Что входит в духовно нравственное воспитание дошкольников: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена) | Статья на тему:
Рустамова Ирина Николаевна
РГПУ им. А. И. Герцена
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А.С. Макаренко
Важный период в жизни ребенка – детство. У детей формируется потребность в самостоятельной деятельности, представления о добре и зле, о представления об окружающем мире, о родной земле, о семейных традициях.
В настоящее время важно создать систему духовно-нравственного воспитания, которая функционирует в дошкольных учреждениях. Остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. Народ определяется духовно-нравственным здоровьем, развитием культурного наследия, культурными традициями, нормой общественной жизни, сохранением национального достояния.
К проблеме воспитания духовно-нравственных качеств интерес никогда не ослабевал. В нашей стране произошли перемены социально – экономического и политического характера в 90-х годах и начале XXI века, которые изменили в обществе морально – нравственные ценности и нормы поведения. В нравственном воспитании произошли негативные тенденции: книги детей не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью или нравственностью. Родители покупают детям красочные и интересные книги, водят на занятия в детские клубы, не жалея на это ни времени, ни денег. Свободного времени у родителей не остаётся ни на чтение для детей книг, ни на изготовление поделок, ни на совместные игры. В детском саду больше внимания стали уделять детям по познавательному развитию, по их подготовке к школе. Значит, большая часть воспитания у детей нравственных и духовных чувств ложится на плечи педагогов, но ценнее такое воспитание будет только совместно с родителями.
В период дошкольного детства, особо значимым является период вхождения ребенка в большой, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно – нравственных ценностей, которая определяет отношение человека к миру. У ребенка формируется отношение как к себе, так и к окружающим, обществу в целом. Духовно – нравственное воспитание расширяет и углубляет понятия о семье, о родных людях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. В процессе духовно – нравственного воспитания даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна), происходит развитие социальных компетенций дошкольников.
Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды.
Большое значение по духовно-нравственному развитию детей имеет активная, разнообразная деятельность детей. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Освоение детьми представлений о родном крае происходит во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений. Высокое чувство любви к Родине в сердцах детей не возникает само по себе, его надо пробуждать. Это значит, что педагоги, должны выбрать факты, примеры, события, доступные пониманию дошкольников и осветить их так, чтобы вызвать глубокие переживания. Ведь ребёнок глубже воспринимает то, что задевает его чувства.
В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой патриотического воспитания дошкольников любви к Родине.
Родной край – это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Родной край – это люди, которые здесь родились, жили здесь до нас, и те, которые живут сейчас рядом с нами.
Важная цель патриотического воспитания – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, сформировать у детей такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Наша работа по духовно – нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования», разработанной учреждением самостоятельно на основе комплексной программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, образовательные области «Познание» и «Социализация». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из парциальных программ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
Комплексная программа «Радуга» воспитания, образования и развития детей пользуется большой популярностью. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: приветствия и прощания, празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).
Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.
Неоценимую помощь в приобщении детей к истории Санкт – Петербурга оказывают постоянные встречи с краеведами, в доступной форме краеведы рассказывают дошкольникам об исторических событиях, памятных местах, замечательных людях Санкт – Петербурга. Во время этих бесед они стараются подчеркнуть: как важно сохранить всё ценное, созданное трудом и талантом людей, живших до нас и наших современников.
Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Посещения краеведческого музея помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Именно поэтому педагогический коллектив на основе научных исследований В.Т. Нечаевой, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой внедряет в практику деятельности детского сада новые образовательные программы и технологии, направленные на формирование в растущем человеке начала духовности.
Хорошим начинанием является открытие фольклорной экспозиции «Русская изба» на базе нашего детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок старшего дошкольного возраста может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея. Так же в каждой группе оформлены мини-музеи: «Народное творчество», «Дымковская игрушка», «Люблю тебя, мой край родной», «Золотая Хохлома», «Русский сувенир», «Ромашковая Русь», «Наши золотые руки». Здесь проходят посиделки, непосредственно образовательная деятельность, развлечения.
Ознакомление детей с родным городом, воспитание у них любви к своей «малой родине», связано с формированием основ патриотического воспитания и является фундаментом духовно – нравственного развития.
Работа детского сада и школы в рамках преемственности организуются совместные мероприятия: занятия, экскурсии. Воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Масленица», «Пасха», «Санкт – Петербург – город родной, любимый», «День Космонавтики», учащиеся школ приходят в детский сад с театральными постановками, с концертами. Так же в детском саду была организована выставка совместных работ детей, воспитателей и родителей, где были представлены расписанные детьми яйца, сделанные из ткани и бумаги ангелочки. К прилёту птиц из тёплых стран ежегодно проводим «Праздник встречи птиц», где дети лепят жаворонков из теста, выпекают их, играют в народные игры и, конечно, с чаепитием. До этого проходит посещение детской библиотеки, где её сотрудники проводят беседу о птицах, викторину, дети читают стихотворения.
Традициями стали такие праздники, как «Рябинник», «Праздник Картошки». К ним готовятся и дети, и родители. Из ягод рябины делаем бусы, которые девочки надевают на праздник. Проводим выставку поделок и рисунков о рябине. К «Празднику Картошки» мамы готовят различные угощения из неё, делаем поделки, приносят необычно уродившиеся картофелины самой разнообразной формы. Очень интересно проходят все эти развлечения. Наш музыкальный руководитель сама сочиняет песни и об Оренбурге, и о рябине, и о картошке, и много других.
Главной задачей в духовном воспитании ребёнка является воспитание милосердия. Воспитание любви должно строиться на чувствах сострадания, сопереживания, соучастия.
Нередко в семьях, особенно с единственным ребёнком, создаются тепличные условия, оберегающие детей от переживаний, неудовольствия, горя, сострадания; и такое оберегание на некоторый момент действительно удаётся обеспечить. Разумнее – научить ребёнка переживать и горе, и плохое самочувствие, и неудачи, и ошибки. «Страдание – это первая вещь, которой он должен научиться, и это умение ему понадобится больше всего», – писал великий просветитель 18 века Ж.-Ж. Руссо.
Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких условиях они ослабляются и затухают. В условиях семьи складывается только ей духовно-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей, семья в значительной степени определяет уровень и содержание духовно – нравственного развития ребёнка.
Работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.
Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя набожными людьми, однако, они не часто бывают в Храмах, а духовное родство ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о народной педагогике.
Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Литература
1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – Издательство Детство-пресс, 2004.
2. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.
3. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М, – 1987.
4. Эмоциональное развитие дошкольника (под ред. А.Д. Кошелевой). М., 1985.
5. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1984.
Статья рекомендована к печати научным руководителем, к.п.н., доц. Гладкой Ириной Вячеславовной.
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Автор: Наимова Зухра Кайратдиновна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 15.12.2019 2019-12-15
Статья просмотрена: 123 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 5 (pdf)
Библиографическое описание:Наимова, З. К. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / З. К. Наимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65339/ (дата обращения: 16.12.2022).
В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного возраста. На основе возникновения представлений о нравственном воспитании в педагогике, анализа существующих в современной науке классификации ценностей, а также результатов опыта работы с детьми определена совокупность духовно-нравственных ценностей, перспективных для формирования, начиная с дошкольного степени образования.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, поступок, деятельность, совесть, поведение, ситуация.
На сегодняшний день наиболее значимыми основаниями формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников выступают потребности в самоуважении и уважении других, в оценке и новых впечатлениях, в общении с взрослыми и сверстниками; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, мотивы этического поведения (мотивы выполняют функцию, придавая личностный смысл целям деятельности и поведении), этические идеалы (стремление дошкольников быть похожими на положительных героев), отношение к этическим нормам.
Мощным стимулом формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников является возникновение иерархии мотивов, добавляет определенную направленность всей поведении ребенка. В зависимости от конкретных условий восприятия и отношений, складывающихся у ребенка со взрослым, на первый план могут выступать любые из перечисленных мотивов, подчиняющие себе другие. Большое влияние на осознание ребенком моральных норм является продуктивное воображение, благодаря которой происходит компенсация недостаточных через малый опыт реальных возможностей решать проблемы этического содержания.
Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников невозможно без оценочной деятельности взрослого, которая становится средством ориентации дошкольника среди множества ценностей и антиценностей.
Интериоризация внешних эталонов происходит именно в процессе оценки, соединяя знания и эмоции. Важной особенностью формирования представлений о нравственном поведении является раскрытие перспектив и последствий выбора дошкольником поступка.
Конечной целью духовно-нравственного воспитания для ряда исследователей выступает становление совести — внутреннего регулятора сознания и поведения. Дошкольники обладают внутренним чувством справедливости. Они чувствительны к истинной или фальшивого тона, к доброте или неискренности. Но если не учить ребенка правильно понимать все эти проявления чувств, то развитие этого внутреннего ощущения искажается.
Особенностью дошкольника является его склонность спонтанно судить о нравственном значении какого-либо поступка по его внешним сторонам и этическим результатом. Способствуя развитию совести ребенка, необходимо подвести ее к намерению, так как именно в нем более чем в самом поступке и в последствиях последнего заключается нравственность поступка.
Например: «Ты разбил эту чашку. Почему? Из-за неудобства, по глупости, злость, месть? Почему ты не послушался? Потому что не услышал, потому что не понял того, что тебе велели, потому что считаешь себя хитрее всех, поэтому, что считаешь себя, слишком взрослым, чтобы слушаться?».
До тех пор, пока дети не придут к личной концепции нравственной жизни и ее требований, родители являются их внешней совестью. Поэтому важно понимать, что любая ошибка взрослого или любой неправильный маневр приведут впоследствии к ненормальной работы механизма совести и станут скрытой причиной множества проблем. Также важно знать, что слишком обременительный надзор, хочет знать и видеть все, в результате подменяет личную совесть ребенка ситуативной, внешней сознанием.
Исходя из этого положения, необходимым условием формирования совести выступает атмосфера доверия и свободы в ходе образовательного процесса.
В случае, если ребенок совершает поступок вразрез голосу совести, он испытывает чувство вины, угрызения совести. Это показатель того, что совесть продолжает говорить в душе ребенка. В этот момент ребенок гораздо ярче чувствует и осознает последствия того, что происходит, что ее поступок плохой.
Дошкольникам неуютно находиться в таком состоянии. Они естественным образом хотят это состояние изменить, что можно сделать двумя способами — или отвернуться от голоса совести, или раскаяться в поступке, извиниться, исправить по возможности ситуацию. Мы в своей практике выбираем, конечно же, второй способ. Взрослый должен показать этот путь выхода из сложившейся ситуации. Иначе ребенок сам проявляет наиболее удобный путь — заглушать голос совести.
Важным методологическим постулатом, что положено в основе формирования духовно-нравственных ценностей, выступает принцип единства сознания, переживания и поведения. Реализация этого принципа означает необходимость гармоничного действия в сфере каждого из двух компонентов ценностной сферы: когнитивный (знание и понимание детьми этических норм, качеств, ценностей) и поведенческий (этические поступки).
В практике встречается поверхностное или формальное усвоение ценностей, что свидетельствует об их малой значимости для личности. Причиной этому является то, что в усвоенных ценностях не был найден личностный смысл. Ценности, сложившиеся в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда найдут для нее личностный смысл.
Педагог не может просто вложить этические ценности своим воспитанникам. Каждый человек должен заново открыть, найти их для себя. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора, который предусматривает активную творческую деятельность, общение.
Выводы. Также важной является проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного возраста.
На основе возникновения представлений о нравственном воспитании в педагогике, анализа существующих в современной науке классификации ценностей, а также результатов опыта работы с детьми можно определить совокупность духовно-нравственных ценностей, перспективных для формирования, начиная с дошкольного степени образования. Ценностью, исходя из принципов гуманистической педагогики, выступает сам человек, его жизнь, здоровье и благо.
Литература:
- Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. — М., 2008.
- Слярова Т. В. Возрастная педагогика и психология. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, голос совести, дошкольный возраст, ребенок, духовно-нравственное воспитание, личностный смысл, нравственное воспитание, основа возникновения представлений, проблема отбора, современная наука классификации ценностей.
Ключевые слова
деятельность, поведение, поступок, духовно-нравственные ценности, совесть, ситуациядуховно-нравственные ценности, поступок, деятельность, совесть, поведение, ситуация
Похожие статьи
Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возрастаДуховно–нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет
Известно, что основой духовно–нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды. ..
Актуальные
проблемы духовно–нравственного воспитания…Статья посвящена проблеме духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи.
В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей
Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Формирование
духовно–нравственных ценностей у детей…У ребёнка в дошкольном возрасте духовно–нравственные представления, знания и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться
Именно поэтому воспитание у детей духовно–нравственных чувств необходимо. Духовно–нравственное и гражданское…
Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале…Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных
Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так
К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность. ..
Проблемы духовно–нравственного воспитания школьников…Проблема духовно–нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.
Аспекты
духовно–нравственного воспитания детей…С целью воспитания нравственных ценностей и познания и принятия самого себя в социуме проходят
Духовно–нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного. ..
Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана
В «Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина
В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в…
Формирование
духовно–нравственных ориентиров у детей…Формирование духовно–нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на
Духовно– нравственное воспитание связано с внутренним миром ребенка, принятием
Именно родители дают ребенку духовно–нравственную основу, ценностные ориентиры. ..
Похожие статьи
Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возрастаДуховно–нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет
Известно, что основой духовно–нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды…
Актуальные
проблемы духовно–нравственного воспитания…Статья посвящена проблеме духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
ребенок , дошкольный возраст , духовно – нравственное воспитание , воспитание детей , отечественная культура, образовательное учреждение, институт…
Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачиВ статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи.
В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей
Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Формирование
духовно–нравственных ценностей у детей…У ребёнка в дошкольном возрасте духовно–нравственные представления, знания и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться
Именно поэтому воспитание у детей духовно–нравственных чувств необходимо. Духовно–нравственное и гражданское…
Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале…Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных
Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так
К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность…
Проблемы духовно–нравственного воспитания школьников…Проблема духовно–нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.
Аспекты
духовно–нравственного воспитания детей…С целью воспитания нравственных ценностей и познания и принятия самого себя в социуме проходят
Духовно–нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного…
Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана
В «Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина
В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в. ..
Формирование
духовно–нравственных ориентиров у детей…Формирование духовно–нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на
Духовно– нравственное воспитание связано с внутренним миром ребенка, принятием
Именно родители дают ребенку духовно–нравственную основу, ценностные ориентиры…
Духовность – это аспект детской самоидентификации
Многие педагоги пытаются отделить понятие духовности от понятия религии, что может быть спорным и деликатным вопросом в светских учреждениях дошкольного образования и воспитания, и педагоги обращаются за помощью в том, как способствовать, развивать и исследовать духовное развитие детей в соответствии с утвержденными рамками обучения.
Предоставляя рекомендации о роли педагогов в развитии и воспитании духовности детей, в рамках программы раннего обучения (EYLF) отмечается, что обучение детей является динамичным, сложным и целостным, с физическими, социальными, эмоциональными, личными, духовными, творческими , когнитивные и лингвистические аспекты обучения все сложно переплетены и взаимосвязаны.
EYLF определяет духовное как «отношение к целому ряду человеческих переживаний, включая чувство благоговения и удивления, а также исследование бытия и знания» и просит педагогов приветствовать детей и семьи, которые делятся аспектами своей культуры и духовной жизни.
Педагогам часто несложно обратиться за советом к семье по вопросам культуры, но духовность может быть сложной и чувствительной областью.
Чтобы углубить наше понимание духовного развития, особенно вне контекста религии, важно знать о других изученных теориях и концепциях, которые дополняют друг друга по своей природе, согласно Институту образования по уходу за детьми (CCEI).
«Взгляд на духовное развитие — полезный инструмент в сегодняшнем сложном, разнообразном и порой жестоком мире», — говорит Мария С. Тейлор, президент и главный исполнительный директор CCEI, добавляя, что педагоги могут получить знания, которые подготовят им создать среду, которая воспитывает детей духовно, предлагая детям возможность стать более добрыми.
CCEI отметил, что существует ряд теорий и исследований, подтверждающих связь между духовным развитием, благополучием и успехами в учебе. Исследователи прошлого и настоящего изучали роль морального развития, стойкости и пластичности. Еще недавно педагоги использовали такие слова, как процветание, выдержка и поток. Благодаря этому более глубокому пониманию опекуны могут создавать опыт в учебной среде, который способствует духовному развитию детей.
Духовное развитие, по словам CCEI, может привести к более социально справедливому миру, что означает возможности и равенство для всех. Способствуя духовному развитию, в дополнение к традиционным областям обучения, таким как грамотность и STEM, педагоги создают более мирное и справедливое общество, воспитывая детей, готовых к позитивному участию в жизни общества.
Посредством духовного развития дети учатся осознавать и чувствовать себя комфортно с такими качествами, как уважение, ответственность и почтение к себе и другим. Они учатся быть способными признавать различия между людьми, не чувствуя страха. Они развивают любовь к земле и принимают меры для ее защиты.
CCEI разработала курс, основанный на работе Деборы Шейн, автора книги под названием Вдохновляющее удивление, трепет и сопереживание – духовное развитие детей младшего возраста . Курс исследует, что такое духовное развитие и почему оно важно для общего развития. Участники также узнают, как создавать моменты в своей учебной среде, которые способствуют духовному развитию маленьких детей.
Поддержка духовного развития в дошкольных учреждениях 9Курс 0042 — это двухчасовой курс среднего уровня, доступ к которому можно получить здесь.
Дополнительную информацию о духовности в австралийском контексте образования и ухода за детьми младшего возраста см. здесь.
ECEC сейчас важен как никогда. Чтобы быть в курсе основных событий недели, подпишитесь на нашу рассылку.