Разное

Как развивать фонематический слух: Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей. — Детский сад № 2 “Ивушка”

Содержание

Развитие фонематического слуха у детей

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

 Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок  закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки»

 Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

 Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Узнай свой голос»

Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра «Три медведя»

 Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

Кто что услышит?

Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры.

Взролый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должн отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

 Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

 Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно»

 Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.

***

Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.

Шутки — минутки.

Вы читаете  строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах.  Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.

Найди ошибку и назови слово правильно.

Цель: Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.
В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! — кричат вокруг хозяйки — в огород забрались майки.
Доску на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Писем мы не написали — тучку целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
Здесь хорошее местечко — протекает мимо печка.
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

Какой звук пропал в слове?

Цель: Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

  • Написал письмо я зайке, но забыл приклеить …арки.
  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама … осы.
  • Подарили нам игрушки: целый день палили … ушки.
  • Землю роет старый к… от, под землёю он живёт.
  • В зоопарке живёт с… он, словно дом огромен он.
  • Мама кукле шар… вязала, ей Наташа помогала.
  • Серый вол… голодный, злой, ходит по лесу зимой.
  • Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла… пу.
  • Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к… ошки.
  • На арену … игры вышли, мы от страха все притихли.

Различение слогов.

Игра «Похлопаем»

 Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

Игра «Услышишь лишнее-хлопни»

 Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков

Игра «Кто это?»

Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

Игра «Поймай звук»

 Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (А-у-И…)

  Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

Игра «Услышь слово»

Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Упражнение «Эхо»

Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а…» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный  звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов.

Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

 Кто больше слов придумает?

Описание игры.

Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

 «Эхо»

– Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме — выделить голосом.

Услышав слово и поймав мяч, ребенок  некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неведома.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»).

Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

«Выбери слог со звуком «у»

Вы говорите, например: та-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, ребенок  должен найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога — это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?

«Выбери слово на звук «у»

 Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д. Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко — увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма, эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук «у» не будет.

Игра «Звук заблудился»

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и –ай-да!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).

“Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)”

“Называем по очереди слова со звуком с и нанизываем по одному колечку. Я говорю слово “собака” и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть — собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).” Слова нужно называть по порядку одетых колец. Каждый раз, играя, старайтесь увеличивать число запоминаемых слов.  (Используем любые другие звуки)

Запомни и повтори слоговые ряды:

Ас – ос – ус – ыс, ос – ус – ыс – ас, ус – ыс – ас – ос, ыс – ас – ос – ус

На прогулку в лес

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др. , в названиях, которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Подобным образом можно подбирать игрушки или картинки на другие звуки.

        Взрослый  выставляет игрушки на столе и просит ребенка назвать их. Затем он предлагает  ребенку отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Ребенок  выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину, и отвозят в определенное заранее место.

Фонематический слух: слух, без которого не будет слов — как его развивать – Parents.ru

Воспитание

Фото
Getty Images

логопед Детской клиники Европейского медицинского центра

Слух — это способность человека с помощью слухового анализатора (органа слуха) воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Существует два вида «слухов»: неречевой (физический), сюда же относится и музыкальный, т. е. способность воспринимать музыку, и речевой (фонематический). Физический слух позволяет нам воспринимать бытовые и природные шумы: журчание ручейка, пение птиц, хлопанье двери, слышать и правильно воспроизводить мелодию. А фонематический слух — овладеть «кодом» языка и понимать человеческую речь.

Иными словами, фонематический слух — это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуки, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

Советы специалиста подскажут, как узнать, что у малыша недостаточно развит фонематический слух, как и с какого возраста его развивать, когда можно решить проблему своими силами, а когда необходима помощь специалиста.

Фото
Getty Images/Wavebreak Media

Этапы развития фонематического слуха

Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же развивается фонематический слух и что на каждом этапе развития могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку овладеть навыком дифференциации и воспроизведения звуков речи?

Находясь в животике у мамы, кроха воспринимает музыку, смех и другие довольно громкие звуки, но речь он не слышит.

В две недели — 1 месяц ребенок начинает различать именно речевые звуки.

К двум месяцам малыш уже реагирует на слова мамы: услышав ее голос, успокаивается и перестает кричать, если плачет, если мама обращается к нему во время еды, может сделать перерыв и перестать сосать. До 3 месяцев для ребенка главное — эмоциональное общение с мамой. Надо активно пользоваться мимикой и интонацией: говорить то тихо, то громко, менять тембр голоса, произносить одно и то же слово пискляво или нарочито басом, задавать вопросы и отвечать на них. Старайтесь, чтобы при разговоре ребенок видел лицо того, кто с ним разговаривает. Ребенок развивается, подражая взрослому. Чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук, он должен видеть артикуляцию, то есть движения губ.

Во время купания, переодевания, кормления комментируйте свои действия, называйте предметы, к которым прикасаетесь. Например, собираясь купать малыша, скажите: «Идем купаться». Окунув его в воду, спросите: «Какая вода?» и ответьте: «Вода теплая». Затем скажите, как вода капает: «Вода капает кап-кап». Фразы должны быть короткими, ответы ясными и четкими.

Начинайте играть с погремушками. Выбирайте их так, чтобы одна звучала громче, другая — тише, одна была мелодичной, а другая издавала более низкие звуки. Демонстрируйте, как звучат погремушки, и комментируйте: «Это низкий звук, это громкий» и т.д.

Фото
Flavia Morlachetti/Getty Images

3-6 месяцев. В 3 месяца малыш с удовольствием слушает музыку, в 4 месяца начинает подражать услышанным звукам, в 5 — узнает голоса близких людей, прислушивается к звукам внешнего мира и к тем звукам, которые издает сам.

В этот период ребенок уже жаждет общаться с окружающими с помощью крика. Появляются отчетливо произносимые гласные звуки: «а-у-и» — так называемое гуление. Причем малыш получает от их произношения явное удовольствие. Окликайте его из разных мест комнаты, чередуйте шепот с громкой речью. В различных вариациях повторяйте имя крохи: «Ваня, Ванечка, Ванюша». Показывайте, как вы рады общению. Повторяйте вслед за ребенком произносимые им комбинации звуков, в этом случае гуление станет более эмоциональным.

6-9 месяцев. В 6 месяцев кроха различает на слух свое имя, в 7 — может понять и оценить осмысленные звуки. В этот период малыш начинает лепетать: в его речи появляются сочетания звуков, похожие на слоги. Причем в лепете присутствуют звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих его людей. Называйте все, что привлекает его внимание: «Вот кошка, вот собака, вот дом». Говорите новые слоги, побуждая кроху повторять их вслед за вами: «Скажи бы, бы, бы». Этому помогут потешки с повторением слогов. С выражением произнесите: «Ай, ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу».

9-12 месяцев. С 9 месяцев малыш начинает выделять любимые и нелюбимые мелодии и дать понять, какая ему нравится, а какая — нет. Лепет с каждым днем становится все больше похож на слова родного языка. Ближе к году в речи крохи появляется интонация и ударение. В этом возрасте ребенок отчетливо произносит первое слово. С 9 месяцев развивается способность подражать услышанному, повторять некоторым звукам. Это совершенно новая ступень развития фонематического слуха.

Учите ребенка слушать окружающие его шумы, объясняйте: «Это проехала большая машина, у нее мотор работает громче, чем у маленькой. А это шуршат листья под ногами, дождик капает: кап-кап».

Фото
PeopleImages/Getty Images

1-3 года. Интенсивно развивается фонематический слух, малыш подражает разговору взрослых, копирует их интонацию. Почти у каждого ребенка в этом возрасте появляются свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, может пропеть.

Будут полезны упражнения с музыкальными инструментами. Для начала достаточно двух: например, барабана и дудочки. Покажите барабан, продемонстрируйте, как он звучит. Покажите дудочку и извлеките из нее звуки. По очереди давайте инструменты ребенку в руки, пусть он попытается на них поиграть. Повторяйте такие упражнения несколько дней подряд, чтобы малыш запомнил, какой инструмент как звучит. Убедившись, что кроха освоился с инструментами, попросите его отвернуться. Побарабаньте. Повернувшись, ребенок должен показать, какой именно инструмент звучал. Усложните задание. Когда ребенок отвернется, поиграйте на обоих инструментах. Предложите ребенку назвать или показать, какой инструмент звучал сначала, какой — потом. Постепенно количество инструментов можно увеличить до 3-4. Играть можно также на маракасах, кастаньетах, колокольчиках, бубне.

В возрасте от 1,5 до 2 лет происходит удивительное событие — ребенок начинает говорить. Это самый яркий, важный и стремительный (быстрый) период речевого развития. Малыш узнает все новые и новые слова, повторяет их, соединяет в несложные фразы. Понимает и реагирует на слова, отличающиеся всего одной фонемой (звуком): например, «мишка» — «миска».

Разговаривая с крохой, четко проговаривайте слова и их окончания, так же тщательно надо проговаривать предлоги в, на, под. Они появляются в активной речи малыша первыми, и очень важно, чтобы ребенок с самого начала употреблял их правильно.

3-5 лет. На четвертом году жизни фонематическое восприятие настолько улучшается, что уже понятно, есть ли у ребенка проблемы с фонематическим слухом. В этом возрасте в его речи появляются развернутые фразы, он должен различать на слух шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Даже если малыш еще не может четко их произнести, на картинке он всегда покажет, где — мишка, а где — мышка, где — дочка, а где — точка. Если он путается, это веский повод обратиться за консультацией к логопеду. Ведь в норме к четырем годам кроха должен различать все звуки.

Примерно к этому же возрасту заканчивается формирование и правильного звукопроизношения. Если ребенок определенные звуки произносит неправильно, консультация логопеда обязательна. Обратите внимание также на правильное построение грамматических конструкций. В будущем умение согласовывать падежные окончания, время действия и не путать мужской и женский род поможет карапузу писать грамотно.

Фото
Getty Images/Cultura RF

Что проверяет логопед

В идеале впервые показать ребенка логопеду следует в 3 года. Специалист скажет, надо ли ждать, пока все звуки сами собой «встанут на место» или с малышом необходимо серьезно дополнительно заниматься, так как своими силами устранить замеченные нарушения родители вряд ли смогут. При этом надо понимать, что звукопроизношение и фонематический слух в норме формируются до 4 лет. Когда ребенок развивается нормально, но, например, неправильно произносит какие-либо звуки или не согласовывает падежные окончания, поводов для паники или беспокойства нет. Но если эти нарушения сохраняются после того, как карапузу исполнилось 4-5 лет, ему требуется консультация логопеда.

Малыш с проблемами фонематического слуха нуждается в комплексном обследовании. Будьте готовы к тому, что логопед подробно расспросит вас о том, как протекали беременность и роды, как развивался ребенок: когда начал переворачиваться с боку на бок, когда сел, встал, пошел, когда начал гулить, произносить первые членораздельные звуки, слоги и слова. В первые годы психическое, речевое и физическое развитие ребенка тесно связаны, потому логопеду важно выяснить, было ли отставание на каком-либо этапе, не нарушалась ли последовательность этапов, к каким специалистам вы обращались, какое лечение назначалось и назначалось ли.

После этого специалист пообщается с ребенком: покажет картинки и попросить сказать, что на них изображено, разложить их по порядку, составить по ним короткий рассказ. В зависимости от возраста карапуза логопед может попросить его рассказать любимую сказку, причем с разными интонациями или одно и то же слово произнести сначала тихо, потом громко, изобразить вопрос и удивление. В общей сложности первая консультация длится, как правило, 45-60 минут. При незначительных нарушениях родители в дальнейшем могут заниматься с ребенком самостоятельно, при серьезных — с ребенком занимается специалист, при этом специальные упражнения даются и для отработки дома. В любом случае логопед рекомендует игры на развитие фонематического слуха.

Фото
Getty Images/iStockphoto

Игры на развитие фонематического слуха

Речевые игры начинаются с простого: если в 1,5-2 года кроху просят изобразить, как мяукает кошка, лает собака, блеет коза или овца, то в 2,5-3 года уже можно предложить малышу закрыть глаза и на слух определить, кто едет — велосипедист, большая машина или маленькая, какая это птица кричит — ворона или воробей. Полезной также будет игра с музыкальными инструментами «Что звучит?»

Учим ребенка различать высоту, силу, эмоциональную окраску и тембр голоса:

  • Читая сказки, говорите за героев то низким голосом, то высоким. Затем предложите ребенку угадать, кому принадлежат голоса.

  • Игра «Далеко — близко»: предложите ребенку угадать, кто говорит «мяу», «му», «ко-ко», «гав». Расскажите, что когда котенок близко, голос звучит громко, когда — далеко, голос его звучит тихо. Предложите угадать, где котенок (далеко или рядом).

  • Расскажите ребенку, как:
    Плачет девочка — ААА (плаксиво)
    Поет певица — ААА (чистый звук)
    Стонет мальчик (у него болит зуб) — ООО
    Удивляется девочка — ООО (с другой интонацией)
    Гудит пароход — УУУ

Попросить ребенка угадать по звуку, кто или что это, и повторить звук за вами.

Фото
Getty Images
  • Когда у ребенка появится самостоятельная речь, рекомендуется играть с ним в «третий лишний». Произнесите несколько одинаковых слогов и один от них отличающийся, например, «ба-ба-ба-па», и поинтересуйтесь, какой из них лишний. Сначала «лишний» слог ставьте в начало или конец цепочки, через несколько дней, когда карапуз будет легко справляться с заданием, усложните его, поставив «лишний» слог в середину цепочки: «Ба-па-ба-ба». Так же рекомендуется играть не только с глухими-звонкими, но и с твердыми-мягким согласными.

  • Попросите ребенка выделить определенный звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о, у, и, э», ребенок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т.д. Попозже то же самое проделайте с согласными.

  • Игра «правильно-неправильно». Покажите малышу игрушку, назовите ее. Затем предложите карапузу хлопнуть в ладоши, когда вы произнесете это слово неправильно. Например, вы показываете крохе куклу и произносите: «Кукла». Затем говорите: «Кукла, гукла». Услышав «гукла», ребенок должен хлопнуть в ладоши.

В 5 лет начинайте формировать у ребенка навыки элементарного звукового анализа (в школе — фонематический разбор слов):

  1. Когда ребенок освоится со звуками, переходите к слогам. Попросите выделить определенный звук среди слогов: «Подними руку, когда услышишь слог со звуком «к».

  2. Попросите выделить звук среди слов: «Топни ногой, когда услышишь слово со звуком «ш». Позже можно будет попросить ребенка определить, где находится этот звук: в начале, конце или середине слова.

  3. Попросите ребенка придумать слово с определенным звуком. Позже, к 5-6 годам, задание усложняется: карапуз должен придумать слово, где названный взрослым звук находится сначала в начале или в конце, а потом и в середине слова.

  4. Просите карапуза определить, на какой звук слово заканчивается, начинается, какой звук находится в середине слова.

  5. Игра «Шутки-минутки» совершенствует умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Вы читаете строчки из стихов, заменяя буквы в словах, ребенок должен найти ошибку и исправить ее. Например, «Хвост с узорами, сапоги со шторами», «Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану», «Божья коробка, полети на небо, принеси нам хлеба».

  6. «Тихо-громко говори». Упражняйтесь с ребенком в произношении слов и фраз с разной скоростью и громкость. Например, «По дороге едет машина» сначала произносите медленно, потом постепенно ускоряйте темп и прибавляйте силу голоса. После чего постарайтесь произносить фразу медленно и громко, а потом — быстро и тихо.

  7. Назови одинаковый звук в разных словах. Произнесите 3-4 слова с определенным звуком и попросите ребенка этот звук назвать. Например, «заяц, зима, резина, дрезина, гроза, егоза».

  8. Отвечай не торопясь. Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность. Например, попросите: придумать слово, которое начинается на последний звук в слове «заяц», вспомнить название домашнего животного, в котором был бы последний звук слова «утка» (корова, собака, кошка).

  9. Исправь ошибки. Например, «колова дает молоко», «коса прыгает через забор», «кочка охотится на мышку» и т.д.

Хорошо развитый фонематический слух помогает малышу понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком малыш сможет контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.

Больше полезных и интересных материалов о развитии речи у малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Светлана Любошиц

Фонологическая и фонематическая осведомленность | Чтение ракет

Прежде чем дети научатся читать печатные тексты, они должны понять, как работают звуки в словах. Они должны понимать, что слова состоят из отдельных звуков речи, или фонем. Навыки ребенка в фонологическом и фонематическом восприятии являются хорошим предиктором успеха или трудности чтения в дальнейшем.

Дополнительные ресурсы:

Фонологическая осведомленность — это критически важный навык ранней грамотности, который помогает детям распознавать и работать со звуками разговорной речи.

Фонологическая осведомленность состоит из группы навыков. Примеры включают способность идентифицировать рифмующиеся слова, подсчет количества слогов в имени, распознавание аллитерации, разделение предложения на слова и определение слогов в слове. Самый сложный — и последний, который развивается — называется фонематическим восприятием.

Фонематическая осведомленность — это способность замечать, думать и работать с отдельными звуками (фонемами) в произносимых словах. Манипулирование звуками в словах включает в себя смешивание, растяжение или иное изменение слов. Дети могут продемонстрировать фонематическую осведомленность несколькими способами, в том числе:

  • определение того, какие слова в наборе слов начинаются с одного и того же звука

    (“ Звонок , велосипед и мальчик все имеют /b/ в начале.””)

  • выделение и произнесение первого или последнего звука в слове

    («Начало звука dog — /d/». «Конечный звук sit — /t/.»)

  • объединение или смешение отдельных звуков в слове, чтобы произнести слово

    (“/м/, /а/, /п/ – карта .”)

  • разбиение или разделение слова на отдельные звуки

    (“ вверх по – /u/, /p/. “)

Эта диаграмма объясняет взаимосвязь между фонологическим и фонематическим восприятием:

Фонологическое и фонематическое восприятие и фонетика: разные, но взаимосвязанные это два разных, но взаимосвязанных навыка.

Фонологическое и фонематическое осознание относится к разговорному языку — понимание того, что звуки разговорного языка работают вместе, образуя слова.

Фонетика относится к связи между звуками и печатью — это инструкция, которая учит, что буквы обозначают звуки разговорной речи, или алфавитный принцип . Фонетика — это инструмент, который учителя используют для облегчения создания печатно-звуковых ассоциаций.

Детям, которые не слышат и не умеют работать с фонемами произносимых слов, будет трудно научиться соотносить эти фонемы с буквами, когда они видят их в письменных словах.

Узнать больше

Чтобы узнать больше о фонологической и фонематической осведомленности, просмотрите приведенные ниже статьи, советы для родителей, исследовательские обзоры и видео, а также посетите раздел Темы от А до Я: Фонологическая и фонематическая осведомленность, чтобы ознакомиться с нашей полной библиотекой ресурсов.

Для учителей

Классные стратегии

Для родителей

Аналитические записки

Рекомендуемое видео: Фонологическая и фонематическая осведомленность

Как научить фонематическому восприятию

Исследования показали, что фонематическое осознание является самым надежным индикатором успеха ребенка в обучении чтению. Но как этому научить? Я покажу вам шаг за шагом!

Одним из первых шагов в обучении чтению является развитие сильного понимания фонем в языке – фонематического восприятия. Интересно, что многие дислектики борются с этим, что делает слабое фонематическое восприятие одним из классических признаков дислексии у маленьких детей. Обучение навыкам фонематического восприятия наших маленьких детей, страдающих дислексией или нет, даст им хороший старт и прочную основу для обучения чтению.

Что такое фонематический слух

Фонемы — это отдельные звуковые единицы, составляющие слова. Например, слово «сат» состоит из трех фонем: /с/ /а/ /т/. Фонематическая осведомленность — это не только осознание того, что слова состоят из небольших звуковых единиц, но и способность разбивать фонемы, манипулировать ими и смешивать их. Например, возможность удалить /s/ и заменить его на /m/, чтобы получилось слово «мат». Юные читатели должны уметь применять свое понимание фонем, чтобы начать читать.

Важность фонематических знаний

Исследования показали, что фонематические знания являются самым сильным индикатором успеха ребенка в обучении чтению. Сильная фонематическая осведомленность, используемая для сегментации и смешивания слов, помогает детям улучшить свои способности декодировать и понимать то, что они читают.

Фонематическая осведомленность позволяет юным читателям развивать еще один важный элемент чтения: фонетику. Фонетика (отношения между буквами и звуками) строится на фонематическом восприятии. Когда ребенок понимает и умеет вербально манипулировать звуками, он готов перенести эти знания в печатные слова.

Оценка фонематического восприятия

Вы можете определить уровень фонематического восприятия вашего ребенка, если: слово на начало, середину и конец звука
3) предложите ребенку подсчитать количество слогов в слове

Если ваш ребенок может уверенно выполнять эти три задания, он готов к обучению фонетике. Если у вашего ребенка проблемы с выполнением какой-либо из этих задач, будет полезно несколько простых инструкций по фонематическому восприятию.
См. этот пост в Reading Rockets для неформальной оценки фонематического восприятия.

Советы по обучению фонематическому слуху

  • Превратите эти занятия в игру. Сохраняйте игривый настрой.
  • Делайте понемногу каждый день. Вы удивитесь, как много можно освоить за 10 минут в день.
  • Остановитесь, когда ваш ребенок расстроится, и постарайтесь закончить на позитивной ноте.
  • Если у вашего ребенка есть признаки дислексии, для овладения фонематическим восприятием может потребоваться много практики.
  • Целый год на практику — обычное дело.
  • Повторяйте звуки и слова столько раз, сколько вашему ребенку нужно их услышать.
  • Ищите творческие способы игры со звуками в течение дня.

Как научить фонематическому восприятию

Рифмы

Один из самых простых способов научить раннему фонематическому восприятию — работать с рифмующимися словами. Во все эти упражнения можно играть как в игру, чтобы сделать процесс обучения увлекательным. Остановитесь, когда у вашего ребенка появятся признаки дистресса, и снова начните его в другой день. Вы будете поражены тем, как много можно сделать за несколько минут каждый день.

Есть три уровня сложности в работе с рифмой:

Слушание рифмы

Чтение книг с рифмованным языком. Например, «Джек и Джилл пошли в гору». Укажите «Джилл» и «холм». «Нам весело на солнышке». Укажите на «веселье» и «солнце».

Дифференциальная рифма

Произнесите три слова, одно из которых не рифмуется. Например: мат, сид, машина. Коврик и сид заканчиваются одинаково: у. Но машина не заканчивается одинаково, поэтому она не принадлежит.

Создание рифмы

Просто скажите слово, например: сидеть. Попросите ребенка назвать вам слово, которое рифмуется. Вы также можете составлять короткие предложения, например: «У меня есть кошка, которая очень ____». Попросите ребенка закончить предложение рифмующимся словом.

Выделение и классификация звуков

По мере того, как ваш ребенок лучше знакомится со звуками, он может начать различать отдельные звуки в словах. Первый шаг — уметь распознавать начальные звуки, затем конечные звуки и средние звуки. После того, как они научатся выделять звуки, они могут перейти к называнию слов, которые начинаются или заканчиваются определенным звуком.

В следующих примерах используются начальные звуки, но их также можно использовать с конечными звуками и, когда они готовы, со средними звуками, что немного сложнее.

Распознавание звуков

Произнесите три слова, которые начинаются с одного и того же звука, например: м-м-мужчина, м-м-мышь, м-м-мун Попросите ребенка назвать вам, с какого звука начинаются слова.

Различение звуков

Произнесите три слова, в которых два слова начинаются с одного и того же звука, а одно слово начинается с другого звука, например: р-р-крыса, р-р-дождь, м-м-ман. Попросите ребенка назвать вам слово, которое не начинается одинаково. Если они затрудняются, повторите слова, подчеркнув первоначальный звук.

Генерация звуков

Произнесите звук и попросите ребенка произнести слово, которое начинается с этого звука. Веселая игра для тренировки этого навыка — «Я шпион». «Я заметил что-то, что начинается со звука /f/». Ваш ребенок ищет что-то, что начинается с /f/, например вентилятор, холодильник или друга.

Смешивание и сегментация слогов и звуков

Как только ваш ребенок научится выделять отдельные звуки, он или она сможет переходить к смешиванию и сегментированию звуков в слове.

Сегментация — это разбиение слов на слоги и слов на отдельные звуки. Сегментирование также можно практиковать, разделяя предложение на отдельные слова.

Смешивание — это противоположность сегментации. Вместо того, чтобы разделять слово на отдельные звуки, он включает в себя объединение отдельных звуков, чтобы произнести целое слово.

Запутались? Прочтите приведенные ниже упражнения, чтобы узнать, как обучать этим навыкам фонематического восприятия

Смешивание слогов

Произнесите отдельные звуки слова, например: croc/o/dile. Делайте короткую паузу между каждым слогом. Спросите ребенка, что это за слово.

Смешение начального и конечного звуков

Произнесите две части слова, например: /d/ /uck/. Попросите ребенка сказать слово целиком.

Смешивание фонем

Разделение слова на все его отдельные фонемы, например /r/ /a/ /n/. Попросите ребенка сказать это быстро и произнести слово целиком. Помните, сделайте из этого игру. Веселиться. Время от времени просите ребенка задать вам вопрос о смешении, а вы постарайтесь ответить.

Сегментация слов в предложении

Произнесите короткое предложение. Попросите ребенка произнести предложение и хлопать в ладоши при каждом слове, которое он или она слышит. Например: «Я вижу черную кошку». Ваш ребенок должен хлопнуть в ладоши 5 раз. Попробуйте смоделировать то, что вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал в первую очередь, чтобы он четко понимал, что его просят сделать.

Сегментирование слогов

Моделирование хлопков по слогам в слове. Например, яблоко / яблоко. Короткие паузы между слогами. Затем пусть ваш ребенок хлопает в ладоши вместе с вами. Перейдите к произнесению слов и попросите ребенка хлопать в ладоши по слогам самостоятельно.

Сегментирование начального и конечного звуков

Произнесите слово, например: рука. Покажите, как ваш ребенок разбивает слово на первые и конечные звуки следующим образом: /h/ /and/. Продолжайте спрашивать слова до тех пор, пока навык не будет освоен и не будет выполняться с легкостью.

Сегментация фонем

Скажите ребенку слово, например: рыба. Разбейте его на каждую фонему: /f/ /i/ /sh/. У рыбы 3 звука. Продолжайте практиковать, когда ваш ребенок разбивает простые слова на каждую фонему и говорит вам, сколько звуков он или она услышали.

Ресурсы для обучения фонематическому восприятию

Если обучение фонематического восприятия вашего ребенка непосильно для вас, есть отличный ресурс, который мы с успехом использовали.

Все о чтении – предварительный уровень 1

Это первый уровень учебного плана «Все о чтении» , полный быстрых, веселых, готовых фонематических упражнений. В прошлом году мы прошли эту программу с нашим пятилетним сыном, у которого проявляются многие ранние признаки дислексии. У него могут быть проблемы с концентрацией внимания, а также он плохо переносит трудные для него вещи; он немного перфекционист. Ему понравилась эта программа. Предоставленные мультисенсорные действия были именно тем, что ему было нужно. Наличие сценария для каждого слова и всех материалов, которые мне, как его учителю, были нужны для его обучения, это здорово сэкономило мне время. Я настоятельно рекомендую эту основанную на исследованиях мультисенсорную программу раннего чтения, поскольку она дает детям с дислексией достаточно практики, необходимой для того, чтобы сделать фонематическое восприятие прочным навыком.

Пакет для развития фонологической осведомленности от The Literacy Nest (через TPT)

Нам очень понравился этот огромный набор игр для развития фонологической осведомленности от Emily at the Literacy Nest.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *