Разное

Гиперактивность в 2 года симптомы: Гиперактивный ребенок

Содержание

Гиперактивность у детей – статьи о здоровье

10.11.2022

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.

Причины развития симптома гиперактивности

Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.

Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.

Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки синдрома ДВГ следующие:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

    Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр. ) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом – они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

Диагностика

Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.

На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.

Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.

Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

Гиперактивность у ребенка | Детская городская больница

Есть на детской площадке, куда мы с моей дочкой 4 лет ходим играть, один мальчик, Алеша. Ему 5 лет. Сказать, что он очень активный – это ничего не сказать.

Просто за те почти 2 года, что мы туда ходим, я еще ни разу не видела, чтобы он спокойно поиграл в песочнице, покачался на качелях или просто посидел рядом с мамой хотя бы 2 минуты. Это ураган, вихрь, торнадо – такие сравнения можно подобрать. Он не ходит – он бегает. Причем всегда. Крутится-вертится, спотыкается-падает, толкается, бросается, чем попало, в конце концов, выбивается из сил, и с истерикой отбывает с мамой домой. ..

Когда мы видим Алешу на площадке, мы стараемся подождать, когда он уйдет. Другие мамы между собой говорили, что Алешу уже повели к психиатру и поставили ему диагноз «гиперактивность»…

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Есть вообще два различных варианта. Это, собственно, болезненное состояние, при котором помощь специалиста необходима, и особенности характера, темперамента и воспитания ребенка.

Болезнь называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и имеет четкие признаки:

  • не может сохранить внимание во время игры и при выполнении заданий;
  • часто «не слышит», что ему говорят, причем проблем со слухом не имеет;
  • не доводит начатое до конца;
  • часто теряет вещи, которые небходимы каждый день – игрушки, школьные принадлежности;
  • ему сложно что-либо делать самому;легко отвлекается;
  • забывчив в привычных повседневных ситуациях;
  • постоянно в движении, даже во время еды;
  • всегда и все делает с шумом; совершает бесцельные движения;
  • много говорит; отвечает на вопросы, не задумываясь;
  • мешает другим, вмешивается в игры и разговоры;
  • не может ждать, стоять в очереди.

Если этих признаков более шести и они наблюдаются шесть и более месяцев подряд, высока вероятность что это не характер и темперамент, а болезненное состояние, требующее помощи специалистов.

Кроме того, дети с СДВГ просто не могут себя контролировать, не могут сами остановиться и успокоиться, не реагируют на запреты и замечания, часто импульсивны и агрессивны, ничего не доводят до конца, быстро отвлекаются и выбиваются из сил, говорят быстро и много, задают миллионы вопросов, но ответы на них не слушают, неуклюжи (роняют, ломают вещи), плохо спят, у них часто возникают кишечные расстройства и энурез.

Как отличить просто активного ребенка от гиперактивного

Есть простой способ: если ребенок ВЕЗДЕ ведет себя одинаково – и дома, и в гостях, и на улице, и в малознакомой обстановке, и в детском коллективе – это требует помощи специалистов (детского невролога, психолога, психиатра). Проконсультируйтесь, после либо успокойтесь и правильно займитесь воспитанием (об этом ниже), либо подтвердите свои сомнения и лечитесь по рекомендациям врачей.

 

Если же ребенок только дома шумный непоседливый и активный, а в гостях сидит «как мышь» – это, скорее, особенности характера такого ребенка. Именно такая ситуация была у меня с моим ребенком. Невролог проконсультировал, сказал, что это не болезнь, а темперамент такой; психолог дал рекомендации.

Почему возникает это состояние? Связано ли оно с воспитанием?

Такие вопросы беспокоят всех родителей, когда ребенку ставится диагноз. Количество детей с СДВГ, к сожалению, растет с каждым годом. И сейчас по оценкам разных специалистов их от 3 до 10%. Мальчиков среди них в пять раз больше, чем девочек.

Причины этого состояния до конца не известны, но:

  • ухудшение экологии;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • патологические роды;
  • родовые травмы

… …играют важную роль в развитии этого состояния.

 

С недостаточно жестким воспитанием (как думают некоторые родители, ребенок ведь не просто «балуется» и «не слушается») это не связано, ужесточение мер наказания только ухудшает ситуацию с поведением.

«Если вы меня ругаете и говорите, что я плохой – вы тогда узнаете, насколько плохим я могу быть!» – таков результат.

В чем же главная проблема детей с СДВГ и что с этим делать?

Главная проблема в том, что такие дети не могут адаптироваться в обществе. Вследствие своей импульсивности, неконтролируемой агрессии, такие дети игнорируют общепринятые правила поведения, вредя себе и окружающим. Что неминуемо ведет к проблемам. С развитием, учебой, общением.

И еще. По статистике, 80% людей, которые пребывают в местах лишения свободы, были гиперактивными детьми. Задумайтесь над этим и не откладывайте лечение. Это не пройдет само!

Как родителям помочь такому ребенку?

Борьба с гиперактивностью у ребенка У меня самой очень активный ребенок. Это, слава Богу, только такой темперамент, но подойдет и для детей с диагнозом СДВГ. И нас научил психолог, как правильно с ней обращаться, чтобы еще и самим немного пожить.

  • Постарайтесь, прежде чем что-то требовать от ребенка, установить с ним контакт. Прикоснитесь, возьмите за руки.
  • Посмотрите в глаза и тогда говорите с ним. Зачем это делать? Потому что когда ребенок чем-то занят, увлечен, играет – он весь там, в своих переживаниях, и не слышит вас. Это действительно помогает – я беру дочку за руку, смотрю в глаза, говорю, что мне нужно, чтобы она сделала, и в большинстве случаев это помогает.
  • Установите постоянные правила. Придерживайтесь этого неукоснительно. Правила для ребенка должны быть понятны и просты. Например, если сегодня нельзя есть конфеты перед едой, трогать чужую собаку, прыгать с качелей, грубить бабушке, открывать газовый кран, то и завтра этого нельзя.
  • Важно придерживаться последовательности действий, разбивайте сложные задания на несколько простых – так ребенку будет легче справляться. Как я это применяю? Я говорю: «Давай уберем детскую комнату. Сначала мы застилаем постель. Для этого мы поправляем простыни, подушки, накрываем покрывалом. Дальше мы собираем игрушки. Машинки – в коробку, куклы – за кукольный стол, кубики – в ящик».
    И так, пока все не уберем.
  • Всегда и во всем соблюдайте режим. Буквально по часам вставайте, кушайте, гуляйте, ложитесь спать. Всегда, в любой день недели. Это действительно помогает. И взрослым тоже.
  • Хвалите. Но с умом. Что-то сделал хорошо – хвалим. Послушался – хвалим. Найдите то дело, которое лучше всего получается у ребенка, и хвалите за это. Моя дочь, например, любит помогать готовить папе завтрак. И буквально тает от удовольствия, когда я ее за это хвалю. И полдня настроение хорошее.
  • Старайтесь потратить избыточную энергию. Избыток энергии уходит – ребенок становится более спокойным. Проверено на себе. Важно не просто набегаться, а «пустить энергию в нужное русло» – танцы, акробатика, легкая атлетика, бассейн…
  • Если вы куда-то собираетесь (поездка, гости, магазин), предварительно подготовьтесь. Обсудите с ребенком, куда вы идете, что там будете делать и как при этом нужно себя вести.
  • Используйте любую возможность отдохнуть – поручите поиграть, погулять с ребенком бабушкам, дедушкам, тетям-дядям, в общем, тем, кому вы можете доверить ребенка, не забыв при этом дать и им подробный инструктаж. Иначе все усилия пойдут насмарку.

Вашему ребенку ведь нужны адекватные родители, правда? Тогда подумайте немного и о себе.

Здоровья и терпения вам и вашим детям!

Признаки и симптомы СДВГ у детей младшего возраста

Специалисты по психическому здоровью не диагностируют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей в возрасте до 4 лет. Некоторые виды поведения, связанные с СДВГ у детей школьного возраста, можно считать типичными для малышей.

Специалисты обычно диагностируют СДВГ у детей школьного возраста до 12 лет. По данным Американской академии педиатрии, врачи и медицинские работники не должны диагностировать заболевание у детей до 4 лет.

СДВГ — это больше, чем просто типичное поведение малыша. По данным Национального института здоровья (NIH), это состояние должно возникать в течение длительного периода и нарушать функционирование. Это одна из причин, по которой СДВГ обычно не диагностируют в детском возрасте.

Хотя у малышей могут проявляться некоторые признаки СДВГ, это не обязательно означает, что у них есть это состояние. В этом возрасте они могут испытывать трудности с концентрацией внимания, быть гиперактивными или импульсивными.

Но поведение некоторых малышей может заставить некоторых родителей задаться вопросом, есть ли у их ребенка СДВГ или есть вероятность его развития.

Ознакомьтесь со списком симптомов, на которые следует обратить внимание.

Что такое СДВГ?

СДВГ — это нарушение развития нервной системы, которое может вызывать гиперактивность (постоянно активное поведение) и импульсивное поведение. Людям с СДВГ, в том числе детям, обычно трудно сосредоточиться на одной задаче. Им также может быть трудно усидеть на месте в течение длительного времени.

Было ли это полезно?

Согласно исследованию 2019 года, некоторые модели поведения, отмеченные в детском возрасте, могут быть связаны с развитием СДВГ. Однако необходимы значительно дополнительные исследования.

По данным NIH, это три основных признака состояния у детей старше 3 лет:

  • невнимательность
  • гиперактивность
  • импульсивность

Такое поведение также встречается у детей без СДВГ. Ребенку не будет поставлен диагноз СДВГ, если у него нет нескольких симптомов, которые присутствуют в течение как минимум 6 месяцев и влияют на его функционирование. Эти симптомы могут повлиять на их способность участвовать в соответствующих возрасту мероприятиях.

Необходимо проявлять большую осторожность при диагностике СДВГ у детей, особенно при рассмотрении вопроса о медикаментозном лечении. Специалист в области психического здоровья или педиатр лучше всего сможет поставить диагноз в этом юном возрасте.

Многие специалисты в области психического здоровья не ставят диагноз до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. Это связано с тем, что ключевым критерием СДВГ является наличие симптомов в двух или более условиях. Например, у ребенка проявляются симптомы дома и в школе, у родителей, друзей или родственников.

Несколько видов поведения могут указывать на то, что у вашего ребенка проблемы с вниманием, что является ключевым признаком СДВГ. У детей школьного возраста симптомы невнимательности могут выглядеть следующим образом:

  • трудности с поддержанием внимания, игрой или выполнением работы
  • трудности с слушанием и выполнением указаний
  • трудности с вниманием к деталям и совершение кажущихся незначительными ошибок
  • проблемы с организованностью
  • избегание занятий дома или в школе, требующих более длительного внимания

Обратите внимание, однако, что такое поведение также может быть типичным для детей ясельного возраста и ожидаемым на этапе их развития.

Раньше СДВГ называли синдромом дефицита внимания.

Многие медицинские и психиатрические сообщества называют это состояние СДВГ, потому что расстройство часто включает в себя компоненты как гиперактивности, так и импульсивности. Это особенно верно при диагностике у детей дошкольного возраста.

Признаки гиперактивности, которые может проявлять ваш малыш, включают:

  • чрезмерная суетливость и ерзание в сидячем положении
  • неспособность усидеть на месте во время спокойных занятий, таких как еда и чтение книг
  • чрезмерный разговор и шум
  • бег от игрушки к игрушке или постоянное движение
  • бегать или карабкаться в неподходящее время

Другим симптомом СДВГ является импульсивность. Признаки чрезмерно импульсивного поведения вашего ребенка могут включать:

  • проявление крайнего нетерпения по отношению к другим
  • испытывают трудности с ожиданием своей очереди во время игры с другими детьми
  • перебивают, когда другие говорят
  • говорят в неподходящее время
  • отвечают на вопросы до того, как они будут заданы полностью, или заканчивают предложения других людей

Опять же, это ожидаемое поведение у малышей. Они будут поводом для беспокойства только в том случае, если они будут экстремальными по сравнению с детьми того же возраста или если они влияют на функционирование вашего малыша.

У ребенка школьного возраста с СДВГ могут проявляться и другие симптомы. Они могут включать:

  • больше разочарований, гнева и вспышек, чем их сверстники
  • подвергание опасности себя или других из-за бесстрашия
  • трудности с успокоением
  • агрессивное поведение (по отношению к себе или другим)
  • небольшая потребность во сне
  • 1 Хотя специалисты в области психического здоровья не должны диагностировать СДВГ у малышей, вы можете обсудить свои проблемы с педиатром или специалистом в области психического здоровья. Это может помочь определить диагноз, когда ваш ребенок достигнет школьного возраста. Эти медицинские работники также могут предложить помощь при гиперактивности, импульсивности и невнимательности.

    Детям может быть поставлен диагноз СДВГ только по достижении школьного возраста. Педиатры и специалисты в области психического здоровья могут поставить диагноз СДВГ на основании поведения ребенка и других симптомов.

    Иногда родителям и учителям легко принять определенное поведение за СДВГ.

    Например, малыши, которые тихо сидят и ведут себя в дошкольном учреждении, могут быть невнимательными. У детей с гиперактивностью могут возникнуть проблемы со слушанием, пониманием или выполнением инструкций.

    Большинство малышей временами проявляют гиперактивность, импульсивность и невнимательность. Это может выглядеть как чрезмерная энергия или проблемы с выполнением указаний.

    Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, вы можете поговорить с педиатром или специалистом в области психического здоровья.

    NIH отмечает, что СДВГ может быть очень распространенным явлением среди детей. По оценкам CDC, 2% детей в возрасте от 3 до 5 лет имеют СДВГ.

    Если вы считаете, что у вашего малыша могут проявляться признаки СДВГ, подумайте о том, чтобы поделиться своими опасениями с педиатром. Возможно, они смогут помочь вам и вашему ребенку справиться с этим заболеванием. Они также могут указать на другие признаки, которые следует искать и направлять процесс диагностики, когда ваш ребенок станет достаточно взрослым.

    Хотя лекарства от СДВГ не существует, лечение может помочь улучшить симптомы вашего ребенка. Сюда могут входить:

    • лекарства
    • психотерапия, включая семейную терапию, поведенческую терапию и когнитивно-поведенческую терапию
    • меры по изменению образа жизни

    Для достижения успеха в школе определенные тактики управления классом также могут помочь вашему ребенку улучшить внимание.

    Врачи и медицинские работники не ставят диагноз СДВГ у малышей. Они могут диагностировать состояние у детей школьного возраста.

    Многие виды поведения, связанные с гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью у детей школьного возраста, могут быть типичными для малышей.

    Если у вас есть опасения по поводу поведения вашего малыша, вы можете обсудить их с педиатром или специалистом в области психического здоровья.

    Когда детские истерики на самом деле являются СДВГ: ранние признаки СДВ

    У некоторых детей признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ) проявляются уже в возрасте 2 лет (а в некоторых случаях и раньше). Конечно, отделить нормальное поведение «Ужасной двойки» от СДВГ, по меньшей мере, непросто. Большинство малышей полны энергии, много говорят, перескакивают с одного занятия на другое и легко отвлекаются. Они нетерпеливы и воют из-за глупостей — например, получить темно-синюю чашку вместо светло-голубой за обедом.

    Так как же родители и практикующие врачи могут идентифицировать тревожные флажки СДВГ в этом багровом море? Оттачивая свое внимание на эмоциональном контроле ребенка — или его отсутствии.

    Ранние признаки СДВГ у младенцев: плохой сон, кормление, разочарование

    Американская академия педиатрии утверждает, что детям может быть поставлен диагноз СДВГ не младше 4 лет, но это не означает, что СДВГ у малышей не существует. 1   Существуют реальные различия в мозге СДВГ, которые присутствуют при рождении, и слишком долгое ожидание вмешательства может излишне обременять ребенка.

    Детей с крайне гиперактивным или импульсивным поведением легко распознать — это те, кто чрезвычайно активен и спонтанен и, кажется, нуждается во сне меньше, чем их сверстники. Их родители и опекуны истощены. Но гиперактивное поведение не является отличительной чертой СДВГ для всех детей; На самом деле лучшим предиктором развития СДВГ является способность ребенка регулировать свои эмоции.

    В частности, ранняя негативная эмоциональность (плохая реакция на стресс и склонность реагировать неприятными эмоциями) в высокой степени предсказывает СДВГ. Младенцы, которые могут быть подвержены риску развития СДВГ, — это те, кто постоянно плачет и испытывает трудности с самоуспокоением; злые, суетливые и трудноуправляемые; у кого есть проблемы с кормлением и засыпанием и/или сном; или кто не терпит разочарования.

    [Может ли у вашего ребенка быть СДВГ? Пройдите этот тест для самопроверки]

    Ранние признаки СДВГ у малышей: интенсивные, неконтролируемые эмоции

    Когда отрицательная эмоциональность сохраняется в детском возрасте, она выглядит совершенно иначе, чем несколько типичных детских истерик. Дети с СДВГ демонстрируют более агрессивное и эмоционально интенсивное поведение, когда у них отбирают приз. При выполнении сложных задач, таких как головоломки с недостающими элементами, маленькие дети с СДВГ демонстрируют больше разочарования, негативных эмоций, эмоциональных всплесков и гнева, чем их нейротипичные сверстники. Они также быстрее сдаются. 2,3,4,5

    Короче говоря, малыши и дошкольники с СДВГ чрезмерно реактивны. Почему? Потому что они чувствуют эмоции более глубоко и удерживают их дольше, чем те, у кого нет СДВГ. Они слишком остро реагируют положительными эмоциями, такими как волнение, которое может означать крики и прыжки от радости по мелочам (например, когда моя дочь с СДВГ бегала по дому и кричала как маньяк, когда я сказал ей, что мы идем за мороженым). Они также слишком остро реагируют на негативные эмоции, разочарование и фрустрацию, что часто приводит к истерикам или агрессивному поведению.

    Когда нейротипичные малыши достигают возраста 3 или 4 лет, они могут начать, например, ждать мороженого до обеда, не испытывая сильного нервного срыва (хотя они могут немного поныть, если устали или испытывают стресс). Однако дошкольники с СДВГ регулярно плачут или кричат ​​из-за незначительных ситуаций. «Маленькие дела» для этих детей почти всегда становятся «БОЛЬШИМИ делами», и они показывают это своими эмоциональными всплесками. Ожидание почти невозможно; они чувствуют сильное давление, чтобы получить вещи сейчас.

    Ранние признаки СДВГ у малышей: эмоциональная чувствительность и подавленность

    Малыши с СДВГ склонны легко расстраиваться, капризничать и даже грубить. Они могут слишком много или слишком долго беспокоиться даже о самых незначительных вещах и испытывать большие трудности при переходе. Они также чрезвычайно чувствительны к корректирующей обратной связи — просьба надеть пальто, чтобы выйти на улицу, может привести к гневному крику. Эти дети переполняются своими чувствами и с трудом успокаиваются.

    [Посмотрите это видео: Эмоциональность СДВГ]

    Маленькие дети с СДВГ также чрезвычайно раздражительны, что может привести к нытью, требованиям или крику при каждой просьбе, которую они делают, и склонны к вспышкам агрессии и гнева.

    В дошкольном классе учащиеся могут ныть, если на станции или в центре, где они хотят играть, слишком много детей. Дети без СДВГ обычно переходят в другой центр. Однако дети с СДВГ могут с криком упасть на землю или толкнуть другого ребенка и попросить его уйти. И не один раз. Подобные случаи случаются снова и снова. Дошкольники с СДВГ, как правило, более контролирующие и реагируют с большей враждебностью, гневом и агрессией, когда расстроены, и с большей вероятностью звонят домой, чем их сверстники без СДВГ.

    Ранние признаки СДВГ у малышей: частые, сильные истерики

    Расстроенные маленькие дети с СДВГ склонны к более частым, интенсивным, тяжелым и разрушительным истерикам, чем другие дети их возраста. У типично развивающихся малышей могут быть еженедельные истерики, и родители обычно могут сказать, почему происходит истерика (ребенок, вероятно, устал или не хочет что-то делать).

    У малышей с СДВГ истерики случаются чаще, длятся дольше и, кажется, возникают из ниоткуда. Реакции ребенка чрезмерны, совершенно непропорциональны событию и/или неуместны контексту. Истерика может длиться 20 минут и более, и ребенку трудно успокоиться самостоятельно, и он может даже отомстить. Многие будут испытывать «полномасштабные» истерики, над которыми у них нет контроля — даже если им пообещают самое любимое в мире, они просто не смогут остановиться.

    Типичное поведение малыша

    В приведенной ниже таблице представлены и сравниваются типичное поведение малыша и поведение малыша с СДВГ.

    Поведение Нейротипический Возможный СДВГ
    Истерики 2–3 раза в неделю менее 15 минут; частота и интенсивность уменьшаются в течение 6 месяцев 3+/неделю более 15 минут за один раз; частота и интенсивность сохраняются в течение 6 и более месяцев
    Агрессивное поведение (например, укусы) 1-2 раза в месяц (в возрасте 12-36 месяцев) и/или с мало выразительной речью 36+ месяцев, случающиеся более одного или двух раз (т. е. часто во время истерик) и/или обладающие хорошими языковыми навыками
    Членовредительство (например, укус или удар по себе, удары головой) н/д Происходит в любое время

    Когда дети с СДВГ испытывают чрезмерную стимуляцию (например, напряженные события или шумная обстановка), их эмоциональные реакции могут быть еще более непредсказуемыми и тяжелыми, чем обычно. У моей дочери были эмоциональные срывы на вечеринках по случаю дня рождения, и худшие из них всегда происходили на ее собственных вечеринках. Это было слишком чрезмерно для нее и привело к крикам, плачу, швырянию вещей и требованию, чтобы все ушли немедленно. Она провела большую часть своего четвертого дня рождения в одиночестве в своей комнате, пока я проводил мероприятия для ее друзей.

    Ранние признаки СДВГ у малышей: ранние симптомы моей дочери

    К сожалению, эти дети обычно получают много негативных отзывов о своем поведении, что может способствовать низкой самооценке, беспокойству и даже депрессии. К тому времени, как она пошла в школу, у моей дочери появилось сильное беспокойство. Она была типичным активным ребенком с СДВГ в раннем возрасте. У нее рано развились все моторные навыки, и она уже ходила с коляской к тому времени, когда другие младенцы только учились ползать. Она буквально бегала кругами вокруг других младенцев и, когда научилась говорить, не останавливалась (пока не стала подростком).

    Дневной сон закончился рано, и мы полностью отказались от него, когда ей было 14 месяцев, иначе она бы не спала по ночам. Даже тогда я задавался вопросом, сколько она спала. Нам пришлось перевести ее на «большую девчачью» кровать, потому что она постоянно вылезала из своей кроватки. Поскольку мы не могли держать ее в узде, мы всю ночь слышали, как она стучит в своей комнате. Мы убрали ее игрушки, но она развлекалась тем, что лазила по полкам в шкафу. Не раз я заставал ее утром спящей в шкафу.

    Она также ужасно ела, но каким-то образом росла нормально, хотя я был убежден, что она голодает, потому что не могла остановиться, чтобы пососать грудь больше двух минут за раз. Она была слишком нетерпелива, и ей нужно было постоянно осматривать комнату.

    А ее эмоциональные срывы? Эпический.

    Я помню, как говорил друзьям и семье, что Грозные Двойки были намного хуже, чем я когда-либо представлял (или видел, основываясь на детях моих друзей). Я знала, что проблемы с поведением, как правило, достигают пика в 2 года, а затем уменьшаются по мере взросления, но я обнаружила, что у моей дочери 3 балла были хуже, чем ее 2 балла. И когда я подумал, что все должно стать лучше, поведение продолжилось, когда ей исполнилось 4 года… Когда же это прекратится!?

    Многие родители попадают в эту ловушку ожидания улучшения поведения. Хотя было ясно, что моя дочь сильно отличается от других детей, все говорили мне подождать. Говорили, что она была просто активным, изобретательным, одаренным ребенком. Итак, мы ждали.

    Пока мы ждали, когда исчезнет гиперактивное поведение, мы упустили из виду тот факт, что к трем годам она должна была начать проявлять больше эмоционального контроля. Она была просто чувствительной девочкой! Больше оправданий. И тогда мы закончили тем, что ждали слишком долго. Она продолжала эмоционально срываться, что мешало ей строить дружеские отношения, и ее самооценка резко упала.

    Ранние признаки СДВГ у малышей: критическая поддержка родителей

    Я не могу переоценить важность раннего вмешательства. Дети, которые демонстрируют эмоциональную дисрегуляцию — меньше терпимости к разочарованию, больше гнева — подвергаются большому риску. И чем серьезнее их вспышки гнева, тем более серьезными, как правило, являются симптомы СДВГ. Точно так же нерегулируемое счастье связано с большей невнимательностью. 6  Что еще хуже, только около 40-50 процентов маленьких детей с СДВГ получают поведенческую поддержку на раннем этапе, в которой они нуждаются.

    Важно знать ранние предупреждающие знаки, чтобы мы могли помочь этим детям как можно быстрее. Не ждите, чтобы увидеть, что произойдет. Начните записывать свои наблюдения и опасения сразу после рождения ребенка. Удивительно то, что младенцы на самом деле начинают демонстрировать способность регулировать свои эмоции уже через несколько месяцев после рождения. Например, младенцы учатся отводить взгляд от вещей, которые их расстраивают, чтобы успокаивать себя и контролировать гнев, разочарование и расстройство. Дети с СДВГ не делали этого в младенчестве.

    По мере перехода в дошкольное учреждение и роста их языковых способностей типично развивающиеся дети могут лучше регулировать свои эмоции и начинают реагировать на ситуации гибко и социально приемлемым образом. С другой стороны, дети с СДВГ по-прежнему испытывают трудности в преодолении сложных ситуаций и уменьшении стресса. Они не могут эффективно справляться с негативными эмоциями и продолжают выражать себя (вербально или физически), проявлять агрессию или больше избегают поведения, чтобы попытаться саморегулироваться.

    Ранние признаки СДВГ у малышей: 5 дополнений к поведенческой терапии

    Наши эмоциональные системы развиваются раньше, чем наши системы контроля. Более того, эмоциональный мозг гораздо сильнее думающего (того, который помогает нам сохранять хладнокровие и принимать правильные поведенческие решения). Это означает, что мы должны начать поддерживать наших детей, подключаясь к их эмоциональному мозгу очень рано.

    Национальный институт психического здоровья (NIMH) профинансировал исследование лечения СДВГ в дошкольных учреждениях (PATS), в котором оценивается краткосрочная и долгосрочная эффективность и безопасность метилфенидата (риталина) у дошкольников (в возрасте 3–5,5 лет). 7  Перед началом испытаний лекарств все семьи прошли интенсивную 10-недельную программу поведенческой терапии, которая включала консультационную поддержку для родителей. Одним из наиболее важных результатов этого исследования было то, что у одной трети детей наблюдалось значительное уменьшение симптомов СДВГ после программы поведенческой терапии, и поэтому им не нужно было также принимать лекарства. Из этого исследования исследователи пришли к выводу, что поведенческие вмешательства, направленные на уменьшение симптомов СДВГ у дошкольников, должны быть лечением первой линии для маленьких детей.

    Компонент обучения родителей в поведенческой терапии имеет решающее значение, поскольку поведение родителей влияет на навыки регуляции эмоций у детей с раннего возраста. Вот как вы можете начать сегодня.

    1. Понять мозг СДВГ. Мозг продолжает развиваться на протяжении всего детства — мыслящий мозг ребенка развивается последним во взрослом возрасте. Кроме того, когда ребенок расстроен, в организм выбрасываются гормоны стресса, и вся кровь устремляется из рациональной/думающей/успокаивающей части мозга в моторную кору, подготавливая тело либо к борьбе, либо к бегству. В этот момент эмоциональный мозг автоматически берет на себя управление, поэтому любые разговоры, выговоры, наказания или чтения лекций бесполезны, потому что мозг, который читает и интерпретирует эти сообщения, отключен.

    Лучше не привлекать детей, когда они расстроены. Уходи от жары! Дайте им пространство, но оставайтесь рядом, чтобы они не почувствовали, что вы их бросаете.

    2. Формировать прочные связи. Как и любой другой ребенок, дети с СДВГ получают пользу от крепких отношений с опекунами. Они должны знать, что их любят и принимают, несмотря ни на что. Когда у нас крепкие связи, мы можем усиливать положительные и просоциальные эмоции, что помогает регулировать эмоции. Извлекайте выгоду из небольших моментов в течение дня, когда вы можете общаться со своими детьми. Очень важное время — это первое утро и перед сном. В это время уделяйте им все свое внимание. Скажите что-нибудь позитивное, например: «Мне нравится видеть твое солнечное лицо первым делом с утра». И улыбка! Всегда будьте в команде вашего ребенка. Командная работа помогает развить сострадание — еще одну сильную просоциальную эмоцию, которая формирует эмоциональный мозг.

    3. Будьте приветливы и отзывчивы. Родители наиболее эффективно поддерживают навыки регулирования эмоций своих детей, когда они поддерживают, чутки и тепло реагируют на положительные и отрицательные эмоции своих малышей. Вместо того, чтобы реагировать эмоционально, подтвердите их чувства. Сказать: «Привет, малыш, я вижу, твоя сестра тебя очень расстроила» будет полезнее, чем требовать, чтобы они перестали плакать. Затем создайте пространство, чтобы позволить им поговорить о том, что произошло, если они хотят. Если они не добавляют больше или пока не разговаривают, дайте им возможность поплакать, обнять вас или сделать что-то еще, что им нужно в данный момент. (Оставьте изучение подходящего поведения на другой раз.)

    Когда мы подтверждаем, мы не говорим им: «Ничего страшного». Для них это имеет большое значение, и поэтому, когда мы говорим, что мы преуменьшаем их чувства и посылаем сообщение о том, что мы не хотим слышать, что они чувствуют. Важно спокойно признать, что они расстроены, и дать им понять, что вы здесь, чтобы помочь.

    Дети эмоционально реагируют на создание безопасности, но также и на то, чтобы быть услышанными. Когда мы создаем это пространство для наших детей, они чувствуют себя в безопасности, их слышат и понимают. Демонстрация эмпатии поможет развить их эмпатию, и они узнают, что им не нужно реагировать чрезмерно эмоционально.

    4. Подчеркните положительное поведение. Может показаться, что это не так, но ваши дети все время сохраняют хладнокровие — мы просто принимаем такие случаи как должное. Извлеките выгоду из этого времени, выражая признательность за то, что мы делаем именно то, что мы от них хотим, например, используя их слова для помощи или говоря, что они разочарованы (вместо того, чтобы кричать и пинать).

    5. Создавайте возможности. Говорить с детьми о наших правилах и ожиданиях относительно сохранения спокойствия недостаточно. Тем не менее, это часто все, что мы делаем. Мы говорим им, что от них ожидается, отправляем их играть, а потом раздражаемся, когда они кричат ​​через 30 секунд. Помните: у них нет когнитивного контроля, чтобы держать себя в руках в запале. Вместо этого создайте для них возможности продемонстрировать, как просить о помощи, когда они расстроены, вместо того, чтобы расстраиваться и падать духом.

    Создавать возможности для независимости. Дети, которые могут научиться решать проблемы самостоятельно, учатся регулировать поведение самостоятельно. Какие вещи они борются с вами, чтобы сделать сами? Вероятно, пришло время позволить им взять на себя ответственность.

    Создайте возможности для внимательности. Мы все больше и больше обнаруживаем, что осознанность важна для регулирования эмоций и самоконтроля. Ни один ребенок не слишком мал, чтобы практиковать осознанность. Ищите простые моменты в течение дня — понюхайте одуванчик, который они собрали. Говорите о том, что мы чувствуем и пробуем. Погладьте собаку и опишите, как чувствует себя шерсть.

    Создавайте возможности для совместной работы. Чувство, что они принадлежат друг другу, — еще одна важная часть формирования эмоционального мозга, и нет лучшего способа сделать это, чем дать им почувствовать, что они принадлежат к команде. Моя дочь — мой любимый помощник практически во всем: от похода в продуктовый магазин до выгула собак и уборки в ванной. Мы говорим о том, как мы работаем вместе, чтобы сделать что-то вместе, как команда, чтобы мы могли пойти и повеселиться вместе. Она любит говорить: «Мы хорошая команда». И мы делаем.

    СДВГ у малышей: следующие шаги

    • Прочтите это дальше: Является ли дошкольное учреждение слишком ранним для диагностики СДВГ?
    • Получить электронную книгу: «Что у меня есть? Большая книга симптоматических тестов»
    • Думаете, у вашего дошкольника или малыша СДВГ? Задайте эти четыре вопроса

    Просмотреть источники статьи

    1 Подкомитет по синдрому дефицита внимания/гиперактивности; Руководящий комитет по улучшению качества и управлению, Wolraich M, et al. СДВГ: клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков. Педиатрия. 2011;128(5):1007-1022. doi:10.1542/пед.2011-2654

    2 Мартель ММ. Обзор исследований: новый взгляд на синдром дефицита внимания/гиперактивности: дисрегуляция эмоций и модели черт. J Детская психологическая психиатрия. 2009;50(9):1042-1051. doi:10.1111/j.1469-7610.2009.02105.x

    3 Олсон С.Л., Бейтс Дж.Э., Сэнди Дж.М., Шиллинг Э.М. Предвестники импульсивного и невнимательного поведения на раннем этапе развития: от младенчества до среднего детства. J Детская психологическая психиатрия 2002; 43:435–447

    4 Шоу П., Стрингарис А., Нигг. Дж., Лейбенлуфт Э. (2014). Дисрегуляция эмоций при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Американский журнал психиатрии, 171, 176-293.

    5 Стейнберг Э.А., Драбик Д.А. Взгляд психопатологии развития на СДВГ и сопутствующие заболевания: роль регуляции эмоций. Детская психиатрия Хум Дев. 2015;46(6):951-966. doi:10.1007/s10578-015-0534-2

    6 О’Нил С., Раджендран К., Махбубани С.М., Гальперин Дж.М. Дошкольные предикторы симптомов и нарушений СДВГ в детстве и подростковом возрасте. Текущие отчеты психиатрии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *