокивание, кашель, бррр). Развивая навыки копирования, ребенок с большей вероятностью добьется успеха в подражании словам и предложениям по мере развития своего языка.
    • Совместное внимание: Способность следить за фокусом внимания другого человека, а также направлять чужое внимание на то, что вас интересует (т. К 12 месяцам ребенок указывает указательным пальцем на интересующие его предметы или события. Это еще больше побуждает взрослых взаимодействовать с ребенком и называть предметы/события для ребенка. Для большинства детей, как только слова начинают заполнять этот «указывающий» опыт, указание становится излишним и отбрасывается. Все эти невербальные навыки продолжают развиваться по мере появления у ребенка вербальных навыков. Навыки невербального и вербального общения взаимосвязаны во время всего изучения языка.
    • Понимание : В первые 12 месяцев понимание основано на сигналах в окружающей среде (например, направление взгляда, выражение лица, указывание и жесты). К 12 месяцам ребенок разовьет понимание слов «нет» и «пока». Для многих детей основная трудность понимания заключается в том, что взрослые говорят так быстро, что ребенок часто не успевает подобрать важные слова.
    • Выражение: Ребенок будет общаться невербально посредством взгляда, мимики, языка тела, вокализации и жестов. Первые слова появятся примерно в 12-15 месяцев.

     

    Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с готовностью к разговору (доязыковые навыки)?

    Если у ребенка есть трудности с предъязыковыми навыками, он может не:

    • Устанавливать зрительный контакт, иначе он будет мимолетным.
    • Отвечайте социальной улыбкой.
    • Используйте различные вокализации и звуки, чтобы обозначить, что вы счастливы, грустны, голодны, сердиты, устали.
    • Играйте со звуками или лепетайте как младенец.
    • Копировать мимику или жесты.
    • Используйте голос или жесты, чтобы привлечь внимание.
    • Попытка показать вам вещи или обратить ваше внимание на то, что их заинтересует.
    • Наслаждайтесь другими, участвующими в их игре.
    • Реагировать на различные выражения или тона голоса (например, сердитое лицо/голос против счастливого лица/голоса).

    * Эти навыки зависят от возраста.

     

    Какие другие проблемы могут возникнуть, если у ребенка есть трудности с готовностью к разговору (до языковых навыков)?

    Если у ребенка есть трудности с изучением языка, у него также могут возникнуть трудности с:

    • Поведением: Действиями человека, обычно по отношению к окружающей среде. Ребенок может легко разочароваться, поскольку у него нет базовых навыков для изучения или использования языка.
    • Игровые навыки: Добровольное участие в мотивированных действиях, которые обычно связаны с удовольствием и удовольствием, когда действия могут быть, но не обязательно, ориентированы на достижение цели.
    • Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими, а также быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
    • Рецептивная речь (понимание): Понимание языка.
    • Выразительный язык (с использованием языка): Использование языка посредством речи, знаков или альтернативы
    • форм общения для передачи желаний, потребностей, мыслей и идей. Использование слов может быть задержано, поскольку ребенок не научился копировать слова и язык.
    • Внимание и концентрация: Устойчивое усилие, выполнение действий без отвлечения и способность удерживать это усилие достаточно долго, чтобы выполнить задачу.

     

    Что можно сделать, чтобы улучшить навыки разговорной готовности (доязыковые)?
    • Play: Проводите время, играя с малышом/ребенком каждый день.
    • Говорите с ребенком часто в течение дня. Говорите о том, что вы делаете, чтобы ребенок научился связывать слова с действиями.
    • Отключите фоновый шум в доме (например, телевизор, радио, музыку), чтобы ребенок мог лучше различать голос человека.
    • Лицом к лицу: Будьте лицом к лицу с ребенком во время разговора, чтобы он мог видеть, как формируются слова, которые вы говорите, наблюдая за вашим ртом. Они также узнают о выражениях лица.
    • Упростите язык , который вы используете с младенцем/ребенком.
    • Совместное внимание: Следите за взглядом или интересом ребенка и говорите о том, на что он смотрит, используя простой язык.
    • Интонация голоса : Меняйте свой голос и интонацию во время разговора, чтобы привлечь внимание ребенка.

     

    Какие занятия могут помочь улучшить навыки разговорной речи (доязыковые)?
    • Прятки: Играйте в игры в прятки, чтобы развить зрительный контакт.
    • Контакт с глазами: Подносите игрушки/предметы к лицу, когда называете их или играете с ними, чтобы побудить ребенка смотреть на ваше лицо.
    • Играйте в веселые игры , например, надевайте шапки, очки или шарфы, чтобы побудить ребенка смотреть вам в лицо.
    • Слушайте вместе звуки дома или в парке и говорите о звуках, которые вы слышите.
    • Читайте истории вместе, чтобы развивать внимание и слушание (не волнуйтесь, если вы не дочитаете книгу, просмотр одной или двух страниц лучше, чем ничего).
    • Интерактивные игры: Играйте во множество интерактивных игр, таких как «Chasey», «Tickling», «Hide and Seek».
    • Пойте песенки и детские стишки с самого раннего возраста. Песни, в которых есть действия, очень полезны, потому что они учат ребенка копировать действия.
    • По очереди: Играйте в простые пошаговые игры, например, катайте мяч туда-сюда и по очереди стройте башню.

     

    Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю у своего ребенка трудности с навыками готовности к разговору?

    Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с предъязыковыми навыками, важно для:

    • Развитие игровых навыков.
    • Развитие навыков социального взаимодействия.
    • Улучшите способность научиться использовать слова и язык для выражения желаний, потребностей, мыслей и идей.
    • Развить способность понимать язык.
    • Улучшить навыки очередности.
    • Научите детей причинно-следственной природе общения (т. е. если вы что-то скажете/сделаете, вы получите что-то взамен, например, сказав «пить», вы получите напиток).
    • Развивайте прагматические навыки (например, навыки социального общения, такие как зрительный контакт).

     

    Если не лечить, к чему могут привести трудности с разговорной готовностью (доязыковой)?

    Если у детей возникают трудности с предъязыковыми навыками, у них также могут возникнуть трудности с:

    • Научиться говорить.
    • Развитие отношений со сверстниками.
    • UПонимание правил и ожиданий в классе, в игровой или рабочей среде.
    • Плохая социальная коммуникация, такая как зрительный контакт, надлежащее расстояние при разговоре с кем-либо, очередность в разговоре.

     

    Какой тип терапии рекомендуется при проблемах с готовностью к разговору (до языковых навыков)?

    Если у вашего ребенка есть трудности с подготовкой к разговорным (доязыковым) навыкам, рекомендуется проконсультироваться с логопедом.

    Если есть несколько проблемных областей (т. е. помимо подготовки к разговору), для решения проблемных функциональных областей вполне могут быть рекомендованы как трудотерапия, так и логопедия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *