Разное

Игры потешки: Игры потешки – развлечения и игры без компьютера для детей!

Содержание

Игры-потешки для развития речи малыша

Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога – «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.

Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.

Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.

Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

1.”САВКА И ГРИШКА”
Приготовьте игрушечную дудочку. Изобразите, как играет дудочка — покажите жестами и скажите: « дудуду, дудуду». Спойте малышу белорусскую народную песенку о дудочке:

«Савка и Гришка сделали дудУ.

Савка и Гришка сделали дудУ.

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУууу!

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУ!»

Спросите у малыша: «Как дудочка играет?» «Ду-ду-ду». «А теперь давай Анечка (имя малыша) поиграет на дудочке, а мама споет». Ребенок изображает игру на дудочке, а Вы снова поете песенку. Малыш может молча изображать игру на дудке (если еще не говорит), или говорить слоги «дудуду». Предложите поменяться ролями: «А теперь Анечка споет ду-ду-ду, а мама будет играть на дудочке». В заключение игры предложите ребенку: «Пусть дудочка отдохнет, она устала играть (спрячьте дудочку, чтобы она не отвлекала малыша), давай вместе споем». И вместе с ребенком изобразите игру на дудочке и пропойте – «дудуду»!

В следующие повторения игры можно предложить другие движения под эту песенку: хлопать в ладоши, делать «фонарики» ладошками, приседать как «пружинки» или любые другие действия, которые любит Ваш ребенок.

2. ИГРА — ПЕСЕНКА   “ГУСИ-ГУСЕНЯТА”
Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображены гуси: «Кто это? Гуси. Как они кричат? Га-га-га. Они пьют водичку! А лапки у них красные как твои носочки». Спойте песенку:

«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Эта игра побуждает ребенка говорить слоги «га» и протяжно подговаривать текст. В дальнейшем можно инсценировать эту песенку (если у Вас есть игрушка гусь) – показать, как он идет к корыту, напился воды в корыте и начал в нем купаться.
 
3. ИГРА-ИНСЦЕНИРОВКА С ПОТЕШКАМИ   “КОТИК”
Игры-инсценировки побуждают детишек 1-2 лет начать проговаривать простые слоги и слова.

Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т.д.).

Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:

«Котя-котенька-котооооооок!

Котя – серенький хвостооооок!

Приди, котик, ночевааааать,

Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т.д.)»

Где же котик? Давай его позовем: «Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он!!!! (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»

Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.

Скажите протяжно или пропойте:

«Баю-баюшки-баююююю.

Сидит котик на краююююю.

Моет мордочку своююююю.

(покажите, как котик моет мордочку лапками игрушки или своей рукой)

Моет – умывается,

Маму дожидается»

Спросите малыша: «Как моется котик? (покажите еще раз действие). А как он говорит? Мяяяяуууу, мяяяяуууу. А как колыбельную поет? Бай-бай-баю-бай».

А где же мама котика? Давай ее позовем: «Киса, киса, иди, иди». Достаньте спрятанную игрушку кошки (игрушка мамы-кошки должна быть более крупного размера). Предложите малышу погладить киску, скажите в ответ от лица кисы «Мяу, мяу, спасибо, Анечка». Покажите, как киса ест молочко, как умывается. Дай киске молочка (пусть малыш поднесет к ее мордочке ладошку или игрушечную тарелочку) — «На, киса, на, пей молочко. Молочко вкууууусное. На, киса. Пей. Киса кушает ам-ам-ам»

Такие речевые игры — инсценировки можно проводить с разными игрушками, меняя их содержание – «пошел дождик кап-кап-кап, прискакала лягушка скок-скок-скок и заквакала ква-ква-ква, пришла куколка топ-топ-топ и запела песенку ля-ля-ля, котик спрятался ку-ку – где котик? Где?».

Включайте в сюжет те звукоподражания и слоги, которые уже появились в речи у ребенка. Придумывайте сами игры с игрушками для своего малыша, ведь придуманные мамой или другими близкими людьми сюжеты речевых игр-инсценировок для ребенка всегда самые интересные!!!

Если трудно придумать сюжет самой, то вполне можно использовать сюжеты сказок «Теремок» и «Колобок», но только персонажами будут игрушки малыша. А в сказку будут включены звукоподражания. Например, в «Теремке»:

— Тук-тук-тук. Кто там?

— Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

— А я киска мяу-мяу-мяу.

— Иди, киса, в теремок, иди, иди!

4. ИГРА — ИНСЦЕНИРОВКА   “НАША КУКЛА”
Возьмите куклу (или другую игрушку) и водите ее по полу, столу или дивану, приговаривая:

«Уходи с дороги, кот.

Наша куколка идет.

Топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ.

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет,

Бух! Упала!»

На последней строчке покажите, как кукла упала, обнимите ее, пожалейте и продолжите:

«Наша куколка идет. Ни за что не упадет!

Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ. Вот какая куколка!»

Отдайте куклу малышу, пусть покажет с ней все действия под этот стишок. Когда малыш освоит действия с куклой, он сможет поиграть так же с другими игрушками.

Примечание: игра 4 разработана Ю.А. Разенковой, ведущим научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эту игру и другие игры для мам и малышей можно найти в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста» (от рождения до года).

 5. ИГРА — ПОТЕШКА  “БЛИНЫ”
Когда будете печь блины, покажите ребенку блинчики и как Вы «солите». И проговорите ритмично потешку:

«Ой-ли-лииииии, ой-ли-лииииии.

Несоленые блиныыыыыыыы!

Надо соооооли купить!

И блиныыыы посолить!

Вот-та-таааааа, вот-та-таааааа!

Вот какая красотаааааа!»

Попросите малыша показать, как мама пекла блины. Как солила? Вы проговариваете текст потешки, а ребенок делает движения:

На первые две строчки ставит ладошку горизонтально и хлопает по ней другой ладошкой.

На сдедующие две строчки «солит».

На последние две строчки хлопает в ладошки.

Сначала сами спойте потешку с этими движениями, а потом предложите малышу поиграть в блинчики.

После этой инсценировки можно спросить дочку или сына, если они Вам в игре предложат поесть суп из игрушечной тарелки: «А ты суп посолила? Давай посолим». Так Вы одновременно обогатите и игровой опыт малыша.

 прыгает: прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. И гудит уууууу. Как гудит юла? Скажи: уууууу!». Когда юла упадет, скажите: «Бух, упала. Скажи – бух, бух, упала. Бух, бух — упала». Чтобы вызвать у ребенка звукоподражание, слова. 6. ИГРА-ПЕРЕКЛИЧКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ  
Поиграйте в такую игру – потешку, показывая ребенку игрушки или картинки:
Мама: Наши курочки в окно: Ко-ко-ко.

Малыш: Ко-ко-ко.

Мама: Наши гуси у пруда: Га-га-га.

Малыш: Га-га-га.

Мама: Вот коровка на лугу: Му-му-му.

Малыш: Му-му-му.

Мама: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря.

Малыш: кля-кля-кля или кья-кья-кья (он еще не может произнести «кря»)

Мама: А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет: «Кукареку»!

В этой игре хорошо развивается артикуляционный аппарат и слуховое внимание малыша.

Желаю Вам радости общения с малышом! И творческих идей по его развитию!

Подготовила:

учитель-логопед

 Потапова С. В.

 

Игры-потешки: тексты стишков, фольклор

Что в коробОчке?
Денежки.
Кто наклал?
Дедушка.
Чем он клал?
Ковшиком.
А каким?
Золотым.
А выкладывал каким?
Посеребрённым.

У меня пропали руки (спрятать руки за спину),
Может быть они от скуки убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.

Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате и топаем)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(топаем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(топаем на месте)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!

По ровненькой дорожке, (топаем ногами)
Застучали много раз,
Будет весело у нас. (хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей, (кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком! (кружимся)

Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели. (руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели, (приседаем)
Да и снова полетели. (руки в стороны, снова бежим по комнате)

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!

Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая:
Горячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем – какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее «съедим».
(На слове “съедим” дотроньтесь до носика ребенка пальцем.)

Держу часы в руках, часы в руках.
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
(Приблизить к уху ребенка)
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
(Унести от часов, но оставить в поле зрения)
Вот они, часы мои, идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
(Показать рукой на часы)

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

– Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысенька,
Что ты там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
– Прянички.
– Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
– Одна.
(грозим пальчиком)
– Не ешь одна, не ешь одна!

– Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысонька,
Что ты там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки делала?
– Пироги пекла.
– Кисонька-мурысонька,
С кем пироги ела?
– Одна.
(грозим пальчиком)
– Не ешь одна, не ешь одна!

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так –
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так –
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)

На лошадке ехали, в огород заехали
(легкие приседания, руки вытянуты –
“держат вожжи”)
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!
(хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, до угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
Би-би-би! Би-би-би!
(большими пальцами надавить “сигнал”)
Паровозом ехали, до горы доехали.
(рука сжата в кулаке вверху.
движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)
У-у! (широкое движение рукой сверху вниз)

Ой, лады, лады, (показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз)
Не боимся мы воды, (притопнуть одной ногой)
Чисто умываемся, (совершать плавные круговые движения руками около лица, не дотрагиваясь до него)
Маме улыбаемся. (руки широко развести и улыбнуться)

Шел старик дорогою
Шел старик дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается,
А старик ругается,
Ругается, ругается.

Читать онлайн «Игры, потешки, стишки», Анна Виневская – ЛитРес

© Анна Виневская, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Лето, Впечатления о лете

Массаж пальцев рук «Малина»

 
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
 

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица.

Кисть опущена (пальцы – «ветки»).

Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».

 
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
 

Сложить ладони «корзинкой».

 
Я поем еще чуть-чуть —
Легче будет к дому путь.
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
 

Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться

к левой ладони и подносить ко рту.

 
Раз, два, три, четыре, пять….
 

Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой.

 
Снова буду собирать.
 

Хлопки в ладоши

Чистоговорка

 
Тра-тра-тра – мы сидели у костра.
Ра-ра-ра – на улице жара.
 

Массаж (или самомассаж) лица

 
Лето, лето, лето!
Летом много света.
Солнце светит ярко,
Стало очень жарко.
 

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

 
Лето, лето, лето!
Теплый дождик, где ты?
Погуляем под дождем
И, быть может, подрастем.
 

Постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

 
В теплый солнечный денек
Прилетел к нам ветерок
Стал волною он играть,
Нашу лодочку качать.
 

Волнообразные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

 
Подари нам, лето,
Солнечного света,
Теплую погоду.
Дальние походы.
 

Зигзагообразные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

 
Лето, лето, лето!
Солнышком согреты
И деревья, и кусты,
И душистые цветы.
 

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Самомассаж пальцев рук и лица «Солнышко проснулось»

 
Ладошка – это солнышко,
А пальчики лучи.
Поет о солнце скворушка,
Кричат о нем грачи.
 

Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец – опустить («клюв открыт»).

 
Солнышко милое,
Поделись своею силою!
Просыпайтесь лучики,
Согревайтесь, рученьки.
 

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочередно растирать пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

 
Пальцы-лучики проснулись,
Наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку.
 

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию.

 
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело.
И погладило, и погладило.
 

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальцами обеих рук по лбу.

НД – от середины лба к верхней части ушей.

 
Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось.
Лучиками провело.
И погладило, и погладило.
 

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальцами обеих рук по щекам.

НД – от носа к средней части ушей.

 
Солнышко личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши речки потянулись.
Наши губки улыбнулись.
 

Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться вверх, улыбнуться.

Дальние походы

Зигзагообразные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

 
Лето, лето, лето!
Солнышком согреты
И деревья, и кусты,
И душистые цветы.
 

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Чистоговорки

 
Шо, шо, шо – летом хорошо.
Шу, шу, шу – я пример решу.
Шу, шу, шу – тыкву потушу.
Шу, шу, шу – буквы напишу.
Шу, шу, шу – шили шорты малышу.
Аш, аш аш – у меня гуашь.
Аш, аш, аш – делаю массаж.
Аш, аш, аш – папин патронташ.

Аш, аш, аш – мы идём на пляж.
Аш, аш, аш – в пенале карандаш.
Аш, аш, аш – покупаем мы гараж.
 

Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

Солнце… ярко.

Лес… красивый.

Река… быстро.

Ягоды… в лесу.

Цветы… на лугу.

Стрекоза… над водой.

Муравейник… муравьи.

Птицы… весело.

Пальчиковая гимнастика с использованием Су-джок

Каждую стихотворную строчку – массаж одного пальца колечком.

 
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
 

Наконец-то в детский сад!

О детском саде

На каждую строчку считалки – четыре ритмичных удара мяча об пол.

 
Детский сад мы очень любим,
В нём играть, расти мы будем.
 

Игра «Подари улыбку»

 
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
 

«Один – много»

Комната – комнаты – много комнат,

спальня – спальни – много спален,

коридор – коридоры – много коридоров,

раздевалка – раздевалки – много раздевалок,

кабинет – кабинеты – много кабинетов,

зал – залы – много залов,

площадка – площадки – много площадок,

веранда – веранды – много веранд,

бассейн – бассейны – много бассейнов,

игра – игры – много игр,

кухня – кухни – много кухонь,

игрушка – игрушки – много игрушек.

Лексико-грамматические игры и упражнения

Комната – большая, светлая, чистая, красивая;

Спальня – большая, светлая, красивая, уютная;

Кабинет – маленький, уютный, красивый и т. д.

Комната широкая, а коридор узкий;

Зал большой, светлый и спальня большая, светлая;

Группа большая, а кабинет маленький.

Игры-потешки для самых маленьких в устном народном творчестве

В устном народном творчестве России сохранились и передаются из поколения в поколение пестушки, игры-потешки и прибаутки для самых маленьких. Нужно ли сегодня использовать этот народный опыт младенческого воспитания?

Моему внуку 4 месяца. Его мама и бабушки поют ему колыбельные песни, пестуют и тешат его от самой колыбели.  Он еще очень маленький, но взрослые передают ему в этих песнях и стихах свои взгляды на жизнь, свой жизненный опыт.

Насколько важны для ребенка пестушки, потешки и прибаутки в колыбельный период?  Нужно ли воспитывать современных детей в духе национальных традиций?

Содержание

  • 1 Устное народное творчество для самых маленьких
  • 2 Игры-потешки для малышей
  • 3 Игры-потешки для самых маленьких с движениями
  • 4 Прибаутки для малышей

Устное народное творчество для самых маленьких

Все самые важные этапы развития ребенка (встает малыш на ножки, начинает говорить, делает первые шаги) в народе сопровождались пестушками. Пестушки — это небольшие фольклорные произведения, которые входят в жизнь человека задолго до овладения им речью. Это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста.

Искусство пестования передавалось девочкам от мам и бабушек. В каждой крестьянской семье старшие сестры ухаживали за младшими детьми: убаюкивали их колыбельными песнями, тешили стишками-пестушками.

Слова пестунья, пестушка, пестовать сегодня входят в число устаревших.

Согласно толковому словарю В. И. Даля, пестовать означает нянчить, растить, носить, холить, вынашивать на руках.

Считалось, что ласковые прикосновения к младенцу укрепляют его мыщцы и развивают координацию движений. Поглаживая ручки и ножки проснувшегося ребенка, мама приговаривала пестушку.

Потягушки, подрастушки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

Кыши, каши,
Расти, Тоня, выше,
Расти, Тоня, выше,
До хором, до крыши.

Перекатывая по подушке головку ребенка, мать пела:

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Головоньку – валяй, валяй!

Катая малыша на подушке, пели:

Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли
Подрушки
Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!
Веселы ли, душки?
Подниму дочушку
На крутую горку,
Бух! Покатились –
С горки свалились.

Подбрасывая на руках ребенка, напевают:

Трушки-потрушки,
Пекла баба ватрушки,
Ватрушечки,
Колобушечки.

А ту-ту-ту-ту!
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.

Тпрушки-потпрушки,
Поехали старушки,
Черт их понес,
Не помазал колес,
Колеса убежали,
Старухи те пропали.

Под эту песенку нянька тютюшкает малыша. (слово «тютюшкать» означает качать из стороны в сторону)

Тюшки, тютюшки,
Овсяны лепешки,
Пшеничный пирожок
На опарушке мешен,
Высоконько взошел.

Малышу, начинающему «гулить» или «аукать», поют:

Гулю, гулю,
Гуличек!
Поет, поет
Голубочек…

Играя с ножками, мама легонько пошлепывает ступни и приговаривает:

Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лощадь охромела.
Топ, топ, топ, топ,
Приехали!

В такт песенки пестунья легко постукивает кулачками ребенка.

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки-вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Осознанному движению руками учит пестушка «Лунь плывет».

Ручки ребенка разводят в стороны, приговаривая

Лунь плывет,
Лунь плывет…

Мать берет ребенка у кистей, помахивая ими как крыльями птицы:

Галки летят,
Галки летят!
Чаварыки, чаварыки!
Лунь плывет.
Чаварыки, чаварыки!
Лунь плывет.

Пестушка «Гуси летели» учит ребенка поднимать головку и ручки:

Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели.

Приговаривая пестушку «Тяни холсты» пестунья берет малыша на колени, расправляет его ручки горизонтально, потом складывает и снова расправляет. В конце игры ручки расправляются еще больше. Ребенок смеется и сам начинает делать руками «сажени».

Батюшке – сажень!
Матушке – сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень!
А мне – долга, долга, долга.
Тяни, тяни
Холсты просты,
Потягивай,
Поперек
Подкладывай.
Тяни холсты –
На покроичку;
Тяни холсты –
На рубашечку.

К пестушкам относятся шуточные заговоры, используемые во время купания ребенка. Окатывая водой, мать приговаривала:

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С Пети худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

Существует немало утешительных пестушек.

У лисы боли,
У медведя боли,
У нашего Петеньки
Ничего не боли.

У сороки заболи,
У вороны заболи,
У галки боли,
А у Катеньки заживи!

У волка боли,
Лисы боли,
У Николаши боль
На березку в лес улети.

Существовал интересный обычай «Распутывание», связанный с этапом становления ребенка на ножки.  Мать (бабушка) ножом проводила по полу между ног малыша сзади наперед, приговаривая: «Ну, теперь ходи: путо разрезано!» Ребенка водят по лавочке, приговаривая:

Дыбки, дыбки!
Ходит котик по лавочке,
Водит кошку за лапочки!
Дыб, дыб, дыб.

Ребенку, впервые ставшему на ножки, говорят:

Дыбочки, дыбок!
Скоро Сашеньке годок.
Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!

Ребенка, делающего первые шаги, мама ставит перед собой и манит руками, напевая:

Дыбки, дыбки!
Шла баба по грибки,
А дед по опенки.

Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Ребенка, начинающего ходить, учат прыгать и танцевать, приговаривая:

Попляши да попляши,
Твои ножки хороши.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ!

А Ванюша попляши!
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком.

Та-та-та-та-та!
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Петра Петровича!
Ай, Наденька, попляши!
Твои губки хороши,
Нос сучком,
Голова крючком,
Спина ящичком.

Многие пестушки учат детей прыгать и скакать. Мама подпрыгивает вместе с ребенком, напевая:

Ай скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел:
Целовал, миловал
Да к себе прижимал.

Скок, поскок,
На чужой мосток!
Вырасту большая,
Мосток намощу.
Поповы-то дети
Горох молотили;
Попу-то сказали,
Попа-то связали.

В забавной пестушке «Петровна» малыша сажают на колени, подбрасывая как при качке.

Бабушка Петровна
Поехала по бревна,
Вскачь погонила,
Бревно уронила,
Ногу изломала.
Как старику показать?
Шубный рукав привязать.

Сидя на стуле, перекинув ногу на колено, взрослый ставит ножки ребенка на свою ступню, держит его за руки и качает на ноге:

Анна Петровна
Поехала по бревна,
Запнулась за пенек,
Простояла весь денек.

Ребенка берут на колени, подбрасывают, будто роняют.

Поехали. Поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
Бултых в ямку!

На молоденькой лошадке –
Трюх, трюх, трюх!
А на старой да на кляче –
Бух!

Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, По кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в ямку –
Бух!

Хорошая дорога,
Хорошая дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком –
Бух в яму!

Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Бух в яму!

Вот как скачут офицеры,
Вот как скачут кавалеры,
Вот как скачут стары бабы!

Игры-потешки для малышей

За пестушками следуют потешки. Потешки – стихи и песенки, предназначенные для первых игр младенца, забав с ручками или ножками. Потешки призваны позабавить и развеселить малыша. Во время этих игр ребенок познает богатство русского языка, усваивает народную поэзию.

Песенки-потешки служат развитию внимания, интеллекта, реакции.

Курицы ходят по двору, стонут:
«Как быть? Как быть? Как быть?»
Гуси гогочут:
«А хозяина съедим! А хозяина съедим!
А хозяина съедим!»

А утки:
«Так и надо! Так и надо! Так и надо!»
Бабушка добавляет:
«Хозяин глупый был: не кормил птиц».

Игры-потешки для самых маленьких с движениями

Самые распространенные русские народные потешки для малышей называются «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая».

Потешка-игра «Ладушки» самая полезная для детей. Она помогает малышам запомнить членов семьи (бабушек и дедушек), учит доброте и строгости.

Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Кашка сладенька,
Бабка добренька,
Дедка не добр –
Поваренкой стук в лоб!

В потешке-сказочке «Сорока-ворона» птица кормит кашей всех, кроме того, кто не работал со всеми. Как говорится, немудрено нравоученье – наперед помощь. Эта игра учит малыша работать – собирать игрушки за собой, класть на место одежду.

Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Деток скликала:
«Подьте, дети, кашу есть…»
(мама перебирает пальчики)
Этому дала на ложке,
Этому – на поварежке,
Этому – на лучинке,
Этому на тычинке,
Этому – весь горшок!

Наука ясна: больше получил тот, кто работал, а тот, кто бездельничал – ничего не получил:

Этому дала – он воду носил,
Этому дала – он баньку топил,
Этому дала – он дрова колол,
Этому не дала – он воду не носил,
Дрова не колол,
Баньку не топил.

Концовка служит для разрядки и веселья:

Здесь тепленько,
Здесь холодненько,
А здесь ключики,
Ключики кипят!

В «Сороке» няня водит по ладони ребенка указательным пальцем и приговаривает:

Сорока, сорока
На порог скакала.
Гостей поджидала:
Не придут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек.
Мальчику-пальчику
Не досталось.

Пальчик-мальчик
Толчет, мелет,
По воду ходит,
Квашню творит.
Вода на болоте,
Мука не молота,
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил –
Тепленько,
Тут – горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики
Кипят, кипят.

В момент, когда малыш проявляет упрямство или отказывается от еды, мама изображает «козу» указательным пальцем и мизинцем, приговаривая:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.

В потешке «Ладушки-ладушки» мама похлопывает легонько ладошками ребенка и поет:

«Ладушки-ладушки,
Где были?» — «У Аннушки».
«Что ели?» — «Оладушки,
А у Панечки – прянички,
А у Дуняшки – кулажки,
А у Акульки – жамульки,
А у Микешки – орешки,
А у Трошки – крошки,
А у Сенечки – семечки.
Провожали нас венечком».

В потешке «Разговор с птицами» мама берет ручки малыша, разводит их в стороны, прижимает к груди, поднимает вверх…

Прилетели воробышки в огород,
Спрашивают:
«Чей горох, чей горох?»
Дима говорит:
«Мой горох! Мой горох!»
Воробышки говорят:
«Чиви – чиви – чиви!»
Дима говорит:
«Кыш, пошли!»
Воробышки: прррр…
Полетели, полетели,
На головушку Диме сели.

Русские народные потешки готовят ребенка к игре, дают ему необходимый запас слов, помогают ему изучать окружающий мир.

С потешками заканчивается колыбельный период.

Прибаутки для малышей

Дети растут не по дням, а по часам. Приходит время и потешки сменяются прибаутками.

Прибаутки – это смешные короткие рассказы в стихотворной форме или рифмованные выражения с юмористическим оттенком. В них много интересных сравнений и повторов. Прибаутки несут широкую сумму знаний и служат развитию детского воображения. Они похожи на сказки, так как в них много фантастических героев и явлений. Птицы, звери и насекомые в прибаутках-шутках наделены человеческим характером и выполняют человеческие дела: ворон играет на трубе, кошка шьет ширинку, утка играет в дудки, коза собирает орехи и т. п.

Кошка в лукошке
Рубашки шьет,
У нашей у кошки
Три сдобные лепешки,
А кот на печи
Сухари толкет.
А у нашего кота
Три погреба молока.

Различают прибаутки-диалоги, где герои ведут между собой беседу:

— Коза, коза, бя,
— Где ты была?
— Коней стерегла.
— А где кони?
— В лес ушли…

Есть немало поучительных прибауток, где высмеивают лодырей, глупцов, долговязых людей.

— Федул, а Федул,
Чего губы надул?
— Кафтан прожег.
— Зачинить можно?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался!

Журавель долгоногий
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Козел муку мелет,
Коза засыпает,
Маленьки козлятки
В амбарах гуляют,
Муку насыпают,
Сами согребают.
А барашки – круты рожки
По улице ходят,
В дудочку играют
А вороны – стары жены
Пошли танцевати,
А сороки-белобоки
Пошли примечати:
Ногами: топ-топ,
Глазами: хлоп-хлоп.

Как заиграют музыканты,
Как приврежут барабанты,
А лисицы – у скрипицы,
А вороны – у гармони,
Сова с печи соскочила,
Журавля с пола стащила:
Пойдем, жорув, потанцуем
И маленько пожартуем.
Танцевали, жартовали,
Сове когти побломали.
Стала сова больна,
Стала нездорова,
Никто нашу совушку,
Молодую вдовушку,
Никто не проведает.
Проведали совушку,
Молодую вдовушку,
Хлопцы бояре,
За морем бывали,
За морем бывали,
Сено косили,
Совиного брата
В гости просили.

Детям, которые спешат и делают все наспех, приговаривают:

Сбил, сколотил –
Вот колесо.
Сел да поехал –
Ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат!

Прибаутка может преподноситься как урок бездельникам:

— Тит? А Тит?
— Чего?
— Иди молотить.
— Брюхо болит.
— Иди кашу ись.
— А где моя большая ложка?

Прибаутками развлекают детей за столом:

— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А вкусный был?
— Очень!

Кроме юмора, в прибаутках встречаются предостережения:

Не ходи за селом,
Там баба-яга с помелом,
Не ходи во потьмах,
Ходит страх на ногах.

В отличии от потешек, прибаутки не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Некоторые прибаутки используют как похвалу ребенку. Они дают возможность поставить малыша в пример.

Хвалебные песенки заставляют ребенка обратить внимание на себя и вести себя хорошо, чтобы оправдать добрые слова.

Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблоко в саду.

Потешки помогают детям ориентироваться в окружающем мире.

Жил-был у бабушки
Серенький козлик.
Захотелось козлику
В лес погулять.
Напали на козлика
Серые волки,
Разорвали козлика
На мелкие части,
Оставили бабушке
Рожки да ножки.

— Ты, сорока, ты, сорока,
Ты где была далеко?
— Я коней стерегла.
— Чего выстерегла?
— Коня в седле,
В золотой узде.
— А где твой конь?
— За ворота ушел.
— А где ворота?
— Вода снесла.
— А где вода?
— Быки выпили.
— А где быки?
— На гору ушли.
— А где гора?
— Черви выточили.
— А где черви?
— Гуси поклевали?
— А где гуси?
— В тростник ушли.
— А где тростник?
— Девки выломали.
— А где девки?
— Замуж вышли.
— А где мужья?
— На войну ушли.

Кабы курочка быка родила,
А поросеночек яичко снес,
На высоко на поличко занес.
А безглазый подглядывал,
А безрукий яичко украл,
Голопузому за пазуху запхал.
Безъязыкий караул закричал,
А безногий догонять побежал.

Пестушки, потешки, прибаутки представляют собой игры и забавы, которыми увлекали детей наши предки в далекие-далекие времена.

Передавать русские народные потешки, пестушки и прибаутки – многовековая семейная традиция, которую следует сохранять в каждой современной семье.

Буду рада, если пестушки, игры-потешки для малышей придутся вам по душе!


Потешки. Ладушки. Топотушки. Пальчиковые игры

Author Cимбат

0 out of 5

0 reviews

Rate this

Delivery 1-3 workdays

3,99 €

-50%

Regular price: 7,95 €

Quantity

Availability in stores

Прекрасные стихи, яркие иллюстрации и крупный шрифт помогут вашему ребёнку развить творческое мышление, внимание и не дадут скучать.

Delivery 1-3 workdays

3,99 €

-50%

Regular price: 7,95 €

Quantity

Availability in stores

See more

Братцы-зайцы

Чарли Фарли

15,15 € Regular price: 15,95 €

Аврора на теплоходе

Анне-Катрине Вестли

18,95 € Regular price: 19,95 €

Поцелуй в ладошке

Одри Пенн

15,15 € Regular price: 15,95 €

Дневник фокса Микки

Черный Саша

21,80 € Regular price: 22,95 €

Сказки для малышей

Чуковский Корней

15,15 € Regular price: 15,95 €

Маленькие сказки про Чебурашку и крокодила Гену

Успенский Эдуард

6,60 € Regular price: 6,95 €

Айболит.

Сказки, стихи, песенки

Чуковский Корней

24,65 € Regular price: 25,95 €

38 попугаев. Сказки

Григорий Остер

14,20 € Regular price: 14,95 €

Песенка друзей. Стихи

Михалков Сергей

6,60 € Regular price: 6,95 €

Маша и медведь

Аникин Владимир

5,65 € Regular price: 5,95 €

Котёнок по имени Гав.

Сказки

Остер Григорий

6,60 € Regular price: 6,95 €

Стихи детям

Агния Барто

12,30 € Regular price: 12,95 €

Детки в клетке

Маршак Самуил

5,65 € Regular price: 5,95 €

Стихи и сказки

Корней Чуковский

12,30 € Regular price: 12,95 €

Колобок

ACT

5,65 € Regular price: 5,95 €

В стране невыученных уроков

Гераскина Лия

23,70 € Regular price: 24,95 €

Цыплёнок и Утёнок

Сутеев Владимир

8,50 € Regular price: 8,95 €

Моди и Медведь

Джен Ормерод

7,55 € Regular price: 7,95 €

Новогодние загадки

Росмэн

1,85 € Regular price: 1,95 €

Шмыги и шмяки

Джулия Дональдсон

10,40 € Regular price: 10,95 €

Лучшие стишки и потешки для развития речи в дошкольном возрасте

Потешки и четверостишья с элементами логоритмики на все случаи жизни, которые понравятся любому малышу, их легко запомнить уже начиная с трех лет и повторять вместе с родителями для развития речи, воображения  и памяти.

Тяпка – маленький щеночек

Тяпка-маленький щеночек, Поиграть он в мячик хочет. И ему собачка-мать Разрешила поиграть.

Два щенка и с ними зайчик Целый день играли в мячик Увлекательна игра, Но домой идти пора.

— В будке мячик вряд ли скрою, Лучше я его зарою. Рядом веточку – вот так! Это мой условный знак.

Пролетала мимо птица: — Ветка в доме пригодится! Захвачу-ка я ее, Прямо в гнездышко свое!

— Помоги мне, крот – дружище, Может, мячик ты отыщешь, Под землею сделай ход Вправо-влево, взад – вперед!

— От меня секрет не спрачешь! Я нашел не только мячик – Все, что Тяпка, ты зарыл, А потом совсем забыл.

Я шепну тебе на ушко: Не разбрасывай игрушки На земле и под землей, Дорогой сыночек мой!

Муравей

Нёс однажды муравей Две травинки для дверей, Вдруг ему навстречу кот Вышел грозно из ворот.

Не обижайте муравья, Его обидеть просто: Он очень ма…, он очень ма… Он маленького роста.

Закричал коту я: Брысь! ГАВ-ГАВ-ГАВ! Поберегись! И разбойничьи усы Сразу спрятались в кусты.

В муравьиный дом теперь Мне всегда открыта дверь. Только жаль, что для меня Дверь мала у муравья.

Не обижайте муравья, Его обидеть просто: Он очень ма…, он очень ма… Он маленького роста.

Бычок

Идет бычок качается Вздыхает на ходу: -Ой, доска кончается? Сейчас я упаду!

Мишка

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

Лошадка

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик, И верхом поеду в гости.

Зайка

Зайку бросила хозяйка — Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Мячик

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плач: Не утонет в речке мяч.

Когда малыш не хочет умываться

Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Если девочка не хочет причесываться

Расти, коса, до пояса, Не вырани ни волоса. Расти, косонька, до пят — Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся — Маму, дочка, слушайся.

Потешки на все случаи жизни

— Ладушки, ладушки, Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, Домой, полетели! На головку сели! Ладушки запели.

•••

Сорока-ворона кашку варила, На порог скакала – гостей созывала. Гости не бывали – каши не едали, Всю свою кашу сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала – этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил? — Зачем воду не носил!

•••

Идет коза рогатая Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, — Забодает, забодает, забодает.

•••

Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Чёрный ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная.

•••

Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть Или Машеньке снесть? Я и сам укушу, Да и Машеньке снесу.

•••

На дубочке, на дубочке Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые, Красные кафтанчики, Синие карманчики. На дубу они сидят, Меж собою говорят: Всё про Вареньку, Всё про маленьку…

•••

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку.

Пальчиковые игры-потешки

Веселимся и развиваем мелкую моторику!

У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой – парень с душой, Палец указательный – господин влиятельный, Палец средний – тоже не последний. Палец безымянный – с колечком ходит чванный, Пятый – мизинец, принёс вам гостинец.

Мы делили апельсин

(кулачок- “апельсин” перед собой) Много нас (левая рука растопырена — это “мы”) А он один (взгляд переводим на кулачок) Эта долька для котят (отгибаем один пальчик) Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик) Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик) Эта долька для чижа (четвертый) Эта долька для бобра (пятый) А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой) Разозлился волк – беда, Разбегайтесь кто куда!

Ладушки

Ладушки, ладушки. мы пекли оладушки. получилось ровно 5 : Один Жучке надо дать, Два – коту с усами, Два съедим мы сами.

Моя семья

1-2-3-4 Кто живёт в моей квартире? 1-2-3-4-5 Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка, Мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья!

Пальчики здороваются

Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро. -Доброе утро!- Солнцу и птицам. — Доброе утро!- — Улыбчивым лицам. — И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера. Н. Красилышков

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот резал.Этот ел. Ну а этот, лишь глядел!

•••

Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит Тише, тише, не шумите… Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать!

•••

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

•••

Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: “Ура, все собирайтесь, обедать пора!”

•••

Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: Самой первой села мама, Рядом – строгий наш отец. Следом братец и сестрица. Ну, а мне где поместиться?

•••

Мамонт и папонт гуляли на pечке Бабонт и дедонт лежали на печке А маленький внучек сидел на кpылечке И своpачивал хобот в колечки.

На прогулке

На дороге, у развилки, Повстречались две дразнилки. Повстречались, подразнились, Не сдержались – и сцепились! Прибежали разнималки — Помешали перепалке. И к развилке на кобыле Прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, И тогда пришла считалка: Раз-два-три-четыре-пять- Хорошо друзей считать!

Десять птичек – стайка Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек -стайка: Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей Эта птичка – совушка, сонная головушка; Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое пёрышко; Это – зяблик Это -стриж, Это – развесёлый чиж… Ну, а это – злой орлан. Птички, птички – по домам!

••• Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? – спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю – Очень маленьких люблю!

Домик

Стенка, стенка (потрогать щечки), Потолок (потрогать лобик), Две ступеньки (прошагать пальцами по губам), Дзинь – звонок! (нажать на носик)

•••

У меня пропали руки (спрятать руки за спину), Может быть они от скуки убежали в зоосад? Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки) Они с джемом были в банке. Мои ручки просто клад.

•••

Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл. Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец самый меткий Он сбивает сливы с ветки. Безымянный подбирает, А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает.

Маленький мизинчик Маленький мизинчик — плачет, плачет, плачет, Безымянный не поймет, что все это значит, Средний пальчик — очень важный, не желает слушать, Указательный спросил: “Может хочешь кушать?” А большой бежит на кухню, тащит каши ложку, говорит: “Не надо плакать, на, поешь немножко!”

Детские игры-викторины с детскими стишками для печати

38 ПРОДУКТОВ

Посмотреть, как

Пункты на странице

Сортировать по

Рекомендуемые

Включены виртуальные файлы