Гпд по русскому языку 3 класс: ГДЗ Русский язык 3 класс учебник Канакина часть 1, 2
ГДЗ Русский язык 3 класс учебник Канакина часть 1, 2
- Главная
- ГДЗ
- 3 класс
- Русский язык
- Канакина учебник
Похожие ГДЗ:
Рабочая тетрадь часть 1, 2
Быстрый поиск
- Учебник
- Рабочая тетрадь
Учебник
Часть 1. Упражнения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279
Проверь себя (страница 10)
1 2 3 4
Проверь себя (страница 38)
1 2 3 4
Проверь себя (страница 71)
1 2 3 4 5 6 7
Наши проекты: Рассказ о слове (страница 72)
1
Проверь себя (страница 100)
1 2 3 4 5 6 7
Наши проекты: Семья слов (страница 101)
1, 2, 3
Проверь себя (страница 141)
1 2 3 4
Наши проекты: Составляем орфографический словарь (страница 142)
1 2, 3 4
Учебник
Часть 2. Упражнения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268
Наши проекты – Зимняя страничка (страницы 60-61)
1 2 3 4 5 6 7 8
Проверь себя (страница 62)
1 2 3 4
Проверь себя (страница 89)
1 2 3 4 5 6
Наши проекты – Имена прилагательные в загадках (страница 90)
1 2
Проверь себя (страница 98)
1 2 3 4
Проверь себя (страница 130)
1 2 3 4 5 6 7 8
Описание ГДЗ
Смотреть ответы
Русский язык 3 класс
Учебник часть 1, 2
Авторы: Канакина В. П., Горецкий В.Г.
2011-2022 год
К списку ответов
Рабочая тетрадь часть 1, 2
Русский язык 3 класс
Канакина В.П.
Упражнение 107 – ГДЗ Русский язык 3 класс Канакина учебник часть 2
- Главная
- ГДЗ
- 3 класс org/ListItem”> Русский язык
- Канакина учебник
- Упражнение 107. Часть 2
Вернуться к содержанию учебника
Вопрос
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и предлоги.
Обвести … па́льца, нар..совал … альбоме3, доехал … д..ревни, был … уж..не, спрятался … кр..вать3, вышел … к..мнаты, расск..зал … комп..ютере, под…ехал … метро3, прок..тить … вет..рком.
- Выделите в глаголах приставки, подчеркните предлоги. Над каждым именем существительным укажите падеж.
- Объясните, как вы понимаете значение выделенных фразеологизмов.
Ответ
Вариант ответа #1:
Р. п.
Обвести вокруг пальца,
П. п.
нарисовал в альбоме,
Р. п.
доехал до деревни,
П. п.
был на ужине,
В. п.
спрятался под кровать,
Р. п.
вышел из комнаты,
П. п.
рассказал о компьютере,
П. п.
подъехал на метро,
Т. п.
прокатить с ветерком.
(В) альбоме – сущ. (в чём?). Н. ф. – альбом. Неодуш., нариц., м. р., в П. п., в ед. ч. Втор. чл.
(Под) кровать – сущ. (подо что?). Н. ф. – кровать. Неодуш., нариц., ж. р., в В. п., в ед. ч. Втор. чл.
(На метро) – сущ. (на чём?). Н. ф. – метро. Неодуш., нариц., ср.р., в П. п., в ед. ч. Втор. чл.
Объясняем значения фразеологизмов. Обвести вокруг пальца – обмануть. Прокатить с ветерком – прокатить очень быстро.
Пояснения:
фразеологизм – устойчивый оборот речи.
Вариант ответа #2:
Нарисовал в альбоме3, доехал до деревни,
был на ужине, спрятался под кровать3,
вышел из комнаты, рассказал о компьютере,
подъехал на метро3, обвести вокруг пальца,
прокатить с ветерком.
(В) альбоме – сущ. (в чём?). Н. ф. – альбом.
Неодушев., нариц., м. р., в П. п., в ед. ч., вт. чл.
(Под) кровать – сущ. (подо что?). Н. ф. – кровать.
Неодушев., нариц., ж. р., в В. п., в ед. ч., вт. чл.
(На) метро – сущ. (на чём?). Н. ф. – метро.
Неодушев., нариц., ср. р., в П. п., неизм., вт. чл.
Обвести вокруг пальца – обмануть.
Прокатить с ветерком – покатать кого-то быстро, стремительно
Вернуться к содержанию учебника
Учебник русского языка для 3-го класса средней школы
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
В наличии только 1 шт.
Цена: €28,48
Загрузка
Доступен только 1
НДС включен (где применимо)
1324 продажи |
5 из 5 звездВы можете сделать предложение только при покупке одного товара
Рекомендации по загрузке
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 23 января 2023 г.
10 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Тимоти Снайдер: «Бог — русский»
«Политика — это искусство выявления и нейтрализации врага».
—Иван Ильин, 1948
Русский посмотрел Сатане в глаза, посадил Бога на кушетку психоаналитика и понял, что его народ может искупить мир. Испуганный Бог рассказал русским историю неудачи. В начале было Слово, чистота и совершенство, и Слово было Бог. Но затем Бог совершил юношескую ошибку. Он сотворил мир, чтобы завершить Себя, но вместо этого осквернил Себя и скрылся от стыда. Первородный грех, освобождение несовершенного, был Божий, а не Адамов. Попав в мир, люди восприняли факты и испытали чувства, которые нельзя было собрать в соответствии с тем, что было разумом Бога. Каждая индивидуальная мысль или страсть усиливали власть сатаны над миром.
Так вот русский философ понял историю как позор. Мир с момента сотворения представлял собой бессмысленную смесь фрагментов. Чем больше люди стремились понять его, тем более греховным он становился. Современная жизнь с ее плюрализмом и гражданским обществом углубила пороки мира и держала Бога в изгнании. Единственной надеждой Бога было то, что праведный народ последует за лидером, чтобы создать новую политическую целостность и тем самым начать восстановление мира, которое, в свою очередь, может искупить божественное. Поскольку объединяющий принцип Слова был единственным благом во вселенной, все средства, которые могли привести к его возвращению, были оправданы.
Так этот русский философ, которого звали Иван Ильин, пришел к мысли о русском христианском фашизме. Родившийся в 1883 году, он закончил свою диссертацию о Божьих мирских неудачах незадолго до русской революции 1917 года. Изгнанный с родины в 1922 году советской властью, которую он презирал, он поддержал дело Бенито Муссолини и в 1925 году завершил еще одну книгу, посвященную оправдание насильственной контрреволюции. В немецкой и швейцарской эмиграции он писал в 1920-х и 1930-х годах для белоэмигрантов, бежавших с родины после поражения в Гражданской войне в России, а в XIX в.40-е и 1950-е годы для будущих россиян, которым предстояло увидеть конец советской власти.
Неутомимый графоман, Ильин выпустил около двадцати книг на русском и еще двадцать на немецком языках. Некоторые из его работ носят бессвязный и здравомыслящий характер, но одно направление его мысли остается последовательным на протяжении десятилетий: метафизическое и моральное оправдание политического тоталитаризма, которое он выразил в практических набросках фашистского государства. Хотя он умер в забвении в 1954 году, работа Ильина была возрождена и переиздана несколькими энтузиастами после распада Советского Союза в 1919 году.91 и широко читается и цитируется российскими политиками, особенно Владимиром Путиным, с 2000-х годов. Его самая влиятельная книга — сборник политических эссе «Наши задачи».
Российская Федерация начала двадцать первого века меньше, чем старая Российская империя, и отделена от нее во времени семью десятилетиями советской истории. И все же сегодняшняя Российская Федерация напоминает Российскую империю ильинской юности в одном ключевом аспекте: она не установила верховенство права в качестве принципа правления. Траектория ильинского понимания права от обнадеживающего универсализма к произвольному национализму прослеживается в дискурсе российских политиков, включая Путина. Поскольку Ильин нашел способы представить провал верховенства закона как русскую добродетель, он помогает сегодняшним российским клептократам изображать экономическое неравенство как национальную невиновность. Превратив международную политику в обсуждение духовных угроз, Путин использовал идеи Ильина о геополитике, чтобы изобразить Украину, Европу и Соединенные Штаты как экзистенциальную опасность для России.
Ильин столкнул русские проблемы с немецкими мыслителями. Его отец был русским дворянином, мать немецко-русского происхождения протестанткой, принявшей православие. Будучи студентом в Москве между 1901 и 1906 годами, Ильин изучал философию, прежде всего этическую мысль Иммануила Канта. Для неокантианцев, господствовавших тогда в университетах Европы и России, люди отличались от остального творения способностью рассуждать, которая позволяла делать осмысленный выбор. Они могли свободно подчиняться закону, поскольку могли понять и принять его дух.
Закон был тогда большим предметом вожделения русского мыслящего класса. Он как бы предлагал противоядие от древнерусской проблемы произвола — произвола самодержавных царей. В молодости Ильин надеялся на грандиозный бунт, который ускорит просвещение русских масс. Когда русско-японская война создала условия для революции 1905 года, Ильин отстаивал право на свободное собрание. Вместе со своей девушкой Натальей Вокач он перевел немецкую анархистскую брошюру. В 1919 году царь был вынужден принять новую конституцию.06, который создал новый российский парламент. Но после того как царь дважды распустил парламент и незаконно изменил избирательную систему, нельзя было и думать, что новая конституция принесла в Россию законность.
Работая преподавателем права в Московском государственном университете в 1909 г., Ильин опубликовал на русском (1910 г.) и немецком (1912 г.) прекрасную статью о концептуальных различиях между правом и властью. Но как сделать закон действенным на практике и привлекательным для правителей и подданных? Как и других русских интеллигентов, Ильина тянуло к Гегелю, и в 1912 он провозгласил «гегельянский ренессанс». Но точно так же, как огромное русское крестьянство заставило его задуматься о легкости передачи права русскому обществу, так и опыт заставил его усомниться в том, что историческое изменение было делом гегелевского духа. Он находил русских, даже принадлежащих к его классу и окружению в Москве, отвратительно телесными. В спорах о философии и политике 1910-х годов он обвинял своих противников в «сексуальных извращениях».
В 1913 году Ильин предложил Фрейда как спасителя России. Еще во время подготовки диссертации о Гегеле он предложил себя в качестве пионера отечественной психотерапии, поехав с Вокачом в Вену в 1919 г. 14 сеансов с Фрейдом. С точки зрения Фрейда, цивилизация возникла из коллективного соглашения по подавлению основных влечений. Индивид заплатил психологическую цену за то, что принес свою природу в жертву культуре. Только в результате долгих консультаций на кушетке психоаналитика бессознательный опыт мог выйти на поверхность осознания. Таким образом, психоанализ предлагал иной портрет мысли, чем гегелевская философия, которую тогда изучал Ильин.
Ильин был типичен для русской интеллигенции в своем быстром и восторженном восприятии противоречивых немецких идей. Другим источником, помимо Гегеля и Фрейда, был Эдмунд Гуссерль (1859 г.–1938), основатель школы мысли, известной как феноменология, у которой Ильин учился в Геттингене в 1911 году. Кант поставил перед русским политическим мыслителем исходную проблему: как установить верховенство права. Гегель, казалось, предложил решение, Дух, продвигающийся сквозь историю. То, как Ильин читал Фрейда, привело его к переопределению проблемы России как сексуальной или психологической, а не духовной. Гуссерль позволил Ильину переложить ответственность за политические неудачи и сексуальные неурядицы на Бога. Философия означала созерцание, которое позволяло соприкоснуться с Богом и положило начало Божьему исцелению.
Пока Ильин размышлял о Боге в 1914, 1915 и 1916 годах, люди миллионами убивали и умирали на полях сражений Первой мировой войны по всей Европе. Российская империя то приобретала, то теряла территории на восточном фронте, а в марте 1917 года царский режим сменился новым конституционным строем. Новое правительство пошатнулось, продолжая вести дорогостоящую войну. В апреле Германия отправила Владимира Ленина в Россию в пломбированном поезде, а его большевики в ноябре совершили вторую революцию, обещая землю крестьянам и мир всем. К моменту защиты Ильиным диссертации в 1918 августа большевики были у власти, их Красная Армия вела гражданскую войну, а их ЧК террором защищала революцию. Подобно тому, как Первая мировая война дала шанс революционерам, она также открыла дорогу контрреволюционерам. Без войны ленинизм, вероятно, остался бы в марксистской мысли сноской; без ленинской революции Ильин мог бы и не сделать из своей диссертации реакционных политических выводов.
Ленин и Ильин лично не знали друг друга, но их встреча была жуткой. Ленин писал под псевдонимом «Ильин», и настоящий Ильин рецензировал некоторые из этих псевдонимов. Когда Ильин был арестован ЧК как противник революции, Ленин вмешался от его имени в знак уважения к его философской работе. Их интеллектуальное взаимодействие, начавшееся в 1917 и продолжается в России сегодня, возникла из общего понимания Гегеля. Оба интерпретировали Гегеля радикально, соглашаясь по важным пунктам, таким как необходимость уничтожения среднего класса, расходясь во мнениях относительно окончательной формы бесклассового общества.
Ленин принял от Гегеля, что история есть история прогресса через конфликт. Как марксист, он считал, что конфликт возник между социальными классами: буржуазией, владеющей собственностью, и пролетариатом, который позволял получать прибыль. Ленин добавил к марксизму положение о том, что рабочий класс, хотя и созданный капитализмом и предназначенный для захвата его достижений, нуждается в руководстве со стороны дисциплинированной партии, понимающей законы истории. Однако он никогда не сомневался в том, что существует добрая человеческая природа, пойманная в ловушку историческими условиями и потому способная высвободиться благодаря историческому действию.
Марксисты, как и Ленин, были атеистами. Они думали, что под «Духом» Гегель подразумевал Бога или какое-то другое теологическое понятие, и заменил Дух обществом. Ильин не был типичным христианином, но верил в Бога. Ильин тоже думал, что Гегель имел в виду Бога и что гегелевский Бог создал разрушенный мир. Для марксистов частная собственность выполняла функцию первородного греха, и ее уничтожение освободило бы добро в человеке. Для Ильина сам акт творения Бога был первородным грехом. В истории никогда не было хорошего момента, и в человечестве не было внутреннего добра. Марксисты были правы, ненавидя средний класс, и на самом деле ненавидели его недостаточно. «Гражданское общество» среднего класса разбивает надежды на «всесильную национальную организацию», в которой нуждается Бог. Поскольку средний класс блокирует Бога, он должен быть сметен бесклассовым национальным сообществом. Уехав из России, Ильин утверждал, что русским нужны герои, выдающиеся персонажи из внеисторического мира, способные захотеть прийти к власти. Это была идеология, ожидающая формы и имени.
Вскоре после эмиграции из России в 1922 году воображение Ильина захватил «Марш на Рим» Бенито Муссолини, государственный переворот, приведший к установлению первого в мире фашистского режима. Он посетил Италию и опубликовал восхищенные статьи о дуче, когда писал свою книгу «Об использовании насилия для сопротивления злу» (1925). Если его диссертация заложила основу для метафизической защиты фашизма, то эта книга стала этической апологией зарождающейся системы. Христианство означало призыв благоразумного философа к решительному насилию во имя любви. Погрузиться в такую любовь означало бороться «с врагами божественного порядка на земле».
Так теология становится политикой. Ильин смешал «демократию», «социализм» и «марксизм» в единый континуум коррупции и утверждал, что политика, которая не противостоит большевизму, противостоит Богу. Он использовал слово «Дух» (Дух) для описания вдохновения фашистов. Захват власти фашистами, писал он, был «актом спасения». Фашист — истинный искупитель, поскольку он понимает, что в жертву нужно приносить врага. Ильин взял у Муссолини понятие о «рыцарской жертве», которую фашисты приносят чужой кровью. (Говоря о Холокосте в 1943 Генрих Гиммлер хвалил своих эсэсовцев почти в тех же выражениях.)
Ильин посвятил свою книгу 1925 года белым, сопротивлявшимся большевистской революции. Это было задумано как руководство к их будущему, будущему, которое было абсолютным отрицанием его надежды 1910-х годов на то, что Россия может стать правовым государством. «Фашизм, — писал Ильин, — есть искупительный избыток патриотического произвола». В этом одном предложении рушатся два универсальных понятия, закон и христианство. Дух беззакония сменяет дух закона; дух убийства сменяет дух милосердия.
Sputnik/Алексей Дружинин/Кремль/ReutersВладимир Путин выходит из вод озера Селигер во время празднования православного Крещения Господня, Тверская область, Россия, январь 2018 г. была Германия. Как сотрудник Российского научного института (Russisches Wissenschaftliches Institut), он был академическим государственным служащим. Написав по-русски для своих соотечественников-эмигрантов, Ильин сразу же восхвалял захват Гитлером власти в 1933. «Должна была прийти реакция на большевизм», — писал он. Прежде всего, он хотел убедить русских и других европейцев в том, что Гитлер был прав, когда относился к евреям как к агентам большевизма. Эта «жидо-большевистская» идея была специфической идеологической связью между белыми и нацистами. Утверждение, что евреи были большевиками, а большевики были евреями, было белой пропагандой во время Гражданской войны в России. Конечно, большинство коммунистов не были евреями, а подавляющее большинство евреев не имели никакого отношения к коммунизму. Смешение двух групп было не ошибкой и не преувеличением, а превращением традиционных религиозных предрассудков в инструменты национального единства.
Во время и после гражданской войны в России некоторые белые бежали в Германию в качестве беженцев. Именно их концепция иудео-большевизма, пришедшая в Германию в 1919 и 1920 годах, завершила воспитание Адольфа Гитлера как антисемита. До этого момента Гитлер представлял врагом Германии еврейский капитализм. Однажды убедившись, что евреи несут ответственность как за капитализм, так и за коммунизм, он мог сделать последний шаг и заключить, как он сделал в «Майн кампф», что евреи были источником всех идей, угрожавших немецкому народу. В этом отношении Гитлер был учеником русского Белого движения. Ильин, идеолог белых, хотел, чтобы мир знал, что Гитлер был прав.
Однако по прошествии 1930-х годов Ильин начал сомневаться в том, что нацистская Германия продвигает дело русского фашизма, и предостерег русских белых от нацистов. Попав под подозрение, он потерял работу в правительстве и в 1938 году уехал из Германии в Швейцарию, которую хорошо знал по предыдущим отпускам. С безопасного места недалеко от Цюриха Ильин наблюдал за Второй мировой войной. Хотя у него были сомнения в отношении нацистов, он назвал вторжение Германии в СССР «судом большевизму». После победы советских войск под Сталинградом в 1943 г., когда стало ясно, что Германия, скорее всего, проиграет войну, Ильин изменил свою позицию. Затем и в последующие годы он представит войну как одну из серии нападок Запада на русскую добродетель на протяжении веков.
Русская невинность становилась одной из великих тем Ильина. Как концепция, она завершала его фашистскую теорию: мир утратил свою «божественную тотальность» и «гармоническое единство». Только Россия каким-то образом избежала зла «истории» или «фрагментации человеческого существования». Поскольку он «черпал силу своей души от Бога», он постоянно подвергался нападкам со стороны остального злобного мира. Его непорочная сущность выдержала «тысячелетие страданий». Эта Россия была не страной с личностями и учреждениями, а бессмертным существом, «живым органическим единством». Ильин заключил слово «украинцы» в кавычки, так как, по его мнению, они были частью русского организма. Фашистский язык органического единства, хотя и дискредитированный войной, оставался для него центральным. Но победа Красной Армии в 1945 сделали невозможным, как Ильин в 1920-е годы, возможность того, что белые когда-нибудь вернутся из ссылки к власти в России. Вместо этого требовался план постсоветской России, созданный «национальным диктатором».
«Сила приходит сама собой, — заявил Ильин, — к сильному». Этот лидер будет нести ответственность за каждый аспект политической жизни в качестве главы исполнительной власти, главного законодательного органа, главного судьи и главнокомандующего вооруженными силами. Демократические выборы, думал Ильин, институционализировали порочное представление об индивидуальности. Из этого следовало, что «мы должны отказаться от слепой веры в количество голосов и их политическое значение». Выборы скорее должны быть ритуалом подчинения россиян своему лидеру. Россия — это тело, думал Ильин, поэтому позволить русским голосовать — все равно, что позволить «эмбрионам выбирать свой вид». В организме не было места «механическому и арифметическому пониманию политики». Средний класс, «самый низший уровень общественного существования», имел власть развратить Россию и даже остановить ее искупительную миссию. Они и их индивидуализм должны были быть подавлены.
«Свобода для России», как ее понимал Ильин (в тексте, выборочно процитированном Путиным в 2014 г.), означала бы не свободу россиян как личностей, а «органически-духовное единство власти с народом, а народ с правительством»; таким образом можно было преодолеть даже «эмпирическое разнообразие людей».
Россия сегодня — это медийно-насыщенная авторитарная клептократия, а не то религиозное тоталитарное образование, которое представлял себе Ильин. Тем не менее его концепции освещают, а иногда даже направляют российскую политику. В начале 2000-х Путин утверждал, что Россия может стать правовым государством. Вместо этого ему удалось сделать экономическую преступность системной. Как только государство стало преступным предприятием, верховенство закона стало непоследовательным, неравенство укоренилось, а реформы стали немыслимыми.
Нужен еще один политический сюжет. Поскольку победа Путина над российскими олигархами также означала контроль над их телевизионными станциями, новые медиа-инструменты были под рукой. Западная тенденция к информационно-развлекательным технологиям достигла в России апофеоза, порождая альтернативную реальность, призванную укреплять веру в российскую добродетель и циничное отношение к фактам. Эту трансформацию спроектировал Владислав Сурков, гений российской пропаганды. Это было поразительное движение к миру, каким его представлял себе Ильин, темному, запутанному царству без правды, оформленному только русской невинностью.
Начиная с 2005 года Путин начал реабилитировать самого Ильина как кремлевского придворного философа. В том же году он цитировал Ильина в своих обращениях к Федеральному Собранию Российской Федерации и организовал перезахоронение останков Ильина в России. Сурков тоже стал его цитировать, приняв мысль Ильина о том, что «русская культура есть созерцание целого», и резюмируя собственное произведение как создание нарратива о невинной России, окруженной перманентной враждой. Враждебность Суркова к факту столь же глубока, как и у Ильина, и, как и Ильин, он требует для нее богословских оснований. Дмитрий Медведев, лидер путинской политической партии, рекомендовал книги Ильина российской молодежи. Его цитировали глава Конституционного суда, министр иностранных дел и патриархи Русской православной церкви.
После четырехлетнего перерыва с 2008 по 2012 год, когда Путин был премьер-министром и позволил Медведеву стать президентом, Путин вернулся на высший пост. Аргументы Ильина помогли ему превратить неудачу своего первого периода правления — неспособность ввести верховенство права — в обещание второго периода правления, подтверждение русской добродетели и ее превосходства над Европой. Европейский Союз, крупнейшая экономика в мире, основан на предположении, что международные правовые соглашения обеспечивают основу для плодотворного сотрудничества между правовыми государствами. В конце 2011 — начале 2012 года Путин обнародовал новую идеологию, основанную на мысли Ильина, которая определила Россию как оппозицию этой модели Европы.
В статье в «Известиях», опубликованной 3 октября 2011 года, Путин объявил о создании конкурирующего Евразийского союза, который объединит государства, не сумевшие установить верховенство закона. В «Независимой газете» от 23 января 2012 года со ссылкой на Ильина он представил интеграцию государств как добродетель. Верховенство закона было не всеобщим стремлением, а частью чуждой западной цивилизации; Тем временем русская культура объединила Россию с постсоветскими государствами, такими как Украина. Ильин представлял себе, что «Россия как духовный организм служила не только всем православным народам и не только всем народам Евразийского континента, но и всем народам мира». В третьей статье, опубликованной в «Московских новостях» 27 февраля 2012 года, Путин предсказал, что Евразия преодолеет Европейский союз и объединит его членов в более крупное образование, которое будет простираться «от Лиссабона до Владивостока».
Когда Путин вернулся к власти в 2012 году, то благодаря демонстративно сфальсифицированным президентским и парламентским выборам, во время протестов, участников которых он осудил как иностранных агентов. Лишая Россию любых общепринятых средств, с помощью которых его мог бы сменить кто-то другой или российский парламент мог бы контролироваться другой партией, кроме его, Путин следовал рекомендации Ильина. Выборы превратились в ритуал, а те, кто думал иначе, грозные государственные СМИ изображали предателями. Пока россияне протестовали против фальсификаций на выборах, Путин размышлял на радиостанции с фашистом Александром Прохановым. «Можем ли мы сказать, — риторически спросил он, —
что наша страна полностью восстановилась и зажила после драматических событий, произошедших после распада Советского Союза, и что теперь у нас сильное, здоровое государство? Нет, конечно, она еще совсем больна; но тут надо вспомнить Ивана Ильина: «Да страна наша еще больна, но мы не бежали от постели больной матери».
Тот факт, что Путин процитировал Ильина в этой обстановке, очень наводит на размышления, но то, как он это сделал, кажется странным. Ильину пришлось покинуть Россию, потому что он был выслан ЧК. Ильин, всю жизнь мечтавший о распаде Советского Союза, считал, что офицерам КГБ (одним из которых был Путин) следует запретить заниматься политикой после распада Советского Союза. Повторное захоронение Путиным останков Ильина было мистическим освобождением от этого противоречия. Его перезахоронили в монастыре, где покоится прах тысяч советских граждан, расстрелянных НКВД (наследником ЧК и предшественником КГБ). Когда позже Путин посетил это место, чтобы возложить цветы к могиле Ильина, это было в компании православного монаха, который увидел в палачах НКВД русских патриотов и, следовательно, хороших людей. На момент перезахоронения главой Русской православной церкви был человек, который сам служил агентом КГБ.
Как писали критики второй книги Ильина в 1920-е годы, философ-эмигрант был «чекистом для Бога». Ильина телом и душой вернули в ту Россию, которую он был вынужден покинуть. И само это возвращение, в его невнимании к противоречию и пренебрежении фактами, было чистейшим выражением уважения к его наследию. Безусловно, Ильин выступал против советской системы, но раз СССР прекратил свое существование в 1991 году, это стало историей, а прошлое для него было не чем иным, как познавательным сырьем для фикции вечной добродетели. Таким образом, даже недостатки советской системы стали необходимой реакцией России на прежнюю враждебность Запада.
В самой России Ильин — не единственный исконный источник фашистских идей, с одобрением цитируемый Путиным, но именно его произведения, похоже, в наибольшей степени удовлетворяют политические потребности и обеспечивают «духовный ресурс» клептократической государственной машины. В 2017 году, когда российскому государству было так трудно отметить столетие большевистской революции, Ильин был выдвинут как ее героический противник. В телевизионной драме о революции он осудил злые обещания социального прогресса россиянам.
Продолжающаяся российская кампания против «декадентства» Европейского Союза соответствует мировоззрению Ильина, как и тревожная мужественность путинской России. Сначала Ильин назвал Россию гомосексуальной, потом лечился у своей девушки и, наконец, обвинил во всем Бога. Сначала Путин выдержал многолетние фотосессии в мехах и перьях, затем развелся с женой, а затем обвинил Европейский Союз в российском гомосексуализме. Ильин сексуализировал то, что он воспринимал как внешнюю угрозу.
Когда в конце 2013 года украинцы начали собираться за европейское будущее своей страны, российские СМИ подняли призрак «гомодиктатуры». Аргументы Ильина были повсюду, поскольку российские войска неоднократно входили в Украину в 2014 году. Когда в январе 2014 года солдаты получили приказы о мобилизации для вторжения в украинскую крымскую область, всем высокопоставленным чиновникам России и региональным губернаторам разослали копию «Наших задач» Ильина. После того, как российские войска оккупировали Крым и российский парламент проголосовал за аннексию, Путин снова сослался на него в качестве оправдания.