Разное

Что происходит с малышом когда мама плачет и нервничает: Когда мама плачет,что внутри чувствует малыш? — 18 ответов

Ребенок часто психует и капризничает

Автор: Марфа Гончарова, журнал “Мой Кроха и Я”; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.

Юлия Андронникова: “Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.

Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее”.

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Метеочувствительность

Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.

Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.

В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.

Упрямые факты

  • Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
  • Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами  введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.

Полезные советы:

  • Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.

Ваши любовь и внимание – вот лучшие «лекарства» от стресса. Беседуйте с малышом, давайте ему возможность выговориться, выясняйте причины переживаний. Играйте с ним, рисуйте, привлекайте его к занятиям спортом, но старайтесь уберечь от непосильных нагрузок.

Статья была опубликована в журнале “Мой кроха и я” (2014 г.) и размещена на сайте krokha.ru.

Плач ребенка, ребенок плачет. – Психологический центр “Новый Взгляд”

Почему ребенок плачет

 

Однажды, когда мне было пять лет, мы с мамой пришли в гости, где был новорождённый. Он спокойно спал в своей кроватке всю вечность нашего визита. В пятилетнем возрасте, когда мама разговаривает о чем-то даже с самой хорошей тетей, а ты должен молча, не вмешиваясь в разговор, терпеливо ждать – это вечность! И на мой вопрос: «А он у вас когда-нибудь плачет?» я получила спокойный ответ: «Да, конечно, но плачет только по делу. Если плачет, значит, ему что-то нужно».

К сожалению, иногда плач ребенка становится стихийным бедствием, перед которым мама бессильна. Вы, наверняка, оказывались в ситуация, когда ребенок не просто плачет, а душераздирающе кричит и мама не может его успокоить.

Подобные ситуации сейчас не редкость, они происходят с детьми разного возраста, но здесь я напишу о самых маленьких.

Почему иногда они, казалось бы, беспричинно плачут и что можно сделать в такой ситуации.

Самое загадочное существо – младенец. Словно инопланетянин, прибывший на нашу Землю – только что родившие младенцы даже внешне чем-то очень похожи на инопланетян, — стоит перед колоссальной задачей: будучи беспомощным и беззащитным выжить и жить в сложном, опасном мире. 

Для начала – суметь дышать, научиться есть, пить, не умереть от голода и холода, по возможности, находится в тепле и сухости.

Это все вещи, которые мы называем бытовыми, для новорожденного существа даже на самом примитивном уровне неподъемны. Он мал, слаб и не может выжить без близкого человека, осуществляющего уход за ним

У младенца есть колоссальный потенциал – как физиологический (после землетрясения в Мехико из-под развалин роддомов вынимали новорожденных, матери которых погибли, а младенцы прожили там по 5-7 дней без еды и питья), так и психологический – дети способны приспособиться к самым, на первый взгляд, не выносимым условиям, расти в них и своеобразно развиваться.

Однако использовать свой колоссальный потенциал ребёнок может только при помощи другого человека. Обычно, это мама, или кто-то, осуществляющий постоянный уход, — материнская фигура.

Одна из важнейших задач малыша – сообщить, дать понять другому человеку, что ему нужно, что он хочет, что ему нравится и что не нравится. Одна из задач мамы – услышать, узнать о потребностях и желаниях малыша.

Основную роль в бессловесной коммуникации материнская фигура-ребенок исполняют чувства. Говорят, мама чувствует своего ребёнка. Ребёнок тоже чувствует мать, и до буквальности иногда может отзываться на ее состояние. Мама нервничает – нервничает малыш, мама ушла в себя, словно выключилась – ребенок беспокоится, кричит, пытаясь до нее достучаться или замолкает, тоже уходит в себя.

Однако, чувства, отнюдь, далеко не всегда верифицируемый инструмент. Мама устала, рассердилась, занялась выполнением какой-то важной работы, чем-то увлеклась и «забыла» о малыше. В подобных ситуациях ребёнку необходимо позвать маму, дать ей знать, что ему что-то нужно или ему что-то не нравится. Делает это он при помощи мимики и звуков. Самый кардинальный из звуков – плач. 

Что стоит за плачем ребенка? Чувства и потребности, который ребенок не может иначе выразить, и о существование которых мама в данный момент времени в силу каких-то причин не может догадаться.  

Плач ребенка – это возможность, способ озвучить и отреагировать сильные чувства, о которых иначе заявить невозможно в силу недостаточности развития мыслительного и речевого аппарата.   

Ребёнок плачет – он что-то хочет: безопасности, еды, питья, тепла, заботы.

Младенцу страшно – мамы нет рядом, он один, совсем беспомощный в этом непонятном мире – плач.

Младенцу хочется есть, а мама задержалась с кормлением – плач.

Младенцу холодно и мокро, а мама забыла переменить пеленки – плач.

Младенцу жарко, неудобно, одежка давит, «кусает» его нежную кожу – плач.

Плач – универсальный способ малыша привлечь внимание мамы к своим потребностям, показать, что ему что-то нужно, что-то не нравится, что ему дискомфортно или даже больно.

И в большинстве случаев мамы понимают, что происходит – малыш хочет есть, пить, спать… А иногда он хочет, чтобы его повернули на другой бочок. Иногда чтобы с ним пообщались. Иногда чтобы поправили неудобную складку на пеленке.

Не так давно я оказалась в ситуации, где юной маме заботливые родственники давали рекомендации, чтобы успокоить младенца, который никак не хотел успокаиваться, – он громко плакал, лежа в кроватке. 

Рекомендация первая – покормить. Не помогает. Напоить. Не помогает. Сменить памперсы – не помогает. А, значит, у него болит животик! Положить на бочок, вставить трубочку – тут мнения родственников начала расходиться вплоть до вызвать врача. Но после появления на консилиуме бабушки, оказалось, что дело в одежде – после того, как с малыша сняли кофточку, он успокоился и заснул.

Возможно, малышу было слишком жарко – дети чувствуют температуру чуть иначе, чем взрослые, а тревожные мамы склонны в качестве заботы надевать слишком много одежек. Возможно, ему доставляла беспокойство одежда. А возможно он хотел, чтобы его потрогали, взяли на руки.

Что делать, если ребенок плачет
  • Что делать, если причины плача ребёнка не очевидны? Как понять, что он хочет в ситуации, когда он плачет и совершенно непонятно, чего же он хочет?
  • По возможности спокойно подумать вслух, что ему нужно или что ему может мешать — порассуждать непременно вслух о том, что ему, возможно, необходимо.
  • Иногда ребенку нужно, чтобы на него просто обратили внимание.  Или «взяли на ручки». Спели песенку, поиграли: «ладушки-ладушки», «ков-ков-ковалек» — как ни наивны эти детские игры, для малыша они очень важны. Ведь самая расчудесная погремушка и поющая кроватка, не могут заменить общение с мамой, а если и могут, то ненадолго.
  • А зачастую малышу необходимо, чтобы с ним поговорили.  Да-да, именно поговорили!

Если ребенок не может говорить, это не значит, что ему не нужна мамина речь – она для него суперважна! Малыш слышит обращенный к нему голос, слова, видит обращенные к нему жесты, движения, выражение лица, ощущает рядом маму, которая стремится о нем позаботиться – это большой, значимый, не заменимый потенциал для его жизни и развития.

Контакт с матерью способствует снижению сепарационной тревоги, дает ощущение безопасности и это жизненно важно для младенца. Чем выше тревога у ребенка, тем больше энергии психики уходит на «обслуживание» этой тревоги – на то, чтобы с ней справиться. И тем меньше энергии остается на развитие психики, в том числе и мышления.

Если ребенок плачет, если невозможно почувствовать, понять, догадаться, что же ему нужно, попробуйте тем или иным образом поговорить с ним об этом – что он хочет, чем недоволен, что его расстраивает, обижает, злит.

Не запрещать — «прекрати, а то отдам тебе собакам», не объяснять, что это плохо – «хорошие дети не плачут» или кому-то мешает «бабушка спит, ты своим плачем её разбудишь» и т.п. Все эти способы прекратить плач иногда могут оказаться к месту, но зачастую для младенца они просто вредны. Его мышление еще недостаточно развито, чтобы воспринимать причинно-следственные связи, но он прекрасно воспринимает голос матери, ее тон, ее чувства.

Не понимая, что происходит и чувствуя недовольство, раздражение матери – он плохой, делает что-то не то и не так, младенец тревожится все больше. И, иногда, в какой-то момент замолкает, подавляя тревогу, – ситуация из разряда «поплачет-успокоится», а зачастую, плачет все больше и громче. Если в подобных ситуациях в ход регулярно идут запреты: «ты не должен так себя вести», «немедленно прекрати», «что за несносный ребенок», то это прямая дорога к возникновению психических особенностей, мешающих нормальному развитию.

Возможно, мои слова и примеры могут показаться слишком жесткими, но… Современный мир предъявляет довольно высокие требования к молодой женщине, ставшей матерью. Она должна хорошо выглядеть, она должна уделять внимание мужу, подругам, родственникам, она должна сохранить профессиональную идентичность, она должна быть в курсе важных мировых событий, она должна интересоваться чем-то, а иногда многое чем, помимо младенца. И получается так, что иногда в силу самых разных причин мама не может уделить малышу должного внимания, она оказывается слишком занята, чтобы почувствовать или понять, что происходит с ним. К сожалению, это может негативно сказаться на развитии ребенка – эмоциональный и вербальный контакт с матерью зачастую ему необходим больше, чем еда.

У Франсуазы Дольто есть небольшой рассказ о маме и ребенке. Они находились в одной комнате, но каждый занимался своим делом – малыш играл с игрушками, мама вязала. Внезапно в комнате погас свет.

— Мама, мне темно, скажи что-нибудь, — попросил малыш.

— Что изменится, если я что-то скажу? – спросила мама.

— Мне станет светлее!

Чем больше мама разговаривает с ребёнком, тем ему светлее и спокойнее, тем лучше он растет и развивается.

При написании текста использовались работы Д.Боулби, Р.Фейбейрна, Ф. Дольто. 

Лариса Назаренко

Стресс и беременность: влияние на поведение и когнитивные функции ребенка


Виветт Гловер, MA, PhD, DSc
Институт репродуктивной биологии и биологии развития, Имперский колледж Лондона, Соединенное Королевство
, испр. изд.

PDF-версия

Введение

Важность развития в течение внутриутробного периода хорошо известна в отношении связи между ростом ребенка в утробе матери и последующей уязвимостью к физическим расстройствам, таким как сердечно-сосудистые заболевания и другие аспекты метаболического синдрома . 1 Теперь ясно, что влияние окружающей среды на развитие плода также важно в отношении эмоциональных, поведенческих и когнитивных результатов. Исследования на животных показали, что стресс во время беременности может иметь долгосрочные последствия для развития нервной системы потомства. 2

Предмет и контекст исследования 

Многие группы по всему миру изучают, как эмоциональное состояние матери во время беременности может иметь долгосрочные последствия для психологического развития ее ребенка. 3-4 Некоторые используют большие когорты населения, преимущество которых состоит в том, что они могут статистически учитывать многие смешанные факторы, включая послеродовое материнское настроение. 5 Другие исследования представляют собой небольшие наблюдательные исследования, которые позволяют более подробно изучить ребенка. 6  Стресс — это общий термин, который включает тревогу и депрессию, но также включает дистресс из-за плохих отношений или реакции на острое бедствие. Было показано, что все это связано с измененным исходом для ребенка.

Ключевые вопросы исследования

Какой вид и степень пренатального стресса влияет на плод и ребенка? Каковы гестационные возрасты уязвимости для различных исходов? Каковы диапазоны воздействия на ребенка и как долго они длятся? Как пренатальный стресс взаимодействует с генетической уязвимостью? Как последствия пренатального стресса смягчаются характером послеродового ухода. Как результаты различаются у разных этнических групп и в разных частях мира? 7

Недавние результаты исследований  

Многие независимые проспективные исследования показали, что если мать испытывает стресс, тревогу или депрессию во время беременности, ее ребенок подвергается повышенному риску возникновения ряда проблем, включая эмоциональные проблемы, СДВГ. , нарушение поведения и нарушение когнитивного развития. Было показано, что как измененная структура мозга 8 , так и функция 9 связаны с пренатальным стрессом, а также с пережитой матерью травмой в раннем детстве. 10 Хотя генетическая передача и качество послеродового ухода, вероятно, вносят свой вклад в некоторые из этих обнаруженных взаимосвязей, существуют убедительные доказательства того, что эмоциональное состояние матери во время беременности также оказывает причинное влияние. Некоторые исследования обнаружили более сильную связь с пренатальным материнским настроением, чем с отцовским. 11 В нескольких крупных когортных исследованиях были обнаружены связи, не зависящие от возможных смешанных факторов, таких как масса тела при рождении, гестационный возраст, образование матери, курение, употребление алкоголя и, что наиболее важно, послеродовая тревожность и депрессия. 5  Таким образом, несмотря на то, что послеродовое эмоциональное состояние матери и качество раннего послеродового ухода явно важны для многих из этих исходов, данные свидетельствуют о том, что существуют также существенные пренатальные эффекты.

Мы показали, что в нормальной популяции у детей наиболее тревожных матерей во время беременности (15% лучших) в два раза выше риск эмоциональных или поведенческих проблем по сравнению с детьми менее тревожных матерей. 5  Большинство детей не пострадали, а те, которые были, пострадали по-разному. Однако удвоение риска имеет большое клиническое значение. Несколько исследований показывают, что мальчики и девочки могут пострадать по-разному3. Существуют также взаимодействия генной среды, когда ребенок с определенной генетической уязвимостью с большей вероятностью будет затронут определенным образом. 12

Очевидно, что важны не только токсические или экстремальные пренатальные стрессы, поскольку несколько исследований показали, что такие проблемы, как ежедневные хлопоты, тревога, связанная с беременностью, или напряженность в отношениях 6 могут оказывать неблагоприятное влияние на развивающийся плод. Также были продемонстрированы последствия острых бедствий, таких как 9/11 13 . Различные исследования показали разный гестационный возраст уязвимости. Это может варьироваться для разных результатов. Было обнаружено, что повышенная уязвимость к шизофрении связана с сильным стрессом в первом триместре. 14 Было обнаружено, что риск других последствий, таких как СДВГ, связан со стрессом на более поздних сроках беременности. 5

Механизмы, лежащие в основе всего этого, только начинают понимать; измененная функция плаценты, позволяющая большему количеству гормона стресса кортизола проходить к плоду, может иметь важное значение, 15  , так же как и функция материнской иммунной системы. 16

Пробелы в исследованиях

Было высказано предположение, что небольшая степень стресса на самом деле полезна для исхода ребенка, как показал ДиПьетро , для двигательного и когнитивного развития. 17 Возможно, на разные исходы влияют по-разному; например, пренатальный стресс может вызвать как более быстрое физическое развитие, так и большую тревогу у ребенка. 4  Еще многое предстоит понять о том, какие типы стресса и на каком уровне влияют на развивающийся плод. Мы мало знаем о последствиях различных видов стресса на работе во время беременности. Нам нужно больше знать о гестационном возрасте уязвимости для различных исходов. В нашем понимании вклада и взаимодействия между пренатальным стрессом и генетической уязвимостью как матери, так и ребенка существуют пробелы в исследованиях. Нам также необходимо больше знать о том, в какой степени и в какое время чуткая послеродовая помощь способна противодействовать последствиям пренатального стресса.

Выводы

Материнский стресс во время беременности увеличивает риск развития ряда отклонений в развитии нервной системы ребенка. Стресс может быть разного типа, и, по крайней мере, для некоторых исходов наблюдается линейный эффект доза-эффект. Не все дети болеют, а те, которые болеют, по-разному. Гестационный возраст уязвимости, вероятно, различается для разных исходов. Интересно посмотреть на все это с точки зрения нашей эволюционной истории. В стрессовой среде наши предки могли адаптироваться к тому, чтобы иметь детей, которые были более бдительными (тревожными) или с легко отвлекаемым вниманием (СДВГ) и, возможно, с более быстрым развитием моторики. Но в нашем современном мире некоторые из этих изменений могут быть неадекватными и вызывать проблемы у ребенка и его семьи.

Последствия для родителей, службы и политики

Значение этого исследования заключается в том, что если мы хотим наилучших результатов для наших детей, мы должны обеспечить наилучший эмоциональный уход для беременных женщин. Необходимо проводить более широкое санитарно-просветительское просвещение по этому вопросу, и беременным женщинам рекомендуется как заботиться о себе эмоционально, так и обращаться за помощью в случае необходимости. В настоящее время в большинстве случаев тревога и депрессия у беременных остаются невыявленными и нелеченными. Мы должны убедиться, что беременных женщин тщательно расспрашивают, когда они впервые вступают в контакт со специалистами в области здравоохранения, об их эмоциональной истории и текущем состоянии. Важно отметить, что на развитие плода могут повлиять не только диагностируемые нарушения, но и ряд симптомов стресса, тревоги и депрессии, в том числе плохие отношения с партнером. Для каждой женщины должна быть организована соответствующая индивидуальная помощь. Это может предотвратить ряд проблем развития нервной системы, возникающих у клинически значимой части детей.

Ссылки

  1. Баркер DJ. Эволюционные истоки болезней взрослых. Европейский журнал эпидемиологии 2003;18(8):733-6.
  2. Weinstock M. Потенциальное влияние материнских гормонов стресса на развитие и психическое здоровье потомства. Мозг, поведение и иммунитет 2005;19(4):296-308.
  3. Van den Bergh BRH, van den Heuvel MI, Lahti M, Braeken M, de Rooij SR, Entringer S, Hoyer D, Roseboom T, Räikkönen K, King S, Schwab M. Истоки пренатального развития поведения и психического здоровья: влияние материнского стресса во время беременности. Нейронаука и биоповеденческие обзоры . 2017. doi: 10.1016/j.neubiorev.2017.07.003. [Epub перед печатью] 
  4. Монах С., Луго-Канделас С., Трампф С. Пренатальные истоки развития будущей психопатологии: механизмы и пути. Ежегодный обзор клинической психологии . 2019. doi:10.1146/annurev-clinpsy-050718-095539. [Epub перед печатью]
  5. О’Доннелл К.Дж., Гловер В., Баркер Э.Д., О’Коннор Т.Г. Стойкое влияние материнского настроения во время беременности на детскую психопатологию. Психопатология развития . 2014;26(2):393-403.
  6. Бергман К., Саркар П., Гловер В., О’Коннор Т.Г. Материнский стресс во время беременности предсказывает когнитивные способности и боязливость в младенчестве. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии.  2007;46(11):1454-1463.
  7. Гловер В., О’Доннелл К.Дж., О’Коннор Т.Г., Фишер Дж. Пренатальный материнский стресс, программирование плода и механизмы, лежащие в основе более поздней психопатологии – глобальная перспектива. Dev Psychopathol, 2018. 30(3): с. 843-854.
  8. Buss C, Davis EP, Muftuler LT, Head K, Sandman CA. Высокая тревожность беременных в середине гестации связана со снижением плотности серого вещества у детей 6-9 лет. Психонейроэндокринология.  2010;35(1):141-53.
  9. Mennes M, Van den Bergh B, Lagae L, Stiers P. Изменения мозга, связанные с развитием у 17-летних мальчиков, связаны с антенатальной материнской тревогой. Клиническая нейрофизиология.  2009;120(6):1116-1122.
  10. Moog NK, Entringer S, Rasmussen JM, Styner M, Gilmore JH, Kathmann N, Heim CM, Wadhwa PD, Buss C. Межпоколенческое влияние жестокого обращения с матерью на анатомию мозга новорожденного. Биологическая психиатрия.  2018;83(2):120–127.
  11. Капрон Л.Е., Гловер В., Пирсон Р.М., Эванс Дж., О’Коннор Т.Г., Штейн А., Мерфи С.Е., Рамчандани П.Г. Ассоциации антенатального настроения матери и отца с тревожным расстройством потомства в возрасте 18 лет. Журнал аффективных расстройств.  2015;187:20-26.
  12. О’Доннелл К.Дж., Гловер В., Лахти Дж., Лахти М., Эдгар Р.Д., Райкконен К., О’Коннор Т.Г. Пренатальная тревожность матери и генотип COMT ребенка предсказывают рабочую память и симптомы СДВГ. PLoS Один.  2017;12(6):e0177506.
  13. Иегуда Р., Энгель С.М., Бранд С.Р., Зекл Дж., Маркус С.М., Берковиц Г.С. Трансгенерационные эффекты посттравматического стрессового расстройства у детей матерей, подвергшихся нападениям во Всемирном торговом центре во время беременности. Журнал клинической эндокринологии и обмена веществ.  2005;90(7):4115-4118.
  14. Хашан А.С., Абель К.М., Макнами Р., Педерсен М.Г., Уэбб Р.Т., Бейкер П.Н., Кенни Л.С., Мортенсен П.Б. Повышенный риск шизофрении у потомства после дородового материнского воздействия тяжелых неблагоприятных жизненных событий. Архив общей психиатрии . 2008;65(2):146-152.
  15. О’Доннелл К.Дж., Багге Дженсен А., Фриман Л., Халиф Н., О’Коннор Т.Г., Гловер В. Материнская пренатальная тревожность и подавление плацентарного 11бета-HSD2. Психонейроэндокринология , 2012;37(6):818-826.
  16. Rasmussen JM, Graham AM, Entringer S, Gilmore JH, Styner M, Fair DA, Wadhwa PD, Buss C. Концентрация интерлейкина-6 у матери во время беременности связана с изменениями в лобно-лимбическом белом веществе и когнитивном развитии в раннем возрасте. Нейроизображение , 2019;185:825-835.
  17. ДиПьетро Дж.А., Новак М.Ф., Костиган К.А., Ателла Л.Д., Реусинг С.П., Психологический дистресс матери во время беременности в связи с развитием ребенка в возрасте двух лет. Развитие ребенка . 2006;77(3):573-587.

Как цитировать эту статью:

Гловер В. Влияние пренатального стресса на поведенческие и когнитивные результаты ребенка начинается с самого начала. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Гловер В., тема изд. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/stress-and-pregnancy-prenatal-and-perinatal/according-experts/effects-prenatal-stress-child. Обновлено: апрель 2019 г. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Что происходит в мозгу матери, когда плачет ее ребенок

Основные моменты истории

Новое исследование показывает, что происходит в мозгу матери, когда она слышит плач своего ребенка

Отдельное исследование показало, что маленькие дети могут различать, что заставляет взрослых восклицать «ааааааа»

Си-Эн-Эн —

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_B4F59EC0-7E0C-6940-7FA6-3B93934F85DF@published” data-editable=”text” data-component-name=”paragraph”> Исследователи узнают все больше и больше об отношениях матери со своим ребенком.

Согласно исследованию, опубликованному в Proceedings of the National Academy of Sciences в понедельник, молодые мамы во всем мире проявляют универсальную реакцию как в своем поведении, так и в своем мозгу, когда они слышат плач своих детей.

В новом исследовании мамы из 11 стран постоянно брали на руки, брали на руки и разговаривали со своими младенцами, когда слышали их всхлипывания. Также были проведены МРТ головного мозга матерей, которые выявили повышенную активность в областях, связанных с уходом за ребенком, движением и речью.

Обнаружение таких связей между мозгом и поведением отчасти является тем, чем занимается нейробиология, сказал ведущий автор исследования Марк Борнштейн, руководитель отдела исследований детей и семьи Национального института детского здоровья и развития человека.

«Что касается «практической» стороны, детский плач — одна из самых обсуждаемых и часто задаваемых проблем для молодых родителей. Плач также сигнализирует о состоянии здоровья ребенка», — сказал Борнштейн.

Подготовка к материнству _00004206.jpg

видео

Подготовка к материнству

«Младенческий плач побуждает некоторых взрослых, в том числе матерей, проявлять сочувствие и заботу, а других — пренебрежением или даже жестоким обращением. Младенческий плач является спусковым крючком для жестокого обращения. Поэтому понимание того, как матери обычно реагируют на плач на уровне поведения и нервной системы, может многое рассказать», — сказал он. «Мы надеемся, что это исследование подтолкнет других к изучению реакции мозга, связанной с ненормальными отклонениями в воспитании детей, например, жестокое обращение матерей».

В исследовании приняли участие 684 впервые здоровые матери из Аргентины, Бельгии, Бразилии, Камеруна, Франции, Кении, Израиля, Италии, Японии, Южной Кореи и США.

Исследователи наблюдали и записывали один час взаимодействия между каждой мамой и ее ребенком в возрасте около 5,5 месяцев, когда они находились дома.

Исследователи обнаружили, что у матерей была удивительно последовательная реакция на плач их младенцев, «и через очень короткий промежуток времени после начала плача, пять секунд, они предпочитали брать и держать своего младенца или разговаривать с ним», — Борнштейн. сказал.

Доктор Трюк Тихий плачущий малыш Роберт Гамильтон orig vstan_00002112.jpg

Роберт Гамильтон / Pacific Ocean Pediatrics

видео

Вирусный трюк доктора успокаивает плачущих детей

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_283AC6C5-D213-8316-6C01-3B98B9285882@published” data-editable=”text” data-component-name=”paragraph”> Используя технологию МРТ, исследователи также просканировали мозг отдельной группы из 43 здоровых первородящих матерей в Соединенных Штатах. Матерей сканировали , когда они слышали плач собственного младенца или издавали другие звуки. МРТ также сделали еще одной группе из 44 здоровых мам в Китае, которые были более опытными с младенцами, при этом они слышали детские крики и другие звуки, взятые из базы данных.

МРТ-сканирование показало, что в обеих группах слышание детских криков обычно активировало области мозга, связанные с намерением двигаться, хватать и говорить, обработкой слуховых стимулов и заботой о детях.

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_580C1DEA-7BA2-27AE-A9C5-3BBE27B2D821@published” data-editable=”text” data-component-name=”paragraph”> Те области мозга, которые были активированы в ходе исследования, можно описать как области «готовности» или «планирования», сказал Роберт Фромке, нейробиолог из Нью-Йоркского университета, не участвовавший в исследовании.

«Также широко распространена активация слуховой части мозга», — сказал Фромке. «Также имеет смысл, что будет широко распространенная активация, потому что эти (младенческие крики) крики тревоги».

Фромке изучал окситоцин, гормон, играющий важную роль в установлении связи между матерью и младенцем, на мышах, а также изучал, как он помогает формировать мозг матери, чтобы реагировать на потребности ее потомства.

По словам Фромке, у матерей-людей, таких как женщины в новом исследовании, окситоцин и другие химические вещества мозга могут усиливать неотложную реакцию на плач ребенка.

Фотоиллюстрация/Thinkstock

Исследование показало, что беременность меняет мозг матери на годы

В отдельных случаях предыдущие исследования, не связанные с новым исследованием, обнаружили связь между вагинальными родами и грудным вскармливанием у матери, имеющей более сильные реакции мозга на плача ее ребенка.

Одной из возможных причин может быть окситоцин. Грудное вскармливание может привести к более высокому уровню окситоцина в мозге и теле матери, и, хотя это противоречиво, одно исследование предполагает, что могут быть разные уровни окситоцина у матерей, родивших детей с помощью кесарева сечения, по сравнению с вагинальными родами.

Теперь «текущее исследование вносит свой вклад в существующую литературу о мозге матери, определяя общие области мозга, которые чувствительны к звукам детского плача в разных культурах», — сказал Пилён Ким, доцент психологии Денверского университета. участвовала в новом исследовании, но вела отдельное предыдущее исследование нейробиологии материнства.

«Это важный шаг на пути к будущим исследованиям, чтобы лучше понять общие, а также уникальные реакции, которые матери в разных культурах демонстрируют своим собственным детям, в их мозгу и поведении», — сказала она. «Мозг молодых матерей претерпевает динамические изменения, чтобы помочь матерям справиться со стрессом и поддержать их переход к материнству».

жалюзи

Исследование: голос мамы действует на ваш мозг как чары

Фромке похвалил новую статью за то, что в ней участвовала межкультурная выборка матерей, однако исследование имело некоторые ограничения.

По словам Борнштейна, все впервые родившие матери из 11 стран не обязательно представляли все свои страны, поэтому необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, появятся ли аналогичные результаты в большей выборке.

«Кроме того, мы не измеряли мозг тех матерей, у которых мы измеряли поведение, или наоборот, и поэтому мы предполагаем, что эти ассоциации между мозгом и поведением сохраняются», — сказал Борнштейн.

«В конце концов, надежность поведенческих результатов в 11 странах и результаты фМРТ в трех странах говорят нам, по крайней мере, о том, что шанс вряд ли сработает», — сказал он. «Ученым нравится быть осторожными в установлении причинно-следственных связей. Это был не эксперимент, а согласование двух наборов наблюдений за поведением и мозгом».

sgmd gupta cgi инвестиции в младенцев minds_00005520. jpg

видео

Что происходит в голове младенца?

По словам Борнштейна, необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, будут ли аналогичные реакции на детский плач у взрослых, не являющихся матерями.

С другой стороны, всего к 2 годам многие дети развили социальный интеллект, чтобы понимать эмоциональные реакции взрослых и их выражение эмоциональных звуков, таких как «аууу» и «ммм», согласно отдельному исследованию, опубликованному в Proceedings. Национальной академии наук в понедельник.

«Наше исследование показывает, что если родитель внезапно восклицает от восторга или ласково воркует на что-то в сцене, дети могут сделать хорошее предположение о том, смотрит ли родитель на что-то захватывающее или на что-то очаровательное в комнате», — сказал он. Ян Ву, докторант кафедры мозговых и когнитивных наук Массачусетского технологического института и ведущий автор исследования.

Исследование включало серию из пяти экспериментов с участием 230 детей в возрасте от 1 до 4 лет и 16 взрослых. В ходе экспериментов детей просили выполнять задания, некоторые из которых включали в себя связывание положительных звуков или выражений, произносимых взрослыми, таких как «ммм», «ауууу» или «вау», с изображениями или объектами, которые могли бы быть вероятными. триггеры этих выражений, таких как игрушка или еда.

Исследователи обнаружили, что примерно к 2 годам дети могут различать нюансы положительных эмоций взрослых и связывать эмоциональные реакции взрослых с возможными причинами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *