Разное

Для дошкольников диагностики: Картотека методик диагностики детей дошкольного возраста “Психодиагностический инструментарий”

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

Библиографическое описание:

Хабарова, О. Г. Диагностика в дошкольном образовательном учреждении / О. Г. Хабарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5489/ (дата обращения: 25.02.2023).



В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, методы диагностики.

The article discusses the role of diagnostics in the work of a preschool educational institution teacher. The author considers methods of pedagogical diagnostics. The significance of pedagogical observation is described in more detail.

Key words: methodical of diagnosis, pre-school children’s, monitoring.

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому, залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Согласно положениям ФГОС (п. 3.2.3), в ходе реализации образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития дошкольников в рамках педагогической диагностики.

Подобная оценка проводится исключительно для индивидуализации образования, обеспечения мотивации, развития личности ребенка и его способностей в различных видах деятельности, а потому складывается из анализа освоения образовательных областей. [1] Из комментария Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г № 08–249, оценка индивидуального развития детей реализуется в рамках ФГОС ДО в двух диагностических формах- педагогической и психологической. [2]

Первая – профессиональный инструмент педагога, оценка развития дошкольников, используемая для получения актуальной информации об эффективности педагогической работы воспитателя, так называемой «обратной связи» в ходе взаимодействия с детьми. Это механизм, используемый для исследования индивидуальных особенностей детей и перспектив их развития. Диагностические приемы применяются для получения актуальной информации о реальном уровне развития дошкольников и доступных методах коррекции педагогического процесса, разработке рекомендаций для родителей и педагогов по подготовке детей к школе.

Вторая – исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях. Психологическую диагностику проводят психологи и педагоги-психологи в качестве дополнительной меры и при условии согласия на это родителей (законных представителей) детей. Результаты психологического мониторинга используются для квалифицированной коррекции поведения и решения задач психологического сопровождения дошкольников. Дополнительным исследовательским инструментом выступает медицинская диагностика, предметом изучения которой является уровень физического развития и состояния здоровья детей. Проводят данную диагностику медицинские работники и педагоги. Необходимость проведения диагностических процедур определяется программой, более того, в рамках независимой оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении в ходе контроля над эффективностью работы педагогов может применяться педагогическая оценка дошкольников.

В детском саду актуальность диагностики обусловлена реализацией личностно-ориентированного подхода к построению психолого-педагогического процесса, проведением своевременной оценки и анализа качества образования и уровня усвоения воспитанниками по всем направлениям и областям образовательных программ, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи диагностики:

  1. Получить результаты (через критерии).
  2. Успешность или просчеты образовательного процесса.
  3. Контроль.

Функции диагностики: аналитическая, диагностическая, информационная, коррекционная.

Диагностика детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется участниками педагогического состава во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в повседневной жизни и во время образовательной деятельности.

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении — это определение качеств и навыков ребенка по объективному мнению всех педагогов (воспитателя, детского психолога, логопеда, инструктора по физической подготовке, музыкального руководителя, учителя иностранных языков и других дополнительных (обязательных) дисциплин), которые осуществляют воспитательный процесс. Диагностическое наблюдение проводится для всех возрастных групп в течение учебного года. На основании полученных данных педагоги делают выводы, используя их для адаптации и корректировки образовательно-воспитательного процесса, оказания помощи воспитанникам, отображения динамики формирования компетенций и навыков, создания психологической и педагогической оценки качестве воспитательно-образовательного процесса в детском саду. В качестве оценочных характеристик диагностики развития ребенка в ДОУ используются: внешние особенности поведения; умения воспитанника; склонности, предпочтения и интересы; специфика взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; личностные особенности.

В дошкольной организации проводится классическая педагогическая или экспресс-диагностика воспитанников разных возрастных групп. На начальных этапах это позволяет оценить общий уровень знаний, в старших группах изучается подготовка малыша к предстоящему переходу в школу и т. д.

Для построения индивидуального образовательного маршрута и решения актуальных учебно-воспитательных задач проводится педагогическая диагностика в детском саду.

Предмет диагностики- индивидуальное развитие дошкольников. Мониторинговые процедуры направлены на оценку скрытых резервов и личностного потенциала; прогнозирование поведения дошкольника; познание индивидуальности воспитанника.

Диагностика развития детей необходима в первую очередь для самого ребенка. Именно с помощью этой системы оценки знаний и подготовки педагоги могут планировать дальнейшую систему развития и образования в дошкольном образовательном учреждении. Также эта информация несет индивидуальный характер. Она заносится в личное дело каждого малыша, для дальнейшего изучения педагогами. Целевые ориентиры диагностирования напрямую зависят от возрастной группы детей и заключаются в: выявлении степени соответствия знаний, согласно возрастной группе и методике образования в конкретной группе детского сада; получении совокупной информации от всего педагогического состава, у которого обучается конкретный воспитанник; выявлении возможных проблем в психологическом, физическом или социальном развитии малыша для своевременной разработки специальной образовательной программы; определении необходимости корректировки обучения согласно потребностям конкретного ребенка; выявлении знаний и уровня подготовки для перехода из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу.

Педагогическая диагностика позволяет определить продвижение детей в освоении образовательной программы, уровень компетентности их в когнитивной, эмоционально-чувственной, мотивационно-потребностной и поведенческой сферах.

Педагог оценивает не ребенка, а эффективность своей профессиональной деятельности, делая выводы по поведению, характеру взаимодействия с окружающими и результатам деятельности воспитанника. Педагоги для диагностики используют малоформализованные методы – наблюдение проявлений ребенка в общении и деятельности, свободная беседа, а реже – анализ продуктов деятельности воспитанников, психолого- педагогические тесты и диагностические ситуации.

Метод — это путь ведения исследования, совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение научно-исследовательских задач.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализированным методикам (тесты, методы проектной техники, психофизиологические методы). Они, как правило, взаимно дополняют друг друга. [3,с.10]

Основные методы педагогической диагностики

Таблица 1

Характеристика методов

Метод

Характеристика

Наблюдение

Под педагогическим наблюдением понимают восприятие и познание уникальной картины развития ребенка, проявлений индивидуальных черт и характеристик, отражающих жизнь воспитанника. Наблюдение осуществляют в комфортных для ребенка условиях (на прогулке или в группе.

Технология наблюдения предполагает последовательную постановку целей и задач, выбор воспитанников, ситуации наблюдения и способа фиксации результатов.

Необходимо тщательно фиксировать все свои наблюдения, что в дальнейшем поможет выявить тенденции и динамику развития малыша, не просто зафиксировать свершившийся факт, но и проанализировать его. Диагностика детей в ДОУ по ФГОС, выполняемая методом наблюдения, может быть сопряжена с некоторыми сложностями: субъективизмом наблюдателя, преждевременными выводами, некомпетентным анализом.

Получение

ответов от

детей

Педагоги получают необходимую для диагностику информацию в качестве ответов на свои вопросы. Особое значение при этом имеет форма постановки вопроса и ситуация, в которой он был поставлен. При этом не нужно настаивать на определенной форме ответа: ребенок должен иметь свободу выбора формулировки.

Чтобы получить ответ, нужно убедиться, что ребенок правильно понял вопрос, а если малыш затрудняется с ответом, не нужно торопить его, лучше предоставить возможность разобраться самостоятельно.

Сохранение

продуктов

детской деятельности

Демонстрацией прогресса индивидуального развития детей являются рисунки, написанные цифры и буквы, предметы ручного труда и прикладного искусства, созданные воспитанниками.

Собирая их в портфолио, педагог может отследить не только динамику развития способностей ребенка, но также его интересы, увлечения, свободу самовыражения и уровень владения навыками.

Остановимся подробнее на педагогическом наблюдении.

Целью педагогического наблюдения в дошкольном образовательном учреждении является сбор информации по сенсорному, коммуникативному, интеллектуальному, творческому и т. д. развитию детей дошкольного возраста.

В процессе педагогического наблюдения воспитателями и специалистами детского сада не просто осуществляется сбор необходимой информации, но и отмечается общая динамика развития детей. Это необходимо для того, чтобы своевременно корректировать воспитательно-образовательный процесс, осуществлять подбор наиболее оптимальных методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Метод педагогического наблюдения позволяет охватить исследованием достаточное большое количество воспитанников, проводить исследование в любое удобное время, помогает «увидеть» исследователю ребенка в его естественной среде. В процессе наблюдения педагог отмечает особенности взаимодействия воспитанников между собой, определить наличие групп по интересам, выявить наклонности и творческие потребности детей, и многое другое.

Чаще всего используется метод включённого наблюдения, когда педагог включён в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.

Основными задачами педагогического исследования в ДОУ являются определение:

1) уровня развития ребенка, соответствие данного уровня с возрастом ребенка, анализ динамики;

2) общего уровня знаний и динамика их изменений;

3) межличностного взаимодействия между воспитанниками, установление наличия групп по интересам;

4) «принятых» и «отверженных» детей; установление причин того, почему некоторых детей не принимают в совместные игры и деятельность;

5) успешности организуемого педагогического процесса, установление направлений по его корректировке и его совершенствованию;

6) направленности интересов детей, с целью удовлетворения их творческих наклонностей, посредством наполнения групповой среды.

7) эффективности развивающей среды группы, установление недостающих зон, материалов и инструментов.

Метод наблюдения позволяет описать поведенческую картину конкретного дошкольника, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

Педагогическая диагностика детей в детском саду осуществляется в соответствии с обуславливающими специфику образовательного процесса принципами:

  1. Объективность — отказ от субъективных оценочных суждений и предвзятого отношения, стремление к адекватности и объективности оценивания полученных данных.
  2. Комплексность — для оценки уровня индивидуального развития используются данные всех образовательных областей и аспектов развития, поскольку ни одна из сфер не может рассматриваться обособленно, не оказывая влияния на другие.
  3. Процессуальность — личность ребенка оценивают в динамике её развития, что позволяет выявлять закономерности, социокультурные и половозрастные особенности индивидуально-личностного становления.
  4. Компетентность — педагог действует в рамках своей компетенции и знаний, принимая решения в тех сферах, в которых он имеет глубокие познания и опыт, следует принципам безопасности диагностируемого, взвешенности и рациональности использования сведений мониторинга.
  5. Законность — процедуры осуществляются в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», приказами заведующего, решениями педсовета и другими нормативно-правовыми актами
  6. Персонализированность — отклонения от нормы не рассматриваются как негативные аспекты, а как индивидуальные проявления, согласно которым формируются индивидуальные пути развития воспитанников.
  7. Научность — диагностическая деятельность базируется на результатах научных исследованиях, что обеспечивает научную обоснованность выбранных методов, изучаемых показателей, форм и принципов обследования.
  8. Этичность — исследования проводятся при условии благополучия всех его участников, непредвзятого отношения к ним, соблюдения конфиденциальности, привлечения только компетентных специалистов с согласия родителей испытуемого.

Таблица 2

Критерии проведения педагогической диагностики

Критерий

Педагогическая диагностика

Цель проведения

Педагогическая диагностика направлена на развитие и адаптацию учебно-образовательного процесса потребностям и возможностям детей. Целью процедур является содержательная характеристика явления и качественный анализ данных

Место проведения

Проводится педагогом в привычной для воспитанников детского сада обстановке в ходе реализации образовательной деятельности или режимных моментов (в помещении группы, во время прогулки или занятий)

Характер проведения

Длительный по времени процесс, результаты которого складываются из небольших частных оценок и наблюдений.

Фиксация данных

Педагог самостоятельно определяет форму регистрации результатов диагностических процедур, используя для этого карты развития, специальные таблицы или дневники.

Проектирование и реализация диагностических процедур предполагают осуществление пять последовательных этапов:

  1. Проектирование — педагоги определяют целевые ориентиры оценки индивидуального развития детей. На этом этапе определяют, как и зачем будет проводиться диагностика, что будет целью диагностики, а исходя из этого — выбирают методы получения и анализа результатов.
  2. Практика — осуществление диагностических процедур, для чего обозначаются временные рамки проведения, назначаются ответственные, определяются способы фиксации и оценки результатов.
  3. Аналитика — полученные в ходе диагностики детей в ДОУ сведения анализируются, благодаря чему воспитатели выясняют, что повлияло на получение тех или иных результатов, на разницу уровня индивидуального развития дошкольников одной возрастной группы. Анализ позволяет установить причины того или иного проявления.
  4. Интерпретация данных — педагоги стремятся понять ребенка, используя количественные показатели, которые, как известно, можно трактовать по-разному, чтобы прогнозировать результаты его развития.
  5. Постановка целей — воспитатель определяет образовательные задачи для каждого дошкольника или группы детей, учитывая сильные и слабые стороны воспитанников, выявленные в ходе диагностики. [4,с.96]

В результате воспитатели получают данные, делают выводы, на основании которых могут прогнозировать действия ребенка в различных ситуациях, вмешиваются в ситуации, требующие помощи педагога, поддерживают детей, стимулируют развитие их способностей и инициатив.

Результативность педагогической диагностики воспитанников детского сада оценивается согласно количественным и качественным критериям, которые тщательно и предельно объективно формулируют, чтобы они охватывали основные аспекты исследуемого ребёнка.

Ввиду того, что педагогическая диагностика носит двойственный характер, ориентируясь не только на улучшение образовательного процесса и уровня развития дошкольников, но и на самосовершенствование воспитателя, развитие его педагогического мастерства, выделяют следующие критерии: количественные — оцениваются по интервальной шкале и позволяют применять экспертные методы для анализа педагогических процессов, а потому к ним относят коэффициент усвоения и прочности усвоения учебного материала, объемы усвоенных знаний и подобные; качественные — умение использовать знания на практике, уровень знания и понимания учебного материала, овладения интеллектуальными навыками и прочие.

Таким образом, данные, полученные при проведении диагностики с использованием малоформализованных методов являются ценным материалом при определении особого «поля развития» каждого ребёнка, построении индивидуальных маршрутов обучения и траектории развития дошкольников, изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений, определения целей и задач педагогической работы педагога, реализации образовательной программы ДОУ, прогнозирование развития педагогической системы образовательной организации.

Литература:

  1. Общие ресурсы по законодательству. Система ГАРАНТ. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http:// base.qarant.ru (дата обращения: 14.08.2020).
  2. Общие ресурсы по законодательству. Система ГАРАНТ. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08–249 Комментарии ФГОСФ дошкольного образования URL:http:// base.qarant.ru (дата обращения: 14.08.2020).
  3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г.,Михайлов З. А. и др. Мониторинг в детском саду. — «Издательство Детство-Пресс». — СПб., 2011. — 592с.
  4. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие-М.: Айрис-пресс, 2005 г. — 96с.
  5. https://multiki-free.ru/deti/analiz-znaniy-detey-v-detskom-sadu/

Методики для работы в детском саду. Методики диагностики готовности к школьному обучению

  • “Вырежи фигуры”
  • . Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

  • Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина): Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива, “Домик”, “Да и нет”, “Сапожки”, “Последовательность событий”, “Звуковые прятки”
  • . Учитывая и исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе разработана эта диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.

  • “Запомни и расставь точки”
  • . С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка 4-6 лет.

  • “Заучивание 10 слов” (А.Р. Лурия)
  • . Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

  • Изучение стартового уровня первоклассников (Н.Нечаева, С.Яковлева)
  • . Предлагаемый комплект методик фронтального изучения детей является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. «Рисование бус» (позволяет выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю), «Продолжи узор» (позволяет установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению), «Раскрашивание фигур» (выявление умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию), «Заселение дома» (позволяет выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого), «Разметка» (диагностирует особенности зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности), «Диктант» (помогает диагностировать уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки), «Чтение схем слов» (позволяет выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым), «Упорядочивание» (помогает выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать), «Математический диктант» (выявляет представления о геометрических фигурах и счете), «Развитие устной речи» (позволяет установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность).

  • “Кому чего недостает?”
  • . Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

  • “Лесенка”
  • (для детей 4-6 лет, младших школьников). Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

  • Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс (Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе, Имитация написанного текста, Мышление и речь, Умозаключения)
  • Четыре методики, данной программы, направленны на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению.

  • “Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний”
  • Методика предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний.

  • “Отношение ребенка к обучению в школе”
  • Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школ.

  • Построение “заборчика”
  • . Исследование уровня развития мыслительных процессов. Понимание цели задания. Целенаправленность деятельности. Способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе всей работы. Внимание. Темп деятельности, ловкость и координированность движений рук. Интерес.

  • “Пройди через лабиринт”
  • . Методика предназначается для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей четырех-пятилетнего возраста.

  • Тест Керна – Иерасека
  • . Тест содержит 3 задания: рисование фигуры человека, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

  • “Учебная деятельность”
  • . Методика Л.И. Цеханской на определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого.

  • “Цветик-семицветик”
  • . Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.

  • “Человек под дождем”
  • . Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

  • “Что здесь лишнее?”
  • . Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

  • “Эталоны” (О.М. Дьяченко)
  • . Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

    Что следует искать в диагнозе?

    Когда у ребенка возникают эмоциональные или поведенческие проблемы, нет анализов крови или сканов, которые покажут вам, что не так. Добавьте к этому тот факт, что дети часто не могут четко сказать вам, что их беспокоит. Мы слышим от многих родителей, которые расстроены, потому что не могут понять, почему их ребенок капризничает, недоволен или плохо учится в школе.

    Ключом к получению качественной помощи является четкое представление о том, что происходит. И это не всегда так просто, как хотелось бы. Может быть трудно разобраться во множестве специалистов, которые диагностируют проблемы психического здоровья и развития. И если врач, которого вы посещаете, торопится или не знает, какие проблемы у вашего ребенка, вы можете получить ошибочную или неполную картину.

    Вот почему важно знать, как определить, следует ли врач, к которому вы обращаетесь для постановки диагноза, будь то ваш педиатр или специалист по психическому здоровью, передовой опыт в определении того, что беспокоит вашего ребенка.

    Общая оценка

    Для эффективной диагностики врач должен собрать информацию обо всех аспектах эмоционального и поведенческого функционирования вашего ребенка, а не только краткий список того, что вы считаете проблематичным. Одной из наиболее распространенных причин неправильного диагноза является сосредоточение внимания только на предвзятых представлениях родителей о том, что не так с ребенком.

    Полная картина настроения и поведения ребенка важна, потому что корень беспокоящих вас симптомов может быть неочевидным. Например, ребенок, который кажется сердитым или агрессивным, на самом деле может испытывать сильную тревогу. Ребенок, у которого проблемы с концентрацией внимания в школе, может не иметь, как принято считать, СДВГ, а вместо этого страдать депрессией или, опять же, тревожностью. (Тревожность, на самом деле, часто упускают из виду у детей, потому что она маскируется в таком широком диапазоне поведения.) Институт детского разума. «Полное тщательное интервью должно охватывать всех потенциальных участников».

    Полный анамнез

    Ваш лечащий врач должен задавать вопросы не только о текущем настроении и функционировании вашего ребенка, но и об истории вашего ребенка. Знание того, как поведение вашего ребенка развивалось и менялось по мере его развития, может иметь большое значение для понимания того, что его сейчас беспокоит, и как с этим бороться.

    «Мы должны думать о диагностике как о повествовании, а не просто о том, чтобы поставить галочку в ряд», — говорит д-р Стейнгард, эксперт по диагностике детей со сложными проблемами. «Нам нужно спросить обо всем, что привело ребенка к этому моменту».

    Например, отмечает он, возьмите ребенка, который сильно беспокоится о школе в возрасте 10 лет. Если бы он уже необычно беспокоился, скажем, о разлуке с родителями в 3 или 4 года, вы бы заподозрили, что у него есть фундаментальная проблема. регулируя его внутреннюю систему сигнализации. Вы могли бы относиться к нему иначе, чем к ребенку, который стал бояться только после того, как пошел в школу, который, скорее всего, научился беспокойству в ответ на проблемы там.

    Рассмотреть более одной проблемы

    Еще одна цель подробного опроса — избежать ошибки, предполагающей, что все проявления поведения ребенка имеют один источник. Это особенно важно, потому что дети часто сталкиваются с рядом пересекающихся задач. У детей с аутизмом также может быть СДВГ. У детей с ограниченными возможностями обучения также может развиться депрессия или тревога, которые не исчезнут автоматически, если они получат помощь в обучении.

    Доктор Стейнгард приводит пример ребенка, которого родители описали как гиперактивного и импульсивного, и которого лечили лекарствами от СДВГ. Его родители заметили сильную реакцию на лекарство в его поведении дома. Но, что удивительно, его учителя сообщили, что его успеваемость была менее надежной и, следовательно, менее успешной в школе. Что было упущено, так это то, что в дополнение к СДВГ он также испытывал серьезное беспокойство. Стимуляторы не полностью устраняли симптомы в школе, потому что школа была центром его беспокойства, и это мешало ему сосредоточиться и успокоиться.

    Несколько источников

    Врач также не должен полагаться исключительно на родителей в отношении информации о функционировании ребенка. Некоторые дети ведут себя по-разному в разных условиях, например, дома и в школе. Если симптомы у ребенка проявляются только тогда, когда он дома, или только в школе, или только с одной группой людей, они могут быть интерпретированы совсем иначе, чем если бы они проявлялись в нескольких условиях.

    Вот почему врачу важно собирать информацию от самого ребенка, родителей, учителей и других взрослых, которые знают о нем. Инструменты скрининга в виде анкет и оценочных шкал часто используются для сбора информации из других источников.

    Диагностические инструменты

    Существует множество специализированных диагностических инструментов, которые врачи используют для получения объективной оценки поведения и симптомов ребенка.

    Некоторые из этих инструментов принимают форму структурированных интервью , в ходе которых врач задает ряд конкретных вопросов о поведении ребенка. Вопросы основаны на критериях психических расстройств, проявляющихся у детей. Ответы используются для того, чтобы направлять мышление клинициста при постановке диагноза.

    Общие инструменты, которые представляют собой структурированные интервью, включают то, что называется ADIS (расписание интервью по тревожным расстройствам) и K-SADS (расписание для детей при аффективных расстройствах и шизофрении).

    Некоторые из инструментов, используемых для помощи в сборе информации, — это оценочные шкалы , в которых ребенку присваивается числовая оценка по списку симптомов. Например, BASC (система оценки поведения детей) представляет собой набор вопросов, адаптированных для родителей, учителей и пациента, чтобы использовать различные точки зрения, чтобы помочь клиницисту понять поведение и эмоции пациента и указать, где необходимо дальнейшее исследование. .

    Для детей, у которых может быть СДВГ, обычно используемые инструменты включают рейтинговую шкалу SNAP (Swanson, Nolan and Pelham) для учителей и родителей, которая оценивает детей по частоте появления каждого из списка из 18 симптомов.

    A-DOS (График наблюдения за диагностикой аутизма) представляет собой набор заданий, предусматривающих взаимодействие между тестировщиком и ребенком и предназначенных для диагностики аутизма.

    Поиск квалифицированного специалиста. ваши потребности:

    • Какое у вас образование?
    • Имеете ли вы сертификат и/или лицензию?
    • Какой у вас опыт диагностики детей, поведение которых похоже на мое?
    • Как поставить диагноз?
    • Будете ли вы рекомендовать варианты лечения и при необходимости направлять к другим специалистам?

    Избегайте проб и ошибок

    И последнее, о чем следует опасаться, — это принимать лечение от врача, который предлагает выписать рецепт, не предлагая диагноз или объяснение поведения вашего ребенка.

    Точно так же, как головная боль может быть вызвана разными причинами, тревожное поведение или настроение могут быть симптомами ряда психических расстройств и нарушений развития. Было бы ошибкой пробовать лекарства, чтобы увидеть, воздействуют ли они на симптомы, не прилагая серьезных усилий для понимания причин.

    Это происходит, в частности, когда ребенок плохо управляем. Назначать лекарства неконтролируемому ребенку может быть необходимо, но это не должно делаться вместо тщательной диагностики, тем более что поведенческая терапия на удивление эффективна для многих детей с деструктивным поведением.

    Диагностика и варианты лечения дошкольников с синдромом дефицита внимания/гиперактивности

    Обзор

    . 2020 март; 30(2):104-118.

    doi: 10.1089/cap.2019.0116. Epub 2020 20 января.

    Шэрон Уигал 1 , Филип Чаппелл 2 , Донна Палумбо 3 , Шеннон Любачевски 4 , Сара Рамакер 2 , Ришат Аббас

    Принадлежности

    • 1 AVIDA Inc. , Ньюпорт-Бич, Калифорния.
    • 2 Pfizer, Inc., Гротон, Коннектикут.
    • 3 Pfizer, Inc., Нью-Йорк, Нью-Йорк.
    • 4 Pfizer, Inc., Колледжвилль, Пенсильвания.
    • PMID: 31967914
    • PMCID: PMC7047251
    • DOI: 10.1089/кап.2019.0116

    Бесплатная статья ЧВК

    Обзор

    Шарон Уигал и др. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2020 март

    Бесплатная статья ЧВК

    . 2020 март; 30(2):104-118.

    doi: 10.1089/cap.2019.0116. Epub 2020 20 января.

    Авторы

    Шэрон Уигал 1 , Филип Чаппелл 2 , Донна Палумбо 3 , Шеннон Любачевски 4 , Сара Рамакер 2 , Ришат Аббас

    Принадлежности

    • 1 AVIDA Inc., Ньюпорт-Бич, Калифорния.
    • 2 Pfizer, Inc. , Гротон, Коннектикут.
    • 3 Pfizer, Inc., Нью-Йорк, Нью-Йорк.
    • 4 Pfizer, Inc., Колледжвилль, Пенсильвания.
    • PMID: 31967914
    • PMCID: PMC7047251
    • DOI: 10.1089/кап.20190,0116

    Абстрактный

    Цель: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам , пятое издание (DSM-5), классифицирует синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как нарушение развития нервной системы, симптомы которого проявляются уже в дошкольном возрасте. . Раннее распознавание может привести к вмешательству, такому как поведенческая терапия под руководством родителей/учителей, рекомендуемая терапия первой линии для пациентов дошкольного возраста. Однако имеется мало данных, чтобы информировать об использовании вариантов фармакотерапии второй линии в этой популяции. В этом обзоре мы нашли недавнюю литературу по диагностике и лечению СДВГ у детей дошкольного возраста. Методы: В PubMed и Clinicaltrials.gov был проведен поиск испытаний, оценивающих эффективность или безопасность лекарств от СДВГ у детей в возрасте до 6 лет. Также были рассмотрены диагностические методы и критерии, направленные на распознавание СДВГ у детей дошкольного возраста. Результаты: DSM-5 описывает различные проявления СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста, но не перечисляет отдельные критерии по возрастным группам. Важно отметить, что поведение, указывающее на СДВГ у детей старшего возраста, может соответствовать развитию детей дошкольного возраста. Для оценки СДВГ у детей младше 6 лет были утверждены несколько поведенческих рейтинговых шкал. Дошкольное исследование лечения СДВГ (PATS) предоставило самые обширные данные об эффективности и безопасности метилфенидата (MPH) для лечения СДВГ у дошкольников на сегодняшний день со значительным улучшением симптомов СДВГ, наблюдаемым при MPH по сравнению с плацебо, хотя прекращение лечения, связанное с нежелательными явлениями, было выше. в PATS по сравнению с исследованиями MPH для СДВГ у детей школьного возраста. С момента проведения PATS было опубликовано несколько исследований, направленных на оценку эффективности лекарств от СДВГ у детей дошкольного возраста. В одной статье сообщалось о значительном улучшении симптомов СДВГ при применении МПЗ (немедленного высвобождения) по сравнению с плацебо, в двух исследованиях не было выявлено различий между МПЗ и рисперидоном или МПЗ плюс рисперидон в облегчении симптомов СДВГ, а одно исследование продемонстрировало эффективность атомоксетина по сравнению с плацебо при симптомах СДВГ у пациентов с СДВГ. дошкольники. Выводы: Необходимы дальнейшие исследования фармакотерапии детей дошкольного возраста с СДВГ.

    Ключевые слова: Синдром дефицита внимания и гиперактивности; диагностика; вмешательство; фармакотерапия; дети дошкольного возраста.

    Заявление о конфликте интересов

    С.В. получает или получал поддержку в исследованиях, выступал в качестве консультанта, был членом консультативного совета и/или работал в бюро выступлений для Addrenex Pharmaceuticals, Akili, Arbor, Eli Lilly and Company, Forest Pharmaceuticals, Ironshore, McNeil Consumer & Specialty Pharmaceuticals, Neos, Neurovance, NextWave Pharmaceuticals, NIMH, NLS, Noven, NuTec Pharma, Otsuka, Pfizer, Purdue, Quintiles, Rho, Rhodes Pharmaceuticals, Shionogi, Shire US, Sunovion, Taisho Pharmaceutical и Tris Pharma. П.К., Д.П., С.Л., С.Р. и Р.А. являются сотрудниками Pfizer, Inc. P.C., S.L. и S.R. владеет акциями Pfizer и опционами на акции.

    Похожие статьи

    • Оральная система осмотического высвобождения метилфенидата по сравнению с атомоксетином для лечения синдрома дефицита внимания / гиперактивности у китайской молодежи: 8-недельная сравнительная эффективность и 1-летнее наблюдение.

      Су Ю, Ян Л, Штейн М.А., Цао Кью, Ван Ю. Су Ю и др. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2016 май; 26(4):362-71. doi: 10.1089/cap.2015.0031. Epub 2016 18 января. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2016. PMID: 26779845 Клиническое испытание.

    • Рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование титрования с гибкой дозой капсул с пролонгированным высвобождением метилфенидата гидрохлорида (Aptensio XR) у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности.

      Чайлдресс А.С., Коллинз С.Х., Фоэл Х.К., Ньюкорн Д.Х., Маттингли Г., Куппер Р.Дж., Аджей А.Л. Чайлдресс А.С. и др. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2020 март;30(2):58-68. дои: 10.1089/кап.2019.0085. Epub 2019 3 декабря. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2020. PMID: 32125903 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

    • Апостериорное сравнение эффектов лиздексамфетамина димезилата и осмотического высвобождения пероральной системы метилфенидата на симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков.

      Сутулло С., Банашевски Т., Лесендро М., Джонсон М., Зуддас А., Андерсон С., Сивил Р., Хиггинс Н., Блумфилд Р., Сквайрс Л.А., Когхилл Д.Р. Сутулло С. и др. Препараты ЦНС. 2013 сен;27(9)):743-51. doi: 10.1007/s40263-013-0086-6. Препараты ЦНС. 2013. PMID: 23801529 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

    • Влияние атомоксетина и пероральной системы осмотического высвобождения-метилфенидата на исполнительные функции у пациентов с синдромом дефицита внимания/гиперактивности комбинированного типа.

      Инс Тасделен Б., Каракая Э., Озтоп Д.Б. Инс Тасделен Б. и соавт. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2015 авг;25(6):494-500. doi: 10.1089/cap.2014.0155. Epub 2015 28 июля. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2015. PMID: 26218871 Клиническое испытание.

    • Сердечно-сосудистые эффекты стимулирующих и не стимулирующих препаратов для детей и подростков с СДВГ: систематический обзор и метаанализ испытаний метилфенидата, амфетаминов и атомоксетина.

      Хенниссен Л., Баккер М.Дж., Банашевски Т., Каруччи С. , Когхилл Д., Данкертс М., Диттманн Р.В., Холлис С., Ковшофф Х., Маккарти С., Наги П., Сонуга-Барке Э., Вонг И.С., Зуддас А., Розенталь Э., Бьютелар Дж. К.; Консорциум ADDUCE. Хенниссен Л. и соавт. Препараты ЦНС. 2017 март;31(3):199-215. doi: 10.1007/s40263-017-0410-7. Препараты ЦНС. 2017. PMID: 28236285 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Эффективность когнитивно-поведенческой терапии и метилфенидата при лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков: систематический обзор.

      Оджинна Б.Т., Парисапогу А., Шерпа М.Л., Чодай С., Рави Н., Гива С., Шанта Кумар В., Шреста Н., Тран Х.Х., Пенуметча С.С. Оджинна Б.Т. и соавт. Куреус. 17 декабря 2022 г .; 14 (12): e32647. дои: 10.7759/куреус.32647. электронная коллекция 2022 дек. Куреус. 2022. PMID: 36660538 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

    • Оценка лекарств от синдрома дефицита внимания/гиперактивности, экстернализирующих симптомов и суицидальных наклонностей у детей.

      Шовал Г., Високи Э., Мур Т.М., ДиДоменико Г.Э., Аргабрайт С.Т., Хаффнэгл Н.Дж., Александр-Блох А.Ф., Уоллер Р., Кил Л., Бентон Т.Д., Гур Р.Е., Барзилай Р. Шовал Г. и соавт. JAMA Сеть открыта. 1 июня 2021 г .; 4 (6): e2111342. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2021.11342. JAMA Сеть открыта. 2021. PMID: 34086035 Бесплатная статья ЧВК.

    • Первые пользователи лекарств от СДВГ среди детей и подростков в Германии: оценка соблюдения рекомендаций по назначению на основе данных заявлений.

      Шолле О., Коллхорст Б., Ридель О.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *