Цель эстетического воспитания это: Эстетическое воспитание: понятие, цели и задачи
Сущность, цели и задачи эстетического воспитания?
Эстетическое воспитание (ЭВ) – неотъемлемая часть формирования, развития и становления личности. С первых лет жизни ребенок начинает изучать искусство, красоту, добродетель, многоликость окружающего мира, социума, поэтому именно в этом возрасте педагог должен уметь грамотно организовать процесс познания художественной сферы.
Для каждой возрастной группы водворяются четкие задачи. Программа обучения разрабатывается на основе научных данных, основное внимание фокусируется на разнообразных видах искусства с учетом модификации и прогрессирования каждого из них. Обучение новым навыкам выполняется поэтапно, при этом постепенно возрастают требования к знаниям учащихся.
Чем раньше воспроизводится эстетическое воздействие, тем больше шансов на его результативность. Формирование художественной культуры личности у дошкольников эффективно выполняется во время игровой деятельности. Дети начинают активно подражать эталонам культурного общения, а также поведения в социуме, последовательно развивается восприятие, принятие окружающего мира.
Помимо этого, у них появляется огромное желание наблюдать и создавать искусство/красоту, что по-другому называется творческой энергией. Благодаря данному явлению, проблеме актуализации эстетического воспитания уделяется особое внимание. Ведь только культурно обогащенные и целеустремленные люди способны оставить вклад в развитии всемирного искусства.
Культурная целостность индивида становится главным фактором для пробуждения желания преобразовать, украсить, модернизировать естественную и предметную среду, природу, общество, так как близость к жизни, это первостепенное обстоятельство для гармоничной жизни.
Цели эстетического воспитания
Главная цель – формирование эстетической культуры личности. У эстетически воспитанного ребенка складываются добродетельные, нравственные, духовные ценности; расширяются его познания о природе, обществе, сущности мира.
Различные художественные занятия развивают такие черты характера, как внимательность, настойчивость, дисциплинированность. Следовательно, к целям ЭВ также нужно отнести:
- формирование целостной личности, способной открыто выражать свои мысли, высказываться, самовыражаться, сочувствовать и сопереживать в различных жизненных ситуациях;
- развитие высоконравственного, гармонизированного, многогранного человека, отличающегося своей уникальностью от других индивидов.
В период художественного воспитания, формируются следующие эстетические компоненты, необходимые для общности и качественности процесса:
- Восприятие – умение выделить в повседневной, культурной и общественной жизни эстетические особенности. В дальнейшем воспринятое, оценивается индивидом по личностным критериям, образовавшимся в результате получения эмоционального и интеллектуального опыта.
- Чувства – проявление эмоций, которые появились вследствие взаимодействия с другим человеком, искусством, окружающей средой или социумом. Такие чувства способны вызвать наслаждение, радость, воодушевленность, печаль или отвращение. Они сопрягаются с более сложными интеллектуальными и эмоциональными процессами, а также отличаются своей глубиной, разнообразием, сложностью. Но, несмотря на это, такие стойкие эмоции всегда находятся в гармонии с разумом.
- Интерес – устремленность личности к новым знаниям. Основной критерий эстетического интереса – наличие у индивида любимых произведений искусства, писателей, композиторов; книг, которые он часто перечитывает; присутствие целенаправленности в выборе жанра музыки, литературы. Читайте также «Системы музыкального воспитания».
- Потребности – нужда во взаимодействии с эстетическими составляющими (книги, музыкальные трэки, живопись и др.). Присутствие желания получения новой информации об определенном художественном деятеле, сфере искусства. Устремленность к всестороннему познанию того, что доставило духовное наслаждение, вызвало необычайный интерес.
- Вкусы – способность давать индивидуальную оценку культурным явлениям, руководствуясь общепринятыми и личными моральными ценностями.
- Идеалы – личностные психологические, либо общественные представления о красоте, гармонии, совершенстве, правильности.
Задачи эстетического воспитания
Осуществление перечисленных ранее целей не представляется без четкой постановки и выполнения ряда педагогических задач. Они в свою очередь делятся на две категории:
Первая группа – нацеленность на образование эстетического отношения у детей. При этом должны выполняться такие задачи, как:
- формирование чувственной грани личности;
- развитие способности видеть красоту и неповторимость в людях, предметах, природе, искусстве, обществе;
- знакомство с основными эталонами, индивидуальными культурными качествами и проявлениями личности, а также поэтапный ввод новой терминологии в разговорный лексикон школьника;
- понимание сущности прекрасного;
- образование у обучающихся своебытных черт, представлений, рассуждений, понятий, которые играют изъясняющую роль в понимании всех эстетических компонентов;
- эмоциональное развитие – умение давать адекватную реакцию (радость, смех, разочарование, согласие, т. д.) в любых ситуациях.
Вторая группа – педагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни.
Содержание эстетического воспитания
Содержание ЭВ включает в себя формирование навыков, вкусов, потребностей, интересов, эталонов и оценок. В результате совместной формы художественной деятельности дети получают новые знания, которые помогают им понять сущность и многообразие окружающего мира.
Они учатся различать плохое от хорошего, безобразное от красивого, доброе от злого, комическое от трагического. На фоне усвоенной информации приходит понятие эстетической культуры, как наиболее многогранной, возвышенной области.
Дошкольники знакомятся с искусством с первых лет жизни, с помощью декоративно-прикладного зодчества, скульптуры, живописи, народного творчества. В детском саду дети начинают активно заниматься самостоятельной художественной деятельностью – рисуют, лепят из пластилина, вырезают поделки, поют, танцуют.
Воспитатель же должен обеспечить необходимые условия для комфортного и результативного выполнения задач, оказать поддержку, задать обучающимся правильное направление. Корректная программа, включающая в себя разнообразие форм ЭВ, гарантирует выполнение всех функций и всестороннее эстетическое развитие личности ребенка дошкольного и школьного возраста.
Под четким руководством педагога или взрослого дети должны понять главные критерии, которые служат оценкой в различии между плохим/хорошим, возвышенным/обычным, прекрасным/безобразным, чтобы затем применять полученный опыт в дальнейшей жизни.
СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами-искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное воспитание — целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование — процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к .искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.
В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.
Другое теоретическое исходное положение.теории эстетического воспита-ния состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.
Третье теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства де-тям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных сущ-ностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания — формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании. С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую информацию.
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объек-тивных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и воз-можности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.
Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.
В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд прин-ципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.
Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.
Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества — источник красоты и нравственности. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности для творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях их эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.
Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.
Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще в процессе производства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвленный капитал, лишающий предприятие возможности существовать на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства — керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда — не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художественных представ-лений и воображения. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства — потребителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.
Большое место в эстетическом воспитании школьников занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.
Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир.
Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.
Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление
Роль драмы в обучении эстетическому воспитанию
Роль драмы в образовании эстетическом воспитании
Скачать в формате PDF
DOI: 10.23977/jsoce.2022.040303 | Скачиваний: 30 | Просмотров: 430
Автор(ы)
Вэньцзюань Фан 1 , Шучен Пей 1 , Вэньлин Тянь 1
Организация(и)
1 Факультет иностранных языков, Наньчунский профессионально-технический колледж, № 94, улица Хунфа, район Гаопин, город Наньчун, провинция Сычуань, Китай
Автор, ответственный за переписку
Вэньцзюань ФанРЕЗЮМЕ
В последние годы драма в образовании является одной из новых горячих областей исследований в области искусства и образования, и ей уделяется большое внимание в фундаментальном образовании в нашей стране. Сочетание драмы в образовании и эстетического воспитания может заставить образованных людей выйти за пределы материальной полезности и войти в состояние эстетической свободы, чтобы достичь основной цели формирования свободного и всестороннего развития человека. Посредством интерпретации значения эстетического образования эта статья побуждает учителей использовать драму в классе и позволяет учащимся использовать свое тело, чтобы высвободить свою природу в процессе драматического представления. С помощью музыки, искусства, танца и других художественных элементов можно развить эстетические способности учащихся.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Эстетическое образование, Драма в образовании, Соматическое обучениеЦИТИРУЙТЕ ЭТОТ ДОКУМЕНТ
Вэньцзюань Фань, Шучен Пей, Вэньлин Тянь, Роль драмы в образовании в эстетическом воспитании. Журнал социологии и этнологии (2022) Vol. 4: 18-24. DOI: http://dx.doi.org/10.23977/jsoce.2022.040303.
ССЫЛКИ
[1] Huang Zhongjing, Ouyang Xueqiao, Yu Jintuan. Сосредоточьтесь на эстетическом воспитании — как развивать эстетические способности учащихся в школах. Издательство Восточно-китайского педагогического университета, 2021 г.
[2] Ма Вейлинь. Об эстетической реконструкции школьного образования с точки зрения «двойной редукции» – переосмысление теории педагогической аксиологии г-на Гу Минъюаня. Журнал учителя, 2021 (10)
[3] Баумгартон. Эстетика. Культура и искусство Press, 1987
[4] Шиллер. Об эстетическом воспитании человека (китайско-немецкое двуязычное издание). Издательство литературы по социальным наукам, 2016
[5] Цзэн Фанрен. Пятнадцать лекций по эстетическому воспитанию. Издательство Пекинского университета, 2012 г.
[6] Ляо Шанфэй. Почему Цай Юаньпэй выступал за «замену религии эстетическим образованием»? Благодарность, 2021 (28)
[7] Ван Линьлинь, Дэн Мэн. Эволюция и внедрение западной драмы в образование: Сравнительный обзор образования, 2019 (3)
[8] Фу Ю. Текущая ситуация и горячие точки международной драмы в исследованиях в области образования – библиометрический анализ на основе WOS, Начальное и среднее школьное образование за рубежом, 2018 г. (2)
[9] Ли Цзинчунь. Художественное исследование преподавания английского языка. Гуанси Образовательная Пресса, 2018
[10]Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия. Коммерческая пресса, 2003
[11] Пей Мяо. Концептуальная коннотация, ценностный смысл и путь достижения соматического обучения учителя. Журнал Шэньсийского педагогического университета (издание по философии и социальным наукам), 2018 (1)
[12] Фань Сяохун. Роль театрального образования в эстетическом воспитании. Китайский театр, 2020(12)
[13] Аристотель. Поэтика, Коммерческая пресса, 1962
[14] Гегель. Эстетика: Том 1, Коммерческая пресса, 1979.
Эстетическое образование; Основополагающее восприятие — всегда в переходе CalebHugo.com
Образование — действие или процесс передачи или приобретения общих знаний, развития способности рассуждать и суждения и, как правило, интеллектуальной подготовки себя или других к зрелой жизни.
Искусство – качество, производство, выражение или область, согласно эстетическим принципам, того, что красиво, привлекательно или имеет более чем обычное значение.
Эстетика
(Определения взяты с сайта Dictionary.com)
Трудно оценить ценность того, что, кажется, не имеет практической ценности в повседневной жизни. Однако, когда объект или деятельность дорожат самыми близкими нам людьми, у нас нет другого выбора, кроме как принять или попытаться понять их ценность. Часто мы просто соглашаемся с тем, что кто-то ценит что-то явно бесполезное, но когда стоимость или время становятся проблемой, необходимо оценить практическую ценность. Если его можно пощадить ради сохранения средств к существованию человека или организации, то его устраняют. Но нужно быть очень осторожным, так как некоторые очень важные вещи не имеют очевидной ценности.
В наших учебных заведениях музыка является одной из тех очень дорогих вещей, ценность которых незначительна. Это хорошо иметь под рукой, но если это мешает физической дисциплине, академическим достижениям или развлекательным мероприятиям, от него отказываются. Вопрос, который мы должны задать: «Насколько ценно художественное образование, и оправдывает ли эта ценность пренебрежение финансированием спорта, клубов, передовых наук или экскурсий?»
Чтобы начать рассмотрение этого вопроса, я должен сделать паузу, чтобы прояснить разницу между художественным образованием и эстетическим образованием. Это такая же разница, как между лампочкой и нашим зрением; строительство и использование. Художественное образование учит, как создать предмет, который может общаться с другим человеком. Эстетика – это кумулятивный эффект на восприятие человека, создаваемый каждым компонентом искусства. Эстетическое воспитание — самая важная часть искусства, потому что оно распространяется на все другие аспекты жизни, поскольку учит нас наблюдать и устанавливать новые связи.
Создание искусства требует огромного количества времени, усилий и, в случае музыки, денег. Таким образом, художественное образование может показаться дорогой тратой времени и усилий, поскольку оно не имеет очевидной практической ценности. Но многие люди очень любят его, и они убеждают людей, которые этого не понимают, не дать ему умереть. Но что происходит, когда финансирование недоступно? Что происходит, когда время человека ограничено? Упускаем ли мы это из образовательного опыта? Если бы у нас был выбор между наукой и музыкой, что бы мы выбрали? Почему большинство из вас делает очевидный выбор? Я полагаю, это правда, что понимание физического мира важнее, чем устроить рождественский концерт, не так ли…
Не удается достичь компромисса? А как насчет занятий по оценке искусства, которые не требуют такого дорогого и трудоемкого творческого акта? Можем ли мы учить эстетике, не обучая искусству? Проблема в том, что студенты должны создавать искусство, чтобы научиться наблюдать за ним, потому что самый простой способ научиться наблюдать за чем-либо — это создать это. Вкус улучшается, когда вы готовите, смотрите спортивные состязания, играя в них, запускайте шаттлы, играя с трубчатыми ракетами. Наблюдение всегда более эффективно, когда вы немного знаете, как это делается. Поэтому можно с уверенностью заключить, что наиболее эффективной формой эстетического воспитания является художественное образование. Бесполезно высиживать лекцию о том, как наблюдать за искусством, если мы его не создали. Точно так же, как вы не можете научить студентов читать, не научив их писать, вы не можете научить студентов наблюдать, не научив их творить. Итак, первой ступенью эстетического воспитания является художественное образование.
Почему важно образование? В старших классах я предполагал, что это потому, что мне нужно было знать о войне в Корее и о том, как решать квадратное уравнение. Но с тех пор я забыл большую часть деталей и того, и другого, и все же смог устроиться на работу и продолжить обучение в аспирантуре. Очевидно, что эта информация не была необходима для моего вклада в общество. Образование, по-видимому, предназначено не для того, чтобы заполнить наши головы фактами, которые мы будем использовать на протяжении всей жизни, а для того, чтобы познакомить нас с большими концепциями и реалиями, которые помогут нам продолжать учиться на протяжении всей жизни.
Итак, почему важно эстетическое образование? Образование учит учиться, но мы изучаем детали, которые не запомним, просто потому, что единственный способ стать эффективным учеником — это практиковаться в изучении различных предметов. Но как начать практиковать обучение, если он не научился вовлекать свой ум в то, что неосязаемо, пока разум не представит это в воображении учащегося? Что такое художественное образование? Разве это не делает нечто неосязаемое реальностью? Разве искусство не находится в центре обучения, чтобы учиться? Не склонно ли художественно-эстетическое образование к наблюдению? Обучение происходит через наблюдение, поэтому, если мы никогда не научимся наблюдать, мы никогда не сможем учиться.