Художественное воспитание это: Для чего нам художественное воспитание?
Популярное |
В начале февраля этого года жюри подвело итоги 5-го Международного конкурса живописи и графики для детей и молодёжи «На своей земле», проходящего под эгидой Министерства образования и Министерства культуры Республики Беларусь. По окончании работы жюри состоялась конференция, на которую меня пригласил организатор конкурса – общественная организация «Белоруский зелёный крест» – выступить перед участниками на тему «Xудожественное воспитание в детских школах искусств Чехии». При наблюдении за работой жюри, которое отбирало лучшие работы участников конкурса, я поняла, насколько концепция художественного воспитания российских школ отличается от чешских. Поэтому я не знала, как примут мое выступление. Но меня встретил теплый приём и большой интерес к инновациям в методике преподавания изобразительного искусства. Идея, благодаря которой наши учителя избрали отличный от традиционных методов обучения, была проста. Термин «художественное воспитание» сочетает в себе два понятия: художественное образование и художественное воспитание человека. Искусство затрагивает сокровенные чувства личности, и было бы неразумно не использовать это в воспитании учеников. Чешские учителя задумались, что главное – научить детей красиво нарисовать, например, натюрморт, или одновременно с художественным образованием воспитать мыслящего и чувственного человека? Направлять детей к эмпатическому восприятию, мышлению, умению задавать вопросы. Учить детей распознавать добро и зло, понимать собственную роль в жизни и ощущать ответственность за себя и окружающих. Воспитание в процессе обучения не угрожает художественному образованию, наоборот, воздейстие слова эффективно усиливает понимание и восприятие темы.Мысль о необходимости отхода от традиционных методов обучения возникла вследствие неуместного поведения учителей в борьбе за призовые места на конкурсах детского художественного творчеста. Для достижения лучшего результата учителя часто помогали детям личными представлениями как в мотивации и корректурах, так и исправлениями в детских работах. Ребенок, таким образом, становился скорее инструментом в руках преподавателя, а не творцом. Мы решили прекратить подобную практику и с группой инициативных учителей начали искать новые направления в обучении. Психическое и душевное развитие рабенка происходит одновременно в трех сферах: в сфере разума, в сфере ощущений и в сфере нравственной. Каждая из них состоит из нескольких этапов развития. Ребенок, развивающийся на каком-либо из этапов без наставника, не сможет достичь вершины своих возможностей и часто останавливается на половине пути своего развития. Обучение в школе, как правило, ориентировано на путь накопления знаний и умений. В нашем обучении мы уделяем также пристальное внимание воспитанию эмоционально-этических взглядов. В мотивации мы стали употреблять художественно- образные выражения, архитепические понятия, которые находят душевный отзыв в ребенке, помогают понять взаимосвязи и отношения в различных ситуациях. Художественное образование включает в себя факты, опыт и навыки, которые можно объяснить, которым можно научить. Мы говорим о предмете. Он определяет границы для оценки произведений искусства на основе правил. Здесь можно указывать на правильность последовательности или на воздействие изобразительного языка в композиции, а при обучении учеников предупреждать ошибки. Если дети умеют отстаивать свое решение или самостоятельно исправлять свои ошибки, то коррекция не вызывает отрицательных эмоциональных реакций. В субъективно настроенную творческую работу нельзя вмешиваться. Каждый из нас, каждый ребенок – уникальное существо, которое в свое творчество вкладывает свой внутренний мир. Каждый из нас воспринимает окружающий свет по-своему. Мы глубоко воспринимаем негативные ощущения. Позитивные стимулы мы не чувствуем, они нам кажутся сами собой разумеющимися. Боль же проникает глубоко вовнутрь и остается закрытой в подсознании. Если ребенок касается в своем творчестве каких-либо внутренних впечатлений, вмешательство извне ему мешает, он чувствует диссонанс с собственным воображением, он сопротивляется. Поэтому необходимо относится к ребенку терпимо, уважать его творческое самовыражение, его выразительные изобразительные средства. Не нужно без необходимости его исправлять, оставим инициативу ему. Не говорим: «Положи желтый!», который на наш взгляд больше подходит. Говорим: «Если положишь темно-синюю, то изображение будет грустным, а если положишь розовую – будет нежным, серая принесет усталость и сонливость, а желтая рассветит рисунок. Выбери что подходит именно тебе”. Что здесь можно считать учебным материалом? Мы учим детей воспринимать, понимать и принимать искусство, художественные стили, направления, творчество отдельных мастеров. Знакомим детей с этим в течение их творческой работы на заданную тему. Позволим детям решать самим, какие контакты с искусством для них важны, какие направления, мастера, периоды в искусстве на них производят большее впечатление. Каждый из нас находит в искусстве что-то свое, личное, что гармонирует с нашим внутренним миром, эмоциями. В детском творчестве художественной работой может считаться как подтема, так и сюжет: поиск парафразы, анализ использованых оттенков, поиск основных линий в композиции, личные эксперименты ученика. Большое впечатление на детей производят творческие занятия в галерее, где они учатся находить систему, порядок в представленной картине, учатся понимать ее композицию и средства ее выразительности. Учим детей понимать искусство, получать от него удовольствие, соприкасаться с ним всю жизнь. К самым важным навыкам подключен опыт работы с языком искусства. Язык искусства необходимо знать также как и грамматику в языке. Как мы различаем слоги и слова, так должны уметь понимать влияние различных свойств и качеств линии, структур поверхностей, пространства, формы, света и цвета. Конструкцию предложения мы можем сравнить с гармонической или контрастной композицией, с художественным ритмом, симметрией, равновесием в произведении, а также их нарушениям, которые делают содержание более ярким. Только сочетание предложений создает произведение искусства. Базой для изучения языка искусства является знание искусства 20 века, в котором по-новому раскрывается язык творчества, оставляющий в нас большой след. Изобразительные этюды – это композиции, в которых ученики знакомятся с разнообразными вопросами изобразительного искусства, а в своих упражнениях творческим способом проверяют их значение для композиции. Младшие ученики при обучении мотивированы реальностью, но не формой, а идеей возможных событий (скорость автомобиля, шум на перемене, кошачье пение, вкус апельсина, запах цветов. ..). Старшие работают с основой композиционных законов (сколько оттенков имеет зеленый цвет, что смогут изобразить пять параллельных линий, ломаных , изогнутых, вариации для трех геометрических фигур, равновесие между пятном и структурой в заданном формате, спокойная и гармоничная композиции…). Таким образом воспитывается художественное мышление, которое проявляется в гармонии между сюжетом, композицией и художественной техникой.К следующим знаниям и умениям относятся методика обучения рисованию, живописи и моделирования. Это не означает что работы должны быть выполнены с точностью фотоаппарата. Необходимо найти то, чем мы можем охарактеризовать увиденное: деталь, увеличенную деталь, часть модели, структуру, вариации размеров, вид сверху, вид сбоку и в перспективе, изобразить ту же модель используя различные художественные техники, искать способ трансформации одного предмета в другой. Наблюдать и творчески себя выражать. Нельзя применять такие методы как муштра, которая приведет ученика к пассивному отношению к обучению. Последним в области знаний и умений являются методы и приемы владения техниками рисования, живописи, графики и пространственного искусства (скульптуры и объекты). Важно не только владеть техникой изобразительного искусства, но и «думать в ней», представлять как будут выглядеть комбинированные техники в рисовании, структуры в пастельных тонах и чему дать предпочтение. Необходимо правильно использовать кисть, перо или резец, и знать, какой след оставит инструмент. Изучение техник означает эксперимент и еще раз эксперимент. При игре с красками или инструментами дети естественным путем учатся ими пользоваться и выбирать, что им поможет в качественном самовыражении. Воспитание детей с помощью художественного образования состоит из двух процессов, которые можно развивать от рождения до зрелого возраста. Первый процесс означает развитие сенсибилиционных способностей у ребенка в отношении к собственному восприятию, умение понимать его. Чувственные восприятия являются наиболее эффективным стимулом для развития саморефлекции, так как они позволяют наилучшим способом понять самого себя. Общение с природой также связано с чувственным восприятием, эммоциональной реакцией. Общение с людьми требует дополнительного терпения из-за различия в мышлении, в поведении или в творческом самовыражении. Второй процесс касается социальных вопросов, которые развиваются в размышлениях о роли человека в обществе и в ответственности каждого из нас за жизнь на земле. Речь идет об отношениях в семье, между людьми, о помощи слабым и больным, об охране окружающей среды и культурного наследия и т.д. Такой подход в обучении принес новые методы, которые были основаны на убеждении что искусство или детская художественная работа не только вопрос эстетического воспитания. Прежде всего это коммуникация между художественным произведением и человеком, где мы должны уметь прочитать и почувствовать его содержимое. Поэтому автор в своем творчестве должен уметь передавать свои мысли и чувства. К вопросу об обучении выражения содержания в творческой работе мы снова искали методы :
Я указала здесь на основные методы, регулирующие художественное образование детей и подростков в школах искусств в Чехии. В настоящее время мы изучаем язык искусства в фотографии, которые приносят отличные результаты, индивидуальные учебные программы, в которых учитель сам устанавливает способы обучения в связи с особенностями характера ученика, а также большому значению восприятию реальности. Я приношу свои извинения за краткость. Я понимаю что некоторые моменты необходимо было бы раскрыть более подробно. Надеюсь, что краткое изложение о художественном образовании в Чехии могло бы быть интересным для читателя.
|
Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе
Вниманию читателей «Искусства в школе» предлагается проект «Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе», подготовленный под руководством члена-корреспондента АПИ СССР народного художника РСФСР Б. М. Неменского членами комиссии эстетического воспитания Союза художников СССР, сотрудниками НИИ художественного воспитания АПИ СССР, НИИ школ и ЦИУУ Министерства образования РСФСР, НИИ общей и педагогической психологии АПИ СССР — В.В. Алексеевой, Л.В. Горюновой, И.Г. Димовой, В.П. Копцевым, И.А. Кушаевым, И.А. Лепской, М.Т. Ломоносовой, А.А. Мелик-Пашаевым, 3.И. Иовлянской, Л.М. Предтеченской, Ю.И. Усовым, И.И. Фоминой, Е.К. Чухман, Л.В. Школяр.
Приглашаем к обсуждению указанного проекта учителей, методистов, преподавателей педагогических учебных заведений, ученых, представителей творческих союзов и других специалистов. Данная концепция одновременно стала предметом разговора на Всесоюзном научном семинаре при Президиуме АПИ СССР по проблемам целостной системы эстетического развития учащихся.
Ход и результаты обсуждения проблем художественного образования учащихся будут публиковаться в последующих номерах журнала.
Редакция
Гуманизация образования — дело непростое и длительное, поэтому чрезвычайно важно выбрать в нем ту область, в которой результаты могут сказаться быстрее, чем в других, которая сегодня могла бы стать ведущей в воспитании личности ребенка, его духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни.
Большинство школьных предметов, считающихся основными, в настоящее время не могут целенаправленно воспитывать личность. И дело не столько в дефектах преподавания этих предметов, сколько в направленности их содержания, в первую очередь на познание сугубо объективных фактов и закономерностей внешнего мира. В этой области возможности гуманизации связаны сегодня лишь с созданием благоприятных условий обучения (воздействие личности учителя, принципы педагогики сотрудничества), а не с перестройкой содержания, которое остается вне личностным. Очевидно, это положение в ближайшем будущем сохранится; гуманизация содержания этих предметов, которая придала бы им воспитательную функцию, не может быть осуществлена с той стремительностью, какой требует время.
Поэтому в процессе переориентации школы на цели воспитания на первый план сегодня должны выступить именно те предметы, которые по самому содержанию «транслируемого» ими человеческого опыта несут такую возможность. Прежде всего это касается предметов художественного цикла.
Искусство — важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Он должен стать ведущим в структуре образования, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования. Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Ведь долгие годы преподавание искусства в школе являлось в лучшем случае бесплодным с воспитательной точки зрения. Оно велось неадекватными методами, без понимания цели и специфики эстетического воспитания и художественного образования и было основано на многократной недооценке реальных возможностей детей. Для того, чтобы эти предметы раскрыли свой воспитательный потенциал, нужно коренным образом изменить сегодняшнюю ситуацию в школе, где уроки искусства хотя и включены в программу, но, по многим причинам, не открывают учащимся двери в художественную сокровищницу человечества, а, напротив, нередко полностью отбивают охоту общаться с искусством. Педагогика не осознает, что искусства способны вводить ребенка в мир природы и истории, человеческих характеров, в мир людей разных эпох и народов. И делают это лучше и легче, чем это могут сделать научные дисциплины, т.к. дают картину миру в слитности чувства и мысли.
Главной целью художествецного развития должно быть пробуждение у детей неотчужденного и ответственного отношения ко всемуf что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком, и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.
В основе преподавания художественных дисциплин должно лежать приобщение ребенка, подростка, юноши к великому духовному и эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов Земли, через полноценное творчество и сотворчество детей, восприятие и создание художественных образов. Следствием этого станет развитие художественных способностей детей, художественно-образного творческого мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.
Преподавание искусства (предметов художественного цикла) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе, независимо от профиля. В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса, не расчлененного по отдельным видам искусства.
В возрасте подготовительной группы детского сада и первого класса четырехлетней начальной школы искусство должно стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех других предметов (чтения, математики, природоведения, русского языка и т.д.). А импровизация, игра, драматизация, интонирование и другие разнообразные формы творчества и общения с искусством могут стать доминирующими в педагогическом воспитательно-образовательном процессе.
Урок как форма преподавания отдельных видов искусства (литература, музыка, ИЗО, художественное движение) возникает во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства в школе должно интегральным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое. При этом чрезвычайно важно, наряду с этим курсом, сохранение в старших классах практических художественных дисциплин «по выбору» (музыка, дизайн, изобразительное искусство и т.д.). На всех этапах педагогический процесс должен основываться и на психологических особенностях возраста школьников.
Требуется дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности, мировоззрения, и то, что необходимо будущим профессионалам.
Из истории вопроса
Значимость искусства провозглашалась советской школой с первых месяцев ее становления. Эстетическое образование рассматривалось как одушевляющее трудовое и научное образование. Излагая основные принципы единой трудовой школы, А.В. Луначарский подчеркивал, что под художественным образованием «надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки». Наряду с проблемами общего эстетического воспитания были поставлены задачи художественного образования. В программах по каждому искусству (литература, театр, изобразительное искусство, музыка) в качестве ведущей выдвигалась задача творческого развития личности путем освоения разнообразных видов художественной деятельности. Искусство рассматривалось как источник изучения духовного опыта предшествующих поколений, как средство самопознания, раскрытия и развития творческого потенциала личности учащегося. Художественное развитие школьников не ограничивалось рамками урока, предполагались экскурсии в музеи (архитектурные, художественные, мемориальные, литературные и т. д.), занятия в кружках и студиях, художественное совершенствование своего ближайшего окружения (домашнего интерьера, класса, школы). В проектах программ был раскрыт образ художника-пе-дагога.
В дальнейшем никто не отвергал и открыто не оспаривал эти положения, не провозглашал отхода от заявленных позиций. Однако на деле шел процесс «сворачивания» и искажения задач преподавания художественных дисциплин. И сейчас нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в эстетическом воспитании детёй в процессе преподавания художественных дисциплин.
В художественном образовании укоренилась бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов преподавания. Не понимая целей художественного образования, советская школа из года в год сворачивала преподавание искусств в учебных планах. На изобразительное искусство и музыку в современной начальной школе отводится 7% учебного времени, а в последующих классах — 3%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет. Уроки литературы с 4 по 10 класс занимают 8,8% общего количества часов, причем с 1940 года по 1986 год курс сокращен на 182 часа (приблизительно на треть).
Главный, принципиальный порок школьного художественного цикла, основная причина его бесплодности заключалась в том, что искусство преподавалось не как искусство. Природа и сущность художественного освоения мира человеком ускользает под давлением такого понимания содержания и методов преподавания, которое заимствовано из области естественных наук. В этих условиях духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным школьнику, и сами занятия искусством оказываются лишенными для огромного большинства детей всякого личностного смысла. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание, практически не осваиваются детьми.
Таким образом, предметы, способные развивать чувственное восприятие и эмоциональный мир ребенка, учить его не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности,— эти предметы практически оказались выключенными из процесса формирования личности детей. С этим же связан опасный перекос в нравственном развитии: явления «эмоциональной тупости», утилитарное отношение к жизни, столь характерные ныне для многих людей.
В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями устранил брак общего образования) остаются эстетически неразвитыми.
Содержание художественного образования.
Целью художественного образования в массовой школе не может быть развитие частных способностей, связанных лишь со спецификой того или иного вида искусства. Это — лишь средства. Цель не может также заключаться в решении чисто воспитательных задач с навязчивым привлечением материала искусства как наглядного пособия, как иллюстрации.
Любая школьная программа должна центрироваться на ребенке, на становлении его духовного мира, тем более когда речь идет о педагогике искусства.
Цель её — в таком воздействии искусства на растущего человека, которое формировало бы его как целостную личность, воспитывало качества, необходимые для ответственного человеческого существования в мире,— и в то же время вытекало из специфики искусства и природы художественного освоения мира человеком. Таким качеством является особое, целостное отношение человека к миру, которое можно определить как эстетическое отношение.
Эстетическое отношение лежит в основе художественного творчества людей, порождает его и в нем воплощается. Но значение этого отношения гораздо шире: оно содержит духовно-нравственную характеристику человека, ценность которой не ограничивается той или иной областью профессиональной деятельности. Развитое эстетическое отношение состоит в утраченной большинством из нас способности непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира — частицей, которая способна отзываться на все в мире и в этом смысле содержит весь мир в себе, являясь «микрокосмом». В способности видеть в окружающем мире, природном и социальном, не что-то противостоящее человеку, а как бы свое бесконечное продолжение; чувствовать сопричастность другому человеку и человеческой истории и культуре в целом. В способности видеть во всех явлениях окружающего мира их неутилитарную ценность, внутреннюю жизнь, в чем-то подобную, родственную твоей собственной и проявляющуюся в их неповторимом чувственном облике.
Развитие эстетического отношения несет с собой осознание неутилитарной ценности в значимости всего в мире и чувство своей сопричастности и ответственности за все в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.
Очевидно, что именно это качество, а не иллюстрирование искусством этических норм и правил, имеет прямое отношение к процессу воспитания. Его развитие создает прочную единую основу для нравственного, экологического, патриотического, интернационального и других традиционно выделяемых видов воспитания. Эстетическое отношение к жизни лежит в основе творчества в любом виде художественной деятельности. Оно воплощается в художественных произведениях и через них «транслируется» другим людям; сохраняется для последующих поколений, помогает им присваивать бесценный эмоциональный опыт человечества. Поэтому, хотя эстетическое отношение к жизни определяет всю совокупность отношений человека к миру и самому себе и далеко выходит за рамки художественной деятельности, именно приобщение детей к искусству в собственной практике и в процессе восприятия произведений является ядром работы по развитию эстетического отношения. В силу этих возможностей художественного развития оно и может стать важнейшим звеном гуманизации школы.
Наряду с главной целью — развитием у детей эстетического отношения к жизни — назовем в качестве более частных, но чрезвычайно важных задач следующие: развить у школьников способность восприятия искусства и потребность в общении с ним; дать школьникам опыт полноценного художественного творчества, что будет способствовать развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, ряда способностей сенсорного плана, а для некоторых детей станет началом профессионального пути в искусстве.
Необходимо подчеркнуть, что содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список изучаемых произведений искусства (музыки, литературы, живописи), не освоение терминологии, понятий и умений*, а те особые мысли, чувства, отношения к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов.
Такое понимание содержания должно определять единые принципы и методы преподавания любых художественных дисциплин, преломляющихся сквозь специфические особенности языка и материала конкретных видов искусства: практическое освоение законов выразительности (изобразительной, музыкальной, словесной, пластической и т.д.). Подчеркнем: освоение не на уровне знания об этом законе, а на уровне практического «проживания» и воплощения замыслов в художественном образе; через общение с конкретными произведениями разных видов искусства, в которых школьник учится видеть выражение чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов. Иначе говоря: методом преподавания является приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и творческому (сотворческому) восприятию искусства. Это предполагает, в частности, открытый характер заданий, уважение к творческой индивидуальности ученика; диалогическое общение учителя с детьми и детей между собой; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность своего рода «обмена способностями» между учениками и т.д.
Дифференцированный подход к преподаванию художественного цикла
I. Дифференциация по возрасту
Фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать построенное на указанных основаниях преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребенка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов, и в организационном плане, с учетом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. В общих чертах эти этапы можно охарактеризовать следующим образом.
Первый этап 1—4 классы
Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, как бы единым корнем, из которого произрастает многоствольное древо искусств. Поэтому начальный этап обучения должен представлять собой не отдельные исторические обособившиеся виды искусства, а целостный курс общеэстетического развития. Этому курсу должен быть отдан первый год обучения (шестилетки), после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация необходима, в частности, потому, что лишь специалисты в конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их, по мере возникновения интереса, с необходимыми профессиональными приемами.
Однако задача развития у младших школьников эстетического отношения к миру должна оставаться стержневой и в процессе преподавания отдельных предметов цикла.
В этот период акцент в преподавании художественных дисциплин делается на развитии эмоционально-эстетической отзывчивости при восприятии окружающего мира, на развитии первичных форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.
Собственная творческая практика ребенка преобладает на этом этапе над работой по восприятию искусства, которая постепенно, но неуклонно расширяется; общее для всех видов искусства преобладает над специфическими особенностями отдельных его видов.
Второй этап 5—9 классы
Возросшая аналитичность подростка и его возрастная потребность в овладении «эталонами» деятельности и поведения взрослого человека создают благоприятные условия для первоначального осознанного приобщения к художественной культуре человечества.
В этом возрасте уже возможно сознательное овладение культурными способами художественной деятельности, средствами выражения художественного замысла в словесном, музыкальном, живописном, графическом, декоративном, конструктивном образе, как в собственном творчестве, так и в процессе сотвор-ческого восприятия произведений искусства.
На данном этапе творческая практика и восприятие искусства уравновешены и активно взаимодействуют.
В этот период обучения уделяется равное внимание и моментам, общим для всего искусства (выражение идейно-эмоционального содержания в чувственном материале), и специфике языка, средств, техники отдельных его видов. Таким образом, не утрачивается общий стержень преподавания художественных дисциплин, не нарушается, а, напротив, конкретизируется и обогащается представление ученика о художественном освоении мира, об искусстве как единой в своем многообразии области человеческой культуры.
Подросток должен иметь возможность на удовлетворяющем его уровне, соотносимом с культурными образцами, испытать себя в разных видах художественной практики (творчестве и восприятии).
Третий этап 10—11 классы
Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем, таких, как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности.
В этом возрасте для большинства школьников преобладающим видом художественно-творческой деятельности становится восприятие искусства — углубленное, индивидуальное. Понимание и оценка явлений художественной культуры, соотнесение выраженных в них идеалов и мировоззренческих позиций формируется на основе собственного опыта практического твррчества, приобретенного ранее.
В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору — дизайном, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Что касается более серьезной специализации старшеклассников в области того или иного искусства, то об этом будет сказано ниже.
При изложенном подходе отдельные художественные предметы образуют органически единый цикл, внутри которого различия видов искусства обогащают и конкретизируют эту целостность, и в то же время остаются вторичными по отношению к тому общему, что свойственно всем видам художественного освоения мира и лежит в основе преподавания всех отдельных видов искусства.
При такой постановке вопроса снимается сама проблема установления «межпредметных связей», составляющая особую заботу составителей традиционных программ. Существенно также, что ребенок сразу вводится в наиболее общие формы художественного освоения мира, и, в силу этого, постигает на практике глубинную суть всех видов искусства, в том числе и тех, которые он не будет осваивать в рамках нынешних школьных программ, но которые играют не меньшую роль в формировании внутреннего мира современного молодого человека.
Художественный цикл выступает как прообраз возможной интеграции различных дисциплин в других областях знаний и как предвестник переориентации образовательной системы на цели воспитания личности школьника.
II. Дифференциация по формам работы
Предлагаемый подход позволяет дифференцировать не просто объем, но, главное, характер того содержания, которое должен усвоить в школьные годы каждый человек, и того, которое необходимо учащимся, намеренным специализироваться в области искусства.
В обязательной для всех учебной программе, охватывающей все годы обучения ребенка в школе, главный акцент делается на том целостном духовно-нравственном, формирующем личность воздействии, которое оказывает искусство на растущего человека. Конечно, в результате этих занятий развиваются и творческие способности ребенка, он овладевает определенной суммой специальных знаний, умений и навыков — настолько, насколько он сам испытывает в этом необходимость для решения художественных задач.
Наряду с этим, уже в средних классах нужно предусмотреть для желающих широкие возможности испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках и студиях, по свободному выбору. В этой деятельности будут выявляться интересы и способности школьников, их готовность овладевать более основательно, чем это требуется от всех, специальными знаниями и умениями. Эта форма свободного творческого поиска возможной специальности, вольнопоисковая деятельность, по-видимому, должна достигать апогея именно в средних классах.
В результате в старших классах выделится группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. Для этих школьников, наряду с обязательными курсами, должна быть создана возможность углубленных занятий одним или несколькими видами искусства в специализированных классах или школах.
Можно предвидеть по меньшей мере две возможные формы таких занятий:
- Традиционные занятия тем или иным искусством на профессиональном уровне.
- Приобщение школьников к разным аспектам деятельности, связанной с избранным видом искусства. В этом случае школьник, склонный, например, к занятиям литературой, за два последних года обучения сможет «побыть» критиком, редактором художественных текстов, педагогом-руководителем творческих занятий по данному виду искусства в младших классах и т. д.
(Попутно подчеркнем, что обязательные занятия искусством на всех этапах должны быть по возможности связаны с созданием «настоящих», общественно значимых продуктов. Под руководством специалистов дети могут изготовлять игрушки, поздравительные открытки, оформлять школьные праздники и спектакли, интерьер школы, детского дома, участвовать в благотворительных концертах, выполнять работу типа редакторской, критической, педагогической и т.д.)
Изложенный выше подход к проблеме дифференциации обучения можно представить следующей схемой:
Не только в искусстве, но и в других областях образования необходимо различать те содержательные моменты, которые строят мировоззрение, мироотноше-ние школьника и потому необходимы всем, и те, которые нужны, главным образом, для реализации специальных способностей и интересов, проявившихся благодаря свободному поиску школьника. На этой основе и следует строить дифференцированное обучение тому или иному предмету.
Ближайшие задачи
Изменение места и роли художественного цикла в образовании потребует серьезных мер. В первую очередь — материального обеспечения всех форм и этапов работы (кабинеты, слайды, видео, инструменты, краски, учебники и т.д.).
Но самое главное, чего необходимо добиться,— это кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального уровня педагогов. Здесь — единственная возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение «воспитывало» другие. Преподаватель музыки, изобразительного искусства, литературы должен освоить свой предмет не просто как отдельный вид искусства, но как органическую часть единого целого — художественной культуры, подчиняющуюся общим закономерностям этого целого, иначе будет неосуществимо преподавание разных предметов художественного цикла на единой основе.
Необходимо принципиальное изменение эстетического кругозора всех преподавателей, разрушение косных представлений о сущности искусства, о целях эстетического воспитания и возможностях детей. Педагог по любому предмету, как и учитель младшей школы, должен иметь представление о художественной культуре в целом, о неотъемлемом месте искусства в культуре, в жизни человечества, а также о школьном художественном цикле как органическом и ничем не заменимом целом. Человека, его представлений о красоте, о прекрасном, о искусстве, о жизни. Во все времена подлинное искусство оказывало особое, ничем не заменимое влияние на человека, преобразуя его внутренний мир.
Очищающая функция искусства, то, что древние греки называли «катарсисом», должна быть глубоко осознана каждым вступающим в контакт с ребенком и всеми причастными к развитию и формированию его духовного мира. Эстетическое переживание, возникающее в процессе общения с искусством, вызывает различные эмоциональные состояния, удивительным образом снимая напряжение чувств или преобразуя их в качественно новые. Такая компенсационная, или, как сейчас говорят, терапевтическая направленность искусства должна полноценно реализовываться во всей жизни ребенка в саду, школе, в других учебных заведениях.
Искусство способно воссоздать сложнейшие ситуации, возникающие в процессе общения между людьми. При нарушении нормального общения психологи, психотерапевты рекомендуют прибегать к приемам, аналогичным художественному перевоплощению в актерской* игре. В обычном общении (без патологий) каждому ребенку также необходим «художественный аутотренинг», который поддерживает и развивает у него способность не только быть собой, но и «быть другим», сопереживать другому. Таким образом, художественная деятельность становится своеобразной школой межличностного общения.
Чрезвычайно важно, что искусство воздействует на неосознанные пласты человеческой психики, на надсознание, подсознание, чем незаметно, ненавязчиво и активно формирует отношение человека к миру. Именно поэтому художественная культура, творчество должны проникнуть во все сферы детской жизни, создавая такой психологический климат, при котором все разнообразие психических состояний (эмоциональных, волевых, интеллектуальных и др.) регулировалось бы под благоприятным воздействием исцеляющей и одухотворяющей силы искусства.
Художественное образование | Организация «Американцы за искусство»
Неотъемлемая часть жизни всех учащихся
Организация «Американцы за искусство» представляет собой страну, в которой каждый имеет доступ и принимает участие в высококачественном обучении искусству на протяжении всей жизни, как в школе, так и в школе. в обществе. Что мы можем сделать вместе, чтобы следующее поколение получило всестороннее образование, включающее искусство? Узнайте больше здесь!
Искусство необходимо. Они преподают студентам бесчисленные уроки: практика делает совершенным, небольшие различия могут иметь большие последствия, сотрудничество ведет к творчеству. Искусство также учит детей тому, что существует несколько путей решения проблем и что все проблемы могут иметь более одного решения.
Исследования также показали впечатляющие преимущества художественного образования для всей школьной культуры, особенно для мотивации, отношения и посещаемости учащихся. В многочисленных отчетах обсуждается, каким образом более широкий доступ к художественному образованию и участие в нем побуждают учащихся оставаться в школе, преуспевать в учебе, преуспевать в жизни и преуспевать в работе.
И все же, несмотря на впечатляющие преимущества художественного образования, не каждый учащийся имеет доступ к этому качественному опыту обучения. Ниже приведены некоторые темы для обсуждения как важности художественного образования, так и упадка художественного образования в нашей стране.
Хотите присоединиться? Загрузите нашу электронную книгу Начало работы !
Узнайте больше
Ознакомьтесь с нашими инструментами и ресурсами, чтобы начать поддержку художественного образования в вашем районе:
- Навигатор по художественному образованию, серия
Эта серия электронных книг предназначена для того, чтобы помочь преподавателям, студентам и активистам ориентироваться в сложной области художественного образования. Каждая электронная книга из серии Navigator посвящена определенной теме, гарантируя сторонникам художественного образования, таким как вы, знания, статистику и методы обоснования, необходимые для эффективного общения с лицами, принимающими решения.
- Полевое руководство по художественному образованию
Этот дуэт из брошюры и полного отчета описывает экосистему партнеров, игроков и политиков в области художественного образования. Это поможет вам найти связи и партнерские отношения, которые укрепят художественное образование в вашем сообществе.
- 10 Simple Ways
Что делать, если в школе вашего ребенка нет занятий по искусству, музыке, танцам и театру? Ознакомьтесь с нашими 10 простыми способами вдохнуть больше искусства в жизнь вашего ребенка!
- Вопросы, которые следует задать
Вам нужно знать, какие вопросы задать руководителям отдела образования, чтобы определить качество художественной программы в вашей школе или округе? Воспользуйтесь нашими контрольными показателями, чтобы оценить, насколько серьезно ваше учебное заведение относится к художественному образованию.
- Семейные мероприятия
Все мы знаем, что обучение начинается дома. Очень многое из того, что дети узнают, они получают, наблюдая за своими родителями и участвуя в семейных мероприятиях. Мы собрали несколько простых идей, которые помогут вашему ребенку полюбить искусство.
- Спутник художника-преподавателя
Художники-преподаватели привлекают молодежь к творчеству, чтобы способствовать позитивным изменениям в своих сообществах. Это дополнение к Эстетические перспективы: атрибуты передового опыта в искусстве для перемен, Денни Палмер Вольф и Жаннетт Родригес Пинеда рассказывает, как обучающие художники и учреждения, которые их поддерживают, активизируют ценности в рамках эстетических перспектив.
Примите меры
Пусть ваш могучий голос будет услышан! Расскажите руководителям образования, почему вы считаете искусство важным аспектом жизни учащихся. Проверьте эти два способа стать частью решения:
- Сохраняйте искусство в государственных школах
Присоединяйтесь к этому сообществу людей, приверженных поддержке искусства в рамках всестороннего образования для всех учащихся. Делитесь историями, фотографиями и видео со всей страны с другими сторонниками искусства и обещайте действовать на местном уровне с помощью инструментов, доступных на этой платформе.
- Arts Action Fund
Найдите выборных должностных лиц, включая президента, членов Конгресса, губернаторов, законодателей штатов и местных чиновников, и свяжитесь с ними напрямую через наш центр действий. Сообщите нашим руководителям, что художественное образование важно для вас!
- ARTS EDxchange
Организация «Американцы за искусство» является домом для Международной биржи исследований и ресурсов в области художественного образования, или ARTS EDxchange, — цифровой платформы, способствующей взаимодействию и сотрудничеству между педагогами и практиками в области искусства со всего мира. ARTS EDxchange, открытый как для членов организации American for the Arts, так и для нечленов, является первым международным списком рассылки по художественному образованию, который позволяет подписчикам делиться своими работами с мировой аудиторией и получать доступ к передовым ресурсам в области искусства и культурного образования.
Show Support
Пожертвование на наше дело поможет нам обеспечить других сторонников искусства, таких как вы, всеми инструментами и ресурсами, которые им необходимы, чтобы эффективно донести важность художественного образования до всех.
- Пожертвовать
Программа «Американцы за искусство» представляет собой страну, в которой каждый имеет доступ к высококачественному обучению искусству на протяжении всей жизни, как в школе, так и в обществе, и принимает в нем участие. Если вы поддерживаете это видение, подумайте о пожертвовании, чтобы поддержать нашу текущую работу по его достижению.
Тема Страница Новости Вкладки
- Артблог
- Американцы для новостей искусства
- Искусство в новостях
Последнее из ArtsBlog связанный с
Художественное образование
02 июня 2022 г.
В центре внимания участников: Тамар Крамес
Комиссия по делам искусств штата Вашингтон, ArtsWA, лелеет и поддерживает роль искусства в жизни всех вашингтонцев. Как руководитель программы «Искусство в образовании» (AIE) в ArtsWA Тамар Крамес…
10 мая 2022 г.
В центре внимания участников: Маркешия Рикс
Молодежная инициатива журналистики в области искусства Большого Нью-Хейвена (YAJI) Художественного совета Нью-Хейвена и Хамдена, штат Коннектикут, знакомит учащихся средних школ с массовой журналистикой через The Arts Paper , ежедневное издание организации. …
Новости
03 ноября 2022 г.
Организация «Американцы за искусство» сотрудничает со свободными людьми для отстаивания важности искусства в дошкольном государственном образовании
Американцы за искусство и бренд образа жизни Free People сегодня объявили о первом партнерстве, которое включает в себя фонд Creative Spirit Fund, который дает преподавателям государственных школ возможность финансировать новое поколение разнообразных творческих людей. Партнерство выступает за важность искусства в раннем государственном образовании. В рамках этой программы Free People распределит 10 премий по 4000 долларов каждая среди преподавателей государственных школ в Соединенных Штатах, остро нуждающихся в поддержке в обучении искусству, музыке, танцам, театру, творческому письму и другим художественным дисциплинам.
08 сентября 2022 г.
Заявление Arts ARE Education и мероприятие городского совета
Arts ARE Education признает, что все учащиеся от PreK до 12 класса имеют право на высококачественное школьное художественное образование в области танцев, медиаискусства, музыка, театр и изобразительное искусство. Адвокаты приглашаются присоединиться к виртуальному собранию «Художественное образование для всех детей в 2022–2023 годах», которое состоится в понедельник, 12 сентября, в 17:00. ЕТ.
20 мая 2022 г.
Дебют Americans For The Arts Improved Arts + Social Impact Explorer
Организация «Американцы за искусство» представила новую версию 2.0 приложения Arts + Social Impact Explorer, наиболее полного на сегодняшний день информационного центра примеров проектов и исследований о роли искусства в жизни общества. Исследователь предоставляет примеры, точки данных, ссылки на исследовательские работы и списки активных организаций, чтобы проиллюстрировать влияние искусства и культуры на 30 аспектов общественной жизни от общественного здравоохранения до транспорта, безопасности, сплоченности сообщества и инноваций.
Новости
13 сентября 2022 г.
Ресурсы для преподавателей-художников поддерживают практику инклюзивного образования создание свободной учебной среды и ярких художественных впечатлений в условиях инклюзивности.
16 июня 2022 г.
Prang Art Teacher of the Year Открыта номинация
Десять учителей рисования, которые внесли значительный вклад в жизнь своих учеников, продвинув художественное образование и вдохновив на самовыражение через искусство, будут отмечены наградами и получат годовой запас художественных товаров для своего художественного кабинета. Любой может выдвинуть кандидатуру учителя рисования, который в настоящее время преподает в Соединенных Штатах, до 31 июля 2022 года.
15 июля 2021 года
Первая поправка. ” это руководство для преподавателей, в котором рассматривается связь между свободой слова и цензурой в искусстве с использованием истории, вопросов для обсуждения и подсказок к дебатам.
Журнал художественного образования • Национальная ассоциация художественного образования
Художественное образование является официальным журналом Национальной ассоциации художественного образования.
Художественное образование охватывает широкий спектр тем, представляющих профессиональный интерес для преподавателей искусств и всех, кто интересуется качественным образованием в области изобразительного искусства. Он издается раз в два месяца в полном цвете. Каждый выпуск содержит редакционную статью, шесть статей и учебные ресурсы, что делает Art Education важным дополнением к справочной библиотеке каждого преподавателя. NAEA News , публикация только в цифровом формате, автоматически включается в подписку на Art Education .
Члены NAEA: Чтобы просмотреть текущий выпуск Art Education и архивы, войдите в свою учетную запись члена NAEA и щелкните ссылку в разделе «Публикации NAEA: цифровой доступ». Если у вас возникли проблемы с доступом к цифровым проблемам, отправьте электронное письмо по адресу [email protected].
Не член? Художественное образование (печатное и цифровое издание) и Подписка на новости NAEA (только цифровая публикация) включена в членство. Присоединяйтесь к NAEA или продлите членство в NAEA.
Чтобы отправить статью на номер Art Education : Любой может написать на номер Art Education . Рукописи для статей и учебных ресурсов приветствуются в любое время и по любому аспекту художественного образования. Пожалуйста, следуйте инструкциям для авторов.
Специальные выпуски
Отрицание расизма: призыв к действию
Сентябрь 2021, Том 74, Выпуск 5
Посмотреть номер здесь
Примеры статей
Развивающиеся дивы: потенциал «Артпредпринимательства» для обучения искусству и дизайну
Июль 2021, Том 74, Выпуск 4
Посмотреть статью здесь
Педагогика критического искусства: воспитание критического сознания и самореализации посредством художественного образования
Сентябрь 2021 г., том 74, выпуск 5
Посмотреть статью здесь
Примеры учебных ресурсов
Я верю в силу искусства»: Ванесса Герман, гражданский художник
май 2021 г., том 74, выпуск 3 Том 74, выпуск 4
Посмотреть ресурс здесь
Образец Уголка писателя
Июль 2021 г. , том 74, выпуск 4
Посмотреть ресурс здесь
Руководство редакции
Ами Кантавала Старший редактор,
4 Art Education
40004
Teachers College, Columbia University
Kendall Crabbe
Помощник редактора, Art Education
Университет Аризоны
Amelia (Amy) Kraehe , прошлый Editor
The Univide of Aritiz 3. , редактор учебных материалов
Эшли Маск , редактор учебных материалов
Педагогический колледж, Колумбийский университет
Эйми Эрман , Редактор социальных сетей
Педагогический колледж Колумбийского университета
Предыдущие редакторы
Редакционный совет
Есть вопросы о журнале? Отправьте электронное письмо по адресу [email protected].
Привилегии для членов NAEA
Издательское партнерство NAEA с образовательными издательствами Routledge/Taylor & Francis Group предлагает дополнительные преимущества для членов NAEA:
Цифровые издания: Art Education доступен как в цифровом, так и в печатном формате. NAEA News — это публикация только в цифровом формате. Участники могут получить доступ к выпускам, войдя здесь.
Цифровой архив: Членство в NAEA включает бесплатный доступ к текущим и архивным выпускам Art Education и NAEA News . Динамичный, удобный для пользователя цифровой формат позволяет членам и подписчикам NAEA читать, искать и делиться в Интернете.
Учреждения и нечлены NAEA : Для получения информации о подписке и для того, чтобы подписаться, обращайтесь по адресу электронной почты [email protected].
Проблемы с доступом к цифровым вопросам? Электронная почта [email protected].
Агентам, оформляющим подписку от имени клиента, обращайтесь по адресу: [email protected].
Для рекламы в Art Education : Для получения информации о печатной рекламе в Art Education , пожалуйста, свяжитесь с Джеффом Леонардом из Leonard Media: 215-675-9208, доб. 201 или электронная почта jeff@leonardmedia.