Чем обусловлено своеобразие обучения дошкольников: Сущность обучения дошкольников — Все для детского сада
Сущность обучения дошкольников — Все для детского сада
Обучение детей дошкольного возраста является составной частью педагогического процесса в детском саду и направлено на формирование развитой личности. Это сложный и длительный процесс, планомерно осуществляемый па занятиях и в повседневной жизни: в играх, труде, быту.
Поскольку ребенок совершенно беспомощен, необходимость в его воспитании и обучения обусловлена самой природой и представляет собой вечную задачу человечества.
Известно, что помимо родового опыта, человек в течение своей жизни приобретает и индивидуальный, который, разумеется, есть и у животных. Но в отличие от них у человека имеется еще и третья форма опыта, которая полностью отсутствует у животных. Учеными вскрыта удивительная особенность обучения. Окалывается, что знания нельзя передать ребенку в готовом виде. Воспитатель не может передать имеющиеся знания путем лишь речевого общения с ребенком. Ребенок может получить их только в результате собственной познавательной деятельности. Конкретные виды познавательной деятельности ребенка и есть процесс учения.
До систематического обучения в школе ребенок часто усваивает понятия путем проб и ошибок. При этом ориентировка фактически происходит по несущественным признакам, но и силу сочетания их в предметах с существенными оказывается в определенных пределах верной. В других случаях ориентировка происходит на существенные признаки, но они остаются неосознанными.
Обучение на занятиях переводит процесс усвоения знаний из стихийной деятельности в деятельность целенаправленную и организованную. Задача обучения состоит в том, чтобы деятельность ребенка по усвоению понятий была выделена и всесторонне организована. Это будет способствовать тому, что процесс усвоения понятий будет постепенно восходить от ориентировки на изолированные, внешние, случайные признаки к ориентировке на систему существенных признаков, характеризующих суть явления, будет помогать формированию у детей четкой системы знаний.
В дошкольном возрасте, особенно на ранних его ступенях, усвоение детьми знаний во многом неосознанное. Об этом свидетельствует тот факт, что дети не могут объяснить правильность своих действий и на вопрос воспитателя «Как ты узнал?», «Как решил?» они или не отвечают вовсе или указывают ложные основания, а зачастую просто отвечают: «Знаю, что правильно». Формируя осознанное отношение детей к процессу учения, воспитатель тем самым обеспечивает живой интерес, внимание, сосредоточенность, познавательную активность, сообразительность ребенка в процессе обучения.
Таким образом, обучение для ребенка является одновременно источником и средством умственного развития, в особенности в тех случаях, когда воспитатель дает возможность детям самостоятельно делать маленькие открытия. Сделать деятельность учения внутренней потребностью ребенка — серьезная педагогическая задача, так как, чем любознательнее ребенок, чем активнее он в удовлетворении своей любознательности, тем успешнее идет его умственное развитие.
Что собою представляет обучение дошкольников? Это. сложный, взаимосвязанный проносе деятельности воспитателя и ребенка, в ходе которого воспитатель организует, направляет, руководит познавательной деятельностью ребенка, а ребенок активно усваивает обобщенный опыт, накопленный человечеством в виде знаний, умении, навыков. В центре обучения находится, с одной стороны, воспитатель, который разнимает познавательные способности и творческие силы ребенка, а с другой — ребенок, его учение, его активное движение к познанию все более глубоких связей и зависимостей, существующих в предметах и явлениях окружающей действительности.
Успех учения дошкольников, а следовательно, и развитие их познавательных способностей зависит, во-первых, от содержания учебного материала, во-вторых, от педагогического мастерства воспитателя, использования им передовых методов и приемов обучения; в-третьих, от личностных качеств и индивидуальных особенностей ребенка.
Проблема обучения дошкольников очень сложна и недостаточно разработана и психолого-педагогической литературе. То же самое можно сказать и о практике дошкольных учреждений, где дошкольникам в их обучении нередко отводится пассивная роль. Учебный процесс на занятиях рассматривается как передача знаний, а иногда и как передача умений и даже способов мышления. Бесспорно, такое понимание является следствием неумения управлять в должной мере познавательной деятельностью дошкольников.
Таким образом, суть деятельности учения дошкольников состоит прежде всего в усвоении способов решения умственных и практических задач, в развитии познавательных и творческих возможностей и способностей ребенка.
Обучение в детском саду имеет свою специфику, оно отличается от школьного обучения своим содержанием, организационными формами и методами
В отличие от школьного обучения, где учащиеся усваивают основы научных знании, и дошкольных учреждениях дети усваивают элементарные, научно достоверные знания об окружающих предметах и явлениях.
Основная форма обучения в детском саду — занятие, которое отличается от школьного урока гибкостью (разнообразием структуры, изменением длительности). Большой удельный нес в педагогическом процессе детского сада занимает обучение дошкольников в повседневной жизни: в играх, быту, труде.
Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со словом воспитателя.
Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
Консультация для родителей
«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»
Олейник Оксана Александровна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Раннее детство — это особый период, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребёнка.
1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длинны тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.
Быстрый темп развития ребёнка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в тоже время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершённость формирующихся умений и навыков. Учитывая это, предусматривается повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребёнка взрослых и его самостоятельной деятельности.
В первые три года жизни ребёнка отмечается большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым развитием организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдается в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в ясли и т.д.).
В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., необходимых в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта.
2. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большей степени связано с настроением ребёнка и, если удаётся поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро.
3. Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсорные потребности. Доказано что, если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.
Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение-естественное состояние малыша, способствующее интеллектуальному его развитию.
4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов-кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками-залог становления личности ребёнка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.
Интерес к окружающему в раннем детстве является не произвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.
5. Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметная деятельность. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у малыша нового отношения к миру предметов.
В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, соотношении частей, звуковых свойствах предметов). На основе целенаправленных действий с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).
6. В развитии ребёнка раннего возраста огромная роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение-залог уравновешенного состояния малыша.
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогического процесса со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые-и действия их в отношении с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя своё поведение, что является для них непосильной задачей. Так, сами взрослые часто являются причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в детском учреждении требования к детям были одинаково посильными, согласованными между родителями и воспитателями.
Очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Прежде всего, запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования их выполнения должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось. Однако этих запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.
Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, им трудно длительное время не двигаться-сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу.
С раннего возраста у детей формируется самостоятельность. Выполнение действий ребёнком без помощи взрослого очень рано доставляет ему удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько это возможно, всячески поддерживать. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.
При воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр, более раннего укладывания спать, чем другие. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом был воспитатель; другие засыпают быстро и не нуждаются в особых воздействиях. Во время игры одни дети легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы оно было достаточно трудным, решалось ими самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребёнка не только помогает воспитателю найти нужный подход к нему, но и способствует формированию определённых черт его личности.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности — неудобство в одежде, опрелости, ребёнок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов — сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов к ним, — является залогом формирования правильного поведения ребёнка, создания у него уравновешенного настроения.
Пять элементов хорошей школы
Опубликовано вОт начальной до старшей школыКак родители и педагоги могут оценить качество дошкольного образования
The Hechinger Report — это национальный некоммерческий отдел новостей, освещающий одну тему: образование. Подпишитесь на наши еженедельные информационные бюллетени, чтобы получать подобные истории прямо на ваш почтовый ящик.
Мы знаем, что дошкольное образование имеет большое значение для детей и что его влияние может сохраняться всю жизнь. Но чтобы оказывать такое влияние, ранняя помощь должна быть высокого качества.
Эта история также появилась в HuffPostСтолкнувшись с ограничениями по цене, доступности и местоположению, родители часто не понимают, что на самом деле важно при оценке потенциального дошкольного учреждения. Независимо от того, какую образовательную философию или модель использует класс дошкольного образования, эти пять элементов являются основными элементами, на которые следует обращать внимание при выборе дошкольного учреждения.
1. Атмосфера и дизайн классной комнаты: Классная комната, способствующая обучению, должна быть радостной и дружелюбной и должна быть организована вокруг четких фокусных областей, называемых центрами, которые предлагают разнообразные виды деятельности.
Что можно увидеть:
- Игрушки-конструкторы
- Книги
- Нарядная одежда и реквизит
- Товары для творчества
- Уникальные детские рисунки для обучения на стенах
- 0 9 числовой ряд, но не таблицу умножения, книжки с картинками, но не сборники глав и т. д.)
- Низкие полки с доступными игрушками
- Детские столы и стулья
- Четко очерченные зоны (вы можете увидеть зону для переодевания, например, станция художника или мини-библиотека.)
Что вы можете спросить:
- Сколько времени тратится на групповые занятия? (Подсказка: примерно полдня или меньше.)
- Сколько времени тратится на свободную игру в центрах?
- Решают ли дети, какие центры они будут использовать, или они проходят через все из них?
2. Учителя: Учителя должны направлять академический рост, моделировать поведение в классе и предлагать детям инструменты для борьбы с сильными чувствами.
Что вы видите:
- Учителя сидят на корточках на уровне глаз и разговаривают с детьми
- Учителя постоянно наблюдают за детьми, когда они работают и играют
- Учителя задают открытые вопросы
- Учителя повторяют чувства учеников в ответ услышать: “Ты злишься. Трудно злиться”)
- Учителя побуждают учащихся разрешать споры
- Дети выглядят занятыми
- Дети спонтанно проявляют нежность к учителям (Обратите внимание на детей, тянущихся к учителям за руки, их быстрое объятие и т. д. Быстрый физический контакт — это один из способов, которым маленькие дети выражают свое утешение взрослым.)
Что вы можете спросить:
- Какова ваша философия преподавания? (Широкий спектр философий эффективен. Самое главное, чтобы учителя могли сформулировать свой подход. )
- Каково ваше образование и как долго вы преподаете?
- Что вам нравится в дошкольном обучении?
- Как часто учителя покидают эту школу?
- Что могут сделать родители, чтобы поддержать то, что вы делаете в классе?
3. Дисциплина и социально-эмоциональное развитие: Дошкольные учреждения должны помогать детям понимать свои чувства и взаимодействовать со сверстниками.
Что вы можете увидеть:
- Таблицы и картинки на стенах, которые помогут детям определить чувства
- Тихое, успокаивающее место в классе, где расстроенные дети могут расслабиться тайм-ауты могут быть полезными, но они должны быть не более 3-5 минут и должны быть оформлены как возможность для детей успокоиться и восстановить самообладание, а не как наказание. держали взаперти отдельно от своих одноклассников.)
- Телесные наказания никогда не применяются
- Учителя справляются с проступками, не повышая голоса
Что вы можете спросить:
- Есть ли у вас план обучения детей справляться со своими чувствами?
- Что вы планируете делать, если дети кусают или бьют друг друга? (Подсказка: школы должны быть готовы работать с семьями, чтобы выяснить, что происходит, и помочь разработать план обучения детей саморегулированию.
- Вы когда-нибудь отстраняли или исключали детей? (В идеале ответ «нет», хотя учителя должны быть готовы обсудить альтернативные или дополнительные возможности, доступные для детей с эмоциональными, умственными или физическими проблемами, которые влияют на их способность приспосабливаться к классу.)
4. Академические занятия: Дети должны овладеть фундаментальными академическими навыками в чтении, математике, естественных науках и социальных науках посредством исследовательской и творческой деятельности.
Что вы можете видеть:
- Дети создают и объясняют узоры
- Дети рассказывают историю, пока учитель записывает ее, а ребенок иллюстрирует ее
- Дети, играющие с головоломками и играми, требующими счета или понимания того, что больше и меньше (например, простая версия игры «Ловушки и лестницы»)
- «Артефакты» аутентичного обучения, такие как детское творчество, научные проекты и другие свидетельства ориентированного на детей обучения
- Учителя, побуждающие учащихся к дальнейшему изучению идеи (Вы можете услышать: «Вы построили несколько высоких башен, но они
- Учителя предлагают учащимся предсказать, что, по их мнению, произойдет дальше в рассказе, математической задаче или научном эксперименте (Вы можете услышать: «Мы знаем, Клиффорд, большой рыжий пес, любит своего друга. Теперь, когда его друг застрял на дереве, как вы думаете, что будет делать Клиффорд?»)
- Минимальное использование зубрежки (Дети поют песни, которые они выучили наизусть, или учатся считать до 20, если весь их день не состоит из повторения заученных ответов, как попугаи.)
Что вы можете спросить:
- Какую учебную программу вы используете и основана ли она на исследованиях в области образования?
- Каковы академические цели на этот год? (Подсказка: они должны рассказать вам о своих планах обучения математике и другим предметам, а не только о грамотности. Прислушивайтесь к таким фразам, как «основанный на деятельности» и «практический», когда они рассказывают вам о своих планах.)
- Как вы отслеживаете, чему учится мой ребенок? Как узнать, учится ли мой ребенок?
- Как вы будете информировать меня о том, находится ли мой ребенок на правильном пути?
5. Безопасность: Учащиеся не должны подвергаться неоправданному физическому риску в дошкольном учреждении.
Что вы можете видеть:
- Химические вещества хранятся в закрытых шкафах, шнуры спрятаны вне досягаемости
- Запрещены открытые водоемы (например, детский бассейн или наполненная ванна)
- Высокая мебель, прикрепленная к стенам
- Процесс входа (посмотрите, может ли кто-нибудь войти и может ли ребенок легко выйти. Если система входа неясна, спросите об этом персонал.)
- Основные стандарты чистоты соблюдены
- Сертификаты пожарной безопасности должны быть актуальными и отображаться
Что вы можете спросить:
- Имеются ли аварийные системы? Что бы вы сделали, если бы мой ребенок пострадал?
- Что произойдет, если моему ребенку понадобятся лекарства?
- Проводится ли проверка биографических данных сотрудников?
- Могу ли я увидеть ваш последний отчет о государственной проверке? (Вы также можете найти отчеты об инспекциях в общедоступной базе данных штата или города в Интернете. )
Эта история о высококачественных дошкольных учреждениях была подготовлена
Отчет Хехингера представляет собой подробный, основанный на фактах, непредвзятый отчет об образовании, доступный бесплатно для всех читателей. Но это не значит, что его можно производить бесплатно. Наша работа информирует педагогов и общественность о насущных проблемах в школах и кампусах по всей стране. Мы рассказываем всю историю, даже если детали неудобны. Помогите нам продолжать делать это.
Присоединяйтесь к нам сегодня.
Tagged: Учебная программа, Данные и исследования, Родители, Социальные эмоцииДжеки Мэдер курирует все использование фотографий и мультимедиа, занимается дошкольным образованием и пишет информационный бюллетень для детей раннего возраста.
За десять лет работы в Hechinger она затронула целый ряд тем, включая учителя… Джеки Мэдер: ещеЛилиан Монжо направляет и вносит свой вклад в западное освещение The Hechinger Report тем K-12 и раннего образования. Начала осваивать специальность в раннем детстве в 2012 году и написала и… Лилиан Монжо: еще
Подарок на всю жизнь
Продолжаются дебаты по законопроекту Байдена о социальной инфраструктуре «Восстановить лучше, чем было», предлагающему историческое расширение услуг по уходу за детьми и всеобщего дошкольного образования. Дошкольное образование является популярным в обществе начинанием, пользующимся сильной поддержкой двух партий и впечатляющими доказательствами значительного воздействия в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Экономические исследования, изучающие отдачу от инвестиций в раннее образование, показывают огромную ценность в размере от 4 до 13 долларов в обмен на каждый доллар, потраченный на влияние на уровень образования, занятость, здоровье, прогулы и преступность.
Профессор прикладной психологии развития и педагогики – Бостонский колледж
Профессор кафедры специального образования Университета Осло
Профессор Педагогической школы Калифорнийского университета, Ирвин
Большая часть данных, используемых в этих прогнозах, получена из классических вмешательств «золотого стандарта», таких как дошкольные исследования Abecedarian и Perry. Это были проекты с большим объемом ресурсов, которые предоставили высококачественный опыт раннего образования семьям из общин с ограниченными ресурсами. Можно ли результаты этих исследований распространить на крупномасштабные современные программы для детей из самых разных экономических слоев? Это то, что предлагается в новом законопроекте об инфраструктуре в качестве универсальной модели pre-K.
Новое исследование, опубликованное в журнале «Развитие детей», убедительно свидетельствует о том, что устойчивого высококачественного образования в раннем возрасте может иметь долгосрочные последствия. Используя в качестве основы исследование ухода за детьми в раннем возрасте и развития молодежи, проведенное Национальным институтом детского здоровья и развития человека, в этом исследовании приняли участие 814 человек из исходной выборки, пока молодым людям не исполнилось 26 лет. Эти молодые люди посещали различные учреждения по уходу за детьми и дошкольные учреждения, которые сильно различались по качеству ухода. Поскольку это было исследование развития обычных детей в повседневной среде, оно включало семьи с низким, средним и высоким доходом в нескольких местах по всей стране, которые имели доступ к уходу высокого, среднего или более низкого качества, когда они были в раннем детстве. Примечательно, что дети из малообеспеченных семей, которые имели доступ к высококачественному дошкольному образованию в течение 24 или более месяцев в первые пять лет своей жизни, с большей вероятностью заканчивали колледж и получали более высокую заработную плату в возрасте 26 лет. молодые люди, получавшие постоянный высококачественный уход, были статистически неотличимы от своих сверстников с более высоким доходом.
Уход за детьми младшего возраста и образование на базе сообщества, осуществляемые в больших масштабах, могут оказать долгосрочное воздействие и могут послужить катализатором успеха детей в более позднем возрасте, особенно для детей из менее обеспеченных ресурсами сред. Важно отметить, что для достижения этих долгосрочных результатов было необходимо высокое качество. Недавние результаты исследования, проведенного профессором Университета Вирджинии Бобом Пиантой и его коллегами, говорят о том же. Качественный уход за детьми раннего возраста повышает готовность детей к школе и вдвое сокращает так называемый разрыв в успеваемости. Это означает, что доступа к раннему образованию недостаточно. Теплая, безопасная, поддерживающая среда, богатая языком и разговорами, а также предлагающая множество возможностей для игр и участия в практических исследованиях, является ключевым фактором. Постоянный доступ также имеет решающее значение для прогнозирования долгосрочных результатов. Более высокая заработная плата и количество окончивших колледжи были очевидны только для детей, которые два или более года находились под высококачественным уходом.