Как составить потешку – Как самому сочинить потешку для 2 класса?
Приёмы обучения созданию потешек и небылиц.
1. Ознакомление с образцами детского игрового фольклора, разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
– То-то хорошенький,
То-то пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Нос пяточкам.
2. Рисование небылицы.
Задания:
· Что перепутал художник?
· Что ещё мог напутать Гога, если бы ему надо было нарисовать другие картины.
· Нарисуйте картины с чепухой.
Жил художник дядя Гога. Был рассеян он немного. Дали дяде как-то раз Иллюстрировать рассказ. В том рассказе вот что было: Тётя Маша суп варила, Старичок читал газету, Васька-кот стащил котлету, Игроки забили мяч, Зуб лечил больному врач. Дядя Гоша взял рассказ | Прочитал пятнадцать раз, Сел и тут же, без заминки Сразу сделал все картинки. Что в картинках этих было? Тётя Маша гол забыла, Васька-кот читал газету, Старичок стащил котлету, Врач варил с лапшою суп, Игроки лечили зуб… Всё придётся дяде Гоге Переделывать в итоге! |
3. Составление потешки по данному началу.
1) Прочитай начало стихотворения и продолжи. Расскажи, как можно помочь животному.
Кошка.
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить…. (Д.Хармс)
2) Продолжи небылицу по данному началу и рифме:
Говорят, что кошки
Не едят из ложки ..
***
Мухи фруктов захотели,
Утром к югу полетели …
***
Как-то раз в конце субботыВ наши сельские края …
***
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу …
4. Игра «Собери потешку»
Кот на пошёл печку, каши горшок нашёл. печи калачи на горячи как огонь. пекутся пряники, коту не даются в лапки. | Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл. На печи калачи Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапки не даются. |
Поросёнок рылся И нечаянно хвостом Между небом и землёй К небу прицепился. | Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. |
5. Игра «Доскажи словечко».
· Белка спряталась в дупло,
· Под горою, говорят.
Серый волк пасёт … (ягнят, телят, цыплят).
· Говорят на день рожденье
Суп сварили из … ( варенья).
· Летает, кружится в небе пушинка,
В ладошке растает, ведь это … (снежинка).
· С каждым днём к нам лето ближе,
Скоро встанем все на … ( на лыжи).
· Лыжня огибает деревья, пеньки,
Несут, как на крыльях, нас наши … ( коньки)..
6. Восстановление пропущенных слов в стихотворении по данной картине.
1) Как прекрасен зимний лес!
На ель заинька …. (залез)
А на сосну … (мишутка)
Вот какая шутка!
2) У нас лошади в … (галошах),
А коровы в … (сапогах).
У нас пашут на … (телегах),
А боронят на … (санях).
7. Восстановление недостающих слов или фраз.
Задание: В стихотворении исчезли слова. Давайте восстановим их так, чтобы получилась небылица.
____ выпал жаркий, жаркий. (Дождик)
Ах, как душно в зоопарке!
_____ пропал у пони. (Крокодил)
_____ вянут на газоне. (Ложки)
А мартышка не страдает,
___ _______ улетает.( Все сапожки)
8.Словесное рисование по сюжету стихотворения.
1) Послушай стихотворение и словами нарисуй картину.
Курочка-краса
По двору пошла.
По двору пошла
И цыплят взяла.
Цып-ца-ца,
Цып-ца-ца
Погуляем до утра. (Э.Демидов)
2). Послушай стихотворение и представь, что происходит. Попробуй словами нарисовать диафильм к стихотворению. Сколько нужно кадров-картинок, чтобы показать всё содержание?
Тили-бом, тили-бом, Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глазки выпучила, Побежала на базар, Рассказала про пожар. На базаре мужики Покидали армяки. | Лаптями затопали, Бадьями захлопали. Поднялся кругом содом: Тушить помчался Кошкин дом, С лейкой через улицу Бежит рябая курица, Лягушка прыгает с ведром А за ней петух с багром, Задели за трубу багром И растащили Кошкин дом. |
9. Сочинение потешек и небылиц по опорным словам.
Задание: По данным опорным словам сочини потешку:
1) Ладушки, сады, играть, поливать.
Ладушки, ладушки,
Гостили мы у бабушки,
Играли на подушках,
Пекли в песке ватрушки,
Сады мы поливали,
Гостей к нас созывали.
2) Телёнок, лисёнок, гуляет, отдыхает.
Телёнок по лесу гуляет,
Лисёнок в хлеве отдыхает,
Телёнок – рыжий, хитрый зверь,
Ну а лисёнку ты поверь!
10. Сочинение потешки и небылицы по сюжету стихотворения (рассказа или сказки.)
По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
Лисичка из-за куста хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку содрать.
Урок 3. Сочиняем потешки ( 1 класс)
Форма урока: Поход в лес.
Задачи урока: 1) Ознакомление учащихся с малым фольклорным жанром – потешка и её особенностями. 2) Формирование умения воспринимать художественные тексты в жанре потешки. 3) Развитие умения создавать потешку по опорным словам. 4) Развитие творческих способностей учащихся и познавательного интереса.
Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказочный лес, встретимся с некоторыми птицами и животными; познакомимся с одним фольклорным жанром.
Ознакомление с жанровыми особенностями потешки.
– Ребята, я слышу голос одной птицы. Отгадайте загадку: что это за птица?
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
– Сорока принесла одно произведение. Я прочитаю его, а вы подумайте, к какому жанру оно относится.
Учитель читает наизусть, используя мимику и жесты. В коллективной работе анализируется потешка.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. А этому не дала: – Ты воды не носил. Дров не рубил. Каши не варил – Тебе и нет ничего. |
– О ком говорится в тексте? Что сказано о сороке?
– Как в тексте описана сорока? Почему её называют «сорока-белобока»?
– Какие картины вы представили, когда слушали потешку? Какие иллюстрации бы вы нарисовали к потешке?
– Как вы думаете, почему жанр назвали потешкой? Что обозначает это слово? Сравните слова: потеха и потешка. (Потешки используется для того, чтобы веселить, развлекать, потешать кого-то.)
Вывод: Потешка – один из фольклорных жанров. Фольклор – это народное творчество или то, что создавалось самим народом и передавалось из поколения в поколение.
Секрет 1. Потешка предназначена для того, чтобы развеселить, позабавить кого-то. Потешки развлекают, веселят.
– О ком говорится в потешке? (О сороке.)
– Почему сорока не дала одному птенцу каши?
– Потешка несёт в себе поучительный смысл. Чему учит нас эта потешка? (Потешка о сороке учит трудолюбию.)
Секрет 2. Потешка чему-то учит.
– Ещё раз произнесём потешку про сороку и изобразим её с помощью пальчиков. (Дети произносят и показывают пальчиками.)
Секрет 3. При произнесении потешки можно играть, двигаться.
– У потешки о сороке существует несколько различных вариантов. Послушайте один из них и подумайте, чем они похожи и чем отличаются.
– Сорока, сорока, Где была? – Далеко: В лесу на опушке, На попрядушке. Кашу варила, На порог становила, | Деток кормила, Гостей собирала, Всех угощала: Одному ложку, Другому ложечку, А третьему – Целую поварёжечку! |
– О чём эта потешка? Что говорится о сороке?
– Чем похожи две потешки о сороке? А чем они отличаются?
– Чему учит вторая потешка о сороке? (Щедрости и заботе о других.)
– Обратите внимание на слова и выражения в потешках. Какие слова используются в тексте? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: деток, ложечка, поварёжечка и другие.)
Ознакомление с рифмой и ритмом потешек.
– Идём дальше по лесу. На лесной полянке четверо стоят и хвастаются друг перед другом. (На магнитную доску прикрепляются звери: лиса, зайка, ежи, медведь.)
Учитель произносит новую потешку.
Похвалялася лиса:
– Всему свету я краса!
– Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
– У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!
– Сравните, как оканчивается каждая строчка. Произнесите ещё раз потешку и прохлопайте. (Дети произносят и на каждый слог делают хлопки.)
Секрет 4. Потешка обладает рифмой и ритмом.
Восстановление деформированной потешки.
– Одну потешку рассыпала Сова. Помогите ей собрать потешку.
Ах ты совушка-сова –
Ты большая голова!
на сидела дереве ты,
ты вертела головою –
свалилася траву во,
покатилася яму в.
Дети составляют из рассыпанных слов потешку:
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася,
В яму покатилася.
Сочинение потешки по данным словам.
– А теперь попробуем сами сочинить потешку про сову. На доске слова:
сова – голова, сидит – вертит, хлоп-хлоп – топ-топ.
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит.
Головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ!
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Что такое потешки? Русские народные потешки: примеры
Что такое потешки? Имеет ли какую-то смысловую нагрузку это слово для современных детей и их родителей? В чём смысл использования потешек, и чем они могут быть полезны для подрастающего поколения? Русские народные потешки – это особенный жанр устного народного творчества. Зарифмованные короткие истории, стишки и песенки сочетаются с простыми движениями. В этом и состоит вся прелесть потешек: их можно рассказывать деткам с самого раннего возраста. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребёнок тренирует память и мелкую моторику, запоминает названия частей тела, животных и многое другое.
В большинстве случаев родители даже не задумываются, что такое потешки и чем они могут быть полезны для их ребёнка. Однако образовательные учреждения давно взяли на вооружение фольклорные произведения. Многие короткие потешки до сих пор используются в детских садах для проведения физминуток, популяризации гигиенических процедур, а также как звуковое сопровождение массажа.
Когда появились потешки?
Точную дату, когда появились русские потешки, не может назвать ни один историк. Известно лишь то, что использовались они ещё во времена княжения Владимира, именно тогда появились первые письменные упоминания о них. К сожалению, многие тексты не дошли до нашего времени или были видоизменены вследствие того, что слова и выражения устарели и вышли из обихода. Пожалуй, единственные потешки, которые мало поддались влиянию времени – это те, которые содержат описания животных и птиц.
Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. К сожалению, многие памятники словесности не дошли до наших дней.
Однако и сегодня остались короткие стишки, которые можно использовать в процессе воспитания малышей. Буквально каждый шаг от пробуждения утром и до вечернего засыпания можно сочетать с потешками, которые не только настроят малыша на позитивную волну, но и помогут ему освоить множество необходимых знаний.
Потешки для развития речи и мелкой моторики
Все без исключения народные потешки во время произнесения сопровождаются движениями. Это играет большую роль в развитии у детей младшего возраста мелкой моторики. Известная всем «Сорока» относится именно к таким стишкам.
Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила
(совершаются круговые движения пальчиком по ладошке).
Первому дала, второму дала,
Третьему дала, четвёртому дала,
А пятому – не дала
(мама по очереди прикасается к каждому пальчику, загибая его к ладошке).
Ты дрова не рубил,
Ты печку не топил,
Ты воду не носил.
Тебе нет ничего
(большой пальчик слегка покачивается с помощью свободной руки).
При произнесении каждой строки ребёнок, сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно, выполняет движения пальчиками: водит ими по ладошке другой руки, пересчитывает пальчики, загибает их, удерживает в согнутом положении. Эта потешка, благодаря мелким, точно выверенным движениям, инициирует развитие обоих полушарий головного мозга малыша. Кроме того, «Сорока» помогает ребёнку освоить определённые социальные установки в семье – каждый должен помогать по хозяйству. Словарный запас, который требуется от ребёнка во время проговаривания этой потешки, небольшой, но все словосочетания и звуки построены таким образом, что ему легко их произносить и заучивать.
Потешки для лёгкого пробуждения
Пробуждение у многих детей проходит не очень легко. В этом случае могут помочь русские потешки, которые сочетаются с гимнастикой и лёгким массажем.
Потягушки-потягушки
(родители совершают поглаживающие движения по всему телу ребёнка).
Вот они – бока-толстушки
(поглаживаются бока и животик ребёнка).
Вот и ножки-ходунюшки
(поглаживаются ножки, легко сгибаются в коленях и выпрямляются).
Вот и ручки-хватунюшки
(ручки поглаживаются, сгибаются и разгибаются в локтях, разводятся в стороны).
Вот и ушки-слышунюшки
(слегка растираются ушки).
Вот и носик-дышунюшка
(трогаем за носик).
Вот и глазоньки-смотрелки
(ребёнок открывает глазки, моргает).
Вот и ротик-говорок
(ребёнок показывает язык).
Вот и разум-разумок.
(поглаживаем ребёнка по голове).
Помимо массажа подобные потешки помогают ребёнку запомнить название частей тела. Достигается это не в процессе целенаправленного обучения, а в игровой непринуждённой форме.
Потешки, формирующие навыки самообслуживания
Каждому родителю хочется приучить своего ребёнка к водным процедурам, ведь очень часто малыши капризничают, не хотят мыть руки, а тем более лицо. На помощь могут прийти народные потешки, произнося которые во время умывания, можно отвлечь ребёнка и превратить водные процедуры в забавную игру. Вот одна из них:
Вода, вода, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Засмеялся чтоб роток,
Закусался чтоб зубок.
Потешки иногда можно несколько видоизменить, вставив в текст имя ребёнка или его любимой игрушки. Это будет способствовать тому, что малыш почувствует свою непосредственную причастность к происходящему.
Потешки во время еды
С отсутствием аппетита у детей можно бороться разными способами, и русские народные потешки не становятся исключением. Слово за словом, ложка за ложкой – ребёнок в процессе своеобразной игры скушает всю приготовленную для него еду.
Кто у нас любимый самый?
Ложку первую – за маму.
А вторую за кого же?
Да за папу твоего же!
Ну а третью полну ложку
Миша скушает за кошку.
Съест за бабу и за деда,
Пару ложек – за соседа,
За подружку Машу,
Ложку за Аркашу,
А потом ради подружки
Съест с тарелки поскребушки.
Важно включать в потешки, которые читаются во время еды, имя ребёнка и полностью включиться в игру самому, изменяя тембр голоса и интонацию по мере развития сюжета. Чтобы накормить раскапризничавшегося малыша, иногда приходится разыгрывать целые представления, где в качестве упоминаемых в потешках героев участвуют игрушки.
Потешки во время одевания и похода на прогулку
Малышам очень сложно бывает одеться для прогулки на свежем воздухе. Ребёнок не всегда может самостоятельно надеть обувь или застегнуть курточку, а от помощи взрослых отказывается. В этом случае можно ненавязчиво помочь ему, приговаривая потешки:
Где же Машины сапожки?
Этот – точно с правой ножки,
Этот – точно с левой ножки.
Если дождик вдруг пойдёт,
Сапожок не упадёт.
Где же пуговки-сестрицы?
Не хотят с петлёй мириться.
Раз кружочек, два кружочек,
Заходи домой, дружочек!
Пуговки заходят ловко
В петельки своей головкой.
Раз, два, три,
Мы оделись – посмотри!
Потешки о явлениях природы
Во время пребывания на свежем воздухе можно проговаривать вместе с ребёнком потешки о природных явлениях и окружающих предметах, в том числе и о животных. Это разнообразит ход прогулки и поможет ребёнку выучить несколько новых слов.
Снег-снежок, похрустывай,
Как заинька капустою,
Ветер-ветерок, нам спой,
Как соловушка весной.
Кроме всего прочего, такие потешки позволяют выстроить ребёнку ассоциативный ряд, помогающий сравнивать между собой разные явления и звуки: хруст снега с хрустом капусты, шум ветра в ветках деревьев с пением птиц, шелест листьев с шуршанием бумаги и многое другое.
Потешки перед сном
Не стоит забывать о потешках и во время убаюкивания ребёнка, особенно тем мамам, которые не умеют или не хотят петь колыбельные. Народные потешки о снах, засыпании и сновидениях очень мелодичны и легки для восприятия.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Летят гули вон-вон,
Несут Кате сон, сон.
Станут гули ворковать,
Станет Катя засыпать.
Развиваясь, ребёнок впитывает в себя множество информации. Зная, что такое потешки, с раннего детства малыш овладевает большим количеством слов, осваивает многообразие интонаций, которые одним и тем же словам придают особый смысл при произнесении. Всё это помогает малышу прочувствовать красоту родного языка и освоить различные его формы.
fb.ru
помогите сос мне задали написать что такое потешка ?
то такое потешка?Потешка – жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест ( в отличие от считалки, где жест важнее слова) . Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.
Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке “ладушки”, как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах “на головку сели” – положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.
Подрастает малыш, и потешка “растет” вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
А вот малыш уже и ходить научился, подрос. Пора приучать его к труду, воспитывать трудолюбие:
Тра-та-та, тра-та-то,
Пожалуйте, решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте
С гречневой кашей,
Пироги для Маши!
А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: “Водичка, водичка, умой мое личико… ” Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: “Расти коса до пояса, не вырони ни волоса… ” Кстати сказать, в глубокой древности слова потешки не столько “потешали”, сколько “заклинали”; люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесенное слово-заклинание может повлиять на природу, заставить расти волосы…
Но потешка не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать “что такое хорошо” и “что такое плохо”: “Маму, дочка, слушайся”, “Мал, мал, не хорош! Ты водички не принес”.
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка – это веселая народная школа для самых маленьких.
Потешки
– Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
“Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел! ”
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка,
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая –
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!
otvet.mail.ru
Варианты потешек на все случаи жизни читать онлайн
Долгожданный малыш. Как начать общение с ним? Какие слова подобрать? Какую спеть песенку? Как развеселить его, чтобы он улыбнулся в ответ?
Главное богатство русского народа – это фольклор, который складывался и собирался нашими предками веками в виде песен, сказок, потешек, загадок.
Потешки представляют из себя маленькие стишки, которые сопровождают процесс занятий, игр, общения с малышом.
Потешки помогают развлечь или отвлечь ребёнка во время обязательных действий, приучить его к режиму и гигиене в игровой форме.
Здесь слово связано с жестом и действием. Поэтому к потешкам нужно приучать с первых дней жизни малыша.
Они развивают речь и память ребенка, мелкую моторику, способствуют эмоциональному развитию, побуждая повторить действия взрослых.
Малышам потешки доставляют радость, формируя чувство юмора.
Но самое важное потешки – это установление контакта с момента рождения малыша. Разучив потешки на все случаи жизни и произнося их с улыбкой и ласковым голосом, вы почувствуете установление духовной и эмоциональной связи с ребёнком.
Содержание:
Просыпаемся с потешками
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!
* * *
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
* * *
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!
* * *
Кто, кто в этой комнате живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась,
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала!
(А. Барто)
* * *
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
* * *
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
* * *
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
(Нина Пикулева)
* * *
Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Мишеньке.
* * *
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
* * *
Потягушки-порастушки:
В рученьки – хватушки,
В ноженьки – ходушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок!
* * *
Ручки-ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки –
Чмок!
* * *
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
Умываемся с потешками
С гуся – вода,
С младенца – худоба
Укатись вся.
* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
* * *
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
* * *
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
* * *
Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-ножку.
Лейся, лейся по-сме-лей –
Умывайся веселей!
* * *
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
* * *
Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
* * *
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода –
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
* * *
Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.
* * *
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
* * *
Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!
* * *
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
* * *
Моем, моем трубочиста
Чисто чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.
(К. Чуковский)
* * *
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Лена мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Алёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик –
Чистая какая
Доченька родная!
* * *
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?
* * *
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
Причёсываемся с потешками
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
* * *
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
* * *
Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
* * *
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
“Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса”.
* * *
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Одеваемся с потешками
Даша варежку надела.
“Ой, куда я пальчик дела?”
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!
* * *
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!
* * *
Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?
* * *
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
* * *
Тетка Агашка,
Cшей мне рубашку!
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!
* * *
У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.
Готовим и забавляем потешками
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молочненькую!
* * *
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!
* * *
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
* * *
Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!
Каждому свое:
Печке – полено,
Корове – сено,
Трава – теленку,
Вода – ягненку,
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
* * *
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
* * *
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробышкам дадим.
* * *
Лепим мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики.
* * *
Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленися!
Намели нам крупки,
Гречневой мучки —
Ребятам на кашку,
На блины-оладья,
На сладкую ватрушку.
* * *
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Едим с потешками
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
– На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет –
Надо кашу варить,
Кашей Сашу кормить.
* * *
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
* * *
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.
* * *
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
* * *
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки!
* * *
Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
* * *
Горячая каша,
Холодная каша,
Томится в горшочке
Любимица наша.
Давно уж, давно
Подружились мы с нею,
Но выбрать не можем –
Какая вкуснее?
И с пылу и с жару
Прекрасна она,
И каша холодная
Тоже вкусна.
Не будем мы медлить
С вопросом таким
И кашу любую
Быстрее съедим.
* * *
Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зеленом на лугу,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели.
Ам!
* * *
Кастрюля-хитруля
Нам кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет, пождет,
Кто первым придет?
* * *
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
* * *
Кто у нас любимый самый?
– Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
– Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
– За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник,
Шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
* * *
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут – поедим,
И воробышкам дадим.
* * *
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Даше – два,
Паше – два,
Ване – два,
Тане – два,
Саше – два,
Маше – два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
* * *
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком,
И румяным пирожком».
* * *
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!
* * *
Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
* * *
Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
* * *
Ручки, спляшите разок —
Будет вам завтра пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок.
* * *
Серый еж-ежок
Испек пирожок,
Лисица-лиса
Калачей принесла,
Старик кабан
Налил меду жбан,
Идут Машеньку звать
На полянке пировать!
* * *
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор –
Кашка, на стол,
Гости со двора –
Кашка со стола.
* * *
Сорока, сорока,
Где была?
– Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному – ложечку,
Другому – ложечку,
А третьему – целую поварежечку!
* * *
Супик жиденький,
Но питательный!
Будешь худенький,
Но пузатенький!
* * *
Тили-час, тили-час!
Подоспел обед у нас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко:
“Дайте ложечку и мне!”
Вот и кончился обед.
* * *
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Ребятки – за молоко.
* * *
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Молоко вкусненько,
Ватрушки сладеньки!
* * *
У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
– Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
нужно съесть её скорей!
* * *
Умница, Маришка,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
* * *
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
* * *
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
Гимнастика с потешками
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
* * *
(Постукивайте кулачками малыша друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
* * *
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
* * *
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
* * *
(Делайте ножками малыша «велосипед»)
Куда бежите, ножки?
– Куда бежите, ножки?
– По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
* * *
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем, растем!
* * *
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.
* * *
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
* * *
Скок-поскок,
Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко
Потолок!
Я скачу!
Я — лечу!
Стать
Вы-со-ким
Хочу!
* * *
(Разведите ручки малыша в стороны и сведите,перекрещивая на грудке)
Тятеньке — сажень,
И маменьке — сажень,
И сестрице — сажень,
И братику – сажень
(и т.д.),
А Ванюшеньке большую,
Наибольшую,
Самую большую.
* * *
Хомка-хомка, хомячок,
(надуйте щеки, как хомяк)
Полосатенький бочок.
(погладьте себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягивайтесь)
Щечки моет, глазки трет.
(делайте соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняйтесь и делайте похожие движения)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывайте, каким сильным хочет стать).
Мама с Колей по порядку
Сейчас сделают зарядку.
Массаж с потешками
Били лён, били,
(постукивайте кулачками по спинке)
Топили, топили,
(растирайте ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопывайте)
Мяли, мяли,
(разминайте пальцами)
Трепали, трепали,
Белы скатерти ткали,
(чертите ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживайте ладонями)
* * *
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
* * *
Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток – малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли – дальше побежали.
* * *
Дашу кремушком помажу,
Ножки, ручки ей поглажу.
* * *
Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!
* * *
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(слова сопровождайте поглаживанием, пощипыванием, покалачиванием спинки)
* * *
Мы капусту рубим, рубим,
(движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями)
* * *
На лугу, на лугу
(погладьте животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
(пощипывайте бочка снизу вверх)
Поклевали,
(пальцами пробегайте по животику)
Улетели
(поглаживайте)
* * *
Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.
* * *
Папа-ёж,папа-ёж,
ты нам спинку не потрёшь?
* * *
Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
* * *
Птичка-птичка,
(водите пальцем по ладошке)
Вот тебе водичка
(водите пальцем по ладошке, пощипывайте)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
* * *
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
* * *
Рельсы, рельсы,
(проведите одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проведите поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(постучите пальцами рук)
Пришли куры, поклевали.
(постучите указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(пощипайте спинку)
Пришла лисичка,
Хвостиком помахала.
(погладьте спинку)
Прошёл слон,
(тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(тыльной стороной кулаков с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(сложите три пальца в щепоть)
* * *
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.
* * *
Сидит белка на тележке,
(поглаживайте пяточку круговыми движениями)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому —
(поглаживайте пальчики)
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью — синичке,
Кому в роток,
(погладьте большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
* * *
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненькая
Да здоровенькая.
* * *
Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.
Утешаем потешками
Ах, кокли-мокли,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
* * *
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
* * *
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
* * *
Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
* * *
От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.
* * *
Раз зубок, два зубок –
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
* * *
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
* * *
У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит!
Шагаем с потешками
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ…
* * *
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
* * *
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
* * *
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
* * *
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
* * *
Наша Женя по полу
В первый раз затопала.
Стала на коленки,
Доползла до стенки,
Обе ручки подняла,
Покачнулась – и пошла.
Топай, топай ножками,
Новыми сапожками!
Топ-топ до угла,
Постояла – и пошла.
Далеко в другом углу,
Мяч и мишка на полу.
Взять их Женя хочет,
Ножками топочет.
Побежала, покачнулась,
Шлёп – и сразу растянулась.
Плакать Женечка не стала,
Потихонечку привстала
И до самого угла
По всей комнате прошла.
Мишку за ногу схватила,
Мячик ножкой покатила,
А потом пошла опять
Вдоль по комнате гулять –
До дивана, до окошка,
Под столом прошлась немножко
Темновато под столом –
Скатерть длинная кругом.
А на стуле – Мурка,
Серенькая шкурка.
Приподняв ладошку,
Женя гладит кошку.
Говорит ей: “Пай-пай”.
Говорит ей: “Бай-бай”.
Мурка жмурится слегка –
Знает, чья это рука.
Постояв у стула,
Женя отдохнула
А потом пошла опять
Вдоль по комнате гулять.
Добрела она до шкафа
И кряхтя, уселась на пол.
Надо снова отдохнуть –
Впереди далёкий путь.
* * *
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
* * *
Топ, топ, топотушки…
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками .
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!
(З. Александрова)
* * *
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.
* * *
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ,
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
* * *
Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.
Знакомимся с тельцем потешками
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
* * *
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки – толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
* * *
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
* * *
Для чего сыночку ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего сыночку ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего сыночку ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего сыночку глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего сыночку спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего сыночку попа?
Чтоб его ладошкой хлопать!
Для чего сынок родился?
Чтобы папа им гордился!
* * *
Лес, (волосы)
Поляна, (лоб)
Овражек, (нос)
Яма (рот).
* * *
Мы – маленькие руки,
Но мы не знаем скуки,
Есть всегда у нас дела:
Та схватила, та взяла.
Даже если нас не просят,
Мы все время что-то носим,
И мишутку, и ежа
Мы погладим, не спеша.
Пальцы наши – крошки –
Ловкие помощники,
И горошинку возьмут,
Если где-нибудь найдут.
Наш мизинец очень мал,
Рядом безымянный стал,
А за ними средний –
Важный – не последний.
Есть у нас внимательный
Палец указательный.
И немного стороной –
Самый толстый и большой –
Палец очень главный,
Ложку держит славно.
Если пальчики послушные,
Мы и ловкие и дружные,
Помогаем малышам
Все дела их совершать.
* * *
Ножками ходушечки,
Ручками хватушечки.
Роток болтунок,
Глазки хлоп-хлоп.
* * *
Носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки.
* * *
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
* * *
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки – все хватать-хватать.
* * *
Стенка, стенка,
(дотроньтесь до щёчек)
Потолок,
(лобик)
Две ступеньки,
(прошагайте пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажмите на носик)
Купаемся с потешками
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
* * *
Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.
* * *
Вода текучая,
Дите растучее,
С гуся вода –
С тебя худоба.
Вода книзу,
В дитя кверху.
С гуся – вода,
С лебедя – вода,
А с тебя худоба.
* * *
Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
* * *
Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Давайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.
* * *
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик –
Чистая какая
Доченька родная!
* * *
Ой, ой, ой, ой!
Кто тут голенький такой,
Кто тут голенький
И веселенький?
Кто купаться пришел,
Кто водичку нашел?
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Искупай-ка малыша,
Чтоб сияло личико!
Засыпаем с потешками
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
* * *
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идёт олень.
На рогах он дрёму носит,
В каждый дом её заносит.
В люльку дрёму он кладёт,
Тихо песенку поёт.
* * *
Баю-бай, баю-бай,
Рыбка-сёмга, приплывай!
Рыбка-сёмга, приплывай,
Алексейку поджидай.
Алексейка подрастёт,
С папой на море пойдёт.
Станет сёмгу он ловить,
Станет маму он кормить.
* * *
Баю-бай, баю-бай,
К нам приехал дед Мамай,
К нам приехал дед Мамай,
Просит: “Машеньку отдай!”
А мы Машу не дадим,
Пригодится нам самим.
* * *
Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.
* * *
Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят.
* * *
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать,
Нашу Катю усыплять.
* * *
Баю-баю-баю-баю,
Ты уже напился чаю,
Кашку съел и наигрался,
Нашалился, наболтался,
Так теперь уж засыпай,
Баю-баю-баю-бай.
Вот присела на ворота
Говорливая сорока:
Кра-кра-кра-кра!
Маленькому спать пора!”
В окна голуби взглянули:
“Гули-гули – гули-гули,
Надо маленькому спать,
Чтобы утро не проспать”.
Баю-баюшки-баю,
Как я дитятку люблю!
* * *
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Нашу Катю не буди!
* * *
За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка – в дупле,
Собачка – в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
* * *
Как у нас в берлоге
Три бочонка мёду,
Как у наших деток —
Сладенькие лапки…
Первый сон — гречишный,
А второй — цветочный,
А как выйдет месяц —
Липовый приснится.
Соням и сластёнам,
Баловням-задирам,
Медвежовым деткам —
Баюшки под ушко!
* * *
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон.
Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать,
Будет детка крепко спать.
Будут гули говорить,
Чем детку накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок,
Станут кашку варить,
Станут детку кормить,
Белой кашкой с молочком
И румяным пирожком.
* * *
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…
* * *
Ой, люленьки-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки,
Сладко спи по ночам
Да расти по часам!
* * *
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка,
Радость моя!
* * *
Пошёл котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшу положить,
Ваня будет крепко спать,
Котик – Ванечку качать.
* * *
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
* * *
Спи, зайчонок-заинька,
Зверушонок маленький.
У какая зюзика,
Маленькая пузика.
Там за речкою мосток.
Лапа-тапа-точки
Топ-топ топ.
Ухи-ухи -лапатухи.
Понаевшиеся брюхи.
Через речку мостик,
там пушистый хвостик.
И зайчонок – егоза,
Удивленные глаза.
* * *
Тихо-тихо-тихо-тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает:
«В этом сне – воздушный шарик,
В этом сне – собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
* * *
У ворот сосёнушка,
У ворот зелёная.
Как на той сосёнушке
Колыбель повешена:
Одеяльца новые,
Ленточки шелковые,
Положок золотой,
А крючок завитой.
Сосенка шумит.
* * *
Уж ты, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу Дашеньку качать,
Нашу Дашеньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
* * *
Ходит сон у колыбели –
Баю, баю.
Чьи тут глазки спать хотели –
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай,
Сон качает колыбельку.
Засыпай.
* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
– Тс-с-с…
www.tikitoki.ru
Потешки для детей: про еду, перед едой, во время еды
С потешками, песнями да прибаутками любое дело идет веселее! Эта истина нашла воплощение в русском народном творчестве, незыблемые шедевры которого дошли и до наших времен.
Потешки перед едой помогут настроиться на прием пищи.
Потешки во время еды помогут прежде всего маме сделать этот процесс проще, ведь дети так любят покапризничать за столом
Потешки про еду — маленькие стишки, которые познакомят ребенка с названием овощей, фруктов и прочих продуктов, и их свойствами.
Настоящее сокровище для детей и взрослых!
Потешки перед едой
Готовим с мамой:
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.
Лепим мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики
Тушки, тутушки,
Пекла мама ватрушки,
Пекла мама ватрушки
Для любимого Ванюшки.
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы , кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую варите,
Кашку сладкую сварили
И …(имя ребенка) Полинку накормили!
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
Моем руки перед едой с потешками:
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли помыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей.
Маша, умывайся веселей!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист. (К. Чуковский)
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец, бы отмыло.
Утром мы водичкой моем руки, личико
Плих и плюх, плих и плюх
Убегай грязь от чистюх.
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Потешки во время еды
Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали!
Сно-ва Се-ли!
А потом всю кашу
Съели!
— Ладушки, вы — ладушки.
— Где были?
— У бабушки.
— А что ели?
— Кашку.
— А что пили?
— Бражку.
— А что на закуску?
— Кислую капустку.
— Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Оладушки
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик попробовал малость.
Чуточку съели лобик с макушкою,
Остальное ушки докушали!
Умница Аленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!
Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Сашуньке съесть велели.
Доченька послушала
И всю кашку… скушала!
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
Гуси, гуси! Га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да,
Каши манной с молоком? Неееет.
Ну а что же вам? Конфееет
Ой, качи-качи-качи!
Ой, качи-качи-качи!,
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
Люли, люли, люли
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить
Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.
Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,
Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай , хорош!
Тили-час, тили-час
Вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
Потешки про еду для детей
Супчик
автор: Кирилл Авдеенко
Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай , хорош!
Молочко
Котик выпил молока (облизываемся язычком),
Откусил он пирога (хлопаем в ладошки),
Лапки вытер (трем ручки друг о друга),
Нос помыл (обтираем носик),
«Мяу, мяу!» — говорил (говорим: «Мяу»).
Ложки
Ай, туки, туки, туки.
Застучали ложки,
Застучали ложки
Заиграли ложки:
Тук-ток, тук—ток,
Скоро Тимочке годок!
Морковка
автор: Кирилл Авдеенко
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!
Яички
автор: Кирилл Авдеенко
Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»
Творожок
автор: Кирилл Авдеенко
Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням — как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик -ам! — и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог — наш дружок!
Зубки укрепляет.
Мяско
автор: Кирилл Авдеенко
Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем — поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим!
Малинка
автор: Кирилл Авдеенко
Раз малинка, два малинка,
Прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка —
Целое лукошко!
Только надо рано встать,
Чтоб лукошко то собрать.
Лепешки
Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
Похожие рецепты:
detkuhnya.ru