Разное

Как легко выучить состав числа до 10: Как быстро выучить состав числа до 20. Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Содержание

как научиться быстро считать. Состав числа в 1 классе, при подготовке к школе. Устный счет быстро.

Знание состава числа — залог быстрого счета, устного и письменного. Если во время подготовки к школе состав числа до 10 не уложился у ребенка в голове, надо обязательно уделить этому время в первом классе, а потом не забывать о закреплении состава числа до 20 и далее — это сильно сократит время на вычисления.

Состав числа: объяснение и карточки

Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.

Я предлагаю действовать в таком порядке.

  1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т. п.
  2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
  3. Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
    7 + 1 = 8
    6 + 2 = 8
    5 + 3 = 8
    4 + 4 = 8

Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:

  • Раскладываем карточки по порядку.
  • Просим ребёнка все их назвать.
  • Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
  • Просим ребёнка их припомнить.
  • Открываем, проверяем, хвалим!

Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.


Состав числа: закрепление

А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.

Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».

(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)

Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!

Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).

Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».

Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.

Состав числа: примеры на вычитание

Теперь нас ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа.

Если мы помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.

Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»

Ребёнок отвечает:

7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8

«Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с ответом 8!»

5 + 3 = 8

«Сейчас мы с тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас получится:

8 — 5 = ?

Правильно, 3! Второе слагаемое!

Давай попробуем ещё раз:

6 + 2 = 8

А сколько будет:

8 — 6 = ?

Правильно, 2 — второе слагаемое!».

На этом этапе я даю детям вот такие примеры:

6 + 2 =
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =

5 + 3 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =

Такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!

Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.

25.02.2017

Обновлено 07.11.2021

проведение занятий знакомства с числами

Научить ребенка считать до 10 самостоятельно очень просто. Для этого не нужны специализированные развивающие центры и педагоги. Стоит только понять, когда лучше всего начинать учить ребенка и каким методом пользоваться. Тогда изучение счета пройдет естественно, и ребенок с большим интересом получит новые знания.

Когда начинать?

Чтобы понять какой дошкольный возраст лучше подходит для обучения счету, нужно изучить физиологические этапы развития счетной деятельности детей.

Научить ребенка считать — очень просто

Первый этап1,5-2 годаНа данном этапе счета как такового нет. Однако дети манипулируют со множествами: много раз стучат ложкой, перебирают мелкие предметы, открывают и закрывают баночки и т.д. Эти действия, которые обязательно сопровождаются словами «еще, еще» или «так, так», становятся основой счета.
Второй этап2-3 годаЭтап сравнения величин и множества. Можно заметить, что дети начинают делить игрушки или лакомства поровну. Это главный признак того, что завершился этап формирования неопределенного множества и начался процесс понимания, что множество состоит из составляющих единиц.
Третий этап3-5 летДети овладевают счетом до 5. На данном этапе очень важно правильно организовать учебный процесс. Нужно, чтобы ребенок соотносил последовательное называние слов числительных с объектом множество. На вопрос «сколько?» ребенок должен называть итоговое число. А не заучивать определенную последовательность слов.
Четвертый этап5-6 летНа этом этапе усваивается счет до 10 и количественный состав числа.
Из таблицы становится ясно, что начинать организованный процесс обучения нужно в возрасте 3 — 5 лет. При этом нужно обязательно следить, чтобы ребенок осознавал счет, а не бессмысленно повторял заученный порядок слов. Изучать состав числа приступайте еще позже, в возрасте 5 −6 лет.

Важно, чтобы ребенок считал осмысленно

Учим считать до 10: советы

Совет № 1

Начать нужно с самого простого. Постепенно запомнить каждую цифру. Например, цифру 1 можно выучить так. Показать ребенку большую нарисованную единицу. Можно заучивать на память стихи про цифру 1 разных писателей:

Тонкая, как спица,

Цифра единица.

От нее ведется счет,

И за это ей почет. (В. Орлов)

Похожа единица на крючок,

А может на обломанный сучок. (Г. Виеру)

Найдите, на что похожа единица

Затем можно спросить у ребенка, где он видел эту цифру раньше? На что она похожа? Пусть ребенок нарисует ее в воздухе. Покажет пальцами, руками. Можно нарисовать единицу по точкам, выложить из фигур.

На закрепление пусть малыш посчитает единичные предметы: одна машинка, один мишка, одна кукла. Нужно играть в подвижные игры: заранее подготовить демонстрационный материал — яблоки и картошку, корзинку. Попросить принести вам одно яблоко или одну картошку. Знакомство с цифрой 6 в средней группе можно проводить по такому же алгоритму.

Так постепенно, не спеша, можно выучить все цифры до 10.

Занятие «Цифра 5» в средней группе:

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать. (Г.Виеру)

Знакомство с цифрой 6 в средней группе:

На что похожа цифра 6?

На трубку деда, так и есть! (Г. Виеру)

По аналогии можно провести знакомство с цифрой 8 в старшей группе. Она похожа на бантик.

Совет № 2

Считать предметы вокруг: ступеньки, машины, столбы, птиц, цветы и т. д. Родители должны подсказывать ребенку, если он затрудняется в счете. Чтобы выучить цифры, для маленьких детей есть специальные развивающие книги.

Считайте все вокруг

Совет № 3

Сравнивать количество предметов: больше или меньше. Это очень важное подготовительное упражнение. Оно позволяет ребенку понимать составную часть числа. Начинать сравнивать нужно небольшие числа. Например, что больше или меньше один, или два. Можно использовать раздаточный материал. Дома для этого прекрасно подходят карандаши, фломастеры, конфеты, яблоки, грецкие орехи.

Сравните количество предметов

Важно! Обучение счету не должно быть скучным. В конспекте занятия обязательно должны быть песни, считалочки, лепка и рисование.

Совет № 4

Не нужно ждать от ребенка быстрых результатов. Все дети индивидуальны: один ребенок очень быстро научится считать, а другому понадобится дополнительное время. Важно придерживаться темпа своего ребенка.

Совет № 5

Формирование элементарных математических представлений (фэмп) требует особого внимания.

Обратите внимание! Кроме счета это изучение размеров (больший, меньший), форм, фигур, времени.

Стихотворения-считалки для обучения счету

Раз, два, три, четыре, пять —
Всё могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
Их сестрёнок, и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме.

Раз, два, три, четыре, пять —
Всё могу я сосчитать,
Кроме звёзд и мотыльков,
Кроме трав и облаков,
Кроме скачущих дождинок
И весенних звонких льдинок…

Мне считать их неохота:
Сбиться я могу со счёта! (М. Пляцковский)

Ослика мама учила считать:
«Хвостик — один, начинай повторять».
Ослик упрямо кивал головой:
«Что ты считаешь? Ведь, хвостик-то — мой!».

«Твой-то он — твой, но, ведь, он же, один!»
«Хвостик — один», — соглашается сын.
«Ну, наконец-то! А сколько ушей?
Ну, не упрямься, считай поскорей!».

Ослик считает: «Вот ухо одно,
Вот и второе: два уха! Смешно!».
«Что ж тут смешного? Теперь посмотри:
Хвост плюс два уха получится три!».

«Сколько же ног? Сосчитать помоги!
Только передних одних две ноги!».
«С задними быстро двумя их сложи,
Сколько получится? Ну-ка, скажи!».

Ослик задумался: «Сколько же ног?»
«Медленно что-то считаешь сынок!
К двум своим ножкам прибавь ещё две!».
“Будет четыре«,- ей ослик в ответ.

«Дальше, сынок, продолжаем считать:
Ножки плюс хвостик получится…?» «Пять!».
«Если же с ушками ножки сложить,
Сколько получится, ослик? Скажи!».

«Ножки и ушки легко перечесть:
Два плюс четыре получится шесть!».
Стала тут ослика мама хвалить:
«С хвостиком всё это можешь сложить?».

«Ослик, немного осталось совсем:
Складывай всё! И получится…?» «Семь!».
«Ослик, ну что, ж, ты упёрся опять?».
«Мама, мне нечего больше считать!».

«Ноги посчитаны, уши и хвост.
Что там осталось?» «Прибавь ещё нос!».
«Сколько получится с носом, сынок?»
«Восемь! Уж я сосчитал всё, что мог!»

«Всё ли? А глазки? Их тоже, ведь, два!
И, несомненно, одна голова!».
«Голову с ножками если сложить,
Глазки и ушки ещё приложить,

«Девять получится!». «Верно сынок!
Ты с арифметикой справится смог!
Ослик, чтоб дальше нам в счёте пойти,
Надо добраться нам до десяти.

«Так, продолжаем: два уха и нос,
Ножки четыре, два глаза и хвост,
Всё это вместе сложи, наконец!»
«Десять получится!». «Вот молодец!».

«Ослик, как видишь, задачка проста.
В следующий раз досчитаем до ста! (А. Гольцева)

По опушке шла лисичка:
Раз — в корзинке земляничка,
Два — как небо голубика,
Три — румяная брусника,
А четыре — вот морошка,
Пять — смородины немножко,
Шесть — как бусинка калина,
Семь — как солнышко рябина,
Восемь — в лапке ежевика,
Девять — синяя черника,
Десять — сочная малина.
Вот и полная корзина!

Раз — рука, два — рука —
Лепим мы снеговика!
Три — четыре, три — четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять — найдём морковь для носа,
Угольки найдём для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо.
Пусть смеётся он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь —
Мы сплясать его попросим.
Девять, десять — снеговик
Через голову — кувырк!
Ну и цирк!

Математические подвижные игры для ДОУ

Существует множество различных подвижных игр.

Игра «Сделай, как я скажу»

Игра проводится в группе детей. Дети рассчитываются на первый-второй. Первые берут теннисные мячи, вторые — воланчики. По команде нужно выполнить задания:

  • стать слева или справа от воспитателя;
  • взять мяч в левую руку, воланчик — в правую;
  • бросить мячик вверх, а воланчик — вниз.

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель выставляет предметы в ряд. Просит назвать предметы, которые стоят первые справа, вторые слева и т.д. Затем дети отворачиваются. Воспитатель меняет два предмета местами. Дети должны угадать, что изменилось.

Обратите внимание! За правильные ответы можно вручать звездочки. В конце игры звездочки подсчитываются. Победителем становится тот, кто собрал больше всех.

Игра-эстафета «Построй домик»

Детей делят на две или три команды. Каждая будет строить свой домик.

До подноса с деталями нужно допрыгать по обручам от цифры 1 до цифры 3. Затем взять одну деталь домика, поставить ее на свое место, вернуться к обручам, попрыгать по ним в обратном порядке и передать эстафету следующему участнику команды.

Домики могут быть разной сложности

Учим состав числа до десяти

Перед тем как научить ребенка составу числа до 10, нужно убедиться, что ребенок:

  • считает до 10 в прямом и обратном порядке;
  • составляет числа по единицам (два это 1 плюс 1).

Объяснять состав чисел нужно постепенно. Обучение делится на логичные блоки. Начинать нужно с цифр 2 и 3. всевозможных их взаимоотношений и комбинаций. Только потом приступать к четверкам — шестеркам, семеркам — девяткам, десятке.

Арифметические домика подскажут как выучить состав числа до 10 быстро. Также они развивают навык устного счета.

Пример арифметических домиков

Числовые домики представляют собой здания в разное количество этажей с окнами в два ряда. Высота домика зависит от цифры, к которой подбираются всевозможные комбинации.

Важно! Найти домики чисел можно в любом учебнике по математике для дошкольников. Также их можно сделать самостоятельно.

На детский стол ложится пустой шаблон домика. На его крыше размещается нужное число. Например, число 6 цифра 6 (занятие для дошкольников). Ребенку объясняются правила: на каждом этаже живет столько жителей сколько написано на крыше. Оговаривается дополнительное условие: на первом этаже в одной квартире живет один человек. Сколько живет в другой квартире?

Когда ребенку будет понятен алгоритм задания, можно «заселить» все этажи домика. Так, со временем малыш выучит все существующие комбинации чисел.

После изучения состава чисел до 10 можно приступать к устному счету.

Важно! Начинать обучать составу числа нужно с самых простых упражнений, результат которых не выходит за рамки десяти. Например, такие задачи — 6+1=7, 5+2=7, 10-4=6. Уроки по устному счету должны быть короткими: по 3-4 примера за один раз.

Детское образование — это будущее детей и их родителей. Благодаря правильным и веселым занятиям, ребенок легко научится счету и составу числа. А каждая минута, проведенная с ребенком правильно, будет полезной и не скучной!

учимся считать через дома, счет до 18 и до 20, изучаем состав чисел в 5-6 лет по Бортниковой

Начиная учить и изучать числа и счет, ребенок сталкивается с понятием состав числа. Многие родители не задумываются и не обращают на это внимания, занимаясь разучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа образования чисел.

Зачем тебе это нужно?

Обучение ребенка составлению чисел очень важно. Начиная с простой 10 и вводя понятия «десятки», «единицы», вы облегчите процесс запоминания чисел. Также ребенок логически понимает образование цифр от 10 и далее. Это будет плюсом для выполнения арифметических действий, сравнения чисел.

Начало домашнего обучения станет успешным началом в обучении вашего малыша. Не будет напрягаться при решении примеров и задач и отставать от темы. В современном стандарте обучения упор делается на счет с помощью составления числа, а не с помощью счетных палочек и пальцев, поэтому обучение проходит более интенсивно и эффективно.

Оптимальный возраст

Понятие оптимального возраста относительное, ведь кого-то в 4-5 лет тянет на счет, а кому-то в школе это сделать сложно. Однако важным дошкольным периодом является 5-6 лет. Именно тогда важно воспитать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус за обучение – гибкость ума малыша. В подготовительной группе акцент занятий делается именно на счет Детей с помощью простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.

Чтобы облегчить этот процесс, сейчас важно научить ребенка составлять числа. В школе работа с составом чисел начинается с первого класса. Если первое полугодие проходит в легком темпе, то дальше скорость обучения увеличивается: детей учат числам до сотни.

Как научить быстро считать?

Научить ребенка считать до 10 проще всего. От того, как пойдет этот процесс, зависит его дальнейшее понимание цифр. Начните с простого: научите ребенка считать все, что он видит вокруг (лестницы, машины, деревья по дороге в детский сад).

Обязательно сосредоточьтесь на устройстве. Это должно быть не разговорное “единица”, а математическая “единица”. Не забывай о пустоте – ноль. Далее начните учить цифры по книгам, читайте сказки с их использованием. Затем обратите внимание на обратный отсчет (полет ракеты, уменьшение ягод, сладостей). Выучить счет в пределах 10 проще всего.

Закрепить игру в домики по числам: поставить два числа, а ребенок должен сказать, что между ними или до и после. Например, 3 и 5. Между ними цифра 4. Перед 3 стоит 4, а после 5-6. Напишите на листе бумаги число и попросите найти необходимое количество предметов (бусинок, зернышек, горошин). Обязательно используйте наглядность: игрушки, цифры, магнитные доски.

Чем чаще вы будете учитывать игру, тем быстрее будет усвоен материал. Главное в этом деле не заучивание, а понимание цифр и величин.

Научитесь правильно считать

После изучения цифр можно переходить к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как два числа превращаются в одно путем соединения предметов или, наоборот, разделения. Затем покажите, как вы умеете считать на пальцах и с помощью различных предметов. Сравните числа. Учить определять из двух чисел меньшее и большее. Важно изучить признаки операций и обозначить их названия.

Когда речь идет о числе десять, начинаем вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть фигурка станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этажи, а единицы – квартиры. Объясните числа второго десятка, используя одинаковые игрушки, расположенные в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее обратите внимание, что число 19является последним во втором десятке, а значит нужно заменить цифру один на 2 – получаем 20. Будет проще, если Предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Необходимо научить ребенка составлять число два просто и называть его. Предложите две цифры и попросите комплексное число. Когда материал будет усвоен, научитесь обратному — разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес у ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с цифрами. Если вы будете следовать правилам, устный отчет будет дан с легкостью.

Помните, что важна не скорость, а процесс.

Нужно понимать образование цифр, а не просто механически запоминать, то, что ребенок всегда на слуху.

Устный счет

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы было легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого расставьте числа от 2 до 10. Чем больше число, тем больше на него следует обращать внимание. Объясните, что для того, чтобы сосчитать после десяти, вам нужно рассортировать в уме числа, входящие в состав. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно 8, чтобы получилось 10.

Предлагаю разложить цифру 7 с помощью двойки. Тогда ребенок поймет, что ответ будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала это будет непросто, но когда ребенок освоит этот прием, устный счет наладится.

Не переусердствуйте, урок не должен превышать 10 минут. Можно принимать несколько раз в день или сделать однодневный перерыв.

При переходе на устный счет ограничьте ребенка в использовании счетных материалов (пальчики, палочки), все это только замедлит процесс обучения. Конечно, резко материал снимать не стоит, делайте это постепенно.

Счетные материалы

Выбор счетных материалов сегодня очень богат. Самый известный – счетные палочки. Родителей привлекает простота использования и доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может перевести такой аккаунт на устный.

Есть много карточек: “Цифры”, “Цифры”, “Цветок”, “Домино”. Все они представляют собой наборы составного счетного материала с переменными характеристиками. Ребенок учится находить в числе компоненты, то есть усваивает, что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, из 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и символов для расчетов с палочками в наборе также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические партитуры, партитуры с озвучиванием также отлично подходят для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с добавлением до десяти и остатка для получения ответа.

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используются для более опытных детей. Принцип прост: ребенок проходит колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример решения. Для самых маленьких – пирамидки и булавки. Простой счет и перекладывание помогут запомнить числа.

Ребенку интереснее создавать счетные материалы вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и заполняйте их бисером, считайте фломастерами, карандашами, составляйте цифру и, соответственно, горошины или бублик. То есть комбинировать разные приемы и способы подсчета для лучшего запоминания.

Популярные методики

Методики изучения состава чисел, можно найти много и подобрать подходящую для своего ребенка.

Дидактические материалы, книги, обучение – все это направлено на облегчение изучения чисел, их запоминания и применения в обучении.

  • «Замечательный стажер», автор Елена Бортникова. Пособие предназначено для детей от 4 до 6 лет. Направлены на развитие как математических навыков, так и логики, что необходимо при устном счете. С помощью стихов, рисунков, заданий ребенок легко в игровой форме знакомится с такими сложными понятиями, как числительное, число, число, и скоро.
  • Техника Николай Зайцев. Обучение на карточках “Стосчет”. Цифры до 100 с их составом. Под каждой цифрой находится необходимое количество баллов, которое соответствует десяткам и единицам. Этот прием часто используется в детских садах.
  • “Математические шаги” Елены Колесниковой . Для детей от 3 лет и старше. Начинается с простого (геометрические фигуры, счетные игрушки, знакомство с числами в игровой форме), в результате занятий задания усложняются, ребенок осознает понятие «сложение чисел».
  • «Изучаю состав числа». Дидактический материал с большим количеством карточек. Карточка включает в себя числа, количество предметов, соответствующих числу (домино, кости), а также состав данного числа.

Изучение состава числа очень важно для легкого обучения детей в школе. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с цифрами, тем быстрее он поймет состав числа и выучит устный счет.

Следующее видео вы можете использовать в процессе обучения ребенка составлению чисел.

10 элементов композиции в фотографии

Иногда полезно отвлечься от более широких дискуссий о творчестве и взглянуть на действительно фундаментальные элементы композиции. Хотя в искусстве в целом существует бесчисленное множество элементов композиции, в этой статье рассматриваются десять наиболее важных, характерных для фотографии — критических частей почти каждой вашей фотографии. Они делятся на две основные категории: объекты и их отношения. Это не что иное, как строительные блоки творчества.

Прежде чем начать, я хочу упомянуть, что мы только что отсняли реальную сводку этих десяти элементов композиции. Настоятельно рекомендуется, если вы любите смотреть видео с фотографиями!

Объекты

Первые шесть элементов композиции — это просто различные типы объектов, которые вы можете найти на фотографии, от простых до сложных. Эти элементы не зависят ни от чего другого на фотографии, ни от границ самой вашей композиции. Каждый объект на вашей фотографии демонстрирует эти характеристики в той или иной степени, иногда явно, а иногда скрыто.

1. Точки

Простейшим элементом композиции является точка.

Очки немного обманчивы; математически они имеют нулевые размеры. С фотографией мы немного снисходительнее. Точка — это просто небольшая область интереса на фотографии или пересечение областей интереса.

Звезды на небе на фотографии — это «точки», как и расфокусированный свет на заднем плане. То же самое относится и к месту, где две горы встречаются, создавая пересечение, которое притягивает взгляд зрителя.

Точки важны в фотографии, потому что они являются одним из основных способов привлечь наше внимание — добавить интереса к определенной области.

Какой элемент на фотографии ниже привлекает ваше внимание больше всего? Ответ должен быть сразу ясен:

NIKON D800E + 70-200mm f/4@100mm, ISO 100, 1/100, f/8.0

Это, конечно, пик бархана – точка. В нем есть гравитация. Наши глаза следуют линиям склона и оказываются в одном и том же месте.

Если вы усвоили, что точки могут привлекать взгляд зрителя и привлекать внимание, вы, вероятно, хорошо понимаете, почему они так важны в фотографии; они помогают придать фото структуру. Но задержите эту мысль на минуту и ​​вернитесь к ней в разделе «Отношения» позже. А пока я расскажу о следующем простом элементе композиции: линиях.

2. Линии

В отличие от точек, которые привлекают внимание зрителя, линии больше похожи на путь, по которому зритель должен следовать. Или они являются границей: например, граница между небом и землей.

Как и точки, линии в фотографии не определяются так жестко, как линии в геометрии. С фотографической точки зрения все, что соединяет две части фотографии или простирается по всей композиции, является линией. Это включает, например, кривую дорогу или неровный горный хребет. Даже нечеткий, слегка очерченный край облака обычно представляет собой линию.

Линии также выполняют важную функцию , соединяя два разных элемента вашей фотографии. Они могут придать изображению структуру, что является важной частью придания изображению преднамеренного и преднамеренного характера. Путь, ведущий от переднего плана к заднему, создает ощущение связи изображения.

Иногда линии на фотографии являются воображаемыми, но они все еще существуют. Представьте себе портрет ребенка, смотрящего на игрушечный грузовик. Пространство между ребенком и грузовиком может быть «пустым», но зритель все равно знает, что оно важно. Есть линия — связь между двумя элементами фотографии, которая делает каждый из них более эффектным.

Линии не имеют того же веса, что и точки. Вместо этого они соединяют точки, разделяют их или направляют взгляд зрителя к тому, что вам нужно. Это делает их одними из самых важных элементов композиции.

NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 70 мм, ISO 100, 1/25, f/11.0

3. Формы

Теперь переходим от простых элементов композиции к сложным. Формы могут быть любыми, от полумесяца до формы улыбающегося лица. Каждая разновидность формы оказывает свое эмоциональное воздействие на фотографию, и обобщать невозможно. Круг может быть умиротворяющим, сердце вызывающим воспоминания, треугольник динамичным и так далее, но единственное, что можно сказать о каждой форме, это то, что они обладают способностью привлекать наше внимание.

Иногда формы — это просто сами объекты. Если вы фотографируете солнце, оно имеет круглую форму. В других случаях формы более концептуальны, например, изогнутое облако над изогнутой долиной, которое придает всей фотографии круговую композицию. Оба типа фигур имеют значение. Первый привлекает внимание; второй придает фотографии ее структуру.

В фотографии следите за формами на фотографии, очевидными или абстрактными. Помните, что они очень сильно привлекают наше внимание — особенно простые формы, а также фигуры людей и животных. Составьте свои фотографии соответственно.

NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/60, f/8,0

4. Текстура

Текстура объекта играет важную роль в определении его эмоционального воздействия, а также степени внимания к нему. рисует.

Какое настроение у вас возникает, когда вы фотографируете гладкую гальку и туман с долгой выдержки на море? Как насчет зубчатых, грубых гор в высококонтрастном свете?

Иногда сами текстуры могут быть предметом вашей фотографии, например, узоры на песке или волны воды. Однако чаще текстуры представляют собой отдельные элементы большой фотографии, которые либо придают объекту объем, либо заполняют промежутки между объектами.

Области с большей текстурой обычно привлекают дополнительное внимание. Иногда слишком много текстуры в «неважных» областях фотографии может отвлекать, делая общую фотографию слишком сложной. В других случаях текстура придает вашему объекту решающее ощущение объема, например, заполняет форму горного ландшафта.

NIKON D810 + 70–200 мм f/2,8 @ 70 мм, ISO 160, 1/500, f/11,0

5. Цвет

Помимо черно-белой фотографии — собственный творческий выбор — цвет имеет большое значение для композиция фото, а также настроение.

Каждый цвет привносит в фотографию свои эмоции, и эта тема может заполнить гораздо больше, чем это небольшое пространство здесь. Тем не менее, наиболее важным отличием, которое вам нужно знать на данный момент, является отличие теплых цветов от холодных цветов .

Теплые цвета: красный, оранжевый и желтый. Они активны, прыгают на передний план изображения и передают больше движения и волнения. Я не просто имею в виду, что они метафорически прыгают вперед; если вы поместите ярко-красную точку на ярко-синий фон, многие люди искренне воспринимают красную точку как более близкую к зрителю, почти отбрасывая тень позади нее.

Холодные цвета противоположны: зеленый, синий и фиолетовый. Это более спокойные цвета, немного более мягкие по своей природе. Синий и зеленый, в частности, являются наиболее распространенными цветами в природе; голубое небо или зеленое поле передают обнадеживающее и успокаивающее сообщение. Но холодные цвета также появляются в условиях низкой освещенности, даже в тенях в солнечный день, поэтому они создают ощущение темноты, которое может быть особенно сильным, например, на фотографиях шторма.

Когда вы компонуете свои фотографии, распознавайте содержащиеся в них цвета и старайтесь использовать их сильные стороны в своих интересах. Часто сочетание теплого цвета с холодным цветом создает интересное ощущение контраста, что делает изображение привлекательным. Точно так же фотографии с одним или двумя доминирующими цветами представляют собой очень унифицированное сообщение — сообщение, которое может быть очень успешным, если оно создано с осторожностью.

NIKON D7000 + 105mm f/2. 8 @ 105mm, ISO 100, 1/40, f/6.3

6. Тон

Еще одним важным элементом композиции является тон , как для отдельных объектов, так и для фотографии в целом. Хотя тон может относиться к оттенкам и интенсивности цвета, он также относится к яркости и темноте изображения, а также к его контрасту.

Эту же концепцию можно описать несколькими другими словами, но я предпочитаю «тон» из-за его связи с музыкой. Фотографии, в которых успешно используется тон, будут нести взгляд через поток фотографии — почти так же, как музыкальные тона переносят слушателя через взлеты и падения выступления.

Яркие области фотографии привлекают внимание. То же самое относится и к тем, у кого высокая контрастность — как низкая контрастность (резкость), так и более широкое сопоставление светлого и темного.

На более общем уровне тона фотографии также меняют общие эмоции. Более темные фотографии, как правило, скрывают больше вашего объекта, придавая ему загадочный, насыщенный и даже утонченный вид. Яркие фотографии более эфирные и оптимистичные.

Конечно, многие из этих факторов можно очень легко настроить в программе постобработки. Лично я часто затемняю углы изображения, чтобы привлечь внимание к центру. Я также «осветляю и затемняю» (осветляю и затемняю) отдельные элементы фотографии, которые хочу подчеркнуть или затемнить. Если на вашей фотографии есть отвлекающие факторы, один из самых простых способов заставить ее привлекать меньше внимания — просто немного затемнить ее или снизить контрастность.

Итак, обратите внимание на тона вашей фотографии, как в поле, так и при постобработке. Они контролируют то, как зритель движется по фотографии, а также эмоции, которые фотография передает.

NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 100, 1 секунда, f/11,0

Взаимосвязи

Другие элементы композиции относятся к другой категории: взаимосвязи. Четыре элемента, приведенные ниже, не применяются к отдельным объектам на фотографии, а показывают, как различные части фотографии взаимодействие .

7. Расстояние

Простейшим отношением между элементами композиции является расстояние между ними.

Расстояние имеет значение по нескольким причинам. Для начала, если некоторые из ваших объектов расположены слишком близко друг к другу — или если один объект пересекает другой — результаты могут отвлекать. Я часто стараюсь немного перемещаться, чтобы у каждой важной части фотографии было свое «передышко».

Помимо этого, расстояние также применимо к понятию формирует , как упоминалось ранее, или, в более широком смысле, структуру. Наиболее распространенными композиционными структурами являются просто линия (соединяющая две области интереса) и треугольник (три). Но по мере того, как вы добавляете все больше и больше объектов, а также играете с расстояниями между ними, вы будете создавать композиции со значительно более сложной структурой.

Композиция на фотографии ниже примерно представляет собой пятиугольник — результат того, что солнце и разные точки гор находятся на правильном расстоянии друг от друга:

NIKON D7000 + 17–55 мм f/2,8 @ 34 мм, ISO 100, 1/2500, f/5,6

Также помните о расстоянии между объектами и краем кадра. Часто я вижу очень хорошие фотографии, поврежденные чем-то незначительным, например, горная вершина, которая почти касается верхней части фотографии, отвлекая внимание от остальной части композиции. Следите за краями своих фотографий в поле; они являются одними из самых важных частей.

Хорошей новостью является то, что у вас почти всегда есть большой контроль над расстояниями между объектами в вашей композиции. Просто двигайтесь; приблизиться к объекту или отдалиться. Приложите усилия, чтобы уловить эмоциональное сообщение, которое вы имеете в виду, и вы, естественно, получите хорошие результаты.

8. Баланс

Следующим элементом композиции является баланс, тесно связанный с понятием визуального веса. Визуальный вес не сложен; это просто количество внимания, которое привлекает каждый объект на вашей фотографии. Каждая часть вашей фотографии имеет определенный визуальный вес.

Какие элементы привлекают наибольшее внимание? Больше всего на свете лица и глаза, особенно людей, но также и животных. Наряду с этим привлекают внимание яркие области, резкие области, области высокой контрастности, яркие цвета, необычные объекты и интересные текстуры.

Баланс — это расстановка визуального веса на фотографии. Сбалансированная фотография имеет одинаковый уровень визуального веса между левой и правой половинами; несбалансированное фото имеет больший вес с одной или с другой стороны.

Иногда «более легкий» элемент может уравновесить «более тяжелый» просто за счет того, что он находится дальше от центра фотографии — например, ребенок и взрослый балансируют на качелях. Чтобы проверить баланс вашей фотографии, представьте, что визуальный вес каждого элемента на вашей фотографии находится в точке опоры. В какую сторону он наклоняется?

Стоит отметить, что вы не всегда хотите, чтобы ваша фотография была идеально сбалансирована между левой и правой сторонами. Хотя сбалансированные фотографии часто кажутся более естественными и гармоничными, дисбаланс более динамичен, с ощущением напряжения, которое подходит для определенных фотографий. Итак, когда вы аранжируете свою композицию, сосредоточьтесь на балансе или дисбалансе только в той степени, в которой их эмоции соответствуют вашему предполагаемому настроению.

NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 800, 1/30, f/5,6
Сбалансированная композиция, в которой гора и озеро имеют одинаковый уровень визуальной значимости и находятся на одинаковом расстоянии от центра изображения

9. Космос (положительный и отрицательный)

Острова и вода; облака и небо; чернила и бумага. Позитивное и негативное пространство.

Позитивное пространство — любая часть фотографии, привлекающая внимание. Области со значительным визуальным весом обычно представляют собой положительное пространство. То же самое относится и к областям с высоким уровнем текстуры.

Негативное пространство — это «заполнитель» между областями позитивного пространства. Он не обязательно сливается с фоном, как обычно делают холодные цвета, но это не та часть фотографии, которая привлекает наибольшее внимание.

Фотографии с большим количеством позитивного пространства кажутся переполненными, в то время как фотографии с большим количеством негативного пространства кажутся пустыми. Ни одна из этих эмоций не кажется особенно хорошей эмоцией, но обе могут быть очень сильными на фотографии. Я делал снимки городских пейзажей с деловым и неотложным характером из-за их большого позитивного пространства. Я также сделал обратное — фотографии крошечного предмета в грандиозной сцене, чтобы передать ощущение изоляции и необъятности.

Позитивное и негативное пространство в значительной степени зависят от других элементов композиции, таких как визуальный вес и расстояние. Но даже фотография одного объекта — скажем, портрет — может иметь разное соотношение положительного и отрицательного пространства в зависимости от вашей композиции. Просто измените размер вашего объекта в кадре, окруженного большим или меньшим количеством фона. Эмоции фотографии существенно изменятся.

NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 250, 1/800, f/3,5

10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *