Дружба в произведениях русской литературы: всегда ли вражда во вред? Несколько интересных сочинений
Тема дружбы в русской литературе :: ЕГЭ по литературе
Во многих художественных произведениях отечественных писателей находит отражение тема дружбы. К таким произведениям относятся роман И.А. Гончарова «Обломов», роман А.С. Пушкина «Дубровский» и роман В.А. Каверина «Два капитана».
В романе «Обломов» показаны дружеские отношения между Ильей Ильичом Обломовым и Андреем Ивановичем Штольцем. Знакомые с детства герои имели разное воспитание, вследствие чего у них сложились разные взгляды на жизнь. Но несмотря на явные отличия в образах жизни и в мировоззрениях Обломова и Штольца, они проносят дружбу сквозь года. И. А. Гончаров показывает, что рациональность Штольца противопоставлена сердечности Обломова, однако именно эти черты привлекают героев друг к другу. Обломов и Штольц будто дополняют друг друга, что действительно очень важно в дружеских взаимоотношениях. В основе дружбы Штольца и Обломова лежат взаимоуважение и взаимопомощь. Так, переживая за друга, Штольц помогает Обломову, когда того собирались лишить имения. Андрей Иванович лично берется за спасение Обломовки от разорения. Ведет себя как верный друг Штольц даже после смерти Обломова, забирая на воспитание его сына.
В романе «Дубровский» продемонстрированы совершенно другие взаимоотношения. Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров считались окружающими людьми друзьями, так как они, будучи соседями, часто посещали друг друга и беседовали между собой. Однако произошла проверка дружеских отношений, когда они поссорились. Читатель понимает, что если бы Троекуров и Дубровский были бы настоящими друзьями, то они бы поспешили разрешить возникший конфликт, но Троекуров не только не извинился перед другом, но и поспособствовал судебному разбирательству относительно имения Дубровского, которое теперь переходило в руки Троекурова. А.С. Пушкин показывает, что ссора между Дубровским и Троекуровым показала неискренность их дружбы: в трудной ситуации Троекуров не поддержал Дубровского, а, наоборот, сделал ему еще больнее.
О том, что такое истинная и ложная дружба, рассуждает и В.А. Каверин. Главный герой Саня Григорьев, оказавшись в московской школе-коммуне, подружился с Валей Жуковым и Ромашовым. И если с Валей Жуковым Саня Григорьев продолжает дружить даже во взрослом возрасте, то с Ромашовым дружба заканчивается почти сразу, поскольку сам Ромашов, готовый ради собственных корыстных целей предать человека, не способен на дружбу. Автор, показывая, что Ромашов доносит на Саню Григорьева, для чего он допрашивает Валю Жукова и берет с него честное слово о том, то он ничего не расскажет, доказывает мысль о том, что Ромашов не способен дружить, поскольку он думает лишь о себе и своих интересах. Раскрывая образ Вали Жукова как доброго, отзывчивого человека и образ Ромашова как лицемерного и эгоистичного человека, В.А. Каверин показывает, почему другом честного и благородного Сани Григорьева становится Валя Жуков, а не Ромашов.
Таким образом, в «Обломове» продемонстрированы дружеские взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимоподдержке, в «Дубровском», наоборот, показаны дружеские отношения, мнимость которых раскрыла ссора, а в «Двух капитанах» проиллюстрирована как истинная, так и ложная дружба. Несмотря на данные различия, и И.А. Гончаров, и А.С. Пушкин, и В.А. Каверин выражают мысли о том, что настоящая дружба строится на взаимном уважении, на поддержке и помощи друг другу, на умении разделять с другом как хорошие, так и плохие моменты жизни, что без этих компонентов дружба невозможна, что не могут дружить эгоистичные люди, которые думают лишь о себе.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Тема дружбы в произведениях русских поэтов :: ЕГЭ по литературе
Многие русские поэты обращались в своем творчестве к теме дружбы. Данная тема находит отражение в стихотворении А.С. Пушкина «И.И. Пущину», в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Памяти А.И. Одоевского» и в стихотворении А.А. Блока «Друзьям».
В обращении лирического героя пушкинского стихотворения к другу видно его отношение к нему: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Важно понимать, что в стихотворении звучит голос самого автора. А.С. Пушкин, находящийся в южной ссылке в селе Михайловском, благодарит своего лицейского друга И.И. Пущина за то, что он посетил его, несмотря на опальное положение А.С. Пушкина. Настроение стихотворения приподнятое, несмотря на наличие художественных средств, демонстрирующих неволю лирического героя, находящегося в ссылке. Лирический герой не обращает особого внимания на все те проблемы и тяготы жизни в ссылке, показывая, что приезд друга «озарил заточенье». Лирический герой обращает внимание не на то, что он находился в ссылке, где он чувствовал себя несвободным, а на то, что человек, с которым он учился в одном лицее, оказался истинным другом, который не бросил его в трудную минуту. Лирический герой, в образе которого прослеживается сам автор, признается: «И я судьбу благословил, // Когда мой двор уединенный, // Печальным снегом занесенный, // Твой колокольчик огласил».
М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение на тему дружбы после гибели А. И. Одоевского. Лирическому герою жаль, что того, с кем он в свое время «дружно делил тоску изгнанья», «свет не пощадил – бог не спас». Лирическому герою больно от того, что тот, кого он назвал «мой милый Саша!», «погиб далеко от друзей». В стихотворении указывается на трагичность как жизни, так и смерти А.И. Одоевского: «В могилу он унес летучий рой // Еще незрелых, темных вдохновений, // Обманутых надежд и горьких сожалений!». М.Ю. Лермонтов демонстрирует те качества, которые он ценил в своем друге: «блеск лазурных глаз», «звонкий детский смех», «речь живая», «вера гордая в людей и жизнь иную».
А.А. Блок в своем стихотворении с горькой иронией рассуждает о дружбе. Лирический герой понимает, что его окружают «предатели в жизни и дружбе». Автор показывает, что те, кого он считал своими друзьями, оказались лишь «пустых расточителями слов», которые дружат только внешне, а «тайно враждебны, завистливы, глухи, чужды». Лирический герой говорит «мы», подчеркивая, что эти слова относятся и к его якобы друзьям, и к нему самому.
Таким образом, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и А.А. Блок обращаются к теме дружбы в своих стихотворениях, однако настроения у всех лирических произведениях собственные, отличающиеся друг от друга, хоть и имеющие общие черты.
Стихотворения «И.И. Пущину» и «Памяти А.И. Одоевского» похожи тем, что поэты положительно относятся к тем, о ком идет в стихотворении речь. Друзья описываются А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым как замечательные люди и как истинные друзья. В стихотворении А.А. Блока же продемонстрировано, что те люди, которых лирический герой считал своими друзьями, таковыми на самом деле не были. В блоковском «Друзьям» видно негативное отношение к ложным друзьям, видна разочарованность поэта в дружбе в целом.
Стихотворения М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока, в отличие от стихотворения А.
С. Пушкина, где наблюдается радость поэта от встречи со своим другом, схожи трагичным настроением. И если у М.Ю. Лермонтова трагичное настроение связано со смертью друга, то у А.А. Блока – с осознанием ошибочности касательно дружеских отношений, с разочарованностью в дружбе.Понравилось сочинение? А вот еще:
друзей помнят «волшебство» русского писателя Василия Аксёнова
(Радио Свобода) — Легендарный русский писатель Василий Аксенов — один из последних писателей советской эпохи, подвергшийся запрету кремлевской цензуры и лишенный гражданства — скончался в Москве после продолжительной болезни.
Он боролся за свою жизнь с тех пор, как в январе 2008 года перенес инсульт во время вождения автомобиля.
Несмотря на последовавшую за этим продолжительную болезнь, известие о его смерти потрясло его друзей, коллег и легионы поклонников по всему миру.
Наталья Иванова, заместитель главного редактора российского журнала «Знамя», говорит, что Аксенова любили поколения читателей.
«Выражение «любимый писатель» подходит ему больше, чем кому бы то ни было», — говорит Иванова. Покойный Василий Павлович Аксенов был очень похож на свои книги. Он был обаятелен, а книги его были чрезвычайно обаятельны. К нему у читателей было особое отношение.
произведение волшебным образом передавалось его читателям».0013
Мгновенный успех
Аксенов был не только одним из любимых писателей России. Он также был одним из самых плодовитых: более 20 работ, охватывающих почти полвека.
Аксенов в Москве в 1989 году
Родился в 1932 году в Казани. Аксенов посвятил себя литературе в 1960 году после окончания медицинского факультета в Ленинграде.
Его первое произведение, повесть «Коллеги», опубликованная в 1960 году, имела мгновенный успех. «Билет к звездам», опубликованный годом позже, сделал его одним из ведущих писателей страны.
Воодушевленный своим ранним успехом, Аксенов опубликовал серию романов, пьес и рассказов. Многие его произведения были опубликованы в журнале «Юность», в котором он несколько лет работал штатным автором.
Писатель Владимир Войнович, близкий друг Аксенова, вспоминает те ранние годы.
«Самые первые публикации принесли ему известность. Я помню, какой фурор произвели «Коллеги», «Билет к звездам», как быстро их расхватывали читатели, — говорит Войнович. «Эта слава никогда не покидала его — ни тогда, когда его терпела советская власть, ни когда он конфликтовал с ней, ни даже когда он был вынужден покинуть свою страну».
В 1980 году Аксенов и его жена были лишены советского гражданства во время поездки в США.
Этот шаг советского правительства завершил десятилетие растущих трудностей для автора, который в начале 1970-х пережил серьезные стычки с правительственной цензурой, прежде чем его заклеймили как «антисоветского» и вообще запретили публиковать.
Его прошлое тоже сыграло против него. Родители Аксенова оба были посажены в тюрьму в 1937 году во время сталинских чисток, а Аксенова отправили в детский дом для детей «врагов народа».
Лишение гражданства
Одна из его самых значительных работ, «Остров Крым» — переосмысление истории, в которой Крым сопротивлялся большевистской революции 1917 года и стал изолированным форпостом демократии — была написана в этот период. вынужденное десятилетнее молчание.
Несмотря на запрет на публикацию, некоторые из его работ просочились и были опубликованы за границей, что привело к поездке в Соединенные Штаты и лишению его гражданства.
«В Америке писатель всегда вне какой-либо политической борьбы, потому что есть много профессиональных политиков, которые занимаются политикой», — сказал Аксенов Русской службе Радио Свобода в Вашингтоне 19 января.82.
“В России, в Советском Союзе вообще нет людей, занимающихся политикой, даже на самом верху, потому что нет политики. Другими словами, нет политиков как таковых. Следовательно, [ Российское] общество часто ждет от писателей каких-то политических разоблачений”, – сказал он.
Оставшись вдали от дома, Аксенов зарабатывал на жизнь преподаванием русской литературы в различных университетах США.
В 1989 году в СССР был снят запрет на его публикации. Через год ему было восстановлено советское гражданство.
Пожалуй, самое известное его произведение «Поколения зимы» было опубликовано несколькими годами позже, в 1994 году, и легло в основу российского телесериала из 22 частей.
Но только в 2004 году Аксенов в конце концов покинул Соединенные Штаты, чтобы разделить свое время между Россией и Французской Ривьерой.
Умер в Москве 6 июля. Оставил жену и сына.
Русская служба Радио Свобода предоставила информацию для этого отчета .
Русская литература – Домашняя страница Марии Якерсон
- org/ListItem”> Русская литература
Поскольку я люблю обсуждать книги, меня часто спрашивают, какую русскую литературу я рекомендую.
Итак, вот некоторые из моих любимых писателей и их шедевры.
Не стесняйтесь делиться своими впечатлениями после прочтения!
- “Евгений Онегин” (1833 г.) — роман в стихах
Александр Пушкин.
История молодого скучающего щеголя полна глубокой иронии и философских интерлюдий, изложенных в поверхностной форме.
В то время языком культуры в России был французский язык, поэтому поэзия Пушкина была революционной — из тяжелого, неуклюжего языка, гибкий русский язык, на котором мы говорим сегодня. - «Обломов» (1859) — роман Ивана Гончарова.
Описанная там жизнь мечтателя, страдающего от лени, — лучший «портрет» русского человека, который я когда-либо видел. Сравнение с антиподом Обломова, его немецким друг, наиболее точно показывает контраст менталитетов. - «Циники» (1928) — роман Анатолия Мариенгофа.
Отражая переворот в буднях молодой интеллигентной пары, он полон острой иронии. Другая его работа, “Роман без лжи”, является нежным воспоминанием юности, проведенной вместе с известным поэтом Сергеем Есениным, мужем Айседоры Дункан. - «Мастер и Маргарита» (1940 г.) Роман Михаила Булгакова. Захватывающая дух детективная пьеса переплетает Ершалаим под властью Пилата и Москву сталинских времен. Предупреждение: сложно вернуться в окружающую действительность после прочтения.
- «Говори, память» (1951) — мемуары Владимира
Набоков.
Ироничные истории детства из дореволюционного Петербурга переплетаются с увлекательными описаниями природы. Среди других шедевров Набокова я нахожу особенно восхитительные «Мария», «Защита», «Дар» и «Приглашение на обезглавливание». - «Колымские рассказы» (1973) Варлама Шаламова повествуют о
Лагерная жизнь СССР.