Разное

Как писать правильно изложение по русскому языку: Что такое изложение и как его писать. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Содержание

Что такое изложение и как его писать. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Изложение – это специальное речевое упражнение: письменный пересказ текста. Оно развивает речь и помогает научиться писать без ошибок. Изложения бывают подробные, сжатые и выборочные.

Здесь мы говорим про подробное изложение. Если в двух словах, оно проходит так: учитель читает несколько раз текст вслух, ученики стараются запомнить, составляют план и излагают (письменно пересказывают) текст по памяти.

Если изложение обучающее (то есть ребёнок учится его писать), текст сразу на слух воспринимать трудно. Поэтому начинаем с чтения и анализа текста, затем покажем, как составлять план и зачем он нужен, проанализируем орфограммы и знаки препинания и только потом – послушаем текст ещё раз и письменно его перескажем.

Как готовиться к изложению (алгоритм)

Все этапы и шаги алгоритма надо пройти последовательно, ничего не пропуская!

Этап 1.

Читаем и анализируем текст, устно пересказываем каждую часть

1. Прочитай заглавие. Можно догадаться, о чём будет текст?

2. Прочитай текст про себя. Подтвердились наши догадки, текст именно об этом?

3. Сколько в тексте частей? Как определил? (Сколько в тексте абзацев, столько и частей.) Как написана каждая часть? (Каждая часть начинается с отступа, его называют абзац или красная строка.)

4. Перечитай вслух 1-ю часть. О чём в ней говорится? Расскажи.

5. Как можно озаглавить эту часть текста? (Выбираем подходящий заголовок из данных или озаглавливаем самостоятельно, записываем заголовок под цифрой 1.)

6. Точно так же работаем со всеми частями текста.

Этап 2. Составляем план текста, ищем ключевые слова каждой части

7. Запиши и перечитай заголовки к частям текста. У тебя получился план этого текста. План поможет письменно пересказать текст.

8. Найди ключевые слова каждой части текста (они несут основной смысл). Запиши их справа от каждого заголовка.

Этап 3. Объясняем написание слов, знаки препинания

9. Найди в тексте слова, в которых можно допустить ошибку. Подчеркни орфограммы-буквы, орфограмму-пробел. Обозначь графически знакомые орфограммы. Запомни, как пишутся слова, которые нельзя проверить.

10. Найди предложения, в которых есть запятые и другие знаки. Подчеркни грамматические основы, составь схемы этих предложений (так мы графически объясняем знаки препинания).

Этап 4. Слушаем текст, пишем изложение

11. Закрой текст, послушай его ещё раз.

12. Напиши изложение. Тебе помогут план текста и ключевые слова.

Этап 5. Самопроверка

13. Проверь свою запись: сравни содержание с планом текста, подчеркни и обозначь в словах все знакомые орфограммы, графически объясни знаки препинания. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.

Исправь ошибки, если они есть.

14. Открой текст, сравни свой письменный пересказ с оригиналом. Твой вариант будет отличаться от авторского, но должен передавать тот же смысл.

Покажу на примере очень короткого и простого текста, как все эти этапы проходят.

Этап 1. Читаем и анализируем текст, устно пересказываем каждую часть

В зимнем парке

     Наш парк зимой так красив! Лежит пушистый снег. Мороз. Снег скрипит под ногами. Я слышу каждый свой шаг.

     На краю парка пруд. Он замёрз. Рыбаки долбят толстый лёд. Им нужна прорубь. А вдруг там живёт сказочная щука?

1. Прочитай заглавие. Можно догадаться, о чём будет текст?

2. Прочитай текст про себя. Мы правильно догадались?

3. Сколько в тексте частей? Как ты догадался? (Два абзаца, значит, две части) Как написана каждая часть? (Каждая часть начинается с отступа, его называют абзац или красная строка. )

4. Перечитай вслух 1-ю часть. О чём в ней говорится? Расскажи.

5. Какое заглавие больше подходит к 1-й части? Выбери и подчеркни.

Зимой.
Зимний день.
Морозный зимний день.

(Выбираем и подчёркиваем третий вариант: ключевое слово «морозный» точнее передаёт содержание 1-го абзаца и помогает его запомнить.)

6. Перечитай 2-ю часть текста. О чём в ней говорится? Расскажи.

7. Какое заглавие больше подходит ко 2-й части? Выбери и подчеркни.

Пруд.
Рыбаки на пруду.

(Второе заглавие точнее, ключевое слово «рыбаки».)

8. Перечитай последнее предложение. Чья это мысль? Какой человек мог так подумать? (Это мысль рассказчика, человека, от лица которого ведётся рассказ. Так мог подумать человек, который знает сказки, у него развита фантазия…)

Этап 2. Составляем план

9. Если мы запишем заголовки, которые выбрали к частям текста, получится план этого текста. План поможет пересказать текст:

1) Морозный зимний день.
2) Рыбаки на пруду.

Этап 3. Анализируем орфограммы и знаки препинания

10. Найди в тексте слова, в которых можно допустить ошибку. (В тексте есть слова с орфограммами: с буквами безударных гласных в корне – красив, зимой, лежит и др., с буквами парных согласных на конце слова – мороз, лёд и т.д. Их надо найти и графически объяснить выбор написаний.)

Обрати внимание на знаки в конце предложений. Там только точки? (Нет, есть восклицательный знак, вопросительный. Полезно прочитать вслух эти предложения с нужной интонацией.)

Этап 4. Слушаем текст, пишем изложение

11. Закрой текст. Послушай его ещё раз. Напиши изложение. Тебе поможет план текста. (План должен быть перед глазами.)

Этап 5. Самопроверка

12. Проверь свою запись: подчеркни и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. Исправь ошибки, если они есть. Открой учебник, сравни текст и твоё изложение.

Материалы по теме на нашем сайте:

Подготовка к изложению. Сокращённый вариант (только алгоритм): https://buneeva.vsepravilno.com/upload/content/2022-11-07/1/2485ff2469-pmizlozeniech-b.pdf

Подробное описание методики и тексты для проведения изложений – в учебных пособиях Е. В. Бунеевой: для 2–4 классов https://buneeva.vsepravilno.com/book/svobodnye-diktanty-i-izlozheniya-po-russkomu-yazyku-sbornik-tekstov-i-metodika-obucheniya-2-4-klassy и для 5–9 классов https://buneeva.vsepravilno.com/book/izlozheniya-po-russkomu-yazyku-sbornik-tekstov-59-klassy

Запись вебинара «Как научить ребёнка писать изложение» (ведёт доктор пед. наук Е. В. Бунеева): https://buneeva.vsepravilno.com/study/course?id=27

Онлайн-курс «Учимся писать сжатое изложение», 7–9 классы: https://buneeva. vsepravilno.com/study/course?id=41

© Е. В. Бунеева, 2018-2023

Изложение по русскому языку – как написать?

Что такое изложение, как к нему подготовиться, на что обратить внимание во время написания и проверки работы? Критерии выставления оценки за отдельные виды письменных заданий.

Для оценки уровня литературных и лингвистических навыков учащихся используются разные типы заданий: тестирование или письменные ответы. Одним из видов работы с текстом является изложение, представляющее собой подробный или сжатый пересказ литературного или публицистического произведения. Умение воспринимать устную речь, находить основную мысль и правильно ее раскрывать в собственной работе требует подготовки. Поэтому школьники задаются вопросом как написать изложение по русскому языку и на какие моменты обратить внимание, чтобы получить отличную оценку.

Курс подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Идёт набор!

Я даю согласие на обработку персональных данных, согласен на получение информационных рассылок от Университета «Синергия» и соглашаюсь c  политикой конфиденциальности.

Что такое изложение

Изложение – письменный сжатый пересказ прочитанного или услышанного отрывка текста. Смысл задания в том, чтобы оценить умение учащегося слушать, понимать и перерабатывать литературный материал, проверить знания грамматики и пунктуации.

Особенности изложения:

  1. Активное подражание стилю автора – использование речевых оборотов, ритмики построения предложений и художественных средств как в исходнике.
  2. Допустимо применение синонимов, для замены сложных для написания терминов и определений.
  3. Свободное построение высказываний. Школьник может написать простые предложения вместо сложносочиненных или сложноподчиненных, главное придерживаться логики и последовательности речи.

Проверить умение учащегося воспроизводить текстовый фрагмент можно в письменной или устной форме. Пересказ используется в качестве конкурсного задания при поступлении на актерский факультет, включает творческую переработку и передачу произведения. Основные отличия изложения от устного задания:

  • больше времени для обдумывания фраз при выполнении письменной контрольной;
  • проверка изложения более тщательная, включает оценку не только понимания и воспроизведения текста, но и правильность написания;
  • образец оказывает большее влияние при письменной переработке.

Для успешного выполнения работы от школьников требуется мысленный всесторонний анализ текстового отрывка: составление примерного плана, структуры и улавливание языковых особенностей.

Параметры и правила подбора текста

К исходному материалу также предъявляется ряд требований:

  • смысловая доступность – основная мысль, тематика и проблематика должны четко прослеживаться в выбранном фрагменте;
  • лексическая и синтаксическая простота – быстро уловить сложные конструкции и витиеватые обороты не получится;
  • познавательный смысл и занимательный стиль помогают лучше воспринимать информацию;
  • четкое соответствие конкретным стилевым, жанровым и речевым параметрам;
  • выразительность – сухой энциклопедический материал труден для понимания и пересказа;
  • достаточный объем – нельзя использовать слишком короткий или длинный отрывок.

Для выпускников 11-го класса для работы выбирается произведение в 300-350 слов.

Цели и задачи изложения

Основные задачи изложения заключаются в формировании речевых навыков: аудиологических (слушания и чтения) и письменных (создание связанного текста).

Задачи:

  • Коммуникативная – умение слушать и понимать собеседника, давать вразумительный ответ на поставленные вопросы.
  • Прогностическая – предугадывание характера сообщения, основной мысли и ее развития.
  • Понятийная – формирование значения слов и предложений в связанную цепочку.
  • Планирование и реализация содержания в готовую работу.
  • Формирование навыка сжатого пересказа.
  • Развитие письма и творческих способностей.

Дополнительно повышается общий словарный запас учащихся, развивается культура речи и письма, увеличивается образованность, начитанность, прививается любовь к русской литературе, формируется интерес к прочтению оригинального произведения или других работ автора.

Виды изложений

Существует несколько классификаций заданий. Наиболее используемое деление – по объему переработанного материала:

  1. Подробные – простейшие задания, цель которых максимально пересказать содержание исходника, с учетом стилистических и художественных особенностей. Обучение школьников начинается с работы над повествовательными рассказами, содержащими четкую сюжетную линию. Развитие событий и их последовательность помогают запомнить, о чем повествование и выстроить поэтапный план работы легко. Во время уроков тренируется память, внимание, логическое мышление.
  2. Сжатый пересказ – логическая работа, заключающаяся в выделении главных фраз и выстраивании их в цепочку событий, фактов и определений. Кратко передать содержание без детальной перестройки текста не получится: длинные предложения заменяются емкими фразами, прямая речь переводится в описание. Ученики осваивают аналитику, навыки выборочного письма и умение подбирать художественные средства. Сокращенные изложения оттачиваются на текстах-повествованиях.Рассказ трансформируется путем удаления диалогов, витиеватых реплик или пейзажных зарисовок. Описание или рассуждение без потери стиля или аргументов сжать сложно.

По передаче содержания выделяют три типа упражнений.

  • Полные тексты включают все элементы исходного фрагмента, учитывается и переписывается каждая глава и микротема.
  • В выборочном задании ученики могут определить основную мысль и дополнить ее подтемой. В работе раскрываются указанные подзаголовки. Упрощенный вариант состоит в пересказе конкретного отрывка исходного материала, выделенного в самом тексте в отдельный абзац.
  • Усложненное задание содержит анализ микротемы, рассредоточенной по всему произведению.

Отдельный вид упражнений – творческое изложение, состоящее из воображаемой экранизации, словесных зарисовок портрета или пейзажа, изменение главного действующего лица. Этот тип заданий чаще всего входит в этап вступительных экзаменов при поступлении на факультеты театра, кино или эстрады. После письменного изложения абитуриенты презентуют свою на устном собеседовании, во время которого экзаменационная комиссия оценивает актерское мастерство, риторику, креативное мышление, хореографию или сценическое движение.

Стилистические типы

По стилистической передаче бывают повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.

В рассказе центральное место занимает прорисовка сюжетной линии. План состоит из последовательности событий и происшествий, которые приводят к кульминации и развязке. Чтобы передать авторскую мысль исходного материала особое внимание следует уделить глаголам, причастным и деепричастным оборотам, так как именно они отображают движение, смену локаций и персонажей.

Для описания выбираются произведения с картинами природы или образа героя. Главная цель описательного текста – научить школьников акцентировать внимание на признаках и характеристиках, выстраивать прилагательные в логические цепочки, повысить запоминание и детализацию. Для успешного выполнения задания во время прослушивания отрывка следует запомнить прилагательные и причастные обороты. Пунктуационная сложность описательных изложений состоит в правильности оформления однородных членов приложения и литературных средств выразительности.

Рассуждение – творческая многокомпонентная работа, состоящая из передачи исходного материала и дополнения его авторским анализом. При выполнении следует контролировать логику, использование доказательной базы, точность построения и аргументированность собственных гипотез. Один из критериев оценки текста-рассуждения – умение делать и оформлять выводы из вышесказанного.

Самостоятельная подготовка

Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах: аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение), синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами), конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала), творческий (написание изложения с элементами сочинения).

Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:

  1. Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
  2. Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
  3. Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
  4. Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
  5. Составление заголовка и плана.
  6. Повторное чтение через 2-3 минуты.

Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.

Этапы написания

Для получения максимального балла за изложение рекомендуется учитывать несколько простых правил написания:

  • Во время первого прочтения следует внимательно слушать текст, мысленно продумать его структуру, выделить главную мысль и подтемы, отметить художественные приемы. Если начать стенографировать отрывок параллельно с прослушиванием исходного материала, то часть важных моментов будет упущена. Для восприятия фрагмента, как целостного произведения, его надо услышать без отвлечений.
  • Ключ к успеху – точное определение задумки писателя и цели написанного. Если учащийся акцентирует работу на авторском посыле и передает стилистику услышанного, то при отсутствии грубых грамматических, пунктуационных и речевых ошибок задание будет оценено положительно.
  • Во время второго прочтения рекомендовано составление конспекта, состоящего из заметок о главной теме и микротемах, примерного плана и содержания, цитат и фактов.
  • Каждый пункт или абзац будущего изложения стоит дополнить опорными моментами: местами появления новых персонажей, прилагательными для описания конкретных характеристик, аргументами и авторскими гипотезами для рассуждения.
  • Первоначальный текст лучше написать на черновике. Его проще корректировать, добавлять упущенные абзацы или предложения, отслеживать логические взаимосвязи между отдельными блоками. Для снижения вероятности грамматических и пунктуационных ошибок работу можно максимально упростить – использовать простые слова и короткие предложения. Украсить задание помогут эпитеты и метафоры в авторской стилистике.
  • После коррекции, черновой вариант можно переносить на чистовик, а затем произвести самопроверку и саморедактирование. Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.

Правила сокращения изложения

Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.

  1. Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
  2. Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
  3. Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).

Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.

Стандартные недочеты и рекомендации по их исправлению

Ключевые ошибки в письменной речи:

  1. Расширение темы или чрезмерное сужение содержания.
  2. Перегрузка текста художественными средствами и оборотами.
  3. Нарушение структуры, отсутствие одно или нескольких сюжетных компонентов.
  4. Вставки оборотов устной речи.
  5. Неумение определить и раскрыть основную мысль произведения.
  6. Неграмотность, стилистические нестыковки и жаргонизмы.
  7. Отсутствие логики, взаимосвязей и разделения на смысловые блоки.
  8. Несоответствие жанру исходного текстового фрагмента.

Во время саморедактирования при итоговом прочтении работы, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Если в изложении допущены фактические ошибки, то проще всего переписать предложение целиком.
  2. Отдельно стоит обратить внимание на пропуски слов. Когда писатель торопится донести мысль, такие недочеты встречаются очень часто.
  3. Слишком длинные предложения лучше разделить на два или три коротких.
  4. Законченная мысль должна быть разграничена абзацами, полотно слов смотрится не эстетично и тяжело к прочтению.
  5. Повторы слов в одном или смежных фразах следует заменить синонимами.
  6. Непонятную терминологию или определения лучше не использовать или заменить на простые высказывания.

Как оценивается изложение?

Основные показатели оценки связанной письменной речи:

  • объем высказываний, определяемый количеством слов или предложений;
  • наличие основной темы, уровень ее раскрытия;
  • присутствие дополнительных микротем, сколько их и как они взаимодействуют с основной мыслью;
  • наличие и уместность языковых средств и литературных приемов;
  • разнообразная лексика, словарный запас, художественное использование синтаксических конструкций;
  • количество и грубость ошибок.

Изложение входит в часть итогового экзамена по русскому языку на ОГЭ. Положение о правилах проверки и опорных точках отражено в методических указаниях собранных в письме Рособрнадзора №10-99. Работа заключается в написании текста с творческим дополнительным заданием. В качестве исходного материала выбираются произведения повествовательного жанра, отвечающие ряду запросов:

  • ясно прослеживается содержание и сюжетная линия;
  • четко видно последовательность событий, нет переключений во времени и месте действия;
  • отрывок не включает сложные или научные рассуждения писателя;
  • количество действующих лиц – до четырех;
  • нет сложных синтаксических конструкций и редко используемых изобразительных средств;
  • исключена диалектика и архаичный лексикон.

Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200-280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке. Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.

Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.

Есть отдельные правила организации экзамена с использованием изложения. Интервал между первым и вторым прочтением три минуты. Все это время школьники могут работать с черновиками и вносить необходимые записи. Для экзаменуемых с особенностями физического здоровья предусмотрены альтернативные варианты прохождения испытания.

Учащиеся с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, слабовидящие, слабослышащие, глухие или слепые получаются для работы особый вариант задания. Выпускники, которые не могут прочитать текст, работают с отрывком выполненным шрифтом Брайля, глухонемые дети смотрят на сурдопереводчика. На ознакомление с материалом им отводится 40 минут, после чего они приступают к выполнению работы. Экзаменация учеников с особенностями физического развития проводится в отдельной аудитории.

Экзаменационная комиссия оценивает работу учащегося по четким параметрам.

  1. Содержание – передано полностью, с учетом главной темы и микротем (2 балла), упущено не более 1 подтемы (1 балл), не раскрыты 2 и более дополнительные линии (0 баллов).
  2. Сжатие – правильно применено несколько приемов, которые помогли сделать красивый логичный пересказ (3 балла), использование сокращений корректное, но выборочное (2 балла), прослеживается один и тот же механизм сжатия (1 балл), краткого рассказа не получилось (0 баллов).
  3. Смысловая цельность – полностью соблюдена ( 2 балла), есть недочеты (1 балл), отсутствует (0 баллов).

Грамотность оценивается по количеству орфографических, пунктуационных, речевых ошибок и фактической точности написания.

Изложение в качестве вступительных экзаменов

Экзаменационное изложение применяется на внутривузовских испытаниях для абитуриентов после колледжа, поступающих на педагогические или лингвистические специальности. Правила проведения экзамена отличаются от школьных.

  • Исходный текст читается преподавателем трижды, не комментируется и не обсуждается. Интервал между прочтениями от 2 до 3 минут.
  • Трудные для написания имена собственные заранее выносятся на доску и могут использоваться в работе.
  • Чаще используют подробное изложение, сжатый формат применяют реже.
  • Абитуриенты сами придумывают заголовок и содержание работы.
  • Словари, справочники или таблицы на экзамене запрещены.
  • Поступающие используют черновики и чистовики, при этом сдаются все выданные листы. Стенографировать текст во время прочтения запрещается.
  • Нечеткое прописывание символов или знаков препинания трактуется не в пользу испытуемого, поэтому схитрить не получится.
  • Общая длительность 3 часа.
  • Все вступительные изложения шифруются, поэтому проверяющие не знают, чью конкретно работу оценивают. Таким способом обеспечивается объективность и непредвзятость оценки.

Работы оцениваются по сто-балльной шкале. Критерии:

  • понимание исходного фрагмента;
  • создание связанного логичного и последовательного пересказа;
  • сохранение структуры, разделения на смысловые блоки и абзацы;
  • применение грамматических и речевых конструкций, литературных художественных средств;
  • правильно подбора названия;
  • стилистика;
  • орфография и пунктуация.

Ноль выставляется, если абитуриент изложил менее 60% от исходного материала, или полностью исказил содержание. Описки, собственноручные исправления и ошибки по сложным правилам не учитываются. Негрубые нарушения правил считаются за половину ошибки, повторяющиеся и однотипные недочеты, в количестве до трех, учитываются как одна ошибка. В стремлении обезопасить себя от сложных слов и конструкций главное не привести письмо к примитивизму, лучше рискнуть и получить красивый текст, чем написать предельно просто и пресно.

Секреты отличного написания

Для точной передачи мысли и задумки автора важно внимательно прослушать исходный текст, воспринимать его через призму информации о писателе, эпохи о которой он рассказывает, моральных ценностей общества того времени.

Передать стилистику и написать хорошее изложение помогут простые правила:

  • писать слова только в свойственных им и понятных значениях, не использовать незнакомую терминологию и номенклатуру;
  • контролировать смысл сказанного, конкретное слово должно передавать точную мысль;
  • избегать диалектизмов, жаргонизмов, энциклопедичности высказываний, стилистика написанного должна передавать жанр исходного материала;
  • следить за правильностью построения предложений, проверить наличие главных и второстепенных членов, логичность их использования и связи через предлоги или запятые;
  • проверить подбор предложений в абзацах, правильность распределения блоков, наличие взаимосвязей и переходов между ними;
  • писать выразительно, используя метафоры, эпитеты и богатый лексикон русского языка;
  • при редактировании обратить внимание на ошибки и общий вид текста.

Стоит помнить, что работа, написанная аккуратным почерком, с соблюдением полей, красных строк, заключения заведомо лучше воспринимается читающим, вызывает положительные эмоции и позитивный настрой.

Во время написания изложения у школьников формируют коммуникативные умения, которые нужны в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Если поставить цель успешно пройти выпускные или вступительные экзамены и качественно подготовиться к выполнению работы, то получится красивый, логичный и грамотный текст, который будет высоко оценен преподавателями и экзаменационной комиссий. Написать изложение не трудно, главное внимательно слушать исходный текст, четко определить основную мысль и подтемы, составить «скелет» работы и нарастить его содержанием.

Китай и Россия: изучение связей между двумя авторитарными державами

Введение

Китай и Россия имеют долгую и сложную историю, отмеченную как периодами солидарности, так и разногласий. Соседи укрепили связи за последнее десятилетие, но некоторые эксперты сомневаются в глубине их стратегического партнерства. Они говорят, что союз стран больше обусловлен их общим соперничеством с Соединенными Штатами, чем естественной близостью друг к другу.

Еще от наших экспертов

Янчжун Хуанг

Восстановление и открытие Китая после COVID

Дэвид Сакс

Угрозы уничтожить TSMC бесполезны и контрпродуктивны

Манджари Чаттерджи Миллер

Содружество при короле Карле III все еще актуально?

В прошлом напряженность вспыхивала из-за таких вопросов, как коммунистическая доктрина, протяженная общая граница и пандемия COVID-19. Сегодня связи между людьми остаются слабыми, а чиновники продолжают не доверять друг другу, несмотря на официальные заявления о сотрудничестве. Многие аналитики внешней политики говорят, что вторжение России в Украину в 2022 году может стать поворотным моментом в отношениях, и то, как будут развиваться их отношения, вероятно, будет иметь серьезные последствия для международного порядка.

Китай и Россия союзники?

Подробнее:

Китай

Россия

Украина

Тайвань

Альянсы безопасности

Китай и Россия не являются официальными союзниками по договору, а это означает, что они не обязаны вступать в защиту друг друга, и в противном случае они вряд ли сделают это в случае с Украиной или Тайванем. Но они называют друг друга стратегическими партнерами и в последние годы сблизились. На встрече в феврале 2022 года, за несколько дней до вторжения России в Украину, председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин заявили, что их партнерство «безгранично», и пообещали углублять сотрудничество на различных направлениях. Считается, что у Си и Путина близкие личные отношения: с 2012 года они встречались друг с другом более сорока раз9.0005

Но некоторые эксперты говорят, что это партнерство в основном удобно, а главной силой, толкающей их вместе, является их общее мнение о том, что Соединенные Штаты угрожают их интересам. Со своей стороны, лидеры США в последние годы характеризовали Китай и Россию как великих соперников страны [PDF]. «Я не думаю, что Китай-Россия — это естественный союз, — говорит Сьюзен А. Торнтон из Йельской школы права. «Ухудшение отношений с США способствует сближению Китая и России».

Как соотносятся их внешняя политика и интересы?

Китайская и российская политические системы имеют некоторые сходства: обе считаются авторитарными режимами с концентрацией власти в руках одного лидера с большим стажем. Китай — однопартийное государство, возглавляемое Коммунистической партией Китая, а Россия — многопартийная система, в которой доминирует путинская партия «Единая Россия». Оба правительства все чаще подавляют внутреннее инакомыслие и подрывают верховенство закона, чтобы сохранить свою власть.

Подробнее от наших экспертов

Янчжун Хуанг

Восстановление и открытие Китая после COVID

Дэвид Сакс

Угрозы уничтожить TSMC бесполезны и контрпродуктивны

Манджари Чаттерджи Миллер

Содружество при короле Карле III все еще актуально?

Они также использовали подрывную невоенную тактику для распространения своего влияния за рубежом и подрыва демократических норм. Например, Россия вмешивалась в выборы за границей, в том числе в президентские выборы в США в 2016 году, с помощью онлайн-кампаний по дезинформации и кибератак. Между тем, государственные СМИ Китая предприняли шаги для заполнения информационных пробелов в десятках стран, транслируя и публикуя новости, благоприятные для Пекина.

Китай и Россия склонны поддерживать (или, по крайней мере, не противодействовать) друг другу в Совете Безопасности ООН, постоянными членами которого они оба обладают правом вето. Хотя у них разные интересы в Центральной Азии — Россия сосредоточилась на поддержке безопасности и политической стабильности союзных бывших советских республик, а Китай сосредоточился на поддержке торговли и экономического развития — они избегали конфликтов друг с другом и сотрудничали в поддержании региональной безопасности. через Шанхайскую организацию сотрудничества.

Подробнее:

Китай

Россия

Украина

Тайвань

Альянсы безопасности

Однако существуют серьезные различия, которые определяют цели их внешней политики и инструменты, которые они используют для их достижения. Экономика Китая является второй по величине в мире после экономики США и более чем в восемь раз превышает российскую. И он все еще растет, несмотря на замедление на фоне COVID-19.пандемия. С другой стороны, российская экономика, занимавшая одиннадцатое место до российского вторжения в Украину, в последние годы находилась в стагнации. После вторжения в 2022 году западные правительства обрушили на Россию беспрецедентные санкции, которые, как ожидается, еще больше затормозят ее рост на долгие годы. По словам экспертов, эти расходящиеся траектории привели к тому, что некоторые представители китайского правительства стали считать Россию слабым партнером.

Китай извлек большую выгоду из нынешнего международного порядка и стремится реформировать его, а не заменить, чтобы лучше соответствовать своим интересам. С тех пор как Китай присоединился к Всемирной торговой организации в 2001 году, китайские официальные лица рекламировали развитие страны как «мирный подъем», направленный на избежание военного конфликта с Соединенными Штатами и их союзниками. Он работал над тем, чтобы конкурировать с Соединенными Штатами, налаживать экономические и дипломатические связи со странами мира в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» и продвигать концепцию взаимовыгодного сотрудничества. Более того, она играет все более активную роль в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций.

Россия, с другой стороны, нарушила многие международные законы и нормы в своих действиях за границей, таких как вмешательство в выборы, политические убийства и кибератаки, и эксперты называют ее государством-изгоем. «Россия гораздо более провокационна, в то время как Китай придерживается более осторожного и долгосрочного подхода, когда речь идет о глобальной конкуренции с Западом», — говорит Мария Репникова из Университета штата Джорджия. Она добавляет, что, хотя и Китай, и Россия вносят свой вклад в авторитарные тенденции во всем мире, существует мало доказательств того, что они осуществляют скоординированную деятельность по совместному подрыву демократии.

Каковы основные проблемы в отношениях?

Недоверие . Многие китайские и российские официальные лица, лидеры бизнеса и граждане испытывают взаимное недоверие друг к другу. Хотя Си и Путин дружат, исторически лидеры этих стран не были близки. Кроме того, известно, что люди в обеих странах выражают националистические настроения, которые унижают другую сторону, а китайские и российские компании выражают трудности в работе с другой стороной. Хотя страны имеют протяженную границу, туристические и академические обмены между ними ограничены. COVID-19пандемия также усилила недоверие.

Война в Украине. Вторжение России в Украину поставило Китай в неловкое положение. Китай публично не оказывал России военную помощь на Украине (хотя, как сообщается, Россия просила об этом), зная, что это вызовет негативную реакцию со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза (ЕС). Помощь России в наступлении на Украину также нарушила бы давнюю политику невмешательства Китая. Но китайские официальные лица отказались осудить Путина за войну и обвинили Соединенные Штаты и Организацию Североатлантического договора (НАТО) в провокации России.

Индия. Россия поддерживает дружеские отношения с Индией со времен холодной войны, поставляя ей большую часть оружия. Но Китай по-прежнему настороженно относится к своему соседу из-за давних споров по поводу их общей границы. Это привело к короткой войне в 1962 году и другим противостояниям, в том числе одному, назревавшему с 2020 года. 

Что стало поворотным моментом в отношениях?

Китайско-российские отношения за десятилетия пережили множество взлетов и падений, но некоторые из них выдающиеся.

Приверженность Китая и России марксистско-ленинской коммунистической идеологии первоначально сблизила их, и китайский лидер Мао Цзэдун рассматривал Советский Союз как модель для построения социалистического общества. В 1950 году они подписали договор о союзе на тридцать лет. Советский Союз поддержал усилия Китая по разработке ядерного оружия, предоставил стране обычные вооружения и направил советских академиков и ученых для консультирования китайского правительства.

В 1960-х отношения испортились, что стало известно как китайско-советский раскол. Частично в этом виноваты разногласия по поводу коммунистической идеологии, а также дебаты о том, следует ли развивать отношения с Западом, и поддержка Россией Индии. Кульминацией напряженности стал многомесячный пограничный конфликт в 1969, в котором китайские солдаты напали на советских силовиков возле оспариваемых речных островов. Некоторые аналитики опасались, что Советский Союз применит ядерное оружие против Китая, но этого не произошло. К 1980 году срок действия договора между Китаем и Советским Союзом истек, и страны были фактически отрезаны друг от друга.

Краткий обзор ежедневных новостей

Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.

Просмотреть все информационные бюллетени >

В конце 1980-х напряженность начала ослабевать. Советский лидер Михаил Горбачев посетил Пекин в 1989 году, что стало первой официальной встречей между советским и китайским лидерами за тридцать лет. Горбачев и китайский лидер Дэн Сяопин заявили, что нормализуют отношения между странами. После распада Советского Союза в 1991 году Китай и Россия продолжали укреплять связи. В 2001 году они подписали Договор о добрососедстве и дружественном сотрудничестве, договорившись не применять ядерное оружие друг против друга и обязавшись укреплять сотрудничество.

Во время глобального финансового кризиса 2008 года Китай и Россия увидели, что Соединенные Штаты и Запад находятся в состоянии упадка. Вместе они работали над расширением сотрудничества друг с другом, а также с развивающимися экономиками, такими как Бразилия и Индия, через группу БРИК. (Южная Африка присоединилась к группе в 2010 году, и она была переименована в БРИКС.)

Аннексия Крыма Россией в 2014 году значительно ускорила китайско-российское сотрудничество, хотя Пекин не признал аннексию. Поскольку Соединенные Штаты и многие другие страны ввели санкции и избегали деловых отношений с Россией, «Россия решила, что ей нужно более внимательно присмотреться к Китаю и повернуться к Азии», — говорит Джозеф Торигян из Американского университета. Визит Си в Москву в 2015 году стал четким сигналом об углублении отношений: лидеры подписали более двух десятков двусторонних соглашений, в том числе о продаже новых вооружений.

Каковы их экономические связи?

Хотя торговля между странами увеличилась за последние два десятилетия, достигнув рекордного уровня в 147 миллиардов долларов в 2021 году, их экономические отношения неравномерны. Россия гораздо больше зависит от Китая, чем от Китая, что вызывает обеспокоенность Москвы. Например, Китай является крупнейшим торговым партнером России после ЕС, а Россия — четырнадцатым по величине торговым партнером Китая [PDF]. Россия также полагается на китайские компании и банки в критически важных инвестициях в свою энергетическую и телекоммуникационную инфраструктуру.

Россия может стать еще более зависимой от торговли с Китаем, поскольку ЕС намерен запретить импорт российской нефти. В торговле между Китаем и Россией уже преобладает энергетика, отчасти потому, что страны имеют то, что эксперты называют взаимодополняющей экономикой. У Китая огромные потребности в энергии, а у России много нефти и природного газа. Действительно, более половины российского экспорта в Китай в 2020 году было связано с энергетикой. А в 2021 году Россия обеспечила 16 процентов импорта сырой нефти в Китай, 15 процентов импорта угля и 10 процентов импорта природного газа.

Перед началом войны на Украине Си и Путин договорились увеличить годовой объем торговли на 50 процентов к 2024 году и, как сообщается, планировали построить трансграничный газопровод. (Сегодня большая часть российских трубопроводов идет в Европу. Только один идет в Китай.) Тем не менее, по сообщениям, некоторые китайские компании не решаются браться за новые проекты в России, опасаясь, что они могут нарушить международные санкции.

Стремясь уменьшить свою зависимость от западных банковских систем и свою уязвимость к санкциям, Китай и Россия начали отказываться от использования долларов США в торговле. Этот процесс известен как дедолларизация. Россия все чаще использовала евро для своей внешней торговли, хотя с Китаем она чаще использовала юань или рубль. Однако Китай еще не присоединился к российской системе финансовых переводов SPFS, которая была создана в качестве альтернативы системе SWIFT, возглавляемой США.

Какие у них военные связи?

У Китая и России нет официального союза, и их вооруженные силы никогда не участвовали в боевых действиях вместе, но с 2014 года сотрудничество в области обороны расширилось. Страны начали совместную работу по разработке систем предупреждения о ракетном нападении, и они сотрудничество в космосе, в том числе путем интеграции их спутниковых навигационных систем.

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, с 1950-х годов большая часть импортируемого Китаем оружия поступала из Советского Союза и России. Но в последние годы продажи российского оружия Китаю сократились; это связано с развитием оборонной промышленности Китая, а также с нерешительностью России продавать сложные системы Китаю из-за страха кражи технологий. В настоящее время Китай производит большую часть собственного оружия и стал одним из крупнейших экспортеров оружия в мире.

Совместные военные учения Китая и России увеличились, и с момента их первых учений в 2003 году они провели десятки учений. Учения также стали более масштабными и сложными, и некоторые эксперты говорят, что они помогли повысить оперативную совместимость вооруженных сил и взаимное доверять. Другие говорят, что учения более примечательны тем, что они посылают сигнал Соединенным Штатам и европейским странам, чем их фактические оперативные преимущества. Китай и Россия направили еще один громкий сигнал о своем стратегическом партнерстве в мае 2022 года, запустив бомбардировщики вблизи Японии, когда президент США Джо Байден и другие лидеры четырех стран находились с визитом в Токио. Это были их первые совместные военные учения с начала войны на Украине.

Форматирование презентации для другого языка в Keynote на Mac

Язык и регион презентации определяют правила форматирования текста — например, используются ли запятые или точки в качестве десятичных точек, какой символ валюты используется, где переносить слова на разрывах строк и как представлены даты (день/месяц/год или месяц/день/год).

Вы можете создать презентацию, использующую форматирование другого языка, если у вас есть более одного языка в списке предпочтительных языков вашего компьютера. Чтобы использовать другой язык в презентации, вам необходимо добавить источник ввода для этого языка (например, вторую клавиатуру) в Системных настройках (или Системных настройках).

Совет: В macOS 12 или более поздней версии вы можете перевести текст презентации на другой язык, а затем выбрать, хотите ли вы скопировать перевод, заменить текст переводом и т. д. Выделите текст, который хотите перевести, щелкните его, удерживая клавишу Control, затем выберите «Перевести». Чтобы узнать больше о функции «Перевести», см. Руководство пользователя macOS.

Настройка клавиатуры или другого источника ввода для другого языка

Чтобы использовать другой язык в презентации, сначала настройте источник ввода (например, клавиатуру для конкретного языка или палитру символов) для этого языка. Когда вы добавляете на свое устройство клавиатуру для определенного языка, этот язык также добавляется в список предпочтительных языков вашего устройства.

  1. На Mac выполните одно из следующих действий:

    • macOS Ventura 13 или более поздней версии: Выберите меню Apple > Настройки системы, затем нажмите «Клавиатура» на боковой панели. (Возможно, вам придется прокрутить вниз.) Перейдите к разделу «Ввод текста» справа, затем нажмите «Редактировать».

    • macOS 12 или более ранней версии: Выберите меню Apple  > Системные настройки > Клавиатура > Источники ввода.

  2. Нажмите внизу левого столбца, выберите клавиатуру, которую хотите использовать, затем нажмите «Добавить».

  3. Включите или установите флажок рядом с «Показать меню ввода в строке меню».

    Для получения дополнительной информации об источниках ввода нажмите «Справка» в меню в верхней части экрана, затем выполните поиск «источники ввода».

  4. Если Keynote открыт, закройте Keynote и снова откройте его, чтобы он распознал источник.

  5. Чтобы переключиться на другую клавиатуру, щелкните меню «Ввод» в правой части строки меню, затем выберите клавиатуру.

Если вы переключаетесь на язык, написанный в направлении, отличном от текущего языка, точка вставки перемещается на сторону слайда, используемую новым языком. Например, если вы переключаете источник ввода с английского на иврит, точка вставки перемещается в правую часть слайда.

Создание презентации с форматированием на другом языке

При создании новой презентации можно автоматически форматировать числа, даты, время и валюту в таблицах и диаграммах, используя правила форматирования для определенного языка и региона. Вы можете сделать это, если планируете поделиться презентацией с кем-то в другом регионе.

Например, в некоторых регионах вместо точек используются запятые для обозначения десятичной точки или различные денежные знаки для валюты, или они отображают числа справа налево, а не слева направо.

Этот языковой параметр влияет только на текущую презентацию.

  1. Откройте Keynote, затем, удерживая нажатой клавишу Option, выберите «Файл» > «Создать» (меню «Файл» расположено у верхнего края экрана).

  2. Нажмите всплывающее меню «Язык» в левом нижнем углу окна выбора темы, затем выберите другой язык.

  3. Дважды щелкните тему, которую хотите использовать.

При выборе нового языка заголовки и текст тем, а также некоторые элементы управления форматированием изменяются в соответствии с этим языком.

При просмотре презентации, в которой используются язык и форматирование, отличные от используемого на вашем компьютере, в нижней части презентации появляется сообщение, указывающее, какое форматирование используется. Чтобы увидеть примеры различий в форматировании, щелкните язык в сообщении.

Изменение языка и форматирования презентации

После создания презентации вы можете изменить ее языковые настройки, пока презентация открыта.

Примечание: Вы не можете изменить этот параметр для общей презентации.

  1. Выберите «Файл» > «Дополнительно» > «Язык и регион» (меню «Файл» расположено в верхней части экрана).

  2. В появившемся диалоговом окне нажмите всплывающие меню и выберите язык и регион.

    Если вы выбираете первый пункт во всплывающем меню «Язык» (Система — [ язык ]), вы сбрасываете презентацию на язык и регион вашего компьютера. Если впоследствии вы измените настройки языка на своем компьютере или откроете презентацию на другом компьютере, язык и регион презентации автоматически изменятся в соответствии с компьютером. Но если вы поделитесь презентацией, все пользователи увидят презентацию на языке и в регионе вашего компьютера.

  3. Нажмите ОК.

После изменения языка и региона презентации любые новые данные таблиц и диаграмм, которые вы вводите, будут соответствовать новому языку. Для существующих данных таблиц и диаграмм язык в датах (например, названия месяцев) меняется, но пунктуация в датах и ​​порядок дня, месяца и года не меняются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *