Разное

Игры на обобщение для дошкольников: Дидактические игры на классификацию предметов

Дидактические игры на классификацию предметов

Автор admin На чтение 3 мин Просмотров 6.7к. Опубликовано

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача малыша — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

Задача взрослых показать малышам, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаем вам лишь некоторые дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование умения классификации и обобщения предметов.

Содержание

Помоги медведям

В эту игру можно поиграть с самыми маленькими детьми 2-3 лет. Классифицируя предметы по цвету, малыш легче усвоит название цветов.

Попросите  малыша помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папы Медведя, а в маленькую корзинку — предметы желтого цвета для Мишутки. Побуждайте ребенка называть какие предметы он положит в большую корзину и почему, а какие в маленькую и почему.

 

 

А теперь разбери  вещи  по размеру: Мишутке подбери вещи маленького размера, а для папы Медведя- большого размера.

 

 

Назови одним словом

Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке одним словом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Онлайн-игра «Обобщающие слова»

Расставь вещи на полки

Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их

принадлежность к той или иной группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что лишнее?

Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему.

 

 

Четвертый лишний

Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур.

В конце каждой игры необходимо сделать вывод по какому признаку классифицировались предметы.

После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая.

Назови одним словом

Кровать, стол, диван, шкаф;

Платье, кофта, юбка, брюки;

Яблоко, апельсин, киви, груша и т.д.

Кто больше

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды.

Какой предмет лишний?

Ель,  дуб, береза, липа;

Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка;

Пальто, куртка, шуба, платье.

Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций.

 

 

 

 

 

Игры на развитие мыслительных операций младших дошкольников

Предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.

Виды мышления

  • Наглядно-образное. Познание с помощью манипулирования предмета.
  • Наглядно-действенное. Познание с помощью представлений, предметов, явлений.
  • Словесно-логическое. Познание с помощью слов, понятий, рассуждений.

Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения нужных мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.

Анализ – это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.
Синтез – мысленный переход от частей к целому.
Сравнение – установление сходства и различия между предметами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстракция – выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.
Конкретизация – выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.

 

«Что не подходит?»

Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы к мебели».

«Подбери по форме»

Взрослый формирует группы, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну них.

Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду – к треугольным, огурец – к овальным, дверь – к прямоугольным и т. д. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.

«Разложи по цвету»

Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Затем начинает формировать из них группы по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу.

«Подбери картинку»

Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

Оборудование.

1 вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,

2 вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.

Описание.

1 вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д.

Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.

2 вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на группы (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом.

Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, Морковь и т. д. – это овощи; платье, шорты, пальто, Кофта, юбка, брюки и т. д. – это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. – это мебель.

«Что перепутано?»

Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.

Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.

Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».

Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.

Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

 «Чего не хватает у предмета?»

Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.

Например: «У машины не хватает колеса»; «У куклы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».

«Назови всех одним словом»

Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.

Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом.

Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь – это овощи; стул, стол, шкаф, диван – сюда положили мебель и т. д.

«Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»

Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.

Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет  на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет – на 6 частей (картинка из 6 кубиков).

Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.

Как поощрять детей делать обобщения в науке

Когда дети делают обобщения в науке, они сосредотачиваются на научных концепциях. Для более высокого уровня мышления дайте своим лабораториям изюминку. Начните с концептуального вопроса. Представьте научное исследование. Затем попросите детей использовать индуктивные рассуждения. Когда вы используете эту стратегию, дети сами открывают для себя научные концепции.

Для получения обновлений следите за моим магазином TPT.

Мисс Снид совершенствует свою научную деятельность

В прошлом Мисс Снид преподавала естественные науки. Другими словами, она объясняла понятия своим ученикам. Потом учились и сдавали тест. Время от времени она позволяла им делать некоторые связанные действия.

Но теперь все изменилось. По совету своего наставника г-жа Снид решила улучшить научную деятельность в своем классе.

Изучив Приложение F к Научным стандартам следующего поколения, она решила работать над двумя научными практиками. В этом году мисс Снид больше не будет преподавать естественные науки. Вместо этого ее класс будет планировать и проводить расследования. Кроме того, они будут строить объяснения.

В качестве первого шага в построении объяснений ее класс научится делать обобщения в науке. Другими словами, дети сами будут исследовать и открывать понятия. Давайте посетим класс, когда они начнут.

Незадолго до звонка мисс Снид закончила установку последней световой станции. Затем вошел ее класс. Они сразу же заметили разницу в своем классе. На боковом столике они увидели фонарики, зеркала и другие материалы. Присмотревшись повнимательнее, они увидели материалы на четырех других столах, тележках или прилавках по комнате. “Привет!” сказал один ребенок. “Что происходит?”

Лицо мисс Снид осветилось легкой улыбкой. «Научные станции».

Все обрадовались. Затем они уселись за обеденный счет и утренние объявления.

После этого мисс Снид раздала пакет лабораторных листов. Далее она объяснила процесс. «В своих лабораторных группах вы будете проходить через пять станций. В каждом из них вы будете следовать лабораторному листу, чтобы изучить одну звуковую концепцию. Вверху каждого листа вы найдете наводящий вопрос».

Перебирая пакеты, дети действительно увидели пять наводящих вопросов:

  • Как движется свет?
  • Какие материалы бывают прозрачными, полупрозрачными, непрозрачными?
  • Какие материалы отражают свет?
  • Что такое рефракция?
  • Что такое цвет?

«После того, как вы проведете расследование, вы сделаете обобщения. Это просто означает, что вы сделаете выводы из своей деятельности».

При этом мисс Снид указала, какая группа должна начинаться на какой станции. И они ушли.

Обобщения в науке. Как распространяется свет

Пока они работали, мисс Снид ходила по классу. Сначала она посетила группу, изучающую, как распространяется свет.

В соответствии с лабораторным листом студенты смотрели в зеркала и прикасались к сторонам своего лица. «Смотрите, — сказал один ребенок, — зеркальное отражение».

Затем они написали свои имена на листочках бумаги. Затем они посмотрели на свои имена в зеркалах. «Назад!» сказал один. “С ног на голову!” сказал другой.

Наконец, они вместе посветили фонариком от зеркала к зеркалу. Хотя это было сложно сделать, они, наконец, поняли, как посветить на фонарик перед книгой, на два других зеркала и на обратную сторону книги.

После расследования группа работала над разделом под названием «Обобщение».

«Что происходит, когда свет попадает в зеркало?» читал один ученик. «Я бы сказал, что он приходит в норму». Остальные дети кивнули.

«В каком направлении (направлениях) распространяется свет?» другой ребенок читал.

После небольшой паузы кто-то сказал: «По прямой!»

Мисс Снид снова улыбнулась. На самом деле, она не могла в это поверить. Оглядев комнату, она заметила, что ее ученики были полностью заняты. Невероятный. Они может работать самостоятельно!

Поскольку все заканчивали, она крикнула: «Хорошо, переходим к следующей станции».

Чувствуете ли вы себя «вдохновленным»? Не стесняйтесь прикреплять изображения из этого поста.

Общие сведения о прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных объектах

В этот момент мисс Снид решила двигаться вместе с группой, за которой она наблюдала. Когда они добрались до станции, они посветили фонариком на кучу материалов, один за другим. Если он пропускал свет, в первой колонке писали его название — «прозрачный». Если какой-то свет прошел, полупрозрачный. А если свет не проходил, непрозрачный.

Учительница решила двигаться дальше, но знала, что у них не возникнет проблем с обобщениями в конце лабораторной работы. Ведь прозрачные объекты ясны.

Обобщения об отражении

На третьей станции другая группа провела аналогичное исследование. Однако они посветили фонариком на объект, чтобы увидеть, отражается ли от него свет. Затем записывали в одну из трех колонок: отражать, частично отражать или поглощать. Хотя они были сделаны лишь наполовину, они уже обсуждали обобщение. «Вещи, которые блестят, отражают, видишь? И то, что неровно, впитывает».

Обобщения о преломлении

На следующей станции дети изучали преломление. Сначала они опускали карандаш в прозрачную чашку, частично наполненную водой. “Смотреть! Он согнут!» — воскликнул один ученик.

Во-вторых, они положили пенни в пустой непрозрачный стаканчик. Они по очереди отступали от чашки, пока монетка не исчезла из виду. Затем один из их сверстников медленно налил воду в чашку. Волшебным образом появилась копейка!

Наконец, они нанесли каплю воды на лист вощеной бумаги. Когда они разместили его на рабочем листе, капля увеличила отпечаток!

Чтобы помочь детям делать обобщения в науке, на листе лабораторной работы был задан следующий вопрос: «Что происходит со светом, когда он попадает в воду?» Все согласились, что он каким-то образом погнулся.

Обобщения о цвете

Наконец, мисс Снид посетила пятую группу. Они работали с призмой, компакт-диском и пузырьками. “Что происходит?” она спросила.

«Радуги!» пришел ответ. Конечно, все хотели ее показать.

— Я вижу Роя Г. Бива, — сказала мисс Снид.

«А?»

«Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. Цвета радуги».

Посмотрев на цвета, которые они использовали в картинках на своих лабораторных листах, они согласились.

Когда они закончили свою лабораторию, они тоже сделали обобщения. Они без труда обнаружили, что свет изгибается при контакте с пузырем. В свою очередь, это привело к тому, что белый свет разделился на цвета радуги.

«Итак, — спросила мисс Снид, читая последний вопрос, — что заставляет белый свет разделяться на разные цвета?»

«Преломление!» пришел хор.

Рот мисс Снид открылся.

«Не удивляйтесь, мисс Снид. Ведь мы только что закончили станцию ​​по рефракции».

Наслаждайтесь обучением — с детьми за рулем!

Теперь учитель сиял. Кто знал, что станции станут таким хитом? И, кроме того, почему она всегда чувствовала потребность быть «мудрецом на сцене»? Когда она посадила детей на водительское сиденье, все стало лучше. Во-первых, они обручились. Во-вторых, они узнали концепции из первых рук. И, черт возьми, они даже улучшили словарный запас. И последнее, но не менее важное: когда она позволяла детям делать собственные обобщения в науке, ей нравилось преподавать еще больше!

Попробуйте легкие энергетические станции!

Сохраняйте спокойствие и сохраняйте эти навыки • Речевые вещи

.

.

.

Обобщение! Это так захватывающе. Ребенок так усердно работал на логопеде, чтобы выучить новый звук, и вы так усердно работали, чтобы научить его этому. Но теперь мы должны использовать эту артикуляцию или фонологический навык ВСЕ время!? Мы должны ОБОБЩАТЬ!? Шиш.

Однажды я слышал такое объяснение логопеда: представьте, что каждый раз, когда вы произносите /s/, вы должны произносить его как /f/. Именно об этом мы просим наших детей: полностью переосмыслить то, как они говорят. Или мне следует сказать: «Что, если мы просим наших детей сделать: полностью переосмыслить то, как они говорят?» Это сложно. Именно об этом мы просим их делать, когда работаем над обобщением.

Ну, не бойся! Я составил список моих любимых игр и занятий для моих детей, которые готовы обобщать и летать в пресловутом «речевом гнезде». Во-первых, у нас есть дети старшего возраста (что, конечно, означает возраст от 6 лет и старше — вы знаете, древние.)

.

1. PicWits

Я люблю такие игры, как PicWits! Он наполнен милыми, интересными и забавными картинками, которые делают вещи веселыми и дают много материала для обсуждения. Он поставляется с карточками с надписями (которые вы можете стратегически выбрать на основе фонем. Я большой поклонник подчинить мир своей воле, подпитываемой речевой патологией). Дети могут соединять фотографии и подписи так, как они считают нужным. Смех практически гарантирован.

Бонус: я часто нахожу, что создание естественных ситуаций для тяжелого переноса «th» может оказаться сложной задачей. Эта игра моя любимая. Попросите вашего ребенка рассказать вам, какую карту они выбирают. « Th e one wi th собака, одетая в парик ».

.

2. Карточки для разговоров

У меня есть коробка с карточками для разговоров. Эта мини-версия «Игры вещей» понравится детям постарше! Мало того, что они ломают лед и помогают новым детям освоиться, они отлично подходят для переноски! (Кстати, если вам нужны карточки с разговорами для детей, у которых более серьезно нарушена речь, вы можете щелкнуть здесь, чтобы получить отличный вариант. Они были ОЧЕНЬ полезны для моих учеников.)

Также проверьте курс доллара в Target. Я не могу быть рядом с этим райским местом, не бродя по бесконечным ящикам с восхитительными дешевыми вещами. Время от времени у них есть несколько УДИВИТЕЛЬНЫХ карточек с разговорами / вопросами.

Подводя итог: я люблю разговорные карточки. И доллар пятно. И разговорные карточки долларового спота. И цель вообще.

.

3. Чтение вслух

Скороговорки — один из моих любимых способов добавить немного веселья и веселья в терапевтические сеансы на уровне обобщения! В ресурсе, изображенном выше, есть скороговорки для конкретных фонем, абзацы, насыщенные фонемами, и картинки, которые дети должны вставить в рассказ — все это весело для практики на строительных лесах!

Чтение вслух, конечно, тоже может быть их любимой книгой… или это может быть книга, выбранная вами стратегически (где моя межзубная шепелявость?).

Чтобы было еще веселее, узнайте одну из любимых телепередач вашего ребенка и распечатайте сценарий! (Возможно, предварительно прочитать, чтобы все это получило рейтинг G, конечно. Глупый Шелдон.)

Независимо от того, как вы это нарезаете, чтение вслух – отличная практика, оно функционально и идеально подходит для домашнего программирования.

ЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ. Я слышал, это делает тебя умнее.

.

4. Пой!


Фото предоставлено Джейсоном Розуэллом через unsplash.com

Узнайте любимые песни ваших детей и ПОйте! Мы серьезно относимся к веселью и работе здесь, в Speechy Things. Наслаждение музыкой — это огромная часть человеческого бытия. Можете ли вы представить себе мир, в котором ВСЕ страстно не присоединяются, когда начинается Богемская рапсодия? Я тоже и не хочу.

Тэй Свифт. Бибс. Деми. Что бы ни. Просто сделай это! И не стесняйтесь проверить мой предыдущий блог, в котором обсуждаются достоинства Anytune — музыки «медленнее», которая поможет сделать проникновенное исполнение вашего маленького друга более выполнимым.

.

5. Повязка на голову

Повязка на голову – очевидный выбор, я знаю. Используйте его с оригинальными картами. Используйте его с веселой колодой. Это мгновенная классика для каждого SLP.

.

6. Угадай, кто

Угадай, кто еще одна очевидная классика, я полагаю. Но эта игра настолько универсальна! Я добился успеха, адаптировав его к конкретным фонемам, потребовав определенных формулировок для тех вопросов, которые каждый задает. Например, мои R дети должны сформулировать свой вопрос так: «Вы r pe r сын есть…”.

.

7. Охота на медведя

Позвольте мне предисловие: я не могу найти это в продаже в Интернете и это. является. а. ТРАГЕДИЯ.
Мне повезло, что у меня есть доступ к этому драгоценному камню благодаря очень хорошему коллеге. Если встретишь – хватай! А потом дайте мне знать, где вы его нашли!

Охота на медведя похожа на угадай кого, но с изюминкой! Он прочный, портативный и очаровательный. Мы не ожидаем ничего меньшего от Мелиссы и Дага, верно? Отлично подходит для R детей. Куплю сразу на месте, если встречу еще один набор. Тем временем я буду следить за Amazon и каждой гаражной распродажей в Техасе, пока она не станет моей.

.

8. Выбор игрушек для детей младшего возраста

Некоторым детям нужно ДВИЖАТЬСЯ и ИГРАТЬ! Не проблема. Стратегически выбирайте свои игрушки, чтобы создать возможности для вашей целевой фонемы. Для вашего фоно-ребенка, который демонстрирует фронтинг – выберите кошку, назовите своих людей Гэри / Кэти, поиграйте с казу – что угодно! Просто помоги своему маленькому другу. Это отличный совет для родителей, чтобы попробовать дома. (Правдивая история: однажды я предложил фамилию своему новому щенку, чтобы она соответствовала арктическим/фоно-целям моего клиента… И ЭТО РАБОТАЛО! Они выбрали имя, основываясь на своих речевых целях – так здорово. Не стыдно в моей игре.)

.

Один из моих любимых игрушечных наборов в нашей клинике — набор животных из джунглей. (Под животными джунглей я подразумеваю тигров, львов и обезьян… но также могут быть или не быть случайно добавленные козы, верблюды и фламинго. Ничего страшного.) Эти случайные животные вместе с моей удобной коробкой для предметов (истинно случайных маленьких игрушек) создают так много естественных возможностей для практики и переноса. Особенно для маленьких друзей, которые могут стесняться создавать свой собственный язык и артикуляционные возможности. Для самых общительных детишек попробуйте кукольный спектакль! Или играть в дом!

.

После долгого дня работы с документами и учений может быть так приятно встать на пол и ИГРАТЬ!

.

Я надеюсь, что некоторые из этих предложений были вам полезны. Что мне больше всего нравится в каждом из этих занятий, так это то, что ими легко заниматься всей семьей дома. Они не только способствуют качественному проведению времени, но и не являются еще одним вонючим списком слов или набором карточек. Это структурировано и весело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *