Дефект речи с буквой с: Дефекты речи | ДИКТОРЫ.com | Исправление дефектов речи у взрослых
Нарушения речи у взрослых: афазия и дизартрия
Человек обычно говорит, чтобы передать свои мысли остальным. Если он перестанет этим заниматься, сказать, что он заскучает, — ничего не сказать.
Поэтому при любом отклонении в речи нужно обращаться за помощью к специалистам, чтобы не только исправить ситуацию, но и избежать серьезных последствий. Если вовремя этого не сделать, можно перестать произносить некоторые звуки или вообще перестать говорить, и это намного хуже того, когда кто-то просто не выговаривает звук «р».
Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых
Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.
Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.
Афазия
Это нарушение или даже отсутствие речи, которая у человека уже сформировалась. Выделяют шесть-восемь типов афазии, но причины одни и те же: повреждение участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Часто так выходит из-за инсультов, но к расстройству речи могут привести ещё и черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, прогрессирующие заболевания нервной системы и воспаления мозга.
Какие симптомы
В случае афазии нарушается не только речь самого пациента — кроме этого он может плохо различать речь окружающих и даже то, что написано в книге. Вот, что может происходить при разных типах афазии:
Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.
Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.
Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.
Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.
Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.
Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить
Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.
Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются. Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения. Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.
Дизартрия
Это тоже речевое нарушение, но при нём нарушается в первую очередь произношение — нарушается артикуляция звуков. Часто проявляется ещё в детском возрасте, но у взрослых может появиться из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга и целого ряда расстройств нервной системы: рассеянного склероза, церебрального атеросклероза, олигофрении, нейросифилиса, болезни Паркинсона.
Какие симптомы
Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:
- нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
- нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
- речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
- даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.
Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:
Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.
Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.
Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.
- В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.
Как лечить и что будет, если не лечить
Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.
Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».
Почему пациенты выбирают Центр АКМЕ
Наш Центр более 10 лет помогает пациентам вернуться к здоровому и комфортному образу жизни. Эффективные методики, высокий профессионализм специалистов, позволяют справляться со всеми недугами и патологиями речи.
Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 792-1202 и записывайтесь на прием к специалисту Центра АКМЕ! Мы знаем, как вернуть Вам и вашим близким здоровье!
Дефекты речи – разновидности и способы исправления
Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.
Классификация
Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).
Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:
- Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
- Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка.
Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
- Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
- Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
- Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
- Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.
Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение
Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.
Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:
- копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
- наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
- сильный психологический стресс.
Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.
Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.
Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.
Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.
Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.
- У нас в печурочке серебряные чурочки.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Нарушения речи у взрослых
Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.
Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:
- плохой подвижностью языка;
- неправильно сформированным прикусом;
- повреждением ротовой полости;
- плохим слухом;
- пережитой стрессовой ситуацией.
Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:
- Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
- Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
- Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
- Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.
Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.
Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день.
Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.
- Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
- Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
- Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
- Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
- Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.
Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.
Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.
Необходимый результат дают следующие упражнения:
- Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
- Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
- Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
- Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.
Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.
Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым.
Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Помощь детям в произношении звука /s/
Если ваш ребенок не может четко произносить звук /s/, значит, он в хорошей компании. Проблемы с /s/, которые можно назвать шепелявостью, являются одними из наиболее распространенных речевых ошибок.
Есть несколько причин, по которым этот звук такой сложный. Необходимое особое положение языка, а также частота этого звука в английском языке делают /s/ одним из самых сложных звуков для изучения. Шепелявость может сделать речь ребенка менее взрослой, менее разборчивой и трудной для понимания. Но с помощью руководства и практики шепелявость можно исправить!
В этой статье мы расскажем обо всех вещах /s/: распространенные способы неправильного произношения, как следует позиционировать язык, чтобы исправить шепелявость, когда может потребоваться логопед, а также о некоторых методах, которые вы можете практиковать вместе дома.
Распространенные речевые ошибки для звука /s/
Знаете ли вы, что есть две распространенные ошибки произношения /s/? Они называются фронтальной шепелявостью и латеральной шепелявостью .
При шепелявости ребенок произносит «th» вместо настоящего звука /s/. Их язык высовывается между зубами, что является неправильным положением. Вместо того, чтобы говорить слово «петь», они могут произносить его как «вещь».
При шепелявости звук /s/ звучит «слякотно». Это происходит потому, что слишком много воздуха проходит по бокам языка. Воздушный поток должен направляться от передней части рта, чтобы звук /s/ звучал на 100% точно.