Ф твердая или мягкая: Русский язык сделать звуко —буквенный разбор слова фильм
Буква “й”: твердая или мягкая? Фонетический разбор слова
Буква «у»: твёрдая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают студенты, которым необходимо проанализировать слово по всем правилам фонетики. Ответ вы получите чуть позже.
Содержание
- 1 Общие сведения
- 2 Транскрипция
- 3 Буква «й»: согласный или гласный?
- 4 Глухие и звонкие звуки
- 5 Мягкие и твердые согласные буквы
- 6 Обозначение на письме
- 7 Подведем итоги
Общие сведения
Прежде чем мы поговорим о том, что такое буква «у» (мягкая или жесткая), следует выяснить, почему буквы русского алфавита обычно разделяются по таким характеристикам.
Дело в том, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку, состоящую из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соответствует его значению. В то же время разные слова и их формы имеют совершенно разное звуковое оформление. И сами звуки значения не имеют. Однако в русском языке они играют существенную роль. Ведь благодаря им мы легко можем различать слова. Возьмем пример:
- [дом] — [дама] — [дом];
- [m’el] — [m’el ‘], [volume] — [там], [house] — [volume].
Транскрипция
Зачем нам нужна информация о том, что такое буква «у» (жесткая или мягкая)? При фонетическом анализе слова очень важно правильно визуализировать транскрипцию, описывающую его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
— это обозначение называется квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[´] — это стресс. Ставится, если в слове больше одного слога. [b ‘] — своего рода запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает ее мягкость.
Кстати, при фонетическом анализе слов часто используется следующий символ: [j]. Как правило, они обозначают звук буквы «у» (иногда также используется такой символ, как [у]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки — это те звуки, при произнесении которых воздух проходит легко и свободно через рот, не встречая на своем пути препятствий. Кроме того, их можно тянуть, с помощью них можно кричать. Если положить ладонь в горло, то работу связок (гласных) при произнесении гласных можно услышать довольно легко. В русском языке 6 ударных гласных, а именно: [a], [e], [y], [s], [o] и [e].
- Согласные звуки — это те звуки, при произнесении которых воздух встречает на своем пути препятствие, а именно дугу или пустое пространство. Их внешний вид определяет характер звуков. Обычно пустое пространство образуется при произнесении [s], [w], [h] и [g]. В этом случае кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [fff], [zzz]). Что касается лука, то такое препятствие образуется из-за закрытия органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко обтекает его, поэтому звуки получаются энергичными и короткими. Вот почему их называют взрывчатыми веществами. Кстати, потянуть их невозможно (попробуйте сами: [p], [b], [t], [d]).
Кроме вышеперечисленных согласных, в русском языке есть также следующие: [m], [d], [v], [f], [g], [l], [p] », [h], [c]» , [x]… Как видите, их намного больше, чем гласных.
Глухие и звонкие звуки
По соотношению голоса и шума согласные могут быть как звонкими, так и глухими. При этом при произношении звуковых слышны и шум, и голос, а глухих — только шум.
Кстати, между парами глухоты и звучности образуется много согласных: [k] — [g], [b] — [n], [z] — [c] », [d] — [t], [f] — [c] и т д. Всего на русском языке 11 таких пар. Однако есть звуки, не имеющие пары на этом основании. К ним относятся: [d], [p], [n], [l], [m] глухие, а [h] и [c] »глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы
Как известно, согласные отличаются не только звучностью или, наоборот, отсутствием голоса, но и мягкостью и твердостью. Это свойство — вторая по важности характеристика звуков.
Итак, буква «у»: жесткая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый знак отдельно:
- При произношении мягких согласных весь язык немного выдвигается вперед, а его средняя часть немного приподнимается.
- При произношении твердых согласных буквально оттягивается весь язык.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют пары друг с другом на основе таких характеристик, как мягкость и твердость: [d] — [d ‘], [n] — [n’] и т.д. Всего таких пар 15. Однако есть некоторые звуки, которые не имеют пары на этом основании. Какие сплошные согласные буквы непарные? К ним относятся следующие — [w], [g] и [c]. Что касается непарного софта, то это [u ‘], [h’] и [d’].
Обозначение на письме
Теперь вы знаете, какая буква «у» — твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как на письме указывается мягкость таких звуков?» Для этого используются совершенно разные методы:
- Буква «i» после согласных (не считая «w», «w» и «t») указывает на то, что эти согласные звуки мягкие. Возьмем пример: милый — [m’il’l ‘], лист — [l’ist], усы — [n’i’tk’i].
- Буквы «e», «u», «e», «I» после согласных (не считая «z», «w» и «t») указывают на то, что эти согласные звуки мягкие. Возьмем пример: дядя — [d’a’d’a], тетя — [t’o’t’a].
- Мягкий знак («b») после согласных (не считая «g» и «w») является индикатором грамматической формы. Это также указывает на то, что согласные звуки мягкие. Примеры примеров: расстояние — [have ‘], stranded — [m’el’], request — [prose’ba].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передают не отдельные буквы, а их сочетания с гласными «е», «и», «е», «я», а также мягкий знак. Именно поэтому при фонетическом анализе слова специалисты рекомендуют обращать внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «у», то она всегда мягкая. В связи с этим его принято обозначать в транскрипции следующим образом: [th ‘]. То есть всегда должен быть установлен символ запятой, который указывает на плавность звука. [U ‘], [h’] также подчиняются тому же правилу’.
Подведем итоги
Как видите, в правильном фонетическом анализе любого слова нет ничего сложного. Для этого достаточно знать, что такое гласные и согласные, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для лучшего понимания того, как организовать стенограмму, вот несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Он состоит из двух слогов, со вторым ударением. Разберем:
г — [г ‘] — звонкое, согласное и мягкое.
е — [е] — безударная гласная.
п — [п] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о — [о] — ударная гласная.
й — [й ‘] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревья». Он состоит из трех слогов, со вторым ударением. Разберем:
д — [д ‘] — звонкий, согласный и мягкий.
е — [е] — безударная гласная.
п — [п ‘] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е — [е´] — ударная гласная.
в — [в ‘] — звонкий, согласный и мягкий
б — [–]
е — [y ‘] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [e] — гласный, безударный;
в — [ф] — глухой, согласный, парный и твердый.
Итого: 8 букв и 8 звуков.
“Заглавная буква Ф” азбука УМК “Школа России”
Цели: создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ф, навыка письма слов с изучаемой буквой; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.
Планируемые результаты (предметные): осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов; грамотно записывают предложения; интонируют предложения; владеют правописанием имен собственных; списывают с печатного шрифта; составляют слова из букв.
Личностные результаты: Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.
Ход урока:
1. Организация начала урока. (1 мин.)
Мы новые буквы спешим изучать.
За партой трудиться и всё успевать.
Ошибкам нет места в тетради у нас.
Мы любим, учиться, мы грамотный
класс!
2. Постановка учебной задачи. (3 мин.)
– Слайд 7. Сегодня к нам на урок заглянули первоклассники из волшебного города Грамотеево.
– О вас они много слышали и уже знают, как вас зовут. А вот как их зовут, вы узнаете, сложив правильно их имена из слогов. Прочитайте, какие слоги перед вами лежат: Фа, Фе, и, на, дя. Соберите из них имена детей. (Фаина – розовые карточки, Федя – голубые карточки)
– Какие имена у вас получились? (Фаина, Федя)
– Свои имена вы уже умеете писать, давайте напишем имена наших новых друзей! Но что нам может помешать в этом? Каких умений нам еще не хватает?
– А зачем нам нужна заглавная буква Ф? Давайте запишем эти имена со строчной буквы ф! (Нельзя, имена людей пишутся с большой буквы)
· Формулирование темы и целей урока.
– Слайд 8. Какова тема нашего урока? (Письмо заглавной буквы Ф)
– Слайд 9. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока? (Научить писать заглавную букву Ф, слоги, слова и предложения с этой буквой)
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности. (10 мин.)
· Знакомство с написанием заглавной буквы Ф. (с. 31)
– Слайд 10. Прежде, чем научится писать заглавную букву Ф, давайте вспомним, что мы знаем об этой букве? (Согласная, твердая – мягкая, глухая, парная В-Ф, может быть в начале, середине, конце слова)
– Слайд 11. Рассмотрите образец заглавной буквы Ф.
– Заглавная буква Ф состоит из двух овалов и длинной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Первый овал пишем так же, как писали букву о, ведем до верхней линии рабочей строки, дописываем его до точки начала письма. Затем пишем палочку, которая касается овалов, ведем вниз до нижней линии рабочей строки, не доходя до нее закругляем влево. Второй овал начинаем писать от палочки; затем ведем руку вверх вправо, ведем округлую линию вниз, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем вверх влево и доводим до наклонной палочки.
– Пропишите элементы буквы Ф
· Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4 , 5».
– Прежде чем мы научимся писать заглавную букву Ф, давайте подготовим наши пальчики.
· Повторение правил посадки за столом во время письма.
· Письмо элементов, узора, буквы Ф. (с. 31)
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ф.
– Сколько элементов в букве Ф?
– Для чего нужны стрелки?
– Обведите элементы буквы.
– Обведите узор. Продолжите узор самостоятельно.
– Допишите букву Ф на 1-й строке.
· Письмо слогов с буквой Ф.
– Слайд 12. Чтобы красиво написать имена наших друзей мы сейчас научимся соединять Ф с другими буквами.
– На второй рабочей строке прописаны слоги Фа Фу Фе. Некоторые из них нам понадобятся. Прочтите их.
– Первым запишите буквосочетание, в котором буквы соединены при помощи верхнего соединения. (Фу) Объясните свой выбор?
– Вторым запишите буквосочетание, где присутствует твердый согласный звук [ф]. (Фа) Объясните свой выбор? Какой способ соединения? (нижние)
– Последним запишите буквосочетание, где присутствует мягкий согласный звук [ф’]. (Фе) Объясните свой выбор? Какой способ соединения? (среднее)
· Физкультминутка «Мы глазами…»
4. Закрепление знаний и способов деятельности. (28 мин.)
· Письмо слов с буквой Федя, Фаина. (с. 31)
– Теперь, когда мы научились писать заглавную букву Ф в соединении с другими, мы готовы записать имена ребят.
– Слайд 13. Прочитайте имена ребят, записанные на 2-ой и 3-ей рабочей строке.
– Выполните слого-звуковой анализ имен Федя, Фаина. (2 ученика у доски)
– Давайте поможем ребятам. Что мы должны сделать вначале? (поделить на слоги)
– Что нужно сделать, чтобы определить количество слогов в слове? (посчитать гласные звуки)
– Далее необходимо определить ударный слог и охарактеризовать каждый звук в выделенном слоге. Будьте внимательны со словом Федя, там есть ловушка. Какая? (Буквы я, е могут обозначать несколько звуков).
– Слайд 14. Давайте проверим схемы у ребят. (проверка при помощи учителя)
– Запишите вначале имя, которое мы можем заменить словом он. (Федя)
– Запишите имя, которое можно заменить словом она. (Фаина)
· Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь».
· Работа с предложениями. (составление предложений по картинкам)
– Слайд 15. Посмотрите на слайд. Перед вами картинки, по ним необходимо составить предложения о наших героях.
– Какое предложение можно придумать по первой картинке. (Фаина вяжет кофту.)
– Слайд 16-17. Докажите, что это предложение. Из предложенных схем выберите подходящую к составленному предложению. Докажите, что ваш выбор правильный.
– Запишите это предложение, сверяясь с образцом на 5-ой рабочей строке. Обратите внимание, на слайде предложение записано печатными буквами, а вы должны переписать его письменными.
– Слайд 18-19. Посмотрите не следующие картинки. Составьте предложение о Феде по ним. (У Феди теплый шарф.)
– Докажите, что это предложение. Составьте из предложенных вам разных частей схемы, подходящую к этому предложению схему. Сверьте с образцом на слайде. (1 ученик на доске)
– Запишите это предложение, сверяясь с образцом на 6-ой рабочей строке.
· Запись слов под диктовку.
– Слайд 20. Какие предметы одежды перечислены в предложениях? В какое время года мы их одеваем?
– Слайд 21. В следующей свободной рабочей строке запишите под мою диктовку название одежды, которую мы так же одеваем зимой: Шапка, штаны, жилет.
– Какое слово лишнее? Почему? (Жилет, не начинается на букву ш)
– Какое правило спряталось в слове жилет? Проверьте, правильно ли вы его написали? Подчеркните правило.
· Работа со словом светофор.
– Фаина и Федя загадали вам загадку. Отгадайте, пожалуйста:
Шапка красна,
Жилет желт,
Штаны зелены.
Вдоль дороги он стоит,
Что нам делать говорит.
Вместо слов зимой и летом
Светит нам он разным светом…(Светофор)
– Слайд 22. Молодцы! Красный свет, что нам говорит? Желтый? Зеленый?
– А знаете, как пишется это слово? Внизу страницы, в серой рамочке, печатными буквами написано слово светофор. Прочитайте его про себя, а теперь хором. Рядом пропишите его письменными буквами.
– Слайд 23. Вместе с загадкой они попросили составить предложение из рассыпанных слов: У, светофор, горит, дороги. (У дороги горит светофор.)
5. Рефлексия деятельности. (3 мин. )
– Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Сравните свою работу с поставленной целью.
– Удалось ли решить? Чему мы научились?
– Слайд 24. Дополните фразу:
· Я знаю….
· Я запомнил (а)….
· Я смог (у)….
Дополнительное задание:
– Мы сегодня познакомились с именами Фаина, Федя. Послушайте скороговорки и скажите, какие имена в них на букву Ф встречаются:
· В огороде Фекла ахала и охала:
Уродилась свекла не на грядке, около.
· У Фани фуфайка, у Фаи туфли.
· Наш Филат не бывает виноват.
· Наш Фома играл в футбол,
Он забил в ворота гол.
3.2.1: Теория жестких и мягких кислот и оснований
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 192314
Примечание доктора Хааса: Теория жестких и мягких кислот и оснований (HSAB) позволяет нам предсказать, какие кислоты и основания предпочитают взаимодействовать. Напомним, что кислотно-основная теория Льюиса может быть применена для описания взаимодействий металл-лиганд. Ионы металлов являются акцепторами электронных пар и, таким образом, представляют собой кислоты Льюиса. Поэтому, когда мы обсуждаем в этом курсе жесткие или мягкие «кислоты», мы обсуждаем ионы металлов. Лиганды являются донорами электронных пар и, следовательно, являются основаниями Льюиса. Когда мы обсуждаем жесткие или мягкие «основания», мы обсуждаем лиганды.
Мягкость грубо относится к поляризуемости кислоты или основания. Чем крупнее и нейтральнее любой вид, тем он мягче. И наоборот, чем меньше и заряженнее вид, тем он сложнее.
Теория HSAB является полезным инструментом для прогнозирования термодинамической стабильности или кинетической лабильности комплексов металл-лиганд. Но другие важные факторы, такие как хелатный эффект или энергия стабилизации поля лиганда (LFSE), также должны учитываться и могут перевешивать эффекты HSAB.
Введение
Определенные ионы металлов образуют более сильные взаимодействия с определенными лигандами. Это наблюдение привело к созданию системы классификации под названием Hard and Soft Acids and Bases (HSAB) , разработанной Пирсоном. Это теория, которую вы можете использовать, чтобы предсказать, какие ионы металлов и лиганды будут взаимодействовать наиболее благоприятно.
Жесткие/мягкие кислоты/основания
Классификация
Кислоты и основания Льюиса можно классифицировать, обозначая их как жесткие или мягкие. Кислоты и основания не являются строго жесткими или мягкими, поскольку многие ионы и соединения классифицируются как промежуточные. Категоризация основана на трех факторах: (1) плотность заряда или отношение заряда к размеру (2) поляризуемость (3) ковалентная или ионная природа взаимодействий.
Жесткие кислоты/основания:
В общем, «жесткие» кислоты и основания имеют высокую плотность заряда , являются не очень поляризуемыми e и образуют связывающие взаимодействия, более 32 ионные 90 . Эти атомы и ионы, как правило, имеют высокий заряд и/или малый радиус.
- Типичные жесткие кислоты: ионов металлов с высоким положительным зарядом и меньшим размером ионов, как правило, являются жесткими кислотами. Ранние ионы переходных металлов в ряду 3d имеют тенденцию быть жесткими кислотами Льюиса.
- Типичные твердые основания : Небольшие анионы и нейтральные молекулы; гетероатомы второй строки периодической таблицы обычно жесткие (N, O, F). Некоторые примеры жестких кислот и оснований включают: H + , O 2-, OH –, F –, Fe 3+ и Al 3+ . Атомы кислорода всегда твердые, а атомы N обычно имеют твердость .
Мягкие кислоты/основания:
Обычно «мягкие» кислоты или основания имеют с низкой плотностью заряда , являются более поляризуемыми и образуют связи, более ковалентные по своей природе. Эти атомы/ионы, как правило, имеют низкий заряд и/или большой радиус.
- Типичные мягкие кислоты : переходные металлы с зарядом (+1) (например, Cu + ) или находящиеся в конце 4d и 5d серий (например, Cd 2+ и Hg 2+ ), относятся к мягким. К мягким кислотам часто относятся переходные металлы второго и третьего рядов периодической таблицы, имеющие заряд +1 или +2, а также поздние переходные металлы (особенно в рядах 4d и 5d) с заполненными или почти полностью заполненными d орбитали.
- Типичные мягкие основания: Более крупные анионы и нейтральные молекулы. Например, I – и S 2- – мягкие основы.
Промежуточные кислоты/основания:
Это кислоты и основания промежуточного характера между жесткими и мягкими. Например, триметилборан, катионы Fe 2+ и Pb 2+ являются промежуточными кислотами, а пиридин и анилин — примерами промежуточных оснований.
Элемент может иметь различный характер твердости/мягкости в зависимости от его степени окисления и от того, влияют ли на его поляризуемость окружающие атомы и связи. Самый крайний пример — водород, где H + — жесткая кислота, а H — — мягкое основание. Ni 3+ (как в слоистом соединении NiOOH) — жесткая кислота, а Ni 0 (как в Ni(CO) 4 ) — мягкая кислота. Азот является жестким, когда он является аммином (-NH 2 ), но азот в пиридине является пограничным из-за повышенной поляризуемости, придаваемой ароматическим кольцом. На рисунках ниже показаны жесткие/мягкие тренды для кислот (слева) и оснований (справа) в периодической таблице. Для оснований основной жесткий / мягкий разрыв находится между 2-й строкой (N, O, F) и строками ниже.
Тренды Hard-Soft для кислот |
Тренды Hard-Soft для оснований |
Подобное связывается с подобным
Жесткие кислоты сильнее взаимодействуют с жесткими основаниями, чем с мягкими, а мягкие кислоты сильнее взаимодействуют с мягкими основаниями, чем с жесткими. Таким образом, наиболее стабильными являются комплексы с жестко-жестким и мягко-мягким взаимодействием. Эта тенденция проиллюстрирована в таблице ниже, которая показывает тенденцию констант образования жестких и мягких кислот. Жесткие кислоты связывают галогениды в порядке F – > Cl – > Br – > I – , тогда как мягкие кислоты следуют противоположной тенденции.
Лог К 1 | фторид | хлористый | бромид | йодид | кислотная классификация |
---|---|---|---|---|---|
Fe 3+ | 6,0 | 1,4 | 0,5 | – | Жесткий |
Pb 2+ | 1,3 | 0,9 | 1. 1 | 1,3 | Средний |
Аг + | 0,4 | 3.3 | 4.7 | 6,6 | Мягкий |
2+ | 1,0 | 6.7 | 8,9 | 12,9 | Мягкий |
Ион самого мягкого металла в периодической таблице — Au + 9{-}}\]
Эта реакция используется при добыче золота для отделения мелких хлопьев золота от больших объемов песка и других оксидов. Точно так же Ag растворяется окислением воздухом в растворах цианидов. Затем драгоценные металлы выделяют из раствора с помощью химических восстановителей или гальваники. Однако крупномасштабное использование цианид-иона в горнодобывающей промышленности создает потенциально серьезную опасность для окружающей среды. В 2000 году авария в Бая-Маре, Румыния, привела к крупнейшей экологической катастрофе в Европе со времен Чернобыля. Высокотоксичный цианид постепенно окисляется воздухом до менее токсичного цианата (OCN 9).0069 – ) ион. В лабораторных масштабах цианидные растворы обычно утилизируются с помощью отбеливателя для окисления CN – до OCN –, а металл извлекается в виде нерастворимой хлоридной соли.
Сетчатый пруд с раствором рядом с цианидным кучным выщелачиванием золотой руды недалеко от Элко, Невада (1992 г.). |
Ион Au 3+ из-за его более высокого положительного заряда является более жесткой кислотой, чем Au + и может образовывать комплексы с более твердыми основаниями, такими как H 2 O и аминами. В соответствии с принципом «подобное связывает подобное», соединение AuI (мягкое-мягкое) стабильно, но AuI 3 (жесткое-мягкое) неизвестно. И наоборот, AuF никогда не выделяли, но AuF 3 (жесткий-жесткий) стабилен.
Упражнение \(\PageIndex{1}\)
Укажите, какой из следующих ионов тверже.
а) цинк(II) или ртуть(II)
б) калий(I) или медь(I)
c) железо(II) или железо(III)
- Ответ a:
Zn(II), потому что он меньше по размеру и менее поляризуем.
- Ответ б:
К + , потому что он менее электроотрицателен.
- Ответ c:
Fe(III) из-за более высокого заряда.
Упражнение \(\PageIndex{2}\)
Предложите, какая из следующих основ мягче.
A) ME 3 P OR ME 3 N
B) Хлорид или йодид
C) Амид (NH 2 – ) или Azide (NH 3 – ) или Azide (N 3 . .......... . . . . – ). Ответ а: Me 3 P, потому что фосфор крупнее азота и более поляризуем. Йодид, который крупнее и лучше поляризуется, чем хлорид. Азид, который имеет более поляризуемую, делокализованную систему пи-связей. Есть несколько очевидных применений HSAB в металлургии и геологии. Некоторыми распространенными минералами твердых металлов являются рутил (оксид титана, TiO 2 ), доломит (карбонат магния и кальция CaMg (CO 3 ) 2 ) и хромит (оксид железа и хрома, FeCrO 4 ). Фториды, карбонаты, оксиды, фосфаты и сульфаты являются примерами твердых оснований. Некоторыми распространенными минералами мягких металлов являются галенит (сульфид свинца, PbS 2 ) и киноварь (сульфид ртути, HgS). Сульфиды являются наиболее распространенными мягкими основаниями в геологии, хотя более крупные галогениды, такие как бромид и йодид, также являются мягкими. Некоторые металлы могут сочетаться как с твердыми, так и с мягкими основаниями, особенно с металлами из средней группы переходных металлов. Например, железо (III) часто встречается в виде гематита (оксид железа, Fe 2 O 3 ), тогда как железо (II) также может быть найдено в виде пирита (сульфид железа, FeS). Молибден(VI) встречается в виде повеллита (оксид кальция-молибдена, CaMoO 4 ), но наиболее часто добываемая руда содержит молибден (IV), обнаруженный в молибдените (MoS 2 ). Предложите формулу вероятного минерала, содержащего каждый из следующих ионов. а) цирконий(IV) б) кадмий(II) в) вольфрам(VI) г) цинк(II) д) медь(I) ZrO 2 СдС WO 3 ЗНС Медь 2 С В биологии металлы демонстрируют аспекты жесткой и мягкой химии кислот и оснований. Относительно жесткие ионы калия связываются с атомами кислорода в ДНК, помогая стабилизировать структуру спирали. Кальмодулин, который способствует усвоению кальция, использует жесткие доноры кислорода в виде аспартата и глутамата для связывания с Ca 9.0069 2+ Упражнение \(\PageIndex{3}\)
С другой стороны, медь(I) является мягкой кислотой. В пластоцианине тополя, который помогает в переносе электронов во время реакций в растительной клетке, ион меди координирован с двумя донорами азота гистидинами и двумя донорами серы, цистеином и метионином.
Многие биологически важные ионы металлов попадают в категорию «пограничных» между жесткими и мягкими. Железо является одним из самых распространенных элементов на Земле, и многие соединения железа играют важную роль в биологии. Многие биологические соединения содержат железо(II), способное хорошо связываться как с жесткими, так и с мягкими лигандами. Следовательно, он обнаруживается с анионными донорами карбоксилата кислорода в метанмонооксигеназе, нейтральными и анионными донорами порфирина азота в белках гема, цистеинами серы и сульфидами в ферридоксинах и других железо-серных кластерах.
Явления жестких и мягких кислот и оснований изучались с использованием теории молекулярных орбиталей и других количественных подходов. В теории МО было показано, что взаимодействия между жесткими анионами и катионами характеризуются большими расстояниями между ВЗМО и НСМО, тогда как взаимодействия между мягкими анионами и катионами характеризуются небольшими расстояниями между ВЗМО и НСМО. Другими словами, в жестких кислотно-основных взаимодействиях преобладает более сильно ионный характер, а в мягких кислотно-основных взаимодействиях преобладает более сильно ковалентный характер.
Упражнение \(\PageIndex{4}\)
Ионы ртути, Hg(I) и Hg(II), особенно ядовиты. Они могут вытеснять другие металлы из ферментов, так что ферменты перестают работать.
а) эти ионы жесткие или мягкие?
б) какие аминокислотные остатки скорее всего свяжутся с ними?
- Ответ a:
Hg(I) и Hg(II) — крупные поляризуемые ионы. Это мягкие катионы, и они должны хорошо связываться с мягкими донорами.
- Ответ б:
Наиболее распространенным мягким донором является атом серы или сульфид-ион; в аминокислотах, что предполагает цистеин или метионин.
Упражнение \(\PageIndex{5}\)
Энтеробактин (ниже) — это молекула, используемая некоторыми бактериями для связывания железа(III) и его транспортировки в клетку. Константа образования комплекса железо(III)-энтеробактин составляет около 10 49 . Укажите причины, по которым константа образования так высока.
- Ответить
Fe(III) является жестким катионом и должен хорошо связываться с донорами кислорода. У энтеробактина есть несколько доноров кислорода, которые он может обеспечить железу. На самом деле на каждом бензольном кольце энтеробактина имеется пара ОН-групп. Эти бензольные кольца с двумя ОН-группами рядом друг с другом называются «катехолами». Поскольку в энтеробактине имеется три таких группы, а между ними достаточно места, чтобы группы могли свернуться вокруг центрального атома, энтеробактин является хелатирующим (гексадентатным) донором с высокой константой связывания.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Теги