Разное

Интеллектуальная готовность к школе это: МБОУ Одинцовская СОШ №1 – дошкольное отделение

Содержание

Интеллектуальная готовность ребенка к школе: компоненты и суть

Содержание

  • 1 Суть интеллектуальной готовности к школьному обучению
  • 2 Компоненты интеллектуальной готовности к школе
    • 2.1 Актуальное развитие познавательных процессов
    • 2.2 Речевая подготовка
    • 2.3 Осведомленность и кругозор
    • 2.4 Интерес к познанию
  • 3 Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности

Школьное обучение опирается на определенный уровень интеллектуального развития ребенка. Первоклассник сможет справиться с учебной нагрузкой при условии, что его познавательные процессы достигли необходимой ступени развития, а кругозор включает базовые знания об окружающем мире. И родителей с приближением поступления их дитя в первый класс интересует, больше всего, интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Суть интеллектуальной готовности к школьному обучению

Многие родители уделяют пристальное внимание развитию интеллекта своего ребенка. Для этого окружают малыша соответствующими игрушками, учат анализировать и замечать признаки предметов и явлений, вовлекают его в логические рассуждения, рано обучают чтению. Всё это развивает интеллектуальные способности, входит в интеллектуальный багаж дошкольника и становится опорой ему в школьном обучении.

Прослеживается важнейшая закономерность. Если ребенок уже имеет интеллектуальную подготовку, значит, это произошло благодаря возросшим возможностям его познавательных функций.

Если же познавательная сфера достигла определенного уровня, то дошкольнику по силам систематическая учебная нагрузка, которая ожидает его в школе.

С точки зрения физиологии, интеллектуальная готовность к школе является отражением функционального созревания структур головного мозга. Ребенок оперирует существенным объемом знаний, активно задействует мыслительные операции, постигает основные связи между объектами – следовательно, его мозг достиг необходимой физиологической стадии развития. И наоборот – если появился определенный уровень сформированности мозговых структур, первоклассник справится с учебной нагрузкой школьника.

Не знания, которыми оперирует дошкольник, подтверждают, что он готов к школе, а способность к усвоению информации.

В связи с вышеизложенным обоснованием можем сделать вывод, что интеллектуальная готовность ребенка к школе это необходимый уровень каждого познавательного процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и усваивать новые знания. Этот аспект развития дошкольника также называют интеллектуальной зрелостью, и он является только частью комплексного образования Психологическая готовность к школе.

Компоненты интеллектуальной готовности к школе

Как и каждое структурное понятие, готовность к обучению в школе, связанную с интеллектуальной зрелостью, удобно изучать и диагностировать как совокупность компонентов.

Ориентируясь на нормативные показатели развития всех по отдельности компонентов, психологи и педагоги определяют уровень готовности дошкольника к школьному обучению. Затем на основании диагностики составляют довольно ясную картину, что еще должна охватить интеллектуальная подготовка к школе для конкретного ребенка, если в этом есть необходимость.

В качестве основных выделяют следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:

  • зрелость познавательных процессов;
  • речевое развитие;
  • осведомленность;
  • познавательный интерес.

Актуальное развитие познавательных процессов

Развитие познавательных процессов к концу старшего дошкольного возраста должно выйти на определенную ступень. Пассивное усвоение подаваемой взрослым информации должна вытеснить познавательно исследовательская деятельность. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.

Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму. Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель.

Именно это свойство восприятия проверяют психологи, когда просят дошкольника срисовать значки или определить цвет, пояснить значение схожих в звучании слов (например, лук – луг) или произнести новые понятия.

Мышление детей в школе зразу же получает высокую нагрузку. Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы.

Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.

Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.

Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.

Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.

Речевая подготовка

Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.

Словарный запас старшего дошкольника состоит примерно из  4000 слов. Важным показателем является «глубина» знания определенной тематики. Например, если ребенок говорит о мебели, то как много он может назвать предметов мебели для дома или для сада. Перечисляя одежду, способен ли назвать 10 наименований, которые надевает женщина? Длинный ли перечень получается, если речь идет о детской одежде?

Связность речи дошкольника легко проверяется, если предложить ему несколько картинок, раскрывающих определенный сюжет, и попросить рассказать, что отражено на картинках. При достаточном развитии связной речи дети логично и последовательно описывают происходящее, упоминают причины и следствия, делают выводы.

Осведомленность и кругозор

Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое. Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь.

Интерес к познанию

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.

Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.

Обучаемость как составляющая интеллектуальной готовности

Раскрывая проблему готовности детей к школе, специалисты акцентируют внимание на таком показателе как обучаемость.

Данная характеристика представлена двумя этапами интеллектуальных операций:

  1. Усвоение правила действий.
  2. Перенос данного правила на выполнение аналогичных заданий.

Особую сложность для дошкольника представляет второй этап. Для того чтобы не только выполнить идентичное задание вслед за учителем, но и применить освоенный алгоритм в другом подобном упражнении, ребенок должен задействовать все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Тех детей, которые справляются с задачей, характеризует системное мышление, что свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта.

Хорошая обучаемость и выраженность компонентов интеллектуальной готовности ребенка к школе свидетельствуют о том, что этапы развития в дошкольном возрасте пройдены с максимальной пользой.

Возможно, подготовка к школе еще необходима в отношении социальных или эмоционально-волевых качеств. Дошкольное детство завершается, и ребенку предстоит освоиться в новой для него роли ученика с новыми обязанностями и учебными премудростями. Но, если интеллект к этой нагрузке готов, есть шанс облегчить школьную адаптацию.

§ 3. Готовность к школьному обучению

§ 3. Готовность к школьному обучению

 

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого – педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле особое значение приобретает проблема готовности дошкольников к обучению в школе. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

В психологическом словаре понятие  «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [15].

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора   прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [4].

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее  при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе [3].

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Краткие итоги дошкольного развития ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе ме­сто в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообла­дания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулачина выделяет два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [12].

Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого жела­ния влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной дея­тельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное по­ложение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в це­лом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его от­ношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школь­ника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” [31].

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты иско­мого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала  внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психоло­гически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный воз­раст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потреб­ность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосред­ственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосред­ственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заве­дение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную дей­ствительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-лично­стное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, об­разцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непо­средственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, под­чиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продук­тивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим спо­собностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосоз­нания.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач [9].

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Волевая готовность к школьному обучению. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, воле­вые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями не­преднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В ге­нетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собствен­ными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово ста­новится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

По утверждению Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна появление волевого акта подготавлива­ется предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.  В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его ис­полнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и,  прежде всего, моральных требований в оп­ределенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные пе­риоды своей жизни. Ставится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным обра­зом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом воз­расте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что,  руково­дствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставлен­ной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в ча­стности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленно­сти, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследова­ния показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым уси­лиям.

Нравственная готовность к школьному обучению. Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных пред­ставлений и чувств, названных Л. С.Выготским внутренними этическими инстанциями.

Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотно­шений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отли­чие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, ха­рактерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудниче­стве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоя­тельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная дея­тельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредст­венная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизво­дить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятель­ности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, – словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике роле­вой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этиче­ские инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образо­вания, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредствен­ные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его со­трудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается “периодом первоначального, фак­тического склада личности”. Система соподчиненных мотивов начинает управлять пове­дением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными после­дующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредован­ные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксирован­ными в соответствующих нравственных инстанциях.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерар­хической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обла­дающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководство­ваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социаль­ными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А. Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде “первоначального, факти­ческого, склада личности”.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными обра­зами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и ос­мыс­лением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного дет­ства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опи­рается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального “Я” и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода пере­стает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность поро­ждает кризис 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, от­метки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффек­тивные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приоб­ретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится воз­можной борьба переживаний.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности,  включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин  на первое место ставил сформированность  необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно  слушать  говорящего  и точно выполнять задания, предлагаемые в устной  форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [31].

Е.Е.Кравцова утверждает, на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения детей, который существенно необходим для успешности последующего обучения детей в школе [11].

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в подготовительном классе.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка к школе: интеллектуальные, психологические и социальные аспекты

Для родителей вполне нормально беспокоиться о подготовке своего ребенка к школе. Навыки, связанные с чтением и письмом, счетом и арифметикой, а также способность решать логические задачи впервые становятся очень важными в жизни вашего ребенка, когда он идет в школу. Обычно родители больше всего беспокоятся об этих вещах. Многие родители настолько беспокоятся о своих детях, что учат их читать и писать еще до того, как они пойдут в школу, пытаясь предотвратить проблемы, с которыми могут столкнуться их дети, но это только один аспект готовности ребенка к школе. Читайте дальше, чтобы узнать о всех навыках и «коммуникативных навыках», которые необходимы вашему ребенку, чтобы подготовиться к поступлению в школу.

Оценка психологической готовности к поступлению в школу

В погоне за знаниями и навыками многие родители не задумываются о том, как психологически подготовить своих детей к этой огромной перестройке. Новыми для первоклассников или учеников первого класса будут не только академические задачи, но и новые дети, учителя и система правил, положений и оценивания.

При оценке готовности ребенка к школе специалисты обычно учитывают такие показатели, как:

  • желание узнавать новое;
  • способность концентрироваться и удерживать внимание в соответствии с инструкциями и правилами;
  • умение заводить и поддерживать беседу с педагогами и детьми, задавать уточняющие вопросы, отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать и поддерживать групповое взаимодействие на уроках и в свободное время;
  • самоконтроль и самоорганизация;

знания и представления об окружающем мире; Как видите, навыки чтения и письма при поступлении в школу не требуются, при этом основной упор на определение готовности ребенка к школе делается на личностно-коммуникативные аспекты развития детей.

Интеллектуальная подготовка к школе

При подготовке к школе большинство родителей в первую очередь обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка к школе. Интеллектуальная готовность включает:

  • достаточное знание и понимание своего окружения,
  • развитие когнитивных функций, таких как внимание, память, критическое мышление, восприятие, воображение, речь и др.
  • понимание знаний, необходимых для обучения в школе (знание понятий математики, чтения и письма)

Безусловно, вышеописанные знания очень ценны, однако никогда не гарантируется идеальная адаптация ребенка к школе. Проблемы будут в любом случае, но интерес вашего ребенка к обучению и получению знаний наряду с достаточными коммуникативными навыками, безусловно, будет иметь решающее значение. Крайне важно помнить, что родителям нужно уделять внимание только подготовке своих детей к обучению чтению и письму, а не их реальным навыкам чтения и письма. Учителя научат их читать и писать в школе!

Личная и эмоциональная подготовка к школе

Помимо интеллектуальной подготовки к школе, необходимо учитывать и такие важные аспекты, как межличностные отношения и зрелость. Личная готовность к школе включает ряд соображений, таких как:

  • мотивация к обучению: хочет ли ребенок ходить в школу? Понимают ли они важность процесса обучения? Заинтересованы ли они в получении новых знаний?
  • способность вести себя в соответствии с правилами: Способен ли ребенок действовать в соответствии со школьными правилами, даже если ребенок этого не хочет? Понимает ли ребенок, когда необходимо соблюдать правила и что он должен уважать и слушать своих учителей?
  • самообладание, правильное поведение, умение находить собственные ошибки и исправлять их. Может ли ребенок сидеть неподвижно в течение нескольких часов и вести себя хорошо? Если ребенок совершает ошибку, достаточно ли у него эмоциональной зрелости и проницательности, чтобы осознать это и извиниться? Самое главное, смогут ли они извлечь урок из своей ошибки и не повторить ее?

По мнению многих ученых и практиков именно личностная зрелость является решающим фактором готовности ребенка к школе. Желание ребенка узнавать новое и его способность управлять действиями и поведением в целом будут пропорциональны интеллектуальной готовности ребенка и впоследствии будут способствовать социометрическому статусу в группе. Личностная зрелость ребенка включает в себя способность выполнять требования педагога и управлять своим поведением.

Социально-коммуникативная готовность к школе

Адаптация детей к школе во многом зависит от их способности общаться с другими детьми и учителями. Коммуникативная готовность включает в себя:

  • готовность ребенка к общению с другими детьми, к участию в групповой деятельности, к принятию противоположных мнений и к соблюдению правил детских групп;
  • способность инициировать и поддерживать деятельность других, вести переговоры и идти на компромисс, а также выражать личную точку зрения;
  • достаточная эмоциональная устойчивость и саморегуляция — способность адекватно оценивать ситуацию и конструктивно выражать свои эмоции в общении с окружающими при снижении количества импульсивных реакций.
  • Очевидно, что ни один первоклассник не будет полностью эмоционально зрелым, но в целом важно, чтобы уровень ребенка не сильно отличался от уровня его сверстников. Помните, что социальные проблемы обязательно будут, несмотря ни на что, поэтому постарайтесь набраться терпения и сначала помогите ребенку быть терпеливым.

Рекомендуемая литература: Как бороться с эмоциональными обидчиками в школе

Психологическая и физическая готовность к школе

Помимо всего вышеперечисленного, на психологическую готовность ребенка к школе будут влиять физиологические факторы:

  • развитие мелких мышц кисти: насколько уверенно ребенок владеет ножницами и карандашом?
  • ориентировка в пространстве, координация движений: Может ли ребенок правильно определять взаимное расположение предметов и направления движения: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад?
  • моторная ловкость, включая различные двигательные навыки, такие как бег, прыжки, завязывание шнурков и т.
    д.
  • латерализация (какая рука ведущая), влияющая на ориентацию в пространстве и на бумаге. Знает ли ребенок лево и право?
  • Зрительно-моторная координация в системе глаз-рука: может ли ребенок рисовать простые, узнаваемые фигуры?

Принимая во внимание вышеизложенное, готовность к школе представляет собой совокупность навыков и способностей, характеризующих зрелость ребенка и его способность к надлежащему общению и выполнению различных учебных упражнений. Тем не менее, ребенок столкнется с эмоциональными и психологическими проблемами в случае отсутствия некоторых из ранее обсуждавшихся важнейших навыков.

Если вы ясно понимаете, что вашему ребенку не хватает некоторых навыков, упомянутых выше, приложите все усилия, чтобы помочь ему развить эти навыки до того, как ваш ребенок пойдет в школу.

Рекомендуемая литература:

Дети-левши чаще склонны к дислексии

Игры, помогающие детям с дислексией научиться читать

Что такое универсальный метод чтения и как его использовать дома

Не забывайте что, хотя это может быть трудным временем, это также одно из самых захватывающих времен! 4

Начальный подход к подготовке к школе – обзор

Подход Head Start к подготовке к школе означает, что ребенка готовы к школе

, семьи готовы поддержать обучение своих детей , а школы готовы к приему детей . Узнайте больше о подходе:

  • Физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие являются важными составляющими подготовки к школе.
  • В программах
  • Head Start подготовка к школе рассматривается как наличие у детей навыков, поведения и знаний, необходимых для успешной учебы в школе и последующего обучения.
  • Программы
  • должны устанавливать цели готовности к школе, соответствующие возрасту и развитию зачисленных детей в соответствии со следующими доменами системы результатов раннего обучения (ELOF):
    • Подходы к обучению
    • Социальное и эмоциональное развитие
    • Язык и грамотность
    • Познание
    • Перцептивное, двигательное и физическое развитие
  • Внедрение и измерение прогресса в достижении целей готовности к школе помогает программам индивидуализироваться для каждого ребенка и гарантирует, что дети знают и могут делать то, что необходимо для подготовки к детскому саду.
  • Программы
  • Head Start должны консультироваться с родителями при определении целей подготовки к школе и уважать родителей как основных воспитателей, учителей и защитников своих детей, как описано в Рамках взаимодействия с родителями, семьей и сообществом (PFCE).
  • По мере того, как дети переходят в детский сад, программы Head Start и школы должны работать вместе, чтобы способствовать подготовке к школе и вовлекать семьи.

Приведенные ниже схемы обеспечивают основу для всестороннего развития детей и услуг по вовлечению семьи, которые ведут к подготовке к школе для маленьких детей и семей.

Основы понимания готовности к школе

Основы PFCE

Основы ELOF

Цели готовности к школе

Стандарты эффективности программы Head Start требуют, чтобы все программы устанавливали цели готовности к школе, которые определяются как «ожидания в отношении статуса и успеваемости детей». в областях развития языка и грамотности, познания и общих знаний, подходов к обучению, физического благополучия и моторного развития, а также социального и эмоционального развития, которые улучшат готовность к целям детского сада».

  • Достижение целей программы, 45 CFR §1302.102(a)(3)
  • Условия, 45 CFR §1305. 2

Каждое агентство должно использовать пять доменов ELOF в качестве основы для целей подготовки к школе. Агентства должны сформулировать, как:

  • Их цели должным образом отражают возраст детей, участвующих в программе.
    • Основание для определения того, будет ли агентство Head Start участвовать в открытом конкурсе, 45 CFR §1304.11(b)(1)(i)
  • Учебная программа и оценка(и) ребенка соответствуют установленным целям программы или соответствуют им
    • Учебные программы, 45 CFR §1302.32
    • Детский скрининг и оценка, 45 CFR §1302.33
    • Обучение по программам на дому, 45 CFR §1302.35
  • Родители участвовали в разработке целей
    • Основание для определения того, будет ли агентство Head Start участвовать в открытом конкурсе, 45 CFR §1304.11(b)(1)(i)

Ожидается, что программы Head Start:

  • Согласуют цели программы по подготовке к школе с ELOF, а также с государственными и племенными стандартами раннего обучения, в зависимости от ситуации.
    • Достижение целей программы, 45 CFR §1302.102(a)(3)
  • Создать и внедрить план действий для достижения целей
    • Достижение целей программы, 45 CFR §1302.102(c)(1)
  • Постоянно оценивать прогресс ребенка, а также собирать и анализировать данные три раза в год.
    • Достижение целей программы, 45 CFR §1302.102(c)(2)(ii-iii)
    • Основание для определения того, будет ли агентство Head Start участвовать в открытом конкурсе, 45 CFR §1304.11(b)(2)
  • Изучить данные о моделях прогресса для групп детей, чтобы индивидуализировать услуги, а также разработать и реализовать план улучшения программы.
    • Детские осмотры и оценки, 45 §1302.33(b)
    • Достижение целей программы, 45 CFR §1302.102(b),(c)(2)(iv-v)
    • Основание для определения того, будет ли агентство Head Start участвовать в открытом конкурсе, 45 CFR §1304.11(b)(2)

Чтобы помочь выполнить требования по подготовке к школе, Office of Head Start будет продолжать информировать и поддерживать программы, а также направлять усилия Сети обучения и технической помощи. Коммуникации будут поддерживать постоянные усилия программ по созданию своих систем и предоставлению качественных услуг детям, семьям и сообществам.

Основные стратегии повышения готовности к школе

Чтобы помочь детям добиться успеха при поступлении в школу, программы Head Start могут реализовывать такие основные стратегии, как:

  • Обобщение и анализ данных оценки на уровне детей не менее трех раз в год (за исключением программ, действующих менее 90 дней, которые должны делать это не менее двух раз в течение периода действия программы) и использование этих данных в сочетании с другими данными программы для определения грантополучатель продвигается к достижению своих целей, информирует родителей и сообщество о результатах и ​​руководит непрерывным улучшением, связанным с учебным планом, обучением, профессиональным развитием, разработкой программы и другими программными решениями.
    • Основание для определения того, будет ли агентство Head Start участвовать в открытом конкурсе, 45 CFR §1304.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *