Разное

Духовно нравственное воспитание школьников классный час – – | – Pandia.ru

Духовно-нравственное воспитание: классный час в школе

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности. Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Классный час на тему духовно-нравственного воспитания

?Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества.?

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами. Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».

Духовность и нравственность — определение понятий

?Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека. В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися». Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.

Церковь также привлекается к воспитанию нравственности

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.
Концепция духовно-нравственного воспитания

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность. Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.

Нравственное воспитание в семье закладывает основу

Совет родителям: важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

?Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным. Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.Роль родителей и школы в воспитании

Роль родителей и школы в воспитании нравственной личности

К основным элементам нравственных потребностей относятся:

  1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
  2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
  3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения. В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.

Ценности духовно-нравственного воспитания дома и в школе

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.
Презентация в старших классах на тему «Гордость России»

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям: помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности. Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.

Учитель проводит беседу на классном часе

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

detki.guru

Классный час (6 класс) на тему: Классный час по нравственному воспитанию на тему “Азбука нравственности”.

Классный час “Азбука нравственности»

Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе,  обществе. 

Задачи: 

– знать о категориях добра и зла;

– развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;

– воспитывать культуру общения друг с другом.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.

Форма проведения:   поисковые, дискуссионные.

Ход урока:

1.Организационная часть. слайд1.Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

– Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на классном часе «Азбука нравственности». Слайд 2., 3., если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает  с азбуки,  букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности. Цель нашей встречи: какие нормы поведения в  классном коллективе, обществе, правила  общения друг с другом нужно знать,  также  знать категории добра и зла.

– Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности? Слайд 4. Выберите те качества характера, которые присущи вам.

-Какая я Личность?

– творческая

 -милосердная

– справедливая

– честная

– целеустремленная

– вежливая

– умная

– доброжелательная

– доверчивая

– трудолюбивая

– спокойная

– злая

– мечтательная

 -слабая

– терпеливая

– расчетливая

– агрессивная

– Это качества личности определяющие поведение.

– Что такое “Нравственность” Слайд 5. Как вы понимаете значение слова нравственность? Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека.

– Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!

– Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

– Что такое поведение? Слайд 6Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.

 – Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Сейчас, представьте перед вами зеркало – подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают. 

Народная мудрость гласит: Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда;

 – Как вы думаете что такое Слайд 7 “совесть”? Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.

– Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?

1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?

  • а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
  • б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
  • в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
  • г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
  • д. Или…

2. Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?

  • а. Добросовестно выполните поручение;
  • б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
  • в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
  • г. Найдете повод для отказа;
  • д. Или…

3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

  • а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
  • б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
  • в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
  • г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
  • д. Или …

 4.В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?

  • а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
  • б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
  • в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
  • г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
  • д. Или …

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?

  • а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
  • б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
  • в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
  • г. Сделаете вид, что вас это не касается;
  • д. Или …

6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

  • а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
  • б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
  • в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
  • г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

– Вот мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.

– Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.

-слайд 8.скоро наступит зима, мы будем ловить крупные снежинки  представьте у вас в руках снежинки в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.  Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – ДОБРОТА.  Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому что вы такие добрые сердечные ребята. 

–  И в завершении классного часа послушаем маленький рассказ “Осколки доброты” Слайд 9 неизвестного автора:  Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

-Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

-Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

– Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.

– Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

– Ребята, кто скажет, что такое добро? 

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «Добро это – все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». Слайд 10. Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Слайд 11 .Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».

– Вы согласны с этим высказыванием?

– Как вы его понимаете? (Конечно, же солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)

– Слайд 12. Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».

Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Слайд 13.

  • Добро помни, а зло забывай.
  • Добрые дела красят человека.
  • Делай добро и жди добра.
  • Доброе дело  без награды не остаётся.
  • Добрые дела  дороже богатства.

Из этих пословиц  мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

– Ребята, как вы думаете: А легко ли быть по – настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.

– А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Как вы думаете, как ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)

Слайд 14. Золотое правило нравственности:

Относись к другим так, как  хочешь, чтобы они относились к тебе.

Слайд 15. Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не сверши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

– Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.

Итог занятия: вот такие элементарные  правилами поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте.

– Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

– Что вам больше всего запомнилось?

– Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы  были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы.  Слайд 16.

                                   

 Используемая литература:

  1. Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
  3. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
  4.  Конвенция о правах ребенка. 1989.
  5. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
  6. Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.      
  7. Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.
  9. Интернет – ресурсы.
  10. Песня «Снег кружится».
  11. Песня «В мире доброты».

nsportal.ru

Роль классного часа в духовно-нравственном воспитании учащихся

Доклад на педагогических чтениях на тему:

«Роль классного часа в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Подготовила учитель Серова Е.Ю.

2017-2018гг.

1 Роль классного часа в духовно-нравственном воспитании учащихся

2 А ты? Входя в дома любые –

И в серые, И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи: Какой ты след оставишь?

След, Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Леонид Мартынов «След»

3 “Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”.

С.И. Ожегов

4 Духовно-нравственное воспитание- это процесс формирования

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)

  • нравственного облика (терпение, милосердия, кротость, незлобивость)

  • нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)

  • нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности)

5 Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или

последствиях

данного поступка для окружающих людей.

6 Проблемы духовно- нравственного воспитания

1. Постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребёнка.

2. Разрушительная анти духовная пропаганда в СМИ (культ насилия, жестокости, праздности).

3. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей.

4. Некомпетентность в вопросах становления и воспитания детей.

7 Система правил

  • Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.

  • В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей.

  • Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.

8

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».

В.П. Созонов.

«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношения к окружающему миру».

Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич.

9 Классный час можно проводить в виде таких форм работы:

  • Ролевые игры

  • Устные журналы

  • Встречи с интересными людьми

  • Беседы

  • Конференции

  • Приобщение к искусству

  • И многие другие

Вашему вниманию предлагаю рассмотреть анкеты и методики, которыми можно воспользоваться на классных часах и внеклассных мероприятиях.

10. Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

Мудрость

Добро

Зло

Совесть

Душа

Любовь

Гордыня

Счастье

Свобода

Дружба

Милосердие

Долг

Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

  • понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

  • смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

  • четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста, анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова

11. Методика № 1 Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: “Сейчас я прочитаю вам десять высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас).

Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала;

если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 бала;

если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 бала;

если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 бал.

Напротив, номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание”.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

  8. Мне приятно делать людям радость

  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  • Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

  • в 3 балла – 2 единицы,

  • в 2 балла – 3 единицы,

  • в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

  1. Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

“прочитайте пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо”.

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я… _____________________________________________________

  2. Если кто-то надо мной смеется, то я… _____________________________________________________

  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я… _____________________________________________________

  4. Когда меня постоянно перебивают, то я… _____________________________________________________

  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я… _____________________________________________________

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

  1. Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

“Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5 ”

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят

  2. Иметь много денег

  3. Иметь самый современный компьютер

  4. Иметь верного друга

  5. Мне важно здоровье родителей

  6. Иметь возможность многими командовать

  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

  8. Иметь доброе сердце

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

  • Пять положительных ответов – высокий уровень.

  • 4-е, 3-и – средний уровень.

  • 2-а – ниже среднего уровня.

  • 0-1 – низкий уровень.

  1. Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

” Вам нужно выбрать только один ответ на каждый вопрос”

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.

    1. Пытаюсь ему помочь.

    2. Думаю о том, что могло произойти.

    3. Не обращаю внимания.

  2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

    1. Я скажу ему, чтобы он не приставал.

    2. Отвечу, что не могу ему помочь.

    3. Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

    4. Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

  3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

    1. Я не обращу внимания.

    2. Скажу, что он размазня.

    3. Объясню, что нет ничего страшного.

    4. Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

  4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

    1. Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

    2. Обижусь в ответ.

    3. Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 бала – высокий уровень

  • 2, 3 бала – средний уровень

0, 1 бал – низкий уровень

15

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья”

И. Ф. Свадковский.

infourok.ru

Классный час по духовно-нравственному воспитанию «Добро и зло»

 Классный час по духовно-нравственному воспитанию. Добро и зло

Форма проведения: беседа.

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся;

дать понятия о добре и зле, сущности милосердия;

мотивировать к нравственному самосовершенствованию, научить совершать поступки во имя добра.

Задачи:

Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.

Познакомить с произведениями литературы.

Формировать духовно- нравственные качества человека.

Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

доброта

зло

милосердие

сострадание

Методы обучения:

Беседа

Упражнения

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! К нам в класс пробралась злая колдунья и все перепутала. Посмотрите всё ли нормально. (На доске изображение солнца. На лучах написаны слова: ненависть, грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.

Давайте, всё исправим. Подберите к словам антонимы, и солнышко вновь начнёт улыбаться.

А теперь постарайтесь, определить тему классного часа. (Ответы детей)

Тема классного часа – «Добро и зло».

2. Основная часть

Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это …»
«Добрый человек – это … »

«Зло –это …»

«Злой челоловек- это…»

Толковый словарь раскрывает значение этих слов. ( Зачитываются значение этих слов).

Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)

Может ли человек родится злым?

Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему?

Послушайте притчу

Два волка

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Источник: https://pritchi.ru/id_1203

Что хотел дед сказать внуку? Может ли человек быть всегда только добрым?

Каждый человек может совершать добрые дела. Но в тоже время он может и совершать плохие поступки. Думаю, каждый из вас мог совершить как хорошие, так и плохие дела. Как вы при этом себя чувствовали? Может ли человек совершая плохие дела быть счастлив? За одни свои поступки мы ощущаем гордость, а за другие стыд.

Послушайте, пожалуйста, песню-притчу о добре и зле. Постарайтесь понять и прочувствовать описанные события.

https://www.youtube.com/watch?


Притча
AVI / 24.25 Мб

 

Чему учит эта история?  Что заставило больного у двери совершить такой поступок?

 

Как вы думаете, что произошло потом?

Ситуации. Постарайтесь определить, что есть добро, а что есть зло.

1.Во дворе бегал щенок. Было сразу видно, что хозяина у него нет. Витя привел щенка домой.

2.Мама попросила дочь прибраться в комнате. После многочисленных напоминаний мама сделала порядок в комнате сама.

3.Вера шла по улице. Вдруг она увидела кошелек. Девочка подняла его. Там оказалась небольшая сумма денег и какие-то квитанции. Кошелек был очень красивый. Она взяла его себе.

4.3 ребят залезли в фермерский сад нарвать яблок.

5.Учительница попросила ученика оформить классный уголок. Ученик пообещал, но не выполнил задание.

6.Ученик не выполнил домашнее задание и чтобы не ругали его, сказал, что забыл тетрадь дома.

7.На клумбе росло много красивых цветов. Юноша нарвал букет для девушки.

8.Нина собирается в школу. Мама просит девочку одеться потеплее. На улице мороз.

Нина сопротивляется.

9.В магазине подростки попросили взрослого купить сигареты.

10.Ребята во дворе предложили товарищу выпить.

11.Гражданин, проходя мимо, погладил одиноко сидевшего котенка и пошел дальше.

12.Группа ребят каждый вечер собирается в подъезде. Громко разговаривают, слушают музыку, грызут семечки.

13.Одноклассник помог товарищу на контрольной работе и всем рассказал о своей помощи.

Скажите, а надо ли рассказывать о своих добрых делах? Хвастаться?

Просмотр мультфильма «Просто так»


Мультфильм
MP4 / 30.84 Мб

Издавна добро борется со злом и чаще всего побеждает, так как добро сильнее зла. Ребята, а где добро всегда побеждает зло? Конечно, в сказках. 

Сказка о добре и зле. Джу Джулия

Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.

Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя вызженную опустошенную землю и пустые умершие души.

– Да что же это такое? – сокрушалось Добро, – Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло – и все разрушит!

Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.

А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?

И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рваная рана – Зло прихватило с собой кусок.

Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?

А Зло сладенько так поет:

– Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.

А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь – и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может – сама ведь впустила в дом-то.

Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.

– Чего тебе? – спросило Добро.

– Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно охота.

– Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, – ответило Добро и не открыло дверь.

Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие – Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.

И стала кругом вызженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучочка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.

Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.

И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.

Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:

– Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.

Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.

Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.

Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц.

(На доске):

На добрый привет… (добрый ответ).

Про доброе дело… (говори смело).

Жизнь дана на… (добрые дела).

Учись доброму… (дурное на ум не придет).

Без добрых дел… (нет доброго имени).

Худо тому, … (кто добра не делает никому).

Добрые дела… (красят человека).

Путем зла… (не доходят до добра)

Час в добре пробудешь…(все горе забудешь).

Кто живет в добре… (тот ходит в серебре).

Лихо помнится, а добро…( век не забудется).

Бедного обижать…(себе добра не желать).

    3.Итог

        Если, вы готовы измениться, то можете сделать это уже сейчас и стать добрее. Для этого достаточно перестать причинять кому-либо вред, злиться на кого-либо, обижаться или бояться. Для этого достаточно осознать это и вы сможете измениться. Помочь нам может наша совесть, неподкупный судья, который находится внутри нас, который чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил.

        На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
     

    Литература:

    Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 

     Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
    Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
    Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.
    Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Классный час (7 класс) по теме: Классный час на тему духовно- нравственного воспитания “Здравствуй, человек!”

    Разработка классного часа для учащихся 7-8 классов на тему духовно- нравственного воспитания.

    «Здравствуй, человек!»

    Цели: а) способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся;

               Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;

               В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

               Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

                Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

    Оборудование:презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

    Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

    Ход занятия:

    Два мира есть у человека:

    Один, который нас творит,

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

    Н.Заболоцкий.

    1.Мотивационный блок.

    Учитель:Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком?Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).

    2.Работа с понятием.

    Ученик:Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении  слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

    Учитель:Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

    А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).

    Ч- честность, чуткость, честолюбие.

    Е- единовластный, единодушие, единоличник.

    Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.

    О- обманчивый, образованный, ответственный.

    В- вероломный, внимательный, воспитанный.

    Е-

    К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.

    Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы,оформлявшей кабинет)

    3.Ученики предложили высказывания:

    1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

    2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

    3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)

    4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

    5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

    Учитель:А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

    Ученик:                 Привычки ( Татьяна Валяева)

     Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

     Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

     И вот на двадцатый тебе: “Истеричка!

     Совсем невозможны беседы с тобой!”

     А ты негодуешь: “Я ж тихая, вроде…”

     Но только сказала – и снова на крик;

     Привычка – не то, что приходит, уходит

     Легко, словно ветер поднялся и стих.

     Движенье к привычке идёт вертикально,

     К хорошей – с огромным усилием вверх,

     А вниз – оступился, как будто случайно,

     И дальше сползаешь без всяких помех.

     И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

     На уровень прежний вернуться дано,

     Но вряд ли кому удаётся подняться,

     Спустившись в привычке на самое дно.

     Лишь редкие лица со дна выползают,

     А чаще и взгляда на верх не ведут,

     От лени привычку свою оправдают

     И даже достойной её назовут.

     Жестокость – желаньем добиться порядка,

     А ревность – особенной формой любви,

     Красивая с виду, пустая накладка,

     Попытка прикрыть недостатки свои.

     Подмена понятий с названием новым,

     И вместо падения виден успех.

     Так проще, так легче – оправдывать словом,

     Чем делать попытки подняться наверх.

    Ученик:А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

    А что такое- сила воли?-

    Уменье не кричать от боли,

    Когда поломано крыло?

    Уменье ждать: пока срастётся,

    Потом летать- не как придётся,

    А чтобы только повезло?

    Но, может быть, совсем иначе?

    Крича от ярости и плача,

    Заставить целое крыло

    Решить нелёгкую задачу:

    Подняться выше неудачи.

    И победить- беде назло!

    4.Учитель:Тренинг «Волшебные  руки»(10 пальцев- 10 качеств.)

    На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)

    Нравственное качество

    Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

    Степень сформированности

    (от 1 до 5 баллов)

    Человечность

    1.Благодарность

    2.Великодушие

    3.Вежливость

    4.Доброжелательность

    5.Сострадание

    6.Любовь к людям

    7.Забота о ближних

    8.Послушание

    9.Щедрость

    10.Умение прощать

    Сделай вывод:

    К чему ещё стремиться?

    Учитель:«Человек  познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза.Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

    5.Работа в группах с задачами.

    1.Стрелка-советчик.

    Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда.А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

    2.Цветок на клёне.

    Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

    3.Уменяка.

    Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

    4.Забивон.

    Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

    6.Учитель:Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

    Давайте послушаем советы.

    Ученик:Умейте управлять собою,

    Во всём ищите доброе начало.

    И, споря с трудною судьбо.,

    Учитесь жизнь начать с начала.

    Споткнувшись , самому вставать,

    В себе самом искать опору,

    А если двигаетесь в гору,

    Себя в пути не потерять.

    Не надо жаловаться всем

    Ни на судьбу, ни на болезни-

    Ничто не будет бесполезней

    Избитых, жалких этих тем.

    Не жгите сердце табаком,

    И мозг вином не заливайте,

    И жизнь свою не сокращайте

    Воспоминаньем о плохом.

    Друзей имейте- в трудный час

    Они поддержат и помогут,

    Не будет трудною дорога

    Ни для друзей и ни для вас.

    Не умирайте, пока живы!

    Поверьте, беды все уйдут,-

    Ненастья тоже устают.

    За днём несчастья- день счастливый.

    7.Учитель:Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»( просмотр и комментарии)

    8.Учитель:Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

    1.Самый лучший день- сегодня.

    2.Самая большая ошибка- потеря надежды.

    3.Самая большая слабость- ненависть.

    4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.

    5.Самая нелепая черта характера- самомнение.

    6.Самый опасный человек- лжец.

    7.Самое большое богатства- здоровье.

    8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

    Человек! Это высокое звание.

    Человек, как звезда, рождается

    Средь неясной туманной млечности,

    В бесконечности начинается.
    И кончается в бесконечности…

    Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

    Человек, как звезда, рождается,

    Чтоб светлее стала Вселенная.

    Дм.Голубков.

    «Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти словаФ.Абрама должны стать девизом  каждого человека.

    8.Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по       крайней мере сейчас;

                                    б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;

                                    в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.

    Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

                          2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.

                          3.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах.

                          4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.

                          5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.

    nsportal.ru

    План-конспект занятия (5 класс) по теме: Цикл сценариев классных часов для 5 класса по духовно-нравственному воспитанию

                                                                       С.А. Синягина

    «В музыке только гармония есть»

    (музыкальный вечер для учащихся 6 класса)

    Цель:

    Воспитание  эстетических ценностей школьников через прикосновение к прекрасному.

    Задачи: 

    1.Познакомить детей с примерами воздействия музыки на человека.

    2.Способствовать воспитанию трепетного отношения к музыке.

    3.Воспитывать культуру внимательного прослушивания музыкального произведения, формировать интерес к классической музыке.

    Оборудование: 

     Аудиозаписи музыкальных произведений (на выбор учителя), аудиозапись «Колокольные звоны России», портрет П.И. Чайковского, И.С. Баха, В.А. Моцарта, презентация «Музыкальные инструменты», презентация «Великие композиторы мира».

    Ключевые понятия:

    Душевность, задушевный, искренний, красота.

    Определения ключевых понятий:

    Душевный – полный искреннего дружелюбия.

    Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный.

    Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный.

    Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

    (Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

    Ход занятия

    1.Вступительная часть

    Мы сегодня тихо  сядем –

    Входит музыка в наш дом

    В удивительном наряде:

    Разноцветном, расписном.

    И раздвинутся вдруг стены –

    Вся земля видна вокруг.

    Плещут волны речки пенной,

    Чутко дремлют лес и луг.

    Вдаль бегут степные тропки,

    Тают в дымке голубой.

    Это музыка торопит

    И зовет нас за собой.

            Издавна люди прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках. Это звуки природы: шум дождя и вой ветра, щебет птиц и шелест листвы. Музыка заставляет биться сердце, когда оно влюблено, и страдать, когда человек скорбит, музыка дает возможность  задуматься о вечном, когда человек на перепутье судьбы. И в грусти, и в радости музыка вместе с нами.

         2. Основная часть

    Чтение стихотворений (читают школьники).

    Ветер чуть слышно поет,

    Липа вздыхает у сада.

    Чуткая музыка всюду живет –

    В шелесте трав,

    В шуме дубрав –

    Только прислушаться надо.

    Звучит флейта (исполняет ученик).

    Чтение стихотворений на фоне флейты.

    Звонко струится ручей,

    Падает гром с небосвода.

    Этой мелодией вечной своей

    Мир наполняет природа!

    Тихие слезы свои ива роняет у брода.

    Трелью приветствуют ночь соловьи.

    Звоном ветвей, песней дождей

    Мир наполняет природа.

    Птицы встречают восход,

    Ласточка солнышку рада!

    Чуткая музыка всюду живет,

    Только прислушаться надо.

    Звучит «Серенада» Ф. Шуберта.

    Вопросы:

    – Что вы чувствуете, когда слышите музыку?

    – Какие картины представляете?

    – Что  вы изобразили бы на рисунке, если были бы художником?

           Трудно говорить о том, чего никто не может увидеть, никто не может почувствовать, но что есть лишь в музыке. Это душа. Прекрасная, страдающая, широкая, щедрая. О музыке тоже говорят: душевная, задушевная. Душевный – полный искреннего дружелюбия. Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный. Музыка будит чувства в человеке: радость и веселье, грусть и страдание. Она может поднять настроение и успокоить человека. Может, поэтому человека с большой душой тоже называют душевным. В самые разные периоды жизни человек слушает музыку, и не только тогда, когда ему грустно.

    Звучит «Шутка» И.С. Баха.

    Вопросы:

    – Какие чувства вызвала музыка?

    – Какое настроение передает автор через музыку?

          Легко и весело становится на душе от такой музыки, хотя слов нет совсем. Есть только чувство, рождающееся в душе человека после первых же аккордов. И не важно, на каком языке мы говорим: язык музыки понятен всем без слов. «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа»,- так сказал немецкий романист XIX века Бертольд Ауэрбах.

          Человек возвышается через силу и очарование музыки. Это духовное возвышение, которое происходит всегда, когда человек питает ее, радуясь доброму и красивому, прощая ближнего своего, наблюдая красоту природы и красоту человеческой души.

           Презентация «Великие композиторы мира».

           Певцом природы можно назвать композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился в 1840 году в городе Воткинске. Им создано 6 симфоний, ряд симфонических увертюр: “Ромео и Джульетта”, “Франческа да Филини” и одна программная симфония – “Манфред”. Он написал 11 опер, среди них “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”, три балета (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”), несколько концертных произведений и множество камерных инструментальных пьес и романсов. Искренность, свойственная его музыке, захватывает слушателя, покоряет сердце и душу.

    Звучит «Времена года» П.И.Чайковского (на выбор учителя).

    Презентация «Музыкальные инструменты».

    Загадки о музыкальных инструментах (читают школьники).

    Он по виду брат баяну,

    Где веселье, там и он.

    Я подсказывать не стану

    Всем знаком …     (Аккордеон)

    У какого инструмента

    Есть и струны и педаль?

    Что же это? Несомненно,

    Это славный наш … (Рояль)

    Движенья плавные смычка

    Приводят в трепет струны,

    Мотив журчит издалека,

    Поет про ветер лунный.

    Как ясен звуков перелив,

    В них радость и улыбка,

    Звучит мечтательный мотив.

    Его названье …    (Скрипка)

    Приложил к губам я трубку –

    Полилась по лесу трель,

    Инструмент тот очень хрупкий

    Называется …  (Свирель)

    На коленях я часто сижу,

    Нахожусь постоянно в движенье,

    Как живая, я дышу,

    И все слышат мое пенье. (Гармонь)

    Сверху кожа, снизу тоже,

    На весь дом голосит барабан.

           Удивительный мир музыки открывается всем, кто хочет научиться ее понимать. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский.

           Презентация «Великие композиторы мира».

           «Люблю музыку больше всех других искусств», – говорил Лев Николаевич Толстой. Он любил слушать классическую музыку, особенно музыку Бетховена.

    Звучит фоном «Лунная соната» Бетховена.

            После смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора. Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные к своей бессмертной возлюбленной…

            «Мы устроим с тобой неразлучную жизнь… Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная».

            Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в австрийском городе Зальцбурге. В пять лет он с необыкновенным мастерством играл на клавесине, скрипке, органе. В 14 лет Моцарт стал членом академии. Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга и стал жить в Вене.

            Истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет.  Музыка Моцарта, светлая и лазурная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.

            Звучит «Реквием» («Лакримоза») В.А. Моцарта.

            Когда же рождается  любовь к музыке? Среди первых звуков, которые слышит ребенок, появившийся на свет, – голос мамы, тихий и убаюкивающий, спокойный, мелодичный. Колыбельная матери – вот первая музыка, и пусть крохотный человечек еще не понимает слов,  он чувствует любовь и нежность родного человека, и спокойно спит, и видит цветные сны. В одной притче рассказывается о том, как колыбельная песня смогла напомнить взрослой дочери о материнской любви, которую та давно уже позабыла, находясь на воспитании в чужой семье, куда судьба ее забросила. Девушка проснулась утром и  вспомнила материнскую песню, возрадовалась своему откровению, обняла мать и попросила прощения у нее за холодное и бессердечное к ней отношение.

            Звучит колыбельная (на выбор учителя и школьников).

    О чем звонят колокола?

    Ты лишь услышь…

    Сегодня, завтра и вчера?

    О нас, малыш…

    То музыка скорбящих дев

    И зов на смерть.

    То монотонна, как припев,

    Жизнь – круговерть.

    У колокола есть язык,

    Так важен он.

    Но пустословить не привык –

    То не слова, то звон.

            Звуки колокола для русского человека тоже были музыкой. Эта музыка звала к обедне, оповещала о великом празднике, отпевала усопшего – созывала народ и в горе, и радости.

           Звучит пасхальный колокольный звон.

           Духовная музыка – это особый мир, к которому стремятся прикоснуться люди. Раскрывается душа человека, когда он слышит духовную музыку, потому что она настроена только на созвучие с прекрасным. В этой музыке все: и напевность, и искренность, и чистота, и многоголосие. Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный. Такова и духовная музыка: правдивая и откровенная. А еще красивая. Красота – красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Может, о такой красоте говорят, что она спасет мир? Даже человек, далекий от музыки, придя в храм, с благоговением прикасается к святыням и с трепетом слушает песнопения, ведь в них вечное: жизнь и любовь. «В душе христианина просыпается отвращение и ненависть к греху в любых его проявлениях. Возрождение души, ее просветленное состояние передается и телу», – так говорит Артемий Владимиров о роли  молитвы для православного человека. Наверное, и духовная музыка тоже, как и молитва, возвышает, просветляет человека. Услышав церковное пение, русский поэт создает одно из лучших своих стихотворений.

    Стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» (читает ученица).

    Девушка пела в церковном хоре

    О всех усталых в чужом краю,

    О всех кораблях, ушедших в море,

    О всех забывших радость свою.

    Так пел ее голос, летящий в купол,

    И луч сиял на белом плече,

    И каждый из мрака смотрел и слушал,

    Как белое платье пело в луче.

    И всем казалось, что радость будет,

    Что в тихой заводи все корабли,

    Что на чужбине усталые люди

    Светлую жизнь себе обрели.

    И голос был сладок, и луч был тонок,

    И только высоко, у царских врат,

    Причастный тайнам, – плакал Ребенок

    О том, что никто не придет назад.

          Звучит «Хоральная прелюдия» И.С. Баха «Взываю к Тебе, Иисус Христос».

    3.Заключительная часть

    Звучит скрипка (музыкальный фон). (Исполняет ученица).

    Спасибо, музыка, тебе,

    Ты так чудесна!

    Пусть слов нет, только ты –

    Не бессловесна!

    В тебе душа, в тебе покой,

    В тебе отрада!

    Ты хочешь музыки другой?

    Другой не надо!

    Орган звучит со всех сторон –

    Он не помеха!

    А в храме  колокольный звон –

    Блуждает эхо!

    Пускай для каждого звучит –

    Ты лишь послушай!

    Всех музыка соединит –

    Встревожит душу!

    Литература

    1. Беседа на тему «Музыка и мы». // http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/
    2. Хайрварина Р.А. Мир души. Занятие по духовно-нравственному воспитанию. // ПедСовет. -2007. – №5.

    nsportal.ru

    Классный час “Духовно – нравственное воспитание”

    Классный час – дискуссия по духовно-нравственному воспитанию «Два гномика. Дорога добра»

    Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, 
    как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра”.

    Л.Толстой

    Описание. Данная методическая разработка является базовой основой для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы на протяжении всех лет обучения. К ней мы всегда возвращаемся, когда разбираем “добрые” или “злые” поступки детей в течение 4-х лет обучения в начальной школе. Форма проведения классного часа: беседа-дискуссия. Дети своими выводами, с помощью учителя, открывают тайну “Двух сердец”. После проведенного классного часа ежедневно по утрам перед началом уроков, на приветствие учителя вместе с ним говорят фразу “Нельзя делать зло, надо делать добро!” Методическая разработка рассчитана для обучающихся 1-2 классов, занимающихся по ФГОС.

    Цели мероприятия:

    • Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

    • Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела.

    • Воспитывать уважение к родителям, товарищам.

    Предполагаемый результат:

    1 уровень

    • Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    2 уровень

    • Формирование у учащихся осмысленного отношения к своей жизни.

    • Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества

    3 уровень

    Подготовка:

    1. Карточки с ситуативными задачами (по группам)

    2. Плакаты с пословицами (на доске)

    3. Презентация “Два гномика”

    4. Видеоролик “Дорога доброты”

    5. Песня “Дорога добра”. (Слова: Ю.Энтин, музыка: М. Минков)

    Слова песни распечатаны для каждого ученика.

    5. Плакат “Солнышко” (на доске)

    6. Картинка-раскраска “Гномик” по выбору “добрый” “злой” для каждого ученика

    (Рефлексия)

    Оборудование:

    Плакаты с пословицами и высказываниями:

    • “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

    • “Не одежда красит человека, а его добрые дела”

    • “Спешите делать добро”.

    Ход классного часа

    1. Введение в тему (СЛАЙД 2)

    Учитель: – Добрый день, дорогие ребята! Я рада сегодня всех вас видеть здесь, в нашем классе. Сегодня у нас с вами будет необычный разговор. Мы попытаемся найти ответы на трудные и простые вопросы. Без вашей помощи мне не справиться. Кто готов мне помогать?

    (Дети поднимают руки)

    Учитель: Спасибо! Вы очень добрые дети. Кстати, давайте подумаем, кого можно назвать “добрым”?

    Ответы детей. (Перечисляют добрые поступки людей)

    Учитель: Значит, если человек совершает добрые дела и поступки, то он “хороший” человек.

    Учитель: Как вы думаете, если на земле есть добрые люди, то может быть встречаются и злые? Кто-нибудь из вас встречался с плохими людьми?

    Ответы детей. (Перечисляют плохие поступки)

    Учитель: Значит, если человек совершает плохие дела и поступки, то он “плохой” человек.

    В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?

    Работа в группах (Дети разыгрывают сценки)

    Ситуация 1.

    Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?

    – будете плакать

    – будете защищать товарища кулаками

    – будете тоже смеяться над другом

    – свой вариант

    Ситуация 2.

    Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

    – будете кричать и попытаетесь отобрать ручку

    – пожалуетесь учителю

    – отлупите одноклассника

    – объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя

    Ситуация 3.

    Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

    – будете плакать

    – пожалуетесь учителю

    – не скажите ничего

    – свой вариант.

    Учитель: Вот видите, как порой сложно найти ответ на простые задачи. Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.

    Учитель: Давайте вернемся немного назад и вспомним ваше рождение.

    (СЛАЙД 3-4) Вспомните, какими ласковыми словами вас называли или называют сейчас вас мамы.

    (Ответы детей)

    Учитель: Такими добрыми и ласковыми словами можно называть только самых лучших, самых добрых, самых любимых детей. Вы согласны со мной, что все дети – самые лучшие? (СЛАЙД 5)

    Ответы детей: Да!

    Учитель: А взрослые почему-то бывают разные? (СЛАЙД 6)

    Учитель: Почему нет плохих детей, а взрослые бывают разные? Ведь все взрослые были когда-то замечательными детьми? Как вы думаете?

    (Ответы детей, дискуссия)

    УчительХотите разгадать эту тайну?.. Тогда смотрите и слушайте. И не забывайте, что я нуждаюсь в вашей помощи.

    (СЛАЙД 7)Не забывайте помогать мне.

    (СЛАЙД 8) ТАЙНА ДВУХ СЕРДЕЦ

    (СЛАЙД 9) В сердце каждого ребенка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из которых добрый и хороший, а другой – злой и плохой.

    Учитель: Вспомните, какие хорошие поступки вы совершили сегодня.

    (Ответы детей)

    (СЛАЙД 10-11-12-13-14-15) Растет малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим гномиком. Сегодня сказал “спасибо”, убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил урок;

    Учитель: Может быть, кто-то из вас сможет назвать свои плохие поступки?

    (Ответы детей)

    (Если кто-то рассказал о плохом поступке, то надо объяснить ребенку, что если он понимает, что сделал “плохо”, значит, он больше не будет совершать таких поступков и обязательно похвалить за его честность)

    (СЛАЙД 16-17-18) А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил “здрасьте” учителю, не помыл за собой посуду, не подготовил урок, а завтра не уступил места пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме…

    (СЛАЙД 19) Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудиться и обогащать свой разум – здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе и растет.

    Учитель: А сейчас давайте отправимся в сад Добра.

    Физкультминутка: Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы – деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

    – поздороваться при встрече

    – уступить место в автобусе пожилому человеку

    -жаловаться на всех подряд

    – смастерить скворечник

    – перебивать взрослых, которые разговаривают

    – приготовить маме подарок на 8 Марта

    – помочь полить летом грядку на огороде

    – сорить в классе и в других общественных местах

    – помочь товарищу решить задачу

    -пропустить девочку вперед

    -не здороваться при встрече

    -откусить чужую пиццу

    -помочь убраться в классе

    -драться

    -мириться

    Учитель: Молодцы! В саду Добра растут замечательные деревья!

    Продолжение показа презентации.

    (СЛАЙД 20) Добрый гномик растет в сердце ребенка вместе с ним.

    (СЛАЙД 21) И от этого становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека.

    (СЛАЙД 22) И тогда приятно находиться рядом с такими детьми. Они радуют своим присутствием окружающих.

    (СЛАЙД 23)Когда же человек бывает, груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать, уклониться от какой-то работы – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый.

    (СЛАЙД 24) “Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом”, – призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.

    (СЛАЙД 25-26) Какого же гномика ты хочешь взрастить в своей душе?

    (Ответы детей)

    (СЛАЙД 27) Многое зависит от тебя. Не совершай необдуманных поступков. Всегда подумай, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе. Ты и только ты – контролер своей души! А спрашивать с себя всегда нужно за каждый прожитый день. Перед самым сном, закрыв глаза, пробегись по прошедшему дню – какому гномику ты помог больше – и постарайся завтра не повторять совершённых ошибок.

    (СЛАЙД 28) От того, какому гномику мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастаем: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе, исполнительными, нужными окружающим или злыми, эгоистами, слабовольными и ленивыми, чуждыми людям, живущим вокруг.

    (СЛАЙД 29) Впереди тебя ждет интересная жизнь. Запомни эти слова. И всегда держи их в своем сердце. “Нельзя делать зло, надо делать добро!”

    Учитель: Ребята, кто хочет каждое утро перед уроком, когда мы с вами здороваемся, хором громко говорить эти волшебные слова, чтобы в нашем сердце вырос и окреп добрый гномик? (Ответы детей)

    Учитель: Давайте еще раз хором скажем эти слова:

    Учитель: Давайте хором прочитаем пословицы на доске. Скажите, как вы их понимаете.

    (Ответы детей)

    Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть ролик под названием “Дорога доброты” Внимательно послушайте слова этой песни и постарайтесь объяснить нам, о чем эта песня. (Дети смотрят ролик и слушают песню “Дорога добра”)

    Учитель: Понравилась вам песня? Кто хочет ее выучить?

    (Детям раздают на листочках слова песни. В дальнейшем они ее разучивают и исполняют на школьных праздниках. Можно выучить ее заранее, и во время презентации спеть хором)

    Рефлексия

    Учитель: За окном зима, нам с вами зимой не хватает теплоты и солнечного света. У нас в классе может сейчас засиять солнышко, если кто-то из вас сможет назвать доброе дело, которое он сделал и прикрепить на доску солнечный лучик. (Дети подходят к доске и прикрепляют солнечные лучи с добрыми делами) В серединке солнышка появляется добрый гномик.

    Учитель: Сейчас вы сможете выбрать и разукрасить гномика, который растет в вашей душе. (Детям на выбор предлагают взять “доброго” или “злого” гномика) А мы посмотрим, каких гномиков в классе у нас будет больше. Этих гномиков вы возьмете домой, и расскажите родителям о тайне, которую вы сегодня узнали. (Дети разукрашивают гномиков) Затем поднимают их над головой.

    Учитель: Я очень рада, что в классе у нас столько добрых ребят. Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Помните: добрые слова – корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды, добрые сердца – сады. Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами.

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *