Игры для дошкольников на чтение: Простые игры для обучения чтению
задания по чтению в игровой форме, занимательные слоговые упражнения
Маленьким детям трудно сосредоточиться на процессе изучения новых букв и слов. Они недавно научились говорить, используя аудиальную память. Для подключения важной визуальной памяти, которая потом пригодится в школе, лучше всего подойдут разнообразные игры по обучению чтению дошкольников. Есть методики, которые успешно применяют как в обычных занятиях, так и в интерактивных интернет-программах.
Содержание
- Любовь к чтению — с детства
- Подготовка к миру букв
- Оживление азбуки
- От слога к слогу
- Занимательное соединение
- Ситуативные упражнения
- Превращение слов в предложения
Любовь к чтению — с детства
Ребенок развивается играя. На смену сухим и механическим заучиваниям букв давно пришли игровые методы учебы, когда буквы воспринимаются как игрушки, с которыми можно придумывать интересные занятия. Статистика подтверждает эффективность такого подхода. Дошкольники, активно игравшие в буквы и слова, легко схватывают суть школьных заданий и отлично учатся.
Подготовка к миру букв
Перед началом занятий малыш может не захотеть открывать книжки и подолгу их рассматривать. Даже будущий первоклассник не сразу воспримет такую форму игры, сопряженную с учебой. Важно понемногу увеличивать время занятий и приступать к ним лишь при следующих условиях:
- Ребенок хорошо выспался, отдохнул и полон сил, или, наоборот, после активных занятий спортом, для смены обстановки.
- Отлично развивают занятия в парке, на пляже, в магазине. Малышу трудно усидеть за письменным столом, а во время прогулки можно рисовать буквы и цифры мелом, лепить из снега или песка, узнавать знакомые очертания на вывесках и ценниках в супермаркете.
- Пусть уроки будут по 5−10 минут, но каждый день. Это намного полезнее, чем часовое занятия два раза в неделю.
- Недопустимо ругать ребенка за невнимательность и неудачи. Задача родителя — вселить уверенность в маленького человека, что все получается, и читать он научится обязательно.
- Обучение чтению принесет результат, только если устная речь дошкольника хорошо развита. Визит к логопеду не стоит откладывать, если ребенок неправильно согласует слова, переставляет слоги местами и искаженно произносит простые сочетания звуков.
- Обязательно включать в занятия физкультминутки, пальчиковую гимнастику под ритмичные считалки и стишки, даже если урок не превышает 5 минут.
Обучение ребенка чтению в игровой форме эффективнее всего начинать с 4−5 лет, когда мозг максимально готов вникать в лингвистические тонкости и сопоставлять форму и значение.
Оживление азбуки
Вначале можно рассказать ребенку, что все слова, которые он произносит, состоят из букв и показать алфавит. Потом, в специальных раскрасках оживлять черно-белые буквы разными цветами или размазывать пластилин по контурам.
Тогда они не будут казаться чем-то незнакомым в последующих занятиях. Среди множества букварей можно особенно выделить книги:- Н.С. Жуковой — с множеством прикладных заданий по изучению алфавита и слоговой системы для самых маленьких и для дошкольников, игровыми карточками и лото;
- Е.В. Бахтиной — с красочными иллюстрациями, шаблонами для разукрашивания и лепки, что помогает создать запоминающийся образ каждой буквы.
Полезным вкладом в обучение будет приобретение красивого альбома. Там легко получится отвести для каждой буквы по странице, нарисовав ее крупно и предложив ребенку нарисовать и приклеить рядом собственную версию. В дальнейшем на эти страницы можно приклеивать картинки со словами, начинающимися на разные буквы, стишки и считалки с их использованием, рисунки и поделки
- ежедневно читать короткие стишки, где в рифмованной форме упоминается конкретная буква. На одно занятие достаточно пары стихотворений, а в последующих добавлять новые;
- приобрести раскраски, где каждый значок азбуки сопровождается ассоциативными рисунками и изображениями предметов, начинающихся на тот же звук. Например, Д — дом, дерево, дым, а Б — бегемот, булка, бант;
- искать только что изученную букву среди множества других или внутри предложенных слов;
- лото и домино отлично подойдут, когда азбука станет знакомой. Интересно угадывать, какая картинка начинается с буквы на выпавшей карточке.
Увлекательное творческое задание — самостоятельно сделать буквенный дом. Для этого понадобится ватман или даже картонная коробка, ведь дом можно смастерить размером с самого ученика. Главное — сделать открывающиеся окошки по количеству знаков алфавита, а сами буковки нарисовать отдельно.
По мере изучения нужно добавлять новых жителей в окошки с помощью скрепок, ежедневно проверяя и повторяя. Затем взрослый готовит интересные картинки с изображением угощения, которое требуется принести в нужные окошки, например, суп и сок отправятся к букве С, а пирог и печенье — к П. Также можно приводить гостей — героев сказок по такому же ассоциативному принципу. Русалочка подружится с Р, а Буратино с Б.
От слога к слогу
Уроки чтения для дошкольников начинаются с освоения слогов. Цель — научить читать две-три буквы слитно, соединяя их в целостный звук.
Занимательное соединение
Авторы-педагоги предлагают определённые методики, которые облегчают процесс понимания.
Н.С. Жукова в своих книгах советует пользоваться картинками для слогового образования. Буквы слога разделены дорожкой, на которой изображен человечек. Произнося первый звук, нужно, не отрывая пальца, вести человечка до второго буквенного значка, при этом продолжая тянуть первую согласную. Это весело и наглядно показывает слияние звуков.
В книгах Ю. В. Тумалановой по занимательному чтению для дошкольников 5−6 лет предлагается более сложная программа:
- мама держит крупную карточку с буквой, предлагая малышу назвать ее и тянуть звук несколько секунд. В это время карточку нужно откинуть и показать следующий буквенный знак слога;
- мама показывает первую часть слога на одной стороне карточки, а пока ребенок ее произносит, переворачивает и предлагает назвать вторую часть на обороте;
- взрослый держит две карточки на разной высоте. Ребенок узнает и произносит верхнюю букву, а взрослый медленно соединяет карточки, делая знак переходить к нижней.
Такие упражнения для обучения чтению дошкольников помогают наглядно понять, как соединить два разных звука в один, и почему слог читается слитно. Рекомендуется начинать с простых слогов, состоящих из согласной и гласной букв, а позже попробовать соединять уже два слога друг за другом. Процесс станет еще интереснее, если подключить коротенькие сказки и игры с дорожками:
- каждый день отправлять согласные буквы по очереди на прогулку в лес. Там они встречают гласные и поют с ними куплеты песенок, состоящие из простых слогов;
- гласные буквы могут жить в доме, куда приходят согласные и разговаривают. Заодно можно придумать какие слова они хотят произнести, используя выученные слоги;
- вырезать из разноцветного картона буквы с ручками, чтобы соединять их при дружеской встрече. Гласные и согласные рекомендуется сделать двух разных цветов;
- игры -«бродилки», в которых на игровом поле написаны разные слоги и нужно бросить кубик, чтобы перейти на следующий этап, прочитав соединение, можно сделать самим, а можно и купить;
- по тому же принципу работают буквенные трассы для машинок, на которых пишутся слоги в паре сантиметров друг от друга. Машинка переходит от одного слога к другому. Отлично сработает этот метод, если устроить соревнование на двух дорожках одновременно. Чем больше будет игроков, тем лучше.
В качестве отдыха можно использовать слоговые раскраски. Цельная картинка поделена на множество секторов, каждый обозначен определенным слогом, которому соответствует свой цвет. Если задание выполнено правильно, то получается красивое изображение, а ребенок ненавязчиво запоминает сочетания букв.
Ситуативные упражнения
После успешного освоения принципа соединения гласных и согласных нужно сделать слоги понятными и знакомыми. Взрослому придется приобрести или подготовить самостоятельно карточки со слогами в разных вариациях. Психологи советуют рисовать гласные красным цветом, а согласные — синим. Есть много игр, в которых сочетания букв выступают главными героями, а ребенок запоминает их без нудных проверок, на уровне подсознания:
- карточки становятся вкусными пирожными, которыми взрослый предлагает угостить игрушки, называя их по очереди. Ребенок должен понять какой слог предложить кукле или мишке, прочитав его вслух;
- листочки со слогами становятся строительными блоками, которые отвозят на машинке к месту строительства — листу ватмана. Когда все кирпичи будут собраны, их можно наклеить на лист в виде дома;
- разложив несколько карточек на полу, будет интересно поиграть в самолетики, направляя в разные аэропорты, в роли которых будут слоги.
- с помощью изображений с животными и героями сказок легко организовать игру в почтальона. Письма-слоги надо отнести тому, чье имя или название начинается с этого сочетания букв;
- в отдельной коробке можно хранить слоги, разрезанные на половины. Задача — соединить нужные части и прочитать;
- разложить перед игрушечными зверями карточки со звукоподражательными словами «МУ», «КВА», «КРЯ», намеренно их перепутав. Ребенок должен прочесть и правильно распределить звуки между игрушками;
- если у ребенка много кукол с разными именами, то будет интересно раздать им карточки-подарки, на которых будет написана первая часть их имен.
Такие задания для обучения чтению дошкольников полезны также для развития логики и воображения. Позже их можно усложнить. Понадобятся карточки с основным изображением любых предметов. Рядом с каждой надо расположить первый слог, а с другой стороны — несколько вариантов второго слога. Цель — подобрать правильное окончание предмета на картинке. Среди пособий по урокам чтения для дошкольников часто встречаются задания, когда обе части слова представлены картинками, которые нужно правильно записать, чтобы получить результат. Такие шарады отлично развивают мозговую активность.
Превращение слов в предложения
Переход к более сложным заданиям не означает отказа от игры, хотя на этом этапе будет больше работы с книгами. Усвоив слоги, ребенок готов к переходу на новый уровень — соединять их в слова и предложения. Прежде чем переходить к чтению в букваре, можно поиграть со словами следующим образом:
- сложить карточки в мешочек, вытаскивать по одному и читать, ведя пальцем от слога к слогу;
- спрятать в коробку карточки, с одной стороны которых нарисованы картинки, а на обороте — слова. Цель — постараться прочитать, а перевернув, сравнить с исходником;
- меняться карточками с членами семьи или друзьями, сев в круг. Каждый читает свое слово и кладет в центр, затем карточки перемешиваются, и игроки, читая, вспоминают, у кого какое слово было раньше;
- в специально подготовленных дорожках слов на листке бумаги ребенок должен раскрасить те прямоугольники, в которых написаны предметы определенной формы, одного цвета или обозначения еды, животных, игрушек;
- вырезать из цветного картона следы больших размеров и написать на них слова. В конце цепочки можно положить приз, чтобы было интереснее. Передвигаться вперед можно, только прочитав слово.
Такие игры не только разнообразят процесс учебы, но и отлично подойдут для тематических дней рождения.
Дети любят придумывать предложения самостоятельно. Для начала можно предложить три слова, прочитав которые, легко составить предложение. Есть специальные лото с подборкой слов для каждой новой ситуации, но заготовить карточки можно и самостоятельно. Лучше подбирать короткие слова и избегать предлогов.
Маленькие ученики обрадуются, если предложения будут с именами их любимых героев сказок или мультфильмов. Также интересно использовать для первых занятий по чтению тексты, где часть слов заменена на картинки. Это облегчает процесс, и текст не кажется слишком скучным.
В конце занятия нужно обязательно хвалить ребенка, даже если успехов не очень много. Если занятия будут ассоциироваться с окриками и расстроенным видом родителя, ожидающего более быстрых результатов, в дальнейшем любовь к чтению у малыша вряд ли появится. Так что наберитесь терпения и как можно больше разнообразьте игры по обучению чтению дошкольников.
4 вида детской игры. Для дошкольников они важнее чтения и письма
Родители стремятся поскорее научить детей полезным навыкам: пользоваться ложкой, различать цвета, читать и писать. А надо ли учить играть? Наш блогер Алексей Костюк уверен, что надо. Ведь игра для ребенка — смысл жизни.
Детские сады (или воспитатели в них) активно соревнуются, у кого больше часов математики, чтения и обучения двум (или больше) иностранным языкам. При этом все совершенно забывают о ведущем типе деятельности детей дошкольного возраста. Да, я про игру.
Больше половины современных детей будут представителями профессий, которых сегодня не существует. Прогресс не стоит на месте. Все больше сфер уходят в онлайн или вовсе перестают существовать. Поэтому развитие навыков креативности и коммуникации — наиболее важные и приоритетные направления. Все это ребенок получает в первую очередь из игры.
Я хочу описать несколько видов игр, которые используют дети самостоятельно без помощи взрослого. А затем расскажу, как мы эти игры объединили и создали нечто новое.
1. Сюжетно-ролевая игра
Игра, которую ребенок создает сам. Он придумывает персонажей и правила, может включиться в чужой сюжет или научить играть в «свою» игру остальных участников. Игра — процесс непрерывный, поэтому сюжетно-ролевая игра может быть кратковременной, а может длиться долго. Ребенок может прерываться на другую деятельность, а затем возвращаться к этому сюжету снова и снова. В сюжетно-ролевой игре средством передачи информации и повествования сюжета являются роли и игровые действия.
2. Игра-драматизация
Это игра, в ходе которой ребенок играет определенную роль, с которой он хорошо знаком. Например, когда разыгрывают сюжет знакомой всем сказки или рассказа. Ребенок видит логику процесса, знает, что будет дальше. Он может перевоплотиться в своего персонажа, надев костюм или используя какие-то атрибуты, артефакты персонажа (инструменты и каска для строителя, хвост и косточка — для собаки). Педагог может регулировать этот процесс, например, выбирая воспитательные истории. В таком формате историю легче усвоить и запомнить.
3. Строительная игра
Игра, в которой ребенок копирует действительность или фантазирует на определённую тему. Она схожа с сюжетно-ролевой игрой, потому что у них один источник — окружающая жизнь и опыт ребенка. Именно эти вещи ребенок переносит в игру. Очень часто строительная игра является частью сюжетно-ролевой игры и вызвана ею. Например при игре в магазин нужно соорудить прилавок. А при игре в пришельцев нужно построить летательный аппарат. Такая деятельность способствует и развитию когнитивных навыков (сравнение, сопоставление, запоминание способов постройки и многое другое), а так же помогает в физическом развитии (мелкая моторика, глазомер, выносливость).
4. «Большая игра»
А что, если мы объединим все эти виды игр в один процесс? А еще будем его немного регулировать? По сути — это сюжетно-ролевая игра без заранее определённого сюжета и ролей. Все участники процесса должны играть. Если вы находитесь в помещении — вы обязаны играть. Все садятся в круг и называют своего персонажа. Можно стать кем угодно: любимым персонажем из мультфильма, супер-героем, природным явлением, исторической личностью, даже неживым предметом.
Дальше нужно придумать и сделать себе костюм, чтобы стать похожим на своего персонажа. И обязательно сделать себе дом, убежище. И уже исходя из того, какие персонажи появились в нашей игре, складывается сюжет. Персонажи начинают взаимодействовать. Ходить друг к другу в гости, дружить или враждовать. Могут объединяться против «злодея» или для предотвращения какого-либо события.
О правилах и особенностях этой игры я напишу отдельный пост. О помещении, материалах и примерах того, как нам помогает эта игра в работе с детьми.
Не забывайте, что игра для детей — это смысл жизни. Если вы научитесь играть и научите играть своих детей — вы сделаете им огромное одолжение и дадите прекрасный старт в будущее.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Natalia Lebedinskaia / shutterstock
Игры в чтение для дошкольников онлайн
Почему игры в чтение?Когда вы как родитель думаете об играх для детей дошкольного возраста, вы, вероятно, не имеете в виду много веселых занятий. Но знаете ли вы, что чтение можно превратить в увлекательную игру для детей?
Когда дети или дошкольники думают о развлечениях, они вряд ли думают об образовательных книгах. Вероятно, они мечтают о детских площадках, раскрасках, игровых аренах и других детях своего возраста, но шансы, что они подумают о чтении, невелики.
Увлекательные способы научить вашего ребенка читатьОбучение вашего ребенка чтению всегда можно превратить в увлекательное занятие. Вот некоторые из самых интересных способов научить вашего ребенка читать:
- Читайте своему ребенку.
- Играйте в игры с рифмами.
- Создать уголок для чтения.
- Играйте в алфавитную игру в дороге.
- Сделать поделки из букв.
- Иди в библиотеку.
- Читать дорожные знаки.
- Берите книги с собой в путешествие.
- Подарите своим детям книги.
- Читайте почту вместе.
- Вместе сочиняйте глупые песенки.
- Попросите их прочитать вам картинки, прежде чем они смогут прочитать слова.
- Поиск слов.
- Играйте в словесные игры со зрением.
Не существует простого метода обучения чему-либо, особенно когда речь идет о детях. Это потому, что у каждого ребенка разные таланты и способности, и их интересы также различаются. Нельзя отрицать, что ум ребенка становится более острым, если он знакомится с чтением с раннего возраста. Сразу после рождения дети начинают приобретать навыки, которые позволяют им улучшить свое чтение.
Возраст от 3 до 5 лет является решающим для развития навыков чтения у вашего ребенка. Используйте эти годы, чтобы читать своему ребенку и знакомить его с миром книг и рассказов. Чтение вашему ребенку также помогает вам лучше сблизиться с ним.
Как только ваш ребенок начнет говорить, вы почувствуете положительное влияние на него чтения. Они также смогут читать слова на знаках остановки, знаках магазина и почте, которая приходит к вам.
Играя в веселые игры для дошкольников, ваш ребенок сможет правильно держать книгу, называть буквы, с которых начинаются определенные слова, составлять рифмы или глупые фразы, вспоминать знакомые слова и фразы из любимых книг, а также поворачивать страницы правильно.
Некоторым продвинутым дошкольникам чтение также может помочь угадать, что может произойти дальше в сказке, или даже пересказать истории, которые они знают. Чем больше они практикуются, тем больше они могут улучшить.
Как поддержать ребенка в дошкольном учреждении?Рост ребенка прямо пропорционален поддержке, которую он получает от родителей. Если их поместить в любящую, утешительную и интеллектуально стимулирующую среду, они автоматически вырастут умными и разумными взрослыми. Поскольку чтение — неотъемлемая часть пути обучения любого ребенка, очень важно начать поддерживать его на раннем этапе.
Дарите им книги, читайте им, придумывайте игры, в которые вы можете играть с ними один на один, а также в группе, смотрите, на какие слова и истории они больше всего реагируют, и создавайте здоровую учебную среду. Таким образом, вы лучше подготовите их к предстоящим занятиям в классе.
Научите своего ребенка читать с помощью SplashLearn!Благодаря игровому обучению SplashLearn вы можете познакомить своего ребенка с разными уровнями чтения для получения полезного, целостного опыта чтения. Все эти уроки созданы после интенсивных исследований и помогают детям не только творить, но и запоминать.
Игры для чтения можно разделить на фонетические и зрительные. Вот некоторые из онлайн-игр для чтения для дошкольников из обеих категорий, в которые вы можете играть со своим ребенком:
Sight Words Games:
- All Sight Words
- Слова прицела Dolch
- Фрай Sight Words
Как родитель, вы должны попробовать различные инструменты, чтобы обогатить юный ум вашего ребенка. Например, веселые игры для чтения от SplashLearn помогают улучшить навыки чтения у вашего ребенка. Играйте в эти игры со своими детьми и помогите им лучше читать.
Узнайте больше с SplashLearn. Получите возможность создавать кураторские уроки для своих детей. Используйте эту платформу, чтобы получить доступ к играм в чтение для дошкольников и получить представление об успехах вашего ребенка.
Мы что-то упустили? Пишите нам по адресу [email protected] с вашими отзывами и комментариями. Мы рады услышать от вас и улучшить опыт обучения для ваших детей.
Попробуйте SplashLearn бесплатно
10 любимых игр для дошкольников
Со всеми большими девочками в школе в этом году мы с Талли провели МНОГО времени, играя в нашу коллекцию игр для дошкольников по утрам, пока она не пойдет в детский сад после обеда.
Это отличные игры для маленьких игроков в возрасте от трех до пяти лет, ни одна из которых не требует навыков чтения.
Бонус за то, что мне тоже нравится играть, а не за то, что хочется выколоть себе глаза. Наши старшие девочки тоже с удовольствием играют в большинство из них, так что детям будет интересно играть в одиночку или присоединиться к ним взрослым.
Надеюсь, в этом списке вы найдете новых фаворитов!
10 Любимые игры дошкольников
Найди это. Это одна из тех игр, в которые я с удовольствием поиграю даже без дошкольника! Мне нравится, что вы можете пройти полную игру всего за пару минут, и вы можете разделить карточки, чтобы взрослому было сложнее, а ребенку легче.
Улюлюканье совы . Это первая совместная настольная игра, которой мы когда-либо владели, и по какой-то причине я просто ОБОЖАЮ ее. Это простая, но достаточная стратегия, чтобы сделать ее увлекательной, и прошлой осенью мы с Талли постоянно играли в нее по 3-5 игр каждый день.
Гноминь Круглый. Эта забавная карточная игра является вариацией на тему карточной игры «Гольф», но с гораздо более красивыми картами и некоторыми забавными дополнениями, которые делают ее немного более особенной. Это еще одна игра, в которой вы можете пройти игру за 10 минут или меньше. (Малышу или дошкольнику может потребоваться несколько раундов, чтобы понять это, но к четырем годам Талли играла в нее очень компетентно без посторонней помощи).
Последовательность для детей. Это классика, подаренная нам сестрой Барта. Она интересна для всех возрастов и не требует большого мастерства.
Оживленный город. Эта настольная игра встречает I Spy и получает бонусные очки за совместную игру, в которой вы все работаете вместе, чтобы победить. Кроме того, длина доски составляет около шести футов, так что на ней очень весело!
Память. Это была первая игра, в которую Элла по-настоящему увлеклась в двухлетнем возрасте, и за эти годы я сыграл в нее буквально СОТНИ раундов.
Зачарованный Лес. Я вырос, играя в эту игру, и мне до сих пор очень нравится играть с моими девочками. Вы мчитесь по заколдованному лесу, заглядывая под деревья и пытаясь найти (и запомнить!) где спрятаны сказочные аксессуары.
Uno. Вы не ошибетесь, выбрав эту классическую карточную игру, к тому же это отличный способ для дошкольников попрактиковаться в числах и цветах. Кроме того, его легко положить в сумку и взять с собой в дорогу.
Бинго. Это еще одна игра, в которую я сыграл миллион игр с Эллой. Я почти уверен, что моим самым большим достижением является тот факт, что у нас все еще есть КАЖДАЯ ЧАСТЬ даже спустя десятилетие.
Спящие Королевы. Возможно, это самая популярная игра, которую я когда-либо рекомендовал. Это весело для всех возрастов, простое в освоении, а также включает в себя небольшое число и простую математическую практику.