Игры на развитие эмоционально волевой сферы дошкольников: Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. | Картотека по теме:
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. | Картотека по теме:
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы
Игра «Тренируем эмоции»
Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.
Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.
1. Радость.
Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
2. Гнев.
Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
3. Испуг.
Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
Игра «Лото настроений»
Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Игра «Уходи, злость, уходи»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра «Обзывалки»
Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Игра «Подушечные бои»
Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за…» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая побед ные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.
Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.
Игра «Необычное сражение»
Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.
Игра «Повтори движения»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.
Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.
Игра «Час тишины – час можно»
Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Игра «Молчание»
Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.
Игра «ДА и НЕТ»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Игра «Говори»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори”. Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?… Говори. Какой сегодня день недели? Говори…”»
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом – в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение (для детей с 4 лет)
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Танец огня (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
Танец морских волн (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки – вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, – лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой – «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса – ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.
Лес (для детей с 5 лет)
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
– на тихий, нежный ветерок;
– на сильный холодный ветер;
– на ураган;
– на мелкий грибной дождик;
– на ливень;
– на сильную жару;
– на ласковое солнце;
– на ночь;
– на град; на заморозки».
Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет).
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
– пилка дров;
– гребля в лодке;
– перемотка ниток;
– перетягивание каната;
– передача хрустального стакана; парный танец.
«Огонь-лед» (для детей с 4 лет).
По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Штанга (для детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.
Сосулька (для детей 4 лет)
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Спящий котенок (для детей 3-4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)
Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук –
Лентяй изрядный –
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского «Лентяй».
Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед – вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка: нахмуриться
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
улыбнуться
• как кот на солнце;
• как само солнце;
• как Буратино;
• как хитрая лиса;
• как радостный человек;
• как будто он увидел чудо;
позлиться
• как ребенок, у которого отняли мороженное;
• как два барана на мосту;
• как человек, которого ударили;
испугаться
• как ребенок, потерявшийся в лесу;
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
устать
• как папа после работы;
• как человек, поднявший большой груз;
• как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
• как турист, снявший тяжелый рюкзак;
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
• как уставший воин после победы.
Колечко (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа – одна минута.
1. “Течение воды”. Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. “Переход через чащу”. Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. “Сломанная кукла”. Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как “сломанная кукла”).
4. “Полет бабочек”. Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные
движения.
5. “Покой”. Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
Картотека игр и упражнений для развития эмоционально – волевой сферы | Картотека по коррекционной педагогике:
Картотека игр и упражнений для развития эмоционально – волевой сферы
Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников различного возраста: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
В процессе взросления у каждого ребенка накапливается свой эмоциональный опыт, который помогает ему ориентироваться как в собственных чувствах и эмоциях, так и эмоциональных состояниях окружающих его людей. Так создается индивидуальный «словарь» чувств — тот набор жестов, поз, мимики, голосовых интонаций, с помощью которых выражается эмоциональное состояние. Ребенок пользуется этим «словарем» и для того, чтобы понять другого, и для того, чтобы выразить свои чувства и эмоции.
Способы развития эмоционально-волевых качеств
песочная и сказкотерапия.и др.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста эффективно проходит и с помощью песочной терапии. К. Д. Ушинский утверждал, что самой лучшей игрушкой для ребенка является кучка песка. И это так. Игры с песком известны ни одному поколению. Песочная игра — это просто, доступно, удобно и многообразно.
Картотека игр и упражнений для развития эмоционально – волевой сферы
Цели данных игр и упражнений:
1. Познакомить дошкольника с эмоциями и способами их выражать.
2. Обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Упражнение . Психолог предлагает рассмотреть пиктограммы четырех чувств и назвать их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств. | «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. |
Упражнение Психолог предлагает ребенку множество цветных ленточек. Ребенок подбирает к каждой пиктограмме соответствующий своему мировосприятию цвет. Материалы: бумага; краски; пиктограммы «радость», «страх», «обида», «злость». | Упражнение 3. На листе бумаги нарисован круг. Психолог предлагает ребенку раскрасить этот круг теми цветами, которые соответствуют его настроению. Можно обсудить с ним выбор цвет. |
Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки» Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию. Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. | «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командам(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. |
|
Упражнение «Групповое рисование по кругу» Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу. Материал: Бумага, карандаши. Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве». Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому психолог |
«Как дела?». Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера). | «Угадай эмоцию»Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих. Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. В возрасте 5-6 лет дети уже могут принять участие в изготовлении. Обязательно нужно изобразить восторг, грусть, удивление, радость, безразличие, испуг. |
Игра «Кукольный театр» Цель: для работы с тревожными, застенчивыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Данный метод похож по своей концепции на метод психодрамы, он позволяет спроектировать любую терапевтическую ситуацию, при этом у ребенка есть своеобразная защита – ширма, что позволяет добиться гораздо большего эффекта, проблемы облекаются в иносказательную, метафорическую форму. Ребенок сам выбирает героев для своей сказки. Смоделировав под руководством психолога проблемную ситуацию и найдя выход из нее, «пережив» эту ситуацию, ребенок приобретает опыт, который может быть использован в реальной жизни. | Игра «Мишки и шишки» Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности. Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше. Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п. |
Упражнение «Выбор траектории» Вы чувствуете себя уверенней? Теперь вы знаете какие хорошие качества заложены в вас. И, чтобы закрепить эту уверенность, сейчас вы будете искать положительные качества у своих товарищей. состояние. Думаю, пришла пора отдохнуть | Тест «Кляксы» Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им больше всего нравится, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась и на второй половине листа. Лист развернуть и объяснить на что или кого похожа полученная «клякса». Обработка:
Теперь вы наглядно увидели свое внутреннее |
«Автопортрет» Расслабление: Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши». По окончании упражнения дети встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свиданья», назвав его «взрослым» именем. | Цель: Двигательная и эмоциональная разминка. Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и –стали бегать по лужам. В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы». |
Игра «Переходы»Цель: Развитие навыков кооперации, снятие психологической нагрузки. Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д. | «Мое настроение» Цель: Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Воспитатель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили |
Упражнение«Тренируем эмоции»Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Ведущий предлагает детям: а) нахмурится как:
б) позлиться, как:
в) испугаться, как:
г) улыбнуться, как:
| Упражнение «Танец» Цель: Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, счастье, жалость. |
Релаксация «Улыбка»Цель: Снятие психоэмоционального напряжения. Воспитатель предлагает сесть удобнее, оперется на спинку стула. Включается медленная приятная музыка. «Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби все, что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!. |
СНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Задачи: Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное напряжение и атмосферу принятия каждого; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приемам ауторелаксации. | Игра «Моё имя». Цель: Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся. Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария» и т.д. |
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты и описать его. | Цель: Развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу. |
Рисование на тему «Автопортрет» Расслабление: Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши». По окончании упражнения дети встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свиданья», назвав его «взрослым» именем. | Цель: Формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидят в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниям о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. |
Игра «Разыщи радость»Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности. Воспитатель просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу – тетрадь со следующими главами:
| Танцевальный этюд «Подари движение» Цель: Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20сек. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему – и так по кругу. |
14 Эмоциональные игры для дошкольников – Раннее обучение
Изучение эмоций невероятно важно.
Кроме того, у большинства детей это занимает много времени. Структурированные игры действительно могут помочь в этом процессе, а также много говорить о чувствах, когда дети играют.
14 лучших эмоциональных игр для дошкольников:
- Сила объятий
- Игры с объятиями
- Баночки с эмоциями
- Не смейтесь и не улыбайтесь
- ЧЕТРИХ ЧЕЛОВЕКИ
- Экспрессии в зеркале
- Пары эмоции
- Эмоции – Скрыть рот
- DO
- Эмоции коллаж
- Эмоции арт
- Чувства камешки
- Прогулка по кругу Цвет смешать эмоции 0011
Детям необходимо видеть эмоции других и говорить о них. Им также нужно играть с разными лицами и видеть, как другие делают то же самое.
Все занятия веселые и достижимые. Они отлично подходят для детей дошкольного возраста, но также могут быть опробованы детьми постарше.
Итак, давайте погрузимся в сами игры…
1. Сила объятий
Наверное, нет лучшего эмоционального баланса, чем объятия.
Эта красивая и очень простая игра. Предложите детям передвигаться по пространству. Назовите номер. Каким бы ни было число, это количество людей, которые собираются обнять друг друга группами.
Если вы крикнете «1», дети обнимутся. Сожмите себя с закрытыми глазами.
Крикните «2», затем обнимите ближайшего к вам человека.
Крикните «3», затем примите участие в групповом объятии 3 и так далее. Дети также могут обниматься группами по 4 или 5 человек.
Это отличная сплоченная команда и ледокол.
2. Игры с объятиями
Существует множество известных игр, в которые можно включить объятия.
Некоторые примеры:
Эстафета объятий
Проведите обычную эстафету, но вместо того, чтобы передавать предмет или отмечать своих товарищей по команде, обнимите их при смене
Музыкальное объятие
Это немного похоже на музыкальные статуэтки. Танцуйте, но когда музыка остановится, обнимите человека рядом с вами.
Pass The Hug
Сядьте в круг. Первый человек обнимает ребенка рядом с ними. Они обнимают человека рядом с собой, и так объятие передается по кругу.
3. Банки с эмоциями
Это забавное занятие, которое также можно использовать для иллюстрации того, как работает наш разум.
Если все дети делают по одной, вам понадобится по одной пластиковой баночке, вода, блестки, бусины, ракушки и все, чем вы хотите заполнить контейнеры.
Налейте воду в банку, добавьте любые «ингредиенты», которые вам нравятся, а затем закрутите крышку.
Сядьте в круг с банками, когда у всех есть по одной.
Объясните, что эти кувшины подобны нашему разуму. Когда у нас слишком много дел, наши мысли работают примерно так: встряхните банку!
Все встряхивают банку и наблюдают эффект метели.
Объясните, что если мы остановимся на несколько мгновений и успокоимся, то наш разум может снова стать спокойным.
Все оставляют банки на полу, не касаясь их, наблюдая, как предметы оседают.
4. Не смейся и не улыбайся
Это забавная игра для разминки.
Дети садятся парами. Один ребенок будет пытаться заставить другого смеяться или улыбаться.
Они будут использовать все свои лучшие приемы – глупые лица, смешные шутки, шумы, впечатления и все такое прочее. Другой должен сопротивляться улыбке или смеху.
Эта игра помогает детям подумать о том, как они могут контролировать свои реакции и выражение лица.
Вы можете расширить игру, задав несколько важных вопросов. Спрашивайте, например: «Что вы чувствовали, когда улыбались или смеялись?»
5.
Погода ЧувстваПолезно научиться сравнивать свои чувства с погодой
Как и погоду, чувства нельзя полностью предсказать.
Кроме того, чувства и погода постоянно меняются. Настроения приходят и уходят, как облака. Плохая погода проходит, как и негативные чувства.
Попросите детей закрыть глаза. Они будут думать о чем-то, что сделает их счастливыми.
Они будут вдыхать, а затем выдыхать солнечный свет в комнату. Они наполнят комнату светом, а небо станет голубым.
Вы также можете попробовать то же самое для других эмоций, таких как грусть или злость, но всегда заканчивайте счастливо.
Например, подумайте о чем-то, что вас огорчает. Заполните комнату темными облаками.
Для гнева подумайте о создании бури с громом и молнией.
Но затем переключитесь на мысли о том, что делает вас счастливым, и снова наполните комнату солнечным светом.
Есть много похожих игр, которые отлично подходят для обучения контролю дыхания. Посмотрите мои любимые 15 дыхательных игр для детей здесь.
6. Expressions In A Mirror
Это классическая игра на эмоции, выдержавшая испытание временем.
Дайте каждому ребенку маленькое защитное зеркало, а затем исследуйте различные выражения лица в зеркале.
.0009 Сжатый рот
Расскажите о своих ощущениях на лице, когда вы пробуете их.
Затем перейдите к эмоциональным лицам. Попробуйте что-нибудь из следующего:
- Счастливый, грустный, злой
- Испуганный, удивленный, разочарованный, обеспокоенный (все зависит от возраста детей. Сначала начните с простых)
Спросите детей о как вытягивание лиц заставляет их чувствовать. Напоминают ли лица им какие-либо переживания – места, чувства или людей?
7. Пары Эмоции
Для этого дети садятся парами.
Они сидят лицом друг к другу. Сначала один ребенок будет «лидером», а другой будет его копировать.
Ведущий строит разные лица, а другой ребенок пытается копировать их, как зеркало. Они могут попробовать разные эмоции. Хорошо, если копирующий ребенок тоже может попытаться назвать свои чувства.
Они также могут попробовать глупые или необычные лица, лица животных или что-то еще, что они могут придумать.
Это упражнение является отличным строительным материалом для развития эмпатии.
Это одна из 16 великолепных партнерских игр, которые вы можете посмотреть здесь.
8. Эмоции – Закрой рот
Это забавная вариация парной игры на эмоции.
Сначала один ребенок ведет, а другой ребенок будет угадывать.
Лидер делает какое-то эмоциональное выражение лица (например, счастливое, грустное, злое), но при этом прикрывает рот, чтобы он не был виден другому человеку. Этот другой ребенок пытается угадать, какую эмоцию испытывает его друг.
Дети начнут видеть, что вокруг лица есть и другие подсказки, которые могут помочь вам понять, что чувствует другой человек.
Например, будут движения на щеках, вокруг глаз, а иногда и на лбу в зависимости от эмоции.
9. Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю
Это более сложная парная игра с эмоциями, предназначенная для детей от пяти лет и старше.
Один ребенок является лидером, а другой ребенок должен пытаться делать то, что они говорят.
Лидер попытается изобразить одну эмоцию, но произнесет другую, чтобы его партнер мог ее скопировать. Например, они могут сказать: «Сделай счастливое лицо», а затем сделать злое. Их партнер должен делать то, что они говорят, а не то, что они делают (например, делать счастливое лицо).
Это забавная игра, в которой вы пытаетесь обмануть своего партнера, а также думать об эмоциях.
Чтобы узнать о многих других захватывающих играх для прослушивания, таких как эта, взгляните на мои любимые 17 игр с активным прослушиванием.
10. Коллажи лиц
Для установки требуется небольшая подготовка.
Найдите множество лиц людей в журналах (или фотокопии из книг) и вырежьте их. В идеале это будут лица людей, демонстрирующих различные эмоции.
Разрежьте головы горизонтально пополам примерно на уровне основания ноздрей.
Игра для детей – сложить разные лица. Используйте разные верхние и нижние половины головы и расскажите, как они выглядят.
Это забавная игра, в которой нужно экспериментировать и создавать забавных персонажей, демонстрирующих разные эмоции.
11. Искусство эмоций
Это чрезвычайно открытая тема, и ее можно достичь разными способами.
Идея состоит в том, чтобы использовать различные средства для изображения эмоций.
Эмоциональная музыка отлично подходит для этого. Это может быть классика или какая-то другая форма музыки, которая наводит на определенные чувства.
Включите эту музыку и исследуйте любые средства массовой информации — рисование, рисунок, коллаж, создание меток в грязных веществах или что-то еще.
12. Камешки чувств
Это очень простой в настройке ресурс.
По сути, вам нужно несколько камешков, и вы рисуете на них простые эмоции. Например, вы можете нарисовать простое счастливое, грустное или сердитое лицо. Вы также можете нарисовать вещи, которые могут напоминать людям об этих эмоциях, например, солнце, символизирующее счастье, или грозовое облако, обозначающее гнев.
Проще всего нарисовать их перманентным маркером на камешках, но вы также можете нарисовать их акриловой краской для более волшебного эффекта.
Сложите камни в корзину. Вы можете играть в разные игры, например:
- Обойдите корзину, вытащите камень и попробуйте сказать, что это за эмоция
- Выньте камень и вспомните время, когда вы так себя чувствовали.
Дети могут попытаться сделать некоторые из своих камней, рисуя на гальке.
13. Walk Round The Circle Emotions
Это фантастическая игра, в которой есть немного ролевой игры и драмы. Это также отлично подходит для зрительного контакта.
Дети садятся в круг. Имейте три изображения эмоций, которые вы просто нарисовали на листах бумаги. Самые простые из них — «счастливый», «грустный» и «злой». Поместите листы бумаги в середину круга так, чтобы дети могли их видеть.
Итак, один ребенок пойдет первым. Они собираются тайно выбрать одну из этих эмоций, а затем ходить по кругу, демонстрируя это чувство. Например, если они притворяются счастливыми, они могут прыгать с довольным лицом. Если они воображают, что злятся, они могут топать ногами, сгорбившись и хмурясь.
Другие дети должны указать на одно из лиц с эмоциями, показывая, какое, по их мнению, выбрал ребенок.
Расскажите немного о языке тела и выражении лица.
Потом еще один ребенок.
14. Смешение цветов Эмоции
Живопись может стать фантастическим средством выражения эмоций.
Разнообразие цветов может дать детям возможность исследовать и попытаться выразить свои эмоции с помощью искусства.
Это может выглядеть не слишком красиво! Но эта деятельность будет посвящена процессу.
Заключительные мысли
Изучение эмоций — ключевой жизненный навык. Чем больше возможностей будет у детей в первые годы жизни, тем прочнее укоренятся в их сознании концепции понимания эмоций.
Исследования показывают четкую связь между эмоционально грамотной средой и воспитанием эмоционально грамотных детей. (Источник)
Найдите время, чтобы попробовать некоторые из этих эмоциональных игр сегодня!
Если вам понравилась эта статья, то вам обязательно понравится еще одна — «28 техник релаксации для детей».
Последние сообщения
Ребёнок пишет словесные повторы — вот почему
Когда ребенок пишет задом наперёд, это естественная часть процесса обучения, читайте дальше, чтобы узнать больше.
Продолжить чтение
ссылка на Transient Art – определение, примеры, действияПереходное искусство — определение, примеры, действия
Переходное искусство развивает многие навыки: творчество, решение проблем, исследование.
Продолжить чтение
Психолого-педагогические средства оптимизации волевого поведения старшеклассников
Реферат
Волевое поведение – сложное психологическое явление, требующее сочетания внутреннего (мотивационного) и внешнего (воспитательного) воздействия. Волевое поведение как компонент психологической структуры имеет такие компоненты, как мотивация, волевые действия, формирующиеся в процессе познавательной деятельности ребенка. В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому она становится способной к сознательному нравственному выбору. Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми. Определены три вида активности: физическая, интеллектуальная, коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия и вариативность. Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу установления нормативного поведения. Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в старше пяти лет.
Ключевые слова: волевая регуляцияволевое поведениемотивацияустановка
Введение
В настоящее время резко возрастает необходимость научного сопровождения процесса формирования личности, особенно на начальном этапе ее становления, т.е. в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевому развитию дошкольника как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее распространенных и значимых эмоциональных проявлений человеческой субъектности.
Условия развития проблемы.
При отсутствии условий для развития волевого поведения ребенка в дошкольный период процесс развития у ребенка замедлен: устойчивость и независимость от случайных внешних обстоятельств и сформировавшегося внутреннего влечения; умение «держать чувства под контролем»; активное отношение к окружающей действительности, что приводит к нарастающей деформации личности, ее творческих и преобразовательных функций. Акцентируется внимание на проблеме исследования вопросов формирования воли дошкольников в целом и отдельных направлений развития волевого поведения ребенка в этом возрасте в частности.
Особенности произвольного действия ребенка.
Особенности волевого поведения ребенка выражаются через волевые действия, которые направляются познавательной и двигательной деятельностью. Изучение особенностей соотношения произвольных действий ребенка в физической и познавательной деятельности дает возможность наметить эффективные технологии, которые помогут педагогам в решении вопросов оптимизации деятельности детей через формирование волевого поведения учащихся.
Постановка проблемы
Анализ источников по педагогической и возрастной психологии позволил отметить достаточно активный интерес исследователей к онтогенезу произвольной регуляции детского поведения, что нашло отражение в многочисленных работах психологов и педагогов.
Мнение ученых.
Волевое поведение социальные образования ученые рассматривают как с точки зрения содержания, так и механизмов его развития, а источником формирования волевого поведения является взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Исследовательские вопросы
Современные исследования воли показывают, что она представляет собой самостоятельное и реальное психическое явление. Волевая сфера вместе с познавательной, эмоциональной, мотивационной сферой и сферой самосознания образуют целостную структуру психики человека.
Уровни волевой регуляции.
Психологи выделяют также уровни волевой регуляции. Волевая регуляция рассматривается как направленная не на предмет деятельности, а на себя и, соответственно, развитие воли в онтогенезе есть последовательное формирование трех уровней самосубъектных отношений (Калин, 19).89, 1986, 1983; Котырло, 1974).
Первые два — это самосознание и размышление. Нижний (первый) уровень формирует самосознание, которое проявляется в виде «неявных знаний» о «Я», которые могут быть переведены в акт отражения в «явных знаниях» (второй уровень). На высшем (третьем) уровне самосубъектных отношений происходит активная реорганизация актуальных проявлений «Я», это уровень волевой регуляции.
Цель исследования
Целью данной статьи является определение структуры волевого поведения на основе анализа научных исследований и изложение психолого-педагогических средств оптимизации волевого поведения детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных исследований.
Развитие ребенка.
Нравственные мотивы дошкольника постепенно приобретают эрг и начинают определять содержание и характер его действий в системе его взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они входят в разные пропорции и образуют сложную иерархическую структуру, подчиняясь ситуативным желаниям ребенка, тормозящим процесс достижения цели (Бурменская, 2000).
В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому он становится способным к сознательному нравственному выбору (Запорожец, 1978).
Механизм поведения.
Важным для развивающей программы было положение о том, что в игре зарождаются и формируются механизмы произвольного поведения дошкольника (ролевые, сюжетно-дидактические, двигательные). Игровая ситуация поддерживает высокий уровень мотивации деятельности, способствует подчинению поведения ребенка правилам, мобилизации волевых усилий ребенка на преодоление препятствий в процессе достижения цели.
Методы исследования
В исследовании применялся комплекс методов: теоретико-системный и структурный анализ научных источников по проблеме исследования, сопоставление и обобщение теоретических данных.
Два направления детской воли.
Подготовка воспитателей к работе по развитию детской воли проводилась по двум направлениям: а) теоретическому, т.е. в целях уточнения и систематизации знаний по данной проблеме; б) практические, т.е. в целях освоения практических навыков и развивающих средотворческих способностей.
При реализации развивающей программы целесообразно использовать следующие методы: игровые – дидактические игры и упражнения, физические и ролевые игры; чтение сказок; элементы психологической гимнастики; техники саморегуляции; рисование, конструирование, беседы и усвоение методических приемов.
Виды деятельности.
Определены три вида деятельности: физическая (в исследованиях разных авторов ее также называют двигательной, физической), интеллектуальная (психическая, чаще всего употребляется познавательный термин для детей дошкольного возраста), коммуникативная и три группы показателей: скорость, эргическая и изменчивость.
Показатели активности ребенка находятся в определенной корреляции друг с другом. По данным Чирковой (1998), у шестилетних детей высокие показатели двигательной активности могут сочетаться с низкой вариабельностью одного и того же вида деятельности. Высокие показатели физической активности могут не совпадать со скоростными показателями интеллектуальной (Пироженко, 2002).
Находки
При рассмотрении образований, которые бы представляли волю в деятельности или поведении, в психолого-педагогической литературе используется понятие волевого поведения, волевого действия.
Следовательно, волевая регуляция организует волевое поведение, которое реализуется через волевые действия. Волевое поведение, в свою очередь, направлено на достижение человеком сознательно поставленной цели и преодоление препятствий на пути к ней. Понятие волевого действия используется для обозначения специфики проявления волевого поведения (Небылицын, 1966).
Стадии волевого действия у психологов.
По сравнению с намеренным как сознательным действием, направленным на реализацию цели, волевое действие является своего рода, высшей формой проявления со своими специфическими особенностями.
Такой подход к соотношению произвольного и волевого действия позволяет устранить многочисленные противоречия, возникающие при обсуждении проблемы намеренного и произвольного поведения личности, сохранить преемственность различных форм в формировании намеренного поведения, реализуя общеизвестный тезис о развитии, как поступательном движении, включающем переход от низших форм к высшим, превращение простого в сложное.
Среди психологов нет единства взглядов на основные этапы волевого действия. Мы придерживаемся такой структуры волевого действия: 1) постановка цели – возникновение мотива действия, его осознание, «борьба мотивов, выделение цели, обоснование ее выбора, принятие решения о действии; 2) планирование хода его выполнения; 3) процесс выполнения – пошаговый контроль, мобилизация волевых усилий и преодоление препятствий; 4) осознание и оценка результата.
Волевое развитие ребенка, по Выготскому (2000), происходит через постепенное освобождение ребенка от непосредственной зависимости от случайных внешних обстоятельств и спонтанно формирующихся внутренних влечений и приобретение способности «держать чувства под контролем», внешняя и внутренняя деятельность. Дошкольник постепенно учится регулировать свою деятельность, усиливая, сдерживая или тормозя мотивы, переживания, мысли или действия. Воля в генетическом плане является этапом овладения собственными процессами поведения (Выготский, 2000).
Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми.
Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу формирования нормативного поведения: не учитываются индивидуальные особенности, желания и интересы детей; отсутствуют позитивные подходы к дошкольникам, которые помогали бы им вести себя конструктивно; наблюдается недостаточная организация детской деятельности и поведения, где преобладает инициатива взрослого, а активность детей в основном проявляется в выполнении или неприятии прямых указаний и требований воспитателя.
В этом случае вместо умения сознательно управлять собой у детей старшего дошкольного возраста проявляются отсутствие инициативы, самоконтроля, неспособность к самопоиску, привычка попадать в трудности и отказываться от дел, они зависимы на требованиях, конкретных инструкциях и прямой помощи со стороны взрослого.
Оптимизация отдельных направлений развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется через основные принципы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, основанного на реализации личностно-ориентированных общение и субъектно-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (Чиркова, 1998). Определены психолого-педагогические условия оптимизации взаимодействия взрослого с ребенком для развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в деятельности познавательно-двигательной направленности:
– приобщение ребенка к системе активного взаимодействия с окружающим миром;
– создание взрослым атмосферы доверительного партнерского взаимодействия с воспитанником, основанной на эмоционально-теплом отношении взрослых к ним, их искреннем интересе к проблемам;
– побуждение ребенка к инициативе, самостоятельным действиям, предоставление ему права выбора, прогнозирование его возможностей и успехов в собственной деятельности; переживание ребенком со взрослыми временных неудач и совместный поиск путей их преодоления;
– использование стимулирующего характера результатов, достигнутых ребенком; обеспечение воспитателями и родителями максимального уровня мотивации деятельности детей в процессе использования игровых ситуаций во время сюжетно-дидактических и подвижных игр, творческих рассказов, рисования, конструирования;
– способность дошкольников к активному принятию и самостоятельной постановке цели действия; сделать выбор одной из нескольких желаемых целей; составить план действий; управлять процессом его выполнения, в соответствии со своим замыслом, инструкцией или образцом, корректировать действия; мобилизовать усилия для преодоления возникающих на пути трудностей и достижения желаемого результата.
Основные формы психолого-педагогического воздействия.
Определены основные формы психолого-педагогического воздействия на развитие волевого поведения детей старшего дошкольного возраста:
– лекционно-практические занятия с целью уточнения, систематизации знаний воспитателей по заданной проблеме и овладения ими практическими умениями и навыками создания развивающей среды в процессе формирования волевого поведения учащихся;
– лекционно-воспитательная и консультативная работа с родителями по вопросам воспитания у их детей волевого поведения;
– индивидуальные, коллективные и занятия с малыми подгруппами со старшими дошкольниками по методике психолого-педагогического проектирования с целью развития у них волевых действий в различных формах деятельности.
Для обеспечения эффективности питательного воздействия на детей, проводимого психологом, предусмотрена специальная работа с воспитателями и родителями старших дошкольников.
Заключение
Основные результаты.
Волевое поведение реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: осознанного принятия ребенком цели; регулирование своих действий в соответствии с ним и преодоление препятствий в достижении желаемого результата.
Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в возрасте старше пяти лет.
Программа развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника к сознательной регуляции своего поведения, к волевым усилиям при столкновении с трудностями, к достижению целей в различных видах предметно-практической деятельности.
Навыки для детей.
В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования для них значимых целей; овладение средствами управления своим поведением. Эти умения дали ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять пределы возможностей для их преодоления.
Ссылки
- Бурменская Г. В. (2000). Типологический подход в вековой психологии развития. Вестник Московского университета, 4, 3-19.
- Чиркова Т.В. (1998). Психологическая служба в детском саду: Учебник для психологов и специалистов дошкольного образования. Москва: Педагогическое общество России.
- Калин В.К. (1989). На путях построения теории воли. Психологический журнал, 10 (2), 46-55.
- Калин В.К. (1986). Актуальные аспекты теории воли. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Материалы диссертаций (с. 120-124). Москва: с.н.
- Калин В.К. (1983). Добровольное регулирование как проблема форм деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. дис. (с. 166-171). Симферополь: с.н.
- Котырло В.К. (1974). Закалка свободы. Подготовка детей к школе в семье (с. 62-72). Киев: Советская школа.
- Небылицын В. Д. (ред.). (1966). Основные свойства нервной системы человека. Москва: Просвещение.
- Пироженко Т. О. (ред.). (2002). Личность дошкольника: надежды и перспективы развития. Киев-Житомир: Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, Житомирский областной институт последипломного педагогического образования.
- Выготский, Л.С. (2000). Проблема воли и ее развития в детском возрасте.