Девиантное поведение подростков причины и способы преодоления: Формы и причины девиантного поведения подростков Статьи в научных изданиях
Девиантное поведение – причины, формы, методы коррекции
Термин «девиантное поведение» обозначает особенности поведения некоторых людей или коллективов, которые отличаются от общепринятых норм. Термин «девиация» в переводе с латинского означает «отклонение», поэтому о таком поведении социологи и психологи нередко говорят, как об отклоняющемся.
Оценка признаков для определения границ нормальных показателей происходит по эталонам и критериям, принятым для разных социальных ролей. Девиантными могут быть не только поступки людей, но и суждения, мировоззрение.
Отклоняющееся поведение часто проявляется в среде подростков и молодых людей. У юношей и девушек нередко возникают проблемы с самореализацией, трудности в адаптации к окружению, они часто бывают подвержены внешним влияниям, из-за чего могут приобретать пагубные пристрастия к алкоголю, наркотикам, курению.
Формы девиантного поведения: позитивный и негативный тип
Социальную девиацию определяют по совершенным действиям, не совпадающим с общепринятыми нормами. У данного явления может быть не только отрицательный вектор. В качестве положительных примеров отклонения в поведении можно привести выдающихся людей, которые часто придерживались неконвенционального поведения и мнений. Именно им принадлежит авторство ценных произведений искусства, гениальных изобретений. Их усилиями перестраиваются политические события, социальное и научное мировоззрение общества.
Негативный тип девиации выражается в алкоголизме, преступности, наркомании и суицидальных тенденциях, которые становятся угрозой для общества.
Источники возникновения девиантного поведения
Принято считать, что отклоняющееся поведение формируется под действием следующих факторов:
-
Алкогольная или наркотическая зависимость у близких родственников. Школьники, чьи родители склонны употреблять спиртные напитки или являются наркозависимыми, уже в ранние годы начинают курить и принимать алкоголь. Положение усугубляется желанием выйти из-под контроля взрослых, проблемами с самооценкой, высоким уровнем тревожности.
-
Сложности в семейном окружении. На ребенка воздействуют не только алкоголизация, но и неполный состав семьи, жестокое обращение, недостаток внимания со стороны родителей. Отрицательно воздействуют на психику ребенка сложные материальные условия. Дисфункциональность семьи нередко ведет к возникновению девиантного поведения ребенка.
-
Психическая нестабильность. При лабильности психических функций, повышенном уровне нервного возбуждения становятся заметны изменения психоэмоционального состояния, отставание в физиологическом развитии.
-
Высокий уровень агрессивности, проявляющийся как один из предвестников девиации. Поводы для враждебного настроя кроются в неблаговидных примерах семейного и ближайшего окружения, фрустрациях. Личность, не научившаяся справляться с проблемными ситуациями мирным путем, пытается достигать своих целей с помощью агрессивных методов и демаршей.
-
Педагогическая запущенность, при которой дети демонстрируют девиантные формы поведения из-за недостаточного воспитания, дефицита позитивных образцов для подражания.
-
Постоянный психический дискомфорт из-за неудач в учебе, сложностей в семейных отношениях, грубого обращения близких людей, которые имеют значение для ребенка. Немалая доля дурного влияния на детей и подростков оказывается посредством школьного буллинга. А при попустительстве родителей, учителей ситуация ребенка еще более осложняется. На протяжении длительного времени психологический кризис, в котором постоянно пребывает подросток, аккумулируется, и у него появляются признаки серьезных невротических нарушений.
Представители различных течений в психологии и социологии по-разному трактуют феномен социальной девиации:
-
В психоанализе Зигмунда Фрейда описано, что такое поведение демонстрируют люди, переживающие конфликт между сознательным и бессознательным — необходимостью соблюдать общественные нормы и тягой к самовыражению.
-
Согласно культурным или социологическим теориям, девиантное поведение — это следствие неудавшейся социализации.
-
Социолог Эмиль Дюркгейм ведущую роль в формировании девиантного поведения отводил психологическим аспектам, а именно отсутствию у человека чувства причастности к социуму. Вследствие этого, индивид теряет чувство стабильности, что плохо отражается на формировании личности в целом.
Характерные черты девиантного поведения
Девиантное поведение может диагностировать психолог. Для окружающих людей полезно знать, по каким признакам распознаются нарушения психики. Среди заметных симптомов можно отметить:
-
Склонность к агрессии. За рецидивами агрессивности у подростков должны особенно внимательно следить родители.
Фатальное недовольство собой, непримиримость, отказ приносить извинения на совершение негативных поступков — повод для обращения за профессиональной психологической помощью. -
Нестабильный эмоциональный фон. Этому признаку зачастую уделяется мало внимания, потому что его считают менее значимым, нежели агрессивность. Но перепады в настроении тоже характеризуют девиацию. Неуравновешенность в психоэмоциональном отношении выражается в резких скачках настроения: от веселого, обходительного до грубости, раздражительности и озлобленности.
-
Скрытность — яркий симптом проявления девиантности в поведении, особенно хорошо заметный в детском и школьном коллективе. Скрытному ребенку свойственно находиться в молчании и сторониться окружающих. Учеба, школьная жизнь, общение не вызывают у него интереса. У таких детей существует твердая убежденность в своей способности решать все проблемы самостоятельно. Родители, учителя, одноклассники могут не подозревать о трудностях ребенка, но постепенно происходит преждевременное истощение его психики.
Девиантное поведение часто сочетается с совершением противозаконных актов: кражи, хулиганства, обмана и других проступков. Также нередки случаи зависимостей. Такие люди легко подчиняются чужому авторитету, быстро впадают в депрессию от одиночества, поэтому могут становиться частью криминальных группировок.
Кроме названных признаков, девиантное поведение часто сопровождается страхами, нарушением сна, высокой конфликтностью. У девушек нередко развиваются расстройства питания — булимия и анорексия. В то же время криминальные деяния, пьянство и суицид чаще отмечаются среди юношей.
Способы коррекции девиантного поведения
Инструментами избавления от подобных нарушений являются психотерапия и прием медикаментов по назначению специалиста. Основой борьбы с девиациями являются психотерапевтические методики. Во время лечения пациента обучают осознанию внутриличностных конфликтов, особенностей собственного характера, умению преодолевать трудные ситуации и проявлять эмоциональные реакции принятыми в обществе способами. Поведенческие образцы, полученные на сеансах психотерапии, приживаются, и индивид успешно адаптируется в обществе.
Не менее эффективны, чем индивидуальная работа, групповые терапевтические сессии, которые должны проводиться долговременно и регулярно. Медикаментозные препараты назначают пациентам с патологиями нервной системы.
Главное и основное профилактическое средство для отклоняющегося поведения — ранняя диагностика обстоятельств и причин, определяющих девиантные поступки. Своевременная реабилитация и психологическая коррекция такого поведения предупреждает необратимые последствия поступков для самого человека и окружающего общества.
Автор
Титова Надежда Викторовна
психотерапевт, психиатр
Стаж 16 лет
+7 (495) 032-15-21Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков // Психология и право — 2011.
Том 1. № 4Аннотация
В данной статье представлено обобщение научно-практических знаний по проблематике возрастных особенностей подросткового развития личности, рассмотрены основные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Актуальным является современное рассмотрение основных условий и причин возникновения девиантного поведения подростков. Освещаются проблемные области и вопросы, возникающие перед педагогами и психологами в их профессиональной деятельности, при работе с девиантными подростками. Основная задача данной статьи – описание социально-педагогических факторов риска и основных психологических особенностей данного возрастного периода. Основной целью является формулировка ряда актуальных задач для успешной социализации современных подростков с девиантным поведением и условия, при которых возможно их выполнение.
Ключевые слова: профилактика , подростковый этап развития, девиантное поведение, смысложизненные представления, ценностные ориентации, фактор риска, социализация
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49305 (дата обращения: 04.06.2023)
Фрагмент статьи
Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].
На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.
<…>
Полный текст
Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].
На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.
Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступным поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.
Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:
- генетические, передающиеся по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.
Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
Таким образом, отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) [9⎼12].
К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков, как правило, относят:
1. Индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности, чаще всего, если не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.
2. Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера как бы провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера [1; 5; 6].
3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно, является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.
4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться их специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. Очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения ими общественных норм и ценностей происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.
5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким относятся криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические семьи. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение несовершенолетних.
6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростничестве резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т. д.
Таким образом, к отклоняющемуся (девиантному) поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как оппозиция, побеги из дома, группирование со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать [2; 5].
Подростковый этап развития является сенситивным периодом для формирования личности, смысложизненных представлений, ценностных ориентаций. Естественная неустойчивость жизненной позиции в этот момент, отсутствие референтных лиц для обсуждения смысложизненных проблем (исследования показывают, что наиболее референтной группой для обсуждения смысложизненных проблем является «кто-то другой», не присутствующий в данном моменте жизни, зачастую абстрактный человек), а также отсутствие условий для удовлетворения нормативной, ведущей для данного возраста потребности в самоутверждении, фрустрация базовой потребности личности в общении со сверстниками – это далеко не полный перечень проблем, детерминирующих появление группы риска, асоциального и девиантного поведения. Дело еще усугубляется тем, что большинство населения не знакомо с закономерностями становления личности на определенных возрастных этапах [1]. По этой причине эмоциональные барьеры, такие как неуверенность в ценностности собственного «я»; переживание ущербности по сравнению с окружающими и подобные значительно усложняют процесс общения и заставляют подростков искать другие способы самоутверждения. Такими альтернативными формами самоутверждения личности может оказаться, в частности, наркотизация (алкоголизм, наркомания, токсикомания), тяга к материальному обогащению любыми способами, чтобы доказать свою самодостаточность с позиций самомнения, невзирая на уже очевидно криминальный характер подобного поведения, ярко свидетельствующего о духовной нищете [3].
Особенности подросткового возраста
- средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым;
- процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существует и «детское» и «взрослое»;
- центральное новообразование отрочества ⎼ чувство взрослости, – возникающее представление о себе как уже неребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым;
- ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками;
- возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.
Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности [1].
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:
НЕ хотят учиться так, как могут;
НЕ хотят слушать никаких советов;
НЕ убирают за собой;
НЕ делают домашние дела;
НЕ приходят вовремя.
В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.
Таким образом, фундаментальным приоритетом в проблеме девиантного подросткового поведения является профилактическое направление в деятельности всех структур, звеньев, специалистов, причастных к ее решению. Известно, что профилактика девиантного поведения связана с необходимостью выделения факторов риска, в числе которых важно отметить, прежде всего, макросоциальные и макроэкономические условия: затянувшийся экономический кризис; резкие изменения в социальном устройстве общества; незавершенность разработки правовой базы; экологическая и демографическая катастрофы; активная социокультурная интервенция Запада и Востока, детерминирующие деструкции традиционных социальных, культурных, поведенческих стереотипов, утрата ценностных ориентиров и идеалов, разрушение духовной целостности субъекта жизнедеятельности, фрустрированность базовых потребностей человека [6]. В числе социально-педагогических факторов риска важно отметить безнадзорность, семейную и педагогическую запущенность, продуцирующие конфликтогенное сознание и в своих крайних проявлениях извращенное восприятие мира. В числе психологических факторов важное место на подростковом этапе занимают подростковые поведенческие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, хобби, формирующиеся сексуальные влечения и др. [4]. Основным мотивом подростковой группы риска является именно поисковая деятельность, стремление познать необъятное, а также групповое мнение и групповое поведение. Вовлечению подростков в группу риска способствуют также отсутствие информированности о нормативном развитии и искаженные сведения о действии наркотических средств и о последствиях их применения. При этом запретные меры по их употреблению усиливают влечение и способствуют включению подростков в группу риска [6].
Приведенные выше факторы позволяют наметить основное направление профилактики в психолого-педагогической работе среди детей, подростков и их родителей ⎼ это просветительская деятельность, но не в плане «страшилок по поводу …», которые малоэффективны, а порой приводят к обратному результату, являясь средством извращенного самоутверждения. Основной формой работы с подростками должно стать обучение «тактике отказа» (умению сказать нет) в любых жизненных ситуациях.
Другим, не менее важным аспектом психолого-педагогической деятельности является формирование здоровых поведенческих стереотипов путем оживления позитивной поисковой деятельности, развитие любознательности, кругозора. Формирование ценностности развития на основе приобщения к истинным, классическим ценностям культуры и социальной жизни [7]. В связи с этим для успешной социализации подростков с девиантным поведением весьма актуальными оказываются следующие задачи.
Способствование становлению личности подростка посредством создания благоприятных условий экономического и социального уровня: удовлетворенность базовых потребностей человека (еда, одежда, жилье), социальная востребованность личностных параметров каждого пришедшего в этот мир и искренняя заинтересованность в реализации возможностей каждого.
Психолого-педагогическая помощь в принятии общечеловеческих ценностей как субъективно значимых; в вырабатывании отношения к психоактивным веществам как к средствам порабощения личности, способствующим подчинению чужой воле и не дающим основания для решения своих проблем; обучение подростка умению противостоять чужому влиянию, подавляющему его волю и собственные интересы; стимулировать готовность к самостоятельному решению жизненно важных проблем; помогать в овладении позитивными способами самоутверждения, самореализации.
Создание условий для личностного роста и формирования позитивных основ социальных коммуникаций в условиях тренинговых групп личностного роста, где подростку предоставляется возможность решения ряда личностно важных задач.
Психолого-педагогическая деятельность по средствам просветительской, диагностической и тренинговой работы, направленная на понимание и закрепление социально- психологических знаний, по развитию способности познания себя и окружающих, умения диагностики и коррекции личностных качеств и свойств, навыков снятия различного рода психологических барьеров, обучение приемам релаксации, саморегуляции и др.
Решение названных задач возможно лишь при условии, что психолог и педагог будут теоретически и практически готовы к творческой реализации личностно-ориентированного подхода и принципов гуманистической направленности обучения и воспитания растущего человека. Следует подчеркнуть, что взгляды, убеждения психолога и педагога воспринимаются как субъективно значимые лишь тогда, когда подросток видит в нем сильную личность, человека с определенной жизненной позицией, достойной уважения.
Работа по профилактике девиантного поведения подростков будет эффективной, если и психологи и педагоги будут обладать знаниями и умениями по оценке личности подростка, его мировоззренческих позиций, взглядов, отношений, психического и физического состояния данного возрастного периода.
В ходе психолого-педагогической работы, направленной на формирование у подростка ценностно-смысловой сферы, и педагоги и психологи в своей деятельности просто обязаны давать основы для формирования здоровых мировоззренческих отношений, для выработки критического отношения к нездоровому образу жизни, умения отстаивать свою жизненную позицию, свои жизненные принципы; для овладения адекватными способами самоутверждения; давать примеры самостоятельного решения своих личных проблем [8].
Важным моментом в профилактической работе является обучение подростка навыкам, позволяющим адекватно реагировать на возникающие неоднозначные жизненные ситуации на интеллектуальной основе, посредством оценки ситуации и выработки основных тенденций выхода из нее.
Существует стереотипность педагогов по отношению к подросткам:
- неизменность общественного положения ⎼ подросток по-прежнему школьник;
- полная материальная зависимость от родителей;
- привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать;
- сохранение детских черт в поведении.
Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе родителей, по отношению к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка и профилактики формирующегося девиантного поведения в немалой степени зависит от преодоления стереотипного отношения к подростку как к ребенку.
Таким образом, эффективность психолого-педагогической профилактики предупреждения девиантного поведения во многом зависит от социально-политических, социально-экономических, культурно-исторических условий и от уровня соответствующей готовности психологов, педагогов, их личных принципов, ценностных ориентаций, способностей и умений.
Литература
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
- Заиченко Н.У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Учеб.-метод. пособие. М., 2007.
- Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж. 1996.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
- Смелзер Н. Социология. М., 1998.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. М., 1997.
- Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.
Шемякина Ольга Олеговна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 8404
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 3794
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
6 стратегий снижения рискованного поведения у подростков и подростков
- Что такое рискованное поведение
- Статистика
- Причины
- 6 стратегий
Подростковый возраст – период перемен, наполненный рисками и возможностями. Когда подростки переходят из детства во взрослую жизнь, они становятся уязвимыми перед потенциально вредным поведением, которое может негативно сказаться на их здоровье и жизни. Но согласно исследованиям, рискованное поведение в подростковом возрасте можно предотвратить.
Что такое рискованное поведение?
Рискованное поведение — это действие, имеющее хотя бы один неопределенный исход, который может подвергнуть человека или других лиц риску причинения вреда.
Распространенные примеры рискованного поведения:
- Небезопасное сексуальное поведение
- Нездоровое питание
- Торговля наркотиками
- Использование оружия
- Незаконные действия, такие как воровство или вандализм
- Курение или вейпинг
- Употребление марихуаны или кокаина
- Пьянство
- Пропуск школы
- Уход из школы
- Опасное вождение
- Не пристегиваться ремнем безопасности, когда это необходимо
- Отсутствие шлема при необходимости
Вот некоторые статистические данные о поведении подростков с высоким риском в Соединенных Штатах (исследование распространенности 2001 г. ) 1
- до 19 лет.
- Более 50% подростков впервые вступают в половую связь в старшей школе, и почти 10% беременеют в старшей школе (CDC 1998).
- 80% старшеклассников употребляли алкогольные напитки, а 63% старшеклассников были пьяны (Университет Мичигана, 1998).
- Распространенность курения среди молодежи выросла на 33% с 1991 по 1997 год.
- Употребление марихуаны среди подростков удвоилось с 1991 по 1997 год.
Несмотря на эти тревожные статистические данные, уровень убийств среди молодежи снизился на 40% с 1993 по 1997 год, а рождаемость среди подростков снизилась на 20% с 1991 по 1998 год.
Факторы, вызывающие рискованное поведение среди подростков
Пятьдесят лет назад большая часть подростковой заболеваемости и смертности была обусловлена естественными причинами. В настоящее время предотвратимое поведение, такое как дорожно-транспортные происшествия, злоупотребление психоактивными веществами и сексуальное поведение, являются одними из наиболее распространенных причин подростковой смертности и заболеваемости 2,3 .
В течение десятилетий психологи и исследователи искали причины рискованного поведения среди молодежи. Вот некоторые из теорий, которые были предложены на протяжении многих лет.
- Для демонстрации своего зрелого статуса 4
- Поиск больших ощущений в этот период
- На предрасположенность влияют социальные факторы и факторы окружающей среды, такие как семья, сверстники, школа, сообщество и культура 5
- Позиция «нечего терять» 6
- Плохое управление импульсом
- Более подвержен влиянию сверстников 7
- Отсутствие саморегулирования 8
На данный момент ни одна причина или предложенная теория не были определены как причина безрассудного поведения подростков.
Исследователи вместо того, чтобы точно определить причину, обнаружили, что некоторые элементы являются факторами риска. С каждым добавленным фактором риска вероятность безрассудной активности у подростков удваивается.
К факторам риска относятся: 9–12
- Семейная дисфункция
- Употребление психоактивных веществ, агрессивное поведение и суицидальные попытки друзей
- Отсутствие друзей с просоциальным поведением
- Социальное признание рискованного поведения подростков
- Агрессивное поведение
- Депрессия
- Жестокое обращение с детьми
6 Стратегии снижения рискованного поведения
Как правило, чем раньше начинается риск, тем выше риск негативных последствий.
Молодые люди, которые в раннем возрасте ведут себя рискованно, например, вступают в половую жизнь или употребляют наркотики, во взрослом возрасте часто страдают от ухудшения здоровья, более низкого уровня образования и более низкой экономической продуктивности. Их рискованное поведение может длиться дольше в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте, что также может влиять на рискованное поведение во взрослой жизни.
Поэтому очень важно, чтобы родители вмешались как можно раньше.
Хорошие отношения между родителями и детьми
Авторитетный стиль воспитания и хорошие отношения между родителями и детьми являются факторами защиты от рискованного поведения подростков.
Хорошие методы воспитания демонстрируют значительное, устойчивое и защитное влияние на развитие подростков.
В частности, хорошие отношения между родителями и детьми сдерживают участие в рискованном поведении 13 .
Дети более открыты для родительских советов, когда у родителей хорошие отношения с ними. Кроме того, они с большей вероятностью перенимают ценности своих родителей и сопротивляются неверным решениям.
Ненавязчивое наблюдение
Наблюдение родителей за окружением сверстников-подростков является еще одним сильным защитным фактором. Постоянно обнаруживается, что это оказывает огромное влияние на снижение рискованных решений их детей 14 .
Подростковый возраст характеризуется резким увеличением времени, проводимого со сверстниками. Нормы группы сверстников или знакомство с их семьями могут сильно повлиять на негативное поведение подростков, стремление к сенсациям, готовность идти на риск и конформизм.
Мониторинг — эффективный способ противостоять негативному влиянию сверстников. Однако родители могут предотвратить рискованное поведение только в том случае, если у них хорошие отношения со своими детьми и они получают информацию для мониторинга, не будучи навязчивыми 15 .
Если вместо этого родители контролируют поведение подростка с помощью принуждения, психологического контроля или других инвазивных методов, ребенок с большей вероятностью будет демонстрировать рискованное поведение и иметь худшие результаты 16 .
Обеспечить автономию с руководством
Это кажется нелогичным, но подростки и дети предподросткового возраста менее склонны идти на небезопасный риск, когда у них больше самостоятельности.
Автономия — это не полная свобода делать все, что хочется. Это упражнение в самоуправлении, саморегуляции поведения и независимости под родительским контролем и ограничениями.
Исследования показывают, что подростки, которые получают поддержку автономии от родителей, с большей вероятностью избегают рискованного поведения 17 .
Укажите четкие границы и причины
Само собой разумеется, что родители обсуждают приемлемое поведение и устанавливают четкие границы, чтобы предотвратить вредный риск. Что еще более важно, так это то, что родители должны объяснить причину своих ограничений.
Недостаток самоконтроля или самоограничения — одна из основных причин, по которой подростки идут на риск. В подростковом возрасте система когнитивного контроля в префронтальной коре все еще развивается. В результате мозг подростка менее способен к когнитивному контролю импульсивного поведения «сверху вниз» взрослого уровня. Социальная обработка, однако, претерпевает быстрые изменения.
Обсуждение причин ограничений с подростками и детьми предподросткового возраста может помочь им разработать процесс принятия решений, который лежит в основе их выбора поведения.
Разговор о рискованном поведении
Помимо наблюдения, родители могут предотвратить девиантное поведение, открыто общаясь и обучая своих детей. Подростки и дети предподросткового возраста, осведомленные о рисках, связанных с безрассудным поведением, как правило, имеют меньше проблем.
Поговорите с ними о плюсах и минусах такого поведения. Помогите им рассмотреть риски в различных ситуациях. Обсудите пагубные последствия для физического или психического здоровья, когда что-то пойдет не так.
Подростки, которые получают информацию о сексе от своих родителей, менее подвержены влиянию своих сверстников, когда речь идет о сексуальном поведении. Но при отсутствии образования и общения со стороны родителей подростки и дети предподросткового возраста могут обращаться за информацией к своим сверстникам и находиться под их значительным влиянием 18 .
Обучение также может предоставляться поставщиками медицинских услуг или преподавателями. Вмешательство такого типа оказывает сильное влияние на снижение вовлеченности подростков в опасное поведение 19 .
Обратиться за лечением травмы
Подросткам, которые перенесли травму, такую как жестокое обращение, важно получать психиатрическую помощь.
Одним из последствий жестокого обращения с детьми является то, что молодые люди, с которыми жестоко обращаются, чаще всего вступают в половую связь по обоюдному согласию в более раннем возрасте. Связи на одну ночь чаще случаются среди молодых людей, которым пренебрегают, подвергаются сексуальному насилию и физическому насилию. Подростковая беременность более распространена среди жертв женского пола 20 .
После травмирующих событий подростки должны находиться под наблюдением на предмет проблем с психическим здоровьем или консультироваться у специалиста по психическому здоровью, даже если они выглядят нормально.
Узнайте больше о воспитании подростков
Заключительные мысли о рискованном поведении
Исследования и открытия — отличительные черты подросткового возраста. Рискованность, хотя иногда и опасная, является желательной чертой, а не случайностью.
Мы можем поощрять их к здоровому риску, например, к безопасному обретению самостоятельности, занятиям новыми видами спорта, изучению новых навыков и участию в мероприятиях по укреплению доверия.
Ссылки
1.
Грубер Дж. Рискованное поведение среди молодежи. Опубликовано в Интернете в 2001 г. doi: 10.7208/chicago/9780226309972.001.0001
2.
Мильштейн С.Г. Содействие здоровому развитию подростков. ДЖАМА . Опубликовано в Интернете 17 марта 1993 г .: 1413. дои: 10.1001/jama.1993.03500110081040
3.
Ганс Ю.Э. Стоимость комплексных профилактических медицинских услуг для подростков. Arch Pediatr Adolesc Med . Опубликовано в Интернете 1 ноября 1995 г.: 1226. doi:10.1001/archpedi.1995.02170240044007
4.
ДЖЕССОР Р. Теория проблемного поведения, психосоциальное развитие и проблемное употребление алкоголя подростками. Зависимость . Опубликовано в Интернете, апрель 1987 г .: 331–342. doi:10.1111/j.1360-0443.1987.tb01490.x
5.
АРНЕТТ Дж. Безрассудное поведение в подростковом возрасте: перспектива развития. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, декабрь 1992 г.: 339–373. дои: 10.1016/0273-2297(92)
-р6.
Harris KM, Duncan GJ, Boisjoly J. Оценка роли отношения «нечего терять» в рискованном поведении в подростковом возрасте. Социальные силы . Опубликовано в Интернете 1 марта 2002 г.: 1005-1039. doi:10.1353/sof.2002.0008
7.
Pfeifer JH, Masten CL, Moore WE III, et al. Вступление в подростковый возраст: сопротивление влиянию сверстников, рискованное поведение и нейронные изменения в эмоциональной реактивности. Нейрон . Опубликовано в Интернете в марте 2011 г.: 1029-1036. doi:10.1016/j.neuron.2011.02.019
8.
Альберт Д., Чейн Дж., Стейнберг Л. Подростковый мозг. Curr Dir Psychol Sci . Опубликовано в Интернете в апреле 2013 г .: 114–120. дои: 10.1177/0963721412471347
9.
Сток Дж.Л., Белл М.А., Бойер Д.К., Коннелл Ф.А. Подростковая беременность и сексуальный риск среди девушек, подвергшихся сексуальному насилию. Перспективы планирования семьи . Опубликовано онлайн 19 сентября97:200. дои: 10.2307/2953395
10.
Romer D. Подростковый риск, импульсивность и развитие мозга: последствия для профилактики. Дев Психобиолог . Опубликовано в Интернете в 2010 г.: н/д-н/д. дои: 10.1002/dev.20442
11.
Принштейн М.Ю. Опасное для здоровья поведение подростков и их друзей: факторы, которые изменяют или усиливают влияние сверстников. Журнал детской психологии . Опубликовано в Интернете 1 июля 2001 г .: 287–298. Дои: 10.1093/jpepsy/26.5.287
12.
Felitti VJ MD, FACP, Anda RF MD, MS, Nordenberg D MD, et al. Связь жестокого обращения с детьми и дисфункций в семье со многими основными причинами смерти взрослых. Американский журнал профилактической медицины . Опубликовано в Интернете, май 1998 г .: 245–258. doi:10.1016/s0749-3797(98)00017-8
13.
ДеВор Э.Р., Гинзбург К.Р. Защитное влияние хорошего воспитания на подростков. Актуальное мнение в педиатрии . Опубликовано в Интернете в августе 2005 г .: 460–465. doi:10.1097/01.mop.0000170514.27649.c9
14.
Браун Б.Б., Маунт Н., Ламборн С.Д., Стейнберг Л. Практика воспитания и принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, апрель 1993 г.: 467. дои: 10.2307/1131263
15.
Бранштеттер С.А., Фурман В. Буферный эффект знаний родительского контроля и отношений между родителями и подростками на последствия употребления психоактивных веществ подростками. Детский семейный завод J . Опубликовано в Интернете 24 февраля 2012 г .: 192–198. дои: 10.1007/s10826-012-9568-2
16.
Pettit GS, Laird RD, Dodge KA, Bates JE, Criss MM. Предшественники и проблемы с поведением. Результаты родительского контроля и психологического контроля в раннем подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в марте 2001 г .: 583–598. дои: 10.1111/1467-8624.00298
17.
Тернер Р.А., Ирвин К.Э., Чанн Дж.М., Миллштейн С.Г. Автономия, родство и инициирование рискованного для здоровья поведения в раннем подростковом возрасте. Психология здоровья . Опубликовано в Интернете, май 1993 г .: 200–208. дои: 10.1037/0278-6133.12.3.200
18.
Уитакер Д.Дж., Миллер К.С. Обсуждения между родителями и подростками о сексе и презервативах. Журнал подростковых исследований . Опубликовано в Интернете в марте 2000 г .: 251–273. дои: 10.1177/0743558400152004
19.
Ozer EM, Adams SH, Orrell-Valente JK, et al. Снижают ли профилактические услуги в первичной медико-санитарной помощи рискованное поведение подростков? Журнал здоровья подростков . Опубликовано в Интернете в ноябре 2011 г .: 476–482. doi:10.1016/j.jadohealth.2011.02.011
20.
Негрифф С., Шнайдерман Ю.Ю., Трикетт П.К. Жестокое обращение с детьми и рискованное сексуальное поведение. Журнал развития & Поведенческая педиатрия . Опубликовано в Интернете в ноябре 2015 г .: 708–716. doi:10.1097/dbp.0000000000000204
Обновлено Памелой Ли от 6 мая 2023 г.
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
Расстройство поведения | Johns Hopkins Medicine
Что такое расстройство поведения у детей?
Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение. Он или она может игнорировать основные социальные стандарты и правила. Он или она также может:
- Быть безответственным
- Пропустить школу или сбежать (делинквентное поведение)
- Воровать или совершать другие действия, нарушающие права других
- Нанесение физического вреда животным или другим людям, например, совершение нападения или изнасилования
Эти действия иногда происходят вместе. Но один или несколько могут происходить без других.
Что вызывает расстройство поведения у ребенка?
Эксперты считают, что многие факторы играют роль в нарушении поведения. Это:
- Повреждение головного мозга
- Травматическое событие
- Гены
- Жестокое обращение с детьми
- Прошлая школьная неудача
- Социальные проблемы
Некоторые дети с расстройствами поведения, по-видимому, имеют проблемы в лобных долях головного мозга. Это мешает ребенку планировать, держаться подальше от вреда и учиться на негативном опыте.
Некоторые эксперты считают, что ряд травмирующих переживаний приводит к тому, что у ребенка развивается расстройство поведения. Затем эти переживания часто приводят к депрессивному настроению, проблемам с поведением и вовлечению в девиантную группу сверстников.Какие дети подвержены риску расстройства поведения?
Расстройство поведения чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Он также чаще развивается у детей или подростков из семей, которые:
- Неблагополучные
- Недееспособный
- Неорганизованный
Дети с этими проблемами психического здоровья также чаще страдают расстройствами поведения:
- Аффективные или тревожные расстройства
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
- Проблемы с обучением
Дети или подростки с трудным темпераментом более склонны к развитию проблем с поведением.
Каковы симптомы расстройства поведения у ребенка?
Большинство симптомов, наблюдаемых у детей с расстройством поведения, иногда возникают и у детей без этой проблемы. Но у детей с расстройством эти симптомы возникают чаще. Они также мешают обучению, приспособлению к школе, а иногда и отношениям ребенка.
Симптомы у каждого ребенка могут различаться. Но есть 4 основные группы поведения:
Агрессивное поведение
- Запугивающее поведение
- Запугивание
- Физические бои
- Жестокое обращение с другими людьми или животными
- Использование оружия
- Принуждение кого-либо к сексуальной активности, изнасилованию или растлению
Деструктивное поведение
- Умышленное уничтожение имущества (вандализм)
- Поджог
Лживость
- Ложь
- Кража
- Магазинная кража
- Просрочка платежа
Нарушение правил или возрастных норм
- Непосещение школы (прогулы)
- Бежать
- Розыгрыши
- Шалость
- Очень ранняя половая жизнь
Эти симптомы могут выглядеть как другие проблемы с психическим здоровьем. Убедитесь, что ваш ребенок посещает своего лечащего врача для постановки диагноза.
Как диагностируется расстройство поведения у ребенка?
Детский психиатр или квалифицированный специалист по психическому здоровью может диагностировать расстройство поведения. Он или она будет говорить с родителями и учителями о поведении ребенка и может наблюдать за ребенком. В некоторых случаях вашему ребенку может потребоваться проверка психического здоровья.
Если вы заметили у своего ребенка или подростка симптомы расстройства поведения, вы можете помочь, немедленно обратившись за диагнозом. Раннее лечение часто может предотвратить будущие проблемы.
Как лечить расстройство поведения у ребенка?
Лечение будет зависеть от симптомов, возраста и общего состояния здоровья вашего ребенка. Это также будет зависеть от того, насколько тяжелым является состояние.
Лечение расстройств поведения может включать:
- Когнитивно-поведенческую терапию. Ребенок учится лучше решать проблемы, общаться и справляться со стрессом. Он или она также учится контролировать импульсы и гнев.
- Семейная терапия. Эта терапия помогает изменить семью. Это улучшает коммуникативные навыки и взаимодействие в семье.
- Групповая психотерапия. Ребенок лучше развивает социальные и межличностные навыки.
- Лекарства. Они не часто используются для лечения расстройств поведения. Но они могут понадобиться ребенку при других симптомах или расстройствах, таких как СДВГ.
Как я могу помочь предотвратить расстройство поведения у моего ребенка?
Эксперты точно не знают, почему у некоторых детей развивается расстройство поведения. Могут быть задействованы такие вещи, как травматический опыт, социальные проблемы и биологические факторы. Чтобы снизить риск этого расстройства, родители могут научиться позитивным стратегиям воспитания. Это может помочь создать более близкие отношения между родителями и детьми. Это также может создать безопасную и стабильную домашнюю жизнь для ребенка.
Как я могу помочь моему ребенку жить с расстройством поведения?
Своевременное лечение вашего ребенка часто может предотвратить будущие проблемы. Вот что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку:
- Приходить на все приемы к лечащему врачу вашего ребенка.
- При необходимости примите участие в семейной терапии.
- Поговорите с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка о других поставщиках медицинских услуг, которые будут участвовать в уходе за вашим ребенком. Ваш ребенок может получать помощь от группы, в которую могут входить консультанты, терапевты, социальные работники, психологи и психиатры. Команда по уходу за вашим ребенком будет зависеть от его или ее потребностей и серьезности расстройства.
- Расскажите другим о расстройстве поведения вашего ребенка. Работайте с вашим поставщиком медицинских услуг и школами, чтобы разработать план лечения.
- Обратитесь за поддержкой. Может оказаться полезным общение с другими родителями, у которых есть ребенок с расстройством поведения. Если вы чувствуете себя подавленным или напряженным, поговорите со своим лечащим врачом о группе поддержки для лиц, осуществляющих уход за детьми с расстройством поведения.
Когда мне следует позвонить лечащему врачу моего ребенка?
Немедленно позвоните своему поставщику медицинских услуг, если ваш ребенок:
- Чувствует сильную депрессию, страх, тревогу или гнев по отношению к себе или другим
- Выходит из-под контроля
- Слышит голоса, которые другие не слышат
- Видит то, чего не видят другие
- Не могу спать и есть 3 дня подряд
- Демонстрирует поведение, которое касается друзей, семьи или учителей, и другие люди выражают озабоченность по поводу такого поведения и просят вас обратиться за помощью
Основные положения о расстройстве поведения у детей
- Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение.
- Роль могут играть как генетические факторы, так и факторы окружающей среды.
- Дети с другими проблемами психического здоровья чаще страдают этим расстройством.
- Симптомы делятся на 4 основные группы. Это агрессия, разрушение, обман и нарушение правил.
- Терапия, которая помогает ребенку лучше взаимодействовать с другими людьми, является основным методом лечения. Лекарства могут быть необходимы для других проблем, таких как СДВГ.
Дальнейшие действия
Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от визита к поставщику медицинских услуг вашего ребенка:
- Знайте причину визита и то, что вы хотите, чтобы произошло.
- Перед посещением запишите вопросы, на которые вы хотите получить ответы.
- При посещении запишите название нового диагноза и любые новые лекарства, методы лечения или тесты.