Духовно нравственное воспитание в школе мероприятия: Цикл мероприятий духовно-нравственной направленности | Материал по теме:
Школьные мероприятия – Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды
В школе проводятся различные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся: уроки, классные часы, праздники, встречи с духовными лицами. 2017-18 год «Тамбовский край, гордимся мы историей твоей» Под таким названием прошло 27 сентября общешкольное мероприятие в УК МБОУ «СОШ № 1», посвященное 80-летию образования Тамбовской области. Подробнее… В апреле 2014 года на базе СП № 1 МБОУ СОШ № 1 прошло очередное заседание областного лектория по вопросам духовно-нравственного просвещения ТОГБОУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображения». Поводом для его проведения послужили события в Украине. В мероприятии приняли участие и гости с соседних районов. На повестке лектория был и вопрос о профилактике экстремизма и его противодействию в нынешних условиях. По мнению собравшихся – это один из главных поводов задуматься о гражданском воспитании подрастающего поколения. С приветственным словом к гостям обратилась и.о. директора по УВР МБОУ СОШ № 1 Волынкина С.Ю. Вела заседание старший методист центра Карева Е.Е. В процессе работы лектория участники обменялись опытом воспитания у подростков патриотизма, толерантности, духовности, гармонизации межнациональных отношений. Завершилась работа лектория выступлением отца Алексия, благочинного Кирсановского благочиннического округа. Репортаж телерадиокомпании “Кирсанов” Просвящение молодёжи.wmvДоклад “Воспитание толерантныхи межнациональных отношений в школьном коллективе” Презентация к докладу “Воспитание толерантныхи межнациональных отношений в школьном коллективе”Сценарии проведенных мероприятий Классный час “Спешите делать добро” (сценарий) Классный час “Доброта победит” (сценарий) Классный час “Поговорим о доброте” (сценарий) Классный час “Планета друзей” (сценарий) Открытый урок русского языка «Мы очень разные, но мы вместе» (план урока + презентация)Урок нравственности (презентация) Урок литературы в 7 классе “Открой сердце для любви истинной. ..” (сценарий)Внеклассное мероприятие о Пасхе (сценарий + презентация)Праздник “Весенняя ярмарка” (сценарий + презентация) Семейный праздник Пасхи (сценарий) Внеклассное занятие “Если добрый ты…” ( Внеклассное мероприятие в форме игры «Рождественские посиделки» (сценарий)Экскурсия в музей Кирсанов православный (план проведения презентации + презентация1 + презентация2) Встреча с батюшкой (презентация) Психологический час в 10 классе_Ценностные ориентации личности (сценарий)Час досуга в пришкольном лагере “Сказка” “Сотвори себя сам” (сценарий) |
духовно-нравственное воспитание
2020 год
Выездные мероприятия на спектакли
“Летучая Голландка” и “Все было не совсем так. ..”
в театр “Ковчег”
Мероприятия, посвященные Масленице
– масленичные гуляния для 1-х классов
Театральный урок в Мариинском театре
– мастер-классы
Новогодние елки
2019 год
Битва Хоров
Конкурс литературно-музыкального вечера,
посвященного 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина
Результат – 1 место
Литературный вечер, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова
Сылка – https://vk.com/school23spb?z=video-57904754_456239056%2Fbf93e4aea0728f151c%2Fpl_wall_-57904754
Посвящение в первоклассники
День самоуправления
Осенняя Ярмарка
Общешкольная линейка “По ступеням школьной жизни”
Запись видеоальманаха “Говорит Блок”
Ссылка – https://vk. com/school23spb?z=video-94992070_456239038%2F9524f14095be808154%2Fpl_wall_-57904754
Последний звонок
Творческая встреча с поэтом и композитором – Сергеем Васильевым, автором песен к мульт-сериалам “Смешарики” и “Летающие звери”
Встреча с Васильевым Виктором Николаевичем, членом Союза писателей России, автором книг для детей и важнейшего в его жизни произведения «Зарубки на сердце»
Фестиваль детского литературного творчества
Фестиваль детского литературного творчества
Конкурс “Мисс Весна”
Встреча с писателем Игорем Шевчуком. Игорь Шевчук – детский писатель, поэт, композитор, сценарист Фиксиков, “папа” Смешариков
Школу посетил главный редактор журнала для школьников “Костер” – Харлампиев Николай Борисович
2018 год
Конкурс “Разукрасим мир стихами”
Новогодние сказки
Конкурс “Битва хоров”
Театральные постановки классов
(“Гуси-Лебеди”, “По следам героев А. С.Пушкина”, “Буратино”, Сказка о глупом мышонке”)
Посвящение в первоклассники
Конкурс-экспромт “Читаем море“
Осення Ярмарка
Конкурс “Король и Королева школы”
Конкурс “Мисс Весна”
Масленица в школе
12.09.2014 – во 2А классе и 3Г классе прошли классные часы по теме
«Ты и твои одноклассники»
(в рамках проекта – «Все цвета, кроме церного»)
Ссылка на фото – http://vk.com/album-57904754_202501877
3.10.2014 – в школе проходили мероприятия, посвященные Дню учителя (акция Школьного Парламента, День самоуправления, праздничный концерт)
10. 10.2014 – проведение “Осенней Ярмарки”
Ссылка на фото – https://vk.com/album-57904754_204239761
26.10.2014 – творческие проекты – «Дерево дружбы» (2-е классы)
Ссылка на фото – https://vk.com/album-57904754_204765551
21.10.2014 – в школе прошел литературные вечер “Строки о любви”
(8А и 10А классы)
Ссылка на фото – https://vk.com/album-57904754_204765923
23.10.2014 – ученики 2А и 3Г класса проводили праздник
“Дружба начинается с улыбки”
в рамках их годового классного проекта
“Все цвета кроме черного”
Ссылка на фото – https://vk.com/album-57904754_204775544
Нам нужно нравственное воспитание в школах!
«Школьные дни, школьные дни, старые дорогие дни Золотого правила…»
Эта мелодия 1907 года приходит на ум каждый раз, когда начинается новый учебный год. Это предполагает, что в дополнение к «чтению, чтению и арифметике» хорошие манеры и нравственность когда-то представляли собой неотъемлемую часть учебной программы. Из-за того, что этому часто «учили под дудку деревенской палки», эти правила, регулирующие поведение детей, часто исчезали. Но сейчас мы зашли слишком далеко в противоположном направлении, что привело к разрушительным результатам в классе.
Мы перешли от раздачи телесных наказаний к учителям, подвергающимся судебным искам за наказание ученика, нарушившего правила. Некоторые учителя жалуются, что так много времени тратится на решение поведенческих проблем, которым они едва ли могут научить. Они больше похожи на полицейских, чем на инструкторов.
Это качание маятника также влияет на положительное подкрепление. В некоторых местах учителя больше не могут держать или обнимать ребенка, которого нужно утешить, и даже должны держать руки подальше, когда поздравляют ученика с его успехами.
Учение бахаи говорит нам:
Рассматривать человека как рудник, богатый драгоценными камнями бесценной ценности. Только образование может заставить его раскрыть свои сокровища и дать человечеству возможность извлечь из них пользу. – Бахаулла, Крупицы из Писаний Бахауллы , с. 260.
Эти сокровища — наши дети — нуждаются не только в материальном образовании. Если мы не включим нравственное воспитание в школьную программу, образование может скорее навредить, чем помочь.
Абдул-Баха объяснил:
Обучение нравственности и хорошему поведению гораздо важнее, чем изучение книг. Ребенок чистоплотный, приятный, с добрым характером, хорошо воспитанный, хотя бы и невежественный, предпочтительнее ребенка грубого, немытого, дурного, но при этом глубоко сведущего во всех науках и искусствах. Причина этого в том, что ребенок, который ведет себя хорошо, хотя и невежественен, приносит пользу другим, а злой, невоспитанный ребенок испорчен и вреден для других, хотя и ученый. Однако, если ребенка научить быть образованным и хорошим, результатом будет свет за светом. – Выдержки из Писаний Абдул-Баха , с. 135.
Те, кому не привиты этика и добродетели, вместо того, чтобы погрузиться в свет хорошего характера, скорее всего, будут использовать свои знания в негативных, а не в полезных целях.
В своей книге « Обновление священного: новое видение образования » автор/педагог Уильям Барнс говорит:
…как донаучная религия закрыла объективный низший мир Природы от исследования, так и светское знание запечатывает высший мир духа. – п. 48
Далее он утверждает: «…светское понимание — это человеческое знание, лишенное сакрального измерения». 48
Что является источником хорошего поведения, морального и этического поведения? Религия. Тем не менее, Барнс не поддерживает введение сектантского религиозного обучения в школы. Вместо этого он предлагает вернуться к духовности как основе образования. Он утверждает:
Отделение церкви от государства не может также означать отделение духовно-нравственных ценностей от повседневной жизни. Изменения в сознании и обществе за последние несколько сотен лет сделали священное знание более важным, а не менее важным, чем когда-либо знать и использовать. – п. 61
Он утверждает:
Нравственное воспитание должно позволить учащимся гармонизировать конфликтующие силы в себе и в окружающей среде… – с. 179
Далее Барнс говорит, что:
Учителя духовного образования являются хранителями тех основных ценностей и принципов, которые также должны быть основой культуры и общества, каждой организации и сообщества…. Хорошие ценности абсолютно необходимы для всех форм и размеров человеческого сообщества: сообщество строится и скрепляется только добродетелями. – п. 189
Абдул-Баха говорит нам:
Каждый ребенок потенциально является светом мира — и в то же время его тьмой; поэтому вопрос образования должен считаться первостепенным. С младенчества ребенок должен питаться грудью Божьей любви и воспитываться в объятиях Его знания, чтобы он мог излучать свет, возрастать духовно, наполняться мудростью и ученостью и приобретать качества ангельского существа. хозяин. – Выдержки из Писаний Абдул-Баха , стр. 130-131.
Многие школы по всему миру пришли к таким же выводам. Они включили духовно обоснованные, основанные на ценностях учебные программы, такие как Character Counts (www.charactercounts.org), The Virtues Project (www.virtuesproject.com) и Full-Circle Learning (www.fullcirclelearning. org) в свою учебную программу, обучая своих учеников универсальным ценностям посредством обучения гуманитарной службе. Подобные программы на самом деле помогают детям в веселой, позитивной и творческой форме уважать права и чувства других людей; и начать видеть себя помощниками, целителями и агентами перемен в своих сообществах и на планете. Пусть эта воодушевляющая тенденция распространится, расширится и станет нормой, а не исключением. Наши дети скоро станут будущим. Давайте удостоверимся, что они также станут «светом за светом».
Религиозное и нравственное воспитание в системе государственных школ
Предыдущий | Следующий
Апрель 1983 · Том. 12 № 2 · стр. 34–39
Джудит Дик
Взглядов на религиозное и нравственное воспитание предостаточно! Огромный выбор литературы по нравственному воспитанию, исследования познавательного процесса в его применении к нравственному развитию и разнообразие мнений о религиозном и нравственном воспитании создают огромный лабиринт, в котором легко заблудиться. Чтобы получить общее представление об этой области, будет использоваться классификация с довольно четкими категориями (см. рис. 1). Хотя категории могут показаться слишком разными, они послужат концептуальной основой.
Рис. 1. Сводка литературы по нравственному и/или религиозному воспитанию.
{35}
Преподавание религии иллюстрируется использованием религиозной или специфически сектантской практики в государственных школах и поддерживается такими популистскими группами, как Моральное большинство и Возрождение Канады, в их попытке навязать определенный набор ценностей на всех учащихся. Хотя формирование этих популистских группировок является недавним явлением, проблема не в этом. Отношения между религией и государственным образованием сложны и по-прежнему характеризуются путаницей и тревогой. Часть этой напряженности связана с крайне плюралистическим характером американского и канадского обществ. Мозаика динамических и религиозных выражений варьируется от коренных американцев до самых последних прибывших из Юго-Восточной Азии. Многие иммигранты на протяжении многих лет приезжали в поисках свободы вероисповедания. Однако различные иудео-христианские верования в целом определяли канадские и американские религиозные практики в сфере образования. Безусловно, в школах поощрялись относительно распространенные религиозные обряды, такие как чтение молитвы «Отче наш». Вопрос об уместности такой практики в государственных школах США обострился в связи с историческим решением Верховного суда США по делу Школьный округ Абингдон против Шемппа, 19 лет.62 и Engle vs Vitale, 1962 г.
Очевидно, что намерением судов было не превратить школу в атеистическое учреждение, а скорее уменьшить возможность религиозного прозелитизма и идеологической обработки. Тщательное изучение решений Верховного суда США показывает, что изучение религии на самом деле поощряется в государственных школах.
Сегодняшнее решение суда явно не исключает преподавания о Священном Писании или о различиях между религиозными сектами на уроках литературы или истории. В самом деле, независимо от того, задействована Библия или нет, было бы невозможно осмысленно преподавать многие предметы социальных и гуманитарных наук без некоторого упоминания религии. 1
Несмотря на смысл судебных решений, многие люди считали эти решения победой так называемого светского гуманизма. Нынешние призывы некоторых популистских групп к «иудейско-христианским ценностям» — это возрождение идеи о том, что христианские обычаи и верования должны доминировать в государственном образовании.
Многие преподаватели в начале и середине семидесятых соглашались с постановлением суда и считали, что преподавание религии в государственных школах неуместно. По их мнению, курсы библейской литературы и религии можно было бы преподавать научным, академическим образом, объективно и без поощрения или препятствования личной приверженности либо Божественному Существу, которое каким-то образом упорядочило космос, либо этической системе, которая приводит к определенному набору взгляды и практики. {36} Были разработаны различные планы курсов, которые включали изучение различных религий. Способы включения Библии и иудео-христианских религий в учебную программу с использованием такого подхода к религии описаны ниже. События, персонажи, притчи, поэзия, пословицы и образы Библии могут быть изучены как источник аллюзий в другой литературе прошлого и настоящего. Библейские темы, актуальные для современного мира, можно сравнить с темами другой великой литературы. По словам Хильдебранда:
. . . Библейскими героями можно восхищаться вместе с мирскими героями, от Билли Джин Кинг до Фредерика Дугласа, Жанны д’Арк, Улисса и Робин Гуда . . . Несомненно, удивительный цикл сказок, окружающих Давида, так же захватывающий, как и любая глава из «Короля Артура». Преследование евреев Эстер может стимулировать наших детей к расовой терпимости не меньше, чем история Анны Франк. 2
Библию можно изучать как самостоятельную литературу: ее язык, сравнения, метафоры, параллелизм; его универсальные темы и разнообразие стилей, включая повествование, драматическую лирику, медитативность, разъяснение и юмор. Библия как основополагающий документ цивилизации в западном мире поддается изучению правовой системы, трудовых практик и других аспектов отношений между религией и культурой. Влияние религии на мировую историю можно рассматривать со ссылкой на интеллектуальные, философские, религиозные и социальные основы древних и современных событий в мире.
Третий подход к предмету делает акцент на нерелигиозном обучении морали. Те, кто придерживается этой точки зрения, считают определенные нравы желательными и сознательно пытаются внушить эти нравы ученикам. Люди, выступающие за обучение гражданственности, попадают в этот лагерь. Для этих людей религиозная основа ценностей заменяется националистической верностью. Хотя основа отличается, реальная мораль и ценности, которые сторонники этой точки зрения пытаются привить своим ученикам, аналогичны «иудео-христианским ценностям» морального большинства.
Другой нерелигиозный подход к нравственному воспитанию делает упор на процесс и развитие. Исследователи в этой области берут пример с Пиаже, очень уважаемого теоретика обучения, и пытаются объяснить моральное развитие с точки зрения стадий развития. Колберг и Туриэль, например, обнаружили, что:
последовательность развития не зависит от приверженности какой-либо конкретной религии или от приверженности каким-либо {37} религиозным убеждениям: не обнаруживается существенных различий в развитии нравственного мышления у католиков, протестантов, иудеев, буддистов, мусульмане и атеисты. Нравственные ценности детей в религиозной сфере, по-видимому, проходят те же этапы, что и их общие нравственные ценности.
3
В этой области проводится множество увлекательных исследований с целью объяснить процесс, через который проходят дети при определении моральных ценностей.
Такие программы, как «Разъяснение ценностей», являются результатом этой теоретической и философской позиции. Эти программы просят детей исследовать физические ситуации, внутренние чувства и межличностные отношения. Посредством симуляции опыта, обсуждения и размышлений дети должны решить, что они будут делать и почему. Акцент делается на процессе, а не на ценности; на ребенке, который должен определиться как с действием, так и с основанием для действия. Хотя часто возникают опасения по поводу способности учителей справляться с такими ситуациями, эти программы широко используются.
Наконец, есть авторы, которые философски верят, что, хотя курсы по различным аспектам религии могут преподаваться как часть академической программы, изучение этих областей может способствовать нравственному развитию и помочь учащимся распознать духовное измерение в своей жизни. Верен высказывает некоторые опасения по поводу религии и концепции «обязательства». На вопрос «Должны ли школы учить приверженности религии?», он отвечает:
Не учить приверженности религии, а учить религии в контексте приверженности. Обучение приверженности религии подразумевает принятие на себя ответственности за то, чтобы привести враждебно настроенного или нерешительного человека к принятию религиозных убеждений. Преподавание религии в контексте приверженности означает, что когда преподается религия, действующее предположение тех, кто вовлечен в нее, заключается в том, что она касается того, что имеет первостепенное значение для человека. Вот что означает религия, и преподавание ее каким-либо иным образом означает ее денатурацию. 4
Аллен в статье о религиоведении, разъяснении ценностей и нравственном воспитании резюмирует три основных утверждения одной и той же позиции:
- Социальное образование, связанное с ценностями, неизбежно включает религиозные ценности.
- Социальное образование, использующее общественные проблемы, разъяснение ценностей или моральные дилеммы, противостоит религиозным философским явлениям на самом глубоком уровне: «Кем я себя считаю? Что я пытаюсь сделать? Почему?”
- Социальное образование, использующее общественные вопросы, разъяснение ценностей или моральные дилеммы, должно углублять подход в классе {38} чутко поднимать вопросы обязательств учащихся (а также их решения и причины) и расширять подход в классе чутко, чтобы обеспечить для изучения решений, причин и обязательств других, происходящих из различных религиозно-философских традиций. 5
Этот подход объединяет обучение около религии и нравственного воспитания (процесс), но не возвращается к преподаванию религии. Сторонники этой позиции предполагают, что в человеке есть духовное измерение, которое нельзя игнорировать.
Эта статья не является исчерпывающей, но тем не менее она служит для описания различных течений мысли в области религиозного и нравственного воспитания: 1) преподавание религии, которое пытается навязать всем иудео-христианские ценности, желают они того или нет; 2) обучение о религия, признающая религию в академическом смысле, но не признающая духовных потребностей человека; 3) нерелигиозные моральные наставления, которые, как и первый вариант, пытаются внедрить определенный набор морали без тщательного изучения и без выбора; 4) нравственное воспитание с его релятивистским упором на процесс и его возможностью оставить детей блуждающими в вакууме; 5) мало распространенный, но приемлемый для людей различных вероисповеданий подход, использующий знания о нравственном развитии, настаивающий на академическом обучении о религии и признающей духовность человека. Этот подход не пытается внушить. Он требует вопросов, анализа и принятия решений. Он призывает к изучению себя и физического мира. Он призывает к приверженности, хотя и не уточняет к чему. Он призывает к принятию решений на уровне «души».
Будучи христианами, легко увидеть изъяны нерелигиозного подхода к обучению нравственности — основа неадекватна. Кроме того, легко признать, что требуется нечто большее, чем академический подход к религии. Некоторым из нас может быть нелегко признать, что исследования нравственного развития, даже с их ошибками и нерелигиозным контекстом, могут нам что-то предложить; что знание процесса развития, упражнения в обдумывании вещей и выяснении «почему» морали, хотя иногда и болезненны, важны. Может быть, еще труднее признать, что учение из религия (как определено ранее) на самом деле является процессом идеологической обработки и принуждения; тот, против которого мы решительно возражали бы, если бы это была какая-либо религия, кроме нашей.
Хотя естественное искушение может состоять в том, чтобы просто отказаться от государственной школьной системы и поместить наших детей в частную христианскую школу, где преподавание религии может происходить и происходит, это не решение. Система государственных школ нуждается в христианах. Необходимо их поощрение, чтобы дать детям адекватные «основные знания» о религии и их настойчивость в важности духовности человека. Нам также нужна система государственных школ. Наши дети не могут сделать четко продуманный выбор, если не видят альтернатив. общественность 9Школа 0092 {39} может представить эти альтернативы более объективно, чем мы. Трудно дать детям выбор. Однако в конечном итоге нам придется. Помогает ли нам государственная школа в обеспечении наших детей «основными знаниями» о религии, в процессе принятия моральных решений или, возможно, в ощущении значимости духовности человека; мы, как члены христианской общины, строя фундамент из примера, молитвы, знания и духовности, не может принимать личные моральные решения за следующее поколение. Мы должны сопротивляться желанию внушать доктрину и с верой в силу Истины поощрять принятие решений на основе изучения, размышлений и убеждений.
ССЫЛКИ
- Abingdon School District v. Schempp, 374 U.S. 300 (1963), цитируется Lee Smith и Wes Bodin, «Religion in the Public Schools: Legal and Desirable», Curriculum Report 8 (Bethesda, Md. : Служба воспроизведения документов ERIC, ED 172 448, 19 июня.79.
- Энн Хильдебранд, «Библия представлена объективно», Language Arts 53 (январь 1976 г.): 72.
- Лоуренс Колберг и Эллиот Туриэль, «Нравственное развитие и нравственное воспитание», Психология и педагогическая практика , изд. Джеральд С. Лессер (Glenview, Ill.: Scott, Foresman, 1971), с. 438.
- Дональд Верен, «Религиозное образование и светское образование», McGill Journal of Education 14 (весна 1979 г.): 226.
- Родни Аллен, «Поставка недостающего измерения», в Преподавание религии в государственных школах , Николас Пьедискаци и Уильям Колли, изд.