Разное

Эстетическое воспитание дошкольников: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Эстетическое воспитание детей. Памятки для родителей. | Статья:

Эстетическое воспитание в семье

    Эстетическое воспитание – развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству.

    Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

    Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведения окружающих, настроения их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершенствованию благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям  в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.

    Огромную роль в эстетическом воспитании играет семья. Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

– опрятности членов семьи, атмосферы взаимного уважения, искренних эмоций, умения выражать свои чувства словом, наличия дисциплины и правил поведения. Всё это основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребёнка;

– воспитание вкуса начинается с пения колыбельных песен, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребёнком;

– формирование умения ценить произведения искусства, тяги к созиданию развивает рисование;

– регулярное чтение книг, рассказывание сказок.

– проведение бесед, которые необходимы для ответов на вопросы ребёнка, возникающие во время познания окружающего мира;

– эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота.

    Всё это с самого раннего детства формирует у ребёнка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдёт своё выражение в эстетическом сознании.

Рекомендации для родителей

по эстетическому воспитанию в семье

    Для формирования эстетического вкуса у ребёнка необходимо:

1. Воспитывать у ребёнка наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт в увиденном. (Например, обратить внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные, у берёзки золотистые и т.д.)

2. Систематически поощрять ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

3. Обращать внимание детей на особенности: красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.

4. Выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. (Например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться).

5. Дать ребёнку право выбора наиболее понравившейся ему вещи из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей.

Чем интересным можно заняться в кругу семьи?

1. Лепка – помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предмета. Работа особенно увлекает, когда предназначена для определённой цели (подарок маме, папе и т.д.) Дети любят лепить из теста.

2. Подготовка к Новому году. Ваша задача, создать игрушку, которая будет украшать ёлку. Что можно изготовить? Бумажные флажки, декоративные цепочки, игрушки оригами, игрушки из природного материала (шишки, скорлупа грецкого ореха, из яичной скорлупы и т. д.)

3. Печать ладошками. Покрыть ладошки краской. Сделать оттиск, а потом пофантазировав получить картинку «рыбку», «грибок» и т.д.

4. Конструирование из кубиков.

Желаем удач!

Воспитатель Сморгонского ЦКРОиР         С.В.Сакович

 

Использованные источники:

1. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: кн. для учителя/ Б. М. Неменский. -2-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1987.- 255 с.

2. Лабунская, Г. В. Художественное воспитание детей в семье / Г. В. Лабунская – М. : Педагогика, 1970.  47с.

3. Лихачёв, Б. Г. Эстетика воспитания / Б. Г. Лихачёв. – М. : Педагогика, 1972.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ | Статья по окружающему миру (старшая группа) на тему:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, что в значительной степени затрудненно у слабо-видящих детей ,  незрячих детей и детей со сложным дефектом развития.

 В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:

– систематически развивать эстетическое восприятие,

– эстетические чувства и представления детей,

– художественно-творческие способности,

– формировать основы эстетического вкуса.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка.                                                                                                                          Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие воспитанников, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.

Для детей имеющих сложный дефект развития художественно-эстетическое воспитание осуществляется через расширение чувственного опыта:

  1.  сенсорное развитие;
  2.  использование сохранных анализаторов;
  3.  использование наглядности.

В процессе эстетического воспитания у детей удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие дошкольники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

Сенсомоторное воспитание и развитие – основа эстетического воспитания.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

У слабо-видящих детей, лишенных зрительного восприятия , на передний план выходят другие анализаторы:

Слуховой, осязательный, обонятельный. кинестетический, вкусовой.  

Необходимо рассказывать ребенку о цвете. Даже если он совсем не видит и не может представить себе, что такое цвет, он должен знать, какие цвета существуют, что они окрашивают предметы и делают их характерно узнаваемыми.  Перечислите основные носители эталона цвета: небо голубое, трава зеленая, помидор красный, солнце и одуванчики желтые, снег белый, земля черная. Постепенно этот список нужно расширять ,чтобы ребенок не думал , что голубое только небо а зеленая лишь трава и больше ничего. Надо на словах объяснять детям, что некоторые совсем не похожие друг на друга предметы могут быть одного или похожего цвета, но с различным оттенком. Оттенки цвета можно сравнить на примере разной температуры воды . Если очень насыщенные цвета, как очень холодная или очень горячая вода, а если более спокойные, теплые и прохладные. Ребенок должен знать, какого цвета на нем одежда.

С учетом своеобразия развития детей с сложным дефектом- эстетическое воспитание обучения направлено на решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.
  2. Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел.
  3. Поддерживать экспериментирование с красками, изобразительными материалами, аппликативными формами, комками глины и пластилина для создания простых, выразительных композиций.
  4. Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.
  5. Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.
  6. Воспитывать эмоциональное отношение к природе и дизайну своего быта, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
  7. Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты.
  8. Развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров.

 Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной деятельности.

В детском саду самыми доступными и распространенными средствами эстетического воспитания являются музыка, изобразительное и декоративное искусство, театр.

Большое место  в работе с детьми,  имеющими сложный дефект,  отводится знакомству с музыкой, музыкальному воспитанию. Музыка звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Задачи музыкального воспитания:

формировать знания о музыке;

корригировать отклонения интеллектуального развития;

совершенствовать певческие навыки;

развивать речевую активность;

развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

На музыкальных занятиях используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:

хоровое и сольное пение;

игра на музыкальных инструментах;

слушание музыки;

музыкально-ритмические движения;

инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;

рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;

творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;

коммуникативные игры.

На занятиях используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного музицирования.

Музыкальное воспитание не исчерпывается только развитием и обучением ребенка на музыкальных занятиях. Музыка должна сопровождать жизнь ребенка в различные режимные моменты, на других занятиях, на прогулках, перед сном. Родителям важно знать о музыкальных произведениях, рекомендуемых ребенку для домашнего прослушивания. Таким образом, в коррекционно-развивающий процесс включаются все взрослые, окружающие малыша: родители, воспитатели, педагог-дефектолог, музыкальный руководитель.

Развитие музыкальных способностей при прослушивании музыки, пении, в танце, играх, помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Это воздействие особенно сказывается на развитии ребенка дошкольного возраста. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включиться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых — стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.

Заключение

Система мероприятий по развитию эстетического восприятия у детей, посещающих детский сад компенсирующего вида, направлена на преодоление характерных для них дефектов в области эмоций.

Одной из задач эстетического воспитания детей с сложным дефектом, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоение детьми навыков культурного поведения (эстетики поведения). Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения и т. п.

Примером для детей служат отношения взрослых и членов дошкольного коллектива, создаваемая ими атмосфера доброжелательности и порядка.

Таким образом, формирование умения вести себя, выработка навыков и привычек культурного поведения непосредственно связаны не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием дошкольников.

Эстетически действенной должна быть форма проведения любого мероприятия — высокохудожественное оформление, содержательная программа, оригинальные костюмы и т. д.

Богатейший источник эстетического наслаждения — музыка. Она благотворно влияет на развитие личности ребенка. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.

Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, малыш учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.

Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением в развитии очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.

Художественное образование для малышей | KLA Schools

18 августа 2022 г.

В рамках образовательного подхода Реджо-Эмилии ребенок считается компетентным, способным и естественным исследователем, который хочет учиться и исследовать. Малыши особенно любопытны и быстро познают окружающий их мир. Поскольку раннее знакомство с изобразительным искусством предлагает детям бесконечные возможности, многие школы Реджо-Эмилии предлагают детям ателье или художественную студию.

В ателье Реджо-Эмилии дети могут исследовать материалы, подходящие для малышей, такие как глина, бумага, ткань, проволока, свет, бусины, ракушки, листья и дерево, среди прочего, по своему усмотрению.

Образцы художественного образования для малышей

  • Создание небольших скульптур из удобной для малышей глины
  • Смешивание разных цветов и экспериментирование с созданием цветов
  • Склеивание таких предметов, как помпоны, листья и цветная папиросная бумага, для создания мозаичного коллажа
  • Рисование тротуарным мелом
  • Вырезание фигур из плотной бумаги с помощью безопасных ножниц
  • Окрашивание губками
  • Использование детской краски для создания изображений с использованием картофельного штампа, вырезанного взрослым
  • Отслеживание простых фигур, таких как дно бумажного стаканчика
  • Воссоздание видимого объекта, например цветка или игрушки

4 преимущества художественного образования для малышей

  • Развитие мелкой моторики. Маленькие дети лучше всего учатся на практическом опыте, а широкий выбор художественных материалов позволяет малышам получить полный сенсорный опыт. Это помогает малышам развивать мелкую моторику, например зрительно-моторную координацию и отслеживание взгляда. Эти навыки являются строительными блоками чтения, письма и сложения столбцов чисел.
  • Развитие решения проблем и причины и следствия. Практическое художественное образование также помогает малышам развивать навыки решения проблем. Например, если ваш малыш пытается нарисовать своего плюшевого мишку, он может поэкспериментировать с разными цветами или даже исследовать другие материалы, которые можно использовать для улучшения своего рисунка. Они могут испытывать причину и следствие в безопасной, позитивной среде.
  • Развитие языковых и социальных навыков. Раннее обучение искусству может также укрепить языковые и социальные навыки. Работая вместе с учителями и сверстниками, малыш будет обсуждать цвета, формы, узоры, размеры и действия. Они могут практиковаться в самовыражении и наращивать словарный запас, который также может применяться в грамотности и ранних математических концепциях. Сотрудничая со своими друзьями, они могут научиться регулировать эмоции, принимать другие точки зрения и получать удовольствие, создавая что-то вместе с другими.
  • Развитие уверенности. Творчество вселяет в малышей уверенность. Успешно создавая то, что он задумал, и работая с другими над созданием идеи, малыш обретает уверенность в себе. Они учатся прислушиваться к своему собственному творчеству и в этом процессе исследуют свои собственные идеи и идентичность.

Художественное образование для малышей, например, в ателье в школе Реджо-Эмилии, поощряет эксперименты, интуицию и спонтанное творчество. Раннее художественное образование имеет много преимуществ для малышей как сейчас, так и на протяжении всей их жизни.

Убедитесь, что ваш ребенок получит художественное образование

Вопрос: Мой 10-летний ребенок очень артистичен, но в его школе нет художественной программы. Это нормально? Что я могу сделать, чтобы способствовать творчеству моего ребенка?


A: К сожалению, многие школы за последние десять лет столкнулись с сокращением бюджета на художественные программы, по словам Гленна А. Рэя, Эд. Д., исполнительного директора Ассоциации развития художественного образования.

И все же искусство — важный инструмент обучения. Через искусство дети учатся самодисциплине, творчеству и уверенности в успехе. Это помогает им познавать мир и видеть его по-новому. Он дает возможность выражать мысли, чувства и надежды. Искусство также может помочь детям лучше учиться, помогая им анализировать, интерпретировать и усердно работать для достижения цели. «Появляется все больше и больше исследований, показывающих, что участие в искусстве влияет на успеваемость учащихся», — говорит Рэй. «Искусство — прекрасный инструмент, помогающий детям учиться наиболее оптимальным образом».

Вот несколько советов, как развивать у вашего ребенка творческие способности и любовь к искусству, а также поддерживать художественное образование в школе.

Они предоставлены Национальным родительским комитетом и Образовательным центром искусств Гетти в рамках их совместного проекта «Будь умнее, включай искусство».

Разговор об искусстве. Один из лучших способов заинтересовать вашего ребенка искусством — проявить энтузиазм самому. Расскажите об истории особого произведения искусства в вашем собственном доме — стеганого одеяла, гончарного изделия или картины.

Прогуляйтесь по своему району, посмотрите и поговорите о зданиях, которые видите вы и ваш ребенок. Расскажите об их отличиях — типах крыш, количестве и размещении дверей и окон, строительных материалах и отделке. Как внешний вид здания (его форма) помогает тому, для чего оно используется (его функции)?

Наконец, поощряйте ребенка говорить об искусстве. Что ему нравится или не нравится и почему?

Предоставить материалы. Поощряйте интерес вашего ребенка к искусству, предоставляя материалы и место для творчества. Мелки, глина для лепки, обрезки пряжи и ткани, различные виды бумаги и найденные предметы, такие как ракушки, веточки, пуговицы, могут помочь вашим детям творить. Обеспечьте специальное место для работы, например, старый стол и ящик или полку для хранения материалов. Заниматься искусством может быть грязно, но важно поощрять творчество ребенка. Обеспечьте своих детей нагрудниками и фартуками, а также бумагой и тканью для покрытия поверхностей и полов.

Поощряйте творчество. Помогите ребенку придумать оригинальные идеи и развить их. Вы можете сделать это, прочитав только начало рассказа, а затем попросив ребенка нарисовать картинку, показывающую, чем может закончиться рассказ. Или нарисуйте на листе бумаги закорючку и попросите ребенка использовать ее в качестве начала рисунка.

Когда ваш ребенок создает произведение искусства, примите работу ребенка и его или ее точку зрения на нее, чтобы поощрять ребенка к дальнейшему изучению искусства. Будьте позитивны и искренне хвалите. Например, укажите на деталь, которая является творческой. Вы всегда можете прокомментировать что-то в работе, например, ее дизайн или оригинальность. Задайте ребенку вопросы о картине.

Стимулировать интерес. Узнайте, есть ли в вашем сообществе местный художественный музей или культурный центр и доступны ли занятия или программы для молодежи и семей. Следите за специальными мероприятиями, такими как арт-ярмарки. Сначала вызовите интерес у ребенка, рассказав о том, что вы увидите или сделаете. Посещение музея с предметами древнеегипетского искусства может показаться детям скучным. Так что скажите им, что они увидят мумии, старинные украшения и талисманы удачи, созданные для защиты от злых духов. Во время экскурсии по музею расскажите о формах и цветах, которые делают предметы интересными и привлекательными.

Вы также можете сделать искусство интересным, связав его с тем, что уже нравится вашему ребенку. Ребенку, очарованному морем, могут быть интересны картины Уинслоу Гомера. Подростку, который любит научную фантастику, может понравиться картина Сальвадора Дали или М.К. Эшер. Поощряйте гордость за свое культурное наследие, помогая детям находить произведения искусства и художников, представляющих вашу культуру, например искусство Гарлемского Возрождения, ткачество навахо, оригами и т. д. Обратитесь за помощью к библиотекарю. Просмотрите книги вместе с ребенком. Тогда посетите художественный музей.

 

Поддерживайте художественное образование в обществе. Есть способы, которыми вы можете принять участие в том, чтобы сделать и сохранить художественное образование жизненно важной частью вашей школы и сообщества. Станьте сторонником улучшения художественной программы вашей школы.

Работайте вместе с другими родителями, местным родительским комитетом, членами художественных организаций и другими членами сообщества, чтобы подчеркнуть важность художественного образования дома, в обществе и в школе. Рассмотрите возможность встречи с директором вашей школы, чтобы узнать, что PTA и другие группы поддержки искусства могут сделать для поддержки эффективной учебной программы по искусству. Вот несколько вариантов:

  1. Спонсируйте серию семейных «художественных экскурсий» в местные галереи, художественные музеи и художественные ярмарки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *