Как правильно пересказывать текст школьнику: Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу – Методика преподавания – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
Как научить ребенка пересказывать текст: советы любящим родителям.
Как помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик. Родителям нужно знать, что умение пересказывать является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя. Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.
Что необходимо знать при обучении пересказу?
На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден словарный запас, отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.
Мнемотаблицы для пересказа
В педагогической практике успешно используются мнемотаблицы, развивающие и связную речь у детей, и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.
Требования к произведениям
В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:
- Текст должен быть понятен ребенку.
- Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
- В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
- Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения.
- Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
- По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций.
- Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг.
- Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).
Придерживаясь представленных рекомендаций, родители могут быстро достичь хороших результатов при обучении детей.
Рекомендованные произведения для детей
Педагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.
Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения:
- Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
- Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
- Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
- Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
- Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.
Как научить ребенка правильно пересказывать?
Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:
- Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
- Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша.
- После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение.
- Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
- Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
- Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
- На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
- С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
- Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
- После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.
Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.
Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.
Как научить ребенка понимать и пересказывать прочитанное?
Как научить ребенка понимать и пересказывать прочитанное?
Мы часто недооцениваем роль пересказа в школьном обучении и жизни. В действительности этот навык нужен не только на уроках литературы.
Вдумчивое прочтение и изложение сути текста помогает решить задачу по математике, усвоить содержание главы из учебника по окружающему миру, и понять смысл текста не только по гуманитарному, но и по естественно-научному предмету. Ребенок, не умеющий пересказывать прочитанное и формулировать мысль собственными словами, вынужден заучивать целые абзацы текста. Зазубривание может помочь с оценкой, но реальных знаний не дает.
Образовательные стандарты предполагают, что дошкольник способен изложить около 30 % смысла текста, младшеклассник — минимум 50 %, а ученик среднего звена — от 60 до 100 %. Безусловно, помочь научиться пересказывать текст ребенку должны не только педагоги, но и родители. Важно вовремя приступить к занятиям, пока объем информации на уроках не слишком велик.
При пересказе работает память, мышление, логика и анализ, а также эмоциональное восприятие. Ребенок развивает словарный запас, учится составлять полноценные предложения и грамотно излагать свою мысль, давая оценку действиям героев.
Каким бывает изложение текста и как его оценивают?
Условно выделяют три типа пересказа в зависимости от того, как полно передана информация:
- сжатый предполагает краткую передачу сути, выделение основной мысли;
- выборочный напоминает развернутые ответы на ключевые вопросы по произведению;
- близкий к тексту — это полное изложение прочитанного с подробным описанием деталей.
Школьные учителя оценивают изложение по нескольким критериям. Ребенок должен говорить собственными фразами, без заучивания. При этом характерные для автора образные выражения и уникальная лексика повышают качество пересказа. Важно соблюдать логику повествования и устанавливать причинно-следственные связи между событиями или явлениями. Также оценивается полнота передачи деталей для научных книг и речевая выразительность, если мы говорим о литературных произведениях.
Почему у детей возникают проблемы с пересказом?
Основная причина затруднений в изложении прочитанного заключается в плохом понимании текста. Мальчики и девочки стараются правильно произносить слоги, фокусируются на быстром воспроизведении букв и делают это механически, не углубляясь в смысл написанного. Отчасти в проблеме ребенка виноваты школьные тесты на скорость чтения, к которым нет необходимой подготовки.
Помимо автоматического чтения могут быть и другие причины. Усталость и проблемы со здоровьем могут нарушать концентрацию и память. Скудный словарный запас и боязнь спросить приводят к тому, что некоторые слова и целые части произведения остаются непонятными. Из-за неумения подбирать синонимы и выстраивать ассоциативные ряды пересказывание может быть скудным и недетальным.
Как помочь ребенку научиться понимать и пересказывать текст?
Важно вместе найти причину неудач и попытаться ее устранить. Не ругайте ребенка и не заставляйте многократно перечитывать отрывок, пока он не поймет суть. Такие методы лишь снижают мотивацию и отбивают желание учиться. Необходимо поменять алгоритм работы и подход к упражнениям, чтобы добиться правильного понимания текстов.
Популярные техники
Рассказ по иллюстрациям
Опорные изображения помогают лучше запомнить суть. Дошкольники могут смотреть на иллюстрации в книге, а ребятишки постарше — на нарисованные или распечатанные из интернета картинки.
Изложение от лица героя
Попросите сына или дочку описать ситуацию, как ее видит главный герой. Для ученика средних классов можно усложнить задачу. Попросите представить мнение и других действующих лиц. Это поможет глубже понять текст и проследить причины поступков.
Театральная постановка
С малышами интересно воспроизводить истории в лицах. Используйте пальчиковые куклы или любые подходящие игрушки, чтобы разыграть прочитанную сказку.
Пересказ по плану
Это основная техника, которая подходит для школьников. Алгоритм позволяет выделять смысловые блоки и ключевые мысли в них, чтобы после объединить в целостный рассказ.
Читательский дневник
Техника подходит для учеников средних и старших классов. Школьник ведет специальную тетрадь, в которую записывает данные обо всех прочитанных книгах: автора, название, действующих лиц, основную фабулу и другие детали. Практика тренирует внимательность во время чтения, ведь после нужно будет ответить на вопросы. А еще к дневнику удобно возвращаться при подготовке к экзаменам по литературе.
Как прочитать и пересказать текст по плану?
Предлагаем поэтапное руководство, как работать с алгоритмом и читать вдумчиво.
Шаг 1. Предложите ребенку прочитать текст, а после задайте вопросы по содержанию, чтобы проверить понимание. Если есть незнакомые слова, дайте им определение.
Шаг 2. Вместе выделите смысловые блоки — абзацы или предложения с законченной мыслью. Это каркас нашего будущего пересказа.
Шаг 3. Озаглавьте первую часть и определите, о чем в ней речь. Выделите ключевые слова, которые передают основную мысль отрывка.
Шаг 4. Последовательно проработайте каждый смысловой блок и составьте письменный план с выделением частей и ключевыми словами. Опираясь на эти заметки, ребенку будет легче восстановит содержание в памяти.
Шаг 5. Когда ребенок изложит первую часть, предложите ему вернуться к тексту и проверить себя. Также последовательно пересказываем все блоки.
Шаг 6. Еще раз перечитайте весь материал и попросите изложить его целиком с опорой на план.
Как выбирать тексты для тренировок?
Правильный выбор материала очень важен, особенно в начале занятий. Текст должен соответствовать возрасту и быть интересным. Скучные, слишком длинные, научные или «взрослые» отрывки с обилием непонятных слов вызывают проблемы, плохо усваиваются и снижают мотивацию ребенка.
Педагоги предлагают несколько критериев, чтобы выбрать хорошие материалы для упражнений:
- небольшой объем позволяет прочитать текст за один раз, для дошкольников подходят стишки и небольшие сказки, для младшеклассников — короткие рассказы или главы;
- интересные сюжеты лучше удерживают внимание и запоминаются, чем образное описание природы или главы из учебника;
- немногочисленные действующие лица с яркими характерами или деталями вызывают интерес и повышают концентрацию на задаче.
Подходящие материалы легко подобрать в популярных поисковых системах в соответствии с возрастом и интересами учащегося. Также можно использовать школьные книги для самостоятельного чтения.
Упражнения на понимание и изложение
прочитанного
Как и во всем, что касается детского обучения, в упражнениях на понимание прочитанного помогают игры. Предлагаем несколько действенных вариантов, как вместе провести время весело и с пользой.
Распечатайте небольшой текст и нарежьте предложения на отдельные словосочетания или слова
Предложите сыну или дочке собрать пазл по смыслу.
Выберите рассказ, сказку или главу из учебника и попросите вычеркнуть все слова, без которых получится сохранить смысл написанного
Такая техника учит ребенка понимать основную суть текста и делать краткий пересказ прочитанного
Предложите школьнику поставить себя на место героя и придумать альтернативную концовку
Это способ поможет глубже понять мотивы персонажей и запомнить текст, а также станет хорошей техникой воспитания.
Решайте текстовые ребусы и задачи на логику. В них важно тонко понимать прочитанный текст, чтобы найти правильное решение.Решайте текстовые ребусы и задачи на логику
В них важно тонко понимать прочитанный текст, чтобы найти правильное решение.
Для развития словарного запаса, наблюдательности и воображения полезно разговаривать во время прогулок.
Обсуждайте пейзаж вокруг, придумывайте сюжеты с людьми и животными, предполагайте причины их действий и прочее. Активное наблюдение, говорение, фантазирование обогащает речь, развивает мышление и память.
Чем полезны курсы скорочтения от Sirius Future?
Мы учим детей не просто быстро читать, а понимать текст. Впечатляющие цифры не имеют смысла, если в памяти ничего не остается. Обучение медленному и вдумчивому, а также быстрому и интуитивному чтению проходит параллельно. Освоив оба навыка к концу занятий, учащиеся без проблем понимают тексты.
После курса ребенок может подробно пересказывать любой прочитанный или звучащий текст (например, аудиокниги), содержание фильмов, спектаклей и других произведений. Приятные бонусы — это богатый язык, грамотное выражение собственного мнения, навыки анализа содержания.
Как мы учим качественно прочитывать и пересказывать тексты? Занятия проходят в режиме онлайн с использованием удобной платформы. Нужен только ПК, ноутбук, смартфон или планшет с подключением к интернету. На пробном бесплатном уроке вы можете оценить удобство формата и работу тренера. Расписание и программа составляются индивидуально с учетом возраста и начального уровня ученика.
Регина Пицентий
Методист и педагог по ментальной арифметике
Образование: Учитель начальных классов
Опыт с детьми: более 7 лет
Делитесь интересным c друзьями:
Читать еще |
На главную |
Связанные услуги
Скорочтение для детей онлайн
Экспресс-курс подготовка к школе
Курс обучения чтению “Словарики” от Sirius Future
Запишите Ребенка на пробное занятие прямо сейчас!
Узнайте о современном детских занятиях, проверьте эффективность и получите новые знания!
Стратегия повышения грамотности: как обучать пересказу
Пересказ – это короткий, последовательный метод, который учащиеся могут использовать для припоминания, упорядочивания и обобщения текста. С помощью этой процедуры пересказа учащиеся отрабатывают важные навыки понимания, в том числе:
- Определение ключевых деталей
- Понимание структуры текста
- Делание выводов
- Синтез основной идеи
художественные тексты. Вы также можете использовать эту процедуру пересказа для контроля понимания.
Смотреть: см. пересказ в действии
Посмотрите это видео от EL Education, чтобы увидеть, как учитель первого класса использует пересказ с документальным текстом.
Загрузить: Печатный графический органайзер для пересказа
Графический органайзер для пересказа PDF
Прочтите: Как научить пересказу
их понимание.
Учительные уровни (со стандартами):
Исследуйте темы, выбранные нашими экспертами
Стратегии и советы
Чтение и написание
Школа. .К.2: С подсказкой и поддержкой пересказать знакомые истории, включая ключевые детали Общая базовая грамотность РИ.К.2: С подсказкой и поддержкой определить основную тему и пересказать ключевые детали текста)
- 1 (Общая основная грамотность RL.1.2: Пересказывать истории, включая ключевые детали, и демонстрировать понимание их основного сообщения или урока; Общая основная грамотность RI.1.2: Определять основную тему и пересказывать ключевые детали текста)
Лучше всего используется для обучения с:
- ВСЕГО КЛАССА
- Маленькие группы
- Особы
Как подготовить:
Выбрать фантастику или НОВОК. ). Текст должен читаться вслух не более трех-пяти минут. Обязательно выберите уровень чтения, на котором учащиеся могут расшифровывать слова и бегло читать текст. Вы также можете предоставить аудиоверсию текста. Для изучающих английский язык (ELL) полезно предоставить текст на родном языке учащегося, если он доступен.
Предварительно прочитайте текст и определите ключевые детали. Перед уроком уделите несколько минут чтению текста, чтобы помочь вам выбрать, какие действия по пересказу использовать для данного конкретного текста. Предварительное чтение также может помочь вам выяснить, какие базовые знания нужны учащимся. Во время предварительного чтения сосредоточьтесь на следующем:
- Художественная литература: определите ключевых персонажей, обстановку, конфликт, развязку и другие ключевые события.
- Документальная литература: определите тему, цель автора, основную идею и от двух до четырех вспомогательных деталей.
Учитывайте потребности ваших учеников. Используйте последние данные формативных и итоговых оценок, таких как оценка развития чтения (DRA), для оценки текущих навыков пересказа каждого учащегося. Эта информация может помочь вам решить, как наилучшим образом поддержать всех ваших учащихся. В таблице ниже приведены варианты предоставления различных уровней поддержки.
Как научить:
1. Явно смоделируйте процедуру пересказа. Вы можете смоделировать процедуру, используя очень короткий текст или первую часть текста.
2. Объясните, чего вы ожидаете от учащихся. Вы можете сказать: «Сегодня мы прочитаем сказку два раза. После того, как мы закончим первый раз, ты расскажешь мне об этом. Затем мы снова прочитаем рассказ. Когда я закончу во второй раз, ты займешься другим заданием, чтобы пересказать историю». Сделайте паузу, чтобы убедиться, что учащиеся понимают упражнение. Спросите: «Что мы будем делать сегодня?» Вы можете отобразить список на диаграммной бумаге в качестве визуального напоминания о шагах процедуры.
3. Предварительный просмотр текста. Начните с просмотра названия и любых субтитров или изображений с учениками. Поговорите о том, является ли текст художественным или научно-популярным. Затем активируйте имеющиеся знания, попросив учащихся повернуться и поговорить с партнером, чтобы ответить на такие вопросы, как «Что вы знаете об этой теме?» или «О чем вы думаете по картинкам?»
4. Прочитайте или прослушайте текст. В некоторых случаях вы можете захотеть, чтобы учащиеся читали. В других случаях вы можете прочитать текст вслух или дать учащимся возможность прослушать аудиоверсию. Например, если учащиеся борются с оперативной памятью или вниманием, вы можете дать им аудиоверсию, чтобы они могли делать паузы и перематывать по мере необходимости.
5. Попросите учащихся сделать начальный пересказ. Учащиеся могут продемонстрировать свое понимание, пересказывая устно, письменно или рисуя. Не используйте никаких опор на этом этапе. Вы хотите оценить их первоначальное понимание текста и найти «пробелы» (если они есть) в их понимании.
Для ELL: Предложите ELL сначала пересказать текст на своем родном языке. Если у вас есть более одного ученика, говорящего на одном родном языке, объедините их в группу, чтобы обсудить текст, а затем поделиться кратким изложением на английском языке.
6. Перечитайте текст. Студенты могут прочитать его, вы можете прочитать его или использовать аудиоверсию.
7. Попросите учащихся выполнить одно из следующих заданий по пересказу с поддержкой:
- Пересказ пятью пальцами: Попросите учащихся поднять одну руку. Объясните, что каждый палец представляет собой часть пересказа: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (обстановка) и почему (развязка/мотивы). Попросите учащихся устно пересказать пять W текста, указывая на каждый палец по мере продвижения. Для визуальной поддержки создайте якорную диаграмму, на которой показана рука с маркировкой каждого пальца. Покажите таблицу, чтобы учащиеся могли обращаться к ней при пересказе.
- Пересказ изображения/реквизита: Соберите некоторые материалы, например распечатанные изображения из текста, куклы или другой связанный реквизит. Разложите материалы перед учащимися и попросите их пересказать текст, используя материалы. (Этот тип пересказа лучше всего подходит для отдельных лиц или небольших групп, чтобы все учащиеся могли активно участвовать.)
- Пересказ последовательности: Дайте учащимся графический органайзер для пересказа. Пусть они укажут на слово последовательности в каждом прямоугольнике ( первые , , затем , , затем и , затем ), когда они устно пересказывают историю. Или учащиеся могут рисовать картинки или писать в полях для своего пересказа. Если учащиеся пишут, предложите им использовать 10 слов или меньше для каждой рамки.
8. Обеспечить дифференцированный уровень поддержки. Используйте эту таблицу для выбора вариантов поддержки учащихся во время пересказа:
Уровень пересказа учащихся | Поддержка |
---|---|
All students (Use regardless of current skill level) |
|
Простой (Включает ключевые детали, описывает основные события, пересказывает текст по порядку) |
|
Более сложный (Обладает всеми вышеперечисленными навыками, а также использует ключевую лексику и детали, прямо не указанные в тексте) |
|
Наиболее полный (Все вышеперечисленные навыки, а также установление связи с предыдущим обучением, уточнение важных деталей и оценка текста) |
Понять: почему эта стратегия работает
Пересказ — сложный навык. Требуется знание структуры текста, понимание словарного запаса, а также способность вспоминать и обобщать. Это тоже ценный навык. Исследования показали, что пересказ способствует пониманию и развитию словарного запаса.
Учащимся, у которых проблемы с памятью, вниманием или обработкой речи, предсказуемый процесс пересказа — с поддержкой — помогает усвоить этот навык. Поскольку учащиеся знают, чего ожидать, они с большей вероятностью будут проверять свое понимание во время чтения или прослушивания.
Когда учащиеся следуют программе пересказа, они повторяют текст более одного раза. Это особенно полезно для студентов, которые борются с оперативной памятью или обработкой речи. Когда они читают текст в первый раз, они могут читать для общего понимания. Их первый пересказ может помочь вам найти любые пробелы в их понимании и быть готовым задать конкретные вопросы. Когда учащиеся читают текст во второй раз с поддержкой, они могут больше сосредоточиться на деталях, что повышает их шансы на успех.
Для всех учащихся — и особенно для ELL — предварительный просмотр текста и многократное чтение дает им много возможностей для взаимодействия с новым словарным запасом и текстовыми структурами. Картинки (в том числе изображения из текста), реквизит или банки слов — все это дает учащимся словарный запас в разных форматах. Также при пересказе учащиеся должны использовать слова, прочитанные или услышанные в тексте. Это означает больше шансов для развития устной и письменной речи, а также для тренировки навыков понимания.
В готовящемся электронном письме или информационном бюллетене для семей расскажите им, как они могут попрактиковаться в пересказе дома. Или вы можете смоделировать действие на семейном мероприятии, чтобы они могли увидеть его в действии. Вы можете использовать такой язык:
На уроке мы тренируемся, как пересказывать прочитанное. Это означает, что мы читаем короткий текст (художественный или научно-популярный). Затем учащиеся своими словами говорят о прочитанном. Умение пересказывать — важный навык чтения.
Вы можете практиковаться в пересказе дома любой книги (или даже нескольких страниц книги), которую вы прочитали вместе с ребенком. Вы можете сделать это всего за 15 минут за один присест. Вот пять простых шагов:
- Предварительный просмотр книги. Обсудите с ребенком название и картинки.
- Прочтите книгу. Вы можете читать книгу, ваш ребенок может читать книгу или вы можете читать ее вместе.
- Попросите ребенка пересказать прочитанное. Не давайте слишком много советов и не задавайте слишком много вопросов. Пересказ даст вам хорошее представление о том, что понял ваш ребенок.
- Перечитайте книгу.
- Попросите ребенка пересказать еще раз. На этот раз попросите ребенка поднять одну руку, чтобы пересказать пять пальцев. В этом упражнении ваш ребенок будет использовать разные пальцы, чтобы представить пять разных частей пересказа книги: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (также обстановка) и почему. (разрешение/мотивы). Ваш ребенок будет указывать на каждый палец во время пересказа. Если у вашего ребенка возникли проблемы, вернитесь к книге в поисках подсказок.
Если у вас будет возможность потренироваться на этой неделе, напишите мне в ответ, как все прошло. Если у вашего ребенка проблемы с пересказом, я могу дать вам несколько других идей для практики. Вместе мы можем помочь вашему ребенку стать лучшим читателем.
Исследования, лежащие в основе этой стратегии
«Детский пересказ историй как стратегия повышения грамотности и развития языка», от Центра раннего обучения грамоте
«Сила пересказа историй», от Репетитор
«Влияние рассказывания и чтения историй на сложность устной речи и понимание историй маленькими детьми», из Журнал дошкольного образования
«Сравнение эффективности и действенности устных и письменных пересказов и отрывков». как стратегии для понимания текста», из Психология в школах
Похожие темы
Стратегии и советы
Чтение и письмо
Школа поддерживает
Стратегия обучения грамоте: как научить пересказу
Пересказ – это краткая последовательная рутина, которую учащиеся могут использовать, чтобы вспомнить, упорядочить и обобщить текст. С помощью этой процедуры пересказа учащиеся отрабатывают важные навыки понимания, в том числе:
- Определение ключевых деталей
- Понимание структуры текста
- Делание выводов
- Синтез основной идеи
Вы можете использовать эту процедуру пересказа, чтобы помочь учащимся пересказывать как научно-популярные, так и художественные тексты. Вы также можете использовать эту процедуру пересказа для контроля понимания.
Смотреть: см. пересказ в действии
Посмотрите это видео от EL Education, чтобы увидеть, как учитель первого класса использует пересказ с документальным текстом.
Загрузить: Графический органайзер для печати для пересказа
Графический органайзер для пересказа PDF
Прочтите: Как научить пересказу
Цель: Учащиеся определят, систематизируют и перескажут ключевые детали текста, чтобы продемонстрировать свое понимание.
Учительные уровни (со стандартами):
Исследуйте темы, выбранные нашими экспертами
Стратегии и советы
Чтение и написание
School Supports
. .К.2: С подсказкой и поддержкой пересказать знакомые истории, включая ключевые детали Общая базовая грамотность РИ.К.2: С подсказкой и поддержкой определить основную тему и пересказать ключевые детали текста)
Лучше всего используется для обучения с:
- ВСЕГО КЛАССА
- Маленькие группы
- Особы
Как подготовить:
Выбрать фантастику или НОВОК. ). Текст должен читаться вслух не более трех-пяти минут. Обязательно выберите уровень чтения, на котором учащиеся могут расшифровывать слова и бегло читать текст. Вы также можете предоставить аудиоверсию текста. Для изучающих английский язык (ELL) полезно предоставить текст на родном языке учащегося, если он доступен.
Предварительно прочитайте текст и определите ключевые детали. Перед уроком уделите несколько минут чтению текста, чтобы помочь вам выбрать, какие действия по пересказу использовать для данного конкретного текста. Предварительное чтение также может помочь вам выяснить, какие базовые знания нужны учащимся. Во время предварительного чтения сосредоточьтесь на следующем:
- Художественная литература: определите ключевых персонажей, обстановку, конфликт, развязку и другие ключевые события.
- Документальная литература: определите тему, цель автора, основную идею и от двух до четырех вспомогательных деталей.
Учитывайте потребности ваших учеников. Используйте последние данные формативных и итоговых оценок, таких как оценка развития чтения (DRA), для оценки текущих навыков пересказа каждого учащегося. Эта информация может помочь вам решить, как наилучшим образом поддержать всех ваших учащихся. В таблице ниже приведены варианты предоставления различных уровней поддержки.
Как научить:
1. Явно смоделируйте процедуру пересказа. Вы можете смоделировать процедуру, используя очень короткий текст или первую часть текста.
2. Объясните, чего вы ожидаете от учащихся. Вы можете сказать: «Сегодня мы прочитаем сказку два раза. После того, как мы закончим первый раз, ты расскажешь мне об этом. Затем мы снова прочитаем рассказ. Когда я закончу во второй раз, ты займешься другим заданием, чтобы пересказать историю». Сделайте паузу, чтобы убедиться, что учащиеся понимают упражнение. Спросите: «Что мы будем делать сегодня?» Вы можете отобразить список на диаграммной бумаге в качестве визуального напоминания о шагах процедуры.
3. Предварительный просмотр текста. Начните с просмотра названия и любых субтитров или изображений с учениками. Поговорите о том, является ли текст художественным или научно-популярным. Затем активируйте имеющиеся знания, попросив учащихся повернуться и поговорить с партнером, чтобы ответить на такие вопросы, как «Что вы знаете об этой теме?» или «О чем вы думаете по картинкам?»
4. Прочитайте или прослушайте текст. В некоторых случаях вы можете захотеть, чтобы учащиеся читали. В других случаях вы можете прочитать текст вслух или дать учащимся возможность прослушать аудиоверсию. Например, если учащиеся борются с оперативной памятью или вниманием, вы можете дать им аудиоверсию, чтобы они могли делать паузы и перематывать по мере необходимости.
5. Попросите учащихся сделать начальный пересказ. Учащиеся могут продемонстрировать свое понимание, пересказывая устно, письменно или рисуя. Не используйте никаких опор на этом этапе. Вы хотите оценить их первоначальное понимание текста и найти «пробелы» (если они есть) в их понимании.
Для ELL: Предложите ELL сначала пересказать текст на своем родном языке. Если у вас есть более одного ученика, говорящего на одном родном языке, объедините их в группу, чтобы обсудить текст, а затем поделиться кратким изложением на английском языке.
6. Перечитайте текст. Студенты могут прочитать его, вы можете прочитать его или использовать аудиоверсию.
7. Попросите учащихся выполнить одно из следующих заданий по пересказу с поддержкой:
- Пересказ пятью пальцами: Попросите учащихся поднять одну руку. Объясните, что каждый палец представляет собой часть пересказа: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (обстановка) и почему (развязка/мотивы). Попросите учащихся устно пересказать пять W текста, указывая на каждый палец по мере продвижения. Для визуальной поддержки создайте якорную диаграмму, на которой показана рука с маркировкой каждого пальца. Покажите таблицу, чтобы учащиеся могли обращаться к ней при пересказе.
- Пересказ изображения/реквизита: Соберите некоторые материалы, например распечатанные изображения из текста, куклы или другой связанный реквизит. Разложите материалы перед учащимися и попросите их пересказать текст, используя материалы. (Этот тип пересказа лучше всего подходит для отдельных лиц или небольших групп, чтобы все учащиеся могли активно участвовать.)
- Пересказ последовательности: Дайте учащимся графический органайзер для пересказа. Пусть они укажут на слово последовательности в каждом прямоугольнике ( первые , , затем , , затем и , затем ), когда они устно пересказывают историю. Или учащиеся могут рисовать картинки или писать в полях для своего пересказа. Если учащиеся пишут, предложите им использовать 10 слов или меньше для каждой рамки.
8. Обеспечить дифференцированный уровень поддержки. Используйте эту таблицу для выбора вариантов поддержки учащихся во время пересказа:
Уровень пересказа учащихся | Поддержка |
---|---|
All students (Use regardless of current skill level) |
|
Простой (Включает ключевые детали, описывает основные события, пересказывает текст по порядку) |
|
Более сложный (Обладает всеми вышеперечисленными навыками, а также использует ключевую лексику и детали, прямо не указанные в тексте) |
|
Наиболее полный (Все вышеперечисленные навыки, а также установление связи с предыдущим обучением, уточнение важных деталей и оценка текста) |
Понять: почему эта стратегия работает
Пересказ — сложный навык. Требуется знание структуры текста, понимание словарного запаса, а также способность вспоминать и обобщать. Это тоже ценный навык. Исследования показали, что пересказ способствует пониманию и развитию словарного запаса.
Учащимся, у которых проблемы с памятью, вниманием или обработкой речи, предсказуемый процесс пересказа — с поддержкой — помогает усвоить этот навык. Поскольку учащиеся знают, чего ожидать, они с большей вероятностью будут проверять свое понимание во время чтения или прослушивания.
Когда учащиеся следуют программе пересказа, они повторяют текст более одного раза. Это особенно полезно для студентов, которые борются с оперативной памятью или обработкой речи. Когда они читают текст в первый раз, они могут читать для общего понимания. Их первый пересказ может помочь вам найти любые пробелы в их понимании и быть готовым задать конкретные вопросы. Когда учащиеся читают текст во второй раз с поддержкой, они могут больше сосредоточиться на деталях, что повышает их шансы на успех.
Для всех учащихся — и особенно для ELL — предварительный просмотр текста и многократное чтение дает им много возможностей для взаимодействия с новым словарным запасом и текстовыми структурами. Картинки (в том числе изображения из текста), реквизит или банки слов — все это дает учащимся словарный запас в разных форматах. Также при пересказе учащиеся должны использовать слова, прочитанные или услышанные в тексте. Это означает больше шансов для развития устной и письменной речи, а также для тренировки навыков понимания.
В готовящемся электронном письме или информационном бюллетене для семей расскажите им, как они могут попрактиковаться в пересказе дома. Или вы можете смоделировать действие на семейном мероприятии, чтобы они могли увидеть его в действии. Вы можете использовать такой язык:
На уроке мы тренируемся, как пересказывать прочитанное. Это означает, что мы читаем короткий текст (художественный или научно-популярный). Затем учащиеся своими словами говорят о прочитанном.
Вы можете практиковаться в пересказе дома любой книги (или даже нескольких страниц книги), которую вы прочитали вместе с ребенком. Вы можете сделать это всего за 15 минут за один присест. Вот пять простых шагов:
- Предварительный просмотр книги. Обсудите с ребенком название и картинки.
- Прочтите книгу. Вы можете читать книгу, ваш ребенок может читать книгу или вы можете читать ее вместе.
- Попросите ребенка пересказать прочитанное. Не давайте слишком много советов и не задавайте слишком много вопросов. Пересказ даст вам хорошее представление о том, что понял ваш ребенок.
- Перечитайте книгу.
- Попросите ребенка пересказать еще раз. На этот раз попросите ребенка поднять одну руку, чтобы пересказать пять пальцев. В этом упражнении ваш ребенок будет использовать разные пальцы, чтобы представить пять разных частей пересказа книги: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (также обстановка) и почему.