Разное

Голос от чего зависит: Как работает голос

Как возникает голос? Процесс образования звука голоса

Мы привыкли относиться к своему голосу как к данности, которая всегда была, есть и будет. Между тем, ответить на вопрос: «Как возникает голос? Как образуется его звук и откуда он появляется?» может далеко не каждый.

Процесс возникновения голоса

Распространяющиеся в различных средах, при условии, что среда – упругая, колебания называются звуком. Голос человека возникает в результате образования звуковых волн при колебании воздушной среды. Эти волны образуются в дыхательном аппарате человека при прохождении препятствий, существующих в нашей системе дыхания. Те органы дыхательной системы, которые создают препятствия на пути звуковых колебаний и участвуют в образовании голоса, называются голосовым или речевым аппаратом.

Все звуки, произносимые человеком – шепот, пение, крик, любая речь – образуются только на выдохе (при выходе воздуха из легких). Голосовой аппарат включает в себя:

  • – Гортань – хрящевая трубка, находящаяся между трахеей и глоткой.
    Гортань состоит из складок, содержащих связки и мышцы. Эти складки называют голосовыми связками, а щель между ними именуется голосовой щелью. При прохождении воздуха из легких наружу через эту щель, голосовые связки вибрируют. При этом создаются колебания воздуха, в свою очередь образующие звуковые волны и порождающие голос. Это и есть ответ на вопрос «Как появляется голос человека?»;
  • – Артикуляционный аппарат. Основное назначение – создание членораздельной речи, образование отдельных звуков. В его состав, помимо голосовых связок, входят: глотка, небо, язык, зубы, губы. Язык и губы называются активными органами, нижняя челюсть и небно-глоточные дужки являются пассивной частью артикуляционной системы;
  • – Резонаторы – полости или каверны, содействующие появлению дополнительных обертонов, резонирующие образовавшийся в голосовой щели звук и придающие ему индивидуальные тональность и тембр. По направленности воздействия различают грудной и головной резонаторы.
    К нижним головным резонаторам относятся легкие, трахея и бронхи, к верхним – все органы голосового аппарата, расположенные над голосовыми связками. Верхние резонаторы придают голосу звонкость, нижние – мощность, мягкость, и объемность звука. При занятии вокальными упражнениями, развивая и направляя верхние резонаторы, можно существенно улучшить качества и оттенки голоса.

Интересные факты

Голосовой аппарат каждого человека уникален. Тип голоса зависит от многих физиологических факторов. Так, например, от размера и плотности образующих голосовые связки мышц, зависит положение хрящей гортани. Оно влияет на размер голосовой щели и голосовых складок. Люди, имеющие длинные и толстые голосовые связки обладают низким голосом, если же голосовые связки короткие и тонкие – тональность голоса более высокая.

Существуют истинные голосовые связки и ложные. Обычно голос возникает при работе истинных голосовых связок, в болезненном состоянии звуки вырабатываются при прохождении ложных складок.

Именно поэтому тембр голоса в это время более низкий, глухой и хриплый.

Длина и толщина голосовых связок у женщин, мужчин и детей разная. У мужчин она колеблется в диапазоне 20-24 мм, у женщин – 18-20 мм, а у детей – 12-15 мм. Генетика придает сходство голосам родителей и детей, однако различия все же имеются.

В разговорной речи обычно используется только десятая часть голосового диапазона, при пении или громких звуках (крик) обычный человек без специальных занятий вокалом способен задействовать еще около 30 %.

Голос человека – бесценный дар, данный ему от рождения. Уберечь голосовые связки или восстановить голос после болезни поможет препарат Гомеовокс.


Физиология голоса

Физиология голоса

Откуда берётся голос?

Взять книгу и прочитать вслух — и всё. На самом деле, процесс не так прост. Хорошая декламация — энергозатратное и физически нелегкое дело, потому что для полноценного использования голоса необходимо прикладывать усилия. Почему? И как это правильно делать? Изучаем «технические» составляющие речевого аппарата и подсказываем лайфхаки.

Заживлять раны, рожать детей. Человеческое тело способно на многие чудеса. И производство звука — одно из них. Но это как стамеска (или ещё какой-то инструмент) — работать ими, с одной стороны, может любой. С другой — только у мастеров это получается эффективно.

То же и с голосом. На самом деле, для всех органов, которые мы используем в речи, издавание звуков — доп нагрузка. Ведь лёгкие нужны, чтобы дышать. Язык — ощущать вкус. И так далее. Речевой аппарат принято делить на 2 отдела: центральный и периферический. Центральный — это мозг. Именно он управляет процессом, а координировать нужно сразу несколько «команд» периферического.

Классически механизм речевого аппарата сравнивают с таким музыкальным инструментом, как орган. У него есть мехи, которые отвечают за нагнетание воздуха, язычок, который вибрирует под напором воздуха, специальный резервуар, который выполняет роль резонатора, трубы, отвечающие за конкретные ноты. Так вот, внутри каждого человека есть свой маленький орган.


Глубокий вдох!

Воздух — движущая сила при производстве звука. Важная роль здесь отводится лёгким, трахее и диафрагме. Последняя расположена немного ниже лёгких. Это мышечная пластина, которая разделяет грудную клетку и брюшную полость — при правильном вдохе она опускается вниз, а поднимаясь — с силой выталкивает струю воздуха. Проблема в том, что многие современные люди разучились дышать.

Во-первых, делать это нужно носом — иначе шумный захват воздуха ртом будет слышен в паузах на записи. Во-вторых, дышать правильно — это животом. Сейчас большинство делают это неглубоко, у профессионалов — актёров, певцов, дикторов — это называется «грудью». Причин этому масса — от постоянного стресса и тесной одежды до сидячего образа жизни. Чтецу необходимо дышать диафрагмой, полностью задействуя нижние отделы лёгких. Как научиться дышать животом? Во-первых, понаблюдать за детьми и животными — у них в процесс дыхания, как правило, вовлечено всё тело, заметно, как раздувается живот. Чтобы повторить этот трюк, а, тем более, ввести диафрагмальное дыхание в привычку, нужно делать упражнения, в идеале первое время по 5 минут по 3 раза в день.


Помещение перед упражнением необходимо проветрить. Лечь на ровную поверхность – можно прямо на пол, согнув колени. Одну руку положить на грудь, а вторую – на живот. Глубоко вдохнуть носом, ощущая, как живот надувается. Грудь при этом должна оставаться неподвижной. А потом – медленно выдыхать ртом, пока живот максимально не втянется внутрь, а мышцы пресса не «подожмутся» внутрь. Повторить.

Кстати, такое дыхание широко практикуется в йоге. Считается, что оно помогает расслабиться, поэтому его применяют при панических атаках. К тому же, как говорят врачи, брюшное дыхание способно позитивно влиять на состояние организма: улучшать работу иммунной системы, органов пищеварения и даже стабилизировать уровень сахара в крови. А здоровый чтец сможет записать больше книг.

Чтец, голос!

В голосообразовательный, иначе генераторный, отдел входят гортань вместе со связками и мышцами. Именно на этом этапе из воздуха начинает зарождаться звук — происходят колебания, которые и вырываются в окружающий мир голосом. Голосовые связки смыкаются и размыкаются сотни раз в секунду. За их движение отвечают 15 мышц гортани. Усилием воли мы не можем ими управлять — они состоят из гладкой мускулатуры, как сердце. Красивая метафора: связки — сердце голоса. Именно они отвечают за его тембр и высоту. В мире нет двух людей с одинаковыми голосами — связки у всех различны по длине и толщине. Чем длиннее гортань — тем длиннее связки. А значит, ниже голос. У мужчин голосовые связки обычно в 2 раза длиннее женских.

научный факт

Низкие голоса воспринимаются лучше высоких

Но высокий голос — не приговор. Его можно опустить. Не кардинально, но заметно. Начинать курить, как советуют на некоторых форумах, не стоит: никотин снижает эластичность связок. И приводит к появлению характерного для курильщиков надтреснутого тембра. Лучше потратить время на упражнения. Например, вот такое позволит растянуть связки:

Например, вот такое позволит растянуть связки:

Упереть кончик языка в нижние передние зубы и мычать, открыв рот, не выпуская через него воздух. Повторять в течение минуты.

А вот такое – их расслабить:

Расслабить язык, широко открыть рот и начать «скрипеть». Поток воздуха не должен быть слишком сильным. Чем расслабленнее связки, тем дольше будет получаться скрип – в идеале он должен длиться минуту-две.

Голосовые связки требуют к себе нежного отношения. Например, на них могут оседать частички пыли, спреев вроде дезодорантов и лаков для волос — поэтому записываться стоит в помещениях с чистым воздухом. Или крошки от сухой пищи — чипсов, орешков: от них за пару часов до записи стоит отказаться.

Лишний раз не нужно прочищать горло — покашливание заставляет связки зажаться. Чаще всего такая привычка выражает повышенное волнение. Поэтому нужно настроиться и успокоиться. Психологическое состояние — гнев, страх и любые эмоции заставляют связки напрягаться, богатство голоса теряется. Ведь то, что человек грустит, можно понять по одному голосу, а не слезам. Или «услышать» улыбку. Так же на них влияет общее состояние тела — боли, зажимы, неудобное положение, нарушенная осанка. Связки должны быть влажными — для этого полезно регулярно пить — но не что попало. К примеру, кофе и алкоголь вызывают обезвоживание. Так же иссушающе на связки влияют кондиционеры в помещении.


Важно также не доводить до «усталости голоса» — профессионального недуга певцов и учителей. Неприятное ощущение в горле вызывает снижение насыщенности тканей кислородом. Регулярное переутомление может привести к появлению на связках узелков и полипов. Причём учёные из Тайваня провели эксперимент: попросили участников читать вслух в течение часа. Выяснилось, что у мужчин проблема выражена сильнее, то есть у женщин-декламаторов есть преимущество. В любом случае, всем профессионалам нужны «голосовые каникулы» — время, когда нельзя даже шептать.

Откройте рот!

Это для обычных людей рот и нос — это рот и нос. Для профессионалов это — резонаторный отдел речевого аппарата и органы артикуляции. Нос и околоносовые пазухи усиливают различные тона голоса. Пазухи — верхнечелюстные, лобные, клиновидные — у всех людей разные по объёму. Поэтому окраска голоса тоже различается. Маленькие полости, которые находятся за переносицей — решетки и клиновидные пазухи — резонируют высокие звуки. Большие — те, что во лбу и верхней челюсти — низкие тоны. Поэтому изменения в голосе заметны, даже если собственно насморка нет, но есть небольшой отёк — от простуды или переохлаждения. В помещении для записи должна быть комфортная температура.

Органы артикуляции превращают звуки в речь. Они делятся на пассивные и активные. Пассивные — те, что не шевелятся в процессе — нёбо, верхняя челюсть. Активные, напротив, подвижны. Это губы, язык, нижняя челюсть. От их положения зависит характер производимого звука. Самый активный из них, конечно, язык — но тоже неравномерно. Так на спинке языка — той самой вытянутой части, которая крепится к корню — есть три отдела — задний, передний и средний. Передний — кончик — по количеству возможных манипуляций — чемпион. Его можно положить на нижние зубы, чтобы получился звук, как [th] в английском. Прижать к задней стенке верхних зубов — выйдут [т], [д], [н], [л], [ц]. Заставить дрожать у твёрдого верхнего нёба- чтобы получилась [р]. Или опустить вниз, чтобы произнести гласные. «Запускать» органы речи стоит с разминки. Самая простая:

Широко улыбнуться, чтобы заставить работать мышцы щек. Потом – несколько раз вытянуть губы трубочкой вперёд. Открыть рот и высунуть язык, как будто дразните кого-то. Язык, дёсны, челюсти, щеки должны почувствовать все свои возможности.

Если речь и после этого звучит невнятно, возможно, у вас «ленивый язык» — так это явление называют логопеды. Значит, его мышцы развиты неравномерно. Как правило, проблемы исправляют в детстве. Но даже во взрослом возрасте с этим можно бороться. Например, регулярно складывать язык то «лопаткой» — максимально делая его плоским — и «трубочкой». Гимнастике стоит уделять не меньше 15 минут в день, чтобы результат не заставил себя ждать.

Так что, с одной стороны, чтецу на свой главный инструмент даже не нужно тратить деньги — голос ведь не купить. С другой стороны, он требует других вложений: времени на упражнения и заботы о здоровье.

Стать чтецом

Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также:

Озвучка книги в домашних условиях

Доказываем, что качественный звук можно получить и без больших затрат.

Ты узнаешь его из тысячи. По голосу

Рассказываем о самых популярных и востребованных чтецах и о том, как они пришли к созданию аудиокниг.

Чистим шум в Adobe Audition

Пошаговая инструкция, как избавиться от шума на записи в Adobe Audition

Выравниваем громкость звука в записи с помощью Adobe Audition

Делимся пошаговой инструкцией, как работать с программой.

Как улучшить звук записи

Делимся нюансами и советами, которые помогут сделать аудиокнигу еще лучше.

Как избавиться от шумов в аудиокниге. Инструкция по работе в Audacity

Рассказываем об обработке звуковой дорожки после записи аудиокниги в программе Audacity

Обычная голосовая функция | Сидней Голос и глотание

«Гортань человека»

«Гортань» (или голосовой аппарат) у человека представляет собой очень сложную и чрезвычайно важную структуру. Он отделяет трахею (трахею) и легкие от пищевода (пищевода). Голосовые связки представляют собой пару гибких полочек, расположенных в верхней части трахеи. Они заключены в щитовидный хрящ, который представляет собой твердую структуру, образующую массу на шее, известную как кадык. Голосовые связки вместе с мышцами и хрящами в этой области образуют гортань. Гортань человека эволюционировала, чтобы выполнять ряд очень важных функций, в том числе:

  • Защита продуктов питания и напитков от попадания в легкие
  • Обеспечение доступа воздуха к легким
  • Позволяет нам откашляться и вывести мокроту и инородные тела из легких
  • Позволяет нам напрягаться при поднятии тяжестей или при посещении туалета
  • Создание голоса

Создание голоса

В музыкальном мире голос певца считается еще одним музыкальным инструментом. Как и для любого другого инструмента, для воспроизведения голоса требуются 3 ключевых компонента: 1) A Генератор . Подобно перетягиванию струн на гитаре или нажатию клавиш на фортепиано, для создания вибрации в инструменте требуется сила. У человека эта сила обеспечивается движением воздуха из легких через голосовые связки. 2) Вибрирующий компонент . Кожа барабана вибрирует при ударе, так же как и трость саксофона, когда через нее проходит воздух. Голосовые связки также вибрируют, когда легкие проталкивают через них воздух, создавая звук. Мы можем изменить высоту звука, удлиняя или укорачивая голосовые связки. Громкость звука зависит от того, сколько воздуха мы выталкиваем из легких. 3) Резонирующий компонент . Без деревянного резонатора классическая гитара не будет воспроизводить ожидаемый нами звук. Наш голос также модулируется полостями горла, рта, носа и носовых пазух. Это дает нам характерные голосовые качества, которые уникальны для каждого человека.

«Голосовые связки»

«Голосовые связки» — это современное название голосовых связок. Они выглядят как V-образная форма и обычно могут открываться (чтобы воздух входил в легкие и выходить из них) или закрываться (для защиты дыхательных путей и воспроизведения голоса) под нашим контролем. Они покрыты мягкой эластичной подкладкой, способной вибрировать на высоких скоростях. Это создает так называемую волну слизистой оболочки. Нормальное воспроизведение голоса требует, чтобы голосовые связки полностью сходились по средней линии (в центре). Проходящий через них воздух вызывает вибрацию со скоростью около 130 раз в секунду у мужчин и около 180 раз в секунду у женщин. Эта более высокая частота вибрации (более быстрая вибрация) является причиной того, что женские голоса имеют более высокий тон, чем мужские.

Громкость

Громкость нашего голоса зависит от давления легких на наши голосовые связки, когда они закрыты. Более сильное давление в легких увеличивает громкость голоса. Эта громкость требует, чтобы голосовые связки напряглись и полностью сомкнулись. Люди с параличом голосовых связок или другими причинами слабости голосовых связок не могут этого сделать, и давление сбрасывается слишком быстро. Они часто жалуются на слабый голос или неспособность повысить громкость голоса.

Высота тона

Высота тона относится к частоте звука и может быть описана как более высокая или более низкая. Как у пианино или гитары, высота звука зависит от длины и натяжения струн. Вот почему мужчины (с более длинными голосовыми связками) в среднем имеют более низкий слух, чем женщины (с более короткими голосовыми связками). Мышцы гортани также могут изменять напряжение голосовых связок, напрягая их для увеличения высоты тона и расслабляя их для уменьшения высоты тона. Обычно человек делает это подсознательно много раз в секунду.

Качество

Качество обусловлено регулярной волновой вибрацией слизистой оболочки голосовых складок. Существует множество факторов, которые могут влиять на вибрацию слизистой оболочки, но два ключевых — это смыкание голосовых складок и гибкость голосовых связок. Паралич голосовых связок (или слабость) может предотвратить это. Иногда образования или поражения голосовых складок (такие как кисты, полипы или узелки) могут препятствовать их правильному закрытию. Это вызывает “хриплый” голос. Гибкость голосовых складок — зависит от особого «желеобразного» слоя голосовых складок, называемого собственной пластинкой. В некоторых случаях (например, при рубцах голосовых складок) этот слой нарушен, что вызывает аномальную вибрацию и охриплость голоса.

Обычная голосовая функция | Институт голоса Шона Паркера

Голос создается вибрацией голосовых связок. Голосовые связки представляют собой пару гибких полочек ткани, которые проходят через верхнюю часть трахеи (дыхательного горла). Они заключены в щитовидный хрящ, который представляет собой твердую структуру, образующую массу на шее, известную как кадык. Голосовые связки вместе с поддерживающими их мышцами и хрящами известны как гортань.

Голосовые связки и голосовые связки

«Голосовые связки» — это современный термин, обозначающий «голосовые связки». Изменение терминологии произошло благодаря лучшему пониманию анатомии и функций гортани. «Голосовая связка» предполагает подвешенную в воздухе полосу или струну, которая вибрирует, когда по ней дергают или ударяют. На самом деле голосовая связка представляет собой часть мышцы сбоку от гортани, покрытую особыми тканями, способными вибрировать с большой скоростью. Он больше похож на губу из ткани, чем на шнур. Вибрирует только его внешнее покрытие.

Биологически гортань развилась как клапан для защиты дыхательных путей и легких. Таким образом, он расположен там, где дыхательные пути и пищевод разделены. Голосовые связки открываются для дыхания и закрываются во время глотания, чтобы предотвратить попадание пищи в легкие и во время голоса.

Голосовые связки в сомкнутом положении во время голоса

Голосовые связки в открытом положении для дыхания

Каждый раздел ниже подробно описывает отдельный аспект голоса.

Звук

Для воспроизведения голоса легкие выдувают воздух против голосовых складок в почти закрытом положении. Воздух проталкивается через очень маленькое пространство между ними и при этом заставляет вибрировать покрытие голосовых складок, известное как слизистая оболочка. Это происходит благодаря явлению, известному как эффект Вентури. Когда воздух проходит через сужение (или трубку Вентури), он ускоряется и создает на своем пути всасывание. Это всасывание втягивает податливую слизистую оболочку каждой голосовой связки, которая встречается по средней линии только для того, чтобы оттесняться большим количеством воздуха из легких. Этот цикл создает повторяющуюся волнистость, известную как волна слизистой оболочки . Регулярность волны слизистой оболочки имеет важное значение для воспроизведения хорошего голоса.

Волна слизистой оболочки во время озвучивания:

Стробоскопия

Видео на этом сайте показывают вибрацию голосовых складок в замедленном темпе с помощью техники, известной как стробоскопия. В действительности голосовые связки вибрируют более 100 раз в секунду при озвучивании, а иногда и во много раз быстрее. Ларингеальный стробоскоп использует микрофон для определения частоты вибрации голосовых связок во время фонации и измеряет время мигания стробоскопической лампочки чуть не в фазе с ним. Полученное видео создает впечатление наблюдения за вибрацией голосовых связок в замедленной съемке.

Податливость слизистой оболочки зависит от целостности слоя непосредственно под ней, известного как поверхностная собственная пластинка или слой Рейнке , названный в честь человека, описавшего его. Это особая сеть веществ, уникальная для организма, которая может поддерживать напряжение вибрации голосовых связок в течение длительного времени.

Громкость

Громкость звука в основном является результатом давления воздуха, проходящего через голосовые связки. Более сильное изгнание воздуха из легких повышает это давление. Конечно, голосовые связки должны увеличить напряжение, чтобы поддерживать близкое смыкание, необходимое для эффекта Вентури. В противном случае повышенное давление воздуха просто сдует их в сторону и прервет вибрацию. Это напряжение голосовых связок обычно происходит инстинктивно, без сознательных усилий. Люди с параличом голосовых связок или другими видами слабости голосовых связок часто не могут этого сделать и часто жалуются на неспособность увеличить громкость своего голоса.

Высота тона

Частота волны слизистой оболочки определяет высоту голоса. В дополнение к раскрытию и закрытию голосовые связки способны удлиняться и укорачиваться, что является важным средством увеличения напряжения голосовых связок. Точно так же, как настройка гитарной струны меняет ее высоту, так и изменение натяжения голосовых связок. Однако в случае голосовых связок напряжение должно изменяться симметрично. Это действие человек выполняет быстро и точно, причем многократно в течение короткого разговора.

Голосовые связки удлиняются, чтобы повысить высоту голоса.

Охриплость

Охриплость является результатом неравномерной вибрации слизистой оболочки. Очень многие факторы влияют на формирование и поддержание волны слизистой оболочки, но в общих чертах их можно упростить до двух: смыкание голосовых складок и целостность поверхностной собственной пластинки. Неспособность голосовых связок сомкнуться в достаточной степени, как в некоторых случаях паралича голосовых связок, может сделать невозможным создание эффекта Вентури, лежащего в основе вибрации слизистой оболочки. Связанная или жесткая слизистая оболочка, возникшая в результате изменения собственной пластинки, например, в рубце голосовых складок, не будет хорошо вибрировать или вообще не будет вибрировать, независимо от закрытия голосовых складок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *