Духовно нравственное воспитание это: Программа духовно-нравственного воспитания
Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания
Библиографическое описание:Ахмеджанов, М. М. Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания / М. М. Ахмеджанов, Ш. Ш. Олимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2227/ (дата обращения: 12.01.2023).
Бухарский технологический институт пищевой и лёгкой промышленности
Реформы, осуществлённые в отраслях мировой педагогики, создали возможность всестороннего усовершенствования личности, также определения целей и задач воспитательной, духовно-просветительской, агитационно-пропагандистской работы, проводимых в образовательных учреждениях.
Развитие роли духовно-нравственного воспитания в жизни общества, воспитание молодого поколения на основе самых лучших традиций и общечеловеческих ценностей, также расширение знаний во вложении вклада наших просветителей на мировую культуру и науку, являются ярким свидетельством мыслей.
Задача духовно-нравственного воспитания учащихся, во всех государствах являясь в сущности сложной и многогранной, требует теоретического и практического подхода.
Учитывая это, мы считаем, что сначала нужно определить сущность понятий «Духовность» («Маънавият»(узб.)), «Нравственность» («Ахлок»(узб.)), «Воспитание» («Тарбия»(узб.)), затем поступить к анализу выражения «духовно-нравственное воспитание».
Известно, что духовность воспитывает всесторонне развитого человека. Вместе с тем, прививая безграничную любовь к своей Родине, развивает у молодёжи настоящий патриотизм, призывает активно участвовать в самых благородных созидательных делах своего великого будущего. Так как «Духовность» (Вост., по-арабски «манаъвият») – свод понятия, смысл – есть комплекс философских, правовых, научных, художественных, религиозных представлений и понятий людей. Духовность являясь близким по смыслу к понятиям идеология и мышление, соответствует им.
По определению духовность является источником, отражающим философско-правовые, религиозно-нравственные представления человека, на этом основании она является сокровищем, которое сближает людей, помогает им достигать солидарности и открывает новые грани содружества.
Духовность, составляя основу нашей истории и ценностей, развивает у молодёжи уважение к ней, призывает к овладению современных знаний, высоких опытов и к строению в будущем экономически сильно развитого государства.
Духовность, имея глубокий и широкий смысл, резко отделяет человека от всего живого существования сознанием, умом восприятием и мышлением, призывает к воспитанию молодёжи в духе верности к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания в них человечности, великодушия, щедрости, милосердия, дружелюбия, убеждений, трудолюбия, патриотизма, честности, справедливости, бережного отношения к природе, любви к науке, литературе, искусству. Корень слова «маънавият» (духовность) – «маъно»(узб.) («смысл») иногда употребляется как «маъни» т.е. («смысл»). Человек, который ищет смысл у вселенной стремиться к духовности. Чем больше развивается духовность, тем выше процветание общества и наоборот, чем ниже духовность – общество придет в конечном счёте – к упадку.
Духовность является важным фактором и фундаментом развития нации и общества. Значит духовность, являясь очень широким понятием, воплощает в себя просвещение, культуру, нравственность, искусство, литературу.
Сущность духовности так глубока, так безгранична, что её нельзя ни измерить, ни достичь ее предела. Национальная и общечеловеческая духовность неотделимы друг от друга. Обе развивают общество, усовершенствуют человека, национальность. Духовность человека и общества, являясь близким по существу, дополняют и обогащают друг друга.
Духовность человека является структурой духовности нации, государства и общества. Духовность человека, духовное совершенствование личности формируется и осуществляется на основе возможностей, условий, обстоятельств, многогранных отношений, которые существуют в обществе. А культурно-духовное развитие нации, государства и общества является основой духовного совершенствования человека.
Духовность – это комплекс внутренних чувств, которые отражают образованность, патриотизм, нормы нравственности и поведения, трудолюбие человека. Потому что, являясь ценнейшим качеством и достоинством, духовность формирует человека, имеющего значение в судьбе общества.
Большинством ученых глубоко анализировано и то, что сущность духовности человека есть целостная цепочка умственных, нравственных, научно-практических, идеологических достоинств.
Такие качества, как патриотизм, чувство национальной гордости; любовь к родному языку, охрана природы, поддержка при любых обстоятельствах, духовность к Родине – матери, самостоятельности, государству, уважительное отношение к национальным ценностям, восточным, обычаям, законам связаны с духовностью. Это в свою очередь связывается и с нравственностью.
Нравственность, являясь одной из форм социального сознания, формирует у молодёжи такие достоинства, как честность, целомудрие, обязанность, совесть, благородность, самоотверженность.
Нравственность в качестве широкого понятия оказывает влияние на все области деятельности человека. Нравственность во всех отраслях: в производстве, в жизни, в семье приводит в порядок поведение людей и человеческие отношения.
Нравственность, отличаясь от других форм социального сознания, выполняет экономические, политические, духовные задачи, имеет важное место в направлении людей к единственной цели – укреплению общества.
Нравственность, являясь своеобразным методом познания мира, приводит в порядок поведение людей с точки зрения доброты и зла. Формируя важные для человека нормы поведения, выполняет задачу правильного подхода к миру социальных ценностей.
Нравственность, нормируя, запрещая, оценивая поведение людей, формирует такие достоинства, как совесть и обязанность, т.е. совесть призывает человека к доброте, призывает противостоять злу, а обязанность призывает выполнять возможную ответственность, честно и добросовестно держать достоинство и гордость.
Мировоззрение человека непосредственно связано с нравственными задачами. Это требует определения ценности человека, его месте в мире, смысле жизни, отношения к обществу, ответственность, также определения своего идеала жизни.
Нравственность (вост. ) – есть совокупность поступков, поведений воспитанности, которая отражается во взаимоотношениях людей, в отношениях к семье, к обществу. Выполнение или невыполнение требований нравственности определяется формами духовного воздействия (оценка со стороны общественности).
В развитии человечества нравственность играет особую роль. Великие просветители Востока важным фактором развития общества считали нравственное совершенство, всестороннее развитие, формирование духовного облика человека.
В процессе нравственного, культурно-просветительного совершенствования человек преодолевает разные исторические этапы – от дикости к человечности, от жестокости к благодеянию, от невежества к познаниям, в таком же порядке развивается и общество.
Взаимная борьба двух противоположных начал зла и добра, невежества и совершенства определила развитие человека и общества, привела к самопознанию человека в качестве владельца проницательности.
Борьба этих двух противоположных сил по отношению к обществу отражается в социальных отношениях, существующих в нем, а по отношению к самому человеку отражается во внутренней борьбе страсти и души, ума и безумия.
Нравственность в определенном обществе и на определенном этапе не подвергается изменениям, не развивается и не угасает. Своеобразная нравственность каждой нации и народа есть норма общечеловеческой нравственности. Такая норма нравственности оказывает эффективное воздействие на всеобщее развитие общества.Существуют важные понятия нравственности, при этом воспитание направляет человечество к их соблюдению. Это – благодеяния (благотворительность), снисходительность, терпеливость, правдивость, красноречивость, уважение родителей, взрослых, честь и совесть, преданность и другие. Указывая на сущность понятий отрицательного поведения, воспитание призывает остерегаться таких проявлений, как жадность, зависть, корысть, лживость, высокомерность, сплетни, измена, разврат. В таком порядке вся практическая деятельность человечества разделяется на добро и зло. Взаимное призыв людей к доброте и великодушию, удержание от недостойных поступков отражает отношение их к нравственности.
В сегодняшней образовательно-воспитательной системе уделяется большое внимание проблемам нравственности.
Забытые ценности в межличностных отношениях, взаимном общении, правила поведения, обычаи, церемонии начали восстанавливаться заново. Исторические, национальные нравственные, экономические, политические изменения, происшедшие в жизни общества создают благоприятную обстановку для формирования нравственности у молодёжи. Такое условие обеспечило единство социальных и личных интересов, взаимо-нравственных отношений граждан, соответствие интересов личности и общества создал своеобразную даровую духовно- нравственную среду. При таких обстоятельствах совершенство личности, приобретая социальную сущность, превратилось в потребность общества. Формирование нравственно-социального единства народов привело к совершенствованию нравственного очищения людей, разработаны задачи обеспечения духовно-психологической целостности всего общества.
Действительно, в настоящее время духовно-просветительские задачи занимают прочное место в незыблемых направлениях политики всех государств. Основной причиной каждодневного развития являются потребности и требования к духовности подрастающего поколения совершенных людей, которые являются будущим государства. При этом важное место занимает их нравственное восприятие. Проявляясь в постоянных поисках, нравственность совершенствует человека при устранении недостатков поведения и их помыслов.
Это цепочка, которая связывает ежедневное нравственное состояние с потребностями и в будущем. Сущность течения жизни человека в том, что она постоянно усложняется. Это в свою очередь требует от человека постоянного развития нравственных представлений.
Нравственные задачи очень важны и многогранны. Трудно найти отрасль деятельности человека, которая полностью освобождена от требований норм, правил, нравственности. Поэтому нравственные нормы является очень древним, развиваются и обогащаются вместе с народом. Из выше указанных понятий можно прийти и к такому выводу что понятие «Духовность» («Маънавмят») и нравственность (ахлок) близки по смыслу и дополняют друг друга. Эти понятия соответствуют друг другу, обозначают органическую связь идеологических взглядов всех положительных качеств, поведения, убеждения, восприятия человека. Поэтому оба понятия объединены и носят название – духовно-нравственное воспитание. Воспитание является явлением, формирующим совершенное поколение.
Воспитание (вост.) – социальное явление, которое развивает и формирует сознание людей соответственно целям и задачам общества. И духовно-нравственные представления личности осуществляются благодаря воспитанию. Это также служит одним из основ создания понятия духовно-нравственного воспитания.
В соответствии с этим, и в развитии духовности личности, и в подрастании совершенного человека духовно-нравственное воспитание имеет значение, потому что духовная, нравственно-воспитанная личность вносит свой вклад в процветание страны, осознаёт обязанность и ответственность. То есть духовно-нравственное воспитание – есть процесс, воплощающий в себе конкретные цели, обеспечивающий созидательные идеи в высшей степени.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственного воспитания, Духовность человека, деятельности человека, духовно-нравственное воспитание, сущность духовности человека, порядок поведение людей, человека нормы поведения, человека духовно-нравственное воспитание, развитого человека, духовного совершенствования человека, религиозно-нравственные представления человека, форм социального сознания, жизни общества, определения ценности человека, духовного облика человека, сущность понятий, области деятельности человека, течения жизни человека, трудолюбие человека, Мировоззрение человека.
Духовно-нравственное воспитание в традициях православия
Относительно недавно в обществе нередко обсуждалась тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании культурного наследия православия. В настоящее время актуальной становится другая тема — как это сделать практически. Проблем здесь множество. Мне хотелось бы остановиться лишь на одном, на мой взгляд, весьма важном вопросе. Важен он и в теоретическом плане, и в плане применения практических методик в процессе преподавания предметов духовной направленности. Это вопрос — что же имеется в виду, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании? Ведь не секрет, что практически никто, даже люди, исповедующие атеизм, не возражают против того, что подрастающее поколение должно воспитываться духовным и нравственным. Только вот вопрос — что же под этим понимается? Ответов, в зависимости от мировоззрения каждого конкретного человека, очевидно, будет множество. Соответственно и методик воспитания будет множество. Поскольку мы говорим о духовно-нравственном воспитании на основании культурных традиций Православия, давайте рассмотрим, как понимаются эти понятия в православии.
В мирском языке духовность обычно отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объема знаний в различных областях искусства, культуры, науки. А под воспитанием понимается планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Таким образом, в рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни.
Очевидно, это определение далеко не единственное, но оно, на мой взгляд, достаточно точно определяет светский взгляд на духовность. Можно ли согласиться с этим определением? Я приведу два примера из современной жизни, которые, я думаю, заставят задуматься над правильностью этого определения. Оба примера о молодых людях, бывших в недалеком прошлом гордостью школ, в которых они учились. Оба молодых человека, о которых пойдет речь, хорошо закончили высшие учебные заведения и устроились на хорошую работу. Оба молодых человека вполне соответствуют сказанному ранее определению духовно-нравственного человека. Но что произошло с ними дальше? Первый поступил работать в коммерческую фирму, и пребывание в этой среде за короткий срок его сильно изменило. По словам его родственников, которые буквально с ужасом рассказывали о происходящих с ним переменах, из доброго, отзывчивого человека он стал превращаться в человека, который «никому ничего не должен», главным критерием отношения которого к другим людям стал вес кошелька. То есть, попав в другую среду, он за короткий срок изменил свои нравственные принципы. Жизнь другого молодого человека закончилась трагически — он погиб от пристрастия к наркотикам. Об этом рассказал возвращавшийся с похорон директор школы, в которой учился этот молодой человек. По словам директора, он и учителя школы дали этому молодому человеку все, что могли, но, очевидно, что-то главное было упущено, не было заложено нечто такое, что дало бы силу ему не пойти на поводу страсти и не погибнуть. Эти примеры показывают, что приведенное ранее определение духовности явно чего-то не учитывает.
Рассмотрим, как определяется духовность в православии. Одно из основных положений православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии — здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу; душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это — два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т. д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в Таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии — благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Такой человек сам становится источником света и духовной силы для многих людей, при этом обладание энциклопедическими знаниями здесь совсем необязательно. Преподобный Серафим Саровский, будучи одним из таких духовных светочей, по этому поводу говорил: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся».
Таким образом, с позиций православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты и силы.
Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию, и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. То есть, те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Коренное отличие воспитания мирского от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, поэтому в некоторых случаях могут достаточно легко меняться, а во втором — раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы. И в этом случае человек, конечно, может изменить свои нравственные установки, но, чтобы это сделать, такому человеку нужно переступить через самого себя.
Теперь можно ответить и на вопрос, чего не хватает в приведенном ранее светском определении духовно-нравственного человека. Не хватает души. Состояние души определяет духовность и нравственность человека. Ведь если в душе не взросли и не укрепились семена добродетели, нет крепкого фундамента для нравственных норм, человек может стать легкой добычей порочных страстей и здесь не помогут ни энциклопедические знания, ни внешне усвоенные нормы поведения. Поэтому в духовном образовании важно не количество знаний, а состояние души. Это знали христианские подвижники еще в начале нашей эры: «Практика, а не теория область педагога, не обучение, а нравственное улучшение — вот его цель; жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать перед нами» (свт. Климент Александрийский (II—III вв.), «Педагог»).
Теперь давайте обратимся к опыту духовно-нравственного воспитания у нас на Руси. В дореволюционное время жизнь людей регламентировалась рамками заповедей Божиих, необходимой составляющей жизни мирян были Таинства, домашняя и церковная молитвы. То есть сам распорядок жизни способствовал духовному становлению людей. Есть и отрицательный опыт. С XVI—XVII вв. в образование начинает проникать схоластика, характерными чертами которой является «знание ради знания». Это привело к постепенному уклонению целей образования от духовно-нравственного становления человека к усвоению большего объема знаний. Собственный кропотливый труд по духовно-нравственному совершенствованию стал подменяться накоплением знаний. Это не могло не сказаться отрицательным образом на духовно-нравственном состоянии общества в целом. Даже в стены духовных школ проникал дух холодности к духовной жизни и неверия. Преподобный Варсонофий, один из последних оптинских старцев, так описывал состояние учащихся духовных школ конца XIX — начала XX вв. : «Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла».
Очевидно, что в настоящее время при преподавании культурологического курса дисциплин духовно-нравственной направленности в общеобразовательных школах в полноте применить имеющийся положительный опыт не представляется возможным. Современная педагогика, следуя светскому пониманию духовности, фактически не только не знает о таком понимании смысла духовно-нравственного воспитания, но и фактически не занимается воспитанием детей в общеупотребительном смысле этого слова. Главная задача современной школы — как можно больше загрузить ум школьника знаниями. Воскресные школы, к сожалению, нередко копируют систему преподавания общеобразовательных школ. Порой из самых лучших побуждений педагоги стараются дать детям как можно больше знаний. Несомненно, знания нужны, но вопрос в том, насколько они актуальны в каждом конкретном случае и для каждого конкретного учащегося? Особенно этот вопрос актуален в наше время, когда наши дети нередко, как поется в популярной песне, «ложатся в двенадцать спать, силы нет раздеться». Если в младшем школьном возрасте дети при хорошо организованном учебном процессе с удовольствием изучают все, что им преподают, то дети старшего возраста в этом отношении гораздо более разборчивы. Чтобы самоопределиться в нашем столь непростом мире, им нужны ответы на вопросы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Если преподаваемые им знания не будут для них актуальны, они могут не только потерять к ним интерес, но и отказаться от занятий. В подтверждение этих слов можно привести свидетельство «изнутри» — семнадцатилетней девушки Елизаветы Стариковой, обучавшейся в воскресной школе (Е.Старикова. Чего не знают родители. Размышления вчерашней школьницы. Даниловский благовестник. М., 2009 г.). Приводя примеры из собственных наблюдений, когда мальчики алтарники выходили в облачениях в притвор храма и матерились, а девочки, расположившись на ступеньках храма, листали каталоги с косметикой и сплетничали, она рассуждает: «Почему так происходит? Да потому, что о духовной жизни, о том, что подростков волнует, с ними никто — за редким исключением — не говорит. А „духовная жизнь“ сводится к посещению храма, воскресной школы, периодическим исповедям и причастиям. Жить так, как учит Евангелие, им и в голову не приходит. Может, где-то и по-другому. Но похожие проблемы, думаю, есть почти везде — оттого, что с детьми не говорят на самые главные темы в их жизни, не помогают разобраться в море негатива. Не объясняют, что христианство — это не обряды, а жизнь по другим, христианским законам…
Мне кажется, вряд ли воскресная школа в ее нынешнем виде может стать местом, где подросток решит свои проблемы…» (С. 57).
Таким образом, не следует ставить главным приоритетом работы по духовно-нравственному воспитанию задачу вложить в голову современного школьника накопленное за две тысячи лет богословское наследие православия. Нужно, очевидно, дав необходимый минимум богословских знаний, постараться увидеть современных учащихся с их внутренним миром, окружением, вопросами, проблемами и на доступном языке, образно, доходчиво изложить духовное понимание тех явлений и проблем, которые их интересуют на каждой конкретной ступеньке духовно-нравственного и физического становления. Для кого-то это будет более углубленное изучение вопросов богословского характера, а для кого-то — вопрос об отказе от явно безнравственных поступков. Знания нужны, но как средство погрузить детей в красоту православия, как средство возжечь в детской душе искорку желания нравственной жизни. И, конечно, особую роль здесь играет личность педагога, который должен быть не простым ретранслятором знаний, а светом, примером для детей. Духовно-нравственное воспитание — это не столько передача интеллектуальных знаний, сколько возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи. Здесь как нельзя лучше подходят слова древнегреческого писателя и историка Плутарха (45–127 гг.): «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Еще одна проблема, возникающая при преподавании предметов духовно-нравственной направленности, — это степень усвоения полученных знаний. Понятно, что если даже учащийся выучит назубок заповеди, это совсем еще не означает, что он будет ими руководствоваться в своей жизни. Дети живут в мире, имеющем свои законы, которые далеко не всегда совпадают с нравственными нормами православия. И какие принципы перевесят в душе ребенка в каждом конкретном случае — это еще вопрос. К сожалению, преподанные по принципу общеобразовательных школ знания нередко существуют в голове учащихся сами по себе, а жизнь диктует им свои законы. Получается ситуация, схожая с проблемой изучения иностранных языков в общеобразовательных школах: дети годами учат правила, слова, а реально, повстречавшись с иностранцем, подавляющее их большинство не может связать и двух слов. Почему так происходит, понятно — знания не закреплены практикой. Примерно то же нередко происходит и в отношении нравственных норм православия. Просто заученные, они могут стать невостребованным балластом в памяти. Чтобы этого не произошло, необходима их актуализация — учащиеся должны не только их запомнить, они еще должны понять и усвоить, как в каждой конкретной ситуации ими воспользоваться. Больше того, они должны почувствовать, что жизнь в рамках нравственных норм — путь к чистоте и радости, у них должно в душе возгореться желание жить духовно.
Таким образом, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо:
— дать учащимся необходимый уровень богословских знаний;
— помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном самоопределении;
— актуализировать полученные учащимися знания.
Протоиерей Виктор Дорофеев
Нравственное и духовное воспитание
Говорят, что нравственное и духовное воспитание являются двумя столпами человеческой жизни. Если мы хотим построить прочный фундамент для нашей жизни, нам нужно сосредоточиться на этих двух областях.
Нравственное воспитание учит нас правильному и неправильному и тому, как жить в гармонии с другими. Духовное образование помогает нам соединиться со своим внутренним «я» и обрести покой и смысл в жизни.
Нравственное и духовное воспитание так важно в современном обществе. Со всеми беспорядками и насилием в мире как никогда важно учить наших детей нравственности и духовности.
Обучая их этим ценностям сейчас, мы можем помочь сделать мир лучше для всех.
Что такое моральный и духовный смысл?
Когда дело доходит до темы морали, существует множество различных интерпретаций. Для некоторых людей мораль — это следование набору правил или указаний, установленных обществом или религией.
Другие могут рассматривать мораль как личный этический кодекс, по которому они живут. И все же другие могут полагать, что объективной морали не существует и что у каждого есть свое собственное определение того, что правильно и что неправильно.
Так что же такое нравственный и духовный смысл? Что ж, на этот вопрос сложно ответить, потому что он может означать разные вещи для разных людей.
Для некоторых моральный и духовный смысл может быть синонимом хорошей жизни в соответствии с определенным набором ценностей или убеждений. Другие могут видеть в этом больше о том, чтобы быть в гармонии с природой или вселенной и действовать в соответствии с этой энергией.
В конечном счете, ответ на этот вопрос будет варьироваться от человека к человеку. То, что один человек считает аморальным, может не восприниматься таковым другим. И то, что один человек считает духовным, может не иметь такого же значения для другого человека.
Важно помнить, что у всех нас есть свои уникальные взгляды и опыт, которые формируют наше понимание окружающего мира. Итак, когда дело доходит до вопросов морали и духовности, важно уважать убеждения других людей, даже если они отличаются от ваших собственных.
Что такое духовно-нравственное воспитание?
Духовно-нравственное воспитание – это процесс, посредством которого люди узнают о духовных вопросах и развивают свою собственную нравственность.
Сюда входит как формальное образование в школах и колледжах, так и неформальное образование, которое проводится за пределами этих учебных заведений.
Цели духовного и нравственного воспитания — помочь людям понять природу вселенной и свое место в ней, развить чувство добра и зла и развить такие качества, как сострадание, сочувствие и прощение.
В то время как разные люди могут по-разному понимать, что влечет за собой духовность, нравственное воспитание обычно фокусируется на универсальных этических принципах, выходящих за рамки религиозных верований.
Одной из проблем духовно-нравственного воспитания является обеспечение того, чтобы оно оставалось актуальным для жизни учащихся. Во все более светском мире некоторые молодые люди могут не видеть необходимости или ценности в изучении этих тем.
Тем не менее, исследования показали, что духовное и нравственное воспитание приносит много пользы, независимо от религиозных убеждений или их отсутствия. Эти преимущества включают улучшение психического здоровья, большую удовлетворенность жизнью и повышенный альтруизм.
В чем важность нравственных и духовных программ?
Моральные и духовные программы важны по ряду причин.
Во-первых, они помогают людям развить чувство правильного и неправильного. Это имеет решающее значение как для личного роста, так и для жизни в обществе.
Кроме того, эти программы могут прививать ценности, способствующие просоциальному поведению, такие как сочувствие, сострадание и альтруизм.
Таким образом, участие в нравственных и духовных программах может иметь многочисленные преимущества как для отдельных людей, так и для общества в целом.
Наконец, исследования показали, что религиозное или духовное участие связано с улучшением психического и физического здоровья.
Какова цель духовного образования?
Цель духовного образования — помочь людям соединиться со своим высшим «я» и развить более глубокое понимание своей духовной природы.
Духовное образование может быть полезным для людей всех вероисповеданий и систем верований, поскольку оно дает возможность исследовать собственные убеждения и находить в них смысл.
Кроме того, духовное образование может помочь людям в разработке личного этического кодекса и жить более подлинной жизнью.
В конечном счете, цель духовного образования состоит в том, чтобы помочь людям лучше понять, кто они, почему они здесь и что они могут сделать, чтобы внести позитивные изменения в свою жизнь и мир вокруг себя.
Нравственное развитие и духовное воспитание детей, молодежи и взрослых – д-р Арини Бомарис
Заключение
В нашем быстро меняющемся мире с постоянными связями как никогда важно уделять время нравственному и духовному воспитанию. Будь то обучение наших детей тому, что правильно и что неправильно, или проведение времени, размышляющее о наших собственных ценностях, эти занятия необходимы для того, чтобы помочь нам вести счастливую и полноценную жизнь.
Распространяйте любовь
Духовное, моральное, социальное и культурное – Начальная школа Прендергаста
Духовное, нравственное, культурное и нравственное обучение
В Прендергастской начальной школе
Духовное, нравственное, социальное и культурное воспитание помогает нашим детям развивать свои индивидуальные личностные качества, которые способствуют тому, чтобы они становились полноценными членами общества. Например, вдумчивость, честность, уважение к различиям, моральные принципы, независимость и самоуважение.