Разное

Девиантное поведение подростков причины и способы преодоления: Формы и причины девиантного поведения подростков Статьи в научных изданиях

Содержание

Девиантное поведение – причины, формы, методы коррекции

Термин «девиантное поведение» обозначает особенности поведения некоторых людей или коллективов, которые отличаются от общепринятых норм. Термин «девиация» в переводе с латинского означает «отклонение», поэтому о таком поведении социологи и психологи нередко говорят, как об отклоняющемся.

Оценка признаков для определения границ нормальных показателей происходит по эталонам и критериям, принятым для разных социальных ролей. Девиантными могут быть не только поступки людей, но и суждения, мировоззрение.

Отклоняющееся поведение часто проявляется в среде подростков и молодых людей. У юношей и девушек нередко возникают проблемы с самореализацией, трудности в адаптации к окружению, они часто бывают подвержены внешним влияниям, из-за чего могут приобретать пагубные пристрастия к алкоголю, наркотикам, курению.

Формы девиантного поведения: позитивный и негативный тип

Социальную девиацию определяют по совершенным действиям, не совпадающим с общепринятыми нормами. У данного явления может быть не только отрицательный вектор. В качестве положительных примеров отклонения в поведении можно привести выдающихся людей, которые часто придерживались неконвенционального поведения и мнений. Именно им принадлежит авторство ценных произведений искусства, гениальных изобретений. Их усилиями перестраиваются политические события, социальное и научное мировоззрение общества.

Негативный тип девиации выражается в алкоголизме, преступности, наркомании и суицидальных тенденциях, которые становятся угрозой для общества.

Источники возникновения девиантного поведения

Принято считать, что отклоняющееся поведение формируется под действием следующих факторов:

  1. Алкогольная или наркотическая зависимость у близких родственников. Школьники, чьи родители склонны употреблять спиртные напитки или являются наркозависимыми, уже в ранние годы начинают курить и принимать алкоголь. Положение усугубляется желанием выйти из-под контроля взрослых, проблемами с самооценкой, высоким уровнем тревожности.

  2. Сложности в семейном окружении. На ребенка воздействуют не только алкоголизация, но и неполный состав семьи, жестокое обращение, недостаток внимания со стороны родителей. Отрицательно воздействуют на психику ребенка сложные материальные условия. Дисфункциональность семьи нередко ведет к возникновению девиантного поведения ребенка.

  3. Психическая нестабильность. При лабильности психических функций, повышенном уровне нервного возбуждения становятся заметны изменения психоэмоционального состояния, отставание в физиологическом развитии.

  4. Высокий уровень агрессивности, проявляющийся как один из предвестников девиации. Поводы для враждебного настроя кроются в неблаговидных примерах семейного и ближайшего окружения, фрустрациях. Личность, не научившаяся справляться с проблемными ситуациями мирным путем, пытается достигать своих целей с помощью агрессивных методов и демаршей.

  5. Педагогическая запущенность, при которой дети демонстрируют девиантные формы поведения из-за недостаточного воспитания, дефицита позитивных образцов для подражания.

  6. Постоянный психический дискомфорт из-за неудач в учебе, сложностей в семейных отношениях, грубого обращения близких людей, которые имеют значение для ребенка. Немалая доля дурного влияния на детей и подростков оказывается посредством школьного буллинга. А при попустительстве родителей, учителей ситуация ребенка еще более осложняется. На протяжении длительного времени психологический кризис, в котором постоянно пребывает подросток, аккумулируется, и у него появляются признаки серьезных невротических нарушений.

Представители различных течений в психологии и социологии по-разному трактуют феномен социальной девиации:

  1. В психоанализе Зигмунда Фрейда описано, что такое поведение демонстрируют люди, переживающие конфликт между сознательным и бессознательным — необходимостью соблюдать общественные нормы и тягой к самовыражению.

  2. Согласно культурным или социологическим теориям, девиантное поведение — это следствие неудавшейся социализации.

    При неуспешной попытке адаптации к правилам общества человек превращается в девианта. Люди взрослого возраста поступают в соответствии с сознательными установками, представлениями. Им свойственно преодолевать дистанцию, отделяющую их от социума. Но в ситуации с ребенком неприспособленность к реалиям может завести его в тупик.

  3. Социолог Эмиль Дюркгейм ведущую роль в формировании девиантного поведения отводил психологическим аспектам, а именно отсутствию у человека чувства причастности к социуму. Вследствие этого, индивид теряет чувство стабильности, что плохо отражается на формировании личности в целом.

Характерные черты девиантного поведения

Девиантное поведение может диагностировать психолог. Для окружающих людей полезно знать, по каким признакам распознаются нарушения психики. Среди заметных симптомов можно отметить:

  1. Склонность к агрессии. За рецидивами агрессивности у подростков должны особенно внимательно следить родители.

    Фатальное недовольство собой, непримиримость, отказ приносить извинения на совершение негативных поступков — повод для обращения за профессиональной психологической помощью.

  2. Нестабильный эмоциональный фон. Этому признаку зачастую уделяется мало внимания, потому что его считают менее значимым, нежели агрессивность. Но перепады в настроении тоже характеризуют девиацию. Неуравновешенность в психоэмоциональном отношении выражается в резких скачках настроения: от веселого, обходительного до грубости, раздражительности и озлобленности.

  3. Скрытность — яркий симптом проявления девиантности в поведении, особенно хорошо заметный в детском и школьном коллективе. Скрытному ребенку свойственно находиться в молчании и сторониться окружающих. Учеба, школьная жизнь, общение не вызывают у него интереса. У таких детей существует твердая убежденность в своей способности решать все проблемы самостоятельно. Родители, учителя, одноклассники могут не подозревать о трудностях ребенка, но постепенно происходит преждевременное истощение его психики.

    Если взрослые по-прежнему продолжат игнорировать проблемы, то скрытный ребенок может стать правонарушителем.

Девиантное поведение часто сочетается с совершением противозаконных актов: кражи, хулиганства, обмана и других проступков. Также нередки случаи зависимостей. Такие люди легко подчиняются чужому авторитету, быстро впадают в депрессию от одиночества, поэтому могут становиться частью криминальных группировок.

Кроме названных признаков, девиантное поведение часто сопровождается страхами, нарушением сна, высокой конфликтностью. У девушек нередко развиваются расстройства питания — булимия и анорексия. В то же время криминальные деяния, пьянство и суицид чаще отмечаются среди юношей.

Способы коррекции девиантного поведения

Инструментами избавления от подобных нарушений являются психотерапия и прием медикаментов по назначению специалиста. Основой борьбы с девиациями являются психотерапевтические методики. Во время лечения пациента обучают осознанию внутриличностных конфликтов, особенностей собственного характера, умению преодолевать трудные ситуации и проявлять эмоциональные реакции принятыми в обществе способами. Поведенческие образцы, полученные на сеансах психотерапии, приживаются, и индивид успешно адаптируется в обществе.

Не менее эффективны, чем индивидуальная работа, групповые терапевтические сессии, которые должны проводиться долговременно и регулярно. Медикаментозные препараты назначают пациентам с патологиями нервной системы.

Главное и основное профилактическое средство для отклоняющегося поведения — ранняя диагностика обстоятельств и причин, определяющих девиантные поступки. Своевременная реабилитация и психологическая коррекция такого поведения предупреждает необратимые последствия поступков для самого человека и окружающего общества.


Автор

Титова Надежда Викторовна

психотерапевт, психиатр

Стаж 16 лет

+7 (495) 032-15-21

Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков // Психология и право — 2011.

Том 1. № 4

Аннотация

В данной статье представлено обобщение научно-практических знаний по проблематике возрастных особенностей подросткового развития личности, рассмотрены основные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Актуальным является современное рассмотрение основных условий и причин возникновения девиантного поведения подростков. Освещаются проблемные области и вопросы, возникающие перед педагогами и психологами в их профессиональной деятельности, при работе с девиантными подростками. Основная задача данной статьи – описание социально-педагогических факторов риска и основных психологических особенностей данного возрастного периода. Основной целью является формулировка ряда актуальных задач для успешной социализации современных подростков с девиантным поведением и условия, при которых возможно их выполнение.

Ключевые слова: профилактика , подростковый этап развития, девиантное поведение, смысложизненные представления, ценностные ориентации, фактор риска, социализация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49305 (дата обращения: 04.06.2023)

Фрагмент статьи

Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].

На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.

 

<…>

Полный текст

Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].

На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.

Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступным поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

  • генетические, передающиеся по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.  

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.

Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Таким образом, отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) [9⎼12].

К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков, как правило, относят:

1.                  Индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности, чаще всего, если не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.

2.                  Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают              П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера как бы провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера [1; 5; 6].

3.                  Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно, является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.

4.                  Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться их специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. Очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения ими общественных норм и ценностей происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.

5.                  Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким относятся криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические семьи. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение несовершенолетних.

6.                  Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростничестве резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т. д.

Таким образом, к отклоняющемуся (девиантному) поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как оппозиция, побеги из дома, группирование со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать [2; 5].

Подростковый этап развития является сенситивным периодом для формирования личности, смысложизненных представлений, ценностных ориентаций. Естественная неустойчивость жизненной позиции в этот момент, отсутствие референтных лиц для обсуждения смысложизненных проблем (исследования показывают, что наиболее референтной группой для обсуждения смысложизненных проблем является «кто-то другой», не присутствующий в данном моменте жизни, зачастую абстрактный человек), а также отсутствие условий для  удовлетворения нормативной,  ведущей для данного возраста потребности в самоутверждении, фрустрация базовой потребности личности в общении со сверстниками – это далеко не полный перечень проблем, детерминирующих появление группы риска, асоциального и девиантного поведения. Дело еще усугубляется тем, что большинство населения не знакомо с закономерностями становления личности на определенных возрастных этапах [1]. По этой причине эмоциональные барьеры, такие как неуверенность в ценностности собственного «я»; переживание ущербности по сравнению с окружающими и подобные значительно усложняют процесс общения и заставляют подростков искать другие способы самоутверждения. Такими альтернативными формами самоутверждения личности может оказаться, в частности, наркотизация (алкоголизм, наркомания, токсикомания), тяга к материальному обогащению любыми способами, чтобы доказать свою самодостаточность с позиций самомнения, невзирая на уже очевидно криминальный характер подобного поведения, ярко свидетельствующего о духовной нищете [3].

Особенности подросткового возраста

  • средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым;
  • процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существует и «детское» и «взрослое»;
  • центральное новообразование отрочества ⎼ чувство взрослости, – возникающее представление о себе как уже неребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым;
  • ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками;
  • возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.

Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности [1].

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:

НЕ хотят учиться так, как могут;

НЕ хотят слушать никаких советов;

НЕ убирают за собой;

НЕ делают домашние дела;

НЕ приходят вовремя.

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Таким образом, фундаментальным приоритетом в проблеме девиантного подросткового поведения является профилактическое направление в деятельности всех структур, звеньев,  специалистов, причастных к ее решению. Известно, что профилактика девиантного поведения связана с необходимостью выделения факторов риска, в числе которых важно отметить, прежде всего, макросоциальные и макроэкономические условия: затянувшийся экономический кризис; резкие изменения в социальном устройстве общества; незавершенность разработки правовой базы; экологическая и демографическая катастрофы; активная социокультурная интервенция Запада и Востока, детерминирующие деструкции традиционных социальных,  культурных, поведенческих стереотипов, утрата ценностных ориентиров и идеалов, разрушение духовной целостности субъекта жизнедеятельности, фрустрированность базовых потребностей человека [6]. В числе социально-педагогических факторов риска важно отметить безнадзорность, семейную и педагогическую запущенность, продуцирующие конфликтогенное сознание и в своих крайних проявлениях извращенное восприятие мира. В числе психологических факторов важное место на подростковом этапе занимают подростковые поведенческие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, хобби, формирующиеся сексуальные влечения и др. [4].  Основным мотивом подростковой группы риска является именно поисковая деятельность, стремление познать необъятное, а также групповое мнение и групповое поведение. Вовлечению подростков в группу риска способствуют также отсутствие информированности о нормативном развитии и искаженные сведения о действии наркотических средств и о последствиях их применения. При этом запретные меры по их употреблению усиливают влечение и способствуют включению подростков в группу риска [6].  

Приведенные выше факторы позволяют наметить основное направление профилактики в психолого-педагогической работе среди детей, подростков и их родителей ⎼ это просветительская деятельность, но не в плане «страшилок по поводу …»,  которые малоэффективны, а порой приводят к обратному результату, являясь средством извращенного самоутверждения. Основной формой работы с подростками должно стать обучение «тактике отказа» (умению сказать нет) в любых жизненных ситуациях.

Другим,  не  менее важным аспектом психолого-педагогической деятельности является формирование здоровых поведенческих стереотипов путем оживления позитивной поисковой деятельности, развитие любознательности, кругозора. Формирование ценностности развития на основе приобщения к истинным,  классическим ценностям культуры и социальной жизни [7]. В связи с этим для успешной социализации подростков с девиантным поведением  весьма актуальными оказываются следующие задачи.

Способствование становлению личности подростка посредством создания благоприятных условий  экономического и социального уровня: удовлетворенность базовых потребностей человека (еда, одежда, жилье), социальная востребованность личностных параметров каждого пришедшего в этот мир и искренняя заинтересованность в реализации возможностей каждого.

Психолого-педагогическая помощь в принятии общечеловеческих ценностей как субъективно значимых; в вырабатывании отношения к психоактивным веществам как к средствам порабощения личности, способствующим подчинению чужой воле и не дающим основания для решения своих проблем; обучение подростка умению противостоять чужому влиянию, подавляющему его волю и собственные интересы; стимулировать готовность к самостоятельному решению жизненно важных проблем; помогать в овладении позитивными способами самоутверждения, самореализации.

Создание условий для личностного роста и  формирования позитивных основ социальных коммуникаций в условиях  тренинговых групп личностного роста, где подростку предоставляется возможность решения ряда личностно важных задач.

Психолого-педагогическая деятельность по средствам просветительской, диагностической и тренинговой работы, направленная на понимание и закрепление социально- психологических знаний,  по развитию способности познания себя и окружающих, умения диагностики и коррекции личностных качеств и свойств, навыков снятия различного рода психологических барьеров, обучение приемам релаксации, саморегуляции и др.

Решение названных задач возможно лишь при условии, что психолог и  педагог будут теоретически и практически готовы к творческой реализации личностно-ориентированного подхода и принципов гуманистической направленности обучения и воспитания растущего человека. Следует подчеркнуть, что взгляды, убеждения  психолога и педагога воспринимаются как субъективно значимые лишь тогда, когда подросток видит в нем сильную личность, человека с определенной жизненной позицией, достойной уважения.

Работа по профилактике девиантного поведения подростков будет эффективной,  если  и психологи и педагоги  будут обладать знаниями и умениями по оценке личности подростка, его мировоззренческих позиций, взглядов, отношений, психического и физического состояния данного  возрастного периода.

В ходе психолого-педагогической работы, направленной на формирование у подростка  ценностно-смысловой сферы, и педагоги и психологи в своей деятельности просто обязаны давать основы для формирования здоровых мировоззренческих отношений, для выработки критического отношения к нездоровому образу жизни, умения отстаивать свою жизненную позицию, свои жизненные принципы; для овладения адекватными способами самоутверждения; давать примеры  самостоятельного решения своих личных проблем [8].

Важным моментом в профилактической работе является обучение подростка  навыкам, позволяющим адекватно реагировать на возникающие неоднозначные жизненные ситуации на интеллектуальной основе, посредством оценки ситуации и выработки основных тенденций выхода из нее.

Существует стереотипность педагогов по отношению к подросткам:

  • неизменность общественного положения ⎼  подросток по-прежнему школьник;
  • полная материальная зависимость от родителей;
  • привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать;
  • сохранение детских черт в поведении.

Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе родителей, по отношению к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка и профилактики формирующегося девиантного поведения в немалой степени зависит от преодоления стереотипного отношения к подростку как к ребенку.

Таким образом, эффективность психолого-педагогической профилактики предупреждения девиантного поведения во многом зависит от социально-политических, социально-экономических, культурно-исторических условий и от уровня соответствующей готовности психологов, педагогов,  их личных принципов, ценностных ориентаций, способностей и умений.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
  2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  4. Заиченко Н.У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Учеб.-метод. пособие. М., 2007.
  5. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  7. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж. 1996.
  8. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
  9. Смелзер Н. Социология. М., 1998.
  10.  Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. М., 1997.
  11. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982.
  12. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.

Шемякина Ольга Олеговна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 8404
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 3794
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

6 стратегий снижения рискованного поведения у подростков и подростков

  • Что такое рискованное поведение
  • Статистика
  • Причины
  • 6 стратегий

Подростковый возраст – период перемен, наполненный рисками и возможностями. Когда подростки переходят из детства во взрослую жизнь, они становятся уязвимыми перед потенциально вредным поведением, которое может негативно сказаться на их здоровье и жизни. Но согласно исследованиям, рискованное поведение в подростковом возрасте можно предотвратить.

Что такое рискованное поведение?

Рискованное поведение — это действие, имеющее хотя бы один неопределенный исход, который может подвергнуть человека или других лиц риску причинения вреда.

Распространенные примеры рискованного поведения:

  • Небезопасное сексуальное поведение
  • Нездоровое питание
  • Торговля наркотиками
  • Использование оружия
  • Незаконные действия, такие как воровство или вандализм
  • Курение или вейпинг
  • Употребление марихуаны или кокаина
  • Пьянство
  • Пропуск школы
  • Уход из школы
  • Опасное вождение
  • Не пристегиваться ремнем безопасности, когда это необходимо
  • Отсутствие шлема при необходимости

Вот некоторые статистические данные о поведении подростков с высоким риском в Соединенных Штатах (исследование распространенности 2001 г. ) ​1​

  1. до 19 лет.
  2. Более 50% подростков впервые вступают в половую связь в старшей школе, и почти 10% беременеют в старшей школе (CDC 1998).
  3. 80% старшеклассников употребляли алкогольные напитки, а 63% старшеклассников были пьяны (Университет Мичигана, 1998).
  4. Распространенность курения среди молодежи выросла на 33% с 1991 по 1997 год.
  5. Употребление марихуаны среди подростков удвоилось с 1991 по 1997 год.

Несмотря на эти тревожные статистические данные, уровень убийств среди молодежи снизился на 40% с 1993 по 1997 год, а рождаемость среди подростков снизилась на 20% с 1991 по 1998 год.

Факторы, вызывающие рискованное поведение среди подростков

Пятьдесят лет назад большая часть подростковой заболеваемости и смертности была обусловлена ​​естественными причинами. В настоящее время предотвратимое поведение, такое как дорожно-транспортные происшествия, злоупотребление психоактивными веществами и сексуальное поведение, являются одними из наиболее распространенных причин подростковой смертности и заболеваемости ​2,3​ .

В течение десятилетий психологи и исследователи искали причины рискованного поведения среди молодежи. Вот некоторые из теорий, которые были предложены на протяжении многих лет.

  • Для демонстрации своего зрелого статуса ​4​
  • Поиск больших ощущений в этот период
  • На предрасположенность влияют социальные факторы и факторы окружающей среды, такие как семья, сверстники, школа, сообщество и культура ​5​
  • Позиция «нечего терять» ​6​
  • Плохое управление импульсом
  • Более подвержен влиянию сверстников ​7​
  • Отсутствие саморегулирования ​8​

На данный момент ни одна причина или предложенная теория не были определены как причина безрассудного поведения подростков.

Исследователи вместо того, чтобы точно определить причину, обнаружили, что некоторые элементы являются факторами риска. С каждым добавленным фактором риска вероятность безрассудной активности у подростков удваивается.

К факторам риска относятся: ​9–12​

  • Семейная дисфункция
  • Употребление психоактивных веществ, агрессивное поведение и суицидальные попытки друзей
  • Отсутствие друзей с просоциальным поведением
  • Социальное признание рискованного поведения подростков
  • Агрессивное поведение
  • Депрессия
  • Жестокое обращение с детьми

6 Стратегии снижения рискованного поведения

Как правило, чем раньше начинается риск, тем выше риск негативных последствий.

Молодые люди, которые в раннем возрасте ведут себя рискованно, например, вступают в половую жизнь или употребляют наркотики, во взрослом возрасте часто страдают от ухудшения здоровья, более низкого уровня образования и более низкой экономической продуктивности. Их рискованное поведение может длиться дольше в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте, что также может влиять на рискованное поведение во взрослой жизни.

Поэтому очень важно, чтобы родители вмешались как можно раньше.

Хорошие отношения между родителями и детьми

Авторитетный стиль воспитания и хорошие отношения между родителями и детьми являются факторами защиты от рискованного поведения подростков.

Хорошие методы воспитания демонстрируют значительное, устойчивое и защитное влияние на развитие подростков.

В частности, хорошие отношения между родителями и детьми сдерживают участие в рискованном поведении ​13​ .

Дети более открыты для родительских советов, когда у родителей хорошие отношения с ними. Кроме того, они с большей вероятностью перенимают ценности своих родителей и сопротивляются неверным решениям.

Ненавязчивое наблюдение

Наблюдение родителей за окружением сверстников-подростков является еще одним сильным защитным фактором. Постоянно обнаруживается, что это оказывает огромное влияние на снижение рискованных решений их детей ​14​ .

Подростковый возраст характеризуется резким увеличением времени, проводимого со сверстниками. Нормы группы сверстников или знакомство с их семьями могут сильно повлиять на негативное поведение подростков, стремление к сенсациям, готовность идти на риск и конформизм.

Мониторинг — эффективный способ противостоять негативному влиянию сверстников. Однако родители могут предотвратить рискованное поведение только в том случае, если у них хорошие отношения со своими детьми и они получают информацию для мониторинга, не будучи навязчивыми ​15​ .

Если вместо этого родители контролируют поведение подростка с помощью принуждения, психологического контроля или других инвазивных методов, ребенок с большей вероятностью будет демонстрировать рискованное поведение и иметь худшие результаты ​16​ .

Обеспечить автономию с руководством

Это кажется нелогичным, но подростки и дети предподросткового возраста менее склонны идти на небезопасный риск, когда у них больше самостоятельности.

Автономия — это не полная свобода делать все, что хочется. Это упражнение в самоуправлении, саморегуляции поведения и независимости под родительским контролем и ограничениями.

Исследования показывают, что подростки, которые получают поддержку автономии от родителей, с большей вероятностью избегают рискованного поведения ​17​ .

Укажите четкие границы и причины

Само собой разумеется, что родители обсуждают приемлемое поведение и устанавливают четкие границы, чтобы предотвратить вредный риск. Что еще более важно, так это то, что родители должны объяснить причину своих ограничений.

Недостаток самоконтроля или самоограничения — одна из основных причин, по которой подростки идут на риск. В подростковом возрасте система когнитивного контроля в префронтальной коре все еще развивается. В результате мозг подростка менее способен к когнитивному контролю импульсивного поведения «сверху вниз» взрослого уровня. Социальная обработка, однако, претерпевает быстрые изменения.

Обсуждение причин ограничений с подростками и детьми предподросткового возраста может помочь им разработать процесс принятия решений, который лежит в основе их выбора поведения.

Разговор о рискованном поведении

Помимо наблюдения, родители могут предотвратить девиантное поведение, открыто общаясь и обучая своих детей. Подростки и дети предподросткового возраста, осведомленные о рисках, связанных с безрассудным поведением, как правило, имеют меньше проблем.

Поговорите с ними о плюсах и минусах такого поведения. Помогите им рассмотреть риски в различных ситуациях. Обсудите пагубные последствия для физического или психического здоровья, когда что-то пойдет не так.

Подростки, которые получают информацию о сексе от своих родителей, менее подвержены влиянию своих сверстников, когда речь идет о сексуальном поведении. Но при отсутствии образования и общения со стороны родителей подростки и дети предподросткового возраста могут обращаться за информацией к своим сверстникам и находиться под их значительным влиянием ​18​ .

Обучение также может предоставляться поставщиками медицинских услуг или преподавателями. Вмешательство такого типа оказывает сильное влияние на снижение вовлеченности подростков в опасное поведение ​19​ .

Обратиться за лечением травмы 

Подросткам, которые перенесли травму, такую ​​как жестокое обращение, важно получать психиатрическую помощь.

Одним из последствий жестокого обращения с детьми является то, что молодые люди, с которыми жестоко обращаются, чаще всего вступают в половую связь по обоюдному согласию в более раннем возрасте. Связи на одну ночь чаще случаются среди молодых людей, которым пренебрегают, подвергаются сексуальному насилию и физическому насилию. Подростковая беременность более распространена среди жертв женского пола ​20​ .

После травмирующих событий подростки должны находиться под наблюдением на предмет проблем с психическим здоровьем или консультироваться у специалиста по психическому здоровью, даже если они выглядят нормально.

Узнайте больше о воспитании подростков

Заключительные мысли о рискованном поведении

Исследования и открытия — отличительные черты подросткового возраста. Рискованность, хотя иногда и опасная, является желательной чертой, а не случайностью.

Мы можем поощрять их к здоровому риску, например, к безопасному обретению самостоятельности, занятиям новыми видами спорта, изучению новых навыков и участию в мероприятиях по укреплению доверия.

Ссылки

  1. 1.

    Грубер Дж. Рискованное поведение среди молодежи. Опубликовано в Интернете в 2001 г. doi: 10.7208/chicago/9780226309972.001.0001

  2. 2.

    Мильштейн С.Г. Содействие здоровому развитию подростков. ДЖАМА . Опубликовано в Интернете 17 марта 1993 г ​​.: 1413. дои: 10.1001/jama.1993.03500110081040

  3. 3.

    Ганс Ю.Э. Стоимость комплексных профилактических медицинских услуг для подростков. Arch Pediatr Adolesc Med . Опубликовано в Интернете 1 ноября 1995 г.: 1226. doi:10.1001/archpedi.1995.02170240044007

  4. 4.

    ДЖЕССОР Р. Теория проблемного поведения, психосоциальное развитие и проблемное употребление алкоголя подростками. Зависимость . Опубликовано в Интернете, апрель 1987 г .: 331–342. doi:10.1111/j.1360-0443.1987.tb01490.x

  5. 5.

    АРНЕТТ Дж. Безрассудное поведение в подростковом возрасте: перспектива развития. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, декабрь 1992 г.: 339–373. дои: 10.1016/0273-2297(92)

  6. 6.

    Harris KM, Duncan GJ, Boisjoly J. Оценка роли отношения «нечего терять» в рискованном поведении в подростковом возрасте. Социальные силы . Опубликовано в Интернете 1 марта 2002 г.: 1005-1039. doi:10.1353/sof.2002.0008

  7. 7.

    Pfeifer JH, Masten CL, Moore WE III, et al. Вступление в подростковый возраст: сопротивление влиянию сверстников, рискованное поведение и нейронные изменения в эмоциональной реактивности. Нейрон . Опубликовано в Интернете в марте 2011 г.: 1029-1036. doi:10.1016/j.neuron.2011.02.019

  8. 8.

    Альберт Д., Чейн Дж., Стейнберг Л. Подростковый мозг. Curr Dir Psychol Sci . Опубликовано в Интернете в апреле 2013 г .: 114–120. дои: 10.1177/0963721412471347

  9. 9.

    Сток Дж.Л., Белл М.А., Бойер Д.К., Коннелл Ф.А. Подростковая беременность и сексуальный риск среди девушек, подвергшихся сексуальному насилию. Перспективы планирования семьи . Опубликовано онлайн 19 сентября97:200. дои: 10.2307/2953395

  10. 10.

    Romer D. Подростковый риск, импульсивность и развитие мозга: последствия для профилактики. Дев Психобиолог . Опубликовано в Интернете в 2010 г.: н/д-н/д. дои: 10.1002/dev.20442

  11. 11.

    Принштейн М.Ю. Опасное для здоровья поведение подростков и их друзей: факторы, которые изменяют или усиливают влияние сверстников. Журнал детской психологии . Опубликовано в Интернете 1 июля 2001 г .: 287–298. Дои: 10.1093/jpepsy/26.5.287

  12. 12.

    Felitti VJ MD, FACP, Anda RF MD, MS, Nordenberg D MD, et al. Связь жестокого обращения с детьми и дисфункций в семье со многими основными причинами смерти взрослых. Американский журнал профилактической медицины . Опубликовано в Интернете, май 1998 г .: 245–258. doi:10.1016/s0749-3797(98)00017-8

  13. 13.

    ДеВор Э.Р., Гинзбург К.Р. Защитное влияние хорошего воспитания на подростков. Актуальное мнение в педиатрии . Опубликовано в Интернете в августе 2005 г .: 460–465. doi:10.1097/01.mop.0000170514.27649.c9

  14. 14.

    Браун Б.Б., Маунт Н., Ламборн С.Д., Стейнберг Л. Практика воспитания и принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, апрель 1993 г.: 467. дои: 10.2307/1131263

  15. 15.

    Бранштеттер С.А., Фурман В. Буферный эффект знаний родительского контроля и отношений между родителями и подростками на последствия употребления психоактивных веществ подростками. Детский семейный завод J . Опубликовано в Интернете 24 февраля 2012 г .: 192–198. дои: 10.1007/s10826-012-9568-2

  16. 16.

    Pettit GS, Laird RD, Dodge KA, Bates JE, Criss MM. Предшественники и проблемы с поведением. Результаты родительского контроля и психологического контроля в раннем подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в марте 2001 г .: 583–598. дои: 10.1111/1467-8624.00298

  17. 17.

    Тернер Р.А., Ирвин К.Э., Чанн Дж.М., Миллштейн С.Г. Автономия, родство и инициирование рискованного для здоровья поведения в раннем подростковом возрасте. Психология здоровья . Опубликовано в Интернете, май 1993 г ​​.: 200–208. дои: 10.1037/0278-6133.12.3.200

  18. 18.

    Уитакер Д.Дж., Миллер К.С. Обсуждения между родителями и подростками о сексе и презервативах. Журнал подростковых исследований . Опубликовано в Интернете в марте 2000 г .: 251–273. дои: 10.1177/0743558400152004

  19. 19.

    Ozer EM, Adams SH, Orrell-Valente JK, et al. Снижают ли профилактические услуги в первичной медико-санитарной помощи рискованное поведение подростков? Журнал здоровья подростков . Опубликовано в Интернете в ноябре 2011 г .: 476–482. doi:10.1016/j.jadohealth.2011.02.011

  20. 20.

    Негрифф С., Шнайдерман Ю.Ю., Трикетт П.К. Жестокое обращение с детьми и рискованное сексуальное поведение. Журнал развития & Поведенческая педиатрия . Опубликовано в Интернете в ноябре 2015 г .: 708–716. doi:10.1097/dbp.0000000000000204

Обновлено Памелой Ли от 6 мая 2023 г.

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Расстройство поведения | Johns Hopkins Medicine

Что такое расстройство поведения у детей?

Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение. Он или она может игнорировать основные социальные стандарты и правила. Он или она также может:

  • Быть безответственным
  • Пропустить школу или сбежать (делинквентное поведение)
  • Воровать или совершать другие действия, нарушающие права других
  • Нанесение физического вреда животным или другим людям, например, совершение нападения или изнасилования

Эти действия иногда происходят вместе. Но один или несколько могут происходить без других.

Что вызывает расстройство поведения у ребенка?

Эксперты считают, что многие факторы играют роль в нарушении поведения. Это:

  • Повреждение головного мозга
  • Травматическое событие
  • Гены
  • Жестокое обращение с детьми
  • Прошлая школьная неудача
  • Социальные проблемы

Некоторые дети с расстройствами поведения, по-видимому, имеют проблемы в лобных долях головного мозга. Это мешает ребенку планировать, держаться подальше от вреда и учиться на негативном опыте.

Некоторые эксперты считают, что ряд травмирующих переживаний приводит к тому, что у ребенка развивается расстройство поведения. Затем эти переживания часто приводят к депрессивному настроению, проблемам с поведением и вовлечению в девиантную группу сверстников.

Какие дети подвержены риску расстройства поведения?

Расстройство поведения чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Он также чаще развивается у детей или подростков из семей, которые:

  • Неблагополучные
  • Недееспособный
  • Неорганизованный

Дети с этими проблемами психического здоровья также чаще страдают расстройствами поведения:

  • Аффективные или тревожные расстройства
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
  • Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
  • Проблемы с обучением

Дети или подростки с трудным темпераментом более склонны к развитию проблем с поведением.

Каковы симптомы расстройства поведения у ребенка?

Большинство симптомов, наблюдаемых у детей с расстройством поведения, иногда возникают и у детей без этой проблемы. Но у детей с расстройством эти симптомы возникают чаще. Они также мешают обучению, приспособлению к школе, а иногда и отношениям ребенка.

Симптомы у каждого ребенка могут различаться. Но есть 4 основные группы поведения:

Агрессивное поведение

  • Запугивающее поведение
  • Запугивание
  • Физические бои
  • Жестокое обращение с другими людьми или животными
  • Использование оружия
  • Принуждение кого-либо к сексуальной активности, изнасилованию или растлению

Деструктивное поведение

  • Умышленное уничтожение имущества (вандализм)
  • Поджог

Лживость

  • Ложь
  • Кража
  • Магазинная кража
  • Просрочка платежа

Нарушение правил или возрастных норм

  • Непосещение школы (прогулы)
  • Бежать
  • Розыгрыши
  • Шалость
  • Очень ранняя половая жизнь

Эти симптомы могут выглядеть как другие проблемы с психическим здоровьем. Убедитесь, что ваш ребенок посещает своего лечащего врача для постановки диагноза.

Как диагностируется расстройство поведения у ребенка?

Детский психиатр или квалифицированный специалист по психическому здоровью может диагностировать расстройство поведения. Он или она будет говорить с родителями и учителями о поведении ребенка и может наблюдать за ребенком. В некоторых случаях вашему ребенку может потребоваться проверка психического здоровья.

Если вы заметили у своего ребенка или подростка симптомы расстройства поведения, вы можете помочь, немедленно обратившись за диагнозом. Раннее лечение часто может предотвратить будущие проблемы.

Как лечить расстройство поведения у ребенка?

Лечение будет зависеть от симптомов, возраста и общего состояния здоровья вашего ребенка. Это также будет зависеть от того, насколько тяжелым является состояние.

Лечение расстройств поведения может включать:

  • Когнитивно-поведенческую терапию. Ребенок учится лучше решать проблемы, общаться и справляться со стрессом. Он или она также учится контролировать импульсы и гнев.
  • Семейная терапия. Эта терапия помогает изменить семью. Это улучшает коммуникативные навыки и взаимодействие в семье.
  • Групповая психотерапия. Ребенок лучше развивает социальные и межличностные навыки.
  • Лекарства. Они не часто используются для лечения расстройств поведения. Но они могут понадобиться ребенку при других симптомах или расстройствах, таких как СДВГ.

Как я могу помочь предотвратить расстройство поведения у моего ребенка?

Эксперты точно не знают, почему у некоторых детей развивается расстройство поведения. Могут быть задействованы такие вещи, как травматический опыт, социальные проблемы и биологические факторы. Чтобы снизить риск этого расстройства, родители могут научиться позитивным стратегиям воспитания. Это может помочь создать более близкие отношения между родителями и детьми. Это также может создать безопасную и стабильную домашнюю жизнь для ребенка.

Как я могу помочь моему ребенку жить с расстройством поведения?

Своевременное лечение вашего ребенка часто может предотвратить будущие проблемы. Вот что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку:

  • Приходить на все приемы к лечащему врачу вашего ребенка.
  • При необходимости примите участие в семейной терапии.
  • Поговорите с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка о других поставщиках медицинских услуг, которые будут участвовать в уходе за вашим ребенком. Ваш ребенок может получать помощь от группы, в которую могут входить консультанты, терапевты, социальные работники, психологи и психиатры. Команда по уходу за вашим ребенком будет зависеть от его или ее потребностей и серьезности расстройства.
  • Расскажите другим о расстройстве поведения вашего ребенка. Работайте с вашим поставщиком медицинских услуг и школами, чтобы разработать план лечения.
  • Обратитесь за поддержкой. Может оказаться полезным общение с другими родителями, у которых есть ребенок с расстройством поведения. Если вы чувствуете себя подавленным или напряженным, поговорите со своим лечащим врачом о группе поддержки для лиц, осуществляющих уход за детьми с расстройством поведения.

 

Когда мне следует позвонить лечащему врачу моего ребенка?

Немедленно позвоните своему поставщику медицинских услуг, если ваш ребенок:

  • Чувствует сильную депрессию, страх, тревогу или гнев по отношению к себе или другим
  • Выходит из-под контроля
  • Слышит голоса, которые другие не слышат
  • Видит то, чего не видят другие
  • Не могу спать и есть 3 дня подряд
  • Демонстрирует поведение, которое касается друзей, семьи или учителей, и другие люди выражают озабоченность по поводу такого поведения и просят вас обратиться за помощью
Позвоните по номеру 911 , если у вашего ребенка есть суицидальные мысли, план самоубийства и средства для его реализации.

Основные положения о расстройстве поведения у детей

  • Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение.
  • Роль могут играть как генетические факторы, так и факторы окружающей среды.
  • Дети с другими проблемами психического здоровья чаще страдают этим расстройством.
  • Симптомы делятся на 4 основные группы. Это агрессия, разрушение, обман и нарушение правил.
  • Терапия, которая помогает ребенку лучше взаимодействовать с другими людьми, является основным методом лечения. Лекарства могут быть необходимы для других проблем, таких как СДВГ.

Дальнейшие действия

Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от визита к поставщику медицинских услуг вашего ребенка:

  • Знайте причину визита и то, что вы хотите, чтобы произошло.
  • Перед посещением запишите вопросы, на которые вы хотите получить ответы.
  • При посещении запишите название нового диагноза и любые новые лекарства, методы лечения или тесты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *